ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА
ЗАНЯТИЯХ ДИСЦИПЛИНЫ «СТИЛИЗАЦИЯ» 7
1.1 Психолого-педагогические основы креативного мышления 7
1.2 Стилизация как средство формирования креативного мышления у студентов системы среднего профессионального
образования 14
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ СПО НА ЗАНЯТИЯХ ДИСЦИПЛИНЫ «СТИЛИЗАЦИЯ»
2.1 Методическое обеспечение экспериментального исследования формирования креативного мышления у студентов системы СПО
на занятиях дисциплины «Стилизация» 26
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 36
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Потребность в креативном мышлении приобретает острый характер особенно в последние годы в связи с усиливающимся процессом обновления технологии и форм организации трудовой деятельности.
Именно о потребности в личности с высоким уровнем креативного мышления говорится в положении «Об образовательной политике России на современном этапе». В нем достаточно полно отражено основное требование времени к системе образования. В данном документе красной нитью проходит такая мысль: современное общество нуждается в
образованных людях, которые могут самостоятельно принимать решения, обладают способностью к сотрудничеству, отличаются конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, а более того обладают чувством ответственности за судьбу страны.
В условиях осуществления перехода на новые государственные образовательные стандарты усиливаются требования к студентам, обучающимся в системе среднего профессионального образования. Они должны быть готовы принимать решения, обладать определенным набором компетенций, творческим подходом к учебе. Соответственно, у них должна быть сформирована готовность к творческой деятельности. Таким образом, одной из приоритетных задач системы среднего профессионального образования следует признать формирование личности, наделенной творческими способностями.
Постановка проблемы нашего исследования предполагает определение сущности мышления как познавательного процесса. Анализ совершенно разных подходов к рассмотрению проблемы развития мыслительной деятельности позволяет выделить сущность и специфику креативного мышления, занимающего одно из центральных мест в структуре художественно-творческих способностей.
Исходя из основных положений деятельностной теории развития
мышления, становится возможным определить сущность креативного
мышления как вида художественно-образного мышления, включающего специфические интеллектуальные структуры, обусловленные предметной деятельностью в области орнаментальной композиции.
Анализ педагогических условий развития креативного мышления, имеющего специфические проявления в различных видах деятельности и выступающего основой становления конкретных видов художественного мышления, приобретает большое практическое и теоретическое значение.
Мыслительная деятельность в данном случае выступает как важнейшая предпосылка всякой другой деятельности в качестве теоретической деятельности, опосредствующей деятельность практическую и неразрывно связанную с ней по своему происхождению и способам функционирования. Эволюционируя, мышление порождает различные производные формы интеллектуальной деятельности, как-то процессы восприятия, представления, навыки, которые служат основой формирования развитой структуры интеллекта, способной к решению все более сложных задач.
Эмпирические и теоретические исследования многих выдающихся художников-педагогов могут служить основой для решения проблем методики преподавания рисунка применительно к среднему •
профессиональному образованию. Так Д.Н. Кардовский, Е.А. Кибрик, В.А. Фаворский, П.П. Чистяков, К.Ф. Юон и др. считали основной целью обучения изобразительному искусству развитие профессионального восприятия (аналитического восприятия натурной формы и
последовательного системного рисования).
Творческие проблемы процесса изображения проанализированы в исследованиях В.П. Зинченко, B.C. Кузина, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведева, Е.В. Шорохова и других авторов, что позволило обосновать научно - методические принципы творческого подхода к процессу изображения, раскрыть дидактические и методические условия активизации развития творческих способностей студентов на занятиях по академическому рисунку.
Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос: каким должно быть содержание, методы и формы учебно-творческой деятельности студентов системы СПО на занятиях изобразительного искусства, которые стимулируют формирование их креативного мышления в процессе изучения дисциплины «Стилизация».
Объект исследования - процесс формирования креативного
мышления у студентов системы СПО в процессе изучения дисциплины «Стилизация».
Предмет исследования - методические условия формирования
креативного мышления у студентов системы СПО в процессе изучения дисциплины «Стилизация».
Цель исследования - определить методические условия
формирования креативного мышления у студентов системы СПО в процессе изучения дисциплины «Стилизация».
Гипотеза исследования содержит следующее предположение: процесс формирования креативного мышления у студентов системы СПО в процессе изучения дисциплины «Стилизация» приобретет качественно новое содержание за счет внедрения в образовательный процесс концептуально разработанной и обоснованной модели методической системы.
