ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретическое исследование психологических факторов профессиональной
пригодности следователя 8
1.1 Понятие профессиональной пригодности в научно-теоретических
исследованиях 8
1.2 Особенности профессиональной деятельности следователя 14
1.3 Факторы профессиональной пригодности следователя 21
Вывод по главе 1 30
2. Эмпирическое исследование психологических факторов профессиональной
пригодности следователя
321
2.1 Организация исследования 321
2.2 Результаты исследования 354
2.3 Анализ психологических факторов профессиональной пригодности
следователя 45
4
Вывод по главе 2 532
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 565
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 587
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Теоретическое исследование психологических факторов профессиональной
пригодности следователя 8
1.1 Понятие профессиональной пригодности в научно-теоретических
исследованиях 8
1.2 Особенности профессиональной деятельности следователя 14
1.3 Факторы профессиональной пригодности следователя 21
Вывод по главе 1 30
2. Эмпирическое исследование психологических факторов профессиональной
пригодности следователя
321
2.1 Организация исследования 321
2.2 Результаты исследования 354
2.3 Анализ психологических факторов профессиональной пригодности
следователя 45
4
Вывод по главе 2 532
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 565
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 587
ПРИЛОЖЕНИЕ
Профессия — это сформировавшаяся на основе разделения труда ограниченная сфера трудовой деятельности, в которой человек, выполняющий необходимые для общества функции, реализует присущие ему возможности, получая в соответствии с количеством и качеством своего труда заработную плату.
Каждый человек, как правило, может овладеть почти любой профессией, но характеристика личности специалиста при этом может быть различной: различны мотивы деятельности людей одной профессии, разное время было ими затрачено на овладение профессией, разных результатов достигают они при выполнении профессиональной деятельности, разные свойства личности проявляются в коллективном труде. Все это позволяет говорить о профессиональной пригодности личности. При этом имеется в виду вся совокупность качеств личности, обусловливающих успешность подготовки к профессиональной деятельности и ее выполнение [25].
Современные условия профессиональной деятельности следователя органов внутренних дел Российской Федерации предъявляют к нему высокие требования. Следователю нужно многое знать и уметь. Он должен знать требования уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, уметь работать с документами, иметь сформированные навыки работы с компьютером, обладать развитым логическим мышлением и многое другое. Но и этого недостаточно. Успех работы следователя зависит не только от профессиональных знании, умений и навыков, но и от его личностных качеств, от умения общаться, устанавливать доверительные, психологически комфортные отношения, от способности контролировать собственные эмоции, разрешать конфликты, являясь руководителем следственно-оперативной группы, организовывать эффективную работу сотрудников полиции на месте происшествия. Чтобы эффективно выполнять
свою деятельность, современный следователь должен обладать целым рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии.
Профессиональная деятельность следователя помимо высоких специальных квалификационных знаний и умений требует наличия психологических знаний, обеспечивающих высокую культуру профессионального взаимодействия и психологического воздействия на людей, с которыми ему как следователю приходится контактировать в процессе производства следственных действий.
В обязанности следователя входит планирование и организация расследования уголовного дела, общее руководство деятельностью, направленной на раскрытие конкретного преступления, осуществляемой закрепленными за расследованием сотрудниками: участковым
уполномоченным полиции, оперуполномоченным уголовного розыска, инспектором по делам несовершеннолетних и др.
Анализ психологической литературы по проблеме позволяет сделать вывод о том, что влияние профессиональной пригодности следователя на его деятельность в ходе расследования уголовных дел в основном рассматривается с точки зрения соблюдения технологии проведения следственных действий. Однако особенности профессиональной пригодности следователя при производстве следственных действий и организации деятельности сотрудников полиции по раскрытию конкретного преступления изучена недостаточно.
Для успешности профессиональной деятельности следователю помимо фундаментальных знаний законодательства требуются знания в области психологии личности, поскольку одной из ее задач является выявление рационального соотношения между личностью и требованиями, которые ей предъявляются соответствующей профессией.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования психодиагностического комплекса мероприятий, опираясь на который, можно было бы, учитывая индивидуально — психологические особенности личности следователя, оказывать ему психологическую помощь
при осуществлении своих служебных обязанностей.
