Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В КУРСЕ ИСТОРИИ РОССИИ В 9 КЛАССЕ

Работа №61286

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
514
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы преподавания истории России в 9 классе
1.1. Современные задачи и требования к преподаванию курса истории России в
новейшее время в школе
1.2. Особенности усвоения знаний и пути повышения эффективности
преподавания исторических знаний учащимися девятого класса
Глава 2. Современные подходы в методике преподавания истории России в 9 классе
2.1. Преподавание истории Великой Отечественной войны в школе
2.2. Структурно функциональный анализ содержание учебно-исторического
материала по истории Великой Отечественной войны в 9 классе
Глава 3. Авторская модель реализации компетентностного подхода при изучении Великой Отечественной войны в основной школе
3.1. Компетентность^ подход как методология организации урока по теме
«Великая Отечественная война»
3.2. Формирование компетентностей обучаемых в ходе внеклассного
мероприятия на тему «Великая Отечественная война»
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение


История - это прошлое человечества, опыт, который передавался нашими предками из поколения в поколение. Каждый человек уже с ранних лет знакомится с историей в виде мифов, рассказов и былин, но уже позднее он изучает её в школе уже более осознано. С научной точки зрения история - это совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Отличительной особенностью при изучении истории является то, что она способствует культурному развитию личности, складыванию его системных знаний в единое целое.
Одним из главных нововведений в российской системе исторического образования является изучение исторической пропедевтики именно поэтому необходима теоретическая разработка и накопление практического опыта у учащихся. В связи с этим главной целью исторического образования в нашей стране становится определение и изучение основных закономерностей развития общества, а также формирование критического исторического мышления у школьников. Поэтому перед учителями истории стоит задача способствовать формированию исторических знаний, умений и навыков, а также интереса к предмету история у школьников, что в свою очередь зависит от той методики преподавания, которая будет применяться педагогом в процессе обучения.
Актуальность данного исследования обусловлена современными тенденциями в условиях формирования национальных приоритетов, а также в связи с модернизацией подходов к воспитанию подрастающего поколения.
Особое место в патриотическом воспитании школьников имеет изучение Отечественной истории, в частности, уроки посещённые истории Великой Отечественной войны, в ходе которых происходит осознание ими исторического опыта советского народа, образуется ценностное отношение к культуре отечества, которая обуславливает их четкую гражданскую позицию, выбор методов и направлений саморегуляции в социальной деятельности. Во время двух последних десятилетий реализации патриотического воспитания, учащихся в процессе изучения истории Отечества реализовывались не в полной мере. Укрепление воспитательных функций и методов учебного процесса, содержания курсов отечественной истории на сегодняшний день является одной из основополагающих целей модернизации образования нашей страны. Перед школой возникли задачи воспитание у учащихся ценностного отношения к отечественной истории и культуре, чувства гордости за подвиги советского народа, стремление к осуществлению гражданской позиции в практической деятельности во имя развития культуры, социальной и производственной сфер жизни страны.
Таким образом, с каждым годом увеличивается необходимость решения проблемы, заключающейся в теоретическом и методическом обосновании и обеспечении патриотического воспитания школьников в процессе изучения Великой Отечественной войны в общеобразовательной школе.
Обзор литературы и источников. В ходе исследования нами были использованы различные учебные пособия по методике преподавания истории и педагогике:
Для разработки нашего урока был использован Историко-культурный стандарт , в структуру которого входит оценки основных событий прошлого, ключевых подходов к преподаванию истории России в школе с определенным перечнем первостепенных тем для изучения, терминов, событий и персоналий, а также перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают ряд дискуссии в обществе, а для учителей - определенные сложности в преподавании.
Вяземский Е.Е. и Стрелова О.Ю. «Теория и методика преподавания истории» , в данном учебнике предоставлен не только отечественный, но, а также мировой опыт преподавания истории в школе. Первостепенное внимание в первую очередь направлено на наиболее актуальные проблемы в историческом образовании нашей страны, его основные цели, содержание, а так
же структуру. Предметом индивидуального рассмотрения в данном учебнике является развитие познавательных возможностей школьников в обучении истории, а также приемов и форм организации учебного процесса.
