Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №61222

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы88
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
356
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ
СИТУАЦИИ 6
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой проблемы в
современной психологической литературе 6
1.2 Конфликты: сущностно-психологическая характеристика, стратегии,
типы 11
1.3 Изучение стратегий поведения в конфликтной ситуации в
подростковом возрасте 22
Выводы по первой главе 28
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 31
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 34
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. Чаще всего с конфликтными ситуациями сталкивается подросток, так как взрослый человек обладает опытом, саморегуляцией, самоконтролем, знаниями и навыками правильного поведения в конфликтной ситуации.
Ребенку намного тяжелее преодолеть конфликт, без негативных последствий и сильного эмоционального напряжения. Особенно уязвимы подростки, так как в подростковом возрасте эмоции, чувства и здравый смысл работают не стабильно. В подростковом возрасте происходит всплеск гормонов, делая подростков особо эмоциональными, раздражительными и агрессивными, поэтому подросткам справляться с конфликтами особенно тяжело.
Подростковый период находится на этапе онтогенеза, который находится между детством и зрелостью. Этот период самый трудный из возрастов человека. Поэтому необходимо особое внимание уделить подросткам в конфликтной ситуации. Нужно исследовать структуру темперамента и личностную предрасположенность к конфликтному поведению и продиагностировать состояние агрессии у подростков и исходя из результатов выяснить их стратегию поведения в конфликтной ситуации. История человечества показывает, что с давних времен и по сей день конфликты существовали всегда.
Можно отметить, что пока существуют человеческие отношения и взаимодействия, конфликты происходят и будут происходить. К сожалению, полностью избежать конфликтов не возможно, но можно сгладить острые углы в конфликтной ситуации, и сделать так, чтобы таких ситуаций в нашей жизни было меньше, с помощью определенных знаний о
конфликтологии и психологических умений.
Также необходимо понимать причины возникновения конфликтов, знание причины способствует более быстрому и осмысленному решению конфликта.
Необходимо выявить структуру темперамента личности и определить стратегию поведения и какие стратегии поведения в конфликтной ситуации присущи определенным типам темперамента и помочь подросткам правильно преодолевать все трудности конфликта, потому что в подростковом возрасте формируется мировоззрение, характер, отношение к обществу, помочь подростку уметь выйти из конфликта с меньшими потерями для себя и окружающих. Объяснить подростку какие последствия могут быть из за конфликтов.
Проблема актуальна, потому что мы сталкиваемся с конфликтами каждый день, на работе, на учебе, в общественных местах, дома. Причинами неправильного поведения в конфликтных ситуациях может быть множество: девиантное
поведение подростков, нехватка знаний о нормах поведения в конфликтах, особенности темперамента и характера, неправильное представление о поведении в конфликтах, наличие различных проблем.
Подросток может вступить в конфликт со сверстниками, друзьями, окружающими, родителями, учителями, а также с самим собой.
Как известно подростки переживают кризис подросткового возраста, то есть кризис - это переломный момент их жизни. Нельзя сказать, что переломный момент и конфликт это негативные явления. Подросток преодолевает переломный момент в его жизни, и становится сильнее, умнее и устойчивее в проблемах жизни, так и при умении разрешении конфликта, подросток развивается, приобретает полезные навыки и выстраивает стратегию поведения. Реакция и поведение в конфликтной ситуации зависит от типа темперамента и от воспитания, от среды, в которой он обитает. Каждый тип темперамента переживает конфликт по-своему. Кто-то переносит последствия конфликтов спокойно, с меньшим ущербом для себя, кто-то справляется крайне тяжело, впадает в депрессивное состояние, в результате чего это может привести к опасным для жизни и здоровья последствиям.
Гипотеза исследования: между темпераментом и выбором стратегии поведения в конфликтной ситуации существует взаимосвязь.
Методологической основой исследования служат научные труды таких авторов, как А.Я. Анцупова, Г. Айзенка, Дж.Г Скотта и другие, где отображена сущность и закономерность межличностного конфликта.
Объект исследования - обучащиеся подросткового возраста. Предмет исследования - стратегия поведения подростков в конфликтной ситуации.
