Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Арктический совет как инструмент экологической дипломатии

Работа №61168

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы101
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
416
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ» 12
1.1. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды 12
1.2. Экологическая дипломатия как новое явление 29
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ АРКТИЧЕСКОГО СОВЕТА 39
2.1. Арктический совет 39
2.2. Наиболее репрезентативные результаты деятельности АС 51
ГЛАВА III. АС - ПЛОЩАДКА ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ В АРКТИКЕ 61
3.1. Арктический совет: перспективы 61
3.2. Перспективы развития АС в формировании экологической дипломатии 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 87


Актуальность. В начале XXI века Арктика выходит на глобальный уровень, регион с богатыми природными ресурсами и высоким потенциалом переживает значительные изменения, к нему проявляется повышенный интерес со стороны многих государств. Геостратегическое значение региона во всех контекстах существенно возрастает.
«Мурманские инициативы» М. С. Горбачева послужили прорывом в области укрепления взаимоотношений и сотрудничества в Арктике. В 1987 г., обратившись к мировой общественности, лидер СССР выступил «за радикальное снижение уровня военного противостояния», назвав Арктику «зоной мира».
Сегодня Арктика отличается стабильностью, основанной на институциональном, международном сотрудничестве, начатом арктическими государствами, неправительственными организациями и субнациональными правительствами. «Мягкое право» - наиболее эффективный способ посадить государства за стол переговоров, невзирая на напряженную геополитическую обстановку в мире. Совместно разработанный в рамках Арктического Совета комплексный план по охране хрупкой экосистемы Арктики учитывает различные аспекты развития этой территории - социально-экономические, экологические факторы, вопросы национальной и международной безопасности. Сохранение устойчивости региона - согласованный политический приоритет, в частности в контексте Арктического Совета.
Арктика имеет многомерную динамику построения политики в рамках региона: с одной стороны, в повестке дня подчеркиваются материальные факторы, такие как физическое пространство, борьба за ресурсы, состояние экономики; с другой - нематериальные факторы, такие как качество окружающей среды, культура и другие ценности.
Наблюдается «экологизация» политики, в международных документах прослеживается приоритетность «зеленого» роста экономики, положения о внедрении безопасных технологий в производства с принципом «нулевого сброса». Сотрудничество арктических государств принимает «зеленый» вектор развития. Стабильность в Арктике поддерживается посредством активной нормотворческой деятельности стран-членов Арктического совета. Актуальность темы ведения экологической дипломатии постоянно возрастает. Благодаря своей гибкой структуре, изучаемый «форум высшего уровня» может легче адаптироваться к меняющимся условиям, способствуя компромиссному решению существующих проблем, не прибегая к агрессии. В Оттавской декларации 1996 года четко прописано, что организация исключает вопросы военной безопасности.
Кооперация в рамках совета заложила основу общих норм и ценностей, повысила уровень социализации и взаимодействия арктических государств. В приарктическом сотрудничестве тема охраны и сохранения окружающей среды играет ведущую роль с начала интернационализации региона. Арктика - это «кухня погоды», влияние изменения климата и таяния льдов отражается далеко за его пределами. Согласно исследованиям, потепление Арктики происходит в два раза быстрее, чем в остальной части земного шара . Члены совета стараются найти баланс между социально-экономическим благополучием и экологической устойчивостью, государства признают свою ответственность в проведении мероприятий по смягчению последствий изменения климата и заботе сохранения биоразнообразия в регионе.
Вызовы и угрозы, с которым сталкивается Арктический регион, требуют качественных изменений в образе мыслей и действий государств. Инклюзивность Арктического совета и его нормы формирования консенсуса укрепляют доверие между государствами-членами, постоянными участниками и наблюдателями, что способствует повышению его эффективности и действенности.
Объектом исследования является организация Арктический Совет.
Предметом - механизмы реализации политики АС.
Цель работы представляет собой определение роли АС в формировании глобальной экологической дипломатии.
На пути к достижению вышеуказанной цели представляется целесообразным решить следующие задачи:
1) Выявить основные маркеры экологической дипломатии, проанализировать ее роль;
2) Проанализировать структуру АС и направления функционирования организации;
3) Раскрыть наиболее репрезентативные результаты работы АС;
4) Проанализировать перспективы развития АС как института, являющегося инициатором международного сотрудничества в данной области.
Степень разработанности темы. В работах следующих отечественных авторов - М. Н. Копылова, О. С. Колбасова, А. М. Солнцева, А. Д. Урсула - проводится анализ международно-правового регулирования охраны окружающей среды и исследование механизмов реализации международной концепции устойчивого развития на разных уровнях.
В диссертационном исследовании Л. С. Мина (2004) дается понимание экологической составляющей в фокусе концепции устойчивого развития в международном праве.
Идеи развития международных отношений с учетом понимания глобальных экологических проблем, концепции устойчивого развития и процесса глобализации принадлежат Н. Н. Моисееву, В. И. Данилову-Данильяну.
Политические отношения, которые связаны с экологической проблематикой, привлекают внимание большое количество специалистов и исследований из различных сфер. Материалы российских экспертов - М. Л. Лагутиной, Н. К. Харлампьевой - посвящены рассмотрению особенностей формирования многостороннего сотрудничества, в частности, в Арктике.
Д. В. Ефременко (2007), А. С. Шилов (2005) в своих диссертационных исследованиях изучили роль науки и власти в международных отношениях в рамках концепции устойчивого развития и рассмотрели историю становления экополитологии.
Книга «Environmental Diplomacy: Negotiating More Effective Global Agreements» представляет собой уникальный вклад в качестве панорамного анализа процесса заключения экологических договоров. Л. Сасскинд и С. Али исследуют геополитику переговоров по международным экологическим соглашения и дают широкий анализ роли науки в разработке природоохранных договоров, а также предлагают свое видение совершенствования нынешней системы.
Зарубежные авторы С. Барретт, С. Али анализируют процесс построения консенсуса между представителями науки, гражданского общества и других заинтересованных сторон, который способствует разработке природоохранных договоров.
Материалы «The SAGE Handbook of Diplomacy» посвящены детальному рассмотрению эволюции и перспектив развития дипломатической теории в рамках международных отношений. В коллективной монографии исследованы цели, инструменты и средства экологический дипломатии, ее связи с изучением внешней политики и государственного управления, а также ее роль в преобразовании международных систем.
Диссертационное исследование А. В. Долинского (2011) посвящена понимаю публичной дипломатии и ее развития в современных реалиях.
Обширный ряд работ О. Янга, П. Канкаанпяа, Т. Койвурова сосредоточен на вопросах управления Арктикой с учетом глобальных тенденций, также в работах затронута тема правового режима Арктического региона. В трудах Д. Норда рассмотрены различные аспекты развития Арктического совета.
Коллективная монография под редакцией финского специалиста Л. Хейнинена «The Arctic Council: 20 Years of Regional Cooperation and Policy-Shaping», изданная в честь 20-летия Арктического совета, посвящена комплексному исследованию работы организации.
В сборнике «Arctic Yearbook» ,публикуемом каждый год под редакцией Л. Хейнинен, Х. Экснер-Пирот, регулярно освещаются актуальные вопросы развития арктической политики и управления в регионе, деятельности структур Арктического совета, а также вопросы роли АС как инструмента экологической дипломатии.
Авторы докладов конференции «Environmental Diplomacy» исследуют понятия экологической дипломатии, как нового междисциплинарного направления дипломатии.
