Введение 3
Глава 1. Обзор литературы 5
1.1, Общая характеристика структуры межполушарного взаимодействии 5
1.2, Проблема функциональной межполушарной асимметрии мозга у детей 8
1.3, Особенности функциональной межполушарной асимметрии мозга у
детей с нарушениями речи 10
1.4, Работоспособность детей с учетом функциональной межполушарной
асимметрии мозга 13
Глава 2, Материалы и методы исследования 15
2.1, Оценка межполушарной асимметрии 15
2.2, Оценка работоспособности 18
2.3, Методы статистической обработки числовых данных 22
Глава 3, Полученные результаты и их обсуждение 23
3.1, Анализ индивидуальных особенностей межполушарной асимметрии 23
3.2, Анализ работоспособности 25
Выводы 34
Список использованной литературы
Одной с ключевых основ функционирования полушарий большого мозга является асимметрия (Александров, 2011).
Функциональная асимметрия обуславливает адаптационный процесс к изменениям окружающей среды, уровню утомляемости, организации оптимальной учебной и трудовой деятельности (Бойко, 2015).
К настоящему времени накоплен значительный объем материала о межполушарной асимметрии мозга. Тем не менее, на данный момент все еще не сформирован подход к изучению латеральной специализации (Левашов, 2012). Анализ полученных данных не используется в процессе организации индивидуального подхода к обучению и оценке работоспособности, не проводится учет типа индивидуальных особенностей функциональной асимметрии ребенка, в том числе и его способность воспринимать полученную информацию в ходе всеобщего и учебного развития (Понамарева, 2010). По мнению ряда авторов, именно особенность латеральной специализации является решающим фактором в неустойчивом развитии ребенка. Знания о структурной индивидуальной межполушарной асимметрии позволяют выявить особенности взаимодействия мозга с организацией психических процессов и психологических различий, свойственных индивидам с определенным типом асимметрии (Сетко, 2009).
Целью работы явилось изучение влияния индивидуальных особенностей межполушарной асимметрии мозга на работоспособность детей.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) исследовать особенности межполушарной асимметрии у детей, посещающих обычные и логопедические группы;
2) изучить динамику работоспособности детей, посещающих обычные группы, в течение дня с учетом межполушарной асимметрии;
3) выявить особенности изменения работоспособности в течение дня у детей, посещающих логопедические группы, с учетом межполушарной асимметрии.
Объект исследования - дети в возрасте 6 лет.
Предмет исследования работоспособность детей с различными особенностями межполушарной асимметрии.
1. Средний показатель функциональной межполушарной асимметрии у детей, посещающих логопедические и обычные группы, свидетельствует о преобладании смешанного типа асимметрии.
2. Выявлено, что значения показателей продуктивности и устойчивости внимания у детей, посещающих обычные группы, к концу дня снижаются: у девочек на 6,2%, у мальчиков на 6,6%.
3. Установлено снижение к концу дня числа просмотренных изображений детьми, посещающими обычные группы, на 3,1% у девочек; на 7% у мальчиков.
4. У мальчиков, посещающих логопедические группы, к концу дня отмечается снижение значения показателя продуктивности и устойчивости внимания на 8,5% и числа просмотренных изображений - на 8,5%. Для девочек, посещающих логопедические группы, характерна противоположная тенденция, что может свидетельствовать о неравномерности темпов развития детей.
1. Александров, Ю. И. Научная школа «Системная психофизиология» [Текст] / Ю. И. Александров, Д. Г. Шевченко // Психологический журнал. - 2004.-№ 6.-С. 93-100.
2. Анисимова, Н. В. Определение функциональной асимметрии головного мозга у детей и их родителей [Текст] / Н. В. Анисимова // Актуальные проблемы и достижения в естественных и математических науках. - 2016. - №1.-0 41-45.
3. Антропова, Л. К. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальные психофизиологические особенности человека [Текст] / Л. К. Антропова, О. О. Андронникова, В. Ю. Куликов и др. // Медицина и образование в Сибири,-2011.-№ 3. - С. 10-21.
4. Аскалонова, С. Б. Изучение функциональной специализации полушарий головного мозга [Текст] / С. Б. Аскалонова, О. П. Тарасова// Актуальные вопросы современной психологии и педагогики. - 2014. - № 1. - С. 99-103.
5. Безруких, М. М. Особенности развития речи у детей в 6-7 и 9-10 лет, с разным профилем латерализации моторных и сенсорных функций [Текст] / М. М. Безруких, С. К. Хромова, Я. И. Зельдович // Новые исследования,- 2009. - № 1. - С. 5-15.