Для достижения данной цели нами были определены следующие задачи:
1. Раскрыть психолого-педагогические особенности формирования креативного мышления.
2. Выявить возможности образовательного процесса дисциплины «Стилизация» в формировании креативного мышления у студентов системы СПО.
3. Исследовать дидактические возможности занятия по стилизации в формировании креативного мышления у студентов системы СПО.
Методы исследования:
• теоретические - анализ научной литературы по психологопедагогическим, методическим аспектам, касающимся области исследования; анализ документов и литературных источников (программ, концепций);
• эмпирические - опытно-экспериментальная работа, тестирование, анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение, экспертное оценивание, изучение продуктов деятельности.
Теоретические основы исследования составляют:
• современные исследования психологии креативного мышления (В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская.Н.С. Лейтес, Я.А. Пономарев, Л.С. Выготский и др.);
• теоретические исследования по методике обучения стилизованному рисунку (С.Н. Бегидова, И.Я. Билялова, М.А. Карнаев, Т.В. Матвеева, Е.О. Соколова, К.И. Стародуб, Е.А. Хижняк, Л.В. Шокорова и др.).
Практическая значимость работы заключается в том, что материал исследования может быть рекомендован участникам образовательного процесса в системе среднего профессионального образования на занятиях по изобразительному искусству.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, выводов по ним, заключения и списка использованных источников.
Мышление дизайнеров отличается своими специфическими особенностями. В нем особое место занимают представление и воображение, что обогащает целенаправленное восприятие наглядными образами и тем самым стимулирует мотивацию на конкретную деятельность. Имея в своей практике дело с предметами и явлениями, которые необходимо наглядно представлять, а также воображать невидимые ранее комбинации, будущий дизайнер должен постоянно насыщать свой мыслительный процесс наглядными целостными образами.
Креативное мышление дизайнеров формируется практически в любом виде их деятельности, но как полагает ряд исследователей проблемы формирования творчества, именно занятия декоративной живописью обладают безграничным образовательным потенциалом и дидактической ценностью в этом отношении.
Дизайнер работает с образами, взятыми из реальной, объективной действительности и отбирает самые выразительные, характерные свойства и качества натуры, которые в наибольшей степени соответствуют специфическому ассоциативно-образному языку. Необходимо отметить, что при создании декоративной живописной композиции решающее значение приобретает то, насколько креативно художник-дизайнер может переработать окружающую действительность в емкую знаковую систему, отражающую его мысли, идеи, индивидуальные особенности. Данный процесс и называется стилизацией.
Стилизация - это не технический прием, который можно просто применить или не применить к натуре, а процесс осмысления, анализа и изучения натуры. Прежде чем начать рисовать, необходимо в уме сформировать определенное впечатление от натуры, свое отношение к ней, выделить главные характерные черты и второстепенные, т.е. те детали, от которых нужно отказаться.
Так, в процессе создания стилизованного рисунка применяются декоративные условные приемы для выражения характера и пластического образа натуры. Допускается гиперболизация наиболее выразительных особенностей и упразднение некоторых деталей, отвлекающих от главного. В стилизованном рисовании могут применяться определенные подходы к трактовке формы, например, рисование только с использованием геометрических фигур. При этом натура никак не может выглядеть реалистично, что кардинально отличает стилизованный рисунок от академического, однако при помощи простых форм необходимо передать состояние и образ натуры. К другим способам изображения можно отнести такие как рисование только абрисом (контуром), но с изменяемой толщиной; использование только силуэта совсем без деталей и подробностей; наполнение формы несуществующими элементами, когда при помощи различных узоров и орнаментов либо просто декоративных элементов передается характер, содержание и фактура изображаемой натуры.
Стилизация - упрощенный четкий контрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, пятно, линия. Упрощенность, лаконизм - характерная черта стилизованного рисунка. Чтобы стилизировать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета. Ими могут служить характерный объем отображаемого предмета, характерные линии и формы. Когда они найдены, начинается работа над стилизацией предмета. Минимальными графическими средствами из основных характерных черт составляется картинка. При стилизации не передается объемно пространственное построение, конечно, художник должен мастерски владеть рисунком, чтобы иллюзорно передавать его, но здесь действует воображение зрителя, которое само дорисовывает его в воображении. В роли пространства выступает бумага. Художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета, как бы намёком на него - незаконченность и лаконизм при этом служат одними из главных средств выразительности.
