Нравственные начала современного российского права в механизме гражданско-правового регулирования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА НА
ПРИМЕРЕ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ
1.1. Нравственность как категория гражданского права 7
1.2. Понятие принципов в гражданском праве 11
1.3. Нравственно-правовые принципы в системе принципов гражданского
права 17
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ
2.1. Содержание нравственных принципов справедливости и гуманизм ....28
2.2. Значение принципов разумности и добросовестности в гражданском
праве 41
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ
ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
3.1. Реализация нравственно-правовых принципов в гражданских
правоотношениях 57
3.2. Возможные способы укрепления нравственных начал гражданского
права 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА НА
ПРИМЕРЕ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ
1.1. Нравственность как категория гражданского права 7
1.2. Понятие принципов в гражданском праве 11
1.3. Нравственно-правовые принципы в системе принципов гражданского
права 17
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ
2.1. Содержание нравственных принципов справедливости и гуманизм ....28
2.2. Значение принципов разумности и добросовестности в гражданском
праве 41
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ
ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
3.1. Реализация нравственно-правовых принципов в гражданских
правоотношениях 57
3.2. Возможные способы укрепления нравственных начал гражданского
права 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Нравственными началами права являются представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения и внутренним убеждением. Право, безусловно, должно соответствовать нравственным нормам, выражать глубинную идею о том, что государство призвано служить интересам общества и, в конечном итоге, личности. Незнание моральной природы права приводит к неэффективности функционирования всех элементов правовой системы и самым непосредственным образом сказывается на развитии российского общества. Все это имеет не только теоретическое, но и важное практическое и даже прикладное значение.
Разработка проблемы сущности нравственно-правовых начал гражданского права всегда являлась одним из наиболее актуальных и перспективных научно-исследовательских направлений в области гражданского права. Нравственные начала служат ориентиром правотворческой и правоприменительной деятельности, обеспечивают грамотное и единообразное развитие и функционирование гражданско-правовой системы. Отсюда следует, что исследование нравственно-правовых начал на уровне выпускной квалификационной работы должно оказать помощь в выявлении и обозначении сущности самого гражданского права, взаимосвязь между нравственностью и другими принципами гражданского права, привлечь внимание ученых и правоприменителей к данным положениям, сформировать единые подходы к пониманию механизма гражданско-правового регулирования.
Многие ученые-правоведы считают, что нравственно-правовые начала в механизме гражданско-правового регулирования носят больше философский, нежели юридический характер. Очевидно, данная ситуация нацеливает на проведение соответствующих научных разработок, которые должны раскрыть сущность и значимость нравственно-правовых начал именно с учетом специфики гражданского права.
Необходимость исследования нравственно-правовых принципов в гражданском праве предопределяется существенными изменениями в российском государстве и его основных институтах: распад единого духовного пространства, отсутствие единой системы нравственных ценностей, все большее падение нравственного уровня общества и т.д.
Все эти изменения требуют повышенного внимания к нравственности и ее соотношению с правом. Незнание нравственной природы права приводит к неэффективности функционирования всех элементов правовой системы, что также серьезным образом отражается на развитии российского общества. Поэтому необходимо исследовать отмеченные начала с целью формирования единого подхода к пониманию содержания механизма гражданско-правового регулирования и их значения на законодательном, правоприменительном и правореализационном уровнях.
Новизна некоторых нравственно-правовых принципов гражданского права (разумности, добросовестности и др.), неполная разработанность их гражданско-правовой сущности, недостаточное единообразие в судебной практике в их толковании и применении определяют степень важности проведения заявленного исследования.
При изучении судебной практики выявляется тот факт, что некоторые судьи, ссылаясь на те или иные статьи гражданского права, допускающие свободу усмотрения сторон или правоприменителя, и перечисляя при этом, например, принципы справедливости и разумности, часто принимают решения, которые противоречат данным основополагающим принципам. Такого рода примеры приводятся и в тексте данной работы. Из вышесказанного следует, что судебные органы должны быть заинтересованы в теоретико-правовых исследованиях, посвященных нравственно-правовым началам механизма гражданско-правового регулирования, позволяющих правильно понимать сущность этих самых начал и применять их на практике.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о несомненной актуальности, теоретической и практической значимости исследования нравственно-правовых начал в гражданском праве России.
К раскрытию понятия нравственно-правовых начал в гражданском праве приводит изучение правовых принципов, являющихся предметом исследования ученых С.С. Алексеева, С.Н. Братуся, В.В. Болговой, В.М. Ведяхиной, В.П. Грибанова, Н.И. Матузова и др.