Отдельные психологические аспекты профессиональной деятельности следователей как юристов нашли отражение в работах многих исследователей в области юридической психологии (Кони А.Ф., Кертэс И., Дулов А.В., Ратинов А.Р., Порубов Н.И., Филонов Л.Б., Хайдуков Н.П., Сорокотягин И.Н., Котов, Д.П., Мицкевич В.В., Васильев В.Л., Чуфаровский Ю.В., Шиханцов Г.Г., Романов В.В., Еникеев М.И., Столяренко А.М., Курбатова Т.Н. и др.).
В основном исследовались вопросы психологической подготовки и планирования допроса, применения тактических приёмов к допрашиваемому, психологии межличностных отношений юристов, психологическое воздействие на допрашиваемого для преодоления его негативной психологической установки в отношении следователя.
Таким образом, развитие научных знаний о профессиональной пригодности следователя, а также потребность практики в рекомендациях по оптимизации его деятельности с целью повышения эффективности борьбы с преступностью в современных условиях определяют актуальность и выбор темы данного исследования. Проблема исследования состоит в необходимости уточнения и оценки психологических факторов профессиональной пригодности следователя.
Цель - теоретически обосновать и эмпирически определить психологические факторы профессиональной пригодности следователя.
Объект исследования - профессиональная пригодности.
Предмет исследования - психологические факторы профессиональной пригодности следователя.
Задачи исследования:
- теоретически обосновать изучение факторов профессиональной пригодности;
- выделить факторы профессиональной пригодности следователя;
- организовать и провести эмпирическое исследование психологических факторов профессиональной пригодности следователя;
- проанализировать психологические факторы профессиональной пригодности следователя.
Гипотеза исследования:
- факторы профессиональной пригодности следователя определяются спецификой профессиональной деятельности и являются эмоционально-волевыми, коммуникативными и организаторскими свойствами личности.
Методологической основой исследования выступили принципы детерминизма, развития, единства человека и окружающего мира, а также общепсихологическая теория деятельности и личности, сформулированные в трудах С.Л. Рубинштейна, Б.Ф. Ломова, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева и развивающиеся в работах их учеников и последователей; положения об индивидуально-психологических особенностях личности В.С. Мерлина, а также концепции развития субъекта труда и образа мира профессионала, изложенные в работах Е.А. Климова, Ю.К. Стрелкова; труды таких известных теоретиков и практиков, как В.А.Бодров, Б.Г.Ананьев, Е.А.Климов, В.М.Маслова, М.Армстронг, А.К.Маркова и Л.Мовченюк.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и
математический анализ.
Методики исследования:
Для определения организаторских и коммуникативных качеств следователей используем экспресс-оценку управленческого потенциала личности.
В целях диагностики личностных особенностей, социальной зрелости следователей используем «16-факторный опросник Кеттела» (форма С).
Для определения эмоционально-волевых качеств следователей в условиях профессиональной деятельности нами была использована методика "Стиль саморегуляции поведения" (ССПМ).
Для выявления уровня эмоционального выгорания как показателя профессиональной непригодности следователей была использована методика «Исследование эмоционального выгорания» В.В. Бойко.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Каждый человек, как правило, может овладеть почти любой профессией, но характеристика личности специалиста при этом может быть различной: различны мотивы деятельности людей одной профессии, разное время было ими затрачено на овладение профессией, разных результатов достигают они при выполнении профессиональной деятельности, разные свойства личности проявляются в коллективном труде. Все это позволяет говорить о профессиональной пригодности личности. При этом имеется в виду вся совокупность качеств личности, обусловливающих успешность подготовки к профессиональной деятельности и ее выполнение [25].
Современные условия профессиональной деятельности следователя органов внутренних дел Российской Федерации предъявляют к нему высокие требования. Следователю нужно многое знать и уметь. Он должен знать требования уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, уметь работать с документами, иметь сформированные навыки работы с компьютером, обладать развитым логическим мышлением и многое другое. Но и этого недостаточно. Успех работы следователя зависит не только от профессиональных знании, умений и навыков, но и от его личностных качеств, от умения общаться, устанавливать доверительные, психологически комфортные отношения, от способности контролировать собственные эмоции, разрешать конфликты, являясь руководителем следственно-оперативной группы, организовывать эффективную работу сотрудников полиции на месте происшествия. Чтобы эффективно выполнять
свою деятельность, современный следователь должен обладать целым рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии.
