Введение 4
1. Теоретические основы системы управления транспортным комплексом
муниципального образования 7
1.1. Сущность и значение системы управления в деятельности организации 7
1.2. Основные принципы и методы системы управления организацией 13
1.3. Особенности управления транспортным комплексом муниципального
образования 23
2. Анализ и оценка системы управления транспортным комплексом
муниципального образования Исполнительного комитета ЕМР 33
2.1. Общая характеристика деятельности Исполнительного комитета ЕМР 33
2.2. Анализ системы управления транспортным комплексом муниципального
образования Исполнительного комитета ЕМР 44
2.3. Оценка эффективности системы управления транспортным комплексом
Исполнительного комитета г. Елабуги 55
3. Совершенствование системы управления транспортным комплексом
Исполнительного комитета ЕМР 60
3.1. Основные проблемы и направления по совершенствованию системы
управления транспортным комплексом Исполнительного комитета ЕМР 60
3.2. Мероприятия по повышению эффективности управления транспортным
комплексом Исполнительного комитета ЕМР 70
Заключение 78
Список использованной литературы 81
Приложение
Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе развития экономических отношений обострилась конкуренция между государственным и частным сектором автотранспортных перевозок.
Главной проблемой в практике управления транспортным комплексом в муниципальных образованиях Российской Федерации на сегодня остается проблема недофинансирования необходимых элементов этой системы, обеспечивающих возможности функционирования и воспроизводства всего транспортного комплекса.
Говоря об управлении транспортным комплексом города, также следует остановиться на таких проблемах вопроса, как низкий уровень собираемости выручки от реализации билетной продукции; высокий износ подвижного состава; низкая пропускная способность дорожной сети; проблема организации стоянок индивидуального автотранспорта на внутридворовых и внутриквартальных территориях города (необходимо строительство коллективных гаражей, в т.ч. многоэтажных и подземных в центре города).
Наряду с вопросами содержания транспортной сети в муниципальных образованиях особую актуальность в последнее время заслужили такие проблемы, как: проектирование и строительство транспортных коммуникаций, в том числе развязок, объездных путей, дублирующих дорог; организация работы муниципального транспорта; регулирование транспортных перемещений (размещение светофоров, строительство подземных переходов, мостов и т.д.); комплектование парка муниципальных транспортных средств, а также поддержка их технического состояния.
Проведенные исследования показали, что в большом массиве новой литературы по проблемам муниципального управления, вопросы совершенствования управления транспортным комплексом муниципального образования остаются практически не раскрытыми. Учитывая сложность проблем системы управления транспортным комплексом муниципального образования, отдельные положения, выдвинутые в научной литературе, носят постановочный характер.
Вышеизложенное определяет особую актуальность рассматриваемого вопроса.
Цель выпускной квалификационной работы - определение направлений по совершенствованию системы управления транспортным комплексом муниципального образования.
Для достижения цели необходимо поставить и решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы системы управления транспортным комплексом муниципального образования.
2. Провести анализ и дать оценку эффективности системы управления транспортным комплексом Исполнительного комитета г. Елабуги Елабужского муниципального района РТ (Исполнительного комитета ЕМР).
З.Определить пути совершенствования системы управления транспортным комплексом Исполнительного комитета ЕМР.
Объект исследования - Исполнительный комитет ЕМР.
Предмет исследования - система управления транспортным комплексом Исполнительного комитета ЕМР.
Методы исследования: анализ научных исследований и разработок в области управления муниципальным образованием, специальные методы статистического и экономического анализа.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в углубленном исследовании и оценке системы управления транспортным комплексом Исполнительного комитета ЕМР, что делает возможным использование изложенного материала при изучении данной темы и в практической деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе изложены теоретические основы системы управления транспортным комплексом муниципального образования, где рассмотрены: сущность и значение системы управления в деятельности организации; основные виды организационных структур управления; особенности управления транспортным комплексом муниципального образования.