Цель дипломной работы - исследование стратегии поведения подростков в конфликтной ситуации.
Задачи дипломной работы:
1. изучить и обобщить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. дать сущностно-психологическую характеристику понятию конфликт, стратегий поведения в конфликтной ситуации;
3. рассмотреть стратегию поведения в конфликтной ситуации в подростковом возрасте;
4. провести эмпирическое исследование;
5. анализ и интерпретация результатов эмпирического
исследования.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: тестовые опросники («Опросник структуры
темперамента» Г. Айзенка, Методика «Исследование личностной предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса»);
3) методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Исследование проводилось в три этапа.
На I этапе (сентябрь, 2015 г. - декабрь, 2016 г.) изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Осуществлялась формулировка проблемы и гипотеза исследования, определены его методы, разрабатывался исследовательский инструментарий.
На II этапе (январь - февраль, 2016 г.) организация и проведение эмпирического исследования.
На III этапе (март - май, 2016 г.) анализ и интерпретация полученных результатов эмпирического исследования, сформулированы выводы и разработаны методические рекомендации.
Базой исследования послужила МБОУ "Средняя школа №2". Выборку исследования составили обучающиеся девятых классов, в количестве 30 человек.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что результаты исследования могут представить интерес для практических психологов, занимающихся консультированием подростков и молодежи.
На защиту выносятся следующие положения:
- существует широкий спектр определений понятий «конфликт» и
«темперамент». Анализ работ отечественных и зарубежных ученых поспособствовало выделению следующих определений:
- конфликтология - научная дисциплина, изучающая причины возникновения социальных, психологических и др. конфликтов и определяющая пути и методы их преодоления;
- конфликт - столкновение, серьёзное разногласие, спор;
- стратегия поведения в конфликтной ситуации - стиль поведения, выбираемый человеком в конфликтной ситуации;
- подросток - мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству преимущественно от 12 до 16 лет;
- кризис - переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации;
- темперамент - совокупность душевных, психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в поведении;
- выявлено, что между темпераментом и конфликтностью существует взаимосвязь.
Апробация результатов исследования проводилась путём участия на итоговой образовательно - научной конференции Елабужского института Казанского федерального университета (2016 г.).
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, насчитывающей 60 наименований и приложения. Общий объем работы 61 страница без Приложения.
Во введении отражена и интерпретирована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования, методологическая основа и используемые методы.
В первой главе «Теоретические основы исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации» рассмотрено состояние исследуемой проблемы психологической науке, сущностно - психологическая характеристика конфликтов, типы конфликтов, стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Во второй главе «Эмпирическое исследование стратегии поведения в конфликтной ситуации в подростковом возрасте» рассмотрен процесс поведения подростков в конфликтной ситуации, определены типы темпераментов подростков, описана работа организации и проведения эмпирических исследований структуры типов темперамента, стратегии поведения подростков в конфликтной ситуации, анализ и интерпретация результатов эмпирических исследований.
В Заключении подведены итоги теоретического и эмпирического исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
В Приложении представлен материал для проведения методик по определению структуры темперамента и выявлению стратегий поведения в конфликтных ситуациях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретическое исследование показало, что конфликт представляет собой противоречие, то есть разное представление ценностей, установок, мотивов. Можно сказать, что для рождения конфликта, противоречие должно воплотиться в действиях. Только через столкновение действий, появляется противоречие, что образует конфликт.
Конфликт может проявиться в общении, поведении или деятельности, направленных на защиту своих интересов, ограничивая активность оппонента, нанося ему моральный или материальный ущерб, а также возникновение негативного отношение друг к другу.
В конфликтной ситуации подросткам тяжело урегулировать свои эмоции, что является причиной неадекватного поведения в конфликте. В результате стресса все силы человека активизируются для достижения победы над оппонентом или достижения собственных целей. Поэтому каждый подросток выбирает ту стратегию поведения, которая наилучшим и более выгодным образом удовлетворит его цели и потребности.
Были подобраны валидные методики: «Личностный опросник Айзенка для исследования типа темперамента и методику диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса».
