ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КОАЛИЦИОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ДЭВИДА КЭМЕРОНА- НИКА КЛЭГГА (2010-2015 ГОДА)
|
Введение 2
Глава 1. Европейское и американское направления внешней политики
коалиционного правительства Дэвида Кэмерона- Ника Клэгга 10
1.1. Политика коалиционного правительства в отношении
Европейского Союза 11
1.2. «Особые отношения» Великобритании и Соединённых Штатов Америки
при коалиционном правительстве 19
Глава 2. Внешняя политика коалиционного правительства
В странах Ближнего Востока 34
2.1. Политика коалиционного правительства в отношении
кризиса в Ливии 34
2.2. Политика коалиционного правительства в отношении
кризиса в Сирии 39
Глава 3. Российская Федерация во внешней политике коалиционного правительства 49
3.1. Отношения с Российской Федерацией в контексте
конфликта в Сирии 52
3.2. Отношения с Российской Федерацией
в условиях украинского кризиса 56
Заключение 68
I. Список источников 72
II. Список литературы
Глава 1. Европейское и американское направления внешней политики
коалиционного правительства Дэвида Кэмерона- Ника Клэгга 10
1.1. Политика коалиционного правительства в отношении
Европейского Союза 11
1.2. «Особые отношения» Великобритании и Соединённых Штатов Америки
при коалиционном правительстве 19
Глава 2. Внешняя политика коалиционного правительства
В странах Ближнего Востока 34
2.1. Политика коалиционного правительства в отношении
кризиса в Ливии 34
2.2. Политика коалиционного правительства в отношении
кризиса в Сирии 39
Глава 3. Российская Федерация во внешней политике коалиционного правительства 49
3.1. Отношения с Российской Федерацией в контексте
конфликта в Сирии 52
3.2. Отношения с Российской Федерацией
в условиях украинского кризиса 56
Заключение 68
I. Список источников 72
II. Список литературы
Великобритания является одним из самых развитых государств современного мира, участником саммитов G7, она входит в состав НАТО и Европейского Союза. Будучи постоянным членом Совета Безопасности Организации Объединённых Наций, Соединённое Королевство непосредственно вовлечено в процесс обсуждения и принятия решений по основным проблемам мировой политики. Несмотря на потерю лидерского положения в мире, вызванную двумя разрушительными мировыми войнами, распадом Британской колониальной Империи и формированием биполярной системы, предполагавшей наличие двух «сверхдержав» своих блоков, которыми стали Советский Союз и Соединённые Штаты Америки, Великобритания продолжила играть значительную роль в мировой политике.
По результатам парламентских выборов 2010 года, ни одной из партий не удалось создать однопартийное правительство. Поэтому новое правительство было образовано на коалиционное основе набравшей большинство голосов избирателей Консервативной партией и занявшей третьей место Либерально-демократической. Данная работа посвящена изучению политики коалиционного правительства по основным внешнеполитическим направлениям.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловливается ролью и влиянием Великобритании в мире. Действия, предпринятые коалиционным правительством в период с 2010 по 2015 года по основным направлениям внешней политики Соединённого Королевства, неразрывно связаны с международной обстановкой на современном её этапе. Комплексный анализ внешней политики Великобритании с выделением её основных направлений, а также исторических предпосылок и основ сотрудничества, является необходимым для понимания дальнейшего развития внешней политики Соединённого Королевства.
Выбор исследуемого периода, с 2010 по 2015 года, обусловлен тем, что действия коалиционного правительства отражали состояние отношений Великобритании с главным союзником, Соединёнными Штатами Америки, ознаменовали начало обсуждения вопроса дальнейшей интеграции страны в рамках Европейского Союза, были связаны с главными кризисами этого периода, в Сирии, Ливии, на Украине, а также с резким ухудшением отношений с Российской Федерацией, что позволяет выделить данные направления как основные во внешней политике в период коалиционного правительства.
Тема внешней политики коалиционного правительства Д. Кэмерона и Н.Клэгга получила освещение в работах отечественных и зарубежных авторов, однако, в силу своей новизны, основные внешнеполитические направления исследованы ещё не так подробно, как у предыдущих правительств. Степень изученности внешней политики коалиционного правительства Великобритании с 2010 по 2015 года в отечественной историографии представлена публикациями исследовательских институтов, статьями в сборниках и журналах по актуальным проблемам мировой политики. К основной используемой литературе относились материалы Института Европы Российской академии наук. Был использован доклад №309 «Великобритания в преддверии всеобщих парламентских выборов в 2015 году», председателем редакционного совета которого являлся директор Института Европы А.А.Громыко, ранее руководивший центром британских исследований Института Европы. В докладе, состоящем из статей по внутренней и внешней политике коалиционного правительства, можно выделить статью К. А. Годованюк «Российско- британские отношения в свете украинского кризиса» . А.А.Громыко, в соавторстве с Е.В.Ананьевой, является также автором рабочей тетради №19/2014 Российского совета по международным делам «Российско-британские отношения на современном этапе», описывающей эволюцию отношений между двумя странами начиная с распада Советского Союза. Внешней политике Великобритании посвящены статьи, опубликованные сборниками российских высших учебных заведений, например, статья из «Вестника Российского университета дружбы народов» «Внешнеполитическая деятельность лейбористского правительства Т. Блэра как предпосылка поражения на выборах 2010 года» автора Е.В. Давыденко, описывающая внешнюю политику Великобритании, в контексте которой к власти пришло коалиционное правительство. Этой же тематике была посвящена статья К.М. Фёдорова «Основные особенности внешнеполитического курса Великобритании при премьер-министре Т.Блэре» из сборника «Научные труды Северо-Западного института управления». Внешняя политика Великобритании была темой статей профессора Московского Государственного Института Международных Отношений Н. К. Капитоновой, таких как «Потепление англо-российских отношений», опубликованной на сайте МГИМО и статья ««За» и «против» сохранения членства Великобритании в Евросоюзе» из доклада №309 института Европы РАН под редакцией А.А. Громыко.