Стилизация используется в логотипах, плакатах, орнаментах, шаржах. Мы же в практической части исследования продемонстрировали, как можно использовать стилизацию в экстерьере образовательного учреждения. Нами был разработаны варианты решения территории учебного здания биологического факультета ЕИ КФУ.
В целом, результаты проведенного исследования формирования креативного мышления студентов системы СПО на занятиях дисциплины «Стилизация» свидетельствуют о достижении поставленной в исследовании цели и позволяют сделать следующие основные выводы.
1. В теоретическом анализе изучаемой проблемы:
1) рассмотрена сущность креативного мышления;
2) исследованы психолого-педагогические основы креативного мышления дизайнеров;
3) выявлены педагогические условия формирования креативного мышления студентов системы СПО на занятиях дисциплины «Стилизация»
2. Практическая часть исследования представлена разработанной моделью формирования креативного мышления студентов системы СПО на занятиях дисциплины «Стилизация»
3. Целостно оценивая данные, полученные в ходе исследования, мы полагаем, что они пополняют и систематизируют наши представления о методах формирования креативного мышления студентов системы СПО на занятиях дисциплины «Стилизация». Эти данные и их обобщение могут быть использованы участниками образовательного процесса в процессе занятия творчеством.
1. Александров, В.Н. История русского искусства / В.Н. Александров. - Минск: Харвест, 2004. - 217 с.
2. Андреев, Л.А. Импрессионизм: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.А. Андреев. - М.: Высшая школа, 1998.- 284 с.
3. Бегидова, С.Н. Стилизованное рисование как особый вид художественного творчества / С.Н. Бегидова, П.Г. Василенко // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2016. - № 3(183). - С. 16-21.
4. Бесчастных, Н.П. Живопись: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / Н.П. Бесчастных, В.Я. Кулаков, Н.Н. Стар. - М.: Владос, 2004. - 296 с.
5. Билялова, И.Я. Декоративная стилизация на занятиях по дисциплине «Основы композиции» / И.Я. Билялова // Проблемы инженернопедагогического образования. - 2012. - № 37. - С. 173 - 176.
6. Богоявленская, Д.Б. Исследования творчества и одаренности / Д.Б. Богоявленская. - М.: Мол. Гвардия, 1997. - 434 с.
7. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 319 с.
8. Большой энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1985. - 1598 с.
9. Визер, В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве / В.В. Визер. - СПб.: Питер. 2006. - 192 с.: ил.
10. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.:
Лабиринт, 1998. - 293 с.
11. Голубева, О.Л. Строгановская школа композиции / О.Л. Голубева.- М.: МГХПУ, 2005. - 352 с.
12. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 207 с.
13. Ермолаева - Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: учеб.пос. для вузов / Л.Б. Ермолаева - Томина. - М.: Академический проект, 2003. - 318 с.
14.Заева-Бурдонская, Е.А. Формообразование в дизайне среды. Метод стилизации. (Пропедевтический курс): учебное пособие / Е.А. Заева- Бурдонская, С.В. Курасов. - М.: МГПХУ им. С.Г. Строганова, 2008.236 с.
15. Карнаев, М.А. Декоративная стилизация в живописной подготовке студентов начальных курсов // М.А. Карнаев: автореф. дис. ... канд. пед.наук. : защищена 14.11.2013 : утв.21.03.2014 - Омск: Изд-во ОГПИ, 2-14. - 18 с.
16. Концепция художественного образования в Российской Федерации (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403) - Режим доступа: http://www.gnesin.ru/normativy/concept ofart education.html. свободный.
17. Коротеева, Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты / Е.И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2008. - 276 с.
18. Кравченко, К.А. Основные принципиальные моменты графического
образования студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство» / К.А. Кравченко // Вестник Новосибирского областного колледжа культуры и искусств: Научно-методический,
информационный журнал. - Новосибирск: Изд-во НОККиИ, 2008. - С. 16-19.
19. Кравченко, К.А. Педагогические условия активизации творческой деятельности студентов на занятиях по живописи / О.В. Шаляпин, К.А. Кравченко // Искусство и образование: опыт и взаимодействие: Сборник научно-методических статей / Сост. и отв. ред. Г.П. Сергеева. - М.: ГОУ Педагогическая Академия, 2009 - С. 122 - 129.
20. Кузин, В.А. Психология живописи: учебное пособие для ВУЗов / В.А. Кузин. - М.: Оникс. XXI век, 2005. - 284 с.
21. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. - Воронеж: МОДЭК, 1997. - 207 с.
