Введение………………………………………………………………………
Глава I. Смыслообразующие понятия профессионального развития личности………………………………………………………………………
1.1 Взаимодействие человека с профессией………………………………………….
1.2 Пространство профессионального развития личности…………………………
1.3 Траектории профессионального развития……………………………………….
Глава II. Программа профессионального развития служащих Департамента ЗАГС Министерства государственно- правового развития Омской области и содержание мотивации к ней…………………………..
2.1 Концепция профессионального развития служащих. Модель работы. …………..
2.2 Мотивационные факторы профессионального становления……………………….
Глава III. Рекомендации по совершенствованию системы профессионального развития служащих Департамента ЗАГС Министерства государственно- правового развития Омской области……
3.1 Достижение профессиональных вершин через развитие профессионализма и профессиональной компетентности………………………………………………………..
3.2 Условия развития профессиональной карьеры служащими Департамента ЗАГС Министерства государственно - правового развития Омской области……………….
3.3 Предложения по совершенствованию деятельности Нововаршавского отдела департамента ЗАГС……………………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………
Приложения……………………………………………………………………..
Несоответствие квалификации персонала потребностям организации отрицательно сказывается на результатах деятельности организации любой формы собственности, в том числе и государственной и муниципальной. Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение научно- технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков.
Возрастающее значение профессионального обучения для организации значительное расширение потребностей в нем в последние тридцать лет привели к тому, что ведущие организации взяли на себя обновление квалификации своих сотрудников. Организация профессионального обучение стала одной из основных функций управления персоналом, а его бюджет- наибольшей ( после заработной платы) статьей расходов многих компаний.
Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки служащего к выполнению новых для него производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач, т.е. развитию новых компетенций. Профессиональное обучение является частью профессионального развития, но профессиональное развитие не исчерпывается профессиональным обучением, оно также включает целый комплекс мер по планированию карьеры, стажировкам, ротациям, неформальному общению и т.п.
Мероприятиями по профессиональному развитию персонала являются: различные семинары, взаимопосещения, методические чтения, ротация кадров между филиалами и отделами организации, беседы с наставниками. Организации создают специальные методы и системы управления профессиональным развитием - управление профессиональным обучением, подготовка резерва руководителей, развитием карьеры. О важности профессионального развития для современных организаций свидетельствует и то, что цели в этой области включаются в личные планы (от выполнения которых зависит размер вознаграждения) высших руководителей многих корпораций.
Данную проблему изучали целый ряд зарубежных и отечественных ученых. В трудах С.Л. Рубинштейна, Б.Ф.Ломова, В.Д. Шадрикова и др. развиты представления о строении и механизмах психологической регуляции профессионального становления. Важное значение в трактовке профессионального развития имеет понятие профессионального развития как формы достижения человеком высоких уровней в его профессиональном развитии, которые изучали и описывали Б.Г.Ананьев, А.А.Дергач, Е.А. Климов.
Крупные государственные организации затрачивают на профессиональное развитие значительные средства, которые являются капиталовложениями организации в развитие своих сотрудников, от которых она ожидает отдачи в виде повышения производительности, т.е. увеличения вклада каждого сотрудника в достижение организационных целей.
Помимо непосредственного влияния на финансовые результаты, капиталовложения в профессиональное развитие способствует созданию благоприятного климата в организации, повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации, обеспечивают преемственность в управлении.
Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих служащих. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри самой организации, так и вне ее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний.
Профессиональное обучение также способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе. Не случайно возможность получения профессионального обучения в собственной организации высоко ценится работниками и оказывает большое влияние на принятие ими решения о поступлении на работу в ту или иную организацию. Сегодня молодые профессионалы поступая на государственную службу, все более ориентируются при найме на работу на перспективность рабочего места с точки зрения их карьеры в целом, а не только сиюминутного роста зарплаты- насколько их нынешний работодатель престижен и способен обеспечить им преимущество в поиске интересной работы за счет приобретенных ими навыков. Выигрывает от внутриорганизационного профессионального развития и общество в целом, получая более квалифицированных членов и более высокую производительность общественного труда без дополнительных затрат.