Среди отечественных авторов, затрагивающих тему экологической дипломатии, стоит отметить А. А. Алимова. В своих работах он описывает историю формирования данного феномена, его особенности и характеристики.
Ряд диссертационных исследований посвящен изучению реализации экологической политики в фокусе международного сотрудничества и глобальных экологических проблем: работа В. Гуаньцзюнь посвящена изучению экологической политики Китая (2012), работа Н. Г. Рогожиной освещает экологическую составляющую политических процессов в Юго-Восточной Азии (2011), в работе Т. И. Медведевой описана роль народной дипломатии в политическом диалоге Японии и России (2007). Стоит отметить, что в работах рассмотрен конкретный регион - азиатский.
Научная новизна исследования. Большинство использованных работ на русский язык не переведено, поэтому в работе обобщаются результаты их исследований, дается обзор публикаций зарубежных авторов, освещается феномен экологической дипломатии, исследуется характер деятельности Арктического совета и особенности его функционирования как инструмента экологической дипломатии.
В результате проведенного анализа научной литературы в этом направлении можно констатировать, что комплексного научного исследования отечественных ученых на тему развития и построения экологической дипломатии в рамках процесса глобализации и концепции устойчивого развития пока не так много, поэтому существует объективная необходимость продолжения исследований.
В процессе изучения документальной базы Арктического совета были использованы материалы и документы, ранее не входившие в научный оборот на русском языке. Например, доклады и Совместное заявление министров, принятые на встрече министров АС в г. Рованиеми по случаю передачи председательства Исландии. На основе изучения источников впервые обобщены и сформулированы современные тенденции развития Арктического совета как инструмента «зеленой» дипломатии. Кроме того, предложено авторское определение «экологической дипломатии».
Источниковая база исследования. Были проанализированы документы сессий учреждений системы ООН, документы, отражающие итоги основных глобальных конференций в области охраны окружающей среды, декларации и доклады старших должностных лиц Арктического Совета, юридически обязывающие соглашения, принятые в рамках АС, некоторые доклады рабочих групп организации.
Теоретические и методологические основы исследования. В эпоху глобализации мира использование «мягкой силы» является наиболее эффективным инструментом управления . При умелом использовании инструментов мягкой силы, государство может существенно влиять на протекающие процессы. Применяя соответствующую концепцию, необходимо ссылаться на труды Дж. Ная, который подчеркивал, что в её основе лежит привлекательность государства для других участников международных отношений . В контексте данной работы, теория опирается на сотрудничество в отношениях с партнерами по вопросам невоенной безопасности, учитывая важность институтов гражданского общества. Термин включает в себя понятие «публичная дипломатия» и охватывает гуманитарное измерение политики.
Наибольшее влияние на становление экологической дипломатии оказал зеленый либерализм. Эта политическая идеология предполагает совмещение либеральных идей с защитой окружающей среды и разрешением экологических проблем. Зеленый либерализм включает в свою идеологию зеленую политику. Внимание уделяется и правилам, используемым политической системой в момент принятия решений. Зеленый либерализм подчеркивает важность того, чтобы планета передавалась следующему поколению невредимой. Зеленый либерализм признает, что естественный мир находится в состоянии постоянного движения. Вместе с тем, его сторонники стремятся свести к минимуму ущерб, наносимый человечеством природному миру, или, используя другой термин - природный потенциал, а также содействуют восстановлению пострадавших районов. Зеленый либерализм стремится объединить либерально-демократические институты и принципы, такие как равенство и свобода личности с защитой окружающей среды, направленные на снижение основных угроз для окружающей среды, таких как чрезмерное потребление и загрязнение воздуха . Особое значение имеет центральная задача энвайроментализма - преодолеть разделение «человека» и «природы», неправильное представление о человеке как о «превосходящем» природу. Зеленую политическую теорию можно рассматривать как путь от «краткосрочной экологической модернизации» до «долгосрочных экологических подходов».
Метод структурно-функционального анализа позволил рассмотреть, как развивается экологическая дипломатия посредством деятельности АС в целом, а также отдельные ее составляющие во взаимодействии государств. Был применен сравнительный анализ для полного определения понятия экологической дипломатии, для выделения ее особенностей. Исторический метод послужил инструментом изучения формирования и становления Арктического совета. Для исследования места и роли организации в сфере формирования арктического сотрудничества был использован институциональный метод. Для рассмотрения Арктики как системы, отдельных ее элементов, институциональных подгрупп, и чтобы проанализировать их взаимодействие и взаимосвязи был использован метод системного анализа. Для накопления, систематизации данных и изучения документации был использован ряд общенаучных методов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенного исследования автор пришел к следующим выводам:
1. Экологическая дипломатия как научное направление и как система практических действий является новым направлением в рамках решения важнейших вопросов современности, зафиксированных в доктринальных решениях Организации Объединенных Наций и отраженных в современной научной литературе. При этом, является очевидным тот факт, что в российской литературе, к сожалению, имеется крайне мало исследований и работ комплексного межнаучного содержания по проблеме формирования и развития экологической дипломатии. Следовательно, именно российским специалистам в области глобализации, устойчивого развития и в области исследования новых форм дипломатических отношений крайне желательно уделить большее внимание приведенному автором выводу.
2. На современном этапе формирования и развития экологической дипломатии возможно её применение, в первую очередь, в региональных масштабах. Арктика, как особый регион, обладает рядом специфических особенностей и является предметом как регионального, так и глобального интереса. Следовательно, Арктика может стать своеобразным «пилотным проектом» становления экологической дипломатии. Значение Арктики в современном мире возрастает в связи с ее глобальным значением, и, без сомнения, Арктический регион будет оставаться предметом высокого интереса и внимания на долгосрочную перспективу. Поэтому важность Арктики определяет не только возможность, но и необходимость использования в ее географических рамках элементов экологической дипломатии.
3. Арктический совет является уникальной международной организацией, деятельность которой основана на учете интересов не только арктических, но и неарктических держав. Особая роль Арктического совета выражается в обеспечении процесса рационального природопользования и охраны окружающей среды. В обеспечении экологической безопасности Арктического региона заинтересованы все государства - как арктического, так и неарктического географического расположения. Опыт деятельности Арктического совета показывает, что в рамках соблюдения общих интересов следует выстраивать не только вертикальную, горизонтальную, но и сетевую структуру его деятельности.
4. Особое внимание Арктический совет уделяет вопросам соблюдения интересов коренных малочисленных народов, в следствие того, что воздействия процесса глобализации могут негативно влиять на традиционные условия их жизни, включая ведение хозяйства, основанного на понимании значимости природы, принципов ее использования и охраны. При этом следует отметить, что со стороны Российской Федерации этим вопросам не уделялось должного внимания, хотя был принят ряд основополагающих документов, направленных на возможную минимизацию конфликтных ситуаций и на повышение уровня соблюдения традиционных интересов коренных малочисленных народов Российской Арктики.
5. Арктический совет должен использовать свою мягкую структуру. которая позволяет активизировать социальную сплоченность, в частности, путем включения элементов экологической дипломатии в его деятельность и в современную и перспективную повестку дня. При этом важно сохранить модель Арктического совета без кардинальных изменений, то есть занимаясь вопросами устойчивого развития и охраны окружающей среды, не затрагивать актуальные политические темы военной безопасности. С этой целью важно разрабатывать и внедрять новые, современные, «зеленые» технологии, определяемые политической волей, а также адаптировать «зеленое» мышление и «зеленую философию» для создания «зеленого будущего» для Арктики.



1. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам
окружающей человека среды, 1972. URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml(дата обращения:
19.12.2018)
2. Доклад Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, 2002. URL: https://undocs.org/ru/A/CONF.199/20(дата обращения: 3.05.2019)
3. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития / Брундтланд Г. Х. [и др.] - ООН, 1987. - 412 с.
4. Картахенский протокол. URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/cartagena.pdf(дата обращения: 19.05.2019)
5. Конвенция о биологическом разнообразии, 1992. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/biodiv.pdf(дата обращения: 19.05.2019)
6. Орхусская конвенция 1998. URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orhus.shtml(дата обращения:
15.12.2018)
7. Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий, 1992.
URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/industrial_accidents.pdf
(дата обращения: 19.05.2019)
8. Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и
международных озер, 1992. URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/waterconr.pdf(дата обращения: 19.05.2019)
9. Повестка дня на XXI век, 1992. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/agenda21.pdf(дата обращения: 19.05.2019)
10. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/420355765(дата обращения:
10.12.2018)
11. Принципы лесоводства, 1992. URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/forest.shtml(дата обращения: 19.05.2019)
12. Рамочная конвенция ООН об изменении климата, 1992. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/climate.pdf(дата обращения: 19.05.2019)
13. Резолюция 46/168. Конференция ООН по окружающей среде и развитию, 1991. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/46/168(дата обращения: 19.05.2019)
14. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию, 1992. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml(дата обращения:
15.12.2018)
15. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях, 2001.
URL: https://treaties.un.org/doc/Treaties/2001/05/20010522%2012-
55%20PM/Ch_XXVII_15p.pdf (дата обращения: 24.04.2019)
16. Agreement For The Implementation Of The Provisions Of The United Nations Convention On The Law Of The Sea Relating To The Conservation And Management Of Straddling Fish Stocks And Highly Migratory Fish Stocks, 1995. URL: https://documents-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N95/274/67/PDF/N9527467.pdf?OpenElement(дата обращения: 3.05.2019)
17. Agreement relating to the implementation of Part XI of the United Nations Convention on the Law of the Sea, 1994. URL: https://documents-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N94/332/98/PDF/N9433298.pdf?OpenElement(дата обращения: 3.05.2019)
18. Aichi Biodiversity Targets, 2010. URL: https://www.cbd.int/sp/targets/(дата обращения: 25.04.2019)
19. Convention on International Civil Aviation, 1944. URL: https://www.icao.int/publications/documents/7300_orig.pdf(дата обращения: 26.04.2019)
20. Convention On The Prevention Of Marine Pollution By Dumping Of Wastes And
Other Matter, 1972. URL:
http://www.imo.org/en/OurWork/Environment/LCLP/Documents/LC1972.pdf (дата
обращения: 3.05.2019)
21. Decision Adopted By The Conference Of The Parties To The Convention On Biological Diversity, 2010. URL: https://www.cbd.int/doc/decisions/cop-10/cop-10-dec-02- en.pdf(дата обращения: 25.04.2019)
22. IASC, The Science Council of Japan. Toyama Conference Statement /
International Arctic Science Committee. URL:
https://icarp.iasc.info/images/articles/news/ASSW_Conference_Statement_FINAL.pdf(дата обращения: 29.04.2019)
23. IASC. ICARP III: Integrating Arctic Research - a Roadmap For The Future /
International Arctic Science Committee. URL: https://icarp.iasc.info/images/articles/downloads/ICARPIII_Final_Report.pdf(дата обращения: 29.04.2019)
24. International Convention on Maritime Search and Rescue, 1979. URL: http://www.imo.org/en/About/Conventions/ListOfConventions/Pages/International-Convention- on-Maritime-Search-and-Rescue-(SAR).aspx(дата обращения: 26.04.2019)
25. International Convention on Oil Pollution Preparedness, Response and
Cooperation, 1990. URL: https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/Volume
%201891/volume-1891-I-32194-English.pdf (дата обращения: 3.05.2019)
26. International Polar Decade Initiative, 2011. URL: https://www.wmo.int/pages/prog/sat/meetings/documents/PSTG-1_Doc_04-02_WCRP-IPD.pdf(дата обращения: 27.04.2019)
27. International Polar Initiative, 2012. URL:
http://internationalpolarinitiative.org/IPI_Concept_v.5-21.12.12.pdf(дата обращения: 27.04.2019)
28. Minamata Convention On Mercury. Text And Annexes. - Kenya: United Nations Environment Programme, 2017. - 71 p.
29. Paris Agreement, 2015. URL:
https://unfccc.int/files/meetings/paris_nov_2015/application/pdf/paris_agreement_english_.pdf(дата обращения: 07.05.2019)
30. Protocol To The Convention On The Prevention Of Marine Pollution By Dumping
Of Wastes And Other Matter, 1972. URL:
http: /
/www.imo.org/en/OurWork/Environment/LCLP/Documents/PROTOCOLAmended2006.pdf(дата обращения: 3.05.2019)
31. Report of the World Summit on Sustainable Development. - NY: United Nations, 2002. - 173 p.
32. Resolution 48/190. Dissemination Of The Principles Of The Rio Declaration On Environment And Development, 1994. URL: https://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp? symbol=A/RES/48/190 (дата обращения: 19.05.2019)
33. Resolution 66/288. The future we want, 2012. URL:
https://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/66/288&Lang=E (дата
обращения: 28.05.2019)
34. Resolution A/RES/38/161 «Process of preparation of the Environmental Perspective to the Year 2000 and Beyond», 1983. URL: https://www.un.org/documents/ga/res/38/a38r161.htm(дата обращения: 15.12.2018)
35. The Antarctic Treaty, 1959. URL: https://www.ats.aq/e/ats.htm(дата обращения: 1.05.2019)
36. United Nations Convention on the Law of the Sea, 1982. URL:
https://www.un.org/Depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_e.pdf (дата
обращения: 1.05.2019)
Документы Арктического совета
37. Adaptation Actions for a Changing Arctic (AACA) - Barents Area Overview Report, 2017. URL: http://hdl.handle.net/11374/1960(дата обращения: 30.04.2019)
38. Adaptation Actions for a Changing Arctic (AACA) - Bering/Chukchi/Beaufort Region Overview Report, 2017. URL: http://hdl.handle.net/11374/1941(дата обращения: 30.04.2019)
39. Adaptation Actions for a Changing Arctic: Perspectives from the Baffin Bay/Davis Strait Region, 2018. URL: http://hdl.handle.net/11374/2166(дата обращения: 30.04.2019)
40. Agreement On Cooperation On Aeronautical And Maritime Search And Rescue In The Arctic, 2011. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/531(дата обращения: 23.04.2019)
41. Agreement On Cooperation On Marine Oil Pollution Preparedness And Response In The Arctic, 2013. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/529(дата обращения: 26.04.2019)
42. Agreement on Enhancing International Arctic Scientific Cooperation, 2017. URL: http://hdl.handle.net/11374/1916(дата обращения: 27.04.2019)
43. AMAP Assessment 2002: Persistent Organic Pollutants in the Arctic. URL: https://www.amap.no/documents/download/1159/inline(дата обращения: 24.04.2019)
44. Arctic Biodiversity Assessment, 2013. URL: https://oaarchive.arctic-
council.org/handle/11374/223(дата обращения: 25.04.2019)
45. Arctic Climate Impact Assessment Policy Document, 2004. URL:
http://www.acia.uaf.edu/PDFs/ACIA_Policy_Document.pdf(дата обращения: 24.04.2019)
46. Arctic Council Communications Strategy, 2018. URL: http://hdl.handle.net/11374/2242(дата обращения: 7.05.2019)
47. Arctic Council Secretariat Terms of Reference, 2011. URL: http://hdl.handle.net/11374/1568(дата обращения: 24.04.2019)
48. Arctic Environmental Protection Strategy, 1991. URL: http://library.arcticportal.org/1542/1/artic_environment.pdf(дата обращения: 24.04.2019)
49. Arctic Exercise: After Action Report, 2014. URL: http://hdl.handle.net/11374/404(дата обращения: 26.04.2019)
50. Arctic Human Development Report, 2004. URL: http://hdl.handle.net/11374/51(дата обращения: 25.04.2019)
51. Arctic Investment Protocol: Guidelines for Responsible Investment in the Arctic. - Switzerland , Geneva: World Economic Forum, 2015. - 10 p.