В науке гражданского права изучение принципов, как в самостоятельном значении, так и в связи с другими проблемами, проводилось в работах В.В. Болговой, С.Н. Братуся, В.П. Грибанова, Е.Г. Комиссаровой, В.И. Емельянова, Ю.В. Виниченко, Л.В. Волосатовой и др.
Некоторые аспекты нравственных принципов права изучены в общей теории права и государства в трудах С.С. Алексеева, А.Л.Вязова, Г.В. Мальцева, В.А.Микрюкова и др.
Вместе с тем, несмотря на наличие обозначенных и иных работ, до настоящего времени остаются нерешенными принципиально важные вопросы по рассматриваемой проблеме. Например, каковы сущность и критерии использования нравственно-правовых начал гражданского права, каково их значение, и т.д. Решение данных вопросов предопределяет необходимость исследования автором избранной тематики.
Целью исследования является получение целостного представления и изучение различных аспектов действия нравственно-правовых принципов в гражданском праве, а также выработка предложений по совершенствованию гражданского законодательства и правоприменительной практики в сфере их реализации.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать и обобщить существующие в науке подходы к понятию нравственно-правовых начал в гражданском праве;
- обосновать нравственную природу справедливости, гуманизма,
разумности и добросовестности гражданского права;
- раскрыть роль нравственно-правовых принципов гражданского права в механизме гражданско-правового регулирования;
- раскрыть понятие и содержание нравственно-правовых принципов справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности в гражданском праве;
- охарактеризовать формы, а также выявить правовые факторы, препятствующие реализации нравственно-правых принципов в гражданских правоотношениях и российской судебной практике;
- сформулировать предложения и рекомендации, направленные на соблюдение нравственно-правовых принципов в гражданском праве.
Объектом исследования выступают гражданские правоотношения, в рамках которых реализуются нравственно-правовые начала гражданского права.
Предметом исследования являются нормы действующего гражданского законодательства России и международно-правовых актов, касающиеся нравственно-правовых начал гражданского права, а также научные исследования и практика применения данных начал в деятельности судов.
Методологическую основу исследования составили всеобщий метод познания - материалистическая диалектика; общенаучные методы исследования - исторический и логический, анализа и синтеза, дедукции и индукции; частнонаучные методы - логико-формальный, системного анализа, моделирования.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из ведения, трех глав, где первая подразделяется на три параграфа, а вторая и третья - на два, заключения и списка использованных источников и литературы.
Разработка проблемы сущности нравственно-правовых начал гражданского права всегда являлась одним из наиболее актуальных и перспективных научно-исследовательских направлений в области гражданского права. Нравственные начала служат ориентиром правотворческой и правоприменительной деятельности, обеспечивают грамотное и единообразное развитие и функционирование гражданско-правовой системы. Отсюда следует, что исследование нравственно-правовых начал на уровне выпускной квалификационной работы должно оказать помощь в выявлении и обозначении сущности самого гражданского права, взаимосвязь между нравственностью и другими принципами гражданского права, привлечь внимание ученых и правоприменителей к данным положениям, сформировать единые подходы к пониманию механизма гражданско-правового регулирования.
Многие ученые-правоведы считают, что нравственно-правовые начала в механизме гражданско-правового регулирования носят больше философский, нежели юридический характер. Очевидно, данная ситуация нацеливает на проведение соответствующих научных разработок, которые должны раскрыть сущность и значимость нравственно-правовых начал именно с учетом специфики гражданского права.
Необходимость исследования нравственно-правовых принципов в гражданском праве предопределяется существенными изменениями в российском государстве и его основных институтах: распад единого духовного пространства, отсутствие единой системы нравственных ценностей, все большее падение нравственного уровня общества и т.д.
Все эти изменения требуют повышенного внимания к нравственности и ее соотношению с правом. Незнание нравственной природы права приводит к неэффективности функционирования всех элементов правовой системы, что также серьезным образом отражается на развитии российского общества. Поэтому необходимо исследовать отмеченные начала с целью формирования единого подхода к пониманию содержания механизма гражданско-правового регулирования и их значения на законодательном, правоприменительном и правореализационном уровнях.
Новизна некоторых нравственно-правовых принципов гражданского права (разумности, добросовестности и др.), неполная разработанность их гражданско-правовой сущности, недостаточное единообразие в судебной практике в их толковании и применении определяют степень важности проведения заявленного исследования.