Профессиональная деятельность следователя помимо высоких специальных квалификационных знаний и умений требует наличия психологических знаний, обеспечивающих высокую культуру профессионального взаимодействия и психологического воздействия на людей, с которыми ему как следователю приходится контактировать в процессе производства следственных действий.
В обязанности следователя входит планирование и организация расследования уголовного дела, общее руководство деятельностью, направленной на раскрытие конкретного преступления, осуществляемой закрепленными за расследованием сотрудниками: участковым
уполномоченным полиции, оперуполномоченным уголовного розыска, инспектором по делам несовершеннолетних и др.
Анализ психологической литературы по проблеме позволяет сделать вывод о том, что влияние профессиональной пригодности следователя на его деятельность в ходе расследования уголовных дел в основном рассматривается с точки зрения соблюдения технологии проведения следственных действий. Однако особенности профессиональной пригодности следователя при производстве следственных действий и организации деятельности сотрудников полиции по раскрытию конкретного преступления изучена недостаточно.
Для успешности профессиональной деятельности следователю помимо фундаментальных знаний законодательства требуются знания в области психологии личности, поскольку одной из ее задач является выявление рационального соотношения между личностью и требованиями, которые ей предъявляются соответствующей профессией.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования психодиагностического комплекса мероприятий, опираясь на который, можно было бы, учитывая индивидуально — психологические особенности личности следователя, оказывать ему психологическую помощь
при осуществлении своих служебных обязанностей.
Отдельные психологические аспекты профессиональной деятельности следователей как юристов нашли отражение в работах многих исследователей в области юридической психологии (Кони А.Ф., Кертэс И., Дулов А.В., Ратинов А.Р., Порубов Н.И., Филонов Л.Б., Хайдуков Н.П., Сорокотягин И.Н., Котов, Д.П., Мицкевич В.В., Васильев В.Л., Чуфаровский Ю.В., Шиханцов Г.Г., Романов В.В., Еникеев М.И., Столяренко А.М., Курбатова Т.Н. и др.).
В основном исследовались вопросы психологической подготовки и планирования допроса, применения тактических приёмов к допрашиваемому, психологии межличностных отношений юристов, психологическое воздействие на допрашиваемого для преодоления его негативной психологической установки в отношении следователя.
Таким образом, развитие научных знаний о профессиональной пригодности следователя, а также потребность практики в рекомендациях по оптимизации его деятельности с целью повышения эффективности борьбы с преступностью в современных условиях определяют актуальность и выбор темы данного исследования. Проблема исследования состоит в необходимости уточнения и оценки психологических факторов профессиональной пригодности следователя.
Цель - теоретически обосновать и эмпирически определить психологические факторы профессиональной пригодности следователя.
Объект исследования - профессиональная пригодности.
Предмет исследования - психологические факторы профессиональной пригодности следователя.
Задачи исследования:
- теоретически обосновать изучение факторов профессиональной пригодности;
- выделить факторы профессиональной пригодности следователя;
- организовать и провести эмпирическое исследование психологических факторов профессиональной пригодности следователя;
- проанализировать психологические факторы профессиональной пригодности следователя.
Гипотеза исследования:
- факторы профессиональной пригодности следователя определяются спецификой профессиональной деятельности и являются эмоционально-волевыми, коммуникативными и организаторскими свойствами личности.
Методологической основой исследования выступили принципы детерминизма, развития, единства человека и окружающего мира, а также общепсихологическая теория деятельности и личности, сформулированные в трудах С.Л. Рубинштейна, Б.Ф. Ломова, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева и развивающиеся в работах их учеников и последователей; положения об индивидуально-психологических особенностях личности В.С. Мерлина, а также концепции развития субъекта труда и образа мира профессионала, изложенные в работах Е.А. Климова, Ю.К. Стрелкова; труды таких известных теоретиков и практиков, как В.А.Бодров, Б.Г.Ананьев, Е.А.Климов, В.М.Маслова, М.Армстронг, А.К.Маркова и Л.Мовченюк.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и
математический анализ.