52. Arctic Marine Shipping Assessment, 2009. URL: https://www.pame.is/images/03_Projects/AMSA/AMSA_2009_report/AMSA_2009_Report_2nd _print.pdf (дата обращения: 25.04.2019)
53. Arctic Marine Strategic Plan Implementation Progress Report, 2017-2019. URL: http://hdl.handle.net/11374/2308(дата обращения:7.05.2019
54. Arctic: Arctic Climate Impact Assessment (ACIA), 2005. URL:
https://www.amap.no/documents/doc/arctic-arctic-climate-impact-assessment/796 (дата
обращения: 30.04.2019)
55. CAFF: State of the Arctic Marine Biodiversity Report / CAFF. - Iceland, Akureyri: Conservation of Arctic Flora and Fauna International Secretariat, 2017. - 200 p.
56. Common objectives and priorities for the Norwegian, Danish and Swedish chairmanships of the Arctic Council (2006-2012). URL: http://hdl.handle.net/11374/2103(дата обращения: 23.04.2019)
57. Declaration on the establishment of the Arctic Council, 1996. URL: http://hdl.handle.net/11374/85(дата обращения:14.11.2018)
58. Development Of Safety Systems In Implementation Of Economic And Infrastructural Projects In The Arctic, 2008. URL: http://hdl.handle.net/11374/869(дата обращения: 26.04.2019)
59. Fairbanks Declaration, 2017. URL: http://hdl.handle.net/11374/1910(дата обращения: 14.11.2018)
60. Field Guide for Oil Spill Response in Arctic Waters: Second Edition, 2017. URL: http://hdl.handle.net/11374/2100(дата обращения: 26.04.2019)
61. Finland's Chairmanship Program for the Arctic Council, 2017-2019. URL: http://hdl.handle.net/11374/2027(дата обращения: 1.05.2019)
62. Guide to Oil Spill Response in Snow and Ice Conditions, 2015. URL: http://hdl.handle.net/11374/403(дата обращения: 26.04.2019)
63. Ilulissat Declaration, 2008. URL: https://cil.nus.edu.sg/wp-
content/uploads/2017/07/2008-Ilulissat-Declaration.pdf (дата обращения: 1.05.2019)
64. Impacts of a Warming Arctic: Arctic Climate Impact Assessment (ACIA). Overview Report, 2004. URL: https://www.amap.no/documents/download/1058/inline(дата обращения: 24.04.2019)
65. International Code For Ships Operating In Polar Waters (Polar Code), 2017. URL: http://www.imo.org/en/MediaCentre/HotTopics/polar/Documents/POLAR%20CODE%20TEXT %20AS%20ADOPTED.pdf (дата обращения: 25.04.2019)
66. IPCC: Climate Change. Synthesis Report, 2007. URL:
https://www.ipcc.ch/site/assets/uploads/2018/02/ar4_syr_full_report.pdf(дата обращения: 24.04.2019)
67. Iqaluit Declaration, 2015. URL: http://hdl.handle.net/11374/662(дата обращения: 27.04.2019)
68. Kiruna Declaration, 2013. URL: http://hdl.handle.net/11374/93(дата обращения: 26.04.2019)
69. Marine Environmental Response (MER) Experts Group Mandate. URL: http://hdl.handle.net/11374/2107(дата обращения: 26.04.2019)
70. Maximizing the Legacy of IPY in the Arctic, 2009. URL:
http://hdl.handle.net/11374/964(дата обращения: 27.04.2019)
71. Memorandum of Understanding between the Arctic Council and the Arctic Economic Council // Senior Arctic Officials’ Report to Ministers. - Arctic Council Secretariat, 2019. - P. 142-144.
72. Nuuk Declaration, 2011. URL: http://hdl.handle.net/11374/92(дата обращения: 23.04.2019)
73. PAME Main Achievements. Summary Report, 2015-2017. URL: http://hdl.handle.net/11374/1939(дата обращения: 1.05.2019)
74. Recommended Practices for Arctic Oil Spill Prevention, 2013. URL: http://hdl.handle.net/11374/614(дата обращения: 26.04.2019)
75. Report of SAOs to Arctic Council Ministers, 2009. URL: http://hdl.handle.net/11374/1555(дата обращения: 27.04.2019)
76. Rovaniemi joint Ministerial statement, 2019. URL: https://oaarchive.arctic- council.org/bitstream/handle/11374/2342/Rovaniemi%20Joint%20Ministerial %20Statement_2019_Signed.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 8.05.2019)
77. SAOs’ Meeting. Final Report, 2014. URL: http://hdl.handle.net/11374/1290(дата обращения: 26.04.2019)
78. Search and Rescue (SAR) Experts Group Mandate. URL: http://hdl.handle.net/11374/2106(дата обращения: 26.04.2019)
79. SAOs’ Report to Ministers. - Arctic Council Secretariat, 2019. - 150 p.
80. Snow, Water, Ice and Permafrost. Summary for Policy-makers / AMAP. - Oslo, Norway: AMAP Secretariat, 2017. - 20 p.
81. Standardization as a Tool for Prevention of Oil Spills in the Arctic, 2017. URL: http://hdl.handle.net/11374/1951(дата обращения: 26.04.2019)
82. Sweden’s Chairmanship Programme, 2011. URL: http://hdl.handle.net/11374/92(дата обращения: 23.04.2019)
83. The Danish Chairmanship Programme, 2009. URL: http://hdl.handle.net/11374/1565(дата обращения: 23.04.2019)
84. The Expert Group on Black Carbon and Methane Chair's Summary and Annex 1, 2018. URL: http://hdl.handle.net/11374/2233(дата обращения: 4.05.2019)
85. The Observer Manual for Subsidiary Bodies, 2013. URL:
http://hdl.handle.net/11374/939(дата обращения: 23.04.2019)
86. The Salekhard Declaration, 2006. URL: http://hdl.handle.net/11374/90(дата обращения: 23.04.2019)
87. Tromso Declaration, 2009. URL: http://hdl.handle.net/11374/91(дата обращения: 23.04.2019)
ЛИТЕРАТУРА
88. Алиев, Р. А., Близнецкая, Е. А. Многосторонняя экологическая дипломатия / Р. А. Алиев, Е. А. Близнецкая. - М.: МГИМО-Университет, 2016. - 198 с.
