Введение 3
1. Теоретические аспекты инновационных технологий в музее 6
1.1. Понятие, сущность инноваций в экскурсиях 6
1.2. Инновационные технологии в музеях России 13
1.3. Зарубежный опыт использования инноваций в экскурсиях 18
2. Анализ экскурсионной деятельности музея НИУ «БелГУ» 22
2.1. История образования музея НИУ «БелГУ» 22
2.2. Экскурсионная деятельность музея в
культурно-образовательной работе 29
2.3. Анализ экскурсий и техник проведения экскурсий
в музее НИУ «БелГУ» 39
3. Разработка инновационной технологии проведения
экскурсии 46
3.1. Мероприятия внедрению аудиогида 46
3.2. Состав и структура затрат на внедрение проекта 51
3.3. Расчет экономической эффективности от
предложенных мероприятий 53
Заключение 56
Список использованных источников 58
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Для востребованности в туриндустрии любые предприятия, предоставляющие экскурсионные услуги должны все время находиться в развитии. Сегодня роль инноваций в туризме невозможно переоценить, прежде всего, потому, что они представляют собой метод конкуренции. Инновационные процессы имеют специфические особенности, хотя и подчиняются общим закономерностям экономического развития. Это касается и туристского бизнеса, и его составной части - экскурсионной деятельности. Инновации в экскурсионной деятельности способствуют успешному продвижению экскурсионных услуг на туристском рынке, они дают преимущество одной экскурсии над другой. Важная роль при этом отводится как подготовке экскурсоводов, так и качественной разработке самой экскурсии, освоению методики и техники её проведения.
Огромный историко-культурный потенциал нашей страны даёт неограниченные возможности для туристско-экскурсионной деятельности. Предприятия, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведёт к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта и разным формам его подачи. Экскурсии прошли длительный путь эволюции - от примитивных рассказов экскурсовода до современных необычайных театрализованных и BD-экскурсий. Инновационные процессы в экскурсионной деятельности могут выступать в самых различных формах, они имеют свои особенности, оказывающие влияние на её развитие и, в конечном счёте, на кон - курентоспособность и востребованность продукта.
Создание и успешное проведение экскурсии, оборудованной инновационными технологиями, выгодно выделяет среди других экскурсионных продуктов. Немаловажным фактором в данной работе является постоянная деятельность, направленная на совершенствование продукта для сохранения устойчивого положения на туристском рынке. Помимо прочего, новые возможности в экскурсионной деятельности - в организации и проведении позволяют за короткий отрезок времени воспринять внушительный объем качественно преподнесенной информации, получить яркие впечатления и свободно коммуницировать с рассказчиком вне зависимости от языка и национальности.
Инновацией как таковой считается не только абсолютно новый продукт на рынке туризма и гостеприимства, но так же и усовершенствованный стандартный продукт, учитывающий спрос или предпочтения потребителя, современные технологии и исторические, административные и природные ресурсы региона, в котором планируется внедрение данной инновации.
Проблема нынешнего положения туристско-экскурсионной деятельности в отставании и приоритетности выездного туризма над внутренним. Это значит, что выезд туристов и вывоз денег за рубеж преобладает, что сказывается отрицательно на экономике страны. Современный туристский рынок нуждается в новых, инновационных подходах к организации, техническому обеспечению и преподношению потребителю туристско-экскурсионной услуги. Инновационные продукты в экскурсионной деятельности, как и в целом, в туризме, должны быть не только актуальными, но и в большей степени перспективными, на долгосрочные перспективы. Инновационные разработки требуют вложения глобальной творческой работы и, само собой, определенных финансовых затрат. Следовательно, подобные проекты создаются для дальнейшего продуктивного использования и продвижения развития всей туристской инфраструктуры.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что с течением времени все сильнее ускоряется темп развития не только на рынке туризма и экскурсий, но и в целом во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Это:
- увеличение и изменение интереса постоянных и потенциальных потребителей к предлагаемому продукту;
- новейшие достижения в области технологий и инноваций;
- увеличивающаяся конкуренция туристских организаций, предприятий индустрии питания, развлечения и гостеприимства, заинтересованных в привлечении потенциальных потребителей туристского продукта и в расширении клиентской базы.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в исследовании инновационных форм экскурсионного обслуживания для проектирования и внедрения новой инновационной разработки в деятельность музея НИУ «БелГУ».