6. Бердичевская, Е. М. Динамика формирования функциональной асимметрии мозга у детей в раннем онтогенезе [Текст] / Е. М. Бердичевская, М В. Малука, Т. В. Каратыш и др. // Здоровье и образование в XXI веке. - 2006. - № 2. - С. 86.
7. Бирченко, Н. С. Исследование функциональной межполушарной асимметрии мозга у здоровых детей и детей со сколиозом [Текст] : канд. биолог.наук : 03.00.13/Н. С. Бирченко.-Рязань, 2005.-215 с.
8. Бойко, Е. А. Личностные характеристики детей с разным типами функциональной асимметрии в возрасте 7-9 лет [Текст] / Е. А. Бойко // Царскосельские чтения. - 2015. - № 19. - С. 345-348.
9. Борисенкова, Е. Ю. Способы оценки профиля функциональной сенсомоторной асимметрии дошкольников 4-7 лет в контексте индивидуально-психологических особенностей [Текст] : канд. психол. наук : 19.00.02 / Е. Ю. Борисенкова. - Санкт- Петербург, 2008. - 185 с.
10. Брагина, Н. Н. Функциональные асимметрии человека [Текст] / Н Н Брагина, Т. А Доброхотова — 2-е изд. перераб. и доп. — М. : Медицина, 1988. —237 с.
11. Будилова, В. Ю. Особенности проявления асимметрий полушарий головного мозга у детей [Текст] / В. Ю. Будилова // Современные научные исследования и разработки. - 2016. - № 6. - С. 174-176.
12. Буркова, А. В. Взаимосвязь профиля функциональной асимметрии детей 3-7 с особенностями их психического развития [Текст] / АВ. Буркова, В. П Леутин // Психолого-педагогические технологии в условиях инновационных процессов в медицине и образовании. - 2010. - № 1. - С. 52-54.
13. Гейци, Э. Д. Межполушарная асимметрия мозга как психофизиологическая основа различий в развитии психических процессов деятельности и поведения детей [Текст] / Э. Д. Гейци // Успехи современного естествознания. - 2004. — № 3. - С.56-57.
14. Голод, В. И Функциональна асимметрия мозга у детей с нарушением речевого развития [Текст] : дис. канд. психол. наук : 19.00.04 / В. И. Голод. -Москва, 1985. - 180 с.
15. Гудкова, Т. В. Особенности профиля функциональной сенсомоторной асимметрии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : дис. канд. психол. наук : 19.00.02 / Т. В. Гудкова. - Санкт- Петербург, 2010. — 138 с.
16. Данилова, Н. Н. Роль высокочастотных ритмов электрической активности мозга в обеспечении психических процессов [Текст] / Н. Н. Данилова // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2006. - Т. 3, № 2. -С. 62-72.
17. Димитриев, А.Д. Адаптационный потенциал детей с правым и левым профилями асимметрии в условиях разноуровневого обучения в школе [Текст] / А. Д. Димитриев, А. И. Тюрина, П. В. Поляков // Казанский медицинский журнал,- 2003. - № 4. - С. 301-302.
18. Дудьев, В. П. Латеральная асимметрия сенсомоторных функций у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. П Дудъев // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2003. - № 2. - С. 30-32.
19. Игнатова, Ю. П. Современные аспекты изучения функциональной межполушарной асимметрии мозга [Текст] / Ю. П Игнатова, И И Макарова, О. Ю. Зенинаи др. // Экология человека. - 2016. - № 9. - С. 30-39.
20. Ильина, С. Е. Специфика развития интеллекта и памяти у детей 5-7 лет с разным профилем функциональной асимметрии мозга [Текст] : канд. психолог, наук : 19.00.02 / С. Е. Ильина. - Санкт-Петербург, 2005. - 174 с.
21. Казакова, А. А. Особенности проявления вариативности у детей с различным типом функциональной асимметрии головного мозга [Текст] / А. А. Казакова // Герценовские чтения. - 2002. - № 1. - С. 89-91.
22. Калмыкова, А. С. Состояние здоровья и особенности физического развития детей дошкольного возраста Ставрополя [Текст] / Калмыкова А. С., Евсигнеева Ю. В., Ткачёва Н. В и др. // Гигиена и санитария. - 2004. - №3. - С.55-57.
