Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КОАЛИЦИОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ДЭВИДА КЭМЕРОНА- НИКА КЛЭГГА (2010-2015 ГОДА)

Работа №61336

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы88
Год сдачи2016
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
384
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Европейское и американское направления внешней политики
коалиционного правительства Дэвида Кэмерона- Ника Клэгга 10
1.1. Политика коалиционного правительства в отношении
Европейского Союза 11
1.2. «Особые отношения» Великобритании и Соединённых Штатов Америки
при коалиционном правительстве 19
Глава 2. Внешняя политика коалиционного правительства
В странах Ближнего Востока 34
2.1. Политика коалиционного правительства в отношении
кризиса в Ливии 34
2.2. Политика коалиционного правительства в отношении
кризиса в Сирии 39
Глава 3. Российская Федерация во внешней политике коалиционного правительства 49
3.1. Отношения с Российской Федерацией в контексте
конфликта в Сирии 52
3.2. Отношения с Российской Федерацией
в условиях украинского кризиса 56
Заключение 68
I. Список источников 72
II. Список литературы

Великобритания является одним из самых развитых государств современного мира, участником саммитов G7, она входит в состав НАТО и Европейского Союза. Будучи постоянным членом Совета Безопасности Организации Объединённых Наций, Соединённое Королевство непосредственно вовлечено в процесс обсуждения и принятия решений по основным проблемам мировой политики. Несмотря на потерю лидерского положения в мире, вызванную двумя разрушительными мировыми войнами, распадом Британской колониальной Империи и формированием биполярной системы, предполагавшей наличие двух «сверхдержав» своих блоков, которыми стали Советский Союз и Соединённые Штаты Америки, Великобритания продолжила играть значительную роль в мировой политике.
По результатам парламентских выборов 2010 года, ни одной из партий не удалось создать однопартийное правительство. Поэтому новое правительство было образовано на коалиционное основе набравшей большинство голосов избирателей Консервативной партией и занявшей третьей место Либерально-демократической. Данная работа посвящена изучению политики коалиционного правительства по основным внешнеполитическим направлениям.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловливается ролью и влиянием Великобритании в мире. Действия, предпринятые коалиционным правительством в период с 2010 по 2015 года по основным направлениям внешней политики Соединённого Королевства, неразрывно связаны с международной обстановкой на современном её этапе. Комплексный анализ внешней политики Великобритании с выделением её основных направлений, а также исторических предпосылок и основ сотрудничества, является необходимым для понимания дальнейшего развития внешней политики Соединённого Королевства.
Выбор исследуемого периода, с 2010 по 2015 года, обусловлен тем, что действия коалиционного правительства отражали состояние отношений Великобритании с главным союзником, Соединёнными Штатами Америки, ознаменовали начало обсуждения вопроса дальнейшей интеграции страны в рамках Европейского Союза, были связаны с главными кризисами этого периода, в Сирии, Ливии, на Украине, а также с резким ухудшением отношений с Российской Федерацией, что позволяет выделить данные направления как основные во внешней политике в период коалиционного правительства.
Тема внешней политики коалиционного правительства Д. Кэмерона и Н.Клэгга получила освещение в работах отечественных и зарубежных авторов, однако, в силу своей новизны, основные внешнеполитические направления исследованы ещё не так подробно, как у предыдущих правительств. Степень изученности внешней политики коалиционного правительства Великобритании с 2010 по 2015 года в отечественной историографии представлена публикациями исследовательских институтов, статьями в сборниках и журналах по актуальным проблемам мировой политики. К основной используемой литературе относились материалы Института Европы Российской академии наук. Был использован доклад №309 «Великобритания в преддверии всеобщих парламентских выборов в 2015 году», председателем редакционного совета которого являлся директор Института Европы А.А.Громыко, ранее руководивший центром британских исследований Института Европы. В докладе, состоящем из статей по внутренней и внешней политике коалиционного правительства, можно выделить статью К. А. Годованюк «Российско- британские отношения в свете украинского кризиса» . А.А.Громыко, в соавторстве с Е.В.Ананьевой, является также автором рабочей тетради №19/2014 Российского совета по международным делам «Российско-британские отношения на современном этапе», описывающей эволюцию отношений между двумя странами начиная с распада Советского Союза. Внешней политике Великобритании посвящены статьи, опубликованные сборниками российских высших учебных заведений, например, статья из «Вестника Российского университета дружбы народов» «Внешнеполитическая деятельность лейбористского правительства Т. Блэра как предпосылка поражения на выборах 2010 года» автора Е.В. Давыденко, описывающая внешнюю политику Великобритании, в контексте которой к власти пришло коалиционное правительство. Этой же тематике была посвящена статья К.М. Фёдорова «Основные особенности внешнеполитического курса Великобритании при премьер-министре Т.Блэре» из сборника «Научные труды Северо-Западного института управления». Внешняя политика Великобритании была темой статей профессора Московского Государственного Института Международных Отношений Н. К. Капитоновой, таких как «Потепление англо-российских отношений», опубликованной на сайте МГИМО и статья ««За» и «против» сохранения членства Великобритании в Евросоюзе» из доклада №309 института Европы РАН под редакцией А.А. Громыко.
Степень изученности вопросов внешней политики Великобритании в зарубежной литературе представлена публикациями исследовательских центров Великобритании и других стран мира: развитие британо-американских отношений в 20 и 21 веке было описано в публикации Королевской Академии Оксфорда «Anglo-American Relations in the Twentieth Century- was the Special Relationship Just a Myth?» автора Н. Кулениц и докладе исследовательской службы Конгресса Соединённых Штатов Америки «The United Kingdom: Background and the Relations with the United States», созданном Д.Миксом. Также, британо-американские отношения была проанализированы в работе Р.Браун «A history of the Anglo-American special relationship», изданной Ашбрук-центром университета Ашлэнд. «Особым отношениям» между Великобританией и Соединёнными Штатами Америки была посвящена работа института Рузвельта «The “Special relationship” between Great Britain and the United States began with FDR» Д.Вулнера. Европейское направление политики коалиционного правительства было изучено в статье Д. Джокела «David Cameron’s European policy», опубликованной Швейцарским федеральным технологическим институтом Цюриха.
Важное место при написании работы занимали статьи и материалы с сайтов средств массовой информации. К ним относятся публикации Информационного агентства России (ТАСС) по ряду международных конфликтов, например «Украина: хроники евразийского раскола», посвящённая причинам и развитию кризиса на Украине, статья Г. Мирзаяна о гражданской войне в Ливии из журнала Эксперт.
Внешней политике Великобритании было посвящено большое количество статей британских журналов «The Guardian» и «The Telegraph», среди них статья о взглядах заместителя премьер-министра Н. Клэгга на европейскую интеграцию под названием «Nick Clegg: EU referendum is against national interest» автора Р. Съяла (The Guardian ) ,и статья, описывающая позицию министра по иностранным делам и делам Содружества УХейга о процессе мирного урегулирования в Сирии (The Telegraph ). Помимо этого, были использованы материалы Британской вещательной корпорации BBC как на русском языке, так и на английском, посвящённые широкому спектру вопросов. История отношений Великобритании и Европейского Союза была представлена в статье С.Вилсона «Britain and the EU: A long and rocky relationship», а в статье «Кэмерон и Медведев не согласились по Сирии и Литвиненко» был описан визит британского премьер-министра в Москву и основные темы обсуждений.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является внешняя политика коалиционного правительства Дэвида Камерона- Ника Клэгга в период с 2010 по 2015 год.
Предмет исследования данной работы включает политику коалиционного правительства по таким направлениям, как Соединённые Штаты Америки, Европейский Союз, регион Ближнего Востока. Также в работе были рассмотрены отношения Великобритании с Российской Федерацией в контексте кризисов на Украине и в Сирии.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является изучение основных направлений внешней политики коалиционного правительства Дэвида Камерона- Ника Клэгга с 2010 по 2015 год, что позволит определить место Великобритании в современной системе международных отношений.
