ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретическое исследование психологических факторов профессиональной
пригодности следователя 8
1.1 Понятие профессиональной пригодности в научно-теоретических
исследованиях 8
1.2 Особенности профессиональной деятельности следователя 14
1.3 Факторы профессиональной пригодности следователя 21
Вывод по главе 1 30
2. Эмпирическое исследование психологических факторов профессиональной
пригодности следователя
321
2.1 Организация исследования 321
2.2 Результаты исследования 354
2.3 Анализ психологических факторов профессиональной пригодности
следователя 45
4
Вывод по главе 2 532
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 565
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 587
ПРИЛОЖЕНИЕ
Профессия — это сформировавшаяся на основе разделения труда ограниченная сфера трудовой деятельности, в которой человек, выполняющий необходимые для общества функции, реализует присущие ему возможности, получая в соответствии с количеством и качеством своего труда заработную плату.
Каждый человек, как правило, может овладеть почти любой профессией, но характеристика личности специалиста при этом может быть различной: различны мотивы деятельности людей одной профессии, разное время было ими затрачено на овладение профессией, разных результатов достигают они при выполнении профессиональной деятельности, разные свойства личности проявляются в коллективном труде. Все это позволяет говорить о профессиональной пригодности личности. При этом имеется в виду вся совокупность качеств личности, обусловливающих успешность подготовки к профессиональной деятельности и ее выполнение [25].
Современные условия профессиональной деятельности следователя органов внутренних дел Российской Федерации предъявляют к нему высокие требования. Следователю нужно многое знать и уметь. Он должен знать требования уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, уметь работать с документами, иметь сформированные навыки работы с компьютером, обладать развитым логическим мышлением и многое другое. Но и этого недостаточно. Успех работы следователя зависит не только от профессиональных знании, умений и навыков, но и от его личностных качеств, от умения общаться, устанавливать доверительные, психологически комфортные отношения, от способности контролировать собственные эмоции, разрешать конфликты, являясь руководителем следственно-оперативной группы, организовывать эффективную работу сотрудников полиции на месте происшествия. Чтобы эффективно выполнять
свою деятельность, современный следователь должен обладать целым рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии.
Профессиональная деятельность следователя помимо высоких специальных квалификационных знаний и умений требует наличия психологических знаний, обеспечивающих высокую культуру профессионального взаимодействия и психологического воздействия на людей, с которыми ему как следователю приходится контактировать в процессе производства следственных действий.
В обязанности следователя входит планирование и организация расследования уголовного дела, общее руководство деятельностью, направленной на раскрытие конкретного преступления, осуществляемой закрепленными за расследованием сотрудниками: участковым
уполномоченным полиции, оперуполномоченным уголовного розыска, инспектором по делам несовершеннолетних и др.
Анализ психологической литературы по проблеме позволяет сделать вывод о том, что влияние профессиональной пригодности следователя на его деятельность в ходе расследования уголовных дел в основном рассматривается с точки зрения соблюдения технологии проведения следственных действий. Однако особенности профессиональной пригодности следователя при производстве следственных действий и организации деятельности сотрудников полиции по раскрытию конкретного преступления изучена недостаточно.
Для успешности профессиональной деятельности следователю помимо фундаментальных знаний законодательства требуются знания в области психологии личности, поскольку одной из ее задач является выявление рационального соотношения между личностью и требованиями, которые ей предъявляются соответствующей профессией.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования психодиагностического комплекса мероприятий, опираясь на который, можно было бы, учитывая индивидуально — психологические особенности личности следователя, оказывать ему психологическую помощь
при осуществлении своих служебных обязанностей.
Отдельные психологические аспекты профессиональной деятельности следователей как юристов нашли отражение в работах многих исследователей в области юридической психологии (Кони А.Ф., Кертэс И., Дулов А.В., Ратинов А.Р., Порубов Н.И., Филонов Л.Б., Хайдуков Н.П., Сорокотягин И.Н., Котов, Д.П., Мицкевич В.В., Васильев В.Л., Чуфаровский Ю.В., Шиханцов Г.Г., Романов В.В., Еникеев М.И., Столяренко А.М., Курбатова Т.Н. и др.).
