Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УБЕЖДЕНИЯ В АНГЛИЙСКОЙ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ

Работа №61145

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
106
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Ключевые аспекты изучения лексико-стилистических средств убеждения в контексте ораторской речи 5
1.1. Основные характеристики лексического значения 5
1.1.1. Структура лексического значения 5
1.1.2. Особенности коннотативного значения 8
1.1.3. Эмоционально-оценочная лексика 12
I.2. Стилистический подход к описанию речи 17
1.2.1. Стилистические особенности эмоционально-оценочной лексики 17
1.2.2. Стилистические приёмы 21
1.3. Прагмалингвистический подход к изучению речи 28
1.3.1. Роль прагмалингвистики в изучении речи 28
1.3.2. Прагмалингвистические единицы 30
1.4. Способы речевого воздействия 30
Выводы по главе 1 36
Глава II. Реализация воздействующей функции в речи англоязычных ораторов 37
11.1. Языковые прагмемы как средство убеждения в ораторской речи 38
11.1.1. Языковые прагмемы с интенсивной степенью оценки 38
11.1.1.1. Реализация воздействующей функции посредством самостоятельных
языковых прагмем 38
11.1.1.2. Реализация воздействующей функции посредством актуализации
отношений между прагмемами 39
11.1.1.3. Реализация воздействующей функции с помощью стилистического
приема 49
II.2. Речевые прагмемы как средство убеждения в ораторской речи 53
11.2.1. Речевые прагмемы с интенсивной степенью оценки 54
11.2.1.1. Реализация воздействующей функции посредством актуализации
отношений между прагмемами 54
11.2.1.2. Реализация воздействующей функции с помощью стилистического приема 62
Выводы по главе II 66
Заключение 67
Список литературы 69


В настоящей работе исследуется ораторская речь как способ реализации воздействующей функции языка. В рамках исследования рассматриваются лексико-стилистические средства, функционирующие в публичной речи англоязычных ораторов. Материалом для данной работы являются видеозаписи с выступлениями англоязычных ораторов. Анализируя лексику в реальном употреблении в условиях публичного мероприятия, мы будем рассматривать ее с позиций прагмалингвистики и в связи со способами речевого воздействия.
Актуальность данной темы обусловливается тем, что изучение особенностей ораторской речи, в том числе и в дебатах, позволяет лучше про следить динамику употребления языковых единиц, участвующих в образовании ряда общественно важных дискурсов.
В ораторской речи, явлении, которое по определению принадлежит сфере публичной коммуникации, особенно ярко предстает категория выбора, выражающаяся в использовании ораторам тех лексических и стилистических средств, которые способствуют реализации воздействующей функции речи. Данная сфера коммуникации предъявляет особенно высокие требования к отбору говорящим необходимым средств из набора языковых единиц, являющихся равнозначными с точки зрения языковой системы, то есть вне конкретного коммуникативного контекста.
Объектом исследования в данной работе являются лексические единицы, отобранные методом сплошной выборки из выступлений различных англоязычных ораторов, а предметом - особенности их функционирования с точки зрения воздействующей функции.
Целью исследования является изучение особенностей употребления лексических единиц англоязычными ораторами с установкой на убеждение и реализацию воздействующей функции языка в контексте публичной коммуникации.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1) Разработать теоретическую базу исследования на основе анализа научной литературы по исследуемой теме;
2) Методом сплошной выборки отобрать примеры употребления лексико-стилистических средств убеждения;
3) классифицировать лексико-стилистические средства в соответствии с особенностями употреблениями;
4) описать лексико-стилистические средства убеждения с позиций прагмалингвистики.
Материалом исследования являются видеозаписи с публичными выступлениями англоязычных ораторов, размещенные на интернет-сайте YouTube. Общая длительность аудиовизуальных материалов - 21 час 10 минут.
Основными методами анализа являются описательный метод, метод компонентного анализа, метод сплошной выборки материала, прием стилистической характеристики материала, а также методика прагмалингвистического анализа текста В.В. Елисеевой.
Научная новизна работы заключается в выявлении речевых средств конструирования социальной реальности, которые используют англоязычные ораторы в XXI веке.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы и выводы работы могут использоваться в теории и практике учебной лексикографии, в лекционных курсах по прагмалингвистике, стилистике и лингвокультурологии, а также рассматриваться в рамках теории речевого воздействия.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данного исследования мы рассматривали функционирование лексико-стилистических средств в речи англоязычных ораторов с точки зрения воздействующей функции. При изучении отрывков из публичных выступлений англоязычных ораторов в качестве основной единицы анализа мы выбрали прагмему, поскольку такой подход позволял более пристально рассмотреть трансформацию значения лексических единиц в контексте публичной речи и увидеть, как именно реализуется воздействующая функция языка и что на нее влияет.
Одним из главных факторов потенциальной силы убеждения с помощью лексико-стилистических средств можно назвать экспрессивность. Именно повышенная экспрессивность позволяет более эффективно воздействовать на эмоциональную сферу восприятия реципиента. Максимальная степень экспрессивности была обозначена нами как интенсивная степень оценки, минимальная - как слабая степень оценки.
Описанные нами языковые и речевые прагмемы были отнесены к группе с интенсивной степенью оценки. В качестве лексико-стилистических средств, повышающих экспрессивность высказываний, нами рассматривались лексические единицы, стилистические приемы, а также такие средства, как сенсибилизация, интенсификация, нейтрализация и переключение оценки, представляющие собой способы взаимодействия прагмем.
Степень интенсивности оценки и, соответственно, потенциальной силы убеждения, оказалась связана со следующими факторами:
1) Употребление лексических единиц, обладающих изначальной прагматической заданностью, которая легче поддается эксплицитной актуализации в рамках публичной речи; к таким лексическим единицам мы относим языковые прагмемы;
2) Использование разнообразных стилистических приемов, позволяющих актуализировать прагматическое значение информем и превратить их в прагмемы, а также повысить экспрессивность языковых прагмем, обеспечив интенсивную степень оценки;
3) Употребление таких средств усиления прагматической информации лексических средств, как интенсификация, сенсибилизация и нейтрализация. Эти прагматические средства основаны на взаимодействии различных видов прагмем и позволяют наиболее полно раскрыть прагматический потенциал высказывания.