Предотвращение и разрешение межличностных конфликтов является сложным процессом. При решении конфликта участвует анализ и оценка ситуации, выбор способа разрешения конфликта, составление плана по разрешению конфликта, осуществление этого плана, оценку эффективности действий.
Таким образом, проанализировав результаты исследования, можно сделать вывод, что холерический (36%) тип является самым конфликтным, так как большинство обучающихся данного типа, выбрали стратегию соперничество. Самый неконфликтный и дружелюбный тип - сангвинический (28%). Обучающиеся имеющие сангвинический тип, выбрали стратегию сотрудничества (26%). Меланхолики (20%) и флегматики (16%) склонны к типам - избегание (18%) и приспособление (11%).
Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что большинство меланхоликов (20%) прибегают к стратегии типа компромисс (16%), так же как и сангвиники (28%), можно говорить о том, что здесь играет свою роль фактор воспитания и принятого в обществе поведения. Испытуемых с типом темперамента флегматик (16%) было всего 9 человек, так как это наиболее редко встречающийся тип темперамента. Возможно, этим объясняется тот факт, что нам не удалось выявить ярко выраженной тенденции к какой-либо стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
К сожалению, конструктивная стратегия «сотрудничество», не была выбрана большинством учащихся, что свидетельствует, о том, что необходимо осведомлять учащихся о правилах преодоления конфликта через диалог и конструктивное взаимодействие, при котором выигрывает каждый.
Можно значительно уменьшить число конфликтов, если правильно сформировать межличностные отношения в классе и установить нормы общения. Организовать взаимодействие обучающихся игровым методом, который способствует формированию взаимопонимания, дружеских отношений. Научить обучающихся понимать чувства и позицию других людей, а также научить их предотвращать конфликтные ситуации.



1. Абдурахманов Р.А., Возрастная психология. - М.: Аспект Пресс,
2010. -С. 136 - 140.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 1997. - С. 124 - 137.
3. Авдуевская Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том Ш. Выпуск 1У. - М., 1995. - С. 118132.
4. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - C. 254 - 267.
5. Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001. - С. 132 - 140.
6. Алемаскин М.Л. Воспитательная работа с подростками. - М.: Знание, 1979. - С. 245 - 247.
7. Андреев В.И. Конфликтология: исскуство спора, ведения
переговоров, разрешение конфликтов - М.: Народное образование, 1995. - С. 128 -134.
8. Андреев, В.И. Основы педагогической психологии / В.И.Андреев. - М., 1995. - С. 121 - 123.
9. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М.Андреева. - М.: Наука, 1994. - С. 324 - 327.
10. Анцупов А.Я. Конфликтология учебник для вузов / А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. - M.: Юнити, 1999. - С. 551 - 556.
11. Асмолов А.Г.Психология личности. - М.: Мысль, 2000. - С. 213 - 215.
12. Бабосов Е.М. Конфликтология. - СПб.: ТетраИздат., 2009. - С. 124 - 132.
13. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. Ю.Брянцевой и Б.Красовского. - М., 1999. - С. 512 - 516.
14. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социальнопсихологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983. - С. 134 - 136.
15. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина - М., 2008. - С. 45 - 49.
16. Гришина Н.В. Психологические детерминанты конфликтности // Социально-психологические проблемы подростков / Под ред. Е.В. Шороховой. - М., 2009. - С. 79 - 81.
17. Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций / О.Н. Громова. - М.: Изд-во ЭКМОС,2000. - С. 320 - 325.
18. Дмитриев А. В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2008.
19. Дойч. М.С. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы/ М.С.Дойч / Социально - политический журнал. - 1997. - № 1. -С. 19 - 21.
20. Донцов А.И., Полозова Т.А. Психологические детерминанты конфликтности подростков // Психологический журнал, 2008. - Т.
1. № 6. - С. 44 - 45.
21. Донцов, А.И. Психология коллектива / А.И.Донцов. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - С. 208 - 210.
22. Ершов А.А. Внутригрупповые конфликты / А.А. Ершов. - Л.: Нева, 1973. - С. 59 - 60.
23. Ершов А.А., Личность и коллектив. - М.: Знание, 2000. - С. 353 - 356.
