Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты управления репутацией компании 8
1.1. Репутация и репутационный менеджмент: сущность и основные понятия 8
1.2. Управление репутацией как социально-коммуникативная технология 15
1.3. Инструменты управления репутацией в digital-среде 27
Глава II. Кампания по управлению репутацией бренда «Vichy» в сети Интернет 33
2.1. «Vichy» на российском рынке 33
2.2. Ситуационный анализ репутации бренда «Vichy» в сети Интернет 38
2.3. Принципы совершенствования управления репутацией «Vichy» в
Сети: выводы и рекомендации 56
Заключение 60
Список источников 62
Актуальность исследования. На сегодняшний день трудно переоценить влияние цифровых технологий на жизнь современного человека. Интернет, являясь одной из самых динамично развивающих сфер, представляет собой одновременно открытый источник информации и глобальный канал коммуникации. Можно сказать, что современный мир переживает настоящую «digital-революцию».
Согласно данным исследовательского центра «Ромир» на 2015 год, 91% российских интернет-пользователей ведут активную социальную жизнь в сети. Ежегодно увеличивается показатель времени, которое человек затрачивает на пребывание в Сети в день. Таким образом, рост коммуникаций в digital-среде опережает самые смелые прогнозы, повсеместное распространение мобильных технологий, социальных сетей и постоянный прирост интернет-аудитории даёт всё новые возможности для ведения и развития бизнеса.
Однако помимо новых возможностей подобные трансформации открывают и серьёзные риски для репутации бренда в интернет-сети, которая является мощным инструментом влияния на общественное мнение. Учитывая вполне очевидное смещение социальных связей и коммуникаций в онлайн-сферу, стоит объективно оценивать пути развития и продвижения бренда, а также его взаимодействия с клиентами.
Давно известно, что формирование, укрепление и поддержание репутации - длительный и сложный процесс, требующий больших усилий и вложений. А вот запятнать или вовсе разрушить репутацию может даже случайно сказанное слово, при этом восстановить доброе имя бывает практически невозможно. В современных же условиях ценность деловой репутации стала еще выше в связи с усилившейся конкуренцией на рынке, а также с появлением всё новых каналов коммуникации, где стёрты границы транслирования информации, и где каждый может свободно высказывать собственное мнение, в том числе и касательно товаров и услуг.
Пожалуй, любая компания на сегодняшний день каким-либо образом представлена в Интернете. Блоги, форумы, справочные ресурсы, независимые порталы, социальные сети, интернет-магазины и специальные сайты-отзовики позволяют открыто высказывать мнение о компании, её товарах и услугах. При этом наравне с реальными клиентами бренда зачастую можно встретить комментарии недобросовестных конкурентов, бывших недовольных сотрудников, замаскированных под обычных пользователей, чьи отзывы носят откровенно негативный характер и могут нанести ощутимый вред репутации.
Согласно исследованиям, традиционные виды рекламы вызывают доверие лишь у 14% интернет-пользователей, при этом 74% пользователей социальных медиа доверяют рекомендациям и отзывам реальных пользователей Сети.
Всё вышесказанное говорит о существенном росте влияния социальных медиа и цифровых ресурсов на общественное мнение и как следствие об актуальной необходимости управления репутацией в интернет-среде.
В связи с этим, современный специалист по маркетинговым коммуникациям и связям с общественностью, используя возможности, которые даёт digital-среда как новый мощный канал коммуникации, способен выступать в роли агента влияния на общественное мнение, и тем самым контролировать уровень лояльности к бренду широчайшей аудитории, выходящей за рамки традиционных СМИ.
Феномен деловой репутации и механизмы её поддержания подробно изучены в трудах как отечественных, так и зарубежных авторов. Однако в условиях динамично развивающихся интернет-технологий с каждым годом появляются всё новые инструменты и каналы управления онлайн- репутацией, требующие анализа для эффективного использования в рекламной и PR-практике.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена:
• Возрастающей ценностью деловой репутации в условиях усиления конкурентной активности и распространения цифровых
технологий и современных каналов коммуникации;
• Динамичным приростом интернет - аудитории и наглядным
смещением коммуникаций в онлайн - сферу;
• Важностью выявления возможных путей развития и
совершенствования онлайн - репутации.