89. Алимов, А. А, Шестакова, А. И. Экологическая дипломатия в XXI веке / А. А. Алимов, А. И. Шестакова // Общество. Среда. Развитие. - 2017. № 2 (43). - С. 97-101.
90. Алимов, А. А. Концепция устойчивого развития и эколого-социальные пути ее реализации / А. А. Алимов // Евразийский юридический журнал. - 2015. № 4 (83). - С. 253-254.
91. Алимов, А. А. Экологическая политика и экологическая дипломатия (понятийный аппарат и отдельные проблемы) / А. А. Алимов // Вестник Санкт- Петербургского университета. - 2003. № 3. - С. 101-109.
92. Алимов, А. А., Карцева, С. Е. Стецко, Е. В. Арктика -территория сотрудничества и исследований / А. А. Алимов, С. Е. Карцева, Е. В. Стецко // Общество. Среда. Развитие. - 2017. № 1 (42). - С. 129-133.
93. Алимов, А. А., Меренков, И. С. Истоки экологической политики США: вклад Теодора Рузвельта в ее становление и развитие / А. А. Алимов, И. С. Меренков // Общество. Среда. Развитие. - 2014. № 4 (33). - С. 158-162.
94. Боголюбова, Н. М., Николаева, Ю. В. Феномен «зеленой дипломатии»: международный опыт / Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. - 2014.№ 36. - С. 189-198.
95. Волков, В. А. Политическая экология и экологическое государство / В. А. Волков. // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2016. № 2-2 (14). - С. 151-155.
96. Волчкова, Н. В. Сильны в дипломатии: ученых зовут на выручку политикам / Н. В. Волчкова // Вестник РФФИ. - 2018. № 1 (97). - С. 72-78.
97. Высторобец, Е. А. Экологическое право - мотивации в международном сотрудничестве / Е. А. Высторобец. - М.: Наука, 2006. - 383 с.
98. Горбачев, М. С. Избранные речи и статьи. В 7 т. Т. 5 / М. С. Горбачев. - М.: Политиздат, 1988. - 575 с.
99. Данилов-Данильян, В. И., Лосев, К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие / В. И. Данилов-Данильян, К. С. Лосев. - М.: Прогресс-Традиция, 2000 - 414 с.
100. Колбасов, О. С. Международно-правовая охрана окружающей среды / О. С. Колбасов. - М.: Международные отношения, 1982. - 240 с.
101. Копылов, М. Н. Введение в международное экологическое право / М. Н. Копылов. - М.: Университет дружбы народов, 2007. - 268 с.
102. Копылов, М. Н., Копылов, С. М. О системе источников международного экологического права / М. Н. Копылов, С. М. Копылов // Международное право - International Law. - 2007. № 4 (32). - С. 5-27.
103. Лагутина, М. Л. Глобальный регион как элемент моровой политической системы XXI века / М. Л. Лагутина // Сравнительная политика. - 2015. № 2 (19). - С. 16¬21.
104. Лагутина, М. Л., Харлампьева, Н. К. Международное сотрудничество в Арктике: эколого-политический аспект / М. Л. Лагутина, Н. К. Харлампьева // Общество. Среда. Развитие. - 2010. № 3 (10). - С. 212-217.
105. Леонова, О. Г. Мягкая сила - ресурс внешней политики государства / О. Г. Леонова // Обозреватель. - 2013. №4. - С. 27-40.
106. Моисеев, Н. Н. Заслон Средневековью: Сборник / Н. Н. Моисеев. - М.: Тайдекс Ко, 2003. - 309 с.
107. Най, Дж. Гибкая власть: как добиться успеха в мировой политике / Дж. Най. - Новосибирск, М.: Фонд социо-прогност. исслед. «Тренды», 2006. - 221 с.
108. Солнцев, А. М. Современное международное право о защите окружающей среды и экологических правах человека / А. М. Солнцев. - М.: URSS, 2015. - 336 с.
109. Солнцев, А. М. Согласительные процедуры урегулирования международных экологических споров / А. М. Солнцев // Вопросы экономики и права. - 2015. № 89. -С. 47-53.
110. Урсул, А. Д. Глобальное управление: эволюционные перспективы / А. Д. Урсул // Век глобализации. - 2014. № 1. - С. 16-27.
111. Урсул, А. Д., Калюжная, Д. Е. Устойчивое развитие и мировая политика / А. Д. Урсул, Д. Е. Калюжная // Вестник МГИМО-Университета. - 2014. № 2 (35). - С. 82-94.
112. Харлампьева, Н. К. Арктика - новый регион мира / Н. К. Харлампьева // Известия Саратовского университета. - 2011. Т. 11, вып. 1. -- С. 97-101.
113. Харлампьева, Н. К. Формирование транснациональной среды мировой политики в арктическом регионе / Н. К. Харлампьева // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». - 2007. № 1 (18). -- С. 28-35.
114. Ali, S. H. Environmental planning and cooperative behavior catalyzing sustainable consensus / S. H. Ali // Journal of Planning Education and Research. - 2003. № 23 (2). - Р. 165-176.
115. Ali, S. H., Sanjeev, K. Transnational Transformation: from Government-Centric Interstate Regimes to Cross-Sectoral Multi-Level Networks of Global Governance / S. H. Ali, K. Sanjeev // The Crisis of Global Environmental Governance / ed.: J. Park, K. Conca, M. Finger. - London; NY: Routledge, 2008. - P. 132-163.
116. Ali, S.H., Pincus, R. Diplomacy on Ice: Energy and the Environment in the Arctic and Antarctic / S.H. Ali, R. Pincus. - Yale University Press, 2015. - 304 p.
117. An Introduction to International Relations Theory / J. Steans [et al.]. - Edinburgh: Pearson Education Limited, 2010. - 288 p.
118. Ayres, R. U., Weaver P. M. Eco-Restructuring: Implications for Sustainable Development / R. U. Ayres, P. M. Weaver. - Tokyo; Paris; New York: United Nations University Press, 1998. - 417 p.
119. Barrett, S. Environment and Statecraft: The Strategy of Environmental Treaty¬Making / S. Barrett. - NY: Oxford University Press, 2006. - 456 p.
120. Baumol, W. J., Oates, E. W. The theory of Environmental Policy / W. J. Baumol, E. W. Oates. - UK: Cambridge University Press, 1988. - 299 p.
121. Benedick, R. Diplomacy For The Environment / R. Benedick // Conference Report: Environmental Diplomacy (Washington, D.C., 18 November 1998). - Washington, D. C.: American Institute for Contemporary German Studies; The Johns Hopkins University, 1998. - P. 3-13.
122. Bernstein, S. The Compromise of Liberal Environmentalism / S. Bernstein. - Columbia University Press, 2001. - 288 p.
123. Berridge, G. R. Diplomacy: Theory and Practice / G. R. Berridge. -London: Palgrave Macmillan, 2015. - 296 p.
124. Biermann, F. Curtain down and nothing settled: Global sustainability governance after the «Rio+20» Earth Summit / F. Biermann // Environment and Planning C: Politics and Space. - 2013. 31 (6). - P. 1099-1114.
125. Brigham, L., Exner-Pirot, H., Heininen L., Plouffe, J. The Arctic Council: Twenty Years of Policy Shaping / L. Brigham, H. Exner-Pirot, L. Heininen, J. Plouffe // Arctic Yearbook / ed.: L. Heininen, H. Exner-Pirot, J. Plouffe. - Akureyri: Northern Research Forum,
2016. - P. 14-22.
