Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №61319

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
308
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты процесса формирования познавательной активности детей дошкольного возраста 7
1.1. Познавательная активность как психолого-педагогическая
проблема 7
1.2. Особенности развития познавательной активности детей
дошкольного возраста 15
1.3. Факторы развития познавательной активности детей
дошкольного возраста 24
Выводы по Главе 1 32
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование особенностей формирования познавательной активности детей дошкольного
возраста 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 40
Выводы по Главе II 53
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложения

Данная работа посвящена исследованию проблемы особенностей формирования познавательной активности детей дошкольного возраста.
Актуальность изучения данной проблемы связана, в первую очередь, с особенностями, присущими современности. Динамично изменяющийся мир диктует все новые и новые условия для человека как активного творца культуры. Становление такого человека с необходимостью обусловливается свободным развитием его личностного потенциала, заложенного при рождении. Одним из аспектов данного процесса является проявление познавательного интереса. В данном отношении дошкольный возраст имеет особое значение, так как именно в этот период происходит наиболее интенсивное развитие познавательной активности ребенка, определяющее его отношение к процессу получения новых знаний в течение всей дальнейшей жизни.
Дошкольники включаются в систему образования, сложившуюся на территории нашей страны с учетом своих интересов, стремясь реализовать собственный личностный потенциал. Именно поэтому в важнейшем нормативном документе ФЗ РФ «Об образовании» отражается приоритет образования - превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, которое определяет самореализацию и самоактуализацию личности, в рамках которого воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
В этом случае дошкольное образование в современной России становится сферой не только удовлетворения потребностей, интересов детей в самореализации, но и субъектом стимулирования у них познавательной активности. В связи с этим, возникает необходимость совершенствования деятельности дошкольных образовательных учреждений и отдельных их представителей, выражающаяся в повышении эффективности психолого-педагогических условий развития познавательной активности ребенка, которые в современной психологии детей остаются пока еще, в полной мере, не проясненными.
Объектом исследования в рамках данной работы является процесс формирования и развития познавательной активности личности; предметом - особенности, определяющие процесс развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Цель данной работы состоит в том, чтобы выяснить, каковы особенности процесса развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Гипотезой данного опытно-экспериментального исследования является положение о том, что уровень познавательной активности дошкольника находится во взаимосвязи с уровнем его интеллекта и типом темперамента.
Исходя из указанных цели и гипотезы, нами сформулированы следующие задачи исследования:
- рассмотреть познавательную активность личности как психолого-педагогическую проблему;
- изучить особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста;
- проанализировать факторы развития познавательной активности детей дошкольного возраста;
- провести опытно-экспериментальное исследование особенностей формирования познавательной активности детей дошкольного возраста.
Основными методами исследования психолого-педагогических условий развития познавательной активности детей дошкольного возраста стали сбор теоретической информации по указанной проблематике, анализ психолого-педагогических фактов и явлений, моделирование, педагогический эксперимент, беседа, тестирование, методы статистической обработки информации, корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Спирмена.
В ходе опытно-экспериментального исследования нами были применены следующие методики: методика «Древо желаний» В.С. Юркевича, тест «Нарисуй человека» Ф. Гудинаф, а также методика исследования типа темперамента ребенка дошкольного возраста.
Анализ литературы, посвященной исследованию особенностей формирования познавательной активности детей дошкольного возраста позволил заключить о наличии большого числа работ по данной проблематике.
Основными источниками информации для проведенного нами теоретического изучения указанных вопросов стали работы Э.А. Барановой [4], Ю.Ю. Березиной [5], Н.Н. Кочетковой [20], Е.А. Меньшиковой [24] и других исследователей. Большое количество информации по вопросам познавательной активности содержится в учебных пособиях Г.С. Абрамовой [1], М.И. Гарипова и А.А. Гариповой
[14] , Н.Н. Палагиной [28], В.А. Сластенина [31].
Кроме того, в ходе данного исследования большую роль сыграли материалы научных статей Е.Л. Виноградовой [13], Г.А. Рысбаевой [30], Ш.А. Усмановой [32], И.С. Штепиной [35].
Важная теоретическая информация содержится также в текстах авторефератов кандидатских диссертаций Н.И. Кашубо [19], Е.Э. Кригер [21].
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что ее материалы могут быть полезны широкому кругу исследователей в области педагогики и психологии, а также практикующим воспитателям и психологам дошкольных образовательных учреждений и учителям младших классов. Кроме того, они могут быть полезны социологам и антропологам, а также всем, кто занимается проблемами становления и развития человеческой личности в аспекте изучения основных ее способностей.
