Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игра как средство формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста

Работа №61277

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
298
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы игры как средства формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста 7
1.1 Вoзpacтныe ocoбeннocти дeтeй младшего школьного возраста 7
1.2 Панятие мeжличнocтных oтнoшeний и мeхaнизмы их фopмиpoвaния 11
1.3 Игpoвoй мeтoд в paбoтe c дeтьми младшего школьного возраста 18
Выводы по I главе: 26
Глава 2. Методическое обеспечение и организация исследования 28
2.1 Oбщая характеристика кoнтингента детей младшего школьного возраста и oснoвные этапы экспериментальной рабoты 28
2.2 Методическое обеспечение исследования. Характеристика основных
методик и результатов констатирующего эксперимента 30
2.3 Организация развивающих игровых занятий по формированию
межличностных отношений 36
2.4 Анализ диагностики межличностных oтнoшений на используемым
методикам на заключительном этапе 39
Выводы по II главе: 44
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Приложения 53

Актуальность исследования. В настоящее время использование игр на уроках прочно вошло в практику обучения школьников. Нет такого общеобразовательного учреждения, в котором не используют игры, как средство формирования межличностных отношений. Содержанием межличностных отношений является общение. Младший школьник стремится занять определённое место в группе сверстников. В это время важно развитие межличностных отношений, поиск близких друзей, на которых можно положиться в любую минуту и которые всегда смогут понять и почувствовать. Самым лучшим периодом для развития межличностных отношений является младший школьный возраст, который является базовым основанием для развития дальнейших отношений.
Все это позволяет сформулировать противоречие: между необходимостью формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр.
Цель исследования: выявить и обосновать психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр.
Объект исследования: процесс формирования межличностных
отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр.
Гипотеза исследования: формирование межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- учете индивидуально-психологических и вoзpacтных ocoбeннocтей дeтeй младшего школьного возраста;
- отборе диагностических методик, направленных на выявление положения ребенка в группе сверстников и его взаимоотношений с окружающими;
- осуществлении своевременной диагностики межличностных отношений детей младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности.
Задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить состояние разработанности данной проблемы исследования.
2) Выявить особенности игрового метода при работе с детьми младшего школьного возраста.
3) Выявить и обосновать психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр.
4) Экспериментально проверить эффективность психологопедагогических условий формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр.
Теоретико-методологическая основа исследования: положения
отечественных психологов Светловская Н.Н., Кларина М.В., Дубровина И.В, Добринская Е.Е.о взаимоотношениях.
Методы исследования:
- теоретические', анализ теоретической и методической литературы, метод аналогий.
- эмпирические: психолого-педагогические методы сбора информации (педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок, анкетирование, диагностические методики); констатирующий и формирующий эксперимент.
- статистические: статистический анализ и содержательная
интерпретация результатов исследования, их математическая обработка, группировка.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия №8» Советского района г. Казани.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами игр, включающие в себя: учет
индивидуально-психологических и вoзpacтных особенностей дeтeй младшего школьного возраста; отбор диагностических методик, направленных на выявление положения ребенка в группе сверстников и его взаимоотношений с окружающими; осуществление своевременной диагностики межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в вoзмoжнocти пpимeнeния мaтepиaлoв дaннoй paбoты, гак ее тeopeтичecкoй, тaк и пpaктичecкoй чacти, ^и плaниpoвaнии и пpoвeдeнии paзличных зaнятий ш школьниками, ш и в учpeждeниях дoпoлнитeльнoгo oбpaзoвaния или ceмeйнoм вocпитaнии.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, 2 глав, списка литературы, заключения и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В нашей дипломной работе выявлена теоретическая сущность межличностных отношений младших школьников. Совокупность связей, которые складываются между людьми в виде чувств, суждений и обращений друг к другу, называются межличностные отношениями. [39] Также, межличностными отношениями называют осознаваемые взаимосвязи между людьми. Межличностные отношения имеют много различных механизмов, без которых невозможно существование. Основой межличностных отношений являются различные эмоциональные состояния людей, которые взаимодействуют друг с другом, а также, их психологические особенности.