Исследовательскими задачами, поставленными исходя из цели исследования, являются:
1. Рассмотреть основные внешнеполитические установки коалиционного правительства Консервативной партии и Либерально-демократической партии.
2. Изучить отношения Великобритании с Соединёнными Штатами Америки с начала 21 века при лейбористском и при коалиционном правительствах.
3. Исследовать отношения Консервативной партии и Либерально-демократической партии к Европейскому Союзу и референдуму по вопросу о выходе из Европейского Союза.
4. Проанализировать политику британского правительства в конфликтах в Сирии и Ливии.
5. Рассмотреть эволюцию отношений Великобритании и Российской Федерации и влияние на них кризисов в Сирии и на Украине.
Для решения поставленных задач были использована обширная источниковая база представленная:
1) Официальными документами Организации Объединённых Наций, к которым относятся Резолюция Совета Безопасности ООН 1970 (2011), посвящённая конфликту в Сирии, Резолюция Совета Безопасности 2118 (2013) о постановке под международный контроль и ликвидации сирийской программы химического оружия, а также Резолюция Генеральной ассамблеи ООН 68/262 о территориальной целостности Украины;
2) Официальными выступлениями политических деятелей Великобритании и других стран, среди которых речь премьер-министра Великобритании Д. Кэмерона в Блумберге в 2013 году, посвящённая европейскому направлению внешней политики правительства и возможности выхода страны из ЕС , совместное выступление премьер-министра Д.Кэмерона и президента Соединённых Штатов Америки Б. Обамы во время визита Д.Кэмерона в США, материалы с пресс-конференции Д. Кэмерона и генерального секретаря НАТО А.Ф. Расмуссена в 2014 году в период подготовки к саммиту НАТО в Уэльсе, речи министра по иностранным делам и делам Содружества, к которым относится речь У Хейга в 2014 году об оценке ситуации в Крыму, о референдуме и о роли России в произошедших событиях; а также выступление министра иностранных дел России С. Лаврова в рамках его визита в Лондон в 2013 году.
3) Официальными документами международных конференций: в рамках международных конференций Великобритания участвовала в обсуждении вопросов, связанных с мирным урегулированием кризисов. Можно выделить заключительное коммюнике «группы действий» по Сирии (Женевское коммюнике), посвящённое плану по решению сирийского конфликта, декларацию «группы восьми» 2011 года «Арабская весна» об изменениях, происходящих в регионе Ближнего Востока и Северной Африки и коммюнике лидеров G7 2014 года, в котором было выражено мнение стран, включая Великобританию, относительно конфликтов на Украине, в Сирии, Ливии и Афганистане;
4) Программными документами политических партий: предвыборные манифесты Консервативной партии и Либерально-демократической партии являлись важным источником для определения внешнеполитических взглядов двух партий, сформировавших правительство. Позиция коалиционного правительства по внешней политике была изложена в документе «The Coalition: our programme for government», созданном после всеобщих парламентских выборов 2010 года;
5) Материалами с сайтов правительства и парламента Великобритании: на сайтах правительства и парламента Великобритании опубликованы важные документы по международной тематике, среди них: Национальная стратегия безопасности 2010 года «А strong Britain in the age of uncertainty», созданная в период нахождения у власти коалиционного правительства , Национальная стратегия безопасности и обзор стратегической обороны и безопасности 2015 года, опубликованные новым Консервативным правительством после выборов 2015 года , программный документ по политике Великобритании для установления мира и стабильности в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, а также материалы дебатов в парламенте Великобритании по вопросам внешней политики, таких как участие Великобритании в военной интервенции в Сирию, обсуждение которого проходило в палате общин в 2013 году.
Научная новизна данной выпускной квалификационной работы заключается в комплексном анализе основных направлений внешней политики коалиционного правительства, находившегося у власти с 2010 по 2015 года. Новизна действий правительства Д. Кэмерона и Н. Клэгга обусловливает меньшую изученность периода с 2010 по 2015 год по сравнению с внешней политикой предыдущих правительств Великобритании.
Исследование основано на общенаучных методах, к которым относятся анализ и синтез, а также на историческом методе, включающем историко-генетический метод и историко-сравнительный метод.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрев основные направления внешней политики коалиционного правительства Д.Кэмерона и Н. Клэгга можно сделать следующие выводы.
Период коалиционного правительства Консервативной партии и Либерально-демократической партии характеризовался сохранением традиционно основных направлений внешней политики Великобритании, среди которых отношения с Европейским Союзом и Соединёнными Штатами Америки. Членство Соединённого Королевства в составе Европейского Союза обосновывало важность европейского направления во внешней политике всех правительств Великобритании с момента вступления государства в ЕС. Пришедшая к власти после лейбористов коалиция консерваторов и либерал-демократов имела противоположные взгляды на будущее Великобритании в Европейском Союзе. Наиболее проевропейски настроенная Либерально-демократическая партия стремилась к максимальной интеграции и усилению роли Великобритании в рамках ЕС, выступала за введение евро, а также за смену ключевого военного союзника с США на Францию. Консерваторы, наоборот, стремились к возвращению полномочий из Брюсселя в Лондон и большей независимости в осуществлении внешней и внутренней политики. Позиции двух партий были согласованы в общей программе коалиционного правительства, однако, нахождение на посту премьер- министра представителя Консервативной партии, повлияло на доминирование в программе идей консерваторов. Умеренный евроскептицизм Консервативной партии, вызванный необходимостью согласования политики с проевропейской Либерально-демократической партией, сменился усилением антиевропейских взглядов внутри Консервативной партии из-за начала европейского долгового кризиса. Антикризисная политика Европейского Союза, предполагавшая углубление интеграции и в перспективе создание фискального союза, была негативно воспринята премьер-министром Д.Кэмероном, отказавшимся подписывать направленные на это документы, принятые Европейским Союзом, например, Бюджетный пакт. Помимо этого, ограничение возможностей стран без евро влиять на принятие решений в экономической сфере ещё больше обострило ситуацию. Результатом обострения отношений между Лондоном и Брюсселем стало заявление Д. Кэмерона в 2013 года о возможности выхода Великобритании из состава Европейского Союза путём референдума, в случае победы Консервативной партии на выборах 2015 года. Условия сохранения членства Великобритании в составе ЕС, подготовленные Д.Кэмероном и призванные реформировать Европейский Союз, носили дезинтегративный характер, ограничивали такие основополагающие принципы ЕС, как свобода передвижения граждан, и поэтому не были одобрены Европейским Союзом, что сделало жёстче позицию Консервативной партии в отношении проведения референдума. На принятие Д. Кэмероном таких решительных мер влияло сразу несколько факторов. Внешним фактором давления стала набирающая популярность Партия независимости Соединённого Королевства, выступающая за радикальные изменения в отношениях с Европейским Союзом и выход Великобритании из его состава. Помимо опасений о возможности потери части традиционного электората, на решение Д. Кэмерона влияло и давление наиболее евроскептически настроенных лоббистских групп внутри самой Консервативной партии. В то же время, премьер-министр заявлял, что, лучшим вариантом было бы проведение реформ и сохранение членства в Европейском Союзе. Отказ ЕС идти на компромисс и выполнять условия, поставленные премьер-министром, сделали реальной перспективу выхода страны из Европейского Союза. Таким образом, европейское направление в период нахождения в правительстве Великобритании коалиционного правительства было одним из приоритетных и характеризовалось обострением отношений как между Лондоном и Брюсселем, так и внутри самого правительства, две партии которого разделяли противоположные точки зрения на европейскую интеграцию.