При изучении судебной практики выявляется тот факт, что некоторые судьи, ссылаясь на те или иные статьи гражданского права, допускающие свободу усмотрения сторон или правоприменителя, и перечисляя при этом, например, принципы справедливости и разумности, часто принимают решения, которые противоречат данным основополагающим принципам. Такого рода примеры приводятся и в тексте данной работы. Из вышесказанного следует, что судебные органы должны быть заинтересованы в теоретико-правовых исследованиях, посвященных нравственно-правовым началам механизма гражданско-правового регулирования, позволяющих правильно понимать сущность этих самых начал и применять их на практике.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о несомненной актуальности, теоретической и практической значимости исследования нравственно-правовых начал в гражданском праве России.
К раскрытию понятия нравственно-правовых начал в гражданском праве приводит изучение правовых принципов, являющихся предметом исследования ученых С.С. Алексеева, С.Н. Братуся, В.В. Болговой, В.М. Ведяхиной, В.П. Грибанова, Н.И. Матузова и др.
В науке гражданского права изучение принципов, как в самостоятельном значении, так и в связи с другими проблемами, проводилось в работах В.В. Болговой, С.Н. Братуся, В.П. Грибанова, Е.Г. Комиссаровой, В.И. Емельянова, Ю.В. Виниченко, Л.В. Волосатовой и др.
Некоторые аспекты нравственных принципов права изучены в общей теории права и государства в трудах С.С. Алексеева, А.Л.Вязова, Г.В. Мальцева, В.А.Микрюкова и др.
Вместе с тем, несмотря на наличие обозначенных и иных работ, до настоящего времени остаются нерешенными принципиально важные вопросы по рассматриваемой проблеме. Например, каковы сущность и критерии использования нравственно-правовых начал гражданского права, каково их значение, и т.д. Решение данных вопросов предопределяет необходимость исследования автором избранной тематики.
Целью исследования является получение целостного представления и изучение различных аспектов действия нравственно-правовых принципов в гражданском праве, а также выработка предложений по совершенствованию гражданского законодательства и правоприменительной практики в сфере их реализации.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать и обобщить существующие в науке подходы к понятию нравственно-правовых начал в гражданском праве;
- обосновать нравственную природу справедливости, гуманизма,
разумности и добросовестности гражданского права;
- раскрыть роль нравственно-правовых принципов гражданского права в механизме гражданско-правового регулирования;
- раскрыть понятие и содержание нравственно-правовых принципов справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности в гражданском праве;
- охарактеризовать формы, а также выявить правовые факторы, препятствующие реализации нравственно-правых принципов в гражданских правоотношениях и российской судебной практике;
- сформулировать предложения и рекомендации, направленные на соблюдение нравственно-правовых принципов в гражданском праве.
Объектом исследования выступают гражданские правоотношения, в рамках которых реализуются нравственно-правовые начала гражданского права.
Предметом исследования являются нормы действующего гражданского законодательства России и международно-правовых актов, касающиеся нравственно-правовых начал гражданского права, а также научные исследования и практика применения данных начал в деятельности судов.
Методологическую основу исследования составили всеобщий метод познания - материалистическая диалектика; общенаучные методы исследования - исторический и логический, анализа и синтеза, дедукции и индукции; частнонаучные методы - логико-формальный, системного анализа, моделирования.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из ведения, трех глав, где первая подразделяется на три параграфа, а вторая и третья - на два, заключения и списка использованных источников и литературы.
Проблема определения принципов права является довольно актуальным одним из наиболее дискуссионных вопросов в цивилистической науке. Часть ученых отождествляют нравственные принципы с нормами права или же признаки права с принципами права, другие рассматривают основные начала более узко: как идеи, как категории правосознания и т.д.
На наш взгляд, понятие принципа гражданского права следует определять как руководящее положение (идею), закрепленное гражданским законодательством или выводимое из его содержания, которое отражает сущность и специфику гражданского права, оказывает ориентирующее действие в процессе реализации гражданско-правовых норм и в нормотворческой деятельности.