24. Заиченко Н.У. Структурно - содержательные характеристики и психологические особенности конфликта /
Н.У.Заиченко // Мир психологии. - 1998. - № 4. - С. 262 - 264.
25. Зайцев А. К. Социальный конфликт. - М., Академия, 2008 - С. 26 - 30.
26. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. М.: Владос- Пресс, 2003. - 400 с.
27. Кармина А. С. Конфликтология : учебник для вузов / Под ред. А. С. Кармина. - СПб.: Изд-во "Лань", 1999. - 448 с.
28. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М.: ТЦ Сфера, 2003. - С. 223 - 227.
29. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л.Коломинский. - М.: Мысль, 1976. - 241с.
30. Кривцова С.В. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления / С.В.Кривцов. - М., 1986. - 180 с.
31. Кричевский Р.Л. Психология малой группы / Р.Л.Кричевский, Е.М.Дубовская. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 206 с.
32. Крутецкий В.А. Психология подростка / В.А.Крутецкий. - М., 1965. - 210 с.
33. Кулагина И. Ю. Возрастная психология / И.Ю.Кулагина,
B. Н.Колюцкий. - М., 2003. - 199 с.
34. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. М.: Речь, 2000. -
C. 98 - 102.
35. Левитов Н.Д. Психологические особенности подростков /Н.Д.Левитов. - М., 1999. - 58с.
36. Леонов Н.И. Конфликтология. Воронеж, изд. НПО «МОДЭК» 2002.
37. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера подростков. - М.: Медицина, 2008. - 185 с.
38. Лукашенок О.Н. Конфликтологический этюд для учителя /
О.Н.Лукашенок, Н.Е.Шуркова. - М.: Изд - во. "Российское педагогическое агенство", 1998. - 80 с.
39. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения.- СПб.:Речь,2007
40. Меткин М.В. Психология конфликта. Пособие / Н.Н.Обозов. - СПб: МАЛИ, 1993. - 46 с.
41. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 1999.
42. Наконечная О.В. Психологические детерминанты конфликтности подростков. - М.: Просвет, 2010. - 236 с.
43. Немов, Р.С. Психология: учебник для вузов: В 3 книгах. Книга 1 - Общие основы психологии. - М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 1997. - 688 с.
44. Обозов, Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения: метод. Пособие / Н.Н.Обозов. - СПб: МАЛИ, 1993. - 46 с.
45. Олпорт Г.Становление личности:избранные труды -
М.:Смысл,2002
46. Первышева, Е.В. Межличностный конфликт как фактор
социализации подростков: диссертация кандидата
психологических наук / Е.В.Первышева.- М., 1989. - 157 с.
47. Реан А.А. Психология подростка. - СПб.: Еврознак, 2009. - 337 с.
48. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе книга для учителя / М.М.Рыбакова. - М.: Просвещение, 1991. - 128с.
49. Сегрева А.С. Разрешение социального конфликта: личностно - центрированная модель / А.С. Сегрева, Н. Арайза // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - 113 с.
50. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования.Учеб.изд.,-М.2005
51. Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления / Дж. Г. Скотт - М.: Внешторгиздат, 2001. - 356 с.
52. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып.1. М.,. 1990. - 34 с.
53. Собчик, Л.Н. Диагностика межличностных отношений / Л.Н.Собчик. - М.: МКЦ, 1990. - 47 с.
54. Сосин. В.А. Урегулирование и разрешение конфликтов / В.А.Сосин // Психологический журнал. Том 15 - 1994. - № 5. -131 с.
55. Фельдштейн. Д.И. Конфликты в условиях школы / Д.И.Фельдштейн //Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М., 1988. -17 с.
56. Хащенко. В.А. Способы разрешения межличностного конфликта в экспериментальных условиях жизнедеятельности / А.В.Хащенко // Психологический журнал. Том 14. - 1993. - № 3. -38 с.
57. Черкасова Т.В. Конфликты подростков. - М.: Просвещение, 2010. - 251 с.
58. Чудновский В.Э.Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. - М.: «МОДЕК», 2006. - С. 38 - 40.
59. Шевчук Д.А. Конфликты. - M., Академия, 2001. - 60 с.
60. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - М.: Просвет, 2009. - 256 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