Банковское регулирование и надзор в системе мероприятий по предотвращению банковских кризисов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И
НАДЗОРА В СИСТЕМЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ БАНКОВСКИХ КРИЗИСОВ 5
1.1. Необходимость и сущность банковского регулирования и надзора 5
1.2. Инструменты регулирования банковской деятельности в системе
мероприятий по предотвращению банковских кризисов 13
2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И
НАДЗОРА В СИСТЕМЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ КРИЗИСОВ 24
2.1. Анализ современного состояния российской системы мероприятий по
регулированию и надзору деятельности российских коммерческих банков в условиях кризиса 24
2.2. Анализ эффективности антикризисных мероприятий по регулированию и
надзору деятельности российских коммерческих банков в современных условиях 37
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА В СИСТЕМЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ БАНКОВСКИХ КРИЗИСОВ 52
3.1. Проблемы современной системы мероприятий банковского регулирования и надзора 52
3.2 Основные изменения и перспективы развития банковского регулирования и надзора в системе мероприятий по предотвращению банковских кризисов 60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И
НАДЗОРА В СИСТЕМЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ БАНКОВСКИХ КРИЗИСОВ 5
1.1. Необходимость и сущность банковского регулирования и надзора 5
1.2. Инструменты регулирования банковской деятельности в системе
мероприятий по предотвращению банковских кризисов 13
2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И
НАДЗОРА В СИСТЕМЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ КРИЗИСОВ 24
2.1. Анализ современного состояния российской системы мероприятий по
регулированию и надзору деятельности российских коммерческих банков в условиях кризиса 24
2.2. Анализ эффективности антикризисных мероприятий по регулированию и
надзору деятельности российских коммерческих банков в современных условиях 37
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА В СИСТЕМЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ БАНКОВСКИХ КРИЗИСОВ 52
3.1. Проблемы современной системы мероприятий банковского регулирования и надзора 52
3.2 Основные изменения и перспективы развития банковского регулирования и надзора в системе мероприятий по предотвращению банковских кризисов 60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
Анализ процессов становления и развития банковской системы Российской Федерации, а также наблюдаемые в последнее время на международном уровне тенденции дальнейшей либерализации финансовых систем, которые могут привести к нестабильности финансовой системы страны, настоятельно требуют принятия Банком России мер по совершенствованию пруденциального банковского надзора и регулирования, а также свидетельствует об актуальности выбранной темы.
Организационно-правовые аспекты системы регулирования и пруденциального надзора за деятельностью кредитных организаций относятся к числу приоритетных при определении условий становления и развития банковской системы Российской Федерации, в связи с чем вызывают повышенный интерес к ним со стороны политиков, банкиров, сотрудников Банка России, руководителей предприятий и населения. Данной теме посвящены труды таких отечественных исследователей, как И.Д. Мамонова, А.Ю. Симановский, М.И. Сухов, A.M. Тавасиев, Г.А. Тосунян, A.A. Хандруев. Также значительное внимание данной теме уделяют зарубежные исследователи, такие как Р. Барт. Д. Виттас, А. Демиргук-Кант. Г. Каприо, Р.Левайн. М. Росси. J1. Саммерс, Дж. Стиглиц.
Объектом бакалаврской работы является отношения, складывающиеся в процессе банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций со стороны Центрального банка Российской Федерации, в том числе практика финансового оздоровления, организованная Банком России в масштабах банковской системы в целом, влияние тенденций развития банковской системы на содержание механизма финансового оздоровления.
Предметом работы является выявление характеристик банковского регулирования и надзора в системе мероприятий по предотвращению банковских кризисов.
Целью данной работы является изучение банковского регулирования и
надзора в системе мероприятий по предотвращению банковских кризисов.
В связи с поставленной целью, определены следующие задачи:
- изучить необходимость и сущность банковского регулирования и надзора;
- рассмотреть инструменты регулирования банковской деятельности в системе мероприятий по предотвращению банковских кризисов;
- проанализировать современное состояние российской системы мероприятий по регулированию и надзору деятельности российских коммерческих банков в условиях кризиса;
- провести анализ эффективности антикризисных мероприятий по регулированию и надзору деятельности российских коммерческих банков в современных условиях;
- выявить проблемы современной системы мероприятий банковского регулирования и надзора;
- изучить основные изменения и перспективы развития банковского регулирования и надзора в системе мероприятий по предотвращению банковских кризисов.