Законодатель в ст.1 ГК РФ ввел специализированную норму под названием «Основные начала гражданского законодательства». Данное положение привело к нарушению привычного понимания и толкования термина «принцип» и несколько осложнило оперирование им. В общефилософском смысле понятие «начало» - это исходная точка, первопричина, основа чего-либо, т.е. данный термин имеет более широкое значение, в то время как принцип - это основная особенность в устройстве чего-либо. То есть, говоря о началах гражданского законодательства, мы скорее подразумеваем не причину его возникновения, выделения в отдельный правовой институт, а механизм действия нравственности, само устройство и взаимодействие, значение нравственных положений в гражданском праве. Таким образом, замена название ст. 1 ГК РФ на более привычное наименование -принципы гражданского права - представляется нам целесообразным и даже необходимым.
Нравственно-правовые принципы должны быть закреплены во всех отраслях права, что более четко сориентирует правоприменительную практику на необходимость их соблюдения. Кроме того, закрепление
нравственно-правовых принципов в отраслях
послужит механизмом распространения одноименных для всего права (или ряда его отраслей) принципов и на сферу гражданского права.
Нравственно-правовые принципы являются одной из важнейших частей системы принципов гражданского права. Их наличие свидетельствует о связи морального и правового в гражданском праве, его нравственном и духовном основании, позволяет сформировать позитивное отношение к реализации гражданско-правовых норм в правовом сознании граждан.
Выделение нравственно-правовых принципов в гражданском праве как самостоятельных правовых категорий стало результатом пересмотра прежних взглядов на естественно-правовую теорию, согласно которой право должно быть нравственным и не может быть иным.
Признание естественного права вызвало необходимость выявления естественных прав и их законодательного закрепления. Наиболее приемлемым инструментарием для этого стало оформление этических категорий с помощью такого элемента нормотворческой техники, как правовые принципы, поскольку таковые представляют собой нормативные обобщения более высокого порядка, нежели частные нормы права, а также являются более гибкими и эластичными образованиями позитивного права.
Анализ гражданского законодательства свидетельствует о гуманизации всего гражданского права и отдельных его частей, все большей интеграции нравственно-правовых категорий в закон и расширении сферы их влияния. В настоящее время в гражданском законодательстве Российской Федерации находят непосредственное текстуальное закрепление такие общие идеи, которые в ранее действовавшем кодифицированном законодательстве не употреблялись, а именно - добросовестности и разумности (ст. 602 ГК РФ). Для уяснения воли законодателя при их использовании, адресаты правовых предписаний обязаны ориентироваться на особую сферу общественного сознания - мораль.
Нравственно-правовые принципы в гражданском праве выполняют различные функции, а именно: воздействуют на систему гражданско-правовых
норм, обеспечивая ее согласованность, осуществляют
непосредственное регулирование поведения субъектов гражданских правоотношений, имеют определяющее значение при принятии решения в случаях «пробелов» в законе, оказывают направляющее действие в процессе реализации гражданско-правовых норм и т.д.
Понятие справедливости, как сложное нравственно-правовое явление, выражается в нескольких различных формах. Во-первых, оно определяется как чувство, отражающее действительное положение человека в обществе. Во-вторых, справедливость определяется как идея. В-третьих, чаще всего справедливость рассматривается как оценочная категория, имеющая этикоюридический аспекты, как общеправовой принцип.
В принципе справедливости как общем принципе права выделяют два аспекта: уравнивающий и распределяющий. По своей сути справедливость представляет собой компромисс между ними, поскольку требует, с одной стороны, равенства граждан перед законом и правоприменительным органом, а с другой, - индивидуализации правовых требований соразмерно деяниям, поступкам субъектов правоотношения.
Обладая оценочно-нормативным характером, принцип справедливости заложен в содержании гражданского права. Он воплощается в правах и обязанностях, мерах поощрения и ответственности и т.д. Ценность права, в частности гражданского, заключается в том, что оно выражает идею справедливости, выступает средством ее закрепления и защиты.
Реализация принципа справедливости в гражданском праве призвана обеспечить:
- равенство участников соответствующих правоотношений между собой, перед законом и правоприменительными органами;
- соответствие между предоставленными им правами и обязанностями;
- индивидуализацию гражданско-правовых мер ответственности с учетом характера деяния и свойств личности правонарушителя;
- правильное сочетание реализуемых в гражданском процессе норм
материального гражданского права и нравственности.
Принцип справедливости в гражданском праве можно признать критерием, посредством которого оцениваются гражданско-правовые взаимоотношения между людьми, а также поведение субъекта в гражданском обороте. Справедливость заложена в гражданско-правовых нормах, что выражается посредством описания в них деяний, которые в соответствии с нормами морали общества признаны неправомерными. Справедливость в гражданском праве будет иметь место тогда, когда степень ответственности субъекта гражданско-правовых отношений будет адекватна совершенному этим лицом неправомерному действию или бездействию при точном выполнении предписаний гражданско-правовых норм.