Входе работы были использованы поурочные разработки Данилова А.А., Косулиной Л.Г., «История России XX-начало XXI века. Поурочные разработки 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций» , которые являются составной и основополагающей частью учебно-методического комплекта курса «История России» для 9 класса. Пособие создано в соответствии с ФГОС основного общего образования к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, М. Ю. Брандта «История России. XX — начало XXI века. 9 класс». В данном пособии представлены поурочные разработки уроков, тематическое планирование курса, наиболее из интересных отрывков из исторических источников, списки литературы, а также Интернет-ресурсов для учителя. Наиболее важное внимание в пособии уделяется системнодеятельностному подходу при изучении истории России, а также формированию у школьников универсальных учебных действий. Так же в содержание данного пособия входят поурочные разработки и рекомендации по использованию рабочей тетради А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной на уроках и при подготовке учащимися домашнего задания.
Степанищев А.Т. «Методика преподавания и изучения истории» , данное пособие содержит концептуальные составляющие обучения истории, теоретические, организационные и методические основы учебных занятий (уроков), общие и видовые методы преподавания и изучения истории, рекомендации по основным формам и способам самостоятельной работы. Каждый параграф включает практикум, тест.
В статье Вяземского Е.Е. «Вызовы XXI века и задачи подготовки учителя истории для современной школы» рассматриваются особенности «цифрового поколения» школьников, которое сформировалось под влиянием глобальных информационных вызовов XXI в. Раскрываются характерные черты современного педагогического корпуса России, показана позиция учителей по отношению к ЕГЭ. Реформы образования в РФ, тенденции в развитии исторического образования показаны в контексте вызовов глобализации. Обоснованы задачи подготовки учителей для современной школы.
Статья Хуторского А.В. «Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов» посвящена комплексному исследованию широкого спектра научных подходов к пониманию сущности и структуры компетенции. Рассмотрена и показана модель компетентностного подхода к школьному обучению, разработанная с позиций научной школы
человекосообразного образования.
В работе Иванова Д. И. «Компетентности и компетентностный подход в
-5
современном образовании» , представлен аналитический взгляд на
компетентностный подход в образовании. Большой объем информации занимают примеры из образовательной политики, а именно профессиональные компетенции учителя, перечни компетенций школьников, способы их контроля и презентации. Рассматриваются основные виды компетенций в российских и зарубежных образовательных моделей.
Объектом выпускной квалификационной работы является процесс обучения истории России в 9 классе.
Предметом исследования выступает изучения вопросов по истории Великой Отечественной войны на уроках истории России в 9 классе.
Методологическую основу исследования составляют:
1. Дидактические системы и образовательные технологии, направленные на развитие личности ученика и их творческую самореализацию в ходе обучения.
2. Концепция личностно-ориентированного обучения в школе.
3. Основы общей и педагогической психологии.
4. Теоретическое положение управление процессом познавательной деятельности учащихся, о мотивации школьников.
5. Дидактические основы проблемного обучения.
Методы исследования. Для раскрытия темы работы были применены такие методы как анализ и сравнение. Анализ средств и приемов, которые используются и реализуются в преподавании истории в школе, позволили подобрать наиболее оптимальных для обучения учащихся 9 класса, помогающим для реализации не только пониманию, но и усвоению определенных исторических знаний, мотивирующих школьников к изучению истории своих предков. Анализ современных на сегодняшний день учебников по истории для учащихся 9 классов дает возможность сформировать вывод о том, что учебно-методический комплекс для среднего общего образования соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения.
Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть суть методики преподавания истории Великой Отечественной войны в 9 классе.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание и задачи пропедевтического курса истории в 9 классе.
2. Охарактеризовать требования к преподаванию истории в девятом классе;
3. Показать возможные пути повышения эффективности преподавания истории Великой Отечественной войны в школе.
4. На примере уроков показать, как на практике реализуется
компетентностный подход в преподавания истории в девятом классе.
В ходе решения задач была сформулирована рабочая гипотеза исследования. Она заключается в том, что для повышения качества усвояемости знаний по теме Великая Отечественная война, а также уровня развития исторических знаний и умений в рамках уроков различной формы может быть достигнуто лишь в случае соблюдения таких методологических условий как:
- системное интегрирование и научно подкрепленный отбор содержания курса истории России в 9 классе и внеурочной воспитательной деятельности, которые обеспечивают последовательность в освоении учащимися патриотических ценностей, реализуемых в исторических памятниках военных лет, произведениях литературы, журналистики и искусства;
- целесообразность технологий учебной и внеурочной деятельности школьников в процессе изучения истории Великой Отечественной войны характерными чертами подросткового возраста (усиленное эмоциональное восприятие окружающего мира, потребность в общественно полезной деятельности, утверждении себя как социально значимой личности;
- создание всевозможных условий для реализации подростками историкопатриотических знаний, формирования эмоционально-ценностного отношения к отечественной культуре в учебной и внеурочной деятельности, которые обеспечивают системный характер развития патриотизма у учащихся в единстве эмоционально-чувственного, оценочно-регулятивного и действенно-практического компонентов.