126. Caldwell, L. K. Environment: A New Focus for Public Policy? / L. K. Caldwell // Public Administration Review. - 1963. № 23 (3). - P. 132-139.
127. Chasek, P. S., Downie, D. L., Brown, J. W. Global Environmental Politics (Dilemmas in World Politics) / P. S. Chasek, D. L. Downie, J. W. Brown. - NY: Routledge, 2018. - 482 p.
128. Ciriaci-Wantrup, S. V. The Economics of Environmental Diplomacy / S. V. Ciriaci-Wantrup // Land Economic. - 1971. № 47 (1). - P. 36-45.
129. Conca, K., Dabelko, G. Environmental Peace-building / K. Conca, G. Dabelko. - Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 2002. - 264 p.
130. Cull, N. J. Public Diplomacy: Lessons from the Past / N. J. Cull. - LA: Figueroa Press, 2009. - 62 p.
131. Dewailly, E., Nantel, A., Bruneau, S., Laliberte, C., Ferron, L., Gingras, S. Breast Milk Contamination by PCDDs, PCDFs and PCBs in Arctic Quebec: A Preliminary Assessment / E. Dewailly, A. Nantel, S. Bruneau, C. Laliberte, L. Ferron, S. Gingras // Chemosphere. - 1992. № 25 (7-10). - P. 1245-1249.
132. Dixon, M. Textbook on International Law: Seventh Edition / M. Dixon. - UK: Oxford University Press, 2013. - 426 p.
133. Dresse, A., Fischhendler, I., Nielsen, J., Zikos, D. Environmental peacebuilding: Towards a theoretical framework / A. Dresse, I. Fischhendler, J. Nielsen, D. Zikos // Cooperation and Conflict. - 2019. № 54 (1). - P. 99-119.
134. Ehrlander, M. F., Boylan, B. M. The Model Arctic Council: Educating Postsecondary Students on Arctic Issues and Governance through Simulation / M. F. Ehrlander, B. M. Boylan // International Studies Perspectives. - 2018, №19. - Р. 83-101.
135. Escude, C. The Strength of Flexibility: The Arctic Council in the Arctic Norm¬Setting Process / C. Escude // Arctic Yearbook / ed.: L. Heininen, H. Exner-Pirot, J. Plouffe. - Akureyri: Northern Research Forum, 2016. - P. 62-75.
136. Filimonova, N. Assessing the Current and Future State of Arctic Governance: A Study of Academic Approaches to Arctic Law Development / N. Filimonova // Current Developments in Arctic Law. - 2018. №6. - Р. 41-52.
137. Fisher, D. R., Freudenburg, W. R. Ecological Modernization and Its Critics: Assessing the Past and Looking Toward the Future / D. R. Fisher, W. R. Freudenburg // Society and Natural Resources: An International Journal. - 2001. № 14 (8). - P. 701-709.
138. Haas, P. Obtaining international environmental protection through epistemic consensus / P. Haas // Global Environmental Change and International Relations / ed.: Rowlands I. H., Greene M. - London: Palgrave Macmillan, 1992. - P. 38-59.
139. Halinen, H. The Arctic Council in Perspective: Moving Forward / H. Halinen // Arctic Yearbook / ed.: L. Heininen, H. Exner-Pirot, J. Plouffe. - Akureyri: Northern Research Forum, 2016. - P. 28-33.
140. Han, L. Influence of the Agreement on Enhancing International Arctic Science Cooperation on the Approach of non-Arctic States to Arctic Scientific activities / L. Han // Advances in Polar Science. - 2018. № 29 (1). - P.51-60.
141. Heininen, L. Circumpolar International Relations and Cooperation / L. Heininen // Globalization and the Circumpolar North / ed.: L. Heininen, C. Southcott. - Fairbanks, Alaska: University of Alaska Press, 2010. - P. 265-307.
142. Heininen, L. The Arctic as a Space for Trans-disciplinary, Resilience and Peace / L. Heininen // The Arctic Herald. - 2015. № 4 (15). - Р. 52-55.
143. Heininen, L., Exner-Pirot, H. Arctic Yearbook: Arctic Development, In Theory and In Practice / L. Heininen, H. Exner-Pirot. - Akureyri: Northern Research Forum, 2018. - 523 p.
144. Heininen, L., Exner-Pirot, H., Plouffe, J. Arctic Yearbook: Change and innovation / L. Heininen, H. Exner-Pirot, J. Plouffe. - Akureyri: Northern Research Forum,
2017. - 459 p.
145. Heininen, L., Exner-Pirot, H., Plouffe, J. Governance and Governing in the Arctic / L. Heininen, H. Exner-Pirot, J. Plouffe // Arctic Yearbook / ed.: L. Heininen, H. Exner- Pirot, J. Plouffe. - Akureyri: Northern Research Forum, 2015 - P. 13-26.
146. Heininen, L., Exner-Pirot, H., Plouffe, J. The Arctic Council: 20 Years of Regional Cooperation and policy-Shaping / L. Heininen, H. Exner-Pirot, J. Plouffe. - Akureyri: Northern Research Forum, 2016. - 496 p.
147. Honkonen, T., Couzens, E. International Law-making and Diplomacy Review 2011 / T. Honkonen, E. Couzens. - Joensuu: University of Eastern Finland, 2013. - 276 p.
148. Hough, P. International Politics Of The Arctic: Coming In From The Cold / P. Hough. - NY: Routledge, 2013. - 154 p.
149. Humrich, C. Coping with Institutional Challenges for Arctic Governance, Chapter 5 / C. Humrich // Governing Arctic Change: Global Perspectives / ed.: K. Keil, S. Knecht. - London: Palgrave MacMillan, 2017. - P. 81-99.
150. Ingimundarson, V. Managing a contested region: the Arctic Council and the politics of Arctic governance / V. Ingimundarson //The Polar Journal. - 2014. №4 (1). - Р. 183¬198.
151. Janes, J. Conference Report: Environmental Diplomacy (Washington, D.C., 18 November 1998). American Institute for Contemporary German Studies. The Johns Hopkins University / J. Janes. - Washington, D.C.: American Institute for Contemporary German Studies, 1999. - 78 р.
152. Jensen, L. C., Honneland, G. Handbook of the Politics of the Arctic / L. C. Jensen, G. Honneland. - Edward Elgar Publishing Ltd, 2015. - 640 p.
153. Kankaanpaa, P. Knowledge Structures of the Arctic Council: For Sustainable Development / P. Kankaanpaa // The Arctic Council: Its place in the future of Arctic governance / ed. Th. S. Axworthy, T. Koivurova, W. Hasanat. - Canada: Canada Centre for Global Security Studies, Munk School of Global Affairs, University of Toronto, 2012. - P. 83-113.
154. Kankaanpaa, P., Young, O. R. The effectiveness of the Arctic Council / P. Kankaanpaa, O. R. Young // Polar Research. - 2012. № 31 (1). - 17176.
155. Kirchner, S. Microplastics and the Entry into Force of the Ballast Water Convention: An Arctic Perspective / S. Kirchner // Current Developments in Arctic Law. - 2017. №5. - Р. 50-54.
156. Koivurova, T. / Limits and possibilities of the Arctic Council in a rapidly changing scene of Arctic governance / T. Koivurova // Polar Record. - 2010. № 46 (2). -Р. 146-156.