Принцип гуманизма в гражданском праве означает юридическое признание высшей ценности человеческой личности, провозглашение и защита ее прав, свобод и законных интересов, гарантирует их осуществление.
Гуманизм направлен на защиту граждан от противоправных действий, воспитание личности правонарушителя и других граждан в духе уважения к моральным ценностям, уважения к человеку, его жизни и здоровью. Применение мер юридической ответственности влияет на сознание и психику правонарушителя, а потому гуманным будет применение, по возможности, менее суровых мер и назначение более мягкого вида наказания. Государство должно видеть в лице, совершившем преступление, не столько правонарушителя, сколько человека, который имеет полное право на охрану и защиту своей чести и достоинства.
Принципу гуманизма в гражданском праве присущи следующие основные функции:
1) функция социальной регуляции, состоящая в направленном воздействии на субъект гражданского оборота, утверждении его как личности, зависящей во многом от активности всех членов общества;
2) функция социальной организации, заключающаяся в обеспечении стабильности общественных отношений, интересов личности и определенных
слоев общества с помощью нравственных, правовых и политических норм;
3) воспитательная функция, выражающаяся в воспитании у людей таких качеств, как уважение к себе и окружающим, справедливое отношение к другим людям, отстаивание чести и достоинства человека.
Принципы гуманизма и справедливости тесно взаимосвязаны между собой, дополняют и воздействуют друг на друга. Вместе с тем, каждому из них присущи специфические черты, позволяющие утверждать о том, что каждый из них является нравственно-правовым принципом, имеющим самостоятельное значение.
Разумность и добросовестность в гражданском праве рассматриваются в субъективном и объективном смысле (в зависимости от их места в механизме реализации права). Разумность в субъективном смысле выступает в качестве внутреннего механизма реализации права и оказывает непосредственное влияние на дееспособность лица в гражданском праве. В объективном же смысле понимается в качестве «внешнего мерила», служащего масштабом оценки действий субъектов, т.е. в качестве принципа гражданского права.
Разумность как принцип гражданского права предполагает правомерность поведения участников гражданских правоотношений и заключается в необходимости участников, при осуществлении гражданских прав и исполнении гражданско-правовых обязанностей, сбалансировано соотносить свои действия с целями гражданско-правовых моделей поведения, правами, свободами и законными интересами других лиц, а также общества и государства.
Присутствие в гражданском законе множества терминологических единиц в определении разумности (требование, термин, критерий, принцип и т.д.), в том числе совпадающих по значению, вносят сумятицу в их использование. Потому полагаем необходимым внесение изменений в статьи ГК РФ, в части замены в них терминов «требование», «критерий» и др.на термин «принцип».
Добросовестность в субъективном смысле рассматривается как
невиновное заблуждение - незнание субъекта относительно противоправности своего поведения, а также как синоним слову «честность» (например, в случае приобретения права собственности, когда субъект приобретает право собственности при купле-продаже, изготовив вещь собственными руками и т.д.).
Добросовестность в объективном смысле является принципом гражданского права, направленным на достижение равновесия интересов между субъектами отношений. В содержание принципа добросовестности гражданского права включается обязанность субъекта, приобретающего и реализующего свои права и обязанности, проявлять должную заботливость о правах и интересах других участников гражданского оборота. К наиболее важным функциям принципа доброй совести относится выступление его в качестве оценочного критерия поведения участников гражданско-правовых сделок.
Исследование нравственно-правовых принципов показало, что справедливость, разумность и добросовестность тесно взаимосвязаны между собой. Единство принципов разумности, справедливости и добросовестности в гражданском праве, с нашей точки зрения, обусловлено их нравственным характером, общей направленностью на достижение целей гражданского права, обеспечением установления баланса в интересах участников гражданских правоотношений. Содержание рассматриваемых принципов включает необходимость соблюдения норм гражданского законодательства, правомерность действий участников гражданских правоотношений и др. Вместе с тем,каждый из них характеризуется собственным содержанием и имеет в гражданском праве самостоятельное значение.
Принципы добросовестности, разумности и справедливости, имеющие, по мнению ряда авторов, субсидиарное (не общее) значение в гражданском праве, находят свое отражение не только в случаях, прямо предусмотренных в законе, но и во всех иных случаях, когда гражданско-правовой нормой допускается усмотрение.