23. Кроткова, О. А. Взаимодействие полушарий мозга при запоминании ритма движений [Текст] / О. А. Кроткова, О. А. Максакова, Н. В. Дьякова // Физиология человека. - 2002. - № 1. - С. 12-17.
24. Кураев, Г.А. Влияние слуховой дисфункции на формирование функциональной межполушарной асимметрии мозга [Текст] / Г.А. Кураев // Валеология. - 2002. - № 1- С. 50-55.
25. Кураев, Г. А Формирование функциональной межполушарной асимметрии мозга в динамике обучения [Текст] / Г. А. Кураев, Л. Г. Соболева, Л Г. Сороколетова // Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия. - М.: Научный мир. -2004.-С. 125-162.
26. Левашов, О. В. Современные подходы к изучению функциональной асимметрии полушарий мозга [Текст] / О. В. Левашов // Асимметрия. - 2012. -№4. - С. 40-50.
27. Леутин, В. П. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность [Текст] /В. П. Леутин, Е. И.Николаева.-СПб. : Речь, 2005. - 368 с.
28. Лобова, В. А. Восприятие и особенности межполушарной асимметрии головного мозга у детей-ханты [Текст] / В. А. Лобова, А. А. Ковешников //Вестник Угроведия. -2015. -№20. - С. 151-164.
29. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей [Текст] / Т. Д. Марцинковская. - Ярославль : Линка, 1997. - 176 с.
30. Матвеев, С. С. Исследование работоспособности и утомления с различным профилем функциональной межполушарной асимметрии [Текст] / С. С. Матвеев, Э. Ш. Шаяхметова, Л. М. Матвеева и др. // Здоровье и образование в XXI веке. - 2016. - № 4. - С. 30-36.
31. Медведев, И. Н. Половые особенности реактивности правого и левого полушарий головного мозга у детей 6-7 лет [Текст] / И. Н. Медведев, Н А Никишина // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2010. - № 5. - С. 134-140.
32. Мошева, И. В. Межполушарная асимметрия мозга у детей младшего школьного возраста в условиях развивающего обучения [Текст] : канд. психолог, наук : 19.00.02 / И. В. Мошева. - Ростов-на-Дону, 2002. - 247 с.
33. Николаева, Е. И. Сравнение разных способов оценки профиля функциональной сенсомоторной асимметрии у дошкольников [Текст] / Е. И. Николаева, Е. Ю. Борисенкова // Асимметрия. - 2008. - № 1. - С. 32-39.
34. Новогородова, Ю. О. Взаимосвязь мануальной асимметрии и познавательных процессов у младших школьников [Текст] / Ю. О. Новогородова, Лобаскова М. М. // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2015. - № 2. - С. 286-289.
35. Павлова, В. И. Состояние умственной работоспособности и уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В. И. Павлова, Камскова Ю. Г. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2011. - № 12. - С. 168-175.
36. Павлова, Н. В. Учет особенностей функциональной асимметрии мозга в нейрологопедической диагностики детей с тяжелыми нарушениями речевого развития [Текст] / Н. В. Павлова, Т. В. Дегтяренко // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2015. — № 3. - С. 243-248.
37. Петрова, Н. А. Особенности морфофункционального развития и формирование функциональной асимметрии детей 2-6 лет [Текст] : канд. биолог, наук : 03.00.13 / Н. А. Петрова. - Казань, 2006. - 201 с.
38. Поляков, В. М. Функциональная асимметрия мозга в онтогенезе [Текст] / В. М. Поляков, Л. И. Колесникова // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. -2006.-№5.-С. 322-331.
39. Понамарева, Т. В. Становление функциональных асимметрий в раннем онтогенезе [Текст] : канд. биол. Наук : 03.03.01 / Т. В. Пономарева. - Краснодар, 2010. - 152 с.
40. Пуляевская, О. В. Познавательные функции детей с разной межполушарной асимметрией мозга в период подготовки к школьному обучению [Текст]: канд. психолог, наук : 19.00.07 / О. В. Пуляевская. - Иркутск, 2003. - 225 с.
41. Пуляевская, О. В. Развитие познавательных функций у детей шестилетнего возраста с разной межполушарной асимметрией мозга [Текст] / О. В. Пуляевская // Сибирский психологический журнал. - 2005. - № 21. - С. 118-122.
42. Савченко, Д. В. Особенность влияния индивидуального профиля асимметрии психических функций на учебную деятельность младших школьников [Текст] / Д. В. Савченко // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2015. - № 2. - С. 314-316.