157. Koivurova, T. Alternatives for an Arctic Treaty - Evaluation and a New Proposal / T. Koivurova // Review of European Community and International Environmental Law. - 2008. № 17 (1). - Р. 14-26.
158. Koivurova, T. The future of Arctic Governance / T. Koivurova // Juss i nord : hav, fisk og urfolk: en hyllest til Det juridiske fakultet ved Universitetet i Tromsos 25-arsjubileum / ed.: 0. Ravna, H. Tore. - Oslo: Gyldendal juridisk, 2012. - Р. 29-40.
159. Koivurova, T., Kankaanpaa, P., Stepien, A. Innovative Environmental Protection: Lessons from the Arctic / T. Koivurova, P. Kankaanpaa, A. Stepien // Journal of Environmental Law. - 2015. № 27 (2). - P. 285-311.
160. Koivurova, Т. The Arctic Council: A Testing Ground for New International Environmental Governance / T. Koivurova // The Brown Journal of World Affairs. - 2012. № 19 (1). - Р. 131-144.
161. Macdonald, R. W., Barrie, L. A., Bidleman, T. F., Diamond, M. L., Gregor, D. J., Semkin, R. G., Strachan, R. G., Li,. Y. F., Wania, F., Alaee, M., Alexeeva, L. B., Backus, S. M., Bailey, R., Bewers, J. M., Gobeil, C., Halsall, C. J., Harner, T., Hoff, J. T., Jantunen, L. M., Lockhart, W. L., Mackay, D., Muir, D. C., Pudykiewicz, J., Reimer, K. J., Smith, J. N., Stern, G. A. Contaminants in the Canadian Arctic: 5 Years of Progress in Understanding Sources, Occurrence, and Pathways / R. W. Macdonald, L. A. Barrie, T. F. Bidleman, M. L. Diamond, D.
J. Gregor, R. G. Semkin, R. G. Strachan, Y. F. Li, F. Wania, M. Alaee, L. B. Alexeeva, S. M. Backus, R. Bailey, J. M. Bewers, C. Gobeil, C. J. Halsall, T. Harner, J. T. Hoff, L. M. Jantunen, W. L. Lockhart, D. Mackay, D. C. Muir, J. Pudykiewicz, K. J. Reimer, J. N. Smith, G. A. Stern // Science of the Total Environment. - 2000. № 254 (2-3). - P. 93-234.
162. McCannon, J. A History of the Arctic: Nature, Exploration and Exploitation / J. McCannon. - London: Reaktion Books Ltd, 2012. - 320 p.
163. Melissen, J. The new Public Diplomacy: Soft Power in International Relations / J. Melissen. - NY: Palgrave Macmillan, 2005. - 246 p.
164. Mol, A. P. J. Ecological modernization as a social theory of environmental reform / A.P. J. Mol // The International Handbook of environmental Sociology / ed. M. R. Redclift, G. Woodgate. - UK: Edward Elgar Publishingn Limited, 2010. - P. 63-77.
165. Molenaar, J. E. Current and Prospective Roles of the Arctic Council System within the Context of the Law of the Sea / J. E. Molenaar // The Arctic Council: Its place in the future of Arctic governance / ed. Th. S. Axworthy, T. Koivurova, W. Hasanat. - Canada: Canada Centre for Global Security Studies, Munk School of Global Affairs, University of Toronto, 2012. - P. 139-190.
166. Nikol, H. Rescaling Borders of Investment: The Arctic Council and the Economic Development Policies / H. Nicol // Journal of Borderlands Studies. - 2018. №33 (2). - Р. 225¬238.
167. Nord, D. C. Lessons to be Learned from Three Recent Chairmanships of the Arctic Council / D. C Nord // Arctic Yearbook / ed.: L. Heininen, H. Exner-Pirot, J. Plouffe. - Akureyri: Northern Research Forum, 2016. - P. 120-136.
168. Nord, D. C. The Arctic Council: Governance within the Far North / D. C. Nord. - NY: Routledge, 2016. - 124 p.
169. Nord, D. C. The Changing Arctic: Consensus Building and Governance in the Arctic Council / D. C. Nord. - Palgrave Macmillan US, 2016. - 186 p.
170. Norstrom, R. J., Simon, M., Muir, D. C. G., Schweinsburg, R. E. Organochlorine Contaminants in Arctic Marine Food Chains: Identification, Geographical Distribution, and Temporal Trends in Polar Bears / R. J. Norstrom, m. Simon, D. C. G.Muir, R. E. Schweinsburg // Environmental Science and Technology. - 1988. № 22 (9). - Р. 1063-1071.
171. Nye, J. S. Public Diplomacy and Soft Power / J. S. Nye // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. - 2008. № 616. - P. 94-109.
172. Nye, J. S. The Paradox of American Power: Why the World’s Only Superpower Can’t Go It Alone / J. S. Nye. -Oxford University Press, 2002. - 240 p.
173. 0sthagen, А., Gastaldo, V. Coast-Guard Cooperation in a Changing Arctic / A. 0sthagen, V. Gastaldo. - Toronto: Munk-Gordon Arctic Security Program, 2015. - 13 p.
174. Poto, M. The Arctic Council as an Actor in the Global Governance / M. Poto // Current Developments in Arctic Law. - 2016. №4. - Р. 21-25.
175. Rhemann, J. Looking Within and Outside of the Arctic to Increase the Governance Capacity of the Arctic Council / J. Rhemann // The Arctic Council: Its place in the future of Arctic governance / ed. Th. S. Axworthy, T. Koivurova, W. Hasanat. - Canada: Canada Centre for Global Security Studies, Munk School of Global Affairs, University of Toronto, 2012. - P. 29-60.
176. Rottem, S. V. The Arctic Council and the Search and Rescue Agreement: the case of Norway / S. V. Rottem // Polar Record. - 2014. № 50 (3). - Р. 284-292.
177. Russell, B. A. The Arctic Environmental Protection Strategy and the New Arctic Council / B. A. Russell //Arctic Research or the United States. - 1996. № 10. - P. 2-10.
178. Shibata, A., Raita, M. An Agreement on Enhancing International Arctic Scientific Cooperation: Only for the Eight Arctic States and Their Scientists? / A. Shibata, M. Raita // The Yearbook of Polar Law. - 2017. № 8 (1). - Р. 129-162.
179. Smieszek, M. The Agreement on Enhancing International Arctic Science Cooperation: From Paper to Practice / M. Smieszek // Arctic Yearbook / ed. L. Heininen, H. Exner-Pirot, J. Plouffe. - Akureyri: Northern Research Forum, 2017. - P. 439-446.
180. Snow, N., Taylor, P. M. Routledge Handbook of Public Diplomacy / N. Snow, P. M. Taylor. - NY: Routledge, 2009. - 404 p.
181. Sohn, L. B. The Stockholm Declaration on the Human Environment / L. Sohn // Harvard International Law Journal. - 1973. № 14 (2). - Р. 423-515.
182. Susskind, L., Ali, S. H. Environmental Diplomacy: Negotiating More Effective Global Agreements / L. Susskind, S. H. Ali. - NY: Oxford University Press, 2014. - 256 p.
183. The limits of growth / D. H. Meadows [et al.]. - NY: Universe Books, 1972. - 211 p.
184. The SAGE Handbook of Diplomacy / C. M. Constantinou [et al.]. - London: SAGE Publications Ltd, 2016. - 753 p.
185. Tolba, M. K. Global Environmental Diplomacy: Negotiating Environmental Agreements for the World / M. K. Tolba. - The MIT Press, 2008. -232 p.
