Введение 3
Глава 1. Массовая песня в советской культуре 1941 - 1945
гг 11
1.1. Формирование массовой советской песни в период Великой
Отечественной Войны 1941 - 1945
гг 11
1.2. Лингвистический анализ музыкально - поэтических произведений
1941 - 1945
гг 18
Глава 2. Воздействие массовой советской песни на общественное
сознание граждан СССР в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг 25
2.1. Особенности бытования массовой советской песни в армии с 1941
по 1945 гг 25
2.2. Влияние песен на патриотическое сознание военных и мирного населения в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945
гг 33
Глава 3. Массовая советская песня периода Великой Отечественной 1941 - 1945 гг. войны, как объект изучения в
школе 40
3.1 Особенности современных форм воспитательной работы по
формированию патриотизма у
старшеклассников 40
3.2 Авторская модель использования массовой советской песни в
воспитательном процессе по истории в средней
школе 44
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами: прежде всего необходимостью комплексного и
всестороннего научного анализа проблемы формирования патриотического сознания советского народа в годы Великой Отечественной войны; уникальностью общественно-политической ситуации в этот период, когда борьба против иноземных захватчиков действительно приобрела всенародный характер.
Всестороннее изучение проблемы позволит проследить связь и влияние исторических событий указанного периода на современные процессы. Все многообразные формы и методы воспитательно-патриотической деятельности, в том числе и песенно-поэтическое творчество, созданные в период Великой Отечественной войны, стали достоянием Российского государства, и могут стать мощным средством воспитания патриотизма в современных условиях.
С методической точки зрения, актуальность заключается в донесении до учащихся проблемы формирования патриотизма солдат в период Великой Отечественной войны, при этом нужно отметить, что эта проблема перекликается с современными процессами, протекающими в школе, а именно, с проблемой формирования патриотического сознания у современных старшеклассников. Так, в современном российском образовании теряется воспитательная роль школы в формировании патриотизма среди учащихся. Эта проблема остается актуальной, однако, ее можно решить с помощью применения в школьной внеурочной деятельности различных форм мероприятий гражданско-патриотической направленности, совершая упор на интерактивные виды деятельности, для поддержания интереса и самостоятельности учащихся при проведении мероприятия.
В нашей выпускной квалификационной работе мы осветим данную проблему и предложим свои пути решения на основе авторской модели внеурочного мероприятия.
Обзор литературы. В нашем научном исследовании мы опирались на следующую литературу: «Песня в граните» А. Луковников , «Друзья - однополчане» А.Н. Луковников . В этих исследованиях приводятся песни периода 1941 - 1945 гг. Луковников дает обширное описание распространения песен данных лет среди солдат, описывает историю создания песен. Так же в книгах приводятся воспоминания авторов песен, в том числе и воспоминания солдат, участников военных действий, которые позволили нам лучше изучить историю возникновения песен, распространения и влияния на чувства людей, т.к. примером в основном являются воспоминания авторов слов и музыки. Они были прямыми свидетелями приведенных примеров.
Работа «Русская литература XX века» под редакцией Л. П. Кременцова. В исследовании описываются особенности становления русской литературы периода Великой Отечественной войны по 1999 годов. Она включает в себя блок разделов посвященных различным периодам истории. В частности, раздел, кающийся нашей работы, посвящен поэзии 1940-1960 гг. Позиции авторов данных работ сходны друг с другом. Они сходятся во мнении, что песни, написанные в период войны, отражали чувства солдат, отправляющихся на фронт и их родных. Авторы подчеркивали значимость песен для данного периода, к примеру, А. Луковников в книге «Песня в граните» пишет: «Трудно переоценить роль, которую играет песня в нашей жизни. Необычайно велико ее влияние на формирование морального облика советского человека» .
Так же был рассмотрен научный труд В.Ю. Крупянской и С.И. Минца - «Материалы по истории песни Великой Отечественной войны» . В результате переписки Крупянской и Минца с корреспондентами фронта и тыла, командировок и экспедиций, которые совершались при их участии и под их руководством, был составлен большой архив песенных и прозаических материалов, созданных в годы Великой Отечественной войны. В книгу не вошли тексты, публикация которых мало что приносит в представления о путях возникновения и распространения песен Великой Отечественной войны, и ряд текстов, уже публиковавшихся в ранее изданных сборниках. Этот сборник содержит тексты произведений, которые были сложены солдатами и офицерами, партизанами и простым населением. В сборник включены песни, которые были популярны в различных воинских частях или локально ограниченные, и песни, которые обрели широкую известность.