Информационную базу исследования составили Федеральные законы и нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, программные документы Правительства Российской Федерации и Банка России, методические рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, статистические сборники Центрального банка РФ и Мирового банка, материалы научно-практических конференций по проблемам организации банковского дела, публикации в научных журналах и средствах массовой информации.
Организационно-правовые аспекты системы регулирования и пруденциального надзора за деятельностью кредитных организаций относятся к числу приоритетных при определении условий становления и развития банковской системы Российской Федерации, в связи с чем вызывают повышенный интерес к ним со стороны политиков, банкиров, сотрудников Банка России, руководителей предприятий и населения. Данной теме посвящены труды таких отечественных исследователей, как И.Д. Мамонова, А.Ю. Симановский, М.И. Сухов, A.M. Тавасиев, Г.А. Тосунян, A.A. Хандруев. Также значительное внимание данной теме уделяют зарубежные исследователи, такие как Р. Барт. Д. Виттас, А. Демиргук-Кант. Г. Каприо, Р.Левайн. М. Росси. J1. Саммерс, Дж. Стиглиц.
Объектом бакалаврской работы является отношения, складывающиеся в процессе банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций со стороны Центрального банка Российской Федерации, в том числе практика финансового оздоровления, организованная Банком России в масштабах банковской системы в целом, влияние тенденций развития банковской системы на содержание механизма финансового оздоровления.
Предметом работы является выявление характеристик банковского регулирования и надзора в системе мероприятий по предотвращению банковских кризисов.
Целью данной работы является изучение банковского регулирования и
надзора в системе мероприятий по предотвращению банковских кризисов.
В связи с поставленной целью, определены следующие задачи:
- изучить необходимость и сущность банковского регулирования и надзора;
- рассмотреть инструменты регулирования банковской деятельности в системе мероприятий по предотвращению банковских кризисов;
- проанализировать современное состояние российской системы мероприятий по регулированию и надзору деятельности российских коммерческих банков в условиях кризиса;
- провести анализ эффективности антикризисных мероприятий по регулированию и надзору деятельности российских коммерческих банков в современных условиях;
- выявить проблемы современной системы мероприятий банковского регулирования и надзора;
- изучить основные изменения и перспективы развития банковского регулирования и надзора в системе мероприятий по предотвращению банковских кризисов.
Информационную базу исследования составили Федеральные законы и нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, программные документы Правительства Российской Федерации и Банка России, методические рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, статистические сборники Центрального банка РФ и Мирового банка, материалы научно-практических конференций по проблемам организации банковского дела, публикации в научных журналах и средствах массовой информации.
В современном обществе в условиях обострения конкурентной борьбы, сохраняющейся нестабильности экономического развития, активизации интеграционных процессов вполне оправдано увеличение внимания к проблемам регулирования рисков банковской деятельности как со стороны научных работников, так и практикующих специалистов. Идеи предупреждения и минимизации рисков становятся все более востребованными в широких общественных кругах.
Таким образом, необходимость исследования проблемы регулирования банковских рисков, методов регулирования и мер, направленных на совершенствование надзорных функций в системе мероприятий по предотвращению банковских кризисов, безусловно, является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.
В связи с поставленными целью и задачами, исследования в работе выделены следующие группы проблем и предложены их решения.
Анализ теоретических положений понятия «сущности» банковского риска и «содержание регулирования» банковских рисков позволил обосновать следующие предложения.
Для эффективного управления банковскими рисками необходима классификация, позволяющая их группировать в соответствии с общими свойствами или признаками. При этом наличие основополагающего признака или свойства предполагает многоуровневость системы классификации рисков, тесную взаимообусловленность всех разновидностей риска.
Исходя из общепринятого подхода, при котором под риском банковской системы или системным риском подразумевается риск, при котором неспособность выполнить свои обязательства одного из участников банковской системы ведет за собой неспособность других участников выполнить свои
обязательства должным образом, определено, что системные риски - это риски потерь экономики как при накоплении негативных явлений в деятельности отдельных банков, так и при отклонении регулятивной деятельности Банка России от стоящих перед ним целей и задач.
При этом наиболее существенное влияние на возникновение и масштаб системных рисков имеет деятельность так называемых системно значимых кредитных организаций (СЗКО), усиление концентрации которых способно усилить их воздействие на функционирование банковской системы в целом.
Эти обстоятельство требуют учета при развитии методов и направлений регулирования банковских рисков.