186. Vasiliev, A. The Agreement On Cooperation On Aeronautical And Maritime Search And Rescue In The Arctic - A New Chapter In Polar Law / A. Vasiliev //. Polar Law Textbook II / ed.: N. Loukacheva. - Copenhagen: Nordic Council of Ministers, 2013. - Р. 53-67.
187. Vasiliev, V. The Arctic Council: A Tool For Regional Development and Policy¬Shaping / V. Vasiliev // Arctic Yearbook 2016 / ed.: L. Heininen, H. Exner-Pirot, J. Plouffe. - Akureyri: Northern Research Forum, 2016. - P. 324-328.
188. Watts, M., Peet, R. Liberation ecologies : environment, development, social movements / R. Peet, M. Watts. - London; New York: Routledge, 2004. - 468 p.
189. Wehrmann, D. Finding a Place in the Arctic Council for non-Arctic Actors / D. Wehrmann // Arctic Yearbook / ed.: L. Heininen, H. Exner-Pirot, J. Plouffe. - Akureyri, Iceland: Northern Research Forum, 2015 - P. 90-108.
190. Wertz, W. R. Lynton Keith Caldwell (1913-2006): His Pathbreaking Work in Environmental Policy and Continuing Impact on Environmental Professionals / W. R. Wertz // Environmental Practice. - 2006. № 8 (4) - P. 208-211.
191. Wiseman, G. Polylateralism: diplomacy’s third dimension / G. Wiseman // Public Diplomacy Magazine. - 2010. № 4 (1). - P. 24-39.
192. Wissenburg, M. Green Liberalism: The Free And The Green Society / M. Wissenburg. - Routledge, 1998. - 256 p.
193. Young, O. R. Arctic Governance-Pathways to the Future/ O. R. Young // Arctic Review. - 2010. № 1 (2). - P. 164-185.
194. Young, O. R. Arctic Politics in an Era of Global Change / O. R. Young // The Brown Journal of World Affairs. - 2012. № 19 (1). - P. 165-178.
195. Zhuravel, V. The Arctic as a constantly evolving multidimensional space / V. Zhuravel // Arctic and North. - 2018. № 31. - P. 51-64.
Авторефераты диссертаций
196. Гуаньцзюнь, В. Основные проблемы экологической политики Китая в контексте глобальных проблем окружающей среды: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04 / В. Гуаньцзюнь. - СПбГУ, Санкт-Петербург, 2012. - 23 с.
197. Долинский, А. В. Современные механизмы сотрудничества в рамках публичной дипломатии: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04 / А. В. Долинский. - МГИМО (У) МИД России, Москва, 2011. - 25 с.
198. Ефременко, Д. В. Возникновение и эволюция предметной области экополитологии в контексте политических проблем глобального развития: автореф. дис. ... д-ра полит. наук: 23.00.01 / Д. В. Ефременко. - Институт научной информации по общественным наукам РАН, Москва, 2007. - 46 с.
199. Медведева, Т. И. Гражданская (народная) дипломатия и её роль в российско- японском диалоге: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04 / Т. И. Медведева. - МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, 2007. - 25 с.
200. Мин, Л. С. Экологическая составляющая концепции устойчивого развития (международно-правовые аспекты): автореф. дис. ... канд. юр. наук: 12.00.10 / Л. С. Мин. - МГИМО (У) МИД России, Москва, 2004. - 24 с.
201. Рогожина, Н. Г. Современные политические процессы в странах Юго¬Восточной Азии: экологическая составляющая: автореф. дис. ... д-ра. полит. наук: 23.00.04; 23.00.02 / Н. Г. Рогожина. - Институт мировой экономики и международных отношений РАН, Москва, 2011. - 42 с.
202. Смирнова, М. Ю. Эпистемические сообщества как фактор становления общества, основанного на знаниях: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.11 / М. Ю. Смирнова. - ФГАОУ ВО Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, 2017. - 24 с.
203. Шилов, А. С. Становление экополитологии как науки: генезис, методология, перспективы развития: автореф. дис. ... д-ра полит. наук: 23.00.01 / А. С. Шилов. - Рос. гос. соц. университет, Москва, 2005. - 56 с.
Электронные ресурсы
204. Близнецкая, Е. А. Опыт изучения преподавания многосторонней экологической дипломатии / Е. А. Близнецкая // Материалы Международного Молодежного Научного Форума «Ломоносов-2015». URL: https://lomonosov- msu.ru/archive/Lomonosov_2015/data/7065/uid42746_report.pdf(дата обращения: 29.05.2019)
205. Гюнтер, Х. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды (Стокгольмская декларация) 1972 года и Рио-де- Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 1992 года / Х. Гюнтер. URL: http://legal.un.org/avl/pdf/ha/dunche/dunche_r.pdf(дата обращения: 18.12.2018)
206. Стенограмма пленарного заседания Международного арктического форума - «Арктика. Океан возможностей». URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/60250(дата обращения: 4.05.2019)
207. Arctic Council Nomination Letter for the Nobel Peace Prize / L. Heininen [et al.].
URL: https://ru.scribd.com/document/369274017/Arctic-Council-Nomination-Letter-for-the-
Nobel-Peace-Prize#fullscreen&from_embed (дата обращения: 30.04.2019)
208. Exner-Pirot, H., Ackren, M., Loukacheva, N., Nicol, H., Nilsson, A. E., Spence, J. Form and Function: The Future of the Arctic Council / H. Exner-Pirot, M. Ackren, N. Loukacheva, H. Nicol, A. E. Nilsson, J. Spence. URL: https://www.thearcticinstitute.org/form- function-future-arctic-council/(дата обращения: 1.05.2019)
209. Leape, J. It's Happening, but Not in Rio / J. Leape. URL: https://www.nytimes.com/2012/06/25/opinion/action-is-happening-but-not-in-rio.html? rref=collection%2Ftimestopic%2FUnited%20Nations%20Conference%20on%20Sustainable %20Development&action=click&contentCollection=timestopics®ion=stream&module=strea m_unit&version=latest&contentPlacement=7&pgtype=collection (дата обращения: 28.05.2019)
210. Minister Mykkanen wants to thank all rescue workers: Finland has coped well
with fighting forest fires. URL:
https://valtioneuvosto.fi/en/article/-/asset_publisher/1410869/poikkeuksellisesta- metsapalokesasta-on-selvitty-hyvin(дата обращения: 26.05.2019)
211. Ryabinin, V. International Polar Initiative: Looking Beyond the International Polar Year / V. Ryabinin. URL: http://internationalpolarinitiative.org/IPIAGUPresentation.pdf(дата обращения: 27.04.2019)
212. Stephen, K. Continuity or Reform? The Future of the Arctic Council / K. Stephen. URL: https://www.highnorthnews.com/en/continuity-or-reform-future-arctic-council(дата обращения: 1.05.2019)
213. Tommerbakke, S. G., Breum, М. Did Not Manage To Agree: First Ever Arctic Council Ministerial Meeting Without Joint Declaration / S. G. Tommerbakke, М. Breum. URL: https://www.highnorthnews.com/en/first-ever-arctic-council-ministerial-meeting-without-joint- declaration(дата обращения: 8.05.2019)
214. UNEP Upgraded to Universal Membership Following Rio+20 Summit. URL: https://www.unenvironment.org/news-and-stories/press-release/united-nations-environment- programme-upgraded-universal-membership(дата обращения: 29.05.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