Реализацию нравственно-правовых принципов в российской правоприменительной практике можно рассмотреть с двух позиций. Первая из них характеризует необходимость установления судами (судьями) того, насколько в отношениях сторон были соблюдены принципы справедливости, добросовестности, разумности и гуманизма. Наличие спора между сторонами уже является, по сути, подтверждением того, что данные принципы не были учтены одной или обеими сторонами, либо прямо были нарушены в отношениях между ними. Задачей же суда в данном случае является обнаружение такого «недочета» или нарушения и правильное реагирование на выявленное обстоятельство. Как раз последнее и относится ко второй позиции рассмотрения реализации нравственно-правовых принципов в деятельности российских судов.
Придание требованиям добросовестности, разумности и справедливости общего руководящего значения может способствовать укреплению нравственных начал в гражданском праве. Так же существенную помощь укреплению нравственных начал в гражданском праве могут оказать конкретные указания в законе, либо разъяснениях высших судебных инстанций на то, как определяется добросовестное или недобросовестное поведение, каким образом проявляется справедливость и несправедливость, разумность и неразумность.
Умение правоприменителя верно позиционировать рамки, устанавливаемые нравственно-правовыми принципами, а также введение специализированных норм, которые бы регулировали соответствующие отношения между субъектами гражданского оборота и позволяли давать оценку их действиям на предмет разумности, добросовестности и справедливости, на наш взгляд, является главным подспорьем в укреплении нравственных начал гражданского права в механизме гражданско -правового регулирования.
На наш взгляд, понятие принципа гражданского права следует определять как руководящее положение (идею), закрепленное гражданским законодательством или выводимое из его содержания, которое отражает сущность и специфику гражданского права, оказывает ориентирующее действие в процессе реализации гражданско-правовых норм и в нормотворческой деятельности.
Законодатель в ст.1 ГК РФ ввел специализированную норму под названием «Основные начала гражданского законодательства». Данное положение привело к нарушению привычного понимания и толкования термина «принцип» и несколько осложнило оперирование им. В общефилософском смысле понятие «начало» - это исходная точка, первопричина, основа чего-либо, т.е. данный термин имеет более широкое значение, в то время как принцип - это основная особенность в устройстве чего-либо. То есть, говоря о началах гражданского законодательства, мы скорее подразумеваем не причину его возникновения, выделения в отдельный правовой институт, а механизм действия нравственности, само устройство и взаимодействие, значение нравственных положений в гражданском праве. Таким образом, замена название ст. 1 ГК РФ на более привычное наименование -принципы гражданского права - представляется нам целесообразным и даже необходимым.
Нравственно-правовые принципы должны быть закреплены во всех отраслях права, что более четко сориентирует правоприменительную практику на необходимость их соблюдения. Кроме того, закрепление
нравственно-правовых принципов в отраслях
послужит механизмом распространения одноименных для всего права (или ряда его отраслей) принципов и на сферу гражданского права.
Нравственно-правовые принципы являются одной из важнейших частей системы принципов гражданского права. Их наличие свидетельствует о связи морального и правового в гражданском праве, его нравственном и духовном основании, позволяет сформировать позитивное отношение к реализации гражданско-правовых норм в правовом сознании граждан.
Выделение нравственно-правовых принципов в гражданском праве как самостоятельных правовых категорий стало результатом пересмотра прежних взглядов на естественно-правовую теорию, согласно которой право должно быть нравственным и не может быть иным.
Признание естественного права вызвало необходимость выявления естественных прав и их законодательного закрепления. Наиболее приемлемым инструментарием для этого стало оформление этических категорий с помощью такого элемента нормотворческой техники, как правовые принципы, поскольку таковые представляют собой нормативные обобщения более высокого порядка, нежели частные нормы права, а также являются более гибкими и эластичными образованиями позитивного права.
Анализ гражданского законодательства свидетельствует о гуманизации всего гражданского права и отдельных его частей, все большей интеграции нравственно-правовых категорий в закон и расширении сферы их влияния. В настоящее время в гражданском законодательстве Российской Федерации находят непосредственное текстуальное закрепление такие общие идеи, которые в ранее действовавшем кодифицированном законодательстве не употреблялись, а именно - добросовестности и разумности (ст. 602 ГК РФ). Для уяснения воли законодателя при их использовании, адресаты правовых предписаний обязаны ориентироваться на особую сферу общественного сознания - мораль.