Для достижения вышеуказанной цели выпускной квалификационной работы были поставлены следующие задачи:
1) изучение теоретических материалов об инновационных технологиях в экскурсионной деятельности;
2) проведение анализа модернизации музеев Белгородской области
3) рассмотрение возможности разработки и применения аудиогида музее истории НИУ БелГУ;
4) разработка рекомендаций по внедрению в практику музейной экскурсии аудиогида.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованных источников и приложения.
Объект исследования - инновационные технологии в экскурсионной деятельности.
Предмет исследования -внедрение и использование инновационных технологий в экскурсионной деятельности музея НИУ БелГУ.
Выпускная квалификационная работа написана на основе трудов отечественных и зарубежных авторов, таких как: Кропинова Е. Г.,Грачева О. Ю., Домнин В. H.,PoonA. К,Желобанова, Фахтудинов.
Сфера туризма и, соответственно, экскурсионное дело на данный момент является одной из самых прибыльных отраслей. Во всем мире на долю туризма приходится 10% мирового ВВП, 8% от общего объема мирового экспорта и более 30% сервисных услуг.
Несмотря на экономический и политический кризисы туризм, гостиничное и экскурсионное дело развивается быстрыми темпами. В широком смысле, туристическая отрасль сама по себе инновация и все разработке в этой конкретной сфере в большинстве своем новаторские. При этом данная сфера очень гибкая и постоянно подстраивается под потребителя, открывает новые границы и осваивает новые возможности.
Проект, разработанный в данной выпускной квалификационной работе помимо стимулирования интереса к истории и культуре города, повышения лояльности у Белгородскому государственному национальному исследовательскому университету, также представляется прибыльным, то есть принесет определенный доход в бюджет университета и государства.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
- были изучены теоретические материалы о инновационных технологиях в экскурсионной деятельности;
- был проведен анализ модернизации музеев Белгородской области;
- были рассмотрены возможности разработки и применения аудиогида музее истории НИУ БелГУ;
- была разработана рекомендаций по внедрению в практику музейной экскурсии аудиогида.
В ходе написания работы были сделаны следующие выводы:
Инновационный процесс в туризме и экскурсионной деятельности весьма специфичен. Во-первых, многие проекты организовываются органами самоуправления, благодаря принятию важных решений для благоустройства населения и его культурного и нравственного воспитания. Примеров подобных инновационных проектов достаточно много:
- музей-диорама «Курская дуга»;
- исторический заповедник «Прохоровское поле» и территория,
прилегающая к нему;
- музей литературы;
- новые экскурсионные программы или туры должны соответствовать полному удовлетворению туристов в условиях постоянно меняющегося рынка туристских и экскурсионных услуг;
- в туристической сфере постоянно внедряются инновационные проекты, которые являются результатом не только научно-технического прогресса, но и интеллектуального развития человечества.
Основные и главные цели инновационной деятельности в туристической сфере - незамедлительная реакция на изменения, протекающие в отрасли, контроль и развитие системы качества продукции. На данном этапе сохранение качества путем покупки дорогостоящих материалов, а также способы поощрения покупателей и стимулирование продаж является первоочередным, так как на рынок внедряется большое количество новых предложений и конкуренция возрастает. Способность организации создавать уникальные туристические и экскурсионные продукты является «ключом» для поступления на работу и поднятия по карьерной лестнице.
1. Александрова, Л. Т., Международный туризм [Текст]: учеб.для вузов / Л. Т. Александрова, А. А. Сопов. - С-Пб. : Питер, 2012. - 326 с.
2. Артёмова, Е.Н. Основы гостеприимства и туризма [Текст] : Учеб.пособие / Е. Н. Артёмова. - Орёл :ОрёлГТУ, 2012. - 104 с.
3. Бессараб, Д. А. Географическая и туристическая номенклатура мира [Текст]: учеб.для вузов / Д. А. Бессараб, - М. : ТетраСистемс, 2015. - 178 с.
4. Богданович, О.И. Страны мира: энциклопедический справочник [Текст] / Ю. А. Дрозд, А. Ю. Шпакова, О. И. Богданович. - Минск :Миринда, 2011. - 247 с.