22. Логвиненко, Г. Декоративная композиция: учебное пособие для студ. вузов / Г. Логвиненко. - М.: Владос, 2012. - 144 с.
23. Матвеева, Т.В. Стилизация как прием художественного образного мышления будущих дизайнеров / Т.В. Матвеева // Успехи современного естествознания. - 2004. - № 8. - С. 88 - 92 URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13292 (дата обращения: 04.06.2017).
24. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Просвещение, 2001. - 183 с.
25. Неменский, Б.М. Познание искусством / Б.М. Неменский. - М.: УРАО, 2000. - 259 с.
26. Неменский, Б.М. Приглашение к диалогу / Б.М. Неменский. - М.: МИОО, 2003. - 118 с.
27. Останина, С. А. Творческий стиль художественно-эстетической деятельности: сущность и структура / С.А. Останина // Молодой ученый - 2012. - №2. - С. 283-286.
28. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 1976. - 256 с.
29. Приемы стилизации в произведениях художников - Режим доступа: http://www.gnesin.ru/normativy/concept ofart education.html, свободный.
30. Соколова, Е.О. Стилизация как средство создания художественного образа в процессе натурного и декоративного рисования // Е.О. Соколова: автореф. дис. ... канд. пед.наук. : защищена 25.03.2015 : утв.02.06.2015 - М.: Изд-во МГГУ им. М.А.Шолохова. - 18 с.
31. Сокольникова, Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.М. Сокольникова. - М.: Академия, 2012. - 368 с.
32. Сотников. Б.Е. Объемно-пространственная композиция: учеб.пособие / Б.Е. Сотников. - Ульяновск: УГТУ, 2009. - 68 с.
33. Стародуб, К.И. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному / К.И. Стародуб, Н.Л. Евдокимова. - Р/нД.: Феникс, 2011. - 192 с.
34. Столяров, Д.Ю. Культурология: учебное пособие / Д.Ю. Столяров, В.В. Кортунов В.В. - М.: Норма - Инфра, 2012. - 327 с.
35. Урусова, М.Ю. Развитие художественно-творческого мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях декоративно-прикладным искусством // М.Ю. Урусова: автореф. дис. ... канд. пед.наук. : защищена 20.09.2010 : утв.22.01.2011 - М.: Изд-во МПГУ. - 18 с.
36. Устин, В.Б. Учебник дизайна. Композиция, методика, практика / В.Б. Устин. - М.: АСТ, Астрель, 2009. - 254 с.
37. Федеральный компонент государственного стандарта среднего специального образования // Сборник нормативных документов. - М.: Дрофа, 2004.
38. Хижняк, Е.А. Проблема постижения условности и стилизации в живописи в процессе ее освоения студентами декоративно-прикладного искусств / Е.А. Хижняк // Материалы международной науч.- прак. конф. 10-12 октября 2015. - М.: Изд-во МГПУ, 2015. - 351 с.
39. Чуйкина, Е. В. Развитие креативности у студентов колледжа / Е.В. Чуйкина // Молодой ученый. - 2016. - №7.6. - С. 257 - 259.
40. Шашков, Ю.П. Живопись и ее средства: учебное пособие для вузов / Ю.П. Шашков. - М.: Академический проект Трикста, 2006.- 128 с.
41. Шокорова, Л.В.Декоративная композиция как средство развития креативного мышления дизайнера / Л.В. Шокорова, Н.Е. Киселева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - № 9-2(47). - С. 203-205.
42. Шокорова, Л.В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве: учебное пособие / Л.В. Шокорова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016. - 118 с.: ил.
43. Шумилин, А.Г. Проблемы теории творчества / А.Г. Шумилин. - М.: Высшая школа, 1989. - 473 с.
44. Штаничева, Н.С. Живопись: учебное пособие для студ. высш учебных заведений / Н.С. Штаничева, В.И. Денисенко. - М.: Академический проект, 2009. - 304 с.
45.Элам, К. Геометрия дизайна. Пропорция и композиция / К. Элам. - СПб.: Питер. 2011. - 112 с.
46. Ягупова, Т.А. Влияние стилизации на развитие творческих способностей студентов художественно-графических факультетов / Т.А. Якупова // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2010. - № 3-2. - С 367 - 372.
47. Яковлева, Н.А. Анализ и интерпретация произведения искусства. Художественное сотворчество: учеб. пособие / Н.Я. Яковлева. - М: Высшая школа, 2005. - 551 с.