В результате анализа данных, следует отметить, что в настоящее время активно идет разработка, и воплощение в жизнь экстренных мер по преодолению проблем в банковской сфере и восстановлению общественного доверия к отечественной банковской системе. Среди основных проблем, самой значимой является недостаточная разработанность понятия и порядка осуществления надзора в законодательных документах и нормативных актах.
Усиление надзора и контроля за банками сегодня является первостепенной задачей. Медлительность в ее решении может обернуться резким снижением надежности банковской системы со всеми вытекающими из этого последствиями.
На современном этапе развития общества существует несколько моделей регулирования экономики: государственное и командно-административное, государственное и саморегулируемое.
Необходимо заметить, что доля того или иного регулирования, в зависимости от уровня социально-экономического развития общества меняется. Регулирование банковской системы в контексте с банковскими рисками позволяет не только систематизировать рисковую составляющую банковской деятельности, но и минимизировать возможные потери коммерческих банков.
Рассматривая различные подходы к содержанию регулирования, можно сделать вывод о том, что банковское регулирование - это детерминированный процесс, в основе которого находятся базовые инструменты пруденциального надзора и индивидуальные подходы к идентифицируемым рискам.
Вместе с тем, учитывая разноуровневый характер банковских рисков, целесообразно разделить методы регуляторного воздействия Банка России на две группы: внутрибанковские (призванные способствовать снижению рисков в коммерческих банках) и системные (направленные на минимизацию рисков банковской системы в целом).
На основании проведенного анализа раскрыты особенности влияния на развитие банковских рисков в современных условиях основных факторов экономической нестабильности: внутренние и внешние факторы; среди внутренних факторов выделяются: законодательно-нормативные,
общеэкономические, внутрибанковские, присущие национальному финансовому рынку, среди внешних факторов - политические,объем государственного долга, полнота либерализации экономики и вовлечение ее в международные финансовые институты, степень открытости, конкуренции, и пр.
В целом, один из уроков кризиса заключается в том, что центральным банкам следует уделить серьезное внимание проблеме системных стрессов, связанных с возникновением острой нехватки ликвидности в различных сегментах банковской системы и денежного рынка. В случае нарастания кризисных явлений им необходимо иметь подготовленную программу действий, включающую меры по кредитованию банковских и небанковских финансовых организаций на краткие и более длительные сроки, расширению видов приемлемого обеспечения по операциям «дисконтного окна», временному предоставлению финансовым институтам государственных ценных бумаг в обмен на низколиквидные обязательства, заключению соглашений о валютных свопах с другими центральными банками и проведению массированных покупок разнообразных ценных бумаг для стимулирования банковской деятельности и оказания помощи реальному сектору экономики.
На основе опыта, полученного в ходе преодоления последствий кризиса в российской банковской системе, Агентство считает необходимым сохранить возможность санации банков и в дальнейшем. В целях поддержания рыночной дисциплины, сохранения «здоровой» части банковского бизнеса основной акцент в механизмах санации банков целесообразно сделать на передаче активов и обязательств проблемных банков в финансово устойчивые кредитные организации.
В заключение следует отметить, что кризис показал настоятельную необходимость разработки и проведения реформ системы регулирования банков и финансовой сферы в целом. Такие преобразования, направленные не только на оздоровление банковских систем и совершенствование антикризисных механизмов, но и на предотвращение возможных шоков в будущем, разрабатываются и уже начали осуществляться во многих странах, в том числе и в России.
Таким образом, необходимость исследования проблемы регулирования банковских рисков, методов регулирования и мер, направленных на совершенствование надзорных функций в системе мероприятий по предотвращению банковских кризисов, безусловно, является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.
В связи с поставленными целью и задачами, исследования в работе выделены следующие группы проблем и предложены их решения.
Анализ теоретических положений понятия «сущности» банковского риска и «содержание регулирования» банковских рисков позволил обосновать следующие предложения.
Для эффективного управления банковскими рисками необходима классификация, позволяющая их группировать в соответствии с общими свойствами или признаками. При этом наличие основополагающего признака или свойства предполагает многоуровневость системы классификации рисков, тесную взаимообусловленность всех разновидностей риска.
Исходя из общепринятого подхода, при котором под риском банковской системы или системным риском подразумевается риск, при котором неспособность выполнить свои обязательства одного из участников банковской системы ведет за собой неспособность других участников выполнить свои
обязательства должным образом, определено, что системные риски - это риски потерь экономики как при накоплении негативных явлений в деятельности отдельных банков, так и при отклонении регулятивной деятельности Банка России от стоящих перед ним целей и задач.