Кроме всего выше перечисленного мы опирались на работу И.Д. Носкова, С.Д. Петрова и В.С. Рябова - «Великая Отечественная война в фотографиях и кинодокументах 1941-1945» . В книге приведены фотодокументы и исторический материал о Отечественной войне 1941-1945 гг., в том числе информация о песнях, мнения музыкантов о роли песен в жизни человека.
Кроме того были изучены журналы «Литература в школе» и «Русская речь» , которые содержат песни периода 1941-1943 гг. Кроме того в них приведены сведения о поэтах и композиторах, которыми были написаны данные стихи.
Сложившиеся педагогические позиции раскрыты в работах Стреловой О.Ю., Вяземского Е.Е. и многих других. Пособие, выпущенное под редакцией одного из известнейших педагогов - Сластенина В.А. «Основы общей педагогики: теория и методика воспитания» . В пособии раскрываются основные педагогические теории учения и воспитания как ценностного процесса формирования личности учащихся, рассматриваются различные виды деятельности учащихся.
Помимо этого, нами были изучены современные методические журналы, позволившие нам описать ситуацию в современном образовании. Например, такой журнал как «Воспитание школьников», представленный в различных номерах. В журнале представлены статьи, дающие качественную оценку современному образованию, представляет различного рода проблемы и пути из преодоления. Журнал публикует статьи о методах воспитания и организации урочной и внеурочной деятельности, откуда мы смогли подчерпнуть важную для себя информацию. Например, в статье Никитина Л.Е. и Звонарева Л.У. «Идейно-теоритические и методические основы воспитания патриотизма средствами литературы и искусства» представлены формы внеурочной деятельности, использующиеся для формирования патриотизма современного школьника - это проекты, экскурсии и т.д.
Характеристика источников. Важным источником для настоящего исследования являются сами тексты изучаемых песен. Были изучены, проанализированы тексты песен, написанные в 40 - 50 гг. XX века, такие как, «Священная война» , «Шумел сурово Брянский лес» , «Прощание» , «До свидания города и хаты» , и другие. Рассмотрели фронтовой песенник А.И. Топыркина - уроженца города Можги Удмуртской республики, участника и героя Великой Отечественной войны. В песеннике приведены песни периода 1940-1945 годов, как известные, так и те, которые были популярны в локальных зонах, А.И. Топыркин записывал их во время пребывания в госпитале, поэтому записанные песни были распространены именно там.
Приведенные источники - песни интересны своим содержанием и тем, что они выражали и отражали чувства людей, их душевное состояния. Кроме этого песни отражали периоды военных действий.
Данная источниковедческая база не является исчерпывающей. В рассматриваемый период было написано большое количество песен, рассмотреть их всех не представляется возможным в рамках выпускной квалификационной работы.
Кроме песен в исследовании используются такие источники как периодическая печать и воспоминания людей о рассматриваемом периоде. Например, газета «Правда». В ней приводится статья Г. Корабельникова «Образ Сталина в народной поэзии» . В газете приводятся материалы, касающиеся песенного творчества в период пребывания во власти И.В. Сталина, и песни были посвящены сугубо его личности.
Объектом исследования являются песни, которые бытовали в среде солдат и граждан Советского Союза в годы Великой Отечественной войны и применение этих песен в процессе внеурочной деятельности по истории в школе.
Предметом исследования является влияние массовой советской песни на гражданское сознание, патриотизм граждан Союза Советской Социалистической республики (далее СССР) в годы Великой Отечественной войны и изучение методических путей формирования патриотизма среди современных старшеклассников.
Методологическая база нашего исследования предусматривает использование специальных исторических методов исследования, таких как сравнительно-исторический, который предусматривает сравнение песен в разные периоды военных действий Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.). Кроме того, историко-генетический метод, который позволяет определить роль и место массовой советской песни в общественной жизни.
Мы опирались и на методические подходы к изучению проблем исследования, отраженных в научной литературе - это обобщение передового педагогического опыта по проблеме исследования; проведение педагогической диагностики по теме исследования; разработка системы познавательных заданий, приемов, средств обучения и развития учащихся в рамках выбранного методического направления, а именно - создание авторской модели внеклассного мероприятия - исторического квеста.