Эмоциональность восприятия характерна для познавательной деятельности младших школьников. Дети рады книжкам скартинкам, наглядным пособиям, шуткам учителей. Младшие школьники находятся во власти яркого факта. У детей возникают образы на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки.
Игры являются ведущим средством адаптации ребенка к новым требованиям, при этом обеспечивает хорошее самочувствие ребенка. Правильное введение игровых занятий в режим дня ребенка позволяет снимать напряжение в ходе учебного дня, а также создает предпосылки их нравственного восприятия. Введение игровых элементов также приводит к творческому развитию через активизацию навыков самоорганизации в различных видах деятельности: учении,
самообслуживании, труде, свободной игре, художественном творчестве. [26]
Игровая деятельность и игровые методы тесно взаимодействуют друг с другом и помогают ребенку включиться в учебный процесс. Игры используются системно и способствуют развитию у детей помимо мышления, памяти и внимания, также способностей анализировать и синтезировать информацию, развивать
конструктивные умения, воспитывать у детей наблюдательность, самопроверку, доводить свою работу от начала до конца. Игра благоприятно воздействует на ребенка, повышая познавательный интерес и активность. [40]
Нами было проведено исследование, состоящее из констатирующего, формирующего и контрольного этапов во 2 «Б» классе 8 гимназии г.Казани. В ходе исследования использовались следующие методики:: Дж.Морено «Социометрия», методика срезов Т.Репиной «Актометрия». После анализа всех результатов, мы сделали вывод, что ученики нуждаются в помощи со стороны педагога. В данном классе нарушено взаимопонимание, дети неадекватно реагируют друг на друга, не воспринимают слова всерьёз, проявляют отрицательные чувства ко многим одноклассникам. Эта ситуация вызвана тем, что ученики не могут общаться друг с другом, не могут находить общий язык. Дети не видят в себе плохих черт, они считают, что во всем виноват собеседник. Они видят проблему только в других.
Исходя из всего этого, мы пришли к мнению, что в классе необходимо провести коррекционную работу. У детей этого класса нарушены межличностные отношения друг с другом. Трудности в межличностных отношениях, зафиксированные в младшем школьном возрасте, могут в дальнейшем сказаться на познавательной и личностной сферах.
После проведения этих занятий, межличностные отношения заметно улучшились, улучшилась и атмосфера класса, стала более благоприятной. Дети научились понимать эмоции друг друга, идти на уступки. Об этом свидетельствуют данные полученные в результате контрольного этапа. Исчезло количество детей, которых не принимали в классе. Теперь, начали все общаться друг с другом.
Таким образом, гипотеза, поставленная нами в начале написания работы, была оправдана. Формирование межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с помощью игр будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- учете индивидуально-психологических и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;
- отборе диагностических методик, направленных на выявление положения ребенка в группе сверстников и его взаимоотношений с окружающими;
- осуществлении своевременной диагностики межличностных отношений детей младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности.


1. Абраменкова В.В мире детских игр // Воспитание школьников. - 2000.
- №7. - М. - С.16 - 19.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987.-
3. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск. - Знание, 1989. - 256 с.
4. Антоненко Т.Е. Приемы занимательности на уроках математики // Начальная школа. 2009, №5
5. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного: Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. - Спб., 2003
6. Бакина М. Современные дети, современные игры //- 2005. - №4. - М. - С.58 - 61.
7. Бесова М.А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998.
8. Битяева М. Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено // Управление школой. - 2002, №40. 1.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. - М., 1968
10. Болонский П.П. Педология М., 1934
11. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно - методическое пособие / 2-е изд., испр. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
12. Винникова И.В. Игры на развитие психических процессов //Начальная школа. - 2002. - №3. - М. - С.25 - 28.
13. Волина В.В. Игра - дело серьезное. - С.-Пб: издательство «Дидактика Плюс», ООО «Зенит», 1999.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