Степень изученности вопросов внешней политики Великобритании в зарубежной литературе представлена публикациями исследовательских центров Великобритании и других стран мира: развитие британо-американских отношений в 20 и 21 веке было описано в публикации Королевской Академии Оксфорда «Anglo-American Relations in the Twentieth Century- was the Special Relationship Just a Myth?» автора Н. Кулениц и докладе исследовательской службы Конгресса Соединённых Штатов Америки «The United Kingdom: Background and the Relations with the United States», созданном Д.Миксом. Также, британо-американские отношения была проанализированы в работе Р.Браун «A history of the Anglo-American special relationship», изданной Ашбрук-центром университета Ашлэнд. «Особым отношениям» между Великобританией и Соединёнными Штатами Америки была посвящена работа института Рузвельта «The “Special relationship” between Great Britain and the United States began with FDR» Д.Вулнера. Европейское направление политики коалиционного правительства было изучено в статье Д. Джокела «David Cameron’s European policy», опубликованной Швейцарским федеральным технологическим институтом Цюриха.
Важное место при написании работы занимали статьи и материалы с сайтов средств массовой информации. К ним относятся публикации Информационного агентства России (ТАСС) по ряду международных конфликтов, например «Украина: хроники евразийского раскола», посвящённая причинам и развитию кризиса на Украине, статья Г. Мирзаяна о гражданской войне в Ливии из журнала Эксперт.
Внешней политике Великобритании было посвящено большое количество статей британских журналов «The Guardian» и «The Telegraph», среди них статья о взглядах заместителя премьер-министра Н. Клэгга на европейскую интеграцию под названием «Nick Clegg: EU referendum is against national interest» автора Р. Съяла (The Guardian ) ,и статья, описывающая позицию министра по иностранным делам и делам Содружества УХейга о процессе мирного урегулирования в Сирии (The Telegraph ). Помимо этого, были использованы материалы Британской вещательной корпорации BBC как на русском языке, так и на английском, посвящённые широкому спектру вопросов. История отношений Великобритании и Европейского Союза была представлена в статье С.Вилсона «Britain and the EU: A long and rocky relationship», а в статье «Кэмерон и Медведев не согласились по Сирии и Литвиненко» был описан визит британского премьер-министра в Москву и основные темы обсуждений.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является внешняя политика коалиционного правительства Дэвида Камерона- Ника Клэгга в период с 2010 по 2015 год.
Предмет исследования данной работы включает политику коалиционного правительства по таким направлениям, как Соединённые Штаты Америки, Европейский Союз, регион Ближнего Востока. Также в работе были рассмотрены отношения Великобритании с Российской Федерацией в контексте кризисов на Украине и в Сирии.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является изучение основных направлений внешней политики коалиционного правительства Дэвида Камерона- Ника Клэгга с 2010 по 2015 год, что позволит определить место Великобритании в современной системе международных отношений.
Исследовательскими задачами, поставленными исходя из цели исследования, являются:
1. Рассмотреть основные внешнеполитические установки коалиционного правительства Консервативной партии и Либерально-демократической партии.
2. Изучить отношения Великобритании с Соединёнными Штатами Америки с начала 21 века при лейбористском и при коалиционном правительствах.
3. Исследовать отношения Консервативной партии и Либерально-демократической партии к Европейскому Союзу и референдуму по вопросу о выходе из Европейского Союза.
4. Проанализировать политику британского правительства в конфликтах в Сирии и Ливии.
5. Рассмотреть эволюцию отношений Великобритании и Российской Федерации и влияние на них кризисов в Сирии и на Украине.
Для решения поставленных задач были использована обширная источниковая база представленная:
1) Официальными документами Организации Объединённых Наций, к которым относятся Резолюция Совета Безопасности ООН 1970 (2011), посвящённая конфликту в Сирии, Резолюция Совета Безопасности 2118 (2013) о постановке под международный контроль и ликвидации сирийской программы химического оружия, а также Резолюция Генеральной ассамблеи ООН 68/262 о территориальной целостности Украины;
2) Официальными выступлениями политических деятелей Великобритании и других стран, среди которых речь премьер-министра Великобритании Д. Кэмерона в Блумберге в 2013 году, посвящённая европейскому направлению внешней политики правительства и возможности выхода страны из ЕС , совместное выступление премьер-министра Д.Кэмерона и президента Соединённых Штатов Америки Б. Обамы во время визита Д.Кэмерона в США, материалы с пресс-конференции Д. Кэмерона и генерального секретаря НАТО А.Ф. Расмуссена в 2014 году в период подготовки к саммиту НАТО в Уэльсе, речи министра по иностранным делам и делам Содружества, к которым относится речь У Хейга в 2014 году об оценке ситуации в Крыму, о референдуме и о роли России в произошедших событиях; а также выступление министра иностранных дел России С. Лаврова в рамках его визита в Лондон в 2013 году.
3) Официальными документами международных конференций: в рамках международных конференций Великобритания участвовала в обсуждении вопросов, связанных с мирным урегулированием кризисов. Можно выделить заключительное коммюнике «группы действий» по Сирии (Женевское коммюнике), посвящённое плану по решению сирийского конфликта, декларацию «группы восьми» 2011 года «Арабская весна» об изменениях, происходящих в регионе Ближнего Востока и Северной Африки и коммюнике лидеров G7 2014 года, в котором было выражено мнение стран, включая Великобританию, относительно конфликтов на Украине, в Сирии, Ливии и Афганистане;
4) Программными документами политических партий: предвыборные манифесты Консервативной партии и Либерально-демократической партии являлись важным источником для определения внешнеполитических взглядов двух партий, сформировавших правительство. Позиция коалиционного правительства по внешней политике была изложена в документе «The Coalition: our programme for government», созданном после всеобщих парламентских выборов 2010 года;
5) Материалами с сайтов правительства и парламента Великобритании: на сайтах правительства и парламента Великобритании опубликованы важные документы по международной тематике, среди них: Национальная стратегия безопасности 2010 года «А strong Britain in the age of uncertainty», созданная в период нахождения у власти коалиционного правительства , Национальная стратегия безопасности и обзор стратегической обороны и безопасности 2015 года, опубликованные новым Консервативным правительством после выборов 2015 года , программный документ по политике Великобритании для установления мира и стабильности в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, а также материалы дебатов в парламенте Великобритании по вопросам внешней политики, таких как участие Великобритании в военной интервенции в Сирию, обсуждение которого проходило в палате общин в 2013 году.
