Введение 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ. 11
1.1. Исследовательский подход педагога-музыканта к педагогической
деятельности 11
1.2. Совершенствование исследовательской компетентности педагога-
музыканта как педагогическая проблема 19
1.3 Самоменеджмент педагога-музыканта как образовательная технология. 30
Выводы по первой главе 41
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ по становлению ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО САМОМЕНЕДЖМЕНТА 43
2.1. Разработка технологической модели самоменеджмента как механизма совершенствования исследовательской компетентности педагога-музыканта 43
2.2. Методические рекомендации по внедрению технологической модели в
образовательную практику 59
2.3. Организация и результаты экспериментальной работы по проверке методического обеспечения становления исследовательской компетентности
педагога-музыканта на основе образовательного самоменеджмента 68
Выводы по главе II 89
Заключение 91
Библиография 96
Приложения 102
Актуальность темы исследования обусловлена тем, современное направление развития высшего профессионального образования в России базируется на новой, компетентностной парадигме, суть которой заключается в том, что вся система образования перестраивается в направлении подготовки компетентных, способных к профессиональному росту в условиях интенсивного развития современного общества специалистов, а это значит, что образовательная сфера, включая систему музыкального образования, нуждается в специалистах, обладающих исследовательской компетентностью. Поэтому в последнее десятилетие исследовательско-компетентностностные аспекты музыкально-педагогического образования находились в центре внимания педагогической общественности, а становление исследовательской компетентности педагога-музыканта стало непременной составляющей его профессионально-педагогической подготовки, закрепленной в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) [49].
Воспитание профессионала сегодня - это, прежде всего, новый подход к образованию в целом, когда на смену привычной знаниевой парадигмы приходит новая, базирующаяся на достижении человеком профессиональной компетенции. Исследователи отмечают, что в профессиональной сфере происходит все более интенсивная смена информации, и это требует от специалиста развитой способности и желания учиться в течение всей жизни, быстро и творчески реагируя на новые достижения науки и практики. Именно в этом заключается суть актуального сегодня компетентностного подхода в образовании. При модернизации образовательной системы, осуществляемой в
настоящее время в Российской Федерации, на первый план выходит проблема становления и совершенствования исследовательской компетентности педагога-музыканта, способного самостоятельно конструировать пространство своей педагогической деятельности. Это означает, что каждому педагогу- музыканту необходимо уметь исследовать свою профессиональную деятельность, осмысливать эффективность применяемых методов преподавания, анализировать и конструировать результаты и содержание музыкального образования, а также осознать для себя исходные установки и принципы такого исследования. В то же время, анализ практики показывает, что и у студентов-выпускников, и опытных преподавателей музыки в целом наблюдается низкий уровень исследовательской компетентности. Педагоги-практики отмечают, что в ряду профессиональных трудностей, кото - рые им приходится преодолевать, серьезные сложности возникают в проведении исследования, организации мониторинга, а также при обработке и интерпретации полученных результатов. Особые проблемы у педагогов вызывают анализ и самоанализ своей деятельности и деятельности коллег, а также оформление и представление результатов индивидуальных исследований.
Целью исследования является разработка, теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение эффективности технологической модели самоменеджмента как механизма совершенствования исследовательской компетентности педагога-музыканта.
Указанная цель обусловила постановку следующих основных задач работы:
1. Охарактеризовать проблему исследовательской подготовки педагога-
музыканта в теории и практике образования, в частности, раскрыть
понятие исследовательского подхода педагога-музыканта к
педагогической деятельности и охарактеризовать совершенствование
4
исследовательской компетентности педагога-музыканта как педагогическую проблему;
2. Дать характеристику самоменеджмента педагога-музыканта как образовательной технологии;
3. Разработать методическое обеспечение становления исследовательской компетентности педагога-музыканта на основе образовательного самоменеджмента, в виде технологической модели самоменеджмента как механизма совершенствования исследовательской компетентности педагога-музыканта на примере детской музыкальной школы №6 г. Набережные Челны (преподавание игры на скрипке);
4. Разработать методические рекомендации по внедрению технологической модели в образовательную практику;
5. Провести экспериментальное исследование по апробированию и проверке эффективности предложенного методического обеспечения становления исследовательской компетентности педагога-музыканта на основе образовательного самоменеджмента.