Научная новизна нашей работы заключается в том, что была предпринята попытка охарактеризовать процесс изучения истории Великой Отечественной войны в курсе истории России в 9 классе, а также в попытке сформулировать и предоставить методические условия обучения, которые необходимы учащимся для повышения уровня знаний по теме Великая Отечественная война, а также влияние применения различных форм урока на повышение успеваемости и результативности обучения истории.
Практическая значимость настоящей работы заключается в возможности использования полученной информации в практике преподавания учителей и учебных учреждений, а также для участия в научных конференциях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При правильном планировании и организации учебного процесса в рамках курса Истории России в 9 классе способствует достижению образовательных, воспитательных и развивающих задач, которые были поставлены перед курсом.
В методике преподавания истории Великой Отечественной войны, существует ряд разнообразных методовобучения. При их подборе всех приемов в первую очередь должны учитываться познавательные возможности учащихся 9 класса. Для формирования у школьников общих и целостных представлений об изучаемом историческом периоде, для целостного формирования у них понимания определенных исторических событий, фактов, правильного отношения к историческим персоналиям путем более обшироного изучение исторических деятелей, а не просто перечисление их имен.
Методика обучения истории как самостоятельная отрасль педагогической науки выдвигает на сегоднешний день ряд проблемы, которые требуют разработки, изучения, детализирования, и расширяет рамки для творческой работы, а так же для исследовательского поиска. На данный момент начинается разработка и реализация вопроса о формировании системы навыков и умении у школьников в процессе обучения истории. На сегоднешний день в центре внимания методистов стоит проблема стимулирование и организация учебной деятельности учащихся как активных участников процесса обучения истории, руководство этой деятельностью. Современные идеи реализации познавательных задач вызывают огромный интерес и заслуживают последущего детального изучения,применению в школьной практике и дальнейшего претворения в жизнь.
Опираясь на всевозможные закономерности процесса обучения, была совершена попытка предложить на их непосредственной основе, практические рекомендации преподавания истории Великой Отечественной войны, которые позволили эффективно осуществлять формирование исторических знаний, гуманистическое воспитание и развитие школьников. Следует отметить, что реализация положений методики обучения истории как науки требует педагогического мастерства учителя. Которое заключается прежде всего в умении структуировать цели обучения для отдельно каждого урока в каждом конкретном классе, в способности из огромного методического материала выбрать тот, который в наибольшей мере способствует осуществлению поставленных целей и благодаря этому найти пути к стимулированию мышления и эмоций учащихся.
Правильная реализация методов, приемов и средств обучения способствует повышению уровня эффективности преподавания истории. Углубленное изучение Великой Отечественной войны в школе необходимо, но выделять эту тему в отдельный блок нельзя: война должна изучаться в определенном комплексе, чтобы дети понимали, что было до и после войны, какие конкретные события привели к тому или иному решению, какая обстановка была в это время во всем мире. Это не только интересное прошлое, не только важно для исторического образования или патриотического воспитания — это позволяет учащихся научить видеть аналогии в сегодняшнем дне, понимать исторические перспективы, делать прогноз на завтрашний день.
Учитель истории обязан подготовить школьников к необходимости владеть большим объемом исторической информации, знать понятийный аппарат, уметь критически анализировать различные исторические документы, выстроить историческую вертикаль, сформулировать свое суждение о важнейших исторических событиях.
В этом случае именно компетентностный подход в обучении ставит новые задачи в построении образовательного процесса: не чему учить, а как учить. Деятельность учителя истории должна включать формирование всех основных компетенций, но первостепенное внимание, стоит уделять общекультурной, ценностно-смысловой и социально-трудовой компетенциям в связи со спецификой предмета история. В связи с этим, задача формирования и развития системы ключевых образовательных компетенций у учащихся актуальна и реализуема в процессе исторического образования.
