Введение 3
Глава I. Общая характеристика мышления
1.1 Подходы к проблеме развития мышления в философско-психологических взглядах зарубежных и отечественных учёных 6
1.2. Мышление как познавательный психический процесс 10
1.3. Анализ процесса мышления 15
1.4. Основные виды и формы мышления 25
1.5. Пути и средства развития понятийного мышления младшего
школьника 32
Выводы по I главе 49
Глава II. Экспериментальное исследование развития мышления младших школьников
2.1. Методы диагностики мышления у младших школьников 50
2.2. Выявление индивидуальных особенностей развития мышления с
помощью диагностических методик 54
Выводы по II главе 63
Заключение 64
Список литературы Приложение
Мышление является формой человеческого познания. Под мышлением понимается "процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях".
Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Так, психолог А.А. Смирнов отмечал, что мышление младшего школьника - это "обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира".
В педагогической психологии обоснован факт детерминирующего влияния обучения на процесс психического развития учащегося, в ходе которого существенные, содержательные и динамические изменения претерпевает мышление учащихся. Основная нагрузка в процессе обучения приходится на интеллектуальную сферу, поэтому следует акцентировать внимание на анализе становления и развития умственных способностей учащихся, которые необходимы для успешного обучения.
Различные аспекты развития мышления освещались в научных трудах как зарубежных (Дж.Брунер, М.Вертгеймер, У.Джемс, О.Зельц, Ж.Пиаже и др.), так и отечественных психологов (А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, ПЛ.Гальперин, В.В.Давыдов, З.И.Калмыкова, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина, О.К.Тихомиров и др.).
Психологические исследования показывают, что в младшем школьном возрасте для совершенствования психики ребёнка главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Причём мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.
Понятийное мышление играет основополагающую роль в решении интеллектуальных задач в учебном процессе, оно оказывается основной психологической характеристикой, наличие которой обеспечивает возможность успешного обучения. Как отмечают большинство отечественных психологов, (Л.С.Выготский, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, Р.С.Немов, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, Л.Д.Столяренко, О.К.Тихомиров, Н.И.Чуприкова и др.)., именно в начальной школе происходит формирование основ понятийного мышления, складывается система научных понятий, выступающие в качестве базы для развития интеллектуальной сферы личности. Таким образом, тема развития понятийного мышления младшего школьника, может быть определена как важная и актуальная в педагогической психологии и психологии обучения.
Проводя исследование, была выдвинута гипотеза: в младшем
школьном возрасте в процессе обучения происходит интенсивное развитие понятийного мышления, Установлено, что процесс обучения оказывает активное влияние на развитие понятийного мышления.
В нашем исследовании речь пойдёт о диагностике мышления младших школьников.
Цель данного исследования: исследование развития понятийного мышления детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования выступили методики для изучения различных форм мышления младшего школьника.
Предметом исследования является уровень мышления детей младшего школьного возраста.
Для реализации цели нами были поставлены задачи:
1) формирование теоретико-методической базы исследования;
2) изучение понятийного аппарата по данной теме;
3) диагностика мышления детей младшего школьного возраста;
4) сравнительный анализ изменения развития уровня мышления в процессе обучения.
Теоретическая значимость работы определяется, ее вкладом в решение актуальных проблем, связанных с анализом влияния обучения на развитие понятийного мышления. Ценным в теоретическом отношении является выявление подходов к проблеме развития мышления, основных видов и форм мышления.
Практическая значимость работы связано с тем, что исследование материала с использованием диагностических методик дает возможность более адекватно отразить особенности развития понятийного мышления детей младшего школьного возраста. Также заключается в возможности использования полученных результатов в практике преподавания в начальных классах.
Методы исследования: изучение психологической, педагогической и методической литературы, тестирование, сравнение.
Структура и объём работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Из курса дидактики известно, что деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Репродуктивная деятельность сводится к воспроизведению воспринимаемой информации. Лишь продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит своё выражение в таких мыслительных операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация и обобщение. Эти мыслительные операции в психологопедагогической литературе принято называть логическими приёмами умственных действий.