На основании всего вышесказанного, актуальность проблемы и необходимость ее проработки не вызывает сомнений.
Объектом исследования является Департамент ЗАГС Министерства социального и правового развития Омской области.
Предметом рассмотрения выступает профессиональное развитие служащих Департамента и его районных подразделений.
Цель исследования – рекомендации по применению акмеологических основ профессионального развития служащих Департамента и повышению мотивации к профессиональному развитию.
Для достижения поставленной цели в работе требуется решение целого комплекса задач:
1. Дать определение смыслообразующим понятиям профессионального развития личности, пространству и траектории профессионального развития;
2. Изучить программу профессионального развития служащих данной организации;
3. Охарактеризовать мотивационные факторы профессионального развития;
4. Выявить значение профессиональной компетентности и ее влияние на профессиональное развитие;
5. Рекомендовать условия для развития профессиональной карьеры через различные формы и методы, в том числе и развитие профессионализма и компетенции.
Базой исследования представлена документация Департамента ЗАГС, проводились беседы, использовалось наблюдение как методы исследования. Недостающая информация черпалась в литературе по изучаемой теме.
Собранный материал лег в основу трех глав. В первой главе-« Смыслообразующие понятия профессионального развития личности» проведен теоретический анализ взаимодействия человека с профессией.
Во второй главе « Программа профессионального развития служащих Департамента ЗАГС Министерства социального и правового развития Омской области и содержание мотивации к ней» содержится анализ концепции профессионального развития служащих и характеристика мотивационных факторов .
На основе полученных результатов в третьей главе « Рекомендации по совершенствованию системы профессионального развития служащих Департамента ЗАГС Министерства социального и правового развития Омской области» указаны условия применения науки акмеологии для профессионального становления кадров.
Работа снабжена списком литературы и завершается рядом приложений, имеющих отношение к теме исследования.
Ключевым моментом в управлении профессиональным развитием является определение потребностей организации в этой области. По существу речь идет о выявлении несоответствии между профессиональными знаниями и навыками (компетенциями), которыми должен обладать персонал организации для реализации ее целей, и теми знаниями и навыками, которыми он обладает в действительности. Определение потребностей в профессиональном развитии отдельного сотрудника требует совместным усилий отдела человеческих ресурсов ( отдела профессионального развития) , самого сотрудника и его руководителя. Каждая из сторон привносит свое видение этого вопроса, определяемое ее положением в организации и ролью в процессе профессионального развития ( рис.5 ).
Для адекватного определение потребностей профессионального развития каждая из участвующих в этом процессе сторон должна понимать, под воздействием каких факторов складываются потребности организации в развитии своего персонала. Этими факторами являются:
• Динамика внешней среды (потребители, конкуренты, поставщики, государство);
• Развитие техник и технологии, влекущее за собой появление новой продукции, услуг и методов производства;
• Изменение стратегии развития организации;
• Создание новой организационной структуры или смена собственника;
• Освоение новых видов деятельности.
Традиционными методами определение и регистрации потребностей в профессиональном развитии являются аттестация и подготовка плана развития- индивидуального или в целом для определенной категории сотрудников. В ходе аттестации или во время специальной встречи по планированию развития сотрудник обсуждает с руководителем перспективы своего профессионального развития. Результатом этого обсуждения становится план индивидуального развития, который передается в отдел развития персоналом организации. Сведенные воедино планы развития сотрудников становятся программой профессионального развития персонала организации. Эта программа определяет цели профессионального развития, средства их достижения и бюджет.
Реализации программы профессионального развития не возможно без мотивации служащих к этой деятельности. При анализе мотивации основных движущих факторов насчитывается несколько.
Профессиональное развитие требует значительных усилий со стороны человека, что невозможно без заинтересованности с его стороны. Мотивами здесь могут быть: желание поскорее освоить новую работу; сохранить прежнюю или получить более высокую должность; обеспечить гарантию стабильности или роста доходов; приобрести знаний, расширить контакты; стать более независимым от работодателей и конкурентоспособным на рынке труда.