Таким образом, изучение истории Великой Отечественной войны даёт поколениям, которые идут за нами, не забывать страшной были тех лет или оценивать ее неверно, или относиться к ней чересчур легко. Как известно, забвение может вести к повторению. Подвиг наших прадедов и дедов всегда будет служить для своих потомков ярким примером мужества, духовно- нравственного величия, отваги, фронтового братства, доблести, большой ответственности перед будущими поколениями.
Проведенная нами работа в целом подтвердила гипотезу и позволила сделать следующие выводы:
1. Использование в образовательном процессе активных интерактивных форм урочной и внеурочной деятельности значительно улучает качество знаний, способствуют расширению кругозора, вырабатывают у школьников навыки коммуникации, поиска информации из различных источников.
2. Патриотическое воспитание учащихся 9 классов в процессе изучения История России на примере темы Великая Отечественная война будет результативным только тогда, когда основой для понимания учащимися патриотизма положены такие ценности как, любовь к Родине, чувство гордости за Отечество, которые в свою очередь обуславливают активную жизненную позицию, которая выражается в стремлении работать на благо Родине и приумножать ее славу.



I. Источники
1.1. Историко- культурный стандарт
//Ы1:р://минобрнауки.рф/документы/3483 [Дата обращения: 08.03.2017].
1.2. Письмо МинобрнаукиРоссии от 2 февраля 2015 г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников» // http://минобрнауки.рф/документы/6677 [Дата обращения: 07.03.2017].
1.3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря
2015 г. № 1493 «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на
2016- 2020 годы» //
http://www.consultantra/document/cons_doc_LAW_192149/[Дата обращения:
03.04.2017] .
1.4. Приказ N 1529 от 28.12.2015 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253»// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191574/[Дата
обращения: 15.04.2017].
1.5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования//кйр://минобрнауки.рф/документы/938 [Дата обращения: 10.10.2017].
1.6. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года № 273//
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ [Дата обращения:
17.04.2017] .
П.Литература
2.1. Агапова И. Патриотическое воспитание в школе / И. Агапова, М. Давыдова - М.: Айрис - пресс, 2002. - Народное образование, 2005. - № 4. - С.
23.
2.2. Баженова И.Н. Педагогический поиск. -М.: Педагогика,1989. - 382 с.
2.3. Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999 - 296 с.
2.4. Бендерский В.В., Хмылёв В.Л. История отечественных средств массовой информации. - Томск: ТПУ, 2006. - 150 с.
2.5. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании //http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-12.htm [Дата обращения: 13.10.16].
2.6. Библиотека «Военная литература» // Ьйр://т1Шега.НЬ.ги/[дата обращения: 18.10.2016].
2.7. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//http://www.studmed.ru/docs/document8248/ [Дата обращения: 28.12.2016].
2.8. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: 1984.-265 с.
2.9. Великая Отечественная война в современной школе//http://gmohist- pkgo.ucoz.ru/publ/velikaj a_otechestvennaj a_vojna_i_sovremennaj a_shkola/1 -1 -0-97 [Дата обращения: 03.12.2016].
2.10. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. - М.: Логос, 2009. - 336 с.
2.11. Воспитание нравственно-ответственной
личности//https://mfouшk.ru/vistupleme-vospitanie-nravstvennootvetstvennoy- lichnosti-1455044.html [Дата обращения: 07.12.2016].
2.12. Вяземский Е.Е. Вызовы XXI века и задачи подготовки учителя истории для современной школы // Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новации. -М.: МГПУ, 2016. -С. 7-19.
2.13. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. -М.: Владос,2003. -384с.
2.14. Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. -257 с.
2.15. Полторак Д.И. Методика использования средств обучения в преподавании истории. - М.: Просвещение,1987. - 348 с.
2.16. Единая коллекция образовательных ресурсов //http://school.collection.edu.ru/catalog/ [Дата обращения: 18.10.2016].
2.17. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. - М.: Национальное образование, 2012. - 48 с.
2.18. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. - 2005. - № 8. - С. 17.
2.19. Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие
овладения обучающимися ключевыми
компетенциями//http://www.mformio.m/puЫicatюш/id1121/Formirovaшe-obshih- kompetencii-u-studentov-na-urokah-russkogo-jazyka-i-literatury [Дата обращения:
15.12.2016] .