В основном исследовались вопросы психологической подготовки и планирования допроса, применения тактических приёмов к допрашиваемому, психологии межличностных отношений юристов, психологическое воздействие на допрашиваемого для преодоления его негативной психологической установки в отношении следователя.
Таким образом, развитие научных знаний о профессиональной пригодности следователя, а также потребность практики в рекомендациях по оптимизации его деятельности с целью повышения эффективности борьбы с преступностью в современных условиях определяют актуальность и выбор темы данного исследования. Проблема исследования состоит в необходимости уточнения и оценки психологических факторов профессиональной пригодности следователя.
Цель - теоретически обосновать и эмпирически определить психологические факторы профессиональной пригодности следователя.
Объект исследования - профессиональная пригодности.
Предмет исследования - психологические факторы профессиональной пригодности следователя.
Задачи исследования:
- теоретически обосновать изучение факторов профессиональной пригодности;
- выделить факторы профессиональной пригодности следователя;
- организовать и провести эмпирическое исследование психологических факторов профессиональной пригодности следователя;
- проанализировать психологические факторы профессиональной пригодности следователя.
Гипотеза исследования:
- факторы профессиональной пригодности следователя определяются спецификой профессиональной деятельности и являются эмоционально-волевыми, коммуникативными и организаторскими свойствами личности.
Методологической основой исследования выступили принципы детерминизма, развития, единства человека и окружающего мира, а также общепсихологическая теория деятельности и личности, сформулированные в трудах С.Л. Рубинштейна, Б.Ф. Ломова, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева и развивающиеся в работах их учеников и последователей; положения об индивидуально-психологических особенностях личности В.С. Мерлина, а также концепции развития субъекта труда и образа мира профессионала, изложенные в работах Е.А. Климова, Ю.К. Стрелкова; труды таких известных теоретиков и практиков, как В.А.Бодров, Б.Г.Ананьев, Е.А.Климов, В.М.Маслова, М.Армстронг, А.К.Маркова и Л.Мовченюк.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и
математический анализ.
Методики исследования:
Для определения организаторских и коммуникативных качеств следователей используем экспресс-оценку управленческого потенциала личности.
В целях диагностики личностных особенностей, социальной зрелости следователей используем «16-факторный опросник Кеттела» (форма С).
Для определения эмоционально-волевых качеств следователей в условиях профессиональной деятельности нами была использована методика "Стиль саморегуляции поведения" (ССПМ).
Для выявления уровня эмоционального выгорания как показателя профессиональной непригодности следователей была использована методика «Исследование эмоционального выгорания» В.В. Бойко.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Проведенное исследование показало, что оценка профессиональной пригодности - крайне необходимая система для каждой организации, работающей в современном мире.
Оценка профессиональной пригодности следователей - это система, позволяющая выявлять и измерять сильные и слабые стороны работников, их компетенции, результаты и потенциал, которые влияют на то, как успешно этот человек пройдет обучение профессии, и на то, как эффективно он будет ее выполнять.
Любая оценка следователей проводится на основании каких-либо норм. Когда мы говорим об оценке именно профессиональной пригодности следователя, нормами являются модель деятельности специалиста, профессиограмма и должностная инструкция.
Следователь является тем лицом, которое должно иметь необходимые знания (иметь квалификацию юриста) и профессиональный опыт. Это обусловлено сложностью и многогранностью выполняемой им деятельности.