Научная новизна данной выпускной квалификационной работы заключается в комплексном анализе основных направлений внешней политики коалиционного правительства, находившегося у власти с 2010 по 2015 года. Новизна действий правительства Д. Кэмерона и Н. Клэгга обусловливает меньшую изученность периода с 2010 по 2015 год по сравнению с внешней политикой предыдущих правительств Великобритании.
Исследование основано на общенаучных методах, к которым относятся анализ и синтез, а также на историческом методе, включающем историко-генетический метод и историко-сравнительный метод.
По результатам парламентских выборов 2010 года, ни одной из партий не удалось создать однопартийное правительство. Поэтому новое правительство было образовано на коалиционное основе набравшей большинство голосов избирателей Консервативной партией и занявшей третьей место Либерально-демократической. Данная работа посвящена изучению политики коалиционного правительства по основным внешнеполитическим направлениям.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловливается ролью и влиянием Великобритании в мире. Действия, предпринятые коалиционным правительством в период с 2010 по 2015 года по основным направлениям внешней политики Соединённого Королевства, неразрывно связаны с международной обстановкой на современном её этапе. Комплексный анализ внешней политики Великобритании с выделением её основных направлений, а также исторических предпосылок и основ сотрудничества, является необходимым для понимания дальнейшего развития внешней политики Соединённого Королевства.
Выбор исследуемого периода, с 2010 по 2015 года, обусловлен тем, что действия коалиционного правительства отражали состояние отношений Великобритании с главным союзником, Соединёнными Штатами Америки, ознаменовали начало обсуждения вопроса дальнейшей интеграции страны в рамках Европейского Союза, были связаны с главными кризисами этого периода, в Сирии, Ливии, на Украине, а также с резким ухудшением отношений с Российской Федерацией, что позволяет выделить данные направления как основные во внешней политике в период коалиционного правительства.
Тема внешней политики коалиционного правительства Д. Кэмерона и Н.Клэгга получила освещение в работах отечественных и зарубежных авторов, однако, в силу своей новизны, основные внешнеполитические направления исследованы ещё не так подробно, как у предыдущих правительств. Степень изученности внешней политики коалиционного правительства Великобритании с 2010 по 2015 года в отечественной историографии представлена публикациями исследовательских институтов, статьями в сборниках и журналах по актуальным проблемам мировой политики. К основной используемой литературе относились материалы Института Европы Российской академии наук. Был использован доклад №309 «Великобритания в преддверии всеобщих парламентских выборов в 2015 году», председателем редакционного совета которого являлся директор Института Европы А.А.Громыко, ранее руководивший центром британских исследований Института Европы. В докладе, состоящем из статей по внутренней и внешней политике коалиционного правительства, можно выделить статью К. А. Годованюк «Российско- британские отношения в свете украинского кризиса» . А.А.Громыко, в соавторстве с Е.В.Ананьевой, является также автором рабочей тетради №19/2014 Российского совета по международным делам «Российско-британские отношения на современном этапе», описывающей эволюцию отношений между двумя странами начиная с распада Советского Союза. Внешней политике Великобритании посвящены статьи, опубликованные сборниками российских высших учебных заведений, например, статья из «Вестника Российского университета дружбы народов» «Внешнеполитическая деятельность лейбористского правительства Т. Блэра как предпосылка поражения на выборах 2010 года» автора Е.В. Давыденко, описывающая внешнюю политику Великобритании, в контексте которой к власти пришло коалиционное правительство. Этой же тематике была посвящена статья К.М. Фёдорова «Основные особенности внешнеполитического курса Великобритании при премьер-министре Т.Блэре» из сборника «Научные труды Северо-Западного института управления». Внешняя политика Великобритании была темой статей профессора Московского Государственного Института Международных Отношений Н. К. Капитоновой, таких как «Потепление англо-российских отношений», опубликованной на сайте МГИМО и статья ««За» и «против» сохранения членства Великобритании в Евросоюзе» из доклада №309 института Европы РАН под редакцией А.А. Громыко.
Степень изученности вопросов внешней политики Великобритании в зарубежной литературе представлена публикациями исследовательских центров Великобритании и других стран мира: развитие британо-американских отношений в 20 и 21 веке было описано в публикации Королевской Академии Оксфорда «Anglo-American Relations in the Twentieth Century- was the Special Relationship Just a Myth?» автора Н. Кулениц и докладе исследовательской службы Конгресса Соединённых Штатов Америки «The United Kingdom: Background and the Relations with the United States», созданном Д.Миксом. Также, британо-американские отношения была проанализированы в работе Р.Браун «A history of the Anglo-American special relationship», изданной Ашбрук-центром университета Ашлэнд. «Особым отношениям» между Великобританией и Соединёнными Штатами Америки была посвящена работа института Рузвельта «The “Special relationship” between Great Britain and the United States began with FDR» Д.Вулнера. Европейское направление политики коалиционного правительства было изучено в статье Д. Джокела «David Cameron’s European policy», опубликованной Швейцарским федеральным технологическим институтом Цюриха.
Важное место при написании работы занимали статьи и материалы с сайтов средств массовой информации. К ним относятся публикации Информационного агентства России (ТАСС) по ряду международных конфликтов, например «Украина: хроники евразийского раскола», посвящённая причинам и развитию кризиса на Украине, статья Г. Мирзаяна о гражданской войне в Ливии из журнала Эксперт.