Были применены педагогические методы исследования - это метод изучения и обобщения преподавания для выявления дидактических, психологических и методических основ исследуемой проблемы; методы изучения коллективных педагогических явлений, а именно посредством проведения среди учащихся беседы и опроса; анализ творческих и письменных работ учащихся после проведения исторического квеста.
Научно-теоретическую основу исследования составляли: концепция личностно-ориентированного обучения в школе; дидактические системы и образовательные технологии, направленные на развитие личности ученика и их творческую самореализацию в ходе обучения посредством применения интерактивного квеста.
Рабочей гипотезой исследования выступает предположение о том, военная песня периода Великой Отечественной войны может способна значительно повысить эффективность воспитательной работы среди старшеклассников при соблюдении ряда условий:
- формы работы должны носить интерактивный характер;
- должны способствовать формированию личностного отношения;
- соблюдения повышенной эмоциональной вовлеченности обучающихся в процесс внеурочной деятельности.
Хронологические рамки включают в себя период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), так как в это время наблюдался наивысший подъем гражданского самосознания в СССР и был создан значительный комплекс военно-патриотических песен.
Территориальные рамки охватывают всю территорию станы. Массовая советская культура не имела особых границ в рамках Советского Союза, она распространялась по всей стране и за ее пределами.
Целью нашего исследования является определение влияния советской песни на формирование патриотизма в годы Великой Отечественной войны, а так же в научном обосновании и апробации методических условий и способов, обеспечивающих положительные результаты обучения по выбранной проблемы.
В ходе проводимого исследования нами были поставлены следующие задачи:
- изучить формирование массовой советской песни в период Великой Отечественной войны (1941-1945);
- провести лингвистический анализ музыкально - поэтических произведений 1940 - 1945 гг. XX века;
- проанализировать особенности бытования массовой советской песни в армии и в тылу с 1941 по 1945 гг.;
- рассмотреть, какого было влияние песен на патриотическое сознание военных и мирного населения в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.);
- изучить особенности современных форм воспитательной работы по формированию патриотизма у старшеклассников;
- предложить авторскую модель использования массовой советской песни в воспитательном процессе по истории в средней школе;
Научная новизна определяется тем, что тема исследования изучена на основе широкого комплекса источников и с учетом последних научных исследований в данной области. Кроме того, стоит отметить, что работа велась на основе авторской модели разработанного внеурочного мероприятия и с применением ее на практике.
Практическая значимость. Результаты исследования могут использоваться в рамках учебных курсов по истории России, при составлении специальных курсов по схожей проблематике, методической литературе по педагогике.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что песенное творчество повлияло на развитие патриотизма, как среди военных, так и мирного населения в годы Великой Отечественной войны. Песни звучали по всей стране - от Москвы до Владивостока, их исполняли на вокзалах, в концертных залах, на привалах, у костра, и сидя дома у печи. Песня лечила души и поддерживала в суровые военные дни, сплачивала, поднимала боевой дух. Песни шли нога в ногу с защитниками Отечества, от прощания на перроне до победного салюта. Они были разнообразного характера: лирические, веселые, прощальные и героические.
Песни были созданы мастерами своего дела и обывателями-солдатами - бывшими врачами, учителями или работниками завода. Они быстро распространялись, передавались от одного города к другому, от одной части к другой, из уст в уста, но в большинстве своем стихи печатались в газетах, таких, например, как «Правда», и вместе с газетой они шли в народ.
Вместе с песнями передавалось настроение, к этому выводу мы пришли, проведя лексический анализ и обнаружив различные приемы, к примеру, некоторым песням присущ символизм, в других песнях города представлены в роли живых существ, которые так же, как и человек могут чувствовать боль и радость. Другой формой выражения чувств служили представления родных мест: деревушка, край в сравнении с близкими местами, где они родились. Все эти приемы помогали выразить важную смысловую и идеологическую нагрузку, исполнение военных песен оказывало солдатам психологическую поддержку, настраивало на борьбу с врагом, пробуждало патриотические чувства, помогало в развитии чувства долга, в первую очередь, перед Родиной.
Песни различны, как и люди в нашей стране. Песни были источником силы для бойцов.
Особенностью песен можно назвать то, что у них нет национальности, нет не имущественных, ни религиозных, ни каких-либо других различий. Песни мог петь и сочинять каждый, и русский и татарин, и богатый и бедный, и сержант и поэт. Песни объединяли под своим началом все слои населения, от детей до стариков, для общей борьбы с общим врагом.
