КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНОГО
ТРАНСПОРТА
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 9
1.1 Компетентностно-ориентированный подход как условие повышения
качества образования 9
1.2 Содержание компетентностно-ориентированной подготовки специалистов
по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта 15
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 27
2.1 Технология формирования профессиональных компетенций специалистов
для технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта 27
2.2 Опытно-экспериментальная апробация компетентностно-ориентированной технологии подготовки специалистов среднего звена для технического
обслуживания и ремонта автомобильного транспорта 39
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В последние годы сформулирована новая образовательная парадигма, в рамках которой качество современного образования будет определяться тем, насколько у выпускников профессиональных учебных заведений развиты компетенции - способности выявлять связи между знаниями и ситуациями и применять знания адекватно решаемым проблемам. Это обстоятельство обусловлено переходом от индустриальной экономики к информационной, когда исполнительская точность, умение подчиняться власти и примирение с пожизненным однообразным трудом заменяются на способность быстро реагировать на изменения, творчество, инициативность, разностороннее развитие и коммуникабельность.
В психолого-педагогической литературе понятия «компетентность» и «компетенция» все чаще употребляются вместо понятия «профессионализм». Компетентность подразумевает, помимо технологической подготовки, целый ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессиональный или над профессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту.
По существу, новый компетентностно-ориентированный подход предполагает следующую цель в подготовке специалиста: овладение выпускниками способностями и навыками, которые необходимы для эффективного выполнения профессиональных функций на рабочем месте. Необходимость реализовать эту цель четко предписывает и федеральная программа развития системы российского образования. Для среднего специального образования цель формулируется так: готовить специалистов, умеющих работать с производственными процессами.
К недостаткам обсуждаемой сферы образования следует отнести:
- опору на традиционную знаниевую парадигму подготовки специалистов;
- недостаточное количество часов, отводимых на изучение специальных
дисциплин, способствующих формированию ключевых и базовых профессиональных компетенций;
- не разработанность диагностических методик определения уровня сформированности ключевых и базовых профессиональных компетенций специалистов среднего звена;
- отсутствие системы критериев и показателей, позволяющих оценить уровень сформированности базовых профессиональных компетенций специалистов по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
Вышеуказанные недостатки подтверждают актуальность исследования возможностей средних специальных учебных заведений (ССУЗ) формировать компетенции для полноценного развития личности будущих работников станций технического обслуживания автомобилей или автотранспортных предприятий. Кроме того, положение дел в среднем специальном образовании усугубляется противоречиями:
- между давно назревшей необходимостью разработки компетентностно- ориентированного подхода для формирования творческого потенциала выпускников средних профессиональных учебных заведений и преобладанием в практике их работы традиционных методов обучения;
- между потребностью построения модели опережающей подготовки специалистов среднего звена для станций технического обслуживания автомобилей и автотранспортных предприятий и недостаточной разработанностью новых подходов к проектированию содержания образования в учебных заведениях среднего профессионального образования;
- между назревшей необходимостью в достижении гарантированного результата в процессе подготовки выпускников ССУЗов и отсутствием технологических процедур, позволяющих максимально эффективно решить данную задачу;
- между потребностью в мониторинге готовности личности к профессиональной деятельности в системе технического обслуживания и ремонта
автомобилей и отсутствием разработанных методик системной диагностики учебного процесса.
Выявленные недостатки и сформулированные противоречия определили проблему исследования: каковы должны быть методологические и теоретические подходы к проектированию процессов формирования ключевых и базовых профессиональных компетенций, которые удовлетворяли бы всем психолого-педагогическим нормам и обеспечивали возможность готовить конкурентоспособных выпускников ССУЗов.
Неразработанность данной проблемы и ее актуальность обусловили выбор темы исследования: «Компетентностно-ориентированная технология
подготовки конкурентоспособных специалистов для технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта».
Цель исследования: подготовка конкурентоспособных специалистов для станций технического обслуживания автомобилей и автотранспортных предприятий путем формирования у них ключевых и базовых профессиональных компетенций.
Объектом исследования является система подготовки специалистов для станций технического обслуживания автомобилей и автотранспортных предприятий в ССУЗе, предметом исследования - процесс проектирования компетентностно-ориентированной технологии для подготовки специалистов указанного направления.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование конкурентоспособного специалиста для станций технического обслуживания автомобилей и автотранспортных предприятий будет более эффективным, если:
- структура и содержание учебного процесса организованы в соответствии с моделью компетентностно-ориентированного подхода на основе принципов системности, контекстности, андрагогичности и модульности;
- обосновать выбор базовых профессиональных компетенций в качестве показателей и результирующих характеристик подготовки специалистов для специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» на основе анализа Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования в работе поставлены задачи, в процессе решения которых стало необходимым:
1. Оценить возможности современной психолого-педагогической науки для формирования ключевых и базовых профессиональных компетенций у выпускников ССУЗов.