43. Сайфутдинова, И. Ф. Асимметрия мозга и особенности словестнообразной креативности у детей [Текст] / И. Ф. Сайфутдинова // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 6. - С.55-56.
44. Сергеева, М. В. Особенности развития познавательных психических процессов у детей с различными видами функциональной асимметрии в младшем школьном возрасте [Текст] / М. В. Сергеева // Вестник Санкт- Петербургского университета. - 2009. - № 1. - С. 315-319.
45. Сетко, Н.П. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга как индикатор выбора программы обучения ребёнка [Текст] / Н П Сетко, Е А Володина, А. И. Сафонова // Гигиена и санитария. - 2009. - № 4. - С. 61-63.
46. Сонькин, В. Д. Проблема оценки физической работоспособности детей и подростков [Текст] / В. Д. Сонькин // Новые исследования. - 2008. - № 2. - С. 43-51.
47. Строганова, Т. А. Функциональная асимметрия мозга и индивиду-альные различия в предпочтении руки в раннем онтогенезе [Текст] / Т. А. Строганова, Н. П. Пушина, И. Н. Посикера и др. // Физиология человека. - 2004. - № 1. - С. 20-30.
48. Сулима, А. А. Оценка готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе с учетом функциональной асимметрии мозга [Текст] / А. А. Сулима, Е. В. Холод // Молодой ученый. - 2015. - № 8. - С. 865-868.
49. Тарасенко, Н. П. Индивидуальногодичные изменения сенсомоторных показателей функциональной асимметрии мозга лиц юношеского возраста [Текст] / Н. П. Тарасенко // Медицина в Кузбасс. - 2010. - № 3. - С. 29-33.
50. Теребова, Н. Н. Возрастные особенности функциональной организации коры головного мозга у детей 5, 6 и 7 лет с разным уровнем сформированности зрительного восприятия [Текст] : канд. биолог, наук : 19.00.02 / Н. Н. Теребова. - Москва, 2010. - 125 с.
51. Тулякова, О. В. Развитие детей и успешность их образовательной деятельности в зависимости от пола, типа темперамента, функциональной асимметрии и других факторов [Текст] : канд. биолог, наук : 03.00.13 / О. В. Тулякова. - Киров, 2004. - 190 с.
52. Тяпкина, А. Д. Влияние функциональной асимметрии головного мозга на работоспособность [Текст] / А. Д. Тяпкина // Современные тенденции в науке и образовании - 2014. - № 1. - С. 91-92.
53. Филимонова, К. С. Влияние типа функциональной асимметрии мозга на успешность обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / К. С. Филимонова, Н. В. Нижегородцева // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 5. - С. 224-228.
54. Фишман, М.Н. Функциональное состояние головного мозга детей с нарушениями слуха и трудностями формирования речевого обучения [Текст] / М.Н. Фишман // Дефектология. - 2003. - № 1. - С. 3-8.
55. Фокин, В.Ф. Стационарные и динамические свойства функциональной межполушарной асимметрии [Текст] / В.Ф. Фокин // Асимметрия. -2007.-№ 1. - С. 77-79.
56. Фомичев, П. В. Функциональная асимметрия мозга в индивидуализации физического воспитания школьников 2-4 классов [Текст] / П. В. Фомичев // Наука и школа. - 2013. - № 2. - С. 119-123.
57. Червяков, А. В., Морфометрический и биохимический аспекты функциональной межполушарной асимметрии [Текст] / А. В. Червяков, В. Ф. Фокин // Асимметрия. - 2007. -№ 1. - С. 47-57.
58. Чермит, К. Д. Становление индивидуального профиля функциональной асимметрии в возрасте 6-11 лет [Текст] / К. Д. Чермит, Е. К. Апанянц // Теоретические и прикладные проблемы медицины и биологии. - 2003.-№2.-С. 460-465.
59. Черниговская, Т. В. Сенсомоторный и когнитивный латеральный профиль [Текст] / Т. В. Черниговская // Физиология человека. - 2005. - №2.-С. 24-33.
60. Ярлыков, В. Н. Влияние функциональной асимметрии головного мозга на адаптивное поведение в детском возрасте [Текст] / В. Н. Ярлыков, В. А. Худик // Вестник Ленинградского государственного университета им. АС. Пушкина - 2010. - № 3. - С. 37-43.
61. Cabeza, R. Cognitive neuroscience of aging: contributions of functional neuroimaging [Текст] / R. Cabeza // Scand. J. Psychol. - 2001. - № 3. - P. 277¬286.;
62. Concha, M. L. Asymmetry in the epithalamus of vertebrates [Текст] /М. L. Concha, S. W. Wilson//J. Anat. -2001 -Vol. 199 -P. 63-84.