Сформировавшийся в период Второй мировой войны статус «Особых отношений» Великобритании и Соединённых Штатов Америки, характеризовавшийся тесным сотрудничеством США и Великобритании в военной и экономической сфере, а также наличием языковых и культурных общностей, определял американское направление как одно из основных во внешней политике Соединённого Королевства. Б. Обама был первым лидером, поздравившим Д. Кэмерона со вступлением в должность премьер-министра в 2010 году. Желание президента США подчеркнуть особое положение главного союзника было вызвано негативной оценкой части британского общества и британских политических деятелей проамериканской политикой лейбористского правительства. Правительство Лейбористской партии, находившейся у власти в Великобритании на протяжении 13 лет, проводило политику полного следования за Вашингтоном и участвовала в военных операциях, возглавляемых США, среди которых непопулярная война в Ираке. Проамериканская внешняя политика Э. Блэра по укреплению статуса Великобритании как основного военного союзника Вашингтона во многом повлияла на поражение лейбористов на выборах 2010 года, по результатам которых к власти пришло коалиционное правительство. В период с 2010 по 2015 года произошло несколько официальных визитов Б. Обамы в Лондон и Д.Кэмерона в Вашингтон, в рамках которых лидерами двух стран в их выступлениях уделялось большое внимание «особым отношениям» и общей позиции относительно важнейших мировых проблем. Помимо этого, Великобритания и США являлись важнейшими инвестиционными и экономическими партнёрами, а взнос Соединённого Королевства в НАТО был вторым, после США. В то же время, в период нахождения у власти коалиционного правительства, в публикациях исследовательских институтов и средств массовой информации всё чаще стал подниматься вопрос о действительном наличии особого статуса двусторонних отношений. Поводом для обсуждения этого вопроса стала отличающаяся от периода правительства Лейбористской партии позиция политических кругов Великобритании на участие британских вооружённых сил в военных операциях, возглавляемых Соединёнными Штатами Америки. На голосовании 2013 года в палате общин, британским парламентом было отвергнуто предложение премьер-министра Д. Кэмерона о возможном присоединении к коалиции с США для участия в военной операции в Сирии. Д. Кэмерон и министр обороны Ф. Хэммонд заявили о разочаровании в решении, которое, по их мнению, могло навредить «особым отношениям» с США. И хотя Вашингтон отметил, что продолжит консультации с Великобританией как с важнейшим партнёром, роль основного военного союзника в коалиции заняла Франция. Помимо этого, Великобритания не сразу присоединилось к коалиции США, созданной для борьбы с террористической организацией Исламское Государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) на территории Ирака, до присоединения заявляя об отсутствии договорённостей об участии в операции. Наряду с возможной потерей Соединённым Королевством статуса основного военного союзника, в 2011 году Вашингтоном был объявлен «поворот к Азии», обозначивший Азиатско- тихоокеанский регион как один из наиболее приоритетных во внешней политике США. К тому же, в отношении с другими государствами мира, например Израилем, президентом Соединённых Штатов Америки также использовался термин «особые отношения». Эти факты вызвали опасение британской стороны о возможном уменьшении внимания США к Европейскому региону и Великобритании в частности. В то же время, манифест Консервативной партии содержал намерение об установлении «особых отношений» с Индией и развитии отношений со странами, не входящими в регион Северной Америки и Европы, что определяло стремление консерваторов к усилению роли Великобритании в мире. В целом, экономическое и политическое превосходство Соединённых Штатов Америки и их способность влиять на внешнюю политику Великобритании, проявившая ещё в Суэцком кризисе, определили положение Великобритании в качестве «младшего партнёра» Вашингтона. Несмотря на негативную оценку зависимого положения Соединённого Королевства от политики США, нашедшей отражение и в манифесте Либерально-демократической партии, где была отмечена опасность следования за действиями Вашингтона, не всегда отвечающими национальным интересам Великобритании, в период коалиционного правительства оставалось актуальным мнение Д. Кэмерона от 2006 года о необходимости для Великобритании сохранять «особые отношения» с Соединёнными Штатами Америки для того, чтобы добиваться своих внешнеполитических целей и обладать большим весом в мировой политике.
Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, в период коалиционного правительства Великобритания была непосредственно вовлечена в обсуждение революций на Ближнем Востоке, получивших название «Арабская весна», а также в процесс урегулирования двух гражданских войн в Сирии и Ливии. В отношении Сирии и Ливии позиция Великобритании совпадала с позициями её основных союзников, США и ЕС, также поддерживавших оппозиционные повстанческие силы. В рамках конфликта в Ливии, Великобритания участвовала в военной операции и совершала авиационные обстрелы позиций сторонников главы государства М. Каддафи. Закончившаяся через полгода по решению ООН операция в Ливии, не только не завершила гражданскую войну в стране, но и привела к дальнейшей эскалации конфликта. Участие западных стран в гражданской войне не создало условий для централизации власти у одной из противоборствующих сторон, таким образом, Ливия оказалась разделена на части, в каждой из которых была своя власть, не желающая передавать свои полномочия какому- либо центральному органу.
Как и в гражданской войне в Ливии, в Сирии правительство Великобритании поддерживало силы оппозиции. Представители Великобритании обсуждали вопрос мирного урегулирования сирийского конфликта в Совете Безопасности ООН, на Женевских конференциях и в рамках «группы действий по Сирии», на которых британская сторона активно выступала за создание переходного правительства, не включающего в свой состав Б. Асада. Правительство Великобритании направляло в Сирию военное оборудование, оказывало гуманитарную помощь и призывало к прекращению боевых действий, однако, в отличие от конфликта в Ливии, вопрос об участии вооружённых сил Соединённого Королевства являлся спорным. Ещё в 2012 году, говоря о возможности военного вмешательства, У Хэйг заявлял, что действия в Сирии будут иметь больший масштаб по сравнению с Ливией. Возможная военная операция, которая может быть совершена при международной поддержке совместно с союзниками, потребовала бы больших усилий и затрат, и, по мнению У Хэйга, Соединённое Королевство было не готово к такой масштабной операции. Нежелание участвовать в военной операции в Сирии проявилось на голосовании в британском парламенте, когда палата общин отклонила инициативу Д. Кэмерона о возможном присоединении к коалиции США для операции на территории Сирии.
Рассмотрение сирийской проблемы во внешней политике коалиционного правительства неразрывно связано с ухудшением отношений с Российской Федерацией, вызванным расхождением российской и британской точек зрения относительно политической силы, которая должна была обладать властью в Сирии. Поддержка президентом В.Путиным правительства Б.Асада, а Лондоном и его союзниками сил оппозиции, привело к обострению непростых отношений России и Великобритании. Осложнённые нерешёнными проблемами прошлых правительств британо-российские отношения, в которых после распада Советского Союза был взят курс на улучшение, резко ухудшились.
Ещё в большей степени на ухудшение отношений Великобритании и России повлияла ситуация на Украине. Как и в других кризисах, связанных с революционными изменениями политической власти, коалиционное правительство Великобритании, совместно с западными партнёрами, поддерживала оппозиционные власти. Кризис на Украине выявил неустойчивость и нестабильность российско-британских отношений. И коалиционное правительство Великобритании, и представители британской оппозиции, обвиняли Россию в дестабилизации ситуации в соседнем государстве, в непосредственном участии в гражданской войне, развернувшейся на юго-востоке Украины, а также в незаконном вхождении Крыма в состав России. Премьер-министр Д. Кэмерон занял жёсткую позицию по отношению к России, выразившуюся в его выступлениях после референдума в Крыму. Так, на саммите НАТО в Уэльсе Д. Кэмерон призвал страны-члены пересмотреть отношения с Россией и принять меры по увеличению сил быстрого реагирования на границах с Россией, которую британский премьер-министр назвал агрессором.