Нравственно-правовые принципы в гражданском праве выполняют различные функции, а именно: воздействуют на систему гражданско-правовых
норм, обеспечивая ее согласованность, осуществляют
непосредственное регулирование поведения субъектов гражданских правоотношений, имеют определяющее значение при принятии решения в случаях «пробелов» в законе, оказывают направляющее действие в процессе реализации гражданско-правовых норм и т.д.
Понятие справедливости, как сложное нравственно-правовое явление, выражается в нескольких различных формах. Во-первых, оно определяется как чувство, отражающее действительное положение человека в обществе. Во-вторых, справедливость определяется как идея. В-третьих, чаще всего справедливость рассматривается как оценочная категория, имеющая этикоюридический аспекты, как общеправовой принцип.
В принципе справедливости как общем принципе права выделяют два аспекта: уравнивающий и распределяющий. По своей сути справедливость представляет собой компромисс между ними, поскольку требует, с одной стороны, равенства граждан перед законом и правоприменительным органом, а с другой, - индивидуализации правовых требований соразмерно деяниям, поступкам субъектов правоотношения.
Обладая оценочно-нормативным характером, принцип справедливости заложен в содержании гражданского права. Он воплощается в правах и обязанностях, мерах поощрения и ответственности и т.д. Ценность права, в частности гражданского, заключается в том, что оно выражает идею справедливости, выступает средством ее закрепления и защиты.
Реализация принципа справедливости в гражданском праве призвана обеспечить:
- равенство участников соответствующих правоотношений между собой, перед законом и правоприменительными органами;
- соответствие между предоставленными им правами и обязанностями;
- индивидуализацию гражданско-правовых мер ответственности с учетом характера деяния и свойств личности правонарушителя;
- правильное сочетание реализуемых в гражданском процессе норм
материального гражданского права и нравственности.
Принцип справедливости в гражданском праве можно признать критерием, посредством которого оцениваются гражданско-правовые взаимоотношения между людьми, а также поведение субъекта в гражданском обороте. Справедливость заложена в гражданско-правовых нормах, что выражается посредством описания в них деяний, которые в соответствии с нормами морали общества признаны неправомерными. Справедливость в гражданском праве будет иметь место тогда, когда степень ответственности субъекта гражданско-правовых отношений будет адекватна совершенному этим лицом неправомерному действию или бездействию при точном выполнении предписаний гражданско-правовых норм.
Принцип гуманизма в гражданском праве означает юридическое признание высшей ценности человеческой личности, провозглашение и защита ее прав, свобод и законных интересов, гарантирует их осуществление.
Гуманизм направлен на защиту граждан от противоправных действий, воспитание личности правонарушителя и других граждан в духе уважения к моральным ценностям, уважения к человеку, его жизни и здоровью. Применение мер юридической ответственности влияет на сознание и психику правонарушителя, а потому гуманным будет применение, по возможности, менее суровых мер и назначение более мягкого вида наказания. Государство должно видеть в лице, совершившем преступление, не столько правонарушителя, сколько человека, который имеет полное право на охрану и защиту своей чести и достоинства.
Принципу гуманизма в гражданском праве присущи следующие основные функции:
1) функция социальной регуляции, состоящая в направленном воздействии на субъект гражданского оборота, утверждении его как личности, зависящей во многом от активности всех членов общества;
2) функция социальной организации, заключающаяся в обеспечении стабильности общественных отношений, интересов личности и определенных
слоев общества с помощью нравственных, правовых и политических норм;
3) воспитательная функция, выражающаяся в воспитании у людей таких качеств, как уважение к себе и окружающим, справедливое отношение к другим людям, отстаивание чести и достоинства человека.
Принципы гуманизма и справедливости тесно взаимосвязаны между собой, дополняют и воздействуют друг на друга. Вместе с тем, каждому из них присущи специфические черты, позволяющие утверждать о том, что каждый из них является нравственно-правовым принципом, имеющим самостоятельное значение.
Разумность и добросовестность в гражданском праве рассматриваются в субъективном и объективном смысле (в зависимости от их места в механизме реализации права). Разумность в субъективном смысле выступает в качестве внутреннего механизма реализации права и оказывает непосредственное влияние на дееспособность лица в гражданском праве. В объективном же смысле понимается в качестве «внешнего мерила», служащего масштабом оценки действий субъектов, т.е. в качестве принципа гражданского права.