Процессуальное положение следователя, его социально-ролевая функция предусматривают необходимость соответствия его личности определенным психологическим факторам профессиональной пригодности (организаторские способности, самоорганизация, гибкости мышления, самостоятельность, наблюдательность, ответственность, аккуратность, пунктуальность, тактичность, эмоциональная устойчивость и др.) В психологии производились попытки создать профессиограмму следователя. Следует отметить, что экстремальность условий работы следователя определила высокую степень значимости его интеллектуальных, волевых и коммуникативных особенностей.
В ходе эмпирического исследования установлены факторные особенности профессиональной пригодности следователей.
В ходе исследования было установлено, что:
- факторы профессиональной пригодности следователя взаимосвязаны со
спецификой профессиональной деятельности;
- факторы профессиональной пригодности следователя носят как отрицательный так и, возможно, положительный характер.
Данный вывод подтверждает гипотезу исследования.
1. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности. Проблема способностей / Под ред. В.Н.Мясищева. М.: АПН РСФСР, 1962.
2. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. М., 2006. -321 с.
3. Армстронг М., Практика управление человеческими ресурсами. 8-еизд. / Пер. с англ. под ред. С.К.Мордовина. - Спб.: Питер, 2008. - 832 с.: ил. - (Серия «Классика МВА»).
4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 2007
5. Баранов П.П., В.И. Курбатов. Юридическая психология. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2007.
6. Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и раскрывание
преступлений. -М.: Юрид. литература. -2005.
7. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. 2-е изд. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 511 с. - (Современное образование).
8. Бондаренко Т. А. Юридическая психология для следователей. М., 2007.
9. Быховский И.Е. Процессуальные и тактические вопросы проведения
следственных действий. -Волгоград, -2006.
10. Васильев В. Л. Юридическая психология. — 3-е изд. — СПб: Издательство "Питер", 2007. — 612 с.
11. Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. М., 2005.
12. Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под общ. ред. И.Н. Кожевникова. Научный редактор А.Я. Качанов. Изд. 2-е. -М.: "Спарк". - 2007.
13. Гриянов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности". Комментарий. -М.: Новый юрист. -2008.
14. Дмитриев Ю.А. Правоохранительные органы РФ. - М: Омега-Л, 2008.
15. Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативнорозыскной деятельности. -М.: "Спарк". -2006.
16. Дубровин Д.Н., Гатаев И.А., Голубева Л.Ю. Профессионально значимые качества адвоката // Всероссийский научно-практический журнал «История, философия, экономика и право» - 1/2013
17. Дулов A.B., Батышев A.C. Психологическое обеспечение учебновоспитательного процесса в системе образовательных учреждений МВД России. // Психопедагогика в правоохранительных органах. №2, 2000, / Омск: Оме. Юр. Ин-т, с.35-44.
18. Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс. М.: Норма, 2006. — 256 с.
19. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология [Текст] / М.И. Еникеев,- М.: изд. группа «НОРМА-ИНФРА - М», 2007. 156 с.
20. Зайков Д.Е. Юридическая психология - М., 2008
21. Зельдович Б.З. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста. М., изд — во «Экзамен», 2003. 166 с.
22. Зубрилова И.С., Скрыпников А.И., Мягких Н.И. Использование специальных психофизиологических исследований при профессиональном психологическом отборе в органы внутренних дел. Методические указания. / М.: ГУК, ВНИИ, МУ МВД России, 2000, с. 1,1 п.л.
23. Иванова Е.М. Профориентационная профессиография: Методическое пособие.М.: Высшая Школа Психологии, 2005. - 96 стр.
24. Кислов А.Н., Мягких Н.И., Шутко Г.В. Медико-психологическое обеспечение сотрудников органов внутренних дел. // Вестник МВД России. №3-4. М. 1999, с. 94-101.
25. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности//Психология индивидуальных различий. Тексты/Под ред. Ю. . Гиппенрейтер, В. . Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 74.
26. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 304 с.
27. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983.
28. Климов, Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е.А.Климов, - М.: Дело, 2006. - 210 с
29. Копылова Г.К. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций Калининград: КЮИ МВД России, 2002 172 с.
