Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ)

Работа №61293

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2016
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
464
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Использование учебно-речевых ситуаций в обучении иностранному языку 7
§ 1. Сущность ситуаций 2
§ 1.2 Речевая учебная ситуация 11
§ 1.3 Сопоставительный анализ естественных и учебно-речевых ситуаций 17
§ 1.4 Виды учебно-речевых ситуаций 19
§ 1.5 Психолого-педагогические особенности школьников средней ступени обучения 28
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Методы и приемы активизации учебно-речевых ситуаций в школе. 36
§ 2.1 Методы активизации учебно-речевых ситуаций на уроке английского языка 36
§ 2.2 Интерактивный прием активизации устной речи учащихся 41 § 2.3 Специфика применения учебно-речевых ситуаций в составлении диалога на уроке английского языка 44
§ 2.4 Роль применения учебно-речевых ситуаций в составлении монологического высказывания на уроке английского языка 45
§ 2.5 Ролевые игры при обучении говорению 47
Выводы по второй главе 51
Глава 3. Педагогическое исследование применения упражнений на ситуативной основе при развитии умений говорения на уроках английского языка 53
§ 3.1 Анализ УМК «Английский в фокусе (SpоtHght)»
для 5 классов по английскому языку. 53
§ 3.2 Анализ УМК «English 7» для учащихся 7 классов по английскому языку. 55
Выводы по 3 главе. 56
Заключение 64
Список литературы 68
Приложение