Во второй главе проведен анализ и дана оценка эффективности управления транспортным комплексом Исполнительного комитета ЕМР. В данной главе представлена общая характеристика деятельности Исполнительного комитета ЕМР, проведен анализ системы управления транспортным комплексом Исполнительного комитета ЕМР и дана оценка ее эффективности.
В третьей главе представлены основные пути совершенствования системы управления транспортным комплексом Исполнительного комитета ЕМР, в которой даны рекомендации по повышению эффективности системы управления транспортным комплексом Исполнительного комитета ЕМР, а также разработаны мероприятия по ее совершенствованию.
При написании выпускной квалификационной работы был исследован и использован обширный материал учебной литературы. Наиболее подробно вопросы, связанные с системой управления транспортным комплексом муниципального образования рассмотрены в работах следующих авторов: Бабичева А.Г., Берлин А.В., Борисов А.Н., Борисова Я.В., Воронин А.Г., Лапин В.А., Наумова С.Ю., Широков А.Н., Гомола А.И., Маршалова А.С., Подсумкова А.А., Стародубровская И.В., Чаннов С.Е.
Проведенные исследования системы управления транспортным комплексом муниципального образования позволили сделать следующие выводы.
Под муниципальным образованием понимается населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Такими территориями могут являться: любое городское или сельское поселение (город, поселок, село, деревня, станица, хутор); часть поселения (район в городе); несколько поселений, объединенных общей территорией (сельсовет, волость, сельский округ, район, уезд).
Транспортная система РФ состоит из подсистем, одной из которых является муниципальный транспорт, играющий особую роль в жизни общества.
Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем и качество транспортных услуг во многом связаны с социальноэкономическими процессами, происходящими во всех сферах общественной жизни страны. Однако и сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он мобилизует возможности отдаленных и слаборазвитых регионов, позволяет расширить масштабы производства, наладить связь между производством и потребителями.
Из вышеизложенного следует, что от эффективности перевозок зависит не только обороноспособность России и защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, но и уровень социальной обеспеченности ее населения.
Поэтому необходимо совершенствовать систему управления
транспортным комплексом муниципального образования. С этой целью определяется необходимость увязки работы внешнего транспорта
(железнодорожные и автовокзалы, речные и морские порты, аэропорты) с маршрутами внутригородского транспорта, сетью предприятий торговли и общественного питания, другими городскими службами.
Практические исследования проводились на примере деятельности Исполнительного комитета ЕМР, который является юридическим лицом в форме муниципального казенного учреждения и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, Уставом и соответствующими Положениями, утверждаемыми Советом района.
Исполнительный комитета ЕМР функционирует с 2005 г. и создан с целью обеспечения деятельности органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера и обеспечения выполнения основных показателей социально-экономического развития Елабужского района.
Основной деятельностью Исполнительного комитета ЕМР является решение вопросов по удовлетворению бытовых, социальных, образовательных, медицинских и иных жизненных потребностей населения муниципального образования.
Управление транспортным комплексом осуществляется через отдел инфраструктурного развития Исполкома ЕМР, в котором работает 4 сотрудника: начальник отдела, главный специалист, ведущий специалист и специалист.
В собственности Исполкома ЕМР имеется гаражное хозяйство и следующие автотранспортные средства: 4 автобуса «Богдан-Isuzu»; 2 автобус «ПАЗ 32053-77»; 5 пассажирских микроавтобуса «ГАЗель»; 4 пассажирских микроавтобусов «Ford transit»; 8 легковых автомобилей.
Автобусы и микроавтобусы осуществляют пассажирские перевозки. Так как имеющееся количество автопарка не удовлетворяет полностью запроса в пассажирских перевозках, руководством Исполкома ЕМР проводятся конкурсы среди частных перевозчиков, с которыми в последующем заключаются контракты на оказание данных услуг.
В целом, проведенный анализ позволил сделать выводы, что деятельность отдела инфраструктурного развития Исполкома ЕМР по управлению транспортным комплексом является эффективной, однако требуется разработка и проведение мероприятий по ее оптимизации.
