ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Общее понятие о здоровье и здоровом образе жизни
1.2. Роль мотивации и установок в формировании здорового образа
жизни
1.3. Методика формирования здорового образа жизни школьников во внеклассной физкультурной деятельности
1.4. Анатомо-физиологические и психологические особенности развития детей младшего школьного возраста
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
Глава 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
3.1. Методика формирования ЗОЖ у младших школьников
3.2. Исходный уровень сформированности основ здорового образа жизни у младших школьников
3.3. Результаты эксперимента и их обсуждение
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Здоровье граждан России является одним из слагаемых национальной безопасности. Социально-экономическая напряженность, сопровождающая переход к рыночной экономике, негативно влияет на все сферы жизни российского общества, представляя угрозу для нормальной жизнедеятельности человека. При этом самой уязвимой частью населения России становятся дети. Из-за социального неблагополучия ежегодно умирают около 20 тысяч россиян в возрасте от 10 до 20 лет. Система образования из фактора, охраняющего здоровье, превратилась в разрушающий.
По данным Минздрава России, в стране лишь около 14% здоровых детей, 35% больных и 50% с различными отклонениями в здоровье. В то же время 20% детей 6-7 лет не готовы к обучению в школе; у 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, около 70% детей страдают от гипокинезии, 30% имеют отклонения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах.
Современные данные НИИ возрастной физиологии РАО свидетельствуют о том, что около половины школьников страдает теми или иными невротическими синдромами, 33% выпускников школ имеют ограничения по состоянию здоровья, 45% страдают нарушением зрения, число детей с нарушением осанки за 8 лет обучения в школе возрастает в три раза.
Одна из причин неблагополучия в здоровье детей и подростков состоит в недооценке значения здорового образа жизни в деле формирования физического и духовного здоровья, воспитания личности.
Образовательные учреждения главным образом ориентируются на изучение окружающего мира и по сути дела не воспитывают всесторонне развитую личность с адекватным отношением к своему индивидуальному здоровью (физическому, психическому, социальному). В большинстве своем в образовательных структурах отсутствует целенаправленная и систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей и учащейся молодежи.
Актуальность нашего исследования заключается в разрешении следующих противоречий:
- объективной необходимости формирования основ здорового образа жизни младших школьников и субъективной недооценки обществом ее роли в жизнедеятельности человека;
- потребности общества в физически здоровых, интеллектуально развитых личностях и существующего консерватизма в содержании методов обучения и воспитания;
- необходимости формирования у детей младшего школьного возраста основ здорового образа жизни на уроках физической культуры и неразработанности педагогический условий, адекватных возрастным особенностям учащихся.
Как показывают исследования, тревогу специалистов вызывает недостаточное развитие у подрастающего поколения направленности и мотивации на здоровый образ жизни [1,5].
Проблема здоровья и пути его сохранения являются объектом изучения медиков [7,17] педагогов и психологов [3, 6,19]. Разработка и апробация образовательных программ для учащейся молодежи с основами здорового образа жизни стали особенно актуальны в последнее десятилетие [13,24].
Таким образом, отдельные аспекты проблемы в какой-то степени получили свое научное обоснование. Однако полагаем, что проблема, связанная с формированием основ здорового образа жизни младших школьников, изучена явно недостаточно. Практически нет исследований, посвященных вопросам личностно-ориентированного подхода в условиях опережающего обучения на занятиях по физической культуре. Это касается как теоретического, так и методического уровня изучения проблемы.
Все вышесказанное определило тему нашего исследования: «Формирования основ здорового образа жизни у младших школьников средствами физического воспитания».
Проблему исследования - педагогические условия, определяющие эффективность формирования основ здорового образа жизни у младших школьников в процессе физического воспитания.
Объект исследования - процесс физического воспитания младших школьников.
Предмет исследования - методика формирования основ здорового образа жизни младших школьников средствами физического воспитания.
Цель исследования: определить эффективность экспериментальной методики направленной на формирование основ здорового образа жизни у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по основам формирования здорового образа жизни в системе физического воспитания младших школьников.