В настоящее время современные условия требуют от учащихся применять иностранный язык как средство общения. Изучение иностранного языка в школе наблюдается в условиях искусственно представленной языковой среды, и современный мир моделирует применение разных видов ситуаций: проблемных, учебно-речевых и естественных речевых ситуаций.
Создание данных ситуаций в общении диктуется самой жизнью, в учебных же условиях реально присутствует исключительно одна ситуация - учебная, когда учитель и обучаемый разговаривают с целью обучить и выучиться. В настоящей жизни человек ведет разговор абсолютно в других жизненных обстоятельствах, отсюда вытекает потребность создания естественных ситуаций в учебном процессе. Ситуация на занятиях английского языка обязана быть очень приближенной к естественным условиям, так как она в полной мере определяет речевое поведение коммуникантов.
В теории и практике подтверждена эффективность привлечения ситуаций общения в роли стимула выражения. Для того чтоб учащийся сделал ожидаемое речевое действие нужно будет поставить его в такие условия, которые вызовут это речевое действие. Основную роль играет учитель, который инициирует, организует и осуществляет контроль в общении. Успешность становления коммуникативных умений находится в зависимости от того, как учитель ведет беседу с учащимся на изучаемом языке.
Как показывает практика: речевые ситуации, приближенные к
настоящей жизни могут помочь увеличить эффективность урока, активизировать речевую работу учащихся, увеличить их энтузиазм к языку, а главное в создании речевых ситуаций и в работе учителя - поиск.
Организация занятий на базе применения принципа ситуативности делает процесс изучения общению на иностранном языке достаточно естественным, занимательным и познавательным, считается ключевым условием эффективного овладения иноязычной речью.
Английский язык - международный язык. И в наше время очень престижно в совершенстве владеть языком. Задача педагога состоит в том, чтобы полностью окунуть ребенка в языковую среду. Поэтому необходимость создания речевых ситуаций является актуальной задачей.
Понятие, сущность и трудности реализации принципа ситуативности при развитии умений говорения у учащихся средней ступени рассматривались в работах И.В. Алексеевой, М.Л. Вайсбурд, Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, Е.А. Маслыко, Е.И. Пассова, Г.В. Роговой, В.Л. Скалкина и прочих методистов.
Объектом исследования является применение ситуаций речевого общения на уроках иностранного языка.
Предметом исследования считаются ситуации речевого общения как коммуникативный способ при обучении иностранному языку.
Цель исследования заключается в изучении эффективности создания учебно-речевых ситуаций на уроках английского языка.
Задачи исследования:
1. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Дать определение понятиям: «ситуация» и «речевые ситуации», сделать сопоставительный анализ естественных и учебно-речевых ситуаций.
3. Рассмотреть методы и приемы активизации учебно-речевых ситуаций на занятиях по английскому языку.
4. Выявить роль применения учебно-речевых ситуаций при обучению говорению.
5. Выполнить педагогическое исследование и дoкaзaть эффeктивнoсть примeнeния yпрaжнeний та ситyативнoй oснoвe при рaзвитии yмeний гoвoрeния на yрoкaх aнглийскoгo языта в 7 ^a^e.
В качестве гипотезы можно выдвинуть предположение о том, что если учебно-речевая ситyaция вызывaeт интeрec, пoзвoляeт сoздaть ЯЗЫКОВУЮ среду приближенную к естественной, тогда применение речевой ситуации будет содействовать увеличению производительности урока, увеличению мотивации к исследованию иностранного языка, создаст атмосферу новизны и творчества.
Практическая значимость исследования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по созданию и применению обучения говорению на занятиях по английскому языку на ступени среднего образования.
Теоретико-методологические основания и методы исследования.
Большое количество научных исследований последних лет посвящено общим и конкретным проблемам обучения иностранному языку в школе (И.В. Алексеева, М.Л. Вайсбурд, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Е.А. Маслыко, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, В.Л. Скалкин, Г.В. Колшaнcкий и др.) В процессе работы были использованы следующие методы исследования:
1. Исследование и анализ методической и психолого-педагогической литературы по данной теме.
2. Исследование современного педагогического опыта.
3. Педагогическое наблюдение.
4. Анализ и обобщение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучая тему «Речевые ситуации как эффективный способ изучения иностранному языку», решалось несколько задач, сформулированных во «Введении».
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, мы выявили сущность понятий «ситуация» и «учебно-речевая ситуация», выявили виды учебно-речевых ситуаций. В своем исследовании мы взяли за базу интегрированное определение понятия «ситуация». Ситуация - это система взаимоотношений двух и более субъектов, отраженная в их сознании и порождающая необходимость к целенаправленному действию. Рассмотрев принцип ситуативности в обучении говорению, мы пришли к выводу, что ситуативность на уроках иностранного языка считается одним из главнейших основ коммуникативно - ориентированного изучения иностранному языку. Ситуация является единицей организации и основой управленияв изучении иностранного языка. При организации речевого общения с учащимися на уроках анлийского языка учителю нужно будет использовать разные виды ситуаций общения.
В соответсвтвии с принципом ситуативности, задания для учащихся имеют ситуативную базу. Используя ситуативные упражнения (УРС) в обучении говорению, учителю необходимо знать их структурные основополагающие. В.Л. Скалкин выделяет четыре ключевых составляющих учебно-речевых ситуаций - это задание, описание ситуации, речевая реакция и направляющие вопросы, наглядность. Речевой стимул - это условие речевого акта, обеспечивающий реализацию выражения. Учебно-речевые ситуации, учитывая мнение В.Л. Скалкина, могут быть дополняемыми, проблемными, воображаемыми и ролевыми.
При работе с школьниками учителю важно принимать во внимание их психолого-педагогические специфики и типы отношений между ними. В подростковом возрасте на первый план выходит общение со сверстниками, встает «чувство взрослости», снижается роль учебной деятельности и успеваемость.
В ходе исследования применения диалогической и монологической формы обучения мы выявили, что монолог отрывается от ситуации, он контекстен. Диалог находится в узкой зависимости от ситуации, он ситуативен. В обучении монологической речи выделяют такие же пути, что и при обучении диалогу: дедуктивный (путь «сверху») и индуктивный (путь «снизу»).
Особенность преподавания диалогической речи в 7 классе состоит в том, что учащиеся на этой ступени обязаны владеть почти всеми умениями. Они обязаны уметь вести разговор с речевым партнером в сявязи с установленной ситуацией общения, откликаться на высказывания собеседника, используя дополнительные вопросы, побуждая его к продолжению беседы. Развитие умений диалогической речи на уроках английского языка осуществляется при помощи ситуативных иллюстраций. Определяя роль учебно-речевых ситуаций при обучении монологической речи, мы удостоверились в том, что речь человека служит средством воздействия на других людей. По М.Л. Вайсбурд учебно-речевые ситуации могут быть реальными и воображаемыми. Содержание монологического высказывания находится в зависимости от речевой ситуации. В зависимости от того, какая ситуация, определяется и речевая форма.
Учебно-речевые ситуации имеют все шансы применяться в всевозможных видах речевой деятельности на уроке. Если учитель создает на уроке атмосферу, приближенную к естественной, которая способствует общению на иностранном языке, тогда применение учебно-речевых ситуаций подходят для преподавания устной речи на иностранном языке.
Ролевые игры содействуют активизации речи учащихся, развивают их речевую инициативу на уроке. Игровая форма работы дает возможность повторить и укрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, разнообразить формы урока и поддержать внимание учащихся на уроке.
Для доказательства рассмотренных нами теоретических положений, мы провели опытно-педагогическое исследование по выявлению эффективности применения упражнений на ситуативной базе с использованием монологической и диалогической речи на уроках английского языка в 7 классе.
Анализ учебников Е^НБЬ Афанасьева, Михеева и 8рогШ§Ы: продемонстрировал, что созданию ситуаций способствуют:
• организация материала по темам и подтемам
• расположение упражнений в закономерной последовательности
• предваряющее повторение речевых образцов и штампов Мы разработали фрагмент урока с применением учебно-речевых
ситуаций для активизации речевой работы учащихся 7 класса на уроках английского языка. Учащиеся принимали активное участие в беседе, выражая собственные чувства, идеи, эмоции. Вполне возможно отметить, что увеличился уровень произносительных умений учащихся, они стали лучше усваивать лексический и грамматический материал. Активировалась речемыслительная работа, развивались познавательные процессы (память, внимание, фантазия, мышление).
Практика уроков английского языка дала возможность удостовериться в эффективности применения упражнений на ситуативной базе в ходе обучения говорению на уроках английского языка в 7 классе. Обучение с использованием ситуаций делает процесс овладения иноязычной речью занимательным, познавательным и воспитывающим.
Исходя из вышесказанного, вполне можно сделать заключение, что цель исследовательской работы достигнута, задачи решены.