В качестве объекта выступает исследовательская компетентность педагога-музыканта.
Предметом настоящего исследования является совершенствование исследовательской компетентности педагога-музыканта на основе применения технологии самоменеджмента.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что совершенствование исследовательской компетентности педагога-музыканта будет проходить более эффективно, если:
- у педагога-музыканта будет сформирована установка на непрерывное развитие исследовательской компетентности;
- будет разработана технологическая модель самоменеджмента как механизма совершенствования исследовательской компетентности педагога- музыканта;
- педагог-музыкант овладеет технологией самоменеджмента, выступающей как инструмент совершенствования его исследовательской компетентности.
Степень научной разработанности проблемы.
Различные аспекты исследуемой нами проблематики нашли отражение в трудах целого ряда отечественных и зарубежных ученых. Так, изучением исследовательской деятельности как неотъемлемой части деятельности педагога занимались такие ученые, как В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, М.М.Поташник, В.А.Сластенин, М.Н.Скаткин и др.
Идеи компетентностного подхода в сфере образования и деятельности педагога рассматриваются в работах А.С.Белкина, А.В.Баранникова, В.А.Болотова, В.Н.Введенского, И.А.Зимней, А.В.Хуторского, Л.Е.Лукиной и др.
Исследовательскую компетентность педагога рассматривали авторы: Т.А.Загривная, Ю.А.Комарова, Л.Е.Лукина, Л.Н.Пичугина, Г.К.Чикунова и др., педагога-музыканта - Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина, Л.П.Дуганова, Л.А.Исаева, И.С.Кобозева, Т.Н.Шапова и др.
Осмысление вопросов самоменеджмента как образовательной технологии нашло отражение в трудах таких отечественных исследователей, как Н.А.Афанасьева, А.Ю.Киселева, С.С.Куликова, Л.В.Фалеева и др.
В то же время, несмотря на значительное число теоретических и эмпирических исследований, тема совершенствования исследовательской компетентности педагога-музыканта на основе образовательного самоменеджмента до сих пор остается не изученной, при этом сохраняет свою актуальность и нуждается в теоретической и практической разработке.
Таким образом, актуализируются следующие противоречия:
- между современными нормативными профессиональными требованиями к педагогу-музыканту и реальным состоянием знаний педагогов о способах и методах совершенствания своей исследовательской компетентности;
- между потребностью во внедрении в практику деятельности педагогов- музыкантов технологий, направленных на оснащение учителя музыки навыками непрерывного профессионального образования в части повышения исследовательской компетентности и отсутствием технологий самообразования, опирающихся на механизмы самоорганизации и самоуправления, т.е. самоменеджмента.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему
исследования, состоящую в методическом обеспечении совершенствования исследовательской компетентности педагога-музыканта на основе разработки технологической модели самоменеджмента.
Методологической основой исследования явились теоретические концепции применения компетентностного подхода в отечественном образовании (А.М.Аронов, А.В.Баранников, И.А.Зимняя, В.В.Краевский, А.В.Хуторский и др.); теории внедрения технологического подхода в систему образования (В.П.Беспалько, М.М.Бершадский, Г.К.Селевко и др.); идеи о самоменеджменте, как инструменте личностной организации (П.Берд, Т.Брайан, А.И.Вронский, и др.).
База исследования - муниципальное автономное учреждение дополнительного образования МАУДО «Детская музыкальная школа № 6 имени Салиха Сайдашева» (далее - МАУДО «ДМШ № 6 им. С. Сайдашева»). Адрес: 423821, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Цветочный бульвар, дом 21 (22/03).