2. Разработать модель подготовки специалиста для станций технического обслуживания автомобилей и автотранспортных предприятий и теоретически обосновать набор базовых профессиональных компетенций, определяющих конкурентоспособность выпускника ССУЗа. Спроектировать компетентностно- ориентиро-ванную технологию подготовки специалистов для станций технического обслуживания автомобилей и автотранспортных предприятий.
3. Провести анализ и экспериментальную проверку эффективности спроектированной компетентностно-ориентированной технологии для подготовки специалистов в ССУЗе.
В работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; изучение состояния вопроса в существующей теории и практике; моделирование и проектирование; педагогический эксперимент и статистическая обработка полученных данных; внедрение результатов исследования и методических рекомендаций в педагогическую практику.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось Государственное автономное образовательное учреждение среднего
профессионального образования Альметьевский политехнический техникум (ГАОУ СПО «Альметьевский политехнический техникум»), расположенный по адресу: 423450, Татарстан Республика, г. Альметьевск, ул. Мира, д. 10.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованная дефиниция «базовая профессиональная компетенция» и разработанная методика выделения и формирования базовых профессиональных компетенций из множества учебных элементов специальных дисциплин способствуют повышению теоретического уровня подготовки специалистов в ССУЗе, путем формирования конкурентоспособности выпускников.
Практическая значимость результатов работы заключается в том, что разработанные автором модели, алгоритмы, технология и системная диагностика могут быть использованы не только при подготовке специалистов для технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта, но и для других специальностей в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего и послевузовского образования.
1) Установлены ведущие теоретические предпосылки (методологические, психологические, дидактические) и практические основания проектирования компетентностно - ориентированных технологий обучения для среднего профессионального образования с целью преодоления «функциональной безграмотности» выпускников.
2) Уточнены понятия компетенции и компетентности как рабочих инструментов, которые наиболее полно описывают три вида готовности выпускника к усвоению профессиональной культуры: социальную, личностную и профессиональную. Доказано, что базовые и профессиональные компетенции специалиста должны формироваться в процессе обучения путем проектирования компентно- стно - ориентированных технологий, интеграции таких знаний, как акмеология, андрагогика и синергетика.
3) Разработана профессиональная компетентностно-ориентированная модель подготовки специалистов, где в качестве «единицы» измерения результатов образовательного процесса представлена показательная характеристика профессионализма - «компетентность», наполненная конкретными признаками для создания некоторой лестницы профессионального роста студентов.
4) На основе экспертных технологий и применения методов статистического анализа определены профессиональные компетенции как показательные характеристики для специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Спроектирована модульная компетентностно-ориентированная технология обучения, позволившая формировать базовые и профессиональные компетенции. Опытно-экспериментальная апробация этой технологии подтвердила правильность выдвинутой гипотезы и эффективность авторских подходов. Проведенное исследование открывает новые пути для дальнейшей разработки проблемы совершенствования учебной работы и повышения качества подготовки специалистов в средней профессиональной школе.
1. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития.
3- е изд. / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновац. технологий, 2012. - 608 с.
2. Беспалько, В. П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся / В. П. Беспалько // Образовательные технологии. - 2007. - № 3. - C. 73-93
3. Большая Российская энциклопедия. В 35 томах. Том 26. М.: Издательство: Большая Российская энциклопедия, 2014. - 768 с.
4. Г ессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. - М. : Школа-пресс, 1995. - 448 с.
5. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы : учебное пособие / М.Т. Громкова. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 446 с.
6. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. / В. И. Даль. - М.: Издательский дом «Рипол Классик», 2007. - 3104 с.
7. Диденко, Л. А. Социально-педагогические компетентности учителя / Л. А. Диденко //Школа.- 2001. - № 6.- С. 31-34.
8. Итоговый документ международной конференции «Ключевые компетенции и проблемы оценки качества подготовки учащихся». - Ростов на Дону. // Стандарты и мониторинг. - 2000. - № 6. С. 44-64.
9. Киселева, О. М. Применение методов математического моделирования в педагогических исследованиях: учебно-методическое пособие / О.М. Киселева; под ред. Г.Е. Сепькиной. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. - 52 с.
10. Конвенция о техническом и профессиональном образовании // Сб. Международное законодательство об образовании. - М.: Социально-политический журнал, 1994.
11. Краевский, В. В. Научное исследование в педагогике и современность / В . В. Краевский // Педагогика. - 2005. - № 2. - С. 13-20.
12. Краснопёрова, А. Г. Профессионально-трудовая социализация учащихся образовательного комплекса «лицей - колледж - вуз» / А. Г. Краснопёрова, Э. Г. Малиночка.- Краснодар: КубГУ, 2007. - 35с.
13. Кругликов, Г. И. Методика профессионального обучения : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. И. Кругликов. - М. : Академия, 2013. - 320 с.