1. Азимов Э. Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. - 448с.
2. Алексеева И.В. Использование ситуативных картинок на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 2002. № 6. С. 29.-32.
3. Алексеева Л.В. Использование ситуативных картинок на уроках английского языка //Иностранные языки в школе, 2002, №6. С. 29.-32.
4. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М., Просвещение, 1988. - 334 с.
Ахманова Словарь лингвистических терминов,1966:413
5. Берлизон С.Б. Ситуации для разговора на английском языке//Иностранные языки в школе - 1963 - №1.
6. Берман И.М., Бухбиндер В.А. Ситуативность и обучение устной речи // Иностранные языки в школе. 1964. № 5. С. 9.-13.
7. Бим И.Л., Леонтьев А.А., Мотина Е.И. Общая методика обучения ИЯ./Москва "Русский язык" - 1991.
8. Борзова Е.В. О ситуативной организации обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. -1987.
9. Брейгина М.Е., Вайсбурд. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на ИЯ//Иностранные языки в школе - 2000 - №1.
10. Бухбиндер В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения //Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках /Под ред. В. А. Бухбиндера. Киев: КГУ, 1980. - 568 с.
11. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. - Обнинск: Издательство ТИТУЛ, 2001. - 128с.
12. Вайсбурд М.Л. Типология учебно-речевых ситуаций //Психологопедагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: МГУ, 1981.- 386 с.
13. Вайсбурд М.Л., Ариян М.А. Ситуативная роль как методическое понятие //Иностранные языки в школе.1984.№ 5, с. 23.
14. Волков Б.С. Психология подростка. М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. - 208с.
15. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика. М.: Академия, 2004. - 336с.
16. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512с.
17. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Высшая школа, 1982. - 373с.
18. Дарвиш О.Б. Возрастная психология/ В.Е. Клочко. М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004. - 264с.
19. Изаренков Д.И. Речевая ситуация. Функциональные типы речевого действия.//Русский язык за рубежом. - 1974 - №2.
20. Калимулина О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи // Иностранные языки в школе. 2003. № 3. С. 17.-20.
21. Князева В.В. Педагогика: словарь научных терминов. М.: Вузовская книга, 2009. - 872с.
22. Колшанский Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения.// Иностранные языки в школе - 1985 - №1.
23. Лелюшкина К.С. Принцип ситуативности в обучении иноязычному личностно-ориентированному общению // Вестник ТГПУ: Педагогика. 2004. № 5. С. 103.-105.
24. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - Москва, «Смысл», 2003.
25. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.: РАО/МПСИ, 2001. - 127 с.
26. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Мн.: Высшая школа, 1997. - 522с.
27. Матецкая Е.И. Учебно-речевые ситуации (УРС) в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1974. № 6. С. 48.-53.
28. Мильруд Р.П. Речевая ситуация как методический приём обучения // Иностранные языки в школе. 1982. № 1. С. 38.-42.
29. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2006. - 608с.
30. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. М.: ВЛАДОС, 1997. - 608с.
31. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988. - 223с.
32. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению.- М.: Просвещение, 1991. - 223с.
33. Пассов Е.И. Ситуативная позиция как основа создания ситуаций речевого общения // Иностранные языки в школе, 1990, №1.
34. Пассов Е.И. Ситуация речевого общения как методическая категория // Иностранные языки в школе, 1989, №2.
35. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. - 287с.
36. Рогова Г.В. Роль учебной ситуации при обучении иностранному языку. // Иностранные языки в школе. - 1984.
37. Рубан З.И. Создание речевой ситуации на уроке.//Уч. Зап. Моск. Пед. Института имени Крупской Н.К. 1962 Т. СХ Вып.10.
38. Семенова Т.В., Семенова М.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2005. № 1. С. 16.-18.
39. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. М., 1983. С. 40.
40. Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи. К.: Рад. шк., 1989. - 158с.
41. Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М.: Русский язык, 1981. - 248с.
42. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002. - 239с.
43. Сумин В.М. Речевые ситуации на уроках иностранного языка.// Иностранные языки в школе, 1991, №2.
44. Холодков Е.И. О компонентном составе ситуации речевого действия // Иностранные языки в школе. 1983. № 4.
45. Цетлин В.С. Реальные ситуации общения на уроке.// Иностранные языки в школе - 2000 - №3.
46. Шамов А. Н. /Отв. Редактор/ Методика преподавания иностранных языков. Общий курс. - Издание второе, переработанное и дополненное.- Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2005. - 302 с.
47. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. Учебное пособие для преподавателей и студентов. М.: Филоматис, 2006. - 480с.
48. Afanas’eva O.V, Miheeva I.V.-13-е изд.-М.-Просвещение,2012.-352с.
49. Vaulina Y.E., Duly D., Spоtlight -М.-Просвещение, 2013.-166с.
50. Режим доступа: [http://moluch.ru/archive/11/789/]


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