2. Разработать методику формирования основ здорового образа жизни у младших школьников средствами физического воспитания.
3. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать экспериментальную методику, направленную на формирование основ здорового образа жизни у младших школьников средствами физического воспитания.
4. На основе проведенного исследования разработать практические рекомендации по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников средствами физического воспитания.
Гипотеза исследования - предполагаем, что процесс формирования основ здорового образа жизни у младших школьников будет протекать эффективно и носить управляемый характер, если:
- этот процесс осуществляется на рефлексивном уровне, включающем механизмы самосознания и самооценки;
- будет обеспечено междисциплинарное единство физического, психического и социального развития детей;
- основу учебно-воспитательного процесса составляет личностно-ориентированный подход, определяющий индивидуальные, психические особенности личности, способный активизировать потребностно- мотивационную, ценностную и творчески-деятельностную сферы детей.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Анкетирование.
3. Тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математической статистики.
База исследования: МОУ «Бессоновская СОШ».
1. При анализе литературных источников (учебников, пособий, журналов, программ и т.д.) основное внимание уделялось работам, в которых рассматривались вопросы, в большей мере относящиеся к теме исследования: формированию основ здорового образа жизни младших школьников 3 класса на уроках физической культуры. При разработке программы по формированию основ здорового образа жизни, использовались журналы «Основы безопасности жизни», где полностью описаны составляющие здорового образа жизни. Теоретический поиск осуществлялся на всех этапах научно-исследовательской работы. Систематизация, обобщение и сравнительный анализ опубликованной литературы позволил точнее понять сущность исследуемого процесса. Содержательный аспект здорового образа жизни заключается в методике, определяющей цель, задачи, предметное содержание, принципы, средства, результаты физкультурно-оздоровительной деятельности.
Критерии оценки основ здорового образа жизни младших школьников складываются из совокупности следующих показателей:
- понимание целей, задач, значимости здорового образа жизни для ребенка;
- самооценка поведения и эмоционального состояния;
- основы знаний о себе как социально-биологической системе;
- основы знаний здорового образа жизнедеятельности;
- основы знаний о возрастных особенностях детей;
- динамика показателей психофизических качеств;
- наличие физкультурно-оздоровительной деятельности;
- сформированность позитивных привычек ЗОЖ;
- уровень проявления психосоциального «Я».
2. В данной работе разработана методика формирования основ здорового образа жизни, которая предполагает:
- использование личностно-ориентированного подхода при формировании основ здорового образ жизни детей;
- системный характер теоретического и практического разделов программы;
- целенаправленное развитие двигательных, психических и личностных качеств детей;
- построение образовательного процесса на основе тематической направленности и непрерывности педагогических воздействий.
3. Эффективное формирование основ здорового образа жизни детей 910 лет на занятиях на физического воспитания возможно при реализации следующих педагогических условий:
- непрерывность и преемственность процесса формирования здорового образа жизни младших школьников придает учет возрастных (физических, психических, социальных) особенностей детей 9-10 лет и реализация потребностей и мотивов школьников в двигательной активности и здоровом образе жизни на уроках физической культуры;
- активное использование средств и методов физической культуры с целью воспитания у ребенка позитивного отношения к себе как субъекту здоровья и создание предпосылок к осознанному формированию основ здорового образа жизни на основе саморазвития, самоконтроля и самовоспитания.
4. Результаты проведенного исследования убедительно доказывают, что систематические занятия с детьми по разработанной методике положительно влияют на сформированность основ здорового образа жизни у младших школьников. Так, результаты анкетирования показывают, что уровень сформированности основ здорового образа жизни в экспериментальной группе изменился следующим образом: количество ответов оценивших себя школьников на более высокий уровень составил 48, а в контрольной группе соответственно 28. Уровень физической подготовленности в экспериментальной группе выше на 2,29%, чем в контрольной группе.
Таким образом, результаты проведенного экспериментального исследования подтвердили эффективность методики по формированию основ здорового образа жизни детей 9-10 лет, проведенная исследовательская работа позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций для учителей общеобразовательной школы.
1. Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье [Текст]: /Н.М. Амосов. - М,; Физкультура и спорт, 2007. - 255 с.
2. Бабенкова, Е.А. Как помочь детям стать здоровыми [Текст] /Е.А. Бабенкова. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 184 с.
3. Бальсевич, В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека [Текст] /В.К. Больсевич //Теория и практика физической культуры. - 1999. .№ 1. - с. 22-26.
4. Бароненко, В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента [Текст]: учеб пособие. - /В.А. Бароненко. - М.: Альфа-М, 2010. — 352 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском коллективе [Текст] /Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 2009.- 296 с.
6. Богданов, Г.П. Школьникам - здоровый образ жизни. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 192 с.
7. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье [Текст] /И.И. Брехман. - М.: Просвещение, 2008. - 289 с.
8. Вайнбаум, В.Я. Мотивация физкультурно-орздоровительной деятельности учащихся в контексте жизненных реалий [Текст] /В.Я. Вайнбаум //Физическая культура, 2005, № 2, с. 17-22.
9. Вайнер, Э.Н. Валеология [Текст] /Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта: Наука, 2008.-260 с.
10. Воротилкина, И.М. Физкультурно-познавательные технологии в начальной школе [Текст]: И.М. Воротилкина //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005, № 2, с. 39.
11. Головина, Л. Л. Третий урок физической культуры в общеобразовательной школе. [Текст] /Л.Л. Головина, Ю.А. Копылов //Физическая культура: воспитание. Образование, тренировка, 2010, № 3. -с. 55.
12. Дубровина, И.С. Психология [Текст] /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. - М.: Академия, 2009. - 464 с.
13. Жуков, М.Н. Подвижные игры: учебник для студентов пед. ВУЗов [Текст] /М.Н. Жуков. - М.: Академия, 2008. - 160 с.
14. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология [Текст]: учеб, пособ. для студ. - М.: СпортАкадемПресс, 2009. - 444 с.
15. Железняк, Ю.Д. Основы научно-математической деятельности в физической культуре и спорте. [Текст]: учеб, пособ. для студ. высш. учеб, заведений /Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Академия, 2005. - 272 с.
16. Кудрявцев, В.Т., Егоров, Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления [Текст]: программно-методическое пособие. - М.: ЛИМКА-ПРЕСС, 2010. -296 с.
17. Лебедева, М.П. Интерес к занятиям физической культурой и спортом как фактор формирования здорового образа жизни [Текст] / М.П. Лебедева //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2004, №№ 2, 3, с.55.
18. Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребенка [Текст]: учеб, пособ. для студ. /А.Н. Леонтьев, 2008. - М.: Просвещение. - 253 с.
19. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью [Текст] /Л.И. Лубышева //Теория и практика физической культуры. - 2007. - №2 2. -с. 10-15.
20. Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми 6-7 лет. М.: Просвещение. - 2009. - 143 с.
21 Прокопенко, В.И., Волошина, Л.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях и школах: учеб, метод, пособ. - Екатеринбург, 2004, 334 с.
22. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. [Текст] /Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.
23. Соковня-Семенова, И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. [Текст] /И.И. Соковня-Семенова. - М.: Академия, 2010.- 205 с.
24. Трещева, О.Л. Здоровый образ жизни. [Текст] / О.Л. Трещева. -М.: ВЛАДОС. - 2010. - 243 с.
25. Физкультурно-оздоровительная работа в школе [Текст]: под ред. А.М. Шле- мина. -М.: Просвещение, 2008. - 143 с.
26. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб, пособ. для студ. высш. учеб, заведений [Текст] /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. - 480 с.
27. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе [Текст] /О.А. Степанова. - М., 2009.
28. Фридман М.Г. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха. [Текст] 2010 - 207 с.
29. Щедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья [Текст] /А.Г. Щедрина - Новосибирск: Наука, 2006. -с. 17.
30. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] /Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2006. - 384 с.
31 Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.20-21.