В связанной с кризисами на Украине и в Сирии ситуации проявилась негибкая позиция Великобритании в отношении России. Великобритания и другие страны использовали ультимативный характер в своих заявлениях, требованиях и резолюциях, оказывая поддержку только одной стороне конфликта, не делая попытки найти компромисс, что создало атмосферу противостояния между Россией и западными. Нежелание вести конструктивный диалог по основным проблемам, выразившееся в прекращении политических контактов по инициативе Великобритании, а также создание для России образа агрессора в общественном мнении не создало условий для преодоления кризиса в отношениях. Помимо этого, инициируя пересмотр отношений с Россией в сторону от сотрудничества к изоляции, а также введение более жёсткого санкционного режима, Великобритания стремилась стать лидером в антироссийской политике Европейского Союза.
В результате проведённого исследования можно сказать, что Великобритания в период коалиционного правительства продолжала играть значительную роль в мировой политике, что проявилось в лидерской позиции в рамках антироссийской политики Европейского Союза, вовлечённости в процесс принятия решений по основным мировым проблемам в рамках Совета Безопасности ООН и G7. Также можно выявить стремления Соединённого Королевства к проведению более независимой от позиции Вашингтона и Брюсселя политики. В то же время, несмотря на высокую степень развития государства, экономические показатели Великобритании уступают показателям Соединённых Штатов Америки и некоторых стран Европейского Союза, что делает невозможным формирование из Великобритании нового центра силы, как это было в период расцвета Британской колониальной империи.



А) Официальные документы Организации Объединённых Наций
1) 68/262. Территориальная целостность Украины [Электронный ресурс] // Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 27 марта 2014 года / Генеральная ассамблея, 2014. 27 марта. URL: https://documents-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N13/455/19/PDF/N1345519.pdf?OpenElement (дата обращения: 12.04.2016).
2) Резолюция 1386 (2001) [Электронный ресурс] // Совет Безопасности Организации Объединённых Наций, 2001. 20 декабря. URL: https://documents-dds
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N01/708/57/PDF/N0170857.pdf?OpenElement (Дата обращения: 10.03.2016).
3) Резолюция 2178 (2014) [Электронный ресурс] // сайт ООН, 2014. 24 сентября. URL: http://www.un.org/en/sc/ctc/docs/2015/N1454801_RU.pdf(дата обращения: 10.04.2016).
4) Резолюция 2249 (2015) [Электронный ресурс] //сайт ООН, 2015. 20 ноября. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/384/16/PDF/N1538416.pdf? OpenElement (дата обращения: 10.04.2016).
5) Резолюция 68/262. Территориальная целостность Украины [Электронный ресурс] // Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 27 марта 2014 года / Генеральная ассамблея, 2014. 27 марта. URL: https://documents-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N13/455/19/PDF/N1345519.pdf?OpenElement (дата обращения: 12.04.2016).
6) Резолюция Совета Безопасности ООН 1970 (2011) [Электронный ресурс] // Совет Безопасности ООН, 2011. 26 февраля. URL: https://documents-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/245/60/PDF/N1124560.pdf?OpenElement(дата обращения: 15.03.2016).
7) Резолюция Совета Безопасности ООН 1973 (2011) [Электронный ресурс] // Совет Безопасности ООН, 2011. 17 марта. URL: https://documents-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/268/41/PDF/N1126841.pdf?OpenElement(дата обращения: 15.03.2016).
8) Резолюция Совета Безопасности ООН 2009 (2011) [Электронный ресурс] // Совет Безопасности ООН, 2011. 16 сентября. URL: https://documents-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/502/46/PDF/N1150246.pdf?OpenElement(дата обращения: 15.03.2016).
9) Резолюция Совета Безопасности ООН 2016 (2011) [Электронный ресурс] // Совет Безопасности ООН, 2011. 27 октября. URL: https://documents-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/567/12/PDF/N1156712.pdf?OpenElement(дата обращения: 15.03.2016).
10) Резолюция Совета Безопасности ООН № 2118 (2013) о постановке под международный контроль и ликвидации сирийской программы химического оружия [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел РФ, 2013. 27 сентября. URL: http://archive.mid.ru//BDOMP/brp_4.nsf/sps/F95B465BB92FB07344257BF70036E887(дата обращения: 10.04.2016).
11) Security council report [Электронный ресурс] // Информационная служба Совета Безопасности ООН. URL: http://www.securitycouncilreport.org/libya/index.php?page=3(дата обращения: 15.03.2016).
Б) Официальные выступления политических деятелей Великобритании и других стран
12) Выступление и ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы СМИ в ходе совместной пресс-конференции по итогам первого заседания Стратегического диалога «Россия-Великобритания» с участием министров иностранных дел и обороны в формате «два плюс два» [Электронный ресурс] // Лондон, 2013. 13 марта.
URL:http://www.mid.ru/meropriyatiya_s_uchastiem_ministra//asset_publisher/xK1BhB2bUjd3/ content/id/118534/pop_up (дата обращения 02.04.2016).
13) 16 August Franco-German summit on strengthening Euro Area economic convergence - Statements by Nicolas Sarkozy, President of the Republic, during his joint press conference with Angela Merkel, Chancellor of Germany [Электронный ресурс] // Посольство Франции в Вашингтоне, 2011. 19 августа. URL: http://www.ambafrance-us.org/spip.php7article2591(дата обращения: 18.04.2016).
14) Cameron D. EU speech at Bloomberg [Электронный ресурс] // Правительство Великобритании, 2013. 23 января . URL: https://www.gov.uk/government/speeches/eu-speech- at-bloomberg(дата обращения 05.03.2016).
15) David Cameron and Angela Merkel press conference [Электронный ресурс] // Правительство Великобритании, 2015. 7 января. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/david-cameron-and-angela-merkel-press-conference(дата обращения: 28.04.2016).
16) David Cameron and NATO Secretary General press conference [Электронный ресурс] // Правительство Великобритании, Лондон, 2014. 19 июня. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/david-cameron-and-nato-secretary-general-press- conference(дата обращения: 12.04.2016).
17) David Cameron, speech to the British American Project [Электронный ресурс] // ВВС:электронный журнал, 2006. 11 сентября. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/politics/5336082.stm(дата обращения 25.03.2016).
18) Foreign secretary hails deeper international commitment to tackle ISIL [Электронный ресурс] // Правительство Великобритании, 2014. 5 сентября. URL: https://www.gov.uk/government/news/foreign-secretary-hails-deeper-international-commitment- to-tackle-isil(дата обращения: 10.04.2016).
19) Lyall Grant M. UK remains deeply concerned by the situation in Ukraine [Электронный ресурс] // Правительство Великобритании, 2014. 24 октября. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/uk-remains-deeply-concerned-by-the-situation-in- ukraine(дата обращения: 12.04.2016).
20) Remarks by President Obama and Prime Minister Cameron of the United Kingdom in joint press conference [Электронный ресурс] // Правительство США, 2013. 13 марта. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/05/13/remarks-president-obama-and-prime- minister-cameron-united-kingdom-joint-(дата обращения 24.02.2016).
21) Remarks by President Obama and Prime Minister Cameron of the United Kingdom in an Exchange of Toasts at State Dinner [Электронный ресурс] // Правительство США, 2012. 14 марта. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2012/03/14/remarks-president- obama-and-prime-minister-cameron-united-kingdom-exchan(дата обращения 23.02.2016).
22) Remarks by President Obama at NATO Summit press conference [Электронный ресурс] // Правительство США, 2014. 5 сентября. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press- office/2014/09/05/remarks-president-obama-nato-summit-press-conference(дата обращения: 10.04.2016).
23) Remarks by President Obama in address to the United Nations General Assembly [Электронный ресурс] // Правительство США, 2014. 24 сентября. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2014/09/24/remarks-president-obama-address- united-nations-general-assembly(дата обращения: 10.04.2016).