Методики исследования:
Для определения организаторских и коммуникативных качеств следователей используем экспресс-оценку управленческого потенциала личности.
В целях диагностики личностных особенностей, социальной зрелости следователей используем «16-факторный опросник Кеттела» (форма С).
Для определения эмоционально-волевых качеств следователей в условиях профессиональной деятельности нами была использована методика "Стиль саморегуляции поведения" (ССПМ).
Для выявления уровня эмоционального выгорания как показателя профессиональной непригодности следователей была использована методика «Исследование эмоционального выгорания» В.В. Бойко.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Проведенное исследование показало, что оценка профессиональной пригодности - крайне необходимая система для каждой организации, работающей в современном мире.
Оценка профессиональной пригодности следователей - это система, позволяющая выявлять и измерять сильные и слабые стороны работников, их компетенции, результаты и потенциал, которые влияют на то, как успешно этот человек пройдет обучение профессии, и на то, как эффективно он будет ее выполнять.
Любая оценка следователей проводится на основании каких-либо норм. Когда мы говорим об оценке именно профессиональной пригодности следователя, нормами являются модель деятельности специалиста, профессиограмма и должностная инструкция.
Следователь является тем лицом, которое должно иметь необходимые знания (иметь квалификацию юриста) и профессиональный опыт. Это обусловлено сложностью и многогранностью выполняемой им деятельности.
Процессуальное положение следователя, его социально-ролевая функция предусматривают необходимость соответствия его личности определенным психологическим факторам профессиональной пригодности (организаторские способности, самоорганизация, гибкости мышления, самостоятельность, наблюдательность, ответственность, аккуратность, пунктуальность, тактичность, эмоциональная устойчивость и др.) В психологии производились попытки создать профессиограмму следователя. Следует отметить, что экстремальность условий работы следователя определила высокую степень значимости его интеллектуальных, волевых и коммуникативных особенностей.
В ходе эмпирического исследования установлены факторные особенности профессиональной пригодности следователей.
В ходе исследования было установлено, что:
- факторы профессиональной пригодности следователя взаимосвязаны со
спецификой профессиональной деятельности;
- факторы профессиональной пригодности следователя носят как отрицательный так и, возможно, положительный характер.
Данный вывод подтверждает гипотезу исследования.
Оценка профессиональной пригодности следователей - это система, позволяющая выявлять и измерять сильные и слабые стороны работников, их компетенции, результаты и потенциал, которые влияют на то, как успешно этот человек пройдет обучение профессии, и на то, как эффективно он будет ее выполнять.
Любая оценка следователей проводится на основании каких-либо норм. Когда мы говорим об оценке именно профессиональной пригодности следователя, нормами являются модель деятельности специалиста, профессиограмма и должностная инструкция.
Следователь является тем лицом, которое должно иметь необходимые знания (иметь квалификацию юриста) и профессиональный опыт. Это обусловлено сложностью и многогранностью выполняемой им деятельности.
Процессуальное положение следователя, его социально-ролевая функция предусматривают необходимость соответствия его личности определенным психологическим факторам профессиональной пригодности (организаторские способности, самоорганизация, гибкости мышления, самостоятельность, наблюдательность, ответственность, аккуратность, пунктуальность, тактичность, эмоциональная устойчивость и др.) В психологии производились попытки создать профессиограмму следователя. Следует отметить, что экстремальность условий работы следователя определила высокую степень значимости его интеллектуальных, волевых и коммуникативных особенностей.
В ходе эмпирического исследования установлены факторные особенности профессиональной пригодности следователей.
В ходе исследования было установлено, что:
- факторы профессиональной пригодности следователя взаимосвязаны со
спецификой профессиональной деятельности;
- факторы профессиональной пригодности следователя носят как отрицательный так и, возможно, положительный характер.
Данный вывод подтверждает гипотезу исследования.
Подобные работы
- ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА КАНДИДАТОВ НА УЧЕБУ И СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2006 - Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Криминалистическое исследование следов пальцев рук и их
значение в следственной практике
Дипломные работы, ВКР, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Особенности профессионально важных качеств адвокатов как кандидатов на должность судьи
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Психодинамика личности в экстремальных условиях жизнедеятельности (19-00.06.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Судебная баллистика и её роль в расследовании уголовных преступлений.
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017