1. Аванесова Н.В. Эмоциональность и экспрессивность - категории коммуникативной лингвистики. // Вестник Югорского государственного университета 2010 г. Выпуск 2 (17).
2. Апресян Ю.Д. Избранные труды, том II. Интегральное описание языка и системная лексикография. М., 1995.
3. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык. М., 2005.
4. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. - М., 1990.
5. Арутюнова Н.Д. Прагматика и проблемы интенсиональности. М., 1988.
6. Баранов А.Н. Аксиологические стратегии в структуре языка (паремиология и лексика) // Вопросы языкознания №3, с. 74-90, 1989.
7. Вахтель Н.М. Основы прагмалингвистики. Воронеж, 2008.
8. Вахтель Н.М. Прагмалингвистика в таблицах и схемах. Воронеж, 2006.
9. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.
10. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1993.
11. Гак В.Г. Семантическая структура слова. М., 1971.
12. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике. М., 1958.
13. Гальперин И.Р. Stylistics, М., 1981
14. Елисеева В.В. Анализ информационной структуры художественного текста // Вестник Санкт-Петербургского университета №2, с.57-63, 2005.
15. Елисеева В.В. Анализ литературного текста. СПб,1998.
16. Зиновьева Е.И. Основные проблемы описания лексики в аспекте русского языка как ино странного. СПб, 2005.
17. Иванова Е.В. Лексикология и фразеология современного английского языка. СПб, 2011.
18. Иссерс О.С. Речевое воздействие. М., 2009.
19. Карасик В.И. Коммуникативная тональность // Вестник СОГУ№4, с. 20-29. 2008.
20. Киселева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. Л., 1978.
21. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М., 2000.
22. Лапшина М.Н. Стилистика современного английского языка. М., 2013.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание. - Вопросы философии, № 12, 1972.
24. Ленец А.В., Матвеева Г.Г., Петрова Е.И. Основы прагмалингвистики. М., 2014.
25. Маслова А.Ю. Введение в прагмалингвистику. М., 2010.
26. Морковкин В.В. О словарной лексикологии // Русский язык за рубежом. 2001. №2. С. 32-38.
27. Моррис Ч. Основания теории знаков. М., 1982.
28. Новиков Л.А. Курс лингвистической семантики. СПб, 1997.
29. Петрова М.В. К вопросу о прагматике лексического значения // Studia Linguistica, № XXII. С. 32-39. 2013.
30. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001.
31. Роготнева Е.Н. Речевая коммуникация. Томск, 2009.
32. Старикова Е.Н. К вопросу о категории оценки в языке / Е.Н. Старикова,
С.Н. Колесник // Вестник Киевского университета. Романо-германская филология. К., 1988.
33. Старостина Ю.С. Интерпретация лингвистической оценки в терминах аксиологических суждений // Вестник СамГУ. № 3 (53), 2007.
34. Стаценко А.С. Эмоционально-оценочная лексика как средство реализации речевой интенции. М., 2011.
35. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1985.
36. Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2008.
37. Стернин И.А. Проблемы анализа структуры значения слова. Воронеж, 1979.
38. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М., 1986.
39. Телия В.Н. Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. М., 1991.
40. Трофимова Н.А. Экспрессивные речевые акты. Семантический, прагматический, грамматический анализ. СПб, 2008.
41. Цветова Н.С. Лексическая стилистика. СПб, 2007.
42. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций. М., 2008.
43. Шелестюк Е.В. Речевое воздействие. Онтология и методология исследования. М., 2014.