5. Боголюбова, С. А. Эколого-экономическая оценка рекреационных ресурсов[Текст]: учеб.для вузов / С. А. Боголюбова, -М. : Академия, 2013. - 774 с.
6. Большаков, А.И., Хаванова Н.Н., Гиносян, К.Г. Кластерный подход как инструмент формирования стратегии устойчивого развития туризма (на примере трансграничных территорий) [Текст] / Сервис в России и за рубежом, 2013. №9. С. 111-119.
7. Буковцов, Н. Д. Комплексное страноведение [Текст]: Методические рекомендации / Н. Д. Буковцов. -М.: Просвещение, 2013. - 234 с.
8. Воробьев, С. Н. Управление рисками в предпринимательстве [Текст] / С. Н. Воробьев, К. В. Балдин. - 3-е изд. - М. : Дашков и К, 2011. - 771 с.
9. Герцен, Н.А. [Текст] : Туризм как вид деятельности/ Н. А. Герцен. - Минск: «Университетское», 2015. - 194 с.
10. Гиляровская, Л. Т., Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия [Текст]: учеб.для вузов / Л. Т. Гиляровская, А. А. Вехорева. - С-Пб. : Питер, 2012. - 326 с.
11. Грачева, О. Ю. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта [Текст]: Методические рекомендации /Грачева, О. Ю.. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014.
12. Долженко, И.И. Экскурсионное дело [Текст] :автореф. диссертации канд. геогр. наук: 25.00.24: Санкт-Петербург, 2012. - 120 с.
13. Домнин В. Н. Брендинг: новые технологии в России [Текст]. - СПб. : Питер, 2012.- 29 с.
14. Дурново, Д.В. На заметку туроператорам и турагентствам [Текст] / Д.В. Дурново// Туристские и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2015. - №5. - 27 с.
15. Емельянов, Б. В. Экономика туризма: учебное пособие [Текст] : учебное пособие / Б. В. Емельянов. - М: Русский спорт, 2011. - 216 с.
16. Жуков, А. А. Инновационные аспекты управленческоя деятельности на предприятиях сферы туризма: монография. - СПб [Текст].: Пи- тер,2012. - 235 с.
17. Желобанова, Е. Б. Развитие бренда ради его продажи [Текст] // Генеральный директор. 2015. - 180 с.
18. Зайцева, Н. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. - М.: [Текст] Академия, 2013.- 359 с.
19. Зорин, И.В. Туризм как вид деятельности [Текст] : Учеб.пособие / И. В. Зорин, Т. П. Каверина, В. А. Квартального. - М. : Финансы и статистика, 2011. - 288 с.
20. Каленский, К. К.Экономика туристического бизнеса[Текст] : Методические рекомендации / К. К. Каленский. - М.: Просвещение, 2013. - 86 с.
21. Киприна, Е.Н. Туристское ресурсоведение [Текст] : учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета,
2017. - 168 с.
22. Корнеевец, В.С. Классификация приграничных регионов России [Текст] // Региональные исследования, 2011. - 30 с.
23. Королевская дорога. Выборгский информационно-туристический портал [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.vbrg.ru/articles/korolavskaja_doroga/ (дата обращения: 23.05.2018)
24. Кропинова, Е.Г. Международная кооперация в сфере туризма и формирование трансграничных туристских маршрутов [Текст] // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2014.- с. 113-119.
25. Кропинова, Е.Г. Сотрудничество между Россией и ЕС в сфере инновационного развития туризма [Текст] // Балтийский регион. 2013.- 80 с.
26. Левчук, Е. Проблемы развития приграничных и трансграничных районов [Текст] // Проблемы современной экономики. 2014. - 320 с.
27. Панин, А.В. Специальные виды туризма [Текст] : Учеб.пособие /А.В. Панин. - М. : Феникс, 2011. - 252 с.
28. Полухина, А. Н. Развитие управления в сфере туризма и гостеприимства: автореф. дисс... д-ра эк. наук. [Текст] Нижний Новгород, 2012.32 с.
29. Посохов, М.К. Отечественная история [Текст]: Учеб.пособие/ М.К. Посохов. - М. Москва, 2011. - 285 с.