24) Remarks by the President to Parliament in London, United Kingdom [Электронный ресурс] // Правительство США, 2011. 25 мая. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press- office/2011/05/25/remarks-president-parliament-london-united-kingdom(дата обращения 23.02.2016).
25) Transcript of press conference by Joint Special Representative for Syria (JSRS) Lakhdar Brahimi - Geneva [Электронный ресурс] // сайт ООН, 2014. 15 февраля. URL: http://www.un.org/apps/news/infocus/printfocusnews.asp7nidM285(дата обращения: 10.04.2016).
26) Lyall Grant M. UK responds to Russia’s Security Council veto on Ukraine resolution [Электронный ресурс] // Правительство Великобритании, 2014. 15 марта. URL: https://www.gov.uk/government/news/uk-responds-to-russias-security-council-veto-on-ukraine- resolution(дата обращения: 12.04.2016).
В) Официальные документы международных конференций
27) Декларация «группы восьми»: «Арабская весна» [Электронный ресурс] // Сайт администрации Президента России, 2011. 27 мая. URL: http://kremlin.ru/supplement/944(дата обращения: 15.03.2016).
28) Заключительное коммюнике «Группы действий» по Сирии, Женева, 30 июня 2012 года [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел РФ, 2012. 1 июля. URL: http://www.mid.ru/maps/sy/-/asset_publisher/9fcjSOwMERcf/content/id/150810(дата обращения: 10.04.2016).
29) G7 Leaders’ Communiqud, June 2014 - Foreign Policy [Электронный ресурс] // Европейская комиссия, Брюссель, 2014. 4 июня. URL: http://europa.eu/rapid/press- release_IP-14-637_en.htm(дата обращения: 12.04.2016).
Г) Программные документы политических партий
30) Invitation to join the government of Britain. The Conservative manifesto 2010 [Электронный ресурс] // Консервативная партия, 2010. URL: http://conservativehome.blogs.com/files/conservative-manifesto-2010.pdf(дата обращения 30.03.2016).
31) Liberal Democrat Manifesto 2010 [Электронный ресурс] // Political science resources.
URL: http://www.politicsresources.net/area/uk/ge10/man/parties/libdem_manifesto_2010.pdf(дата обращения 30.03.2016).
32) The Coalition: our programme for government [Электронный ресурс] // Правительство Великобритании, 2010. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/78977/coalition_p rogramme_for_government.pdf (дата обращения 25.03.2016).
Д) Материалами с сайтов правительства и парламента
33) A strong Britain in the age of uncertainty: The National Security Strategy [Электронный ресурс] // Правительство Великобритании, 2010. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/61936/national- security-strategy.pdf(дата обращения 10.04.2016).
34) Commons recall to debate Iraq: Coalition against ISIL [Электронный ресурс] // Парламент Великобритании, 2014. 26 сентября. URL: http://www.parliament.uk/business/news/2014/september/house-of-commons-debate-uk- government-response-to-isil/(дата обращения: 10.04.2016).
35) Corporate report: Libya- country of concern: latest update, 30 September 2014 [Электронный ресурс] // Правительство Великобритании, 2015. 21 января. URL: https://www.gov.uk/government/publications/libya-country-of-concern/libya-country-of- concern-latest-update-30(дата обращения: 15.03.2016).
36) Corporate report: Libya-in-year update July 2015 [Электронный ресурс] // Правительство Великобритании, 2015. 15 июля. URL: https://www.gov.uk/government/publications/libya-in- year-update-july-2015/libya-in-year-update-july-2015(дата обращения: 15.03.2016).
37) David Cameron and Barack Obama spoke about events in Ukraine [Электронный ресурс] // Правительство Великобритании, 2014. 2 марта. URL:
https://www.gov.uk/government/news/pm-phone-call-with-president-obama-2-march-2014(дата обращения: 12.04.2016).
38) European Parliament ratifies EU-Ukraine Association Agreement [Электронный ресурс] // Европейский парламент, 2014. 16 сентября. URL:
http://www.europarl.europa.eu/news/en/news-room/20140915IPR62504/European-Parliament- ratifies-EU-Ukraine-Association-Agreement(дата обращения: 12.04.2016).
39) Finance &Economics Annual Bulletin International Defence Statistics 2015 // 2015. 8 октября. URL:
https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/466167/20151006 -KE-International_defence_2015_FINAL.pdf (дата обращения 23.02.2016).
40) Global Security: UK-US Relations [Электронный ресурс] // Foreign Affairs Committee, Sixth Report, 2010. 18 марта. URL:
http://www.publications.parliament.uk/pa/cm200910/cmselect/cmfaff/114/11403.htm(дата обращения 25.03.2016).
41) Government assessment of Syrian government’s use of the chemical weapons on august 21, 2013 [Электронный ресурс] // Правительство США, 2013. 30 августа. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/08/30/government-assessment-syrian- government-s-use-chemical-weapons-august-21(дата обращения: 10.04.2016).
42) House of Commons debate on Syria [Электронный ресурс] // Парламент Великобритании, 2013. 30 августа. URL: http://www.parliament.uk/business/news/2013/august/commons-debate-on-syria/(дата обращения 25.03.2016).
43) House of Commons, Tuesday 18 march 2014 [Электронный ресурс] // Правительство Великобритании, 2014. 18 марта. URL: http://www.publications.parliament.uk/pa/cm201314/cmhansrd/cm140318/debtext/140318-
0001.htm (дата обращения: 12.04.2016).
44) Joint statement on Ukraine [Электронный ресурс] // Правительство Великобритании, 2014. 3 марта. URL: https://www.gov.uk/government/news/joint-statement-on-ukraine(дата обращения: 12.04.2016).
45) Joint UK, French and German statement on Syria [Электронный ресурс] // Официальный сайт канцлера Германии, 2011. 18 августа. URL:
https://www.bundeskanzlerin.de/ContentArchiv/EN/Archiv17/Artikel/_2011/08/2011-08-18- erklaerung-syrien.html(дата обращения: 20.03.2016).
46) MPs debate military action taken against Libya [Электронный ресурс] // Парламент Великобритании, 2011. 21 марта. URL: http://www.parliament.uk/business/news/2011/march/debate-on-military-action-in-libya/(дата обращения: 15.03.2016).
47) National Security Strategy and Strategic Defence and Security Review 2015 [Электронный ресурс] // Правительство Великобритании, 2015. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/478933/52309_C m_9161_NSS_SD_Review_web_only.pdf (дата обращения 10.04.2016).
48) NATO Summit 2014: PM end of summit press conference [Электронный ресурс] // Правительство Великобритании, 2014. 5 сентября. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/nato-summit-2014-pm-end-of-summit-press- conference(дата обращения: 10.04.2016).
49) PM writes to NATO leaders ahead of NATO Summit Wales 2014 [Электронный ресурс] // Правительство Великобритании, 2014. 2 августа. URL: https://www.gov.uk/government/news/pm-writes-to-nato-leaders-ahead-of-nato-summit-wales- 2014 (дата обращения: 12.04.2016).
50) Policy paper : 2010 to 2015 government policy peace and stability in the Middle East and North Africa [Электронный ресурс] // Правительство Великобритании, 2015. 5 мая. URL: https://www.gov.uk/government/publications/2010-to-2015-government-policy-peace-and- stability-in-the-middle-east-and-north-africa/2010-to-2015-government-policy-peace-and- stability-in-the-middle-east-and-north-africa(дата обращения: 15.03.2016).
51) Russia’s action in Crimea [Электронный ресурс] // Правительство Великобритании, 2014. 18 марта. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/russias-actions-in-crimea(дата обращения: 12.04.2016).
52) Statement by the Press Secretary on the visit of Prime Minister Cameron of the United Kingdom [Электронный ресурс] // 2015. 10 января. URL: https://www.whitehouse.gov/the- press-office/2015/01/10/statement-press-secretary-visit-prime-minister-cameron-united-kingdom(дата обращения 24.02.2016).