Высокое значение фактора мотивации как материальное вознаграждение обусловлено такой движущей силой для человека как деньги. Там, где мотивацией являются деньги руководитель проще только в одном смысле. Люди с подобной мотивацией готовы терпеть любую скучную работу, подолгу работать, готовы месяцами и годами выполнять одни и те же задания и ставить работу превыше собственной семьи. Если при этом они удовлетворены своим заработком, такие мелочи, как структура их должностных обязанностей, практически не имеют для них значения.
Такие сотрудники связывают свое профессиональное развитие с повышением в должности и улучшением условий труда, приобретение на рабочем месте более высокого уровня комфорта.
Один из способов мотивации людей в сфере профессионального развития – потребность в общении с большим кругом людей, в с надежно репутацией, с администрацией. Другой способ мотивации- сосредоточить внимание на их потребности в общении. Очевидно, что работников с высокой потребностью в высоких заработках и высокой потребностью тесно общаться с людьми следует подталкивать в этом направлении. Однако многие люди, имеющие низкую потребность в общении вполне функциональны в рабочей среде. Они умеют ладить с другими, хотя могут ограничиваться лишь общением для успешного выполнения своей работы. Мотивировать таких работников на профессиональное развитие следует на основе других факторов мотивации.
Сотрудники, осваивая различные формы профессионального развития, зачастую прикладывают значительные усилия к завоеванию репутации надежного и честного человека. Они стремятся к тому, чтобы общение с ними было компетентным, чтобы им доверяли и с ними советовались.
Существенной частью мотивации таких людей является создание такой обстановки, в которой организация ценит их компетентность, профессионализм, ни в коем случае не допускать, чтобы они были разочарованы недостаточной поддержкой и одобрением со стороны руководства. Другой составной частью их мотивации является поддержка сотрудников в период, когда они только еще начинают свою профессиональную жизнь в коллективе, взаимоотношения с коллегами, не получая каких- либо финансовых льгот. Власть- это достижение целей через других людей. Те, кто обладает способностями и поднимается на самый верх, могут добиться власти и высокого материального вознаграждения, которое не ограничивается заработной платой и дополнительными льготами. Люди с высоким внутреннем стремлением к деньгам и власти живут напряженной жизнью, активной в профессиональном плане и всегда испытывают стремление к большему. Работа в Департаменте ЗАГС, т.е. в государственном секторе могут удовлетворить свою тягу к власти, но не всегда могут удовлетворить стремление к большим деньгам.
Благодаря своему профессиональному развитию, сотрудники при определенных условиях поднимаются по служебной лестнице по различной траектории. Таких сотрудников надо быть готовым обучать навыкам руководства и трудового законодательства. Те, кто обладает властью должны также обладать различными профессиональными умениями и малой чувствительностью.
Мотивация профессионального развития через потребность в креативности может неблагоприятно сказываться на работе. Люди, применяющие креативность и творчество должны как минимум обладать пусть не исключительным талантом, но творческой «жилкой». Вознаграждение за творчество в работе районных сотрудников ЗАГС при проведении торжественных обрядов и регистраций весьма ощутимо, но при этом высоки стандарты и сильна конкуренция между районами.
В данной организации приветствуются новые идеи, и это мотивирует сотрудника на личное совершенствование.
В составе кадров Департамента ЗАГС работают люди, достигшие профессионализма разной степени общественной и личностной значимости.
Об этом свидетельствуют достижения результатов в профессии, обративших на себя внимание коллег- профессионалов. Например, такими достижениями являются показательные торжественные мероприятия, посвященные значимым событиям в жизни людей: регистрация брака, «золотая» свадьба с приглашением различных художественных коллективов (фольклорных, танцевальных, музыкальных) и т.д. Это является профессиональными достижениями в сфере социальных отношений, в умении высокопрофессионально общаться.
У других работников профессиональное развитие складывается и проявляется в повседневной деятельности и проявляется в результативности, технологичности труда, в соответствии с социальным заказом, что обеспечивает деятельностную профессиональную компетентность служащего.