30. Савина, Н.В. Экскурсоведение[Текст]:Управление индустрией туризма. -Минск: «Университетское», 2011. - 167 с.
31. Сазонов А. Е. Туризм как мировая составляющая и его перспективы развития [Текст] / А. Е. Сазонов // Экология и человек, 2014. - 34 с.
32. Севастьянова, С. А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства. - М.: [Текст]КНОРУС, 2014.- 420 с.
33. Фахтудинов, Р.А. Инновационный менеджмент [Текст]: учебник. - СПб.: Питер, 2012.- 447 с.
34. Чернихова, Е.Я. Маркетинг в туризме [Текст] : Учеб.пособие / Е. Я. Чернихова. - М.: Просвещение, 2014. - 202 с.
35. Чудновский, А. Л.,Жукова, М. А., Сенин, В. С. Управление индустрией туризма [Текст] : учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2014.- 59 с.
36. Экономическая и социальная география мира: атлас. [Текст] // Под ред. В. П. Максаковского. - М. : Дрофа, 2014.- 86 с.
37. Юдакова, О. В. Методы для оценки эффективности маркетинговых решений [Текст]// Экономические науки. 2011. - 369 с.
38. Яновский, В. В. Город как система и объект управления. Введение в проблемы управления городским хозяйством [Текст]: Учебнометодическое пособие / В.В. Яновский. - СПб.: Изд-во Северо-западной академии государственной службы, 2011.- 352 с.
39. Яковлев, Т. Т. Влияние индустрии туризма на экономику страны и социально-культурную сферу [Текст] / Т. Т. Яковлев // Актуальные вопросы экономических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). - Уфа : Лето, 2012. - 128 с.
40. Официальный сайт НИУ БелГУ[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://bsu.edu.ru
41. Официальный сайтмузея истории НИУ БелГУ[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://history.bsu.edu.ru(дата обращения: 27.05.2018).
42. Официальный сайт исторического заповедника «Прохоровское поле» [Электронный ресурс] - Режим доступа:ЬЬр://прохоровское- поле.рф/(дата обращения: 26.05.2018).
43. Dordevic, M. A., KokicArsic A. Tourism logistic system - conceptual consideration [rext]// 4 international quality conference center for quality. University of Kragujevac. - Serbia, 2010. - p. 57-62.
44. EuropeanRouteofBrickGothic[Electronic resource]. - URL: http://www.eurob.org/index.php/Homepage;1/4 (дата обращения: 15.05.2018).
45. Kovacs, I., Nagy, G. Tourism in peripheric regions - the possibilities of thematic routes [rext] // AnaleleUniversitat ii din Oradea. SeriaGeografie. 2013. № 2. Р. 220-228.
46. Matznetter, J. Border and tourism: Fundamental relations [rext] // Tourism and Borders: Proceedings of the Meeting of the IGU Working Group - Geography of Tourism and Recreation. - Frankfurt TnstitutfurWirtschaftsundSozialgeographie der Johann Wolfgang Goethe Univer- sitat, 2011 - P. 61-73.
47. Raikkonen, Ju.,Honkanen, A. The Helsinki-Tallinn tunnel - possibilities for Finnish and Estonian tourism [Text] // Baltic Rim Economies. 2015. № 4. P. 33.
48. The European cycle route network EuroVelo^ext] / Uropean Parliament's Committee on Transport and Tourism, European Union. Brussels, 2012.
49. The official Central and Eastern European Greenways website [Electronic resource] - URL: http:// www.greenways.by/index.php?content&id=32&la (дата обращения: 14.05.2018).
50. Timothy, D. J. Tourism and political boundaries ^ext] - London : Routledge, 2011 - 240 p.
51. Poon, A. R. Tourism, technology and competitive strategies, CAB international ^ext] - Oxford, 2013
52. Project «Shtetl Routes. Vestiges of JewJewish cultural heritage in cross-border tourism» [Electronic resource] - URL: http: //teatrnn. pl/kalendarium/node/1833/proj ect_shtetl_routes_vestiges_of_j ewish_ cultural_heritage_intourism (дата обращения: 11.05.2018)
53. Wachowiak, H. Facets of research on the relationship between political borders and tourism ^ext]// IUBH Working Paper №4, Bad Honnef, 2012. - 29 р.