53) Statement on Ukraine: 2 march 2014 [Электронный ресурс] // Правительство
Великобритании, 2014. 2 марта. URL: https://www.gov.uk/government/news/statement-on- ukraine-2-march-2014(дата обращения: 12.04.2016).
54) Syria crisis response summary [Электронный ресурс] // Department for international development / Правительство Великобритании, 2016. 10 марта. URL:
https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/506780/DFID_Sy ria_Crisis_Response_Summary 2016.03.10_.pdf (дата обращения: 10.04.2016).
55) Syrian refugees and the UK [Электронный ресурс] // Парламент Великобритании, 2016.
11 марта. URL: http://researchbriefings.parliament.uk/ResearchBriefing/Summary/SN06805(дата обращения: 10.04.2016).
II. Список литературы
1) Бугров Д. Ю. Перспективы развития российско-британских отношений в период премьер-министра Д.Кэмерона // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения / Волгоградский государственный университет, 2012. № 2. С. 91-98.
2) Буланов К. Посол России в Британии рассказал о заморозке дипотношений между странами [Электронный ресурс] // Электронный журнал РБК, 2015. 26 октября. URL: http://www.rbc.ru/politics/26/10/2015/562dd3c29a79470d242d6828(дата обращения: 12.04.2016).
3) Все санкции Запада против России [Электронный ресурс] // ТАСС: информационное агентство России, 2015. 3 марта. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1055587? page=3 (дата обращения: 12.04.2016).
4) Генассамблея ООН одобрила резолюцию по Сирии, осуждающую режим Башара Асада [Электронный ресурс] // ТАСС: Информационное агентство России, 2013. 15 мая. URL: http://tass.ru/glavnie-novosti/548934(дата обращения 02.04.2016).
5) Годованюк К.А. Российско-британские отношения в свете украинского кризиса [Электронный ресурс] // Громыко Ал. А., Ананьева Е.В. / Доклады института Европы №309/ Великобритания в преддверие всеобщих парламентских выборов 2015 года, М., 2014. С. 102- 111.- Режим доступа: http://www.ieras.ru/doclad/309.pdf(дата обращения: 12.04.2016).
6) Гражданская война в Ливии [Электронный ресурс] // Электронный журнал РБК, 2012. 27 июня. URL: http://www.rbc.ru/story/611582.shtml(дата обращения: 15.03.2016).
7) Громыко А.А., Ананьева Е.В. Российско-британские отношения на современном этапе [Электронный ресурс] // Рабочая тетрадь / Российский совет по международным делам. М., Спец- книга, 2014, №19/2014. С. 17. URL: http://www.ieras.ru/gromyko/rb.pdf(дата обращения 02.04.2016). С.33.
8) Давыденко Е.В. Внешнеполитическая деятельность лейбористского правительства Т.Блэра как предпосылка поражения на выборах 2010 года // Серия международные отношения / Вестник Российского университета дружбы народов / Российский университет дружбы народов. М., 2010. № 3. С. 103-108.
9) Капитонова Н. К. Углубление кризиса в отношениях Великобритании и Евросоюза [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам, 2013. 11 июля. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2104#top(дата обращения: 17.03.2016) .
10) Капитонова Н. К. Потепление англо-российских отношений [Электронный ресурс] // «Говорят эксперты МГИМО», портал МГИМО, 2011. 13 сентября. URL: http://old.mgimo.ru/news/experts/document210615.phtml(дата обращения 02.04.2016).
11) Капитонова Н.К. «За» и «против» сохранения членства Великобритании в Евросоюзе [Электронный ресурс] // Громыко Ал. А., Ананьева Е.В. / Доклады института Европы №309/ Великобритания в преддверие всеобщих парламентских выборов 2015 года, М., 2014. URL: http://www.ieras.ru/doclad/309.pdf(дата обращения: 12.04.2016). С. 86- 101.
12) Капитонова Н.К. Британия в Евросоюзе: эволюция взглядов.// Под редакцией Громыко Ал.А., Ананьевой Е.В.// Дилеммы Британии. Поиск путей развития.М.:Весь мир, 2014. С.298-299.
13) Красненкова И. История отношений Великобритании и ЕС [Электронный ресурс] // ТАСС: информационное агентство России, 2015. 8 июня. URL: http://tass.ru/info/2027244(дата обращения 23.02.2016).
14) Кэмерон и Медведев не согласились по Сирии и Литвиненко [Электронный ресурс] // BBC: электронный журнал, 2011. 12 сентября. URL: http://www.bbc.com/russian/russia/2011/09/110911_cameron_russia.shtml(дата обращения 02.04.2016).
15) Лавров и Шойгу обсудят в Лондоне ситуацию в Сирии [Электронный ресурс] // Электронный журнал Вести, 13.03.2013.- Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html? id=1054228 (дата обращения 02.04.2016)
16) Лексина Е.А. ««Особый» характер британо-американских отношений // Актуальные проблемы современных международных отношений/ Саратовский национальный исследовательский университет им. Н.Г. Чернышевского, 2015. Номер 5. С. 161-166.
17) Лексютина Я.В. Американский «поворот к Азии» начала 21 века // Американистика на Дальнем Востоке / Благовещенский государственный педагогический университет, 2015. C. 50-53.
18) Максименко И. Хронология противостояния в Сирии. С чего всё начиналось [Электронный ресурс] // Сайт Пятого канала, 2015. 30 сентября. URL: http://www.5- tv.ru/news/100744/(дата обращения: 20.03.2016).
19) Медведев и Браун попытаются наладить отношения РФ и Великобритании [Электронный ресурс] // Риановости: электронный журнал, 2009. 1 апреля. URL: http://ria.ru/politics/20090401/166648255.html(дата обращения 02.04.2016).
20) Международная панорама: конфликт в Сирии [Электронный ресурс] // ТАСС: Информационное агентство России. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/669066(дата обращения: 20.03.2016).
21) МИД РФ: Россия наложило вето на проект резолюции СБ ООН по Сирии из-за ультимативного характера требований в ней [Электронный ресурс] // Электронный журнал РБК, 2012. 5 февраля. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20120205155742.shtml(дата обращения 02.04.2016).
22) Минфин Великобритании: После саммита ЕС положение евро улучшилось [Электронный ресурс] // Электронный журнал РБК, 2011. 10 декабря. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20111210183232.shtml(дата обращения 05.03.2016).
23) Мирзаян Г. Раздел пошёл [Электронный ресурс] // Электронный журнал Эксперт, 2011.
18 ноября. URL: http://expert.ru/2011/11/18/razdel-poshel/(дата обращения: 15.03.2016).
24) Мосюков Д. После кризиса [Электронный ресурс] // Электронный журнал Эксперт, 2013. 15 января. URL: http://expert.ru/2013/01/15/posle-krizisa/(дата обращения: 20.04.2016).
25) Правительство Украины приостановило подготовку к заключению соглашения об ассоциации с ЕС [Электронный ресурс] // ТАСС: Информационное агентство России, 2013. 21 ноября. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/778055(дата обращения: 20.04.2016).
26) Радько О. США и Британия приостановили помощь повстанцам в Сирии [Электронный ресурс] // Электронный журнал New day news, 2013. 12 декабря. URL: http://www.newdaynews.ru/inworld/475300.html(дата обращения: 10.04.2016).
27) Россия и Китай ветировали резолюцию по Сирии [Электронный ресурс] // Электронный журнал Lenta.ru, 2012. 19 июля. URL: https://lenta.ru/news/2012/07/19/veto/(дата обращения 02.04.2016).