Включение этих операций в процесс усвоения обучения обеспечивает реализацию продуктивной деятельности, которая оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций.
Прежде всего, на уроках у ребенка развиваются способности к анализу и синтезу. Острота аналитического ума позволяет разобраться в сложных вопросах. Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладевать длинной цепью умозаключений, открывать связи между единичными факторами и общими закономерностями.
В рамках исследования понятийного мышления у младших школьников был проведен анализ психолого-педагогической литературы, рассмотрены вопросы развития форм мышления. В рамках проведения диагностики были подобраны и изучены методы диагностики мышления применительно к младшему школьному возрасту.
Исследование развития особенностей мышления младших школьников при помощи диагностических методик доказало нашу гипотезу о том, что в младшем школьном возрасте в процессе обучения происходит интенсивное развитие понятийного мышления и процесс обучения оказывает на это активное влияние.
Все поставленные нами задачи исследования решены.
1. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. - С.-П.: Изд-во Питер, 2000. - С. 309 - 372.
2. Выготский, Л. С. , Психология развития человека. - М.: Изд-во ЭКСМО -Смысл, 2003. - С.775 - 952.
3. Холодная М.А., Психология интеллекта. - М.: Изд-во Питер, 2002. - С. 52 - 55.
4. Лушпаева И.И., Психологические особенности динамических характеристик понятийного мышления студентов.// Диссертация., 2006.
5. Величко Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982. С.
6. Лей Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей!! Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987.
7. Леонтьев А.Н. Избр. Психологические Произведения: В 2 т. М.: Педагогика.
8. Пушкин В.Н. Эвристическая деятельность человека и проблемы современной науки // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. С. 201—217.
9. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ 1981.
10. Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности //Вопросы психологии. - 1988. -№5. -С.108-116.
11. Шагараева, О. А. Возрастная психология / О. А. Шагараева. - М.: Институт Г уманитарных наук, 2001.
12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М. Педагогика, 1989.
13. Акимова М.К., Диагностика умственного развития детей. М.: Питер, 2006, С. 46 - 73.
14. Брунер Дж. Психология познания.- М.: Прогресс, 1977.- 416 с.
15. Брушлинский А.В. Исследование направленности мыслительного процесса: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 1964.- 27 с.
16. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике.- Киев: Наукова думка, 1989.- 528 с.
17. Валлон А. От действия к мысли.- М., 1956.- 238 с.
18. Выготский Л.С. Мышление и речь.-М.: Соцэкгиз, 1934.-368 с.
19. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- 361 с.
20. Выготский Л.С. Проблема эмоций // Вопросы психологии.- 1960.- №3.- С. 22-31
21. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Под ред. А.В. Запорожца и др.- М.: Педагогика, 1982. Т.4.- 415 с.
22. Г альперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии.- 1966.- №4.- С.128-136.
23 Г альперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1- М., 1959. - С.441-470.
24. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской.- М., 1978.- С. 7-31.
25. Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста.- М.- Л., 1948.- С.81-91.
26. Зейгарник Б.В. Мотивы мышления // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. - М., 1979.- 168 с.
27. Истомина З.М. Развитие произвольной памяти у детей в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.- Л., 1948.- С. 65-81.
28. Костикова М.И. Анализ условий преодоления детьми затруднений при выполнении заданий как один из методов определения готовности к школьному обучению.- М., 1987.- 226 с.
29. Липкина А.И. К вопросу об исследовании качеств ума как личностных параметров умственной деятельности // Третий Всесоюзный съезд общества психологов СССР: Тезисы докладов на 3 съезде общества психологов. Т 1.- М., 1968.
30. Липкина А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблемы диагностики умственного развития учащихся.- М., 1975.
31. Минская Г.И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис.- М., 1954.- 22 с.
32. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция.- М.: Академический Проект, 2001.- 192 с.
33. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е. М. Борисовой.- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.- 368 с.
34. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.- М.: Изд-во АПН СССР, 1957.-142 с.
35. Славская К.А. Мысль в действии.- М.: Политиздат, 1968.- 176 с.
36. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. - М.: МГУ, 1969.- 304 с.
37. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей.- М., 1981.- 328 с.