Разумность как принцип гражданского права предполагает правомерность поведения участников гражданских правоотношений и заключается в необходимости участников, при осуществлении гражданских прав и исполнении гражданско-правовых обязанностей, сбалансировано соотносить свои действия с целями гражданско-правовых моделей поведения, правами, свободами и законными интересами других лиц, а также общества и государства.
Присутствие в гражданском законе множества терминологических единиц в определении разумности (требование, термин, критерий, принцип и т.д.), в том числе совпадающих по значению, вносят сумятицу в их использование. Потому полагаем необходимым внесение изменений в статьи ГК РФ, в части замены в них терминов «требование», «критерий» и др.на термин «принцип».
Добросовестность в субъективном смысле рассматривается как
невиновное заблуждение - незнание субъекта относительно противоправности своего поведения, а также как синоним слову «честность» (например, в случае приобретения права собственности, когда субъект приобретает право собственности при купле-продаже, изготовив вещь собственными руками и т.д.).
Добросовестность в объективном смысле является принципом гражданского права, направленным на достижение равновесия интересов между субъектами отношений. В содержание принципа добросовестности гражданского права включается обязанность субъекта, приобретающего и реализующего свои права и обязанности, проявлять должную заботливость о правах и интересах других участников гражданского оборота. К наиболее важным функциям принципа доброй совести относится выступление его в качестве оценочного критерия поведения участников гражданско-правовых сделок.
Исследование нравственно-правовых принципов показало, что справедливость, разумность и добросовестность тесно взаимосвязаны между собой. Единство принципов разумности, справедливости и добросовестности в гражданском праве, с нашей точки зрения, обусловлено их нравственным характером, общей направленностью на достижение целей гражданского права, обеспечением установления баланса в интересах участников гражданских правоотношений. Содержание рассматриваемых принципов включает необходимость соблюдения норм гражданского законодательства, правомерность действий участников гражданских правоотношений и др. Вместе с тем,каждый из них характеризуется собственным содержанием и имеет в гражданском праве самостоятельное значение.
Принципы добросовестности, разумности и справедливости, имеющие, по мнению ряда авторов, субсидиарное (не общее) значение в гражданском праве, находят свое отражение не только в случаях, прямо предусмотренных в законе, но и во всех иных случаях, когда гражданско-правовой нормой допускается усмотрение.
Реализацию нравственно-правовых принципов в российской правоприменительной практике можно рассмотреть с двух позиций. Первая из них характеризует необходимость установления судами (судьями) того, насколько в отношениях сторон были соблюдены принципы справедливости, добросовестности, разумности и гуманизма. Наличие спора между сторонами уже является, по сути, подтверждением того, что данные принципы не были учтены одной или обеими сторонами, либо прямо были нарушены в отношениях между ними. Задачей же суда в данном случае является обнаружение такого «недочета» или нарушения и правильное реагирование на выявленное обстоятельство. Как раз последнее и относится ко второй позиции рассмотрения реализации нравственно-правовых принципов в деятельности российских судов.
Придание требованиям добросовестности, разумности и справедливости общего руководящего значения может способствовать укреплению нравственных начал в гражданском праве. Так же существенную помощь укреплению нравственных начал в гражданском праве могут оказать конкретные указания в законе, либо разъяснениях высших судебных инстанций на то, как определяется добросовестное или недобросовестное поведение, каким образом проявляется справедливость и несправедливость, разумность и неразумность.
Умение правоприменителя верно позиционировать рамки, устанавливаемые нравственно-правовыми принципами, а также введение специализированных норм, которые бы регулировали соответствующие отношения между субъектами гражданского оборота и позволяли давать оценку их действиям на предмет разумности, добросовестности и справедливости, на наш взгляд, является главным подспорьем в укреплении нравственных начал гражданского права в механизме гражданско -правового регулирования.
Подобные работы
- НРАВСТВЕННЫЕ НАЧАЛА ГРАЖДАНСКОГО
ПРАВА В МЕХАНИЗМЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - СПЕЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА (12.00.03)
Диссертации (РГБ), гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Механизм формирования гражданско-правовой ответственности в сфере оказания медицинских услуг
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 7900 р. Год сдачи: 2012 - Понятие обязанности в гражданском праве
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Права потребителей при выполнении работ (оказании
услуг) и их защита в гражданском законодательстве РФ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Гражданско-правовая защита потребителей в информационной сфере
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОХРАНА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В СФЕРЕ ТУРИЗМА
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2018