Внешней политике Великобритании было посвящено большое количество статей британских журналов «The Guardian» и «The Telegraph», среди них статья о взглядах заместителя премьер-министра Н. Клэгга на европейскую интеграцию под названием «Nick Clegg: EU referendum is against national interest» автора Р. Съяла (The Guardian ) ,и статья, описывающая позицию министра по иностранным делам и делам Содружества УХейга о процессе мирного урегулирования в Сирии (The Telegraph ). Помимо этого, были использованы материалы Британской вещательной корпорации BBC как на русском языке, так и на английском, посвящённые широкому спектру вопросов. История отношений Великобритании и Европейского Союза была представлена в статье С.Вилсона «Britain and the EU: A long and rocky relationship», а в статье «Кэмерон и Медведев не согласились по Сирии и Литвиненко» был описан визит британского премьер-министра в Москву и основные темы обсуждений.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является внешняя политика коалиционного правительства Дэвида Камерона- Ника Клэгга в период с 2010 по 2015 год.
Предмет исследования данной работы включает политику коалиционного правительства по таким направлениям, как Соединённые Штаты Америки, Европейский Союз, регион Ближнего Востока. Также в работе были рассмотрены отношения Великобритании с Российской Федерацией в контексте кризисов на Украине и в Сирии.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является изучение основных направлений внешней политики коалиционного правительства Дэвида Камерона- Ника Клэгга с 2010 по 2015 год, что позволит определить место Великобритании в современной системе международных отношений.
Исследовательскими задачами, поставленными исходя из цели исследования, являются:
1. Рассмотреть основные внешнеполитические установки коалиционного правительства Консервативной партии и Либерально-демократической партии.
2. Изучить отношения Великобритании с Соединёнными Штатами Америки с начала 21 века при лейбористском и при коалиционном правительствах.
3. Исследовать отношения Консервативной партии и Либерально-демократической партии к Европейскому Союзу и референдуму по вопросу о выходе из Европейского Союза.
4. Проанализировать политику британского правительства в конфликтах в Сирии и Ливии.
5. Рассмотреть эволюцию отношений Великобритании и Российской Федерации и влияние на них кризисов в Сирии и на Украине.
Для решения поставленных задач были использована обширная источниковая база представленная:
1) Официальными документами Организации Объединённых Наций, к которым относятся Резолюция Совета Безопасности ООН 1970 (2011), посвящённая конфликту в Сирии, Резолюция Совета Безопасности 2118 (2013) о постановке под международный контроль и ликвидации сирийской программы химического оружия, а также Резолюция Генеральной ассамблеи ООН 68/262 о территориальной целостности Украины;
2) Официальными выступлениями политических деятелей Великобритании и других стран, среди которых речь премьер-министра Великобритании Д. Кэмерона в Блумберге в 2013 году, посвящённая европейскому направлению внешней политики правительства и возможности выхода страны из ЕС , совместное выступление премьер-министра Д.Кэмерона и президента Соединённых Штатов Америки Б. Обамы во время визита Д.Кэмерона в США, материалы с пресс-конференции Д. Кэмерона и генерального секретаря НАТО А.Ф. Расмуссена в 2014 году в период подготовки к саммиту НАТО в Уэльсе, речи министра по иностранным делам и делам Содружества, к которым относится речь У Хейга в 2014 году об оценке ситуации в Крыму, о референдуме и о роли России в произошедших событиях; а также выступление министра иностранных дел России С. Лаврова в рамках его визита в Лондон в 2013 году.
3) Официальными документами международных конференций: в рамках международных конференций Великобритания участвовала в обсуждении вопросов, связанных с мирным урегулированием кризисов. Можно выделить заключительное коммюнике «группы действий» по Сирии (Женевское коммюнике), посвящённое плану по решению сирийского конфликта, декларацию «группы восьми» 2011 года «Арабская весна» об изменениях, происходящих в регионе Ближнего Востока и Северной Африки и коммюнике лидеров G7 2014 года, в котором было выражено мнение стран, включая Великобританию, относительно конфликтов на Украине, в Сирии, Ливии и Афганистане;
4) Программными документами политических партий: предвыборные манифесты Консервативной партии и Либерально-демократической партии являлись важным источником для определения внешнеполитических взглядов двух партий, сформировавших правительство. Позиция коалиционного правительства по внешней политике была изложена в документе «The Coalition: our programme for government», созданном после всеобщих парламентских выборов 2010 года;
5) Материалами с сайтов правительства и парламента Великобритании: на сайтах правительства и парламента Великобритании опубликованы важные документы по международной тематике, среди них: Национальная стратегия безопасности 2010 года «А strong Britain in the age of uncertainty», созданная в период нахождения у власти коалиционного правительства , Национальная стратегия безопасности и обзор стратегической обороны и безопасности 2015 года, опубликованные новым Консервативным правительством после выборов 2015 года , программный документ по политике Великобритании для установления мира и стабильности в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, а также материалы дебатов в парламенте Великобритании по вопросам внешней политики, таких как участие Великобритании в военной интервенции в Сирию, обсуждение которого проходило в палате общин в 2013 году.
Научная новизна данной выпускной квалификационной работы заключается в комплексном анализе основных направлений внешней политики коалиционного правительства, находившегося у власти с 2010 по 2015 года. Новизна действий правительства Д. Кэмерона и Н. Клэгга обусловливает меньшую изученность периода с 2010 по 2015 год по сравнению с внешней политикой предыдущих правительств Великобритании.
Исследование основано на общенаучных методах, к которым относятся анализ и синтез, а также на историческом методе, включающем историко-генетический метод и историко-сравнительный метод.
Рассмотрев основные направления внешней политики коалиционного правительства Д.Кэмерона и Н. Клэгга можно сделать следующие выводы.