Исходя из вышесказанного, представляется весьма актуальным исследование современных технологий и механизмов влияния на восприятие имиджа и репутации бренда среди интернет-пользователей.
Первым направлением исследования будет являться толкование понятия репутация, изучение её структуры, способов формирования и управления в процессе коммуникационной деятельности.
Вторым направлением будет являться изучение технологий и инструментов репутационного менеджмента в рамках digital-среды и социальных медиа.
Третьим направлением будет являться анализ сложившейся репутации бренда в интернет-среде на примере «Vichy».
Объект данного исследования - процесс формирования и управления репутацией бренда в цифровой среде.
Предметом исследования является деятельность по управлению репутацией бренда косметики «Vichy» в социальных медиа.
Целью данной работы является выявление основных принципов, алгоритмов и закономерностей управления репутацией в Интернете на примере бренда «Vichy» и определение направлений для её совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе были установлены следующие задачи:
1. Определить сущность понятия репутации и основные
характеристики процесса управления репутацией;
2. Проанализировать имиджевые технологии конструирования и
управления репутацией в цифровой среде;
3. Определить направления деятельности компании «Vichy»;
4. Дать оценку деловой репутации бренда «Vichy» и её поддержке в
интернет-среде;
5. Выявить ключевые проблемы в формировании имиджа бренда в цифровой среде и недостатки в устоявшемся образе бренда среди интернет-пользователей;
6. Обозначить принципы совершенствования управления репутацией в Сети.
Теоретической и методологической базой выпускной квалификационной работы являются научные труды в области связей с общественностью и управления деловой репутацией организации как отечественных, так и зарубежных ученых: Кривоносова А.Д., Сальниковой Л.С., Горина С.В., Букшы К.С., Ревы В.Е., Шаркова Ф.И., Олейника И., Лапшова А., Ханова Г., Гундарина М., Даулинг Г. и др.
Эмпирической базой исследования послужили результаты современных социологических исследований в области репутации и интернет-маркетинга, в частности данные исследовательского центра Ромир, PR2B Group, британской компании Interbrand, BrightLoсal, данные официального сайта Vichy, статистика сервисов Яндекс.Вордсат и IqBuzz. Кроме того, автором проведено собственное эмпирическое исследование, основой которого является метод качественного контент-анализа интернетресурсов, результатов выдачи поисковых систем, профилей бренда в социальных сетях, блогосферы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников.
В заключении нашей работы следует в очередной раз подчеркнуть значительно возрастающую ценность репутации как одного из главных нематериальных активов компании. В условиях перенасыщения рынка однотипными качественными товарами и услугами внимание потребителя переносится с материальных показателей бренда на уровень его репутации. Теперь, в эпоху цифровых технологий и Интернета, всё больше покупателей при выборе той или иной компании доверяют рекомендациям и отзывам обычных пользователей в Сети, а не доводам традиционной рекламы. Таким образом, с динамичным развитием социальных сетей, интернет-форумов, блогов и других форм онлайн-общения маркетинговое управление онлайн- репутацией предприятий приобрело особое значение для формирования рыночной стоимости организации. Так, современные инструменты Online Reputation Management позволяют регулярно и своевременно отслеживать, анализировать и обрабатывать упоминания бренда в результатах поисковой выдачи, блогосфере и других интернет-ресурсах, где пользователь принимает решение о покупке.
Подводя итог проведенному исследованию, отметим, какие результаты были достигнуты нами в ходе работы:
• подробно рассмотрен феномен репутации как один из ключевых факторов влияния на конкурентоспособность и рыночную стоимость бренда;
• выявлены современные технологии и механизмы управления
репутацией в рамках современных условий цифровой реальности;
• проведен анализ и дана оценка репутации бренда в интернет-среде
на примере «Vichy»;
• сформулированы сильные стороны и актуальные проблемы, а также возможности и направления для совершенствования онлайн- репутации предприятия.