28) Россия и Китай заблокировали проект резолюции по Сирии [Электронный ресурс] // BBC: электронный журнал, 2014. 22 апреля. URL: http://www.bbc.com/russian/rolling_news/2014/05/140522_rn_russia_china_veto_syria_resoluti on (дата обращения 02.04.2016).
29) Россия и Китай наложили вето на резолюцию СБ ООН по Сирии этапе [Электронный ресурс] // Электронный журнал Lenta.ru, 2011. 5 октября. URL: https://lenta.ru/news/2011/10/05/vetoed/(дата обращения 02.04.2016).
30) Россия наложила в СБ ООН вето на проект резолюции о нелегитимности референдума в Крыму [Электронный ресурс] // ТАСС: информационное агентство России, 2014. 15 марта. URL: http://tass.ru/politika/1048949(дата обращения: 12.04.2016).
31) Ткачёв И. Конфликт в Мали: империализм или погоня за золотом [Электронный ресурс] // Электронный журнал РБК, 2013. 30 января. URL: http://www.rbc.ru/politics/30/01/2013/842730.shtml(дата обращения: 15.03.2016).
32) Украина: хроники евразийского раскола [Электронный ресурс] // ТАСС: Информационное агентство России, 2015. URL: http://tass.ru/ukraina/hronologiya? menu=hronologiya-2014 (Дата обращения: 03.04.2016).
33) Фёдоров К.М. Основные особенности внешнеполитического курса Великобритании при премьер-министре Т Блэре // Научные труды Северо-Западного института управления / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. М., 2011. Том 2. С.114-120
34) Хроника противостояния в Сирии. Досье [Электронный ресурс] //Информационное агентство России, 2015. 1 июня. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/669066(дата обращения 02.04.2016).
35) Чернов И. Нидерланды похоронили идею о трибунале ООН по сбитому Boeing [Электронный ресурс] // Электронный журнал Взгляд, 2016. 7 февраля. URL: http://www.vz.ru/world/2016/2/7/792775.html(Дата обращения: 03.04.2016).
36) Barack Obama reaffirms “special relationship” as he calls David Cameron [Электронный ресурс] // Электронный журнал The Telegraph, 2010. URL: http://www.telegraph.co.uk/news/election-2010/7713131/Barack-Obama-reaffirms-special- relationship-as-he-calls-David-Cameron.html(дата обращения 23.02.2016).
37) Beaumont P., Malik S. Syria crisis: Geneva talks sound death knell for Assad regime [Электронный ресурс] // Электронный журнал The Guardian, 2012. 1 июля. URL: http://www.theguardian.com/world/2012/jul/01/syria-crisis-geneva-talks-assad(дата обращения: 10.04.2016).
38) Blair D. David Miliband tells Russia it must avoid starting a new Cold War [Электронный ресурс] // Электронный журнал The Telegraph, 2008. 27 августа. URL:
http://www.telegraph.co.uk/news/politics/2631780/David-Miliband-tells-Russia-it-must-avoid- starting-a-new-Cold-War.html(дата обращения 02.04.2016).
39) Brown R. A history of the Anglo-American special relationship [Электронный ресурс] // Ashbrook center / Ashland University, 2012. URL: http://www.ashbrook.org/wp- content/uploads/2012/06/ShermanBrown-Printable.pdf(дата обращения 23.02.2016).
40) Country profile: Libya [Электронный ресурс] // ВВС: электронный журнал, 2016. 21 января. URL: http://www.bbc.com/news/world-africa-13754897(дата обращения: 15.03.2016).
41) Davies L. William Hague: we cannot rule out military action on Syria [Электронный ресурс] // Электронный журнал The Guardian, 2012. 1 июня. URL: http://www.theguardian.com/politics/2012/jun/01/foreignpolicy-arab-and-middle-east-protests(дата обращения: 10.04.2016).
42) EU budget: David Cameron says no cut to UK rebate [Электронный ресурс] // ВВС: электронный журнал, 2012. 22 ноября. URL: http://www.bbc.com/news/uk-politics-20438050(дата обращения: 20.03.2016).
43) EU seven-year budget adopted by MEPs in Strasbourg [Электронный ресурс] // ВВС: электронный журнал, 2013. 19 ноября. URL: http://www.bbc.com/news/world-europe- 25001658 (дата обращения: 18.04.2016).
44) EU summit debt crisis talks - Wednesday 26 October 2011 [Электронный ресурс] // Электронный журнал The Guardian, 2011. 26 октября. URL: http://www.theguardian.com/business/blog/2011/oct/26/eurozone-debt-crisis-talks-live(дата обращения: 20.04.2016).
45) Euroscepticism in the Conservative Party: the role of nationalism and electoral pressur [Электронный ресурс] // The London school of Economics and Political science, 2015. 31 декабря. URL: http://blogs.lse.ac.uk/brexitvote/2015/12/31/euroscepticism-in-the-conservative- party-the-role-of-nationalism-and-electoral-pressures/(дата обращения: 28.04.2016).
46) Farrell T. Britain’s war in Afghanistan: was it worth it? [Электронный ресурс] // Электронный журнал The Telegraph, 2015. 30 января. URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/asia/afghanistan/11377817/Britains-war-in- Afghanistan-was-it-worth-it.html(дата обращения: 28.04.2016).
47) Five tests and a funeral [Электронный ресурс] // Электронный журнал The Economist, 2003. 1 мая . URL: http://www.economist.com/node/1752320(дата обращения 23.02.2016).
48) Gabbatt A. Russia and China veto of Syria sanctions condemned as 'indefensible'[Электронный ресурс] // Электронный журнал The Guardian, 2012. 19 июля. URL: http://www.theguardian.com/world/2012/jul/19/russia-china-syria-sanction-veto(дата обращения 02.04.2016).
49) Gertler J. Operation Odyssey Down (Libya): Background and Issues to Congress [Электронный ресурс] // Report for Congress / Congressional Research Service, 2011. 30 марта. URL: https://www.fas.org/sgp/crs/natsec/R41725.pdf(дата обращения: 15.03.2016).
50) Harding L. Russia warns UK against arming Syrian rebels [Электронный ресурс] // Электронный журнал The Guardian, 2013. 13 марта. URL: http://www.theguardian.com/uk/2013/mar/13/russia-warns-uk-syrian-rebels(дата обращения 02.04.2016).
51) Harris P., Chulov M., Batty D., Pearse D. Syria resolution vetoed by Russia and China at United Nations [Электронный ресурс] // Электронный журнал The Guardian, 2012. 4 февраля. URL: http://www.theguardian.com/world/2012/feb/04/assad-obama-resign-un- resolution(дата обращения 02.04.2016).
52) Hope C. Local elections 2013: Nigel Farage's Ukip surges to best ever showing, winning 150 seats [Электронный ресурс] // Электронный журнал The Telegraph, 2013. 3 мая. URL: http://www.telegraph.co.uk/news/politics/ukip/10036463/Local-elections-2013-Nigel-Farages- Ukip-surges-to-best-ever-showing-winning-150-seats.html(дата обращения: 28.04.2016).
53) Jokela J. David Cameron’s European policy [Электронный ресурс] // The international relations and security network / Swiss federal institute of technology, Zurich, 2013. URL: http://www.isn.ethz.ch/Digital- Library/Publications/Detail/?ots591=0c54e3b3-1e9c-be1e-2c24- a6a8c7060233&lng=en&id=162388 (дата обращения 30.03.2016).
54) Kulenicz N. Anglo-American Relations in the Twentieth Century- was the Special Relationship Just a Myth? [Электронный ресурс] // Oxford Royal Academy. 2013. 26 декабря. URL: https://www.oxford-royale.co.uk/articles/anglo-american-relations-special-relationship- myth.html(дата обращения 26.03.2016).
55) Liddle R. Cameron’s renegotiation “targets” [Электронный ресурс] // Policy network, 2014.
20 марта. URL: http://www.policy-network.net/pno_detail.aspx?ID=4601(дата обращения 05.03.2016).