Период коалиционного правительства Консервативной партии и Либерально-демократической партии характеризовался сохранением традиционно основных направлений внешней политики Великобритании, среди которых отношения с Европейским Союзом и Соединёнными Штатами Америки. Членство Соединённого Королевства в составе Европейского Союза обосновывало важность европейского направления во внешней политике всех правительств Великобритании с момента вступления государства в ЕС. Пришедшая к власти после лейбористов коалиция консерваторов и либерал-демократов имела противоположные взгляды на будущее Великобритании в Европейском Союзе. Наиболее проевропейски настроенная Либерально-демократическая партия стремилась к максимальной интеграции и усилению роли Великобритании в рамках ЕС, выступала за введение евро, а также за смену ключевого военного союзника с США на Францию. Консерваторы, наоборот, стремились к возвращению полномочий из Брюсселя в Лондон и большей независимости в осуществлении внешней и внутренней политики. Позиции двух партий были согласованы в общей программе коалиционного правительства, однако, нахождение на посту премьер- министра представителя Консервативной партии, повлияло на доминирование в программе идей консерваторов. Умеренный евроскептицизм Консервативной партии, вызванный необходимостью согласования политики с проевропейской Либерально-демократической партией, сменился усилением антиевропейских взглядов внутри Консервативной партии из-за начала европейского долгового кризиса. Антикризисная политика Европейского Союза, предполагавшая углубление интеграции и в перспективе создание фискального союза, была негативно воспринята премьер-министром Д.Кэмероном, отказавшимся подписывать направленные на это документы, принятые Европейским Союзом, например, Бюджетный пакт. Помимо этого, ограничение возможностей стран без евро влиять на принятие решений в экономической сфере ещё больше обострило ситуацию. Результатом обострения отношений между Лондоном и Брюсселем стало заявление Д. Кэмерона в 2013 года о возможности выхода Великобритании из состава Европейского Союза путём референдума, в случае победы Консервативной партии на выборах 2015 года. Условия сохранения членства Великобритании в составе ЕС, подготовленные Д.Кэмероном и призванные реформировать Европейский Союз, носили дезинтегративный характер, ограничивали такие основополагающие принципы ЕС, как свобода передвижения граждан, и поэтому не были одобрены Европейским Союзом, что сделало жёстче позицию Консервативной партии в отношении проведения референдума. На принятие Д. Кэмероном таких решительных мер влияло сразу несколько факторов. Внешним фактором давления стала набирающая популярность Партия независимости Соединённого Королевства, выступающая за радикальные изменения в отношениях с Европейским Союзом и выход Великобритании из его состава. Помимо опасений о возможности потери части традиционного электората, на решение Д. Кэмерона влияло и давление наиболее евроскептически настроенных лоббистских групп внутри самой Консервативной партии. В то же время, премьер-министр заявлял, что, лучшим вариантом было бы проведение реформ и сохранение членства в Европейском Союзе. Отказ ЕС идти на компромисс и выполнять условия, поставленные премьер-министром, сделали реальной перспективу выхода страны из Европейского Союза. Таким образом, европейское направление в период нахождения в правительстве Великобритании коалиционного правительства было одним из приоритетных и характеризовалось обострением отношений как между Лондоном и Брюсселем, так и внутри самого правительства, две партии которого разделяли противоположные точки зрения на европейскую интеграцию.
Сформировавшийся в период Второй мировой войны статус «Особых отношений» Великобритании и Соединённых Штатов Америки, характеризовавшийся тесным сотрудничеством США и Великобритании в военной и экономической сфере, а также наличием языковых и культурных общностей, определял американское направление как одно из основных во внешней политике Соединённого Королевства. Б. Обама был первым лидером, поздравившим Д. Кэмерона со вступлением в должность премьер-министра в 2010 году. Желание президента США подчеркнуть особое положение главного союзника было вызвано негативной оценкой части британского общества и британских политических деятелей проамериканской политикой лейбористского правительства. Правительство Лейбористской партии, находившейся у власти в Великобритании на протяжении 13 лет, проводило политику полного следования за Вашингтоном и участвовала в военных операциях, возглавляемых США, среди которых непопулярная война в Ираке. Проамериканская внешняя политика Э. Блэра по укреплению статуса Великобритании как основного военного союзника Вашингтона во многом повлияла на поражение лейбористов на выборах 2010 года, по результатам которых к власти пришло коалиционное правительство. В период с 2010 по 2015 года произошло несколько официальных визитов Б. Обамы в Лондон и Д.Кэмерона в Вашингтон, в рамках которых лидерами двух стран в их выступлениях уделялось большое внимание «особым отношениям» и общей позиции относительно важнейших мировых проблем. Помимо этого, Великобритания и США являлись важнейшими инвестиционными и экономическими партнёрами, а взнос Соединённого Королевства в НАТО был вторым, после США. В то же время, в период нахождения у власти коалиционного правительства, в публикациях исследовательских институтов и средств массовой информации всё чаще стал подниматься вопрос о действительном наличии особого статуса двусторонних отношений. Поводом для обсуждения этого вопроса стала отличающаяся от периода правительства Лейбористской партии позиция политических кругов Великобритании на участие британских вооружённых сил в военных операциях, возглавляемых Соединёнными Штатами Америки. На голосовании 2013 года в палате общин, британским парламентом было отвергнуто предложение премьер-министра Д. Кэмерона о возможном присоединении к коалиции с США для участия в военной операции в Сирии. Д. Кэмерон и министр обороны Ф. Хэммонд заявили о разочаровании в решении, которое, по их мнению, могло навредить «особым отношениям» с США. И хотя Вашингтон отметил, что продолжит консультации с Великобританией как с важнейшим партнёром, роль основного военного союзника в коалиции заняла Франция. Помимо этого, Великобритания не сразу присоединилось к коалиции США, созданной для борьбы с террористической организацией Исламское Государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) на территории Ирака, до присоединения заявляя об отсутствии договорённостей об участии в операции. Наряду с возможной потерей Соединённым Королевством статуса основного военного союзника, в 2011 году Вашингтоном был объявлен «поворот к Азии», обозначивший Азиатско- тихоокеанский регион как один из наиболее приоритетных во внешней политике США. К тому же, в отношении с другими государствами мира, например Израилем, президентом Соединённых Штатов Америки также использовался термин «особые отношения». Эти факты вызвали опасение британской стороны о возможном уменьшении внимания США к Европейскому региону и Великобритании в частности. В то же время, манифест Консервативной партии содержал намерение об установлении «особых отношений» с Индией и развитии отношений со странами, не входящими в регион Северной Америки и Европы, что определяло стремление консерваторов к усилению роли Великобритании в мире. В целом, экономическое и политическое превосходство Соединённых Штатов Америки и их способность влиять на внешнюю политику Великобритании, проявившая ещё в Суэцком кризисе, определили положение Великобритании в качестве «младшего партнёра» Вашингтона. Несмотря на негативную оценку зависимого положения Соединённого Королевства от политики США, нашедшей отражение и в манифесте Либерально-демократической партии, где была отмечена опасность следования за действиями Вашингтона, не всегда отвечающими национальным интересам Великобритании, в период коалиционного правительства оставалось актуальным мнение Д. Кэмерона от 2006 года о необходимости для Великобритании сохранять «особые отношения» с Соединёнными Штатами Америки для того, чтобы добиваться своих внешнеполитических целей и обладать большим весом в мировой политике.
Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, в период коалиционного правительства Великобритания была непосредственно вовлечена в обсуждение революций на Ближнем Востоке, получивших название «Арабская весна», а также в процесс урегулирования двух гражданских войн в Сирии и Ливии. В отношении Сирии и Ливии позиция Великобритании совпадала с позициями её основных союзников, США и ЕС, также поддерживавших оппозиционные повстанческие силы. В рамках конфликта в Ливии, Великобритания участвовала в военной операции и совершала авиационные обстрелы позиций сторонников главы государства М. Каддафи. Закончившаяся через полгода по решению ООН операция в Ливии, не только не завершила гражданскую войну в стране, но и привела к дальнейшей эскалации конфликта. Участие западных стран в гражданской войне не создало условий для централизации власти у одной из противоборствующих сторон, таким образом, Ливия оказалась разделена на части, в каждой из которых была своя власть, не желающая передавать свои полномочия какому- либо центральному органу.
Как и в гражданской войне в Ливии, в Сирии правительство Великобритании поддерживало силы оппозиции. Представители Великобритании обсуждали вопрос мирного урегулирования сирийского конфликта в Совете Безопасности ООН, на Женевских конференциях и в рамках «группы действий по Сирии», на которых британская сторона активно выступала за создание переходного правительства, не включающего в свой состав Б. Асада. Правительство Великобритании направляло в Сирию военное оборудование, оказывало гуманитарную помощь и призывало к прекращению боевых действий, однако, в отличие от конфликта в Ливии, вопрос об участии вооружённых сил Соединённого Королевства являлся спорным. Ещё в 2012 году, говоря о возможности военного вмешательства, У Хэйг заявлял, что действия в Сирии будут иметь больший масштаб по сравнению с Ливией. Возможная военная операция, которая может быть совершена при международной поддержке совместно с союзниками, потребовала бы больших усилий и затрат, и, по мнению У Хэйга, Соединённое Королевство было не готово к такой масштабной операции. Нежелание участвовать в военной операции в Сирии проявилось на голосовании в британском парламенте, когда палата общин отклонила инициативу Д. Кэмерона о возможном присоединении к коалиции США для операции на территории Сирии.
Рассмотрение сирийской проблемы во внешней политике коалиционного правительства неразрывно связано с ухудшением отношений с Российской Федерацией, вызванным расхождением российской и британской точек зрения относительно политической силы, которая должна была обладать властью в Сирии. Поддержка президентом В.Путиным правительства Б.Асада, а Лондоном и его союзниками сил оппозиции, привело к обострению непростых отношений России и Великобритании. Осложнённые нерешёнными проблемами прошлых правительств британо-российские отношения, в которых после распада Советского Союза был взят курс на улучшение, резко ухудшились.
Ещё в большей степени на ухудшение отношений Великобритании и России повлияла ситуация на Украине. Как и в других кризисах, связанных с революционными изменениями политической власти, коалиционное правительство Великобритании, совместно с западными партнёрами, поддерживала оппозиционные власти. Кризис на Украине выявил неустойчивость и нестабильность российско-британских отношений. И коалиционное правительство Великобритании, и представители британской оппозиции, обвиняли Россию в дестабилизации ситуации в соседнем государстве, в непосредственном участии в гражданской войне, развернувшейся на юго-востоке Украины, а также в незаконном вхождении Крыма в состав России. Премьер-министр Д. Кэмерон занял жёсткую позицию по отношению к России, выразившуюся в его выступлениях после референдума в Крыму. Так, на саммите НАТО в Уэльсе Д. Кэмерон призвал страны-члены пересмотреть отношения с Россией и принять меры по увеличению сил быстрого реагирования на границах с Россией, которую британский премьер-министр назвал агрессором.
В связанной с кризисами на Украине и в Сирии ситуации проявилась негибкая позиция Великобритании в отношении России. Великобритания и другие страны использовали ультимативный характер в своих заявлениях, требованиях и резолюциях, оказывая поддержку только одной стороне конфликта, не делая попытки найти компромисс, что создало атмосферу противостояния между Россией и западными. Нежелание вести конструктивный диалог по основным проблемам, выразившееся в прекращении политических контактов по инициативе Великобритании, а также создание для России образа агрессора в общественном мнении не создало условий для преодоления кризиса в отношениях. Помимо этого, инициируя пересмотр отношений с Россией в сторону от сотрудничества к изоляции, а также введение более жёсткого санкционного режима, Великобритания стремилась стать лидером в антироссийской политике Европейского Союза.
В результате проведённого исследования можно сказать, что Великобритания в период коалиционного правительства продолжала играть значительную роль в мировой политике, что проявилось в лидерской позиции в рамках антироссийской политики Европейского Союза, вовлечённости в процесс принятия решений по основным мировым проблемам в рамках Совета Безопасности ООН и G7. Также можно выявить стремления Соединённого Королевства к проведению более независимой от позиции Вашингтона и Брюсселя политики. В то же время, несмотря на высокую степень развития государства, экономические показатели Великобритании уступают показателям Соединённых Штатов Америки и некоторых стран Европейского Союза, что делает невозможным формирование из Великобритании нового центра силы, как это было в период расцвета Британской колониальной империи.