Нельзя сказать, что только благодаря песням удалось победить немецких оккупантов, однако песенное творчество помогало поднять уровень морального сознания, например, песня «Священная война», которая зовет в бой, призывает к сопротивлению. Она и по сегодняшний день является олицетворением песни, которая передает дух патриотизма всем тем, кто ее слушал.
Песни слушали и на фронте и в тылу, одним она морально помогала идти напролом в боях, другим стоять у станка. Популярность военных песен и по сей день свидетельствует о том, что военные песни могут поднимать уровень патриотизма среди населения, особенно в преддверии 70-летия Великой Победы, примером может послужить тот факт, что стартовал конкурс Песня Победы, по которому выбирают лучшую песню Великой Отечественной войны.
Нужно отметить и то, что песни времен Великой Отечественной войны и на сегодняшний день могут служить источником формирования патриотизма среди учащихся средней школы. Знакомить учащихся с песнями представленного периода можно посредством проведения внеурочных воспитательных мероприятий гражданско-патриотической направленности. К таким мероприятиям относятся как традиционные, в форме вечеров, экскурсий, лекториев, так и современные формы работы - это флешмобы, проекты и т.д.
Плюсами внеклассной воспитательной работы служит то, при проведении можно брать узконаправленную тему, которая не входит в образовательную программу, но отвечающая требованиям образовательных стандартов, связанную с темами, известным учащимся, таким образом познакомив их с новыми направлениями, не изученными ранее.
Нами был проведен исторический квест на тему «Роль патриотической песни периода Великой Отечественной войны на формирование патриотизма», на котором учащимся был представлен материал, познакомивший их с песнями лирического и патриотического характера, истории их создания, распространения и влияния на патриотические чувства солдат во время Великой Отечественной войны, кроме того учащиеся прошли квест, состоящий из пяти этапов, включавший задания, направленных на поднятие среди них патриотических чувств. Таким образом обучающиеся смогли погрузиться в военное время и пронести через себя морально-психологическую атмосферу, которую ощущали сами солдаты. Кроме того, такой интерактивный метод работы позволил учащимся самостоятельно осуществлять сбор, комментирование и интерпретацию информации, сопоставить прошедшие события с настоящим временем.
Обозначенные вначале внеурочного мероприятия цели были достигнуты. Учащиеся смогли почерпнуть важную и интересную для себя информацию, которая может в дальнейшем помочь им в реализации исследовательской деятельности по схожей проблематике.
1.1 Алтынчеч // Краев А. Песни свободы // [http://a-pesni.org] [дата обращения:19.02.15].
1.2 Боевая сестра // Фольклорные песни брянских партизан [http://www.webcitation.org] [дата обращения: 15.11.14].
1.3 В прифронтовом лесу // Авдеева А.Ф. и др. Русская литература XX века: В 2 т. / Алексеева Л. Ф., Быстрова О.В., Дронова Т.И., Кременцов Л. П., Малыгина Н.М. - М.: Академия, 2003. - 464 с.
1.4 Во степях да во донецких // Крупянская В.Ю., С.И. Минц. Материалы по истории Великой Отечественной войны. - М.: Академия наук СССР, 1953. - 207 с.
1.5 Гибель друга // Крупянская В.Ю., С.И. Минц. Материалы по истории Великой Отечественной войны. - М.: Академия наук СССР, 1953. - 207 с.
1.6 Два сокола // Корабельников Г. Образ Сталина в народной поэзии // [http://www.oldgazette.ru] [дата обращения: 27.02.15].
1.7 До свидания, города и хаты // Друзья - однополчане / Сост. А.Н. Луковников. - М.: Музыка, 1985. - 254.
1.8 Дорога на Берлин // Фонды музея Набат памяти. - НМНП / 1731 // Фронтовой песенник А.И. Топыркина. - 20 с.
1.9 Дунаевский М. Воспоминания о Лебедеве-Кумаче // [http://reportage.su] [дата обращения:27.02.15].
1.10 Если будешь ранен, милый на войне // Фольклор [http://pobeda.krskstate.ru] [дата обращения: 19.02.15].
1.11 Жди меня // Фонды музея Набат памяти. - НМНП / 1731 // Фронтовой песенник А.И. Топыркина. - 20 с.