Экспериментальное исследование по апробации технологической модели самоменеджмента как механизма совершенствования исследовательской компетентности педагога-музыканта было среди 20 педагогов-музыкантов указанного МАУДО «Детская музыкальная школа № 6 имени Салиха Сайдашева», составивших экспериментальную группу (10 преподавателей игры на скрипке) и контрольную группу (10 преподавателей отделений «общее фортепиано» и «специальное фортепиано»).
Исследование включило в себя 3 этапа:
I. констатирующий (диагностика исследовательской компетентности
педагогов-музыкантов трем критериям: мотивационно-ценностному,
когнитивному и деятельностному),
II. формирующий (апробация в экспериментальной группе предложенной технологии применения самоменеджмента в исследовательской деятельности педагога-музыканта
III. контрольный (повторная диагностика исследовательской компетентности педагогов-музыкантов в контрольной и экспериментальной группах с дальнейшим анализом полученных результатов проведенного исследования, составлением обобщающих выводов об эффективности разработанной технологической модели самоменеджмента.
В настоящей работе использованы следующие методы исследования: теоретические (общая теория познания, диалектический метод; сравнительносопоставительный, сравнительно-аналитический; историко-типологический, культурно-исторический и статистико-библиографический; эмпирические (моделирование, социологический опрос); метод математической статистики.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- дана характеристика самоменеджмента как образовательной технологии, направленной на собственное непрерывное профессиональное образование учителя музыки;
- охарактеризованы методические аспекты применения самоменеджмента в исследовательской деятельности педагога-музыканта как образовательной технологии;
- разработана технологическая модель самоменеджмента как механизма
совершенствования исследовательской компетентности педагога-музыканта, включающая этапы: ценностно-мотивационный; этап целеполагания;
управление временем; планирование действий для достижения цели; этап контроля; этап презентации результатов исследовательской деятельности;
- в ходе апробирования экспериментально доказана эффективность использования технологии самоменеджмента как эффективной педагогической технологии для совершенствования исследовательской компетентности и в целом профессионального мастерства учителя музыки.
Теоретическая значимость предлагаемой работы обусловлена ее новизной и заключается в обосновании положения, согласно которому процесс совершенствования исследовательской компетентности учителя музыки станет эффективнее при внедрении в него технологии самоменеджмента, что повлияет на повышение уровня профессиональной подготовки педагога-музыканта.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности применения его результатов для решения задач практики в виде разработанной нами технологической модели самоменеджмента, как механизма совершенствования исследовательской компетентности педагога-музыканта.
Список опубликованных работ по теме диссертации 1. «Значение самоменеджмента в профессиональном становлении педагога- музыканта» по материалам итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета 2016 года: сб. статей: в 5 т. / Мин-во образования и науки; Казанский (Приволжский) федеральный ун-т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - Т. 3: Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого, Институт психологии и образования. - 340 с.
2. «Совершенствование исследовательской компетентности педагога-
музыканта, как педагогическая проблема». По материалам международной научно-практической конференции 28 мая 2017 г. «Наука, образование, общество», журнал «Вестник научных конференций» (ISSN 2412-8988) Россия, Тамбов, 28 мая 2017 г.
3. «Совершенствование исследовательской компетентности педагога-
музыканта, как педагогическая проблема» Журнал «Научный альманах» (ISSN 2411-7609)
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что заявленная в диссертации научная проблема раскрыта, цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность технологической модели самоменеджмента как механизма совершенствования исследовательской компетентности педагога-музыканта - достигнута благодаря реализации поставленных задач и подтверждению положений гипотезы исследования. Основные выводы позволяют подтвердить истинность вынесенных на защиту положений.
1. Анализ проблемы исследовательской подготовки педагога- музыканта в теории и практике образования позволяет сделать вывод о том, что структурный состав исследовательской компетентности педагога-музыканта включает в себя три компонента: это наличие устойчивой мотивации учителя музыки к исследовательской деятельности; владение исследовательскими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, моделирование, адаптация и пр.); и, наконец, умение представлять результаты исследования в различных форматах.