14. Кязимов, К. Г. Взаимодействие учреждений профессионального образования с рынком труда / К. Г. Кязимов. - М.: Дрофа, 2005. - 45 с.
15. Лейбович, А. Н. Рекомендации по разработке модульных образовательных программ начального и среднего профессионального образования / А. Н. Лейбович, С. А. Ефимова, Н. Ю. Посталюк,. - М.: Академия, 2005. - 20 с.
16. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд., стер. / А. Н. Леонтьев - М.: Смысл, 2007. - 211 с.
17. Мухутдинов, Р. Х. Формирование компетенций на занятиях по «Устройству автомобиля» при модульном и проектном обучении / Р. Х. Мухутдинов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Выпуск № 7. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2014. - С. 159-167.
18. Наследие М. Н. Скаткина и перспективы развития отечественной педагогики / С. З. Занаев // Педагогика. - 2011. - № 3. - С. 116-120 .
19. Новиков, А. М.Методология научного исследования / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - М.: Либроком, 2010. - 280 с.
20. О направлениях учебно-методической работы в 2002-2003 учебном году. / Информационно-методическое письмо. - Самара: СИПКРО, 2002. - 186 с.
21. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей; под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 608 с.
22. Педагогическая акмеология: коллективная монография; под. ред. О. Б. Акимовой. - Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т» , 2012.-251 с.
23. Петровский, А. В. Психология. 5 изд. / А. В. Петровский, М. Г. Ярошев- ский - М.: Академия, 2006.- 437 с.
24. Понятие компетенции в контексте работы с информацией / Информационно инструктивные материалы. - Самара: СИПКРО, 2001. - 30 с.
25. Психология и педагогика высшей школы: краткий курс лекций для аспирантов, магистров, слушателей системы повышения квалификации и преподавателей; сост. И. В. Рыжкова, Н. А. Щербакова. - Саратов: ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2013. - 41 с.
26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. 4-е изд. / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2013. - 551 с.
27. Савушкин, Н. Н. Методика профессионального обучения : учебное пособие / Н. Н. Савушкин. - Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, 2010. - 38 с.
28. Свеницкий, А. Л. Краткий психологический словарь / А. Л. Свеницкий. - М.: ТК Велби, Проспект, 2008. - 512 с.
29. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. - М. : Академия, 2000. - 512 с.
30. Семушкина, Л. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях / Л. Г. Семушкина, Н. Г. Ярошенко. — М. : Мастерство,
2001. - 272 с.
31. Симонов, В. П. Оценка качества обучения и воспитания в образовательных системах : учеб. пособие / В. П. Симонов. - М. : Дрофа, 2006. - 113 с.
32. Сластенин, В. Л. Педагогика / В. Л. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шия- нов. - М. : Академия, 2008. - 566 с.
33. Словарь-справочник современного российского профессионального образования ; авторы-составители В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков. - Выпуск 1. М.: ФИРО, 2010.- 19 с.
34. Соколов, В. Н. Проблемно-эвристическая организация интеллектуальной деятельности в общем и профессиональном образовании / В. Н. Соколов. - Краснодар: Кубан. кн. изд-во, 2006. - 342 с.
35. Струминский, В. П. Методы преподавания дисциплин в школе / В. П. Струминский. - М. : ЮНВЕС, 2002. - 240 с.
36. Таксономия Блума. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //ansya. ru/health/taksonomiya-bluma/main.htm
37. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. - М.: Академия, 2006. - 384 с.
38. Шмелькова, Л. В. Управление становлением проектно-технологической компетентности педагога / Л. В. Шмелькова // Школа. - 2002. - № 2. - С. 43-54.
39. Шумская, Л. И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе социализации / Л. И. Шумская. - Минск: РИВШ, 2005. - 271 с.
40. Щеголь, В. И. Подготовка учителя к трудовому воспитанию школьников /
B. И. Щеголь.- Москва-Тольятти: ДИТУД УГГУ, 2002. - 304 с.
41. Щенников, С. А. Компетентностный подход как основа модели ОДПО /
C. А. Щенников // Реализация компетентностного подхода в системе бизнес-образования. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2008. - С. 9-24
42. Щипанов, В. В. Подходы к управлению качеством в логистике / В. В. Щипанов, О. И. Антипова, Р. Р. Ахметжанов, О. В. Китаев // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/09/71926 (дата обращения: 04.06.2017).
43. Челышкова, М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. пособие / М. Б. Челышкова. - М.: Логос, 2002. - 432 с.
44. Чернова, Ю. К. Методология проектирования компетентностно ориентированного обучения / Ю. К. Чернова, А. Э. Птицын // Сб. «Проектирование, обеспечение и контроль качества продукции и образовательных услуг». - Самара: СГТУ, 2003. - С. 198-201.
45. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения : учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений. - 2-е изд., стер. / Н. Е. Эрганова - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 160 с.