56) Mason R., Oltermann P. Angela Merkel warns David Cameron over freedom of movement [Электронный ресурс] // Интернет-журнал The Guardian, 2014. 2 ноября. URL: http://www.theguardian.com/world/2014/nov/02/angela-merkel-warns-david-cameron-german- chancellor-uk-prime-minister-unskilled-migrants(дата обращения 05.03.2016).
57) Milne S. Coups and terror are the fruit of NATO’s intervention in Libya [Электронный ресурс] // Электронный журнал The Guardian. 2014. 22 мая. URL: http://www.theguardian.com/commentisfree/2014/may/22/coups-terror-nato-war-in-libya-west- intervention-boko-haram-nigeria(дата обращения: 15.03.2016).
58) Mix D.E. The United Kingdom: Background and the Relations with the United States [Электронный ресурс] // Congressional research service: 2015. 29 апреля . URL: https://www.fas.org/sgp/crs/row/RL33105.pdf(дата обращения 23.02.2016). С.35.
59) Phinney T. R. Reflections on operation Unified Protector [Электронный ресурс] // Электронный журнал National Defense University Press, 2014. 1 апреля. URL: http://ndupress.ndu.edu/Media/News/NewsArticleView/tabid/7849/Article/577509/jfq-73- reflections-on-operation-unified-protector.aspx(дата обращения: 15.03.2016).
60) Pleitgen F., Cohen T. ‘War-weary’ Obama says Syria chemical attack requires response [Электронный ресурс] // Сайт CNN, 2013. 31 августа. URL: http://edition.cnn.com/2013/08/30/world/europe/syria-civil-war/(дата обращения: 10.04.2016).
61) PM’s strategy on UK’s EU membership condemned to fail- Clegg [Электронный ресурс] // Электронный журнал The Guardian, 2014. 5 марта. URL: http://www.theguardian.com/world/2014/mar/05/cameron-renegotiate-uk-eu-membership-fail- clegg(дата обращения: 28.04.2016).
62) President Obama hails “special relationship” at banquet [Электронный ресурс] // ВВС: электронный журнал, 2011. 24 мая. URL: http://www.bbc.com/news/uk-13534368(дата обращения 23.02.2016).
63) Russia and China veto UN resolution against Syrian regime [Электронный ресурс] // Электронный журнал The Guardian, 2011. 5 октября. URL: http://www.theguardian.com/world/2011/oct/05/russia-china-veto-syria-resolution(дата обращения 02.04.2016).
64) Stratton A., Gow D. Nicolas Sarkozy tells David Cameron: shut up over the euro [Электронный ресурс] // Электронный журнал The Guardian, 2011. 23 октября. URL: - http://www.theguardian.com/politics/2011/oct/23/cameron-sarkozy-euro-debt-crisis (12.04.2016).
65) Syal R. Nick Clegg: EU referendum is against national interest [Электронный ресурс] // Электронный журнал The Guardian, 2013. 27 января. URL: http://www.theguardian.com/politics/2013/jan/27/clegg-eu-referendum-national-interest(дата обращения 05.03.2016).
66) Syria crisis: Cameron loses Commons vote on Syria action [Электронный ресурс] // ВВС: электронный журнал, 2013. 30 августа. URL: http://www.bbc.com/news/uk-politics-23892783(дата обращения: 10.04.2016).
67) Syria profile- Timeline [Электронный ресурс] // BBC: электронный журнал, 2016. 29 марта. URL: http://www.bbc.com/news/world-middle-east-14703995(дата обращения: 10.04.2016).
68) The caliphate by any other name [Электронный ресурс] // Электронный журнал Global security. URL: http://www.globalsecurity.org/military/world/para/isil- 4.htm (дата обращения: 10.04.2016).
69) Timeline: Campaigns for a European Union referendum [Электронный ресурс] // ВВС: электронный журнал, 2015. 21 мая. URL: http://www.bbc.com/news/uk-politics-15390884(дата обращения 05.03.2016).
70) UK European elections results [Электронный ресурс] // ВВС: электронный журнал, 2014. URL: http://www.bbc.com/news/events/vote2014/eu-uk-results(дата обращения: 28.04.2016).
71) UK expels Gaddafi diplomats and recognizes Libya rebels [Электронный ресурс] // ВВС: электронный журнал, 2011. 27 июля. URL: http://www.bbc.com/news/uk-politics-14306544(дата обращения: 15.03.2016).
72) UK foreign policy- what will define Britain’s global engagement- 2020 and beyond? [Электронный ресурс] // UK foreign policy conference, London, UK, 2015. 24 марта. URL: http://www.gdforum.org/iransreengagement-2-1/(дата обращения 23.02.2016).
73) UK troops in Afghanistan: Timeline of key events [Электронный ресурс] // ВВС: электронный журнал, 2015. 22 декабря. URL: http://www.bbc.com/news/uk-35159951(дата обращения: 10.03.2016).
74) Ukraine ceasefire: New Minsk agreement key points [Электронный ресурс] // BBC: электронный журнал, 2015. 12 февраля. URL: http://www.bbc.com/news/world-europe- 31436513 (дата обращения: 12.04.2016).
75) Walker S. Ukraine ceasefire 'agreed for east of country' at Minsk peace talks [Электронный ресурс] // Электронный журнал The Guardian, 2014. 5 сентября. URL: http://www.theguardian.com/world/2014/sep/05/ukraine-ceasefire-east-minsk-peace-talks(дата обращения: 12.04.2016).
76) Watt N. David Cameron willing to recommend vote to leave EU in referendum [Электронный ресурс] // Электронный журнал The Guardian, 2014. 28 сентября. URL: http://www.theguardian.com/world/2014/sep/28/david-cameron-no-vote-eu-ballot(дата обращения 05.03.2016).
77) Watt N., Wintour P., Macalister T. Nick Clegg hints at Crimea deal if Vladimir Putin 'drops KGB mentality'[Электронный ресурс] // Электронный журнал The Guardian, 2014. 7 марта. URL: http://www.theguardian.com/politics/2014/mar/07/nick-clegg-crimea-deal-vladimir-putin- kgb-mentality(дата обращения: 12.04.2016).
78) What is Geneva 2 conference on Syria? [Электронный ресурс] //ВВС: электронный журнал, 2014. 22 января. URL: http://www.bbc.com/news/world-middle-east-24628442(дата обращения: 10.04.2016).
79) William Hague calls for transitional governing body in Syria [Электронный ресурс] // Электронный журнал The Telegraph,.2014. 22 января. URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/middleeast/syria/10589233/William-Hague-calls- for-transitional-governing-body-in-Syria.html(дата обращения: 10.04.2016).
80) Wilson S. Britain and the EU: A long and rocky relationship [Электронный ресурс] // BBC: электронный журнал, 2014. 1 апреля. URL: http://www.bbc.com/news/uk-politics-26515129(дата обращения 23.02.2016).
81) Winnett R. David Cameron calls for action against Russia over Georgia invasion [Электронный ресурс] // Электронный журнал The Telegraph, 2008. 12 августа. URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/georgia/2545557/David-Cameron-calls-for- action-against-Russia-over-Georgia-invasion.html(дата обращения 02.04.2016).
82) Wintour P Obama snubs Gordon Brown over private talks [Электронный ресурс] // Электронный журнал The Guardian, 2009, 24 сентября. URL: http://www.theguardian.com/politics/2009/sep/23/barack-obama-gordon-brown-talks(дата обращения 01.04.2016).
83) Woolner D. The “Special relationship” between Great Britain and the United States began with FDR [Электронный ресурс] // Roosevelt Institute, 2010, 22 июля. URL:
http://rooseveltinstitute.org/special-relationship-between-great-britain-and-united-states-began- fdr/(дата обращения 23.02.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