2. На основе анализа теоретических научных источников доказано,
что исследовательская компетентность педагога-музыканта представляет собой
характеристику его личности, означающую владение умениями и способами
исследовательской деятельности на уровне технологии в целях поиска знаний
для решения образовательных проблем, построения образовательного процесса
в соответствии с ценностями-целями современного образования, миссией
образовательного учреждения, желаемого образовательного результата. При
этом совершенствование исследовательской компетентности в процессе
профессиональной деятельности педагога-музыканта - не стихийный процесс, а
поэтапное, планомерное движение, которое предполагает качественное
91
преобразование всех её содержательных компонентов (ценностного, мотивационного, теоретико-методологического, технологического,
рефлексивного); при этом современную систему подготовки педагогов к исследовательской деятельности в свете внедрения концепции непрерывного профессионального образования необходимо развивать на основе принципов
4. В ходе проведенного теоретического анализа была дана характеристика самоменеджмента педагога-музыканта как образовательной технологии; установлено, что технология самоменеджмента имеет важное значение для всех видов профессиональной деятельности педагога-музыканта; конструктивной профессиональной, музыкально-исполнительской, коммуникативноорганизаторской деятельности; для формирования индивидуального стиля деятельности, а также для исследовательской деятельности педагога- музыканта.
Было выявлено, что профессиональная деятельность педагога-музыканта в современных условиях требует от него высокого уровня исследовательской компетентности, позволяющей ему познавать, проектировать, моделировать и на этой основе определять наиболее целесообразные способы решения проблем педагогической практики. В современных условиях только активные педагоги- музыканты, обладающие научно-исследовательскими компетенциями, способны аккумулировать свой и чужой опыт, находить новые подходы и методы в своей деятельности, быть организаторами важных дел. Как нам представляется, совершенствование педагогом-музыкантом своей исследовательской компетентности позволяет выстроить собственную качественно новую систему профессиональной деятельности, позволяющую целостно реализовать систему мотивационно-ценностного отношения к построению и организации педагогического процесса музыкальной школы, как объекта его профессиональной деятельности, методами научного познания.
5. В ходе исследования было определено, что специфика структуры исследовательской компетентности педагога заключается в том, что, кроме традиционно выделяемых когнитивного, операционно-технологического, мотивационно-целевого, эмоционально-волевого, рефлексивного компонентов, она включает коммуникативный, презентационный, внедренческий, трансляционно-моделирующий, социально-ценностный компоненты, в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и ФГОС третьего поколения к результатам освоения образовательных программ высшего и среднего профессионального образования по педагогическим специальностям.
6. Актуальность развития компетентностной парадигмы высшего профессионального образования в России обусловила направленность исследования на разработку и апробацию организационно-педагогических условий формирования исследовательской компетентности педагога- музыканта, способного самостоятельно конструировать пространство своей педагогической деятельности. Исследовательская компетентность педагога- музыканта совершенствуется непосредственно в исследовательской деятельности, поэтому разработанная нами модель имеет в своей основе применение технологии самоменеджмента в практике исследовательской деятельности педагога-музыканта. Предлагаемая модель носит универсальный характер, то есть она может быть применена к любым видам исследовательской деятельности педагога-музыканта.
Апробация методического обеспечения по становлению исследовательской компетентности педагога-музыканта на основе образовательного самоменеджмента проходила на базе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования МАУДО «Детская музыкальная школа № 6 имени Салиха Сайдашева» г. Набережные Челны,
среди 20 педагогов-музыкантов (в т.ч. 10 преподавателей игры на скрипке,
93
которые составили экспериментальную группу и 10 преподавателей отделений «общее фортепиано» и «специальное фортепиано», составивших контрольную группу).