44. Andrews R. A theory of contemporary rhetoric. New York, 2014.
45. Barker C. Lexical Semantics // Encyclopedia of Cognitive Science. San Diego, 2001.
46. Cavicchio F. Poeslo M. The Rovereto Emotion and Cooperation Corpus: a new resource to investigate cooperation and emotions // Language Resources and Evaluation №46, p. 117-130, 2012.
47. Larson, Charles U. Persuasion: reception and responsibility. Belmont, 1995.
48. Leech G. Principles of pragmatics. New York, 1983.
49. Leech G. Semantics. The study of meaning. Bungay, 1981.
50. Martin J. R., White P R. R. The Language of Evaluation and Appraisal in English. London, 2005.
51. Mulholland J. Handbook of persuasive tactics. London, 1994.
52. Thomas J. Meaning in Interaction: An Introduction to Pragmatics. New York, 2013.
Словари
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.
2. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.
3. Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
Материалы исследования (ссылки на видеозаписи)
71
1. https://www.youtube.com/watch7vHTTxTCz4UmsSam Harris - Death and the Present Moment
2. https://www.youtube.com/watch?v=VeznvyQEGI8Ben Shapiro LIVE at Marquette University
3. https://www.youtube.com/watch?v=550nhrMNImIRichard Dawkins and Sam Harris in Conversation on Religion, Atheism and Morality
4. https://www.youtube.com/watch?v=sD0B-X9LJjsChristopher Hitchens | Talks at Google
5. https://www.youtube.com/watch?v=UTBafIj-ay0&t=5074sMilo Yiannopoulous. Why ugly people hate me
6. https://www.youtube.com/watch?v=aDRgMUoEvcgFreedom Of Speech/Political Correctness: Dr. Jordan B Peterson
7. https://www.youtube.com/watch?v=5 rCbrbzYLwBen Croshaw: „Tsumea“ What Makes a Good Game - a critics perspective
8. https://www.youtube.com/watch?v=uuMB5e91BGoRichard Dawkins: God Delusion (Randolph-Macon Woman’s college)
9. https://www.youtube.com/watch?v=qS1my8S0Q8QCamille Paglia: Free Women, Free Men
10. https://www.youtube.com/watch?v=0PTAc4WqZAgWaking Up: Dan Harris + Sam Harris
11. https://www.youtube.com/watch?v=rU5z4rnOs0YVan Jones full speech in Toronto
12. https://www.youtube.com/watch?v=MLp7vWB0TeYJordan Peterson: Tragedy vs Evil
13. https://www.youtube.com/watch?v=DtiRzQMgBDM&t=1932sPsychology of redemption in Christianity
14. https://www.youtube.com/watch?v=IporlmXXDeYOxford. Stephen
Fry - Full address
15. https://www.youtube.com/watch?v=udX-PhOTXVoCenk Uygur's
Speech at The Conference to Restore the Republic
16. https://www.youtube.com/watch?v=6iFCm5ZokBIHumor at work | Andrew Tarvin | TEDxOhioStateUniversity
17. https://www.youtube.com/watch?v=8nt3edWLgIgCan we build AI without losing control over it? | Sam Harris
18. http s://www.youtube.com/watch?v = HzZ9h7bM6QEPostmodernism:practice and pathology; Jordan Peterson
19. https://www.youtube.com/watch?v=wXJm2Y7TUpgFreedom of Speech Conference, Douglas Murray
20. https://www.youtube.com/watch?v=RFBq deKtlFcVladimir Pozner
Meets with American Delegates from the Center for Citizen Initiatives
21. https://www.youtube .com/watch?v=zUGmv5T GaTc&t=4138sAyaan
Hirsi Ali and Douglas Murray - Is Islam is a Religion of Peace? [2010]
22. https://www.youtube .com/watch?v=Dt5Qv9tUObI&t=1439sDan Harris:
"10% Happier" | Talks At Google
23. https://www.youtube.com/watch?v=zYshb3ojgDoCamille Paglia:
"Trump is on his way to reelection... Dems have overplayed their hand."


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