1.12 Землянка // Авдеева А.Ф. и др. Русская литература XX века: В 2 т. / Алексеева Л. Ф., Быстрова О.В., Дронова Т.И., Кременцов Л. П., Малыгина Н.М. - М.: Академия, 2003. - Т. 1. - 464 с.
1.13 Калуга // Фонды музея Набат памяти. - НМНП / 1731 // Фронтовой песенник А.И. Топыркина. - 20 с.
1.14 Катюша // Авдеева А.Ф. и др. Русская литература XX века: В 2 т. / Алексеева Л. Ф., Быстрова О.В., Дронова Т.И., Кременцов Л. П., Малыгина Н.М. - М.: Академия, 2003. - Т. 1. - 464 с.
1.15 Кочегар. // Крупянская В.Ю., С.И. Минц. Материалы по истории Великой Отечественной войны. - М.: Академия наук СССР, 1953. - 207 с.
1.16 Краев А. Песни свободы // [http://a-pesni.org] [дата обращения:19.02.15].
1.17 Моя Москва // Песня в граните / Сост. А.Н. Луковников. - М.: Музыка, 1978. - 160 с.
1.18 На солнечной поляночке // Авдеева А.Ф. и др. Русская литература XX века: В 2 т. / Алексеева Л. Ф., Быстрова О.В., Дронова Т.И., Кременцов Л. П., Малыгина Н.М. - М.: Академия, 2003. - Т. 1. - 464 с.
1.19 На солнечной поляночке // Шишкина Е. А.«Русской песни запевала и ее мастеровой.» // Литература в школе. - 2011. - N6. - С. 44 - 46.
1.20 На утесе // Крупянская В.Ю., С.И. Минц. Материалы по истории Великой Отечественной войны. - М.: Академия наук СССР, 1953. - 207 с.
1.21 Наша песня // Крупянская В.Ю., С.И. Минц. Материалы по истории Великой Отечественной войны. - М.: Академия наук СССР, 1953. - 207 с.
1.22 Ничего не говорила // Шишкина Е. А. «Русской песни запевала и ее мастеровой.» // Литература в школе. - 2011. - N6. - С. 44 - 46.
1.23 Огонек // Авдеева А.Ф. и др. Русская литература XX века: В 2 т. / Алексеева Л. Ф., Быстрова О.В., Дронова Т.И., Кременцов Л. П., Малыгина Н.М. - М.: Академия, 2003. - Т. 1. - 464 с.
1.24 Перелетные птицы // Шишкина Е.А. «Русской песни запевала и ее мастеровой.» // Литература в школе. - 2011. - N6. - С. 44 - 46 с.
1.25 Песня о Днепре // Песня в граните / Сост. А.Н. Луковников. - М.: Музыка, 1978. - 160 с.
1.26 Просьба // Крупянская В.Ю., С.И. Минц. Материалы по истории Великой Отечественной войны. - М.: Академия наук СССР, 1953. - 207 с.
1.27 Прощание // Друзья - однополчане. Сост. А.Н. Луковников. - М.: Музыка, 1985. - 254 с.
1.28 Ревела буря, дождь шумел // Песня в граните / Сост. А.Н. Луковников. - М.: Музыка, 1978. - 160 с.
1.29 Священная война // Песня в граните / Сост. А.Н. Луковников. - М.: Музыка, 1978. - 160 с.
1.30 Синий платочек // Фонды музея Набат памяти. - НМНП / 1731 // Фронтовой песенник А.И. Топыркина. - 20 с.
1.31 Соловьи // Шишкина Е. А. «Русской песни запевала и ее мастеровой...» // Литература в школе. - 2011. - N6. - С. 44 - 46.
1.32 Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза // [http://www.oldgazette.ru/lib/stalin] [дата обращения: 19.02.15].
1.33 Черемуха // Фонды музея Набат памяти. - НМНП / 1731 // Фронтовой песенник А.И. Топыркина. - 20 с.
1.34 Шумел сурово брянский лес // Песня в граните / Сост. А.Н. Луковников. - М.: Музыка, 1978. - 160 с.
1.35 Шумел, гудел пожар московский // Песня в граните / Сост. Луковников А.Н. - М.: Музыка, 1978. - 160 с.