2.20. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
2.21. Иванов Д. И. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. -М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
2.22. Использование нестандартных форм обучения, с целью повышения интереса учащихся к урокам истории// [Дата обращения: 02.03.2017].
2.23. История России 9 класс / Волобуев О.В., Пономарев М.В., Ненароков А.П.-М: Дрофа, 2010. -337 с.
2.24. История России 9 класс / Н.В. Загладин, С.Т. Минаков, С.И. Козленко, Ю.А. Петров, - М: Русское слово, 2007. - 436 с.
2.25. История России 9 класс / Шестаков В.А., Горинов М.М.,Вяземский Е.Е., - М.: Просвещение , 2011. - 335 с.
2.26. История России XX-начало XXI века / Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю., - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 400 с.
2.27. История России XX-начало XXI века / Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., Клоков В.А, - 2-е изд. - М.: Баласс, 2012. - 384 с.
2.28. История России XX-начало XXI века. Поурочные разработки 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций / Данилов А.А., Косулина Л.Г.,- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 208 с.
2.29. Качкина Т.Б. Компетентностный подход в историческом и
обществоведческом образовании//Шр:/^е81:1уа1.18ер1етЬег.ги/аг1:1с1е8/313540/
[Дата обращения: 12.12.16].
2.30. Лазукова Н.Н. Формирование учебных умений на уроках истории// Шр:/^е811уа1.18ер1етЬег.ги/аг0с1е8/313540/[Дата обращения: 12.12.16].
2.31. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. -2004.-№5.-С.3-12.
2.32. Методика преподавания истории в средней школе//
http://bookbk.net/book/184-metodika-prepodavaniya-istorii-v-srednej-shkole- nikulina-nyu/4-glava-1 -predmet-i-zadachi-kursa-metodiki-obucheniya-istorii.html [Дата обращения: 25.11.16].
2.33. Методика преподавания истории в школе. Учебное пособие/ http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/467/22467/5800?p_page=3 [Дата обращения:
15.10.2016] .
2.34. Методика преподавания истории// http://tgi65.ucoz.ru/publ/2-1-0-1 [Дата обращения: 15.10.2016].
2.35. Нетрадиционные формы урока истории при изучении
теоретического материала. // https://infourok.ru/netradicionnye.php [Дата обращения: 07.02.2017].
2.36. Нетрадиционные формы урока истории: игры и дискуссии //http://www.portal-slovo.ru/history/35704.php [Дата обращения: 07.01.2016].
2.37. Нетрадиционные формы урока//
http://festival.1september.ru/articles/599786/^aTa обращения: 01.03.2017].
2.38. Нетрадиционные формы уроков в процессе изучения истории// http://www.studfiles.ru/preview/6178803/page:9/ [Дата обращения: 08.04.2017].
2.39. Орлова Л.А. Формирование ключевых компетенций на уроках
истории и обществознания // https://interactive-
plus.ru/article/111498/discussion_platform[Дaтa обращения: 15.12.16].
2.40. Петр Т.Г. Формирование компетентностного подхода на уроках истории в рамках технологии проблемного обучения // http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/08/21/formirovanie- kompetentnostnogo-podkhoda-na-urokakh-istorii-v [Дата обращения: 19.11.15].
2.41. Портал «Гуманитарное образование»
//http://www.humanities.edu.ru/index.html [Дата обращения: 08.01.2017].
2.42. Преподавание истории Второй мировой войны в российской школе: учебно-методическое пособие// http://irostizdat-45.nnovo.ru/katalog/60- Prepodavanie_istorii_Vtoroy_mirovoy.html [Дата обращения: 18.01.2017].
2.43. «Российский общеобразовательный портал» //http://www.school.edu.ru/ [Дата обращения: 10.02.2017].
2.44. Сальникова О. А. Ключевые компетенции в современном образовании// http://www.school2100.ru/upload/iblock/b03/b03ad044b21107e [Дата обращения: 10.12.2016].
2.45. Степанищев А.Г. Методика преподавания и изучения истории: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений: В 2 ч. - М.: Владос, 2002. - Ч.1. - 285 с.
2.46. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. -М.: Владос,2002. -304с.
2.47. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. -М.: Владос,2002. -304с.
2.48. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Общего Образования //кйр://минобрнауки.рф/документы/543 [Дата обращения:
28.12.2016] .
2.49. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования
познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика. -

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