Структура работы обусловлена наличием в ее составе теоретического и практического компонентов: данное исследование состоит из двух равнозначных глав. Первая из глав представляет собой теоретический анализ процессов формирования и развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Вторая глава данной работы представляет собой опытно-экспериментальное исследование особенностей развития познавательной активности дошкольников и анализ его результатов. Кроме того, в структуру работы входят введение, заключение, список использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Динамично развивающееся современное общество ставит перед человеком сложные задачи, решить которые способна лишь творческая личность, максимальным образом реализующая свой природный и социальный потенциал. Одним из основных источников развития личности такого человека является познавательная активность, берущая свое начало в дошкольном возрасте. Именно поэтому рассмотренная нами проблема развития познавательной активности детей дошкольного возраста является на сегодняшний день одной из ключевых проблем научных исследований в области таких дисциплин как психология и педагогика.
Изучение указанной проблематики позволило сформулировать ряд выводов. В частности, мы обнаружили, что познавательная активность развивается из естественно присущей человеку потребности в новых впечатлениях и восприятиях, а уровень познавательной активности рассматривается как одно из основных качеств, на основании которого можно судить об общем уровне психического развития дошкольника.
Структура познавательной активности представлена следующими элементами: эмоциональный, волевой, содержательно-процессуальный, мотивационный компоненты, а также компонент социальной ориентации. По отношению к деятельности познавательная активность делится на потенциальную и реализованную; в зависимости от длительности и устойчивости познавательная активность может быть ситуативной или интегральной; по характеру деятельности познавательная активность может быть репродуктивно-подражательной, поисково-исполнительской или творческой.
Анализ научной литературы позволил нам говорить о то, что особенностью процесса развития познавательной активности в период дошкольного детства становится то, что в решение творческих и познавательных задач детей начинает активно включаться рефлексия, отсутствовавшая на более ранних этапах развития личности. В качестве основных же факторов, определяющих уровень развития познавательной активности дошкольника, мы выделили следующие: свойства личности ребенка и его родителей; биологический фактор; социальный фактор; позитивные мотивы познавательной деятельности; уровень сложности познавательной задачи, которую привык ставить перед собой дошкольник, а также его собственная оценка результатов своей деятельности; способность ребенка произвольно регулировать и управлять своим поведением и деятельностью, организовывать свою жизнедеятельность.
Проведенное нами опытно-экспериментальное исследование особенностей формирования познавательной активности дошкольников позволило сделать вывод о существовании сильной связи между уровнями познавательной активности и интеллекта, а также между уровнями познавательной активности и эмоциональной устойчивости дошкольников. В то же время мы обнаружили, что между уровнем познавательной активности и уровнем интроверсии-экстраверсии детей дошкольного возраста отсутствует взаимосвязь.
Опытно-экспериментальное исследование позволило частично подтвердить сформулированную нами гипотезу и сделать вывод о том, что процесс формирования познавательной активности ребенка дошкольного возраста зависит от уровня интеллектуального развития и особенностей личности ребенка.
Таким образом, полученные нами результаты исследования проблемы развития познавательной активности детей дошкольного возраста позволяют считать его задачи решенными, а цель - достигнутой.
Гипотеза опытно-экспериментального исследования также может считаться, в целом, подтвержденной.
Тем не менее, произведенное нами исследование может быть продолжено в связи с тем обстоятельством, что оно еще не раскрывает всех вопросов, связанных с развитием познавательной активности в процессе формирования личности детей дошкольного возраста. Так, в дальнейшем могут быть изучены проблемы организации психологической поддержки развития познавательной активности, вопросы индивидуализации данного процесса, исследование средств развития познавательной активности дошкольников и другие. Дальнейшие направления исследовательской деятельности могут быть связаны с изучением новых факторов, оказывающих влияние на активизацию познавательного интереса дошкольников; выявление особенностей развития познавательного интереса у детей более старшего возраста; разработку технологий активизации познавательного интереса воспитанников дошкольных образовательных учреждений.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2010. - 816 с.
2. Акямцева, О.В. Активные методы обучения педагогов в ДОУ // Дошкольник. №3. - 2004. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL:http://festival. 1 september.ru/articles/550524 (дата обращения
28.03.2016) .
3. Анастази, А., Урбина, С. Психологическое тестирование / А.Анастази, С.Урбина. - СПб: Питер, 2009. - 688 с.
4. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - СПб.: Речь, 2005. - 128 с.
5. Березина, Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. - №8. - 2013. - С. 192 - 195.
6. Бикметов, Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида // Социологические исследования. - №9. - 2007. - С. 86 - 92.
7. Богус, М.Б. Мотивационные факторы развития познавательной активности младших школьников // Успехи современного естествознания. - №9. - 2010. - С. 148 - 151.
8. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - Воронеж: МОДЭК, 2012. - 352 с.
9. Бредихина, Л.Ю. Учитель и ученик: проблемы взаимопонимания и
взаимодействия // Современный учитель: личность и
профессиональная деятельность. Материалы III Международной научно-практической конференции / Л.Ю. Бредихина. - М.: Высшая школа, 2011. - С. 24 - 28.