30. Краснова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. ИНФРА-М, 2007.
31. Криминалистика: Учебник для вузов МВД РФ. Т.2: техника, тактика, организация и методика расследования преступлений. Под ред. Б,П. Смагоринского. -Волгоград, ВСМ МВД РФ. -2007.
32. Крис Р. Школа адвокатуры. Руководство к ведению гражданских и уголовных дел / Пер. с англ. П. Сергеича. М.: Изд-во СГУ, 2008. С. 68. 24
33. Кроз М.В. Аннотированный указатель методов социальнопсихологической дианостики: учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1991, 55 с
34. Кругова Н. В. Профессиональная компетенция следователя органов внутренних дел // Вестник Новгородского государственного университета. № 45; научный журнал. Великий Новгород, 2008, № 45, - С. 4951 (0,1 п. л.).
35. Лебедев И.Б. Основы психологии для сотрудников правоохранительных органов. - М: Щит-М, 2005.
36. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
37. Маркова, А.К. Психология специалиста [Текст] / А.К. Маркова,- М.: Дело, 2007. - 340 с.
38. Методы психологической диагностики / вып. 2, под ред. А.Н. Воронина. - М., 1994.
39. Мягких Н.И., Шутко Г.В. Основные методы профессионального психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации. Методическое пособие. / М.: Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России, 2003, с. 200.
40. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов - М.: Просвещение, Владос, 2005. - 504 с.
41. Организация профессионального психологического отбора в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России. Методические указания. / ГУК и КП МВД России и МУ МВД России, М., 1999, с. 55.
42. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: Инфра-М, 1998.
43. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности: учебное пособие / под ред. В.А. Бодрова, - М.: ПЕР СЭ, 2013.
44. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органа внутренних дел [Текст] : Методическое пособие // В.М. Бутыркин - М.: ГУК МВД России, 2007. - 243 с.
45. Прыгин, Г.С. Введение в психодиагностику. Принципы и методы. История развития основы психометрики [Текст]: Учебное пособие для студентов психологических факультетов / Г.С. Прыгин - М., Учебнометодический коллектор «Психология», 2008. - 140 с.
46. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Н.С. Пряжников- М.: Изд-во "Институт практической психологии". Воронеж: НПО "МОДЭК", 2008. - 256 с.
47. Психологические приемы в работе юриста. Столяренко О.М. М., 2006.
48. Психологический словарь [Текст] / авт.сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова // Под общей ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 640 с.
49. Романов В. В. Юридическая психология: Учебник. М.: Юристъ, 1999. С. 306—324;
50. Романов В. В., Кроз М. В. Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации. М., 1994.
51. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
52. Рыжаков А.П. Предварительное расследование. -М.:"Филин". -2006.
53. Салтевский М.В. Криминалистика: в современном изложении юристов. Харьков, 2008.
54. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация,
взаимодействие, тактика. -М., -2005.
55. Скабелина Л.А. Психологические аспекты адвокатской деятельности. Монография, ФПА РФ, 2012.
56. Скакун О.Ф., Овчаренко Н.И.. Юридическая деонтология: [Учебник]. Под ред. проф. Скакун О.Ф. - Х.: Основа, 1999. - 280 с.
57. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. - Киев: Наук. Думка, 1989. - 200 с.
58. Столяренко А.М. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел. - М., 2008.
59. Столяренко Л. Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 672 с.
60. Уголовно-процессуальное право РФ под ред. П.А. Лупинской, Москва, 2006г.
61. Черечукина Л.В. Организация досудебного расследования: Учебное пособие / МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел. - Луганск: РИО ЛГУВД, 2005. - 536 с
62. Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности.- М., 2007.- 68 с.
63. Шейнис, М.Ю. Рабочая книга психолога организации [Текст] / М.Ю. Шейнис - Самара: Приор, 2006. - 240 с.
64. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 2006