II. Литература
2.1 Авдеева А.Ф. и др. Русская литература XX века: В 2 т. / Л. Ф. Алексеева, О.В. Быстрова, Т.И. Дронова, Л.П. Кременцов, Н.М. Малыгина. - М.: Академия, 2003. - Т. 1. - 464 с.
2.2 Белова Т.В. Культура и власть. - М.: МГУ, 1991. - 390 с.
2.3 Бордюгов Г. А. Великая Отечественная: подвиг и обманутые надежды // История Отечества: Очерки истории Советского государства / Сост.: В.А. Козлов. - М.: Политиздат, 1991. - 364 с.
2.4 В огненном кольце / Сост. В.Е. Василенко, С.В. Красников. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1986. - 214 с.
2.5 Великая Отечественная война в фотографиях и кинодокументах 1941-1945: В 5 т. / Сост. И.Д. Носков, С.Д. Петров, В.С. Рябов. - М.: Планета 1988. - Т. 4. - 400 с.
2.6 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. История в паутине фальши. - М.: Просвещение, 2014. - 170 с.
2.7 Досье войны. Документы и материалы // Родина, 1991. - № 06 - 07. - 87 с.
2.8 Друзья - однополчане / Сост. А.Н. Луковников. - М.: Музыка, 1985. - 254 с.
2.9 Ефимов Б.Д. Десять десятилетий. - М.: Русское слово, 2000 - 370 с.
2.10 Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. - М.:
Высшая школа, 2003 - 407 с.
2.11 Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. - М.: Высшая школа, 2003 - 407 с.
2.12 Кирдан Б.П. Песня на войне // Русская речь. - 2005. - N 3. - 50 с.
2.13 Кирдан Б.П. Песня на войне // Русская речь. - 2005. - N 3. - 50 с.
2.14 Комков Г.Д. Идейно-политическая работа КПСС в 1941-1945 гг. М.:
Знамя, 1965. - 180 с.
2.15 Краев А. Песни свободы // [http://a-pesni.org] [дата обращения:19.02.15].
2.16 Кременцов Л.П., Алексеева Л.Ф., Малыгина Н.М. Русская литература XX века. - М.: Наука, 2003. - 425 с.
2.17 Круглов Ю.Г. Фольклорная практика. - М.: Просвещение, 1976. - 264
с.
2.18 Крупянская В.Ю., С.И. Минц. Материалы по истории Великой Отечественной войны. - М.: Академия наук СССР, 1953. - 207 с.
2.19 Лутовинов В.И. Духовно-нравственная основа военно-патриотического воспитания и подготовки учащейся молодежи к защите Отечества // Воспитание школьника. - 2012. - N 9. - 80 с.
2.20 Нестерова Н.Н. Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — 250 с.
2.21 Никитина Л.Е., Звонарева Л.У. Идейно-теоритические и методические основы воспитания патриотизма средствами литературы и искусства // Воспитание школьника. - 2014. - N 2. - 80 с.
2.22 Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / Под ред. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 336 с.
2.23 Педагогическая энциклопедия: В 4 т. - М., 1964. - Т.1. - 436 с.
2.24 Песня в граните. / Сост. А.Н. Луковников. - М.: Музыка, 1978. - 160 с.
2.25 Прохорова И.П. Советская музыкальная литература. - М.: Музыка, 1964. - 321 с.
2.26 Радзинский Э.С. Сталин. - М.: Вагриус, 2003. - 187 с.
2.27 Репина Л.П., Зверева В.В. История исторического знания. - М.: Просвещение, 2004 - 260 с.
2.28 Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе. М.: Русское слово, 2016 - 70 с.
2.29 Фатеев А.М. Образ врага в советской пропаганде 1945-1954 гг. - М.: Мысль, 1999. - 261 с.
2.30 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2011. - 120 с.
2.31 Федеральный государственный стандарт 2 поколения основного
общего образования // URL: http://www.liceum4.ru/fgos/fgos-2-
pokoleniya-osnovno go-obschego-obrazovaniya.html 4.12.16
2.32 Циулина М.В. Методология психолого-педагогического исследования.
- Челябинск: Челябинский государственный педагогический
университет, 2015 - 137 с.
2.33 Шестаков В.А. история России. XX век: новые подходы и дискуссионные проблемы // Преподавание истории и обществознания в школе - 2007. - N 3-4 - 60 с.
2.34 Шишкина Е. А. «Русской песни запевала и ее мастеровой.» // Литература в школе. - 2011. - N6. - С. 44 - 46.