10. Бузарова, Е.А., Четыз, Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник АГУ. - 2007. - №3. - С. 81 - 91.
11. Веракса, Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемены. Педагогический журнал. - №1. - 2000. - С. 39 -
59.
12. Веснин, И.В., Шинкарева, Л.В. Познавательная активность дошкольников: сущность, уровни проявления // Гаудеамус. -№8. -
2005. - С. 42 - 47.
13. Виноградова, Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет. // Психологическая наука и образование. - №1. - 2004. - С. 37 - 46.
14. Гарипов, М.И., Гарипова, А.А. Понятийно-категориальное поле современного образования // Учебное пособие. - Уфа: Восточный Университет, 2007. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://www.irbis.vegu.ru/repos/9027/Html/0025.HTM (дата обращения
28.03.2016) .
15. Генварева, Ю.А., Левченко, Д.В. Развитие педагогического потенциала семьи как фактор самореализации подростка. // Вестник Томского государственного педагогического университета. -№2. -
2010. - С. 28 - 31.
16. Гусарова, Н.Ф. Возрастная психология. - М.: Интер-Пресс, 2013. - 60 с.
17. Гусева, Т.А. Психодиагностические методы исследования познавательной активности в контексте системного подхода // Научные проблемы гуманитарных исследований. -№9. - 2008. - С. 9 - 15.
18. Жуковская, Р.И. Воспитание бережного отношения к личным вещам и общественному достоянию // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / Р.И. Жуковская. - М.: Педагогика, 1968. - 368с.
19. Захарюта, Н.В. Возможности и пути развития творческого потенциала личности детей дошкольного возраста // Вестник АГУ. - №4. - 2009. - С. 104 - 113.
20. Кашубо, Н.И. Психолого-педагогические условия развития познавательной интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста. - автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М, 2003. - 19 с.
21. Кочеткова, Н.Н. Особенности развития и педагогическое руководство формированием познавательных процессов у детей дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - №30. - 2013. - С. 181 - 185.
22. Кригер, Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. - автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Барнаул, 1999. - 21 с.
23. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
24. Лучникова, С.В., Михайлова И.В. Развитие познавательной активности субъекта при изучении цикла гуманитарных дисциплин посредством творческих заданий // Теория и практика общественного развития. - №4. - 2012. - С. 133 - 137.
25. Маммадли, А.М. Проблема формирования познавательной активности учащихся в современной психолого-педагогической литературе // Вестник ТГПУ. -№5. - 2012. - С. 197 - 203.
26. Меньшикова, Е.А. Психолого-педагогические аспекты развития познавательной активности детей // Вестник ТГПУ. - №5. - 2009. - С. 112 - 115.
27. Микерина, А.С. Методика познавательного развития детей
дошкольного возраста // Вестник БГУ. - №4. - 2014. - С. 18 - 22.
28. Микерина, А.С. Методика познавательного развития детей
старшего дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие. - Челябинск: Искра-Профи, 2013. - 106 с.
29. Назаров, И.Н. Использование игровых методов в формировании познавательных интересов у детей дошкольного возраста // Вестник СКГУ. -№1. - 2015. - С. 355 - 360.
30. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов. - М.: Московский психологосоциальный институт, 2005. - 288 с.
31. Польщикова, Л.А. Обогащение правового воспитания детей старшего дошкольного возраста идеями естественного права // Мир науки, культуры и образования. - №4. - 2013. - С. 206 - 208.
32. Психодиагностика в дошкольном возрасте / сост. О.В. Конькова. - Минск: БГУ, 2012. - 56 с.
33. Рысбаева, Г.А. Влияние дидактической игры на развитие познавательных интересов у старших дошкольников // Международный журнал экспериментального образования. - 5-1.2014. - С. 78 - 80.
34. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 480 с.
35. Смирнова, Е.О., Суханова, М.Д. Отношение к собственности как предмет психологического исследования // Современная зарубежная психология. - №4. - 2014. - С. 18 - 32.
36. Усманова, Ш.А. Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - №28. - 2014. - С. 124 - 126.
37. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2011. - 236 с.
38. Федеральные государственные образовательные стандарты.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа URL:
http://минобрнауки.рф/документы/336 (дата обращения 22.03.2016).
39. Штепина, И.С. Особенности развития познавательной активности
дошкольников. // Актуальные задачи педагогики: материалы
международной научной конференции (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Молодой ученый, 2011. - 262 с.
40. Штепина, И.С. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников. // Психологические науки: теория и практика. Материалы международной научной конференции. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 125 - 127.
41. Шутенко, Е.Н. Развитие самосознания личности как проблема психологической теории и практики // Знание. Понимание. Умение. - №1. - 2012. - С. 196 - 204.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