Результаты проведенной по трем критериям (мотивационно-ценностному, когнитивному и деятельностному) констатирующей диагностики свидетельствуют о низком исходном уровне сформированности исследовательской компетентности педагогов-музыкантов с преобладанием нормативно-репродуктивного и ситуативно-интуитивного компонентов указанной компетентности, при этом наиболее низкая сформированность исследовательской компетентности отмечена по когнитивному и деятельностному критериям.
На формирующем этапе с испытуемыми экспериментальной группы на базе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования МАУДО «Детская музыкальная школа № 6 имени Салиха Сайдашева» была проведена опытно-экспериментальная методическая работа в рамках по апробации разработанной нами модели совершенствования исследовательской компетентности педагога-музыканта на основе образовательного самоменеджмента. В процессе методической работы, проходившей в форме проблемных лекций, лекций-дискуссий, практических занятий и семинаров, участников экспериментальной группы обучали применению самоменеджмента как технологии организации исследовательской деятельности педагога- музыканта. проведение.
По итогам анализа результатов контрольной диагностики определено, что
в экспериментальной группе преобладающим стал активно-поисковый уровень
самооценки исследовательской компетентности как профессиональной
ценности, на втором месте - творчески-интеллектуальный уровень. В
контрольной группе, как и на первом этапе, большинство участников
характеризуются нормативно-репродуктивным уровнем и, на втором месте -
94
ситуативно-интуитивным. Было установлено, что совершенствование
исследовательской компетентности в процессе профессиональной
исследовательской деятельности педагогов-музыкантов на основе применения технологической модели самоменеджмента исследовательской деятельности создает индивидуальный неповторимый исследовательский опыт, стимулирует внутренние условия для критического самоанализа, интенсивного переживания и удовлетворенности своей осуществляемой профессиональной деятельности, а значит, способствует приобретению устойчивого интереса, нахождения в ней личностно-значимых смыслов.
Итак, полученные результаты свидетельствуют, что в результате применения педагогом-музыкантом разработанной нами технологической модели самоменеджмента исследовательской деятельности, достигается совершенствование исследовательской компетентности учителя музыки, поскольку применяя данную модель, он овладевает навыками самоорганизации своей профессиональной исследовательской деятельности, учится сознательно управлять течением исследовательского процесса, что повышает результативность исследовательской работы, а значит, повышается удовлетворенность деятельностью, и, как конечное следствие - растет уровень личностной мотивации педагога-музыканта к дальнейшему совершенствованию в сфере исследовательской деятельности. Таким образом, выдвинутые в гипотезе положения нашли подтверждение в ходе исследования в целом, и в результатах опытно - экспериментальной работы, в частности. Поставленные задачи исследования решены, цель исследования достигнута.
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
2. Абдуллин, Э.Б. Основы исследовательской деятельности педагога- музыканта / Э. Б. Абдуллин; ФГОБУ ВПО, МПГУ. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2014. - 368 с.
3. Абдуллин, Э.Б. Технологии обучения основам исследовательской деятельности педагога-музыканта / Э.Б. Абдуллин, Л.С. Майковская // Преподаватель ХХ! век. - 2015. - № 4 (1). - С.185-190.
4. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О.А. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1984. - 208 с.
5. Апраксина, О.А. Современные требования к школьному учителю- музыканту / О.А. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе. - М. : Музыка, 1982. -Вып. 15. - 32 - 43.
6. Арчажникова, Л.Г. Профессия - учитель музыки / Л.Г Арчажникова. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
7. Асафьев, Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе // Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2 - е ид. - Л-д.: Музыка, 1973. - С. 47 - 60.
8. Афанасьева, Н.А. Самоорганизация фактор успешности учебной деятельности / H.A. Афанасьева // Фундаментальные исследования. -
2008. -№2.-С. 60-61.
9. Баранников, А.В. Содержание общего образования: компетентностный подход / А.В. Баранников. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 180 с.
10. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А.С. Белкин. - Челябинск: ОАО «Южно-Уральское кн. изд-во», 2004. - 176 с.
11. Бережнова, Е.В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей / Е.В. Бережнова // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
12. Бодалев, А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А.А. Бодалев. - М.: Флинта Наука, 1998. - 168 с.
13. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2013. - № 10. - С.
8- 14.
14. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В.Н. Введенский // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 51-55.
15. Воровщиков, С.Г и др. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебнометодического и управленческого сопровождения / С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова, Е.В. Орлова и др. - 2-е изд. - М.: «5 за знания», 2010. - 402 с.
16. Гродзенская, Н.Л. Музыка в школьном быту / Н.Л. Гродзенская // Вопросы музыки в школе. под ред. И. Глебова. Л - д. : Изд - во Брокгауз - Ефрон, 1926. С. 57 - 68.
17. Дуганова, Л.П. О подходах к проблеме профессионального совершенствования педагога-музыканта / Л.П. Дуганова // Традиции и новаторство в музыкально - эстетическом образовании: Материалы Международной конференции «Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы
развития», посвященной 95 -летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского
97
(Москва, 7 - 11 декабря 1999 года) /под ред. Е.Д. Критской, Л.В. Школяр. - М.: Флинта, 1999. - С. 253-257.
18.Загвязинский, В.И. Методология и методика педагогического исследования / В.И. Загвязинский. - М. : Педагогика, 1982. - 160 с.
19.Загривная, Т.А. Исследовательская деятельность педагога как условие повышения качества образования / Т.А. Загривная // Человек и образование. - 2015. - № 3 (44). - С. 203-206.
20.Зайверт, Л. Ваше время - в ваших руках / Л. Зайверт. - М.: Издательство «Интерэксперт», 1995. - 268 с.
21. Зарицкая, Р.И. Воспоминания об учителе // Б. Л. Яворский. Воспоминания, статьи и письма. М. : Музыка, 1964. Т. 1. С. 56 - 64.
22.Зимняя, И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя // Ректор вуза. - 2005. - № 6. - С. 1329.
23. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. - М.: Академия; АПК и ПРО, 2003. - 101 с.
24. Исаева, Л.А. Формирование профессионально - педагогических умений учителя музыки в процессе учебно-воспитательной практики в школе / Л.А. Исаева: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М. : МГПИ, 1984. - 16 с.
25. Киселева, А. Ю. Развитие самоорганизации как одна из целей обучения
менеджеров организации / А.Ю Киселева // Тез.докл. IV Всероссийской научной Интернет-конференции «Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен» 2010. - [электронный ресурс]. - режим доступа:
http://socio.myl.ru/forum/4. (дата обращения: 12.03.2017).
26. Кобозева, И.С. Формирование профессиональной компетентности педагога-музыканта как средство обеспечения качества непрерывного образования / И.С. Кобозева // Ярославский педагогический вестник - 2013 - № 4 - Том II (Психолого-педагогические науки). - С.154-159.
27. Комарова, Ю.А. Научно-исследовательская компетентность
специалистов: функционально-содержательное описание / Ю.А.
Комарова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Г ерцена. Выпуск 11 (68). - СПб, 2008, сентябрь. - С. 69-77.
28. Краевский, В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов- исследователей / В.В. Краевский. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2012. - 244 с.
29. Краевский, В.В., Основы обучения: Дидактика и методика / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 352 с.
30. Куликова, С.С. Формирование умений самоорганизации будущих педагогов в условиях информатизации образовательной деятельности / С.С. Куликова: Дис. канд. пед. наук. - Санкт-Петербург. 2008. - 190 с.
31. Лихачев, Б.Т. Педагогика : курс лекций / Б.Т. Лихачев; под ред. В.А. Сластенина. - М .: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 647 с.
32. Лицман, Г.Н. Научно-исследовательская деятельность как средство профессионально - квалификационного роста учителя: автореф. дис. ..канд пед. Наук / Г.Н. Лицман. - Екатеринбург: УрГПУ , 2000. - 20 с.