В процессе эмпирического исследования на примере рассмотренного бренда удалось выявить основные аспекты и закономерности, формирующие образ организации в восприятии интернет-аудитории. Предложенная нами модель репутационного анализа в digital-среде может быть использована в практике PR-деятельности и управления онлайн-репутацией.
Полученные в ходе исследования знания и опыт позволили предложить актуальные рекомендации по совершенствованию онлайн-репутации предприятий и в частности компании «Vichy».
1. Бельских И.Е. Учет и оценка гудвилла: мировой опыт и российская специфика / И.Е. Бельских, И.М. Сметанин // Международный бухгалтерский учет. 2010. № 2 (135). С.24-29.
2. Букша К.С. Управление деловой репутацией. Российская и зарубежная PR - практика. - М.: ООО» И.Д.Вильямс», 2007.
3. Бычкова М.Н. Аудит репутации: анализ современных подходов // «Connect-Универсум - 2009: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием». Томск: Том. гос. ун-т, 2010. URL: http://pr.tsu.ru/articles/64/
4. Веснин В. Р. Менеджмент. Учебник. — М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2004. — 504 с.
5. Воробьева Елена Владимировна Вербализация символов в рекламном сообщении, ориентированном на эстетический мотив потребителя // Вестник Адыгейского государственного университета. 2010. №2. URL: http://сyberlemnka.ra/artide/n/verbaHzatsiya-simvolov-v-reklamnom-
soobsсhenii-orientirovannom-na-estetiсheskiy-motiv-potrebitelya
6. ВоронинаЛ.И. Учет нематериальных активов: учеб. пособие. М.: Эксмо,
2005.
7. Гавришин К.В. Репутационный аудит как ключевой элемент процесса управления репутацией компании // Проблемы современной экономики, № 1, 2010.
8. Горин, С.В. Деловая репутация организации / С.В. Горин. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 252 с.
9. Губанов Д. А. Обзор онлайновых систем репутации /доверия. - 2009. - М.: ИПУ РАН, Интернет-конференция по проблемам управления (www.mtas.ru/forum). - 25 с. URL: http://ubs.mtas .ru/bitrix/ components/bitrix/forum.interface/show_file.php? fid=1671
10. Гундарин М.В. Книга руководителя отдела PR. - СПб.: Питер,2007. - 368 с..
11. Даль В.И. Толковый словарь живого Великорусского языка : Т.4. - М.: Русский язык, 1989-1991. С. 93
12. Даулинг Г., Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности / Г. Даулинг. - М., 2012. 384 с.
13. Карнаухова Наталья Андреевна Управление коммуникационнорепутационным полем организации // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология, 2014. №1 (25).
URL:http://cyberlemnka.ra/artide/n/upravleme-kommunikatsionno-
reputatsionnym-polem-organizatsii
14. Кокрум Д. Интернет-маркетинг: лучшие бесплатные инструменты / Джим Кокрум; пер. с англ. Ларисы Плостак. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 382 с.
15. Кондратенко О.Н. Диджитал маркетинг в системе маркетинговой стратегии // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2015. №19. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/didzhital-marketing-v-sisteme-marketingovoy-
strategii
16. Краснянский Д.Е. Основы репутационного менеджмента: тексты лекций.
- М.: МГТУГА, 2015. - 40 с.
17. Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью. - СПБ.:Питер, 2011. - 384 с.
18. Куранов Е.Ю. Управление репутацией компании с использованием методов конкурентной разведки: дис. ... магистра экономики. Уральский
гос. эконом. университет, Екатеринбург, 2014.
19. Лопухова Д. А., Чистякова А. А. Интернет как средство управления
деловой репутацией // Современные наукоемкие технологии . 2014. №7-2.
URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/internet-kak-sredstvo-upravleniya- delovoy-reputatsiey
20. Макеев В. Стратегия развития деловой репутации и ее влияние на имидж организа- ции / В. Макеев // Власть - 2009. - № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-razvitiya-delovoy-reputatsii-i-eyo- vl iyani e-na-imidzh-organizatsii
21. Малахов Ф.В. Управление процессом формирования и развития репутации современной российской организации: Автореф. Диссертации. М. - 2009 г. - 25с.
22. Мицура Е.А., Хижняк М.А. Управление онлайн-репутацией: теоретические основы и методические подходы. Маркетинг и менеджмент инноваций. — 2012. — № 4. — С. 121—129.
23. Никифорова С. В., Совершаева С. В. Эффективность маркетинговых коммуникаций в диджитал-среде // Проблемы современной экономики. 2013. №2 (46) С.175-178.
24. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 2010. 750 с.
25. Олейник И., Лапшов А. «Плюс/минус репутация. Российский опыт репутационного менеджмента. - М.: «Типография «Новости», 2003. - 160 с.
26. Рева В.Е. Управление репутацией: Учебное пособие / В.Е. Рева. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. - 136 с.
27. Реверчук Надежда Иосифовна, Дзямулич Елена Сергеевна.
Маркетинговое управление онлайн-репутацией предприятий // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. №34.
28. Сальникова Л.С. Репутационный менеджмент. Современные подходы и технологии: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 303 с.
29. Силина И.С., Жукова М.Н. Влияние репутации в интернете на позицию бренда на рынке // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2013.
№9. URL: http://cyberlemnka.ru/artide/n/vHyame-reputatsii-v-intemete-na- pozitsiyu-brenda-na-rynke
30. Ткачук Т., Семенова М. Управление репутацией. // Секрет фирмы. 2004. №7.
31. Шарков Ф. И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы: Учебное пособие — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; 2010.— 272 с.
32. Ханов, Г. Репутация, создающая стоимость / Г.Ханов // Советник.-2004.- №4..
33. Виши (Vichy) — косметика, Франция [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vichy-shop.ru/vichy_cosmetic/
34. Косметика Vichy/Виши [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kachestvo.ru/podrobno/kosmetika-vichy-otzyvy-o-kosmetike-vichy.html
35. Официальный сайт Vichy [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vichyconsult.ru/
36. Официальное сообщество Vichy ВКонтакте [Электронный ресурс] -
Режим доступа URL: https://vk.com/vichy_russia
37. Официальное сообщество VichyRussia Facebook [Электронный ресурс] -
Режим доступа URL: https://www.facebook.com/VichyRussia
38. Противодействие негативу в информационном пространстве.
Методические рекомендации / под ред. З.Н. Чистякова [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.pr-
z.com .ua/borba_s_negativom_v_informprostranstve_online
39. Социально-сетевая жизнь//Официальный сайт холдинга Ромир
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://romir.ru/studies/670_1432155600/
40. Что такое управление репутацией или ORM? // Официальный сайт
компании epicom [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://epicom.ru/chto-takoe-upravlenie-reputaciey-orm/ (дата обращения:
18.04.2016)
41. DSM Group: потребители стали реже покупать косметику в аптеках.
Обзор продаж косметики в российских аптеках за 1-е полугодие 2015 года
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dsm.ru/news/144/
42. Hinckley D., New Study: Data Reveals 67% of Consumers are Influenced by
Online Reviews. [Электронный ресурс] - URL:https://moz.com/blog/new-
data-reveals-67-of-consumers-are-influenced-by-online-reviews
43. Libaert Th., Le Plan de сommuniсation: Definir et organiser votre strategie de
сommuniсation. Paris, Dunod, 2000. - 208 с.
44. Local Consumer Review Survey// BrightLoсal, 2015. [Электронный ресурс] -
Режим доступа: https://www.brightlocal.com/learn/local-consumer-review- survey/
45. PR-управление репутацией // Официальный сайт компании PR&Branding. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.pr2b.ru/pr/pr_reputation/
46. Vichy Cosmetics [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http ://dic. academic .ru/dic.nsf/ruwiki/1714374