Период коалиционного правительства Консервативной партии и Либерально-демократической партии характеризовался сохранением традиционно основных направлений внешней политики Великобритании, среди которых отношения с Европейским Союзом и Соединёнными Штатами Америки. Членство Соединённого Королевства в составе Европейского Союза обосновывало важность европейского направления во внешней политике всех правительств Великобритании с момента вступления государства в ЕС. Пришедшая к власти после лейбористов коалиция консерваторов и либерал-демократов имела противоположные взгляды на будущее Великобритании в Европейском Союзе. Наиболее проевропейски настроенная Либерально-демократическая партия стремилась к максимальной интеграции и усилению роли Великобритании в рамках ЕС, выступала за введение евро, а также за смену ключевого военного союзника с США на Францию. Консерваторы, наоборот, стремились к возвращению полномочий из Брюсселя в Лондон и большей независимости в осуществлении внешней и внутренней политики. Позиции двух партий были согласованы в общей программе коалиционного правительства, однако, нахождение на посту премьер- министра представителя Консервативной партии, повлияло на доминирование в программе идей консерваторов. Умеренный евроскептицизм Консервативной партии, вызванный необходимостью согласования политики с проевропейской Либерально-демократической партией, сменился усилением антиевропейских взглядов внутри Консервативной партии из-за начала европейского долгового кризиса. Антикризисная политика Европейского Союза, предполагавшая углубление интеграции и в перспективе создание фискального союза, была негативно воспринята премьер-министром Д.Кэмероном, отказавшимся подписывать направленные на это документы, принятые Европейским Союзом, например, Бюджетный пакт. Помимо этого, ограничение возможностей стран без евро влиять на принятие решений в экономической сфере ещё больше обострило ситуацию. Результатом обострения отношений между Лондоном и Брюсселем стало заявление Д. Кэмерона в 2013 года о возможности выхода Великобритании из состава Европейского Союза путём референдума, в случае победы Консервативной партии на выборах 2015 года. Условия сохранения членства Великобритании в составе ЕС, подготовленные Д.Кэмероном и призванные реформировать Европейский Союз, носили дезинтегративный характер, ограничивали такие основополагающие принципы ЕС, как свобода передвижения граждан, и поэтому не были одобрены Европейским Союзом, что сделало жёстче позицию Консервативной партии в отношении проведения референдума. На принятие Д. Кэмероном таких решительных мер влияло сразу несколько факторов. Внешним фактором давления стала набирающая популярность Партия независимости Соединённого Королевства, выступающая за радикальные изменения в отношениях с Европейским Союзом и выход Великобритании из его состава. Помимо опасений о возможности потери части традиционного электората, на решение Д. Кэмерона влияло и давление наиболее евроскептически настроенных лоббистских групп внутри самой Консервативной партии. В то же время, премьер-министр заявлял, что, лучшим вариантом было бы проведение реформ и сохранение членства в Европейском Союзе. Отказ ЕС идти на компромисс и выполнять условия, поставленные премьер-министром, сделали реальной перспективу выхода страны из Европейского Союза. Таким образом, европейское направление в период нахождения в правительстве Великобритании коалиционного правительства было одним из приоритетных и характеризовалось обострением отношений как между Лондоном и Брюсселем, так и внутри самого правительства, две партии которого разделяли противоположные точки зрения на европейскую интеграцию.
Сформировавшийся в период Второй мировой войны статус «Особых отношений» Великобритании и Соединённых Штатов Америки, характеризовавшийся тесным сотрудничеством США и Великобритании в военной и экономической сфере, а также наличием языковых и культурных общностей, определял американское направление как одно из основных во внешней политике Соединённого Королевства. Б. Обама был первым лидером, поздравившим Д. Кэмерона со вступлением в должность премьер-министра в 2010 году. Желание президента США подчеркнуть особое положение главного союзника было вызвано негативной оценкой части британского общества и британских политических деятелей проамериканской политикой лейбористского правительства. Правительство Лейбористской партии, находившейся у власти в Великобритании на протяжении 13 лет, проводило политику полного следования за Вашингтоном и участвовала в военных операциях, возглавляемых США, среди которых непопулярная война в Ираке. Проамериканская внешняя политика Э. Блэра по укреплению статуса Великобритании как основного военного союзника Вашингтона во многом повлияла на поражение лейбористов на выборах 2010 года, по результатам которых к власти пришло коалиционное правительство. В период с 2010 по 2015 года произошло несколько официальных визитов Б. Обамы в Лондон и Д.Кэмерона в Вашингтон, в рамках которых лидерами двух стран в их выступлениях уделялось большое внимание «особым отношениям» и общей позиции относительно важнейших мировых проблем. Помимо этого, Великобритания и США являлись важнейшими инвестиционными и экономическими партнёрами, а взнос Соединённого Королевства в НАТО был вторым, после США. В то же время, в период нахождения у власти коалиционного правительства, в публикациях исследовательских институтов и средств массовой информации всё чаще стал подниматься вопрос о действительном наличии особого статуса двусторонних отношений. Поводом для обсуждения этого вопроса стала отличающаяся от периода правительства Лейбористской партии позиция политических кругов Великобритании на участие британских вооружённых сил в военных операциях, возглавляемых Соединёнными Штатами Америки. На голосовании 2013 года в палате общин, британским парламентом было отвергнуто предложение премьер-министра Д. Кэмерона о возможном присоединении к коалиции с США для участия в военной операции в Сирии. Д. Кэмерон и министр обороны Ф. Хэммонд заявили о разочаровании в решении, которое, по их мнению, могло навредить «особым отношениям» с США. И хотя Вашингтон отметил, что продолжит консультации с Великобританией как с важнейшим партнёром, роль основного военного союзника в коалиции заняла Франция. Помимо этого, Великобритания не сразу присоединилось к коалиции США, созданной для борьбы с террористической организацией Исламское Государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) на территории Ирака, до присоединения заявляя об отсутствии договорённостей об участии в операции. Наряду с возможной потерей Соединённым Королевством статуса основного военного союзника, в 2011 году Вашингтоном был объявлен «поворот к Азии», обозначивший Азиатско- тихоокеанский регион как один из наиболее приоритетных во внешней политике США. К тому же, в отношении с другими государствами мира, например Израилем, президентом Соединённых Штатов Америки также использовался термин «особые отношения». Эти факты вызвали опасение британской стороны о возможном уменьшении внимания США к Европейскому региону и Великобритании в частности. В то же время, манифест Консервативной партии содержал намерение об установлении «особых отношений» с Индией и развитии отношений со странами, не входящими в регион Северной Америки и Европы, что определяло стремление консерваторов к усилению роли Великобритании в мире. В целом, экономическое и политическое превосходство Соединённых Штатов Америки и их способность влиять на внешнюю политику Великобритании, проявившая ещё в Суэцком кризисе, определили положение Великобритании в качестве «младшего партнёра» Вашингтона. Несмотря на негативную оценку зависимого положения Соединённого Королевства от политики США, нашедшей отражение и в манифесте Либерально-демократической партии, где была отмечена опасность следования за действиями Вашингтона, не всегда отвечающими национальным интересам Великобритании, в период коалиционного правительства оставалось актуальным мнение Д. Кэмерона от 2006 года о необходимости для Великобритании сохранять «особые отношения» с Соединёнными Штатами Америки для того, чтобы добиваться своих внешнеполитических целей и обладать большим весом в мировой политике.
Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, в период коалиционного правительства Великобритания была непосредственно вовлечена в обсуждение революций на Ближнем Востоке, получивших название «Арабская весна», а также в процесс урегулирования двух гражданских войн в Сирии и Ливии. В отношении Сирии и Ливии позиция Великобритании совпадала с позициями её основных союзников, США и ЕС, также поддерживавших оппозиционные повстанческие силы. В рамках конфликта в Ливии, Великобритания участвовала в военной операции и совершала авиационные обстрелы позиций сторонников главы государства М. Каддафи. Закончившаяся через полгода по решению ООН операция в Ливии, не только не завершила гражданскую войну в стране, но и привела к дальнейшей эскалации конфликта. Участие западных стран в гражданской войне не создало условий для централизации власти у одной из противоборствующих сторон, таким образом, Ливия оказалась разделена на части, в каждой из которых была своя власть, не желающая передавать свои полномочия какому- либо центральному органу.
Как и в гражданской войне в Ливии, в Сирии правительство Великобритании поддерживало силы оппозиции. Представители Великобритании обсуждали вопрос мирного урегулирования сирийского конфликта в Совете Безопасности ООН, на Женевских конференциях и в рамках «группы действий по Сирии», на которых британская сторона активно выступала за создание переходного правительства, не включающего в свой состав Б. Асада. Правительство Великобритании направляло в Сирию военное оборудование, оказывало гуманитарную помощь и призывало к прекращению боевых действий, однако, в отличие от конфликта в Ливии, вопрос об участии вооружённых сил Соединённого Королевства являлся спорным. Ещё в 2012 году, говоря о возможности военного вмешательства, У Хэйг заявлял, что действия в Сирии будут иметь больший масштаб по сравнению с Ливией. Возможная военная операция, которая может быть совершена при международной поддержке совместно с союзниками, потребовала бы больших усилий и затрат, и, по мнению У Хэйга, Соединённое Королевство было не готово к такой масштабной операции. Нежелание участвовать в военной операции в Сирии проявилось на голосовании в британском парламенте, когда палата общин отклонила инициативу Д. Кэмерона о возможном присоединении к коалиции США для операции на территории Сирии.
Рассмотрение сирийской проблемы во внешней политике коалиционного правительства неразрывно связано с ухудшением отношений с Российской Федерацией, вызванным расхождением российской и британской точек зрения относительно политической силы, которая должна была обладать властью в Сирии. Поддержка президентом В.Путиным правительства Б.Асада, а Лондоном и его союзниками сил оппозиции, привело к обострению непростых отношений России и Великобритании. Осложнённые нерешёнными проблемами прошлых правительств британо-российские отношения, в которых после распада Советского Союза был взят курс на улучшение, резко ухудшились.
Ещё в большей степени на ухудшение отношений Великобритании и России повлияла ситуация на Украине. Как и в других кризисах, связанных с революционными изменениями политической власти, коалиционное правительство Великобритании, совместно с западными партнёрами, поддерживала оппозиционные власти. Кризис на Украине выявил неустойчивость и нестабильность российско-британских отношений. И коалиционное правительство Великобритании, и представители британской оппозиции, обвиняли Россию в дестабилизации ситуации в соседнем государстве, в непосредственном участии в гражданской войне, развернувшейся на юго-востоке Украины, а также в незаконном вхождении Крыма в состав России. Премьер-министр Д. Кэмерон занял жёсткую позицию по отношению к России, выразившуюся в его выступлениях после референдума в Крыму. Так, на саммите НАТО в Уэльсе Д. Кэмерон призвал страны-члены пересмотреть отношения с Россией и принять меры по увеличению сил быстрого реагирования на границах с Россией, которую британский премьер-министр назвал агрессором.
В связанной с кризисами на Украине и в Сирии ситуации проявилась негибкая позиция Великобритании в отношении России. Великобритания и другие страны использовали ультимативный характер в своих заявлениях, требованиях и резолюциях, оказывая поддержку только одной стороне конфликта, не делая попытки найти компромисс, что создало атмосферу противостояния между Россией и западными. Нежелание вести конструктивный диалог по основным проблемам, выразившееся в прекращении политических контактов по инициативе Великобритании, а также создание для России образа агрессора в общественном мнении не создало условий для преодоления кризиса в отношениях. Помимо этого, инициируя пересмотр отношений с Россией в сторону от сотрудничества к изоляции, а также введение более жёсткого санкционного режима, Великобритания стремилась стать лидером в антироссийской политике Европейского Союза.
В результате проведённого исследования можно сказать, что Великобритания в период коалиционного правительства продолжала играть значительную роль в мировой политике, что проявилось в лидерской позиции в рамках антироссийской политики Европейского Союза, вовлечённости в процесс принятия решений по основным мировым проблемам в рамках Совета Безопасности ООН и G7. Также можно выявить стремления Соединённого Королевства к проведению более независимой от позиции Вашингтона и Брюсселя политики. В то же время, несмотря на высокую степень развития государства, экономические показатели Великобритании уступают показателям Соединённых Штатов Америки и некоторых стран Европейского Союза, что делает невозможным формирование из Великобритании нового центра силы, как это было в период расцвета Британской колониальной империи.