Внутренними условиями развития профессионального развития являются: мотивация достижения; активность человека, соответствующая наибольшей продуктивности его трудового поведения; профессиональное целеполагание и построение своего профессионального пути по восходящей траектории; стремление человека к достижению своего максимального уровня; высокий уровень притязаний, мотивация самореализации; способность мобилизовать имеющиеся в данный момент профессиональные возможности, сконцентрироваться на цели, способность к восстановлению после больших психологических затрат, стремление к сохранению и приумножению своих достижений.
Внешними условиями профессионального развития является благоприятная и акмеологически насыщенная профессиональная среда, побуждающая человека предпринимать какие- либо шаги, проявлять активность и инициативу.
Развивать служащих профессионально следует, оптимально используя профессиональное общение, развивая все его формы.
Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации, так как профессиональное развитие способствует созданию благоприятного климата в организации, повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации, обеспечивают преемственность в управлении.
Профессиональное обучение также способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе. Выигрывает от внутриорганизационного профессионального развития и общество в целом, получая более квалифицированных членов и более высокую производительность общественного труда без дополнительных затрат.
1. Абдуллаев А.Ш., Новик и.Б. «Введение в инновационный мир»
М., 1991 г.
2. Абульханова- Славская К.А. « Деятельностная психология личности. М., 1980. 46 с.
3. Аксенова Е.А., базаров Т.Ю., Беков Х.А. « Управление персоналом в системе государственной службы» М: ИПК госслужбы, 1997 35 с.
4. Ананьев Б.Г. « Избранные психологические труды»
в 2 т.М., 1980 Т.1 166 с.
5. Гальперин П.Я. « введение в психологию» М., 1976- 86 с.
6. «Государственное и муниципальное управление: Справочник»
М., 1997 г. – 70с.
7. Деркач А.А. « Акмеология» СПб., 2003-59 с.
8. Дергач А.А. « Психологические основы развития профессионала» М.: 2004 г.
9. Давыдов В.В. « Теория развивающего обучения» М., 1996 г.- 101 с.
10. Игнатьев В.Г. « Профессионализм административно- политических элит» Р-н-Д., 2002- 95 с.
11. Кудрявцев Т.В. « Психология профессионального обучения и воспитания»М.:МЭИ- 1985 г.
12. Климов Е.А. «Введение в психологию труда» М., 1988 г.
13. Климов Е.А. « Психология профессионального самоопределения» Р-н-Д., 1996 – 167 с.
14. Ломов б.Ф. « Методологические и теоретические проблемы психологии» М., 1984- 216 с.
15. Маслоу А.Г. « Дальние пределы человеческой психики» СПб- 1997 г.
16. Муздыбаев К. « Психология ответственности» Л., 1983 г.
17. Митина Л.М. « Психология развития конкурентоспособности личности» М., 2002 - 127 с.
18. Мерлин В.С. « Очерк интегрального исследования индивидуальности» М., 1986 г.
19. Нечипоров Б.В. « К психологии старости» М., 1978 г.
20. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. « Основы теоретической психологии» М., 1998 г.
21. Пряжников Н.С. « Профессиональное и личностное самоопределение»
М.: Воронеж, 1996. 176с.
22. « Профессиональная педагогика»/ Под. Ред. С.Я. Батышева
М., 1997. 505 с.
23. «Психология индивидуального и группового субъекта»/ Под. Ред. А.В.Брушлинского, М.И. Воловикой М., 2002 9с.
24. Рубинштейн С.Л. « Принцип творческой самодеятельности» // Вопросы психологии. 1986 № 4 109 с.
25. Ричи Ш., Мартин П. « Управление мотивацией» М.: ЮНИТИ- 2004 400с.
26. Зеер Э.Ф. « Модернизация профессионального образования: компетентностный подход»Образование и наука. 2004 № 3(27).
27. Шадриков В.Д. « Проблемы системогенеза профессиональной деятельности» М., 1982
28. Шадриков В.Д. « Деятельность и способности». М., 1995 г.
29. Форманюк Т.В.« Синдром эмоционального сгорания»// Вопросы психологии 1994 № 6.