63. Duman, RS. Pathophysiology of depression: the concept of synaptic plasticity [Текст] / RS. Duman // Eur Psychiatry. - 2002- № 17,- P. 306-310.
64. Incel, N. Grip strength: effect of hand dominance [Текст] / N. Incel, E. Ceceli, P. Durucan // Singapore medical journal. -2002. - № 50. - P. 189-192.
65. Faurie, C. Socio-economic status and handedness in two large cohorts of French adults [Текст] / C. Faurie // British journal of Psychology. - 2008. - №99. -P. 533-554.
66. Fox, N. A. Continuity and Discontinuity of behavioral inhibition and ex-uberance: psychophysiological and behavioral influences across the first four year of life [Текст] / N. A. Fox. // Child. Development. - 2001,- Vol. 72, № 1. - P.l - 21.
67. Gutnik, B. J. Lateralised Regular Special Spatial patterns in oscillating drawwing arm movements of right-handed young woman [Текст] / В. J. Gutnik, M. C. Corballis, J. Nicolson // Perceptual and motor skills.- 2004. - Vol. 98. - P. 249-271.
68. Hellige, J. B. Hemispheric asymmetry: What's right and what's left? [Текст] / J. B. Hellige. Harvard : Harvard Press, 2001. - P. 256 .
69. Hering-Hanit, R. Asymmetry of fetal cerebral hemispheres: in utero ul-trasound study [Текст] / R. Hering - Hanit, R. Achiron, S. Lipitz et al. // Arch. Child. Fetal Neonatal. - 2001. - Vol. 85. - P. 194-196.
70. Hugdahl, К. The Asymmetrical Brain [Текст] / К. Hugdahl, R. J. Da-vidson. - Cambridge, MA : MIT Press, 2003. 732 p.
71. Meadmore, K. L. Lateralization of spational processing and age [Текст] / K.L. Meadmore, I. E. Dror, R. S. Bucks // Laterality : Asymmetries of Body, Brain and Cognition. - 2009. - Vol. 14 - P. 17-29.
72. Perelle, I. B. On the other hand [Текст] / I. B. Perelle, L. Tehrman // Behavior genetics. - 2005,- № 3. - P. 343-350.
73. Reiss, M. Medical problems of handedness [Текст] / M. Reiss, G. Reiss // Wien Med. Wochenschr. - 2002. - P. 148-152.
74. Restom, K. A comparison between healthy young and elderly adults [Текст] / К. Restom et al. // Neuromage. - 2007. - № 2. - P. 430-439.
75. Schirmer, A. Gendre differences in the activation of interior frontal cor¬tex during emotional speech perception [Текст] / A. Schirmer et al. // Neuromage. - 2004. - Vol. 2 - P. 1114-1123.
76. Suffczinsky, P. Computational model of thalamocortical networks; dy-namical control of alpha rhythms in relation to focal attention [Текст] / P. Suffczinsky, S. Kalitzin, G. Pfurtscheller // Psychophysiology. - 2001,- Vol. 43- P. 25.
77. Uylings, H. В. M. Left-right asymmetry in volume and number of neu¬rons in adult Broca's area [Текст] / H. В. M. Uylings et al. // Cortex. - 2006. - Vol. 42-P. 652-658.
78. Vallortigara, G. The evolutionary psychology of left and right: costs and benefits of lateralization [Текст] / G. Vallortigara // Dev. Psychobiol.- 2006. - Vol. 48-P. 418-427.
79. Voipio, J. Milivolt Scale DC Shifts in human scalp EEG: Evidance for a nonneuronal generation [Текст] / J. Voipio, P. Tallgren, E. Heinonen // Neuro-physiology.- 2003. - Vol. 89 - P. 1-13.
80. Xu, Z. C. Neal-Beliveau B. S. Asymmetrical changes of dopamine re-ceptors in the striatum after unilateral dopamine depletion [Текст] / Z. C. Xu, G. Ling, R. N. Sahr //Brain Res.-2005. - Vol. 1038 -P. 163-170.
81. Ziemann, Ulf. Stimulation-Induced Within-Representation and Across- Representation Plasticity in Human Motor Cortex [Текст] / Ulf Ziemann, G. F. Wit-tenberg, L. G. Cohen // The J. of Neuroscienqe.- 2002. - Vol. 22 - В 13 - P. 5563¬5571.