При этом наиболее существенное влияние на возникновение и масштаб системных рисков имеет деятельность так называемых системно значимых кредитных организаций (СЗКО), усиление концентрации которых способно усилить их воздействие на функционирование банковской системы в целом.
Эти обстоятельство требуют учета при развитии методов и направлений регулирования банковских рисков.
В результате анализа данных, следует отметить, что в настоящее время активно идет разработка, и воплощение в жизнь экстренных мер по преодолению проблем в банковской сфере и восстановлению общественного доверия к отечественной банковской системе. Среди основных проблем, самой значимой является недостаточная разработанность понятия и порядка осуществления надзора в законодательных документах и нормативных актах.
Усиление надзора и контроля за банками сегодня является первостепенной задачей. Медлительность в ее решении может обернуться резким снижением надежности банковской системы со всеми вытекающими из этого последствиями.
На современном этапе развития общества существует несколько моделей регулирования экономики: государственное и командно-административное, государственное и саморегулируемое.
Необходимо заметить, что доля того или иного регулирования, в зависимости от уровня социально-экономического развития общества меняется. Регулирование банковской системы в контексте с банковскими рисками позволяет не только систематизировать рисковую составляющую банковской деятельности, но и минимизировать возможные потери коммерческих банков.
Рассматривая различные подходы к содержанию регулирования, можно сделать вывод о том, что банковское регулирование - это детерминированный процесс, в основе которого находятся базовые инструменты пруденциального надзора и индивидуальные подходы к идентифицируемым рискам.
Вместе с тем, учитывая разноуровневый характер банковских рисков, целесообразно разделить методы регуляторного воздействия Банка России на две группы: внутрибанковские (призванные способствовать снижению рисков в коммерческих банках) и системные (направленные на минимизацию рисков банковской системы в целом).
На основании проведенного анализа раскрыты особенности влияния на развитие банковских рисков в современных условиях основных факторов экономической нестабильности: внутренние и внешние факторы; среди внутренних факторов выделяются: законодательно-нормативные,
общеэкономические, внутрибанковские, присущие национальному финансовому рынку, среди внешних факторов - политические,объем государственного долга, полнота либерализации экономики и вовлечение ее в международные финансовые институты, степень открытости, конкуренции, и пр.
В целом, один из уроков кризиса заключается в том, что центральным банкам следует уделить серьезное внимание проблеме системных стрессов, связанных с возникновением острой нехватки ликвидности в различных сегментах банковской системы и денежного рынка. В случае нарастания кризисных явлений им необходимо иметь подготовленную программу действий, включающую меры по кредитованию банковских и небанковских финансовых организаций на краткие и более длительные сроки, расширению видов приемлемого обеспечения по операциям «дисконтного окна», временному предоставлению финансовым институтам государственных ценных бумаг в обмен на низколиквидные обязательства, заключению соглашений о валютных свопах с другими центральными банками и проведению массированных покупок разнообразных ценных бумаг для стимулирования банковской деятельности и оказания помощи реальному сектору экономики.
На основе опыта, полученного в ходе преодоления последствий кризиса в российской банковской системе, Агентство считает необходимым сохранить возможность санации банков и в дальнейшем. В целях поддержания рыночной дисциплины, сохранения «здоровой» части банковского бизнеса основной акцент в механизмах санации банков целесообразно сделать на передаче активов и обязательств проблемных банков в финансово устойчивые кредитные организации.
В заключение следует отметить, что кризис показал настоятельную необходимость разработки и проведения реформ системы регулирования банков и финансовой сферы в целом. Такие преобразования, направленные не только на оздоровление банковских систем и совершенствование антикризисных механизмов, но и на предотвращение возможных шоков в будущем, разрабатываются и уже начали осуществляться во многих странах, в том числе и в России.
Подобные работы
- БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И НАДЗОР В СИСТЕМЕ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ БАНКОВСКИХ КРИЗИСОВ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И НАДЗОР В СИСТЕМЕ МЕРОПРИЯТИИ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ФИНАНСОВЫХ КРИЗИСОВ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Банковское регулирование и надзор в системе мероприятий по предотвращению банковских кризисов
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО
КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
Магистерская диссертация, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2018 - СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Современные направления банковского надзора
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Диссертация , гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Финансовая устойчивость банковской системы России в условиях развития глобальных процессов в экономике
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Антикризисное управление в коммерческом банке
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2016