33. Лукина, Л.Е. Организационно-педагогические условия формирования исследовательской. компетентности педагогов в филиале современного университета / Л.Е. Лукина // Человек и образование Выпуск№ 4 (41) / 2014. - С.116-199.
34. Малышевский, А.Ф. Философско-терминологический словарь / А.Ф. Малышевский. - Калуга: Гриф, 2004. - 330 с.
35. Маркова, А.К. Психология труда учителя: книга для учителя / А.К. Маркова // М.: Просвещение, 2012. - 192 с.
36. Никонорова, И.Я. Особенности использования системно-структурного критерия в определении профессиональной компетентности учителя: дис. к.п.н. / И.Я. Никонорова. - Комсомольск-на-Амуре, 2003. - 192 с.
37. Новаченко, Т.В. Формирование педагогической самоорганизации
студентов педагогических училищ: автореф. дис. на получения науч. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика
профессионального образования» / Т. В. Новаченко.- Одесса, 2004. - 22 с.
38. Ноздренко, Е.А. Самоменеджмент в организации обучения студентов / Е.А. Ноздренко // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 1 - С. 81-82.
39. Пичугина, Л.Н. Исследовательская деятельность в подготовке будущих учителей музыки / Л.Н. Пичугина ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2015. - 169 с.
40. Плотникова, Н.И. Общеучебные компетенции в структуре дистанционного курса на английском языке / Н.И. Плотникова // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
41. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 (ред. от
02.02.2017) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180188/92d969e26a4326 c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 17.02.2017).
42. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие / М.М. Поташник. - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 448 с.
43. Рубцова, В.А. Развитие самоменеджмента педагога дополнительного образования / В.А. Рубцова // Вестник Курган. гос. ун-та. - Сер. Гуманитар. науки. - Курган: Изд-во Курган.ун-та, 2010. - Вып. 1. - С. 9-14.
44. Рындина, Ю.В. Исследовательская компетентность как психологопедагогическая категория / Ю.В. Рындина // Молодой ученый. - 2011. - №1. - С. 228-232.
45. Саркисов, С.Э. Менеджмент. Словарь-справочник / С.Э. Саркисов. - М.: Анкил, 2014. - 370 с.
46. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю / М.Н. Скаткин. - М. : Педагогика, 1986. - 152 с.
47. Сластенин, В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А. Сластенин. Л.С. Подымова. - М.: НЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с.
48. Фалеева, Л.В. Организованность и самоорганизация как качество личности: сравнительный анализ понятий / Л.В. Фалеева // Современные проблемы науки и образования. - 2012. № 4. - С. 266-274.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (квалификация (степень) бакалавр). - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://uop.ifmo.ru/file/stat/21/05100 0b.pdf.
50. Холодцова, И.И. Исследовательская компетентность как фактор профессиональной ориентации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования туристско-краеведческого профиля / И.И. Холодцова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2007. - №4. - С.229-234.
51. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов / А.В. Хуторской. - [электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата
обращения: 09.04.2017).
52.Чикунова, Г.К. Подготовка учителя к исследовательской деятельности процессе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. Наук / Г.К. Чикунова. - М. , 2003. - 22 с.
53.Чошанов, МА. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие / М.А. Чошанов. - М.: Народное образование, 1996. - 160 с.
54. Шапова, Т.Н. Формирование исследовательской культуры будущего педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки в вузе: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Т. Н. Шапова.; [Место защиты: Том. гос. пед. ун-т].- Томск, 2010.- 191 с.
55. Шаронова, И.А. Профессиональная компетенция учителя музыки в
аспекте модернизации образования / И.А. Шаронова. - [электронный ресурс]. - режим
доступа:http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/8490/1/tppo_2005_5_045.pd f (дата обращения: 28.03.2017).