Для повышения качества организации транспортного обслуживания в Елабужском муниципальном районе разработана долгосрочная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в г. Елабуга на 2016-2019 гг.», с целью сокращения количества дорожно-транспортных происшествий и снижения ущерба от этих происшествий, в целях обеспечения охраны жизни и здоровья граждан.
Реализация Программы позволит оптимизировать транспортные потоки, обеспечить необходимый уровень перевозок для нормальной жизнедеятельности, снизить напряженность в центральной части населенного пункта и исключить пересечение интенсивных пешеходных потоков с транспортными развязками за счет решения следующих задач:
- планировки и застройки населенных пунктов с учетом перспективы роста количества транспорта и безопасности дорожного движения;
- организации движения транспортных и пешеходных потоков;
- совершенствования технических средств регулирования дорожного движения;
- реконструкции и содержании дорожно-уличной сети;
- строительства и ремонт автодорожных мостов;
- технического состояние автотранспортных средств;
- профилактической работы с населением и детскими дошкольными и школьными учреждениями по предупреждению ДТП.
Проблемы организации парковки и хранения легковых и грузовых автомобилей будут решены за счет строительства стоянок и организация гаражно-строительных кооперативов.
В целом реализация Программы будет способствовать сокращению числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий и количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5.
3. Трудовой кодекс РФ от 30.06.2006 N 90 - ФЗ// Российская газета, N 146, 07.07.2006.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// ИПС КонсультантПлюс (www.consultant.ru).
5. Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»
Специальная литература:
6. Аверченко Л. К., Залесов Г. М., Мокшанцев Р. И., Николаенко В. М. Психология управления: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 389 с.
7. Бабичева А.Г., Наумова С.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». - М.: Ай Пи Эр Медиа, 2012. - 381 с.
8. Балашенко В.В. Как воспитать идеального менеджера?// Справочник по управлению персоналом. - 2010. - №2. - С. 70-80
9. Берлин А. В. Эффективность кадрового обеспечения органов местного самоуправления// Российский экономический журнал, № 5, 2014. - с. 12 - 17.
10. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2013. - 408 с.
11. Борисова Я.В. Муниципальное управление. Современный подход. // Справочник по управлению персоналом. - 2014. - №11. - С. 29-33.
12. Вазгенов А. В. Управление трудовыми отношениями в условиях обострения социальной напряженности»// Проблемы теории и практики управления, № 4, 2012. - с. 33 - 38.
13. Веснин В.Р. Основы менеджмента. Учебное пособие. - М.: Триада Лтд., 2010. - 386 с.
14. Власова В.Н. Основы предпринимательской деятельности. - М.: Норма, 2010. - 441 с.
15. Волгин Н. Реформирование оплаты труда - проблема неотложная// Человек и труд. - 2011. - №3.
16. Воронин А.Г. Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Учебник для ВУЗов/ Под общ. ред. Воронина А.Г., Лапина В.А., Широкова А.Н. - Изд. 8-е, пер. и доп. - М.: МОНФ. - 2014 г. - 382 с.
17. Гаджиева М.М. Сущность и структура интеллектуального капитала организации// Социально-трудовая сфера: проблемы и пути решения. Сборник научных статей. - М.: Изд-во РАГС, 2013. - 223 с.
18. Гомола А.И. Основы государственного и муниципального управления/ Под ред. А. И. Г омолы. - М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2011. - 526 с.
19. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. Изд. 8-е перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2011. - 585 с.
20. Гордиенко Ю.Ф., Обухов Д.В., Самыгин С.И. Управление персоналом. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2011. - 406 с.
21. Губанов С. Система организации и поощрения труда (опыт методической разработки)// Экономист. - 2014. - № 3. - С. 19
22. Гуджоян О.Л. Методы принятия управленческих решений. Учебное пособие. - М.: ИНФРА, 2012. - 477 с.
23. Дмитроченко Н. Система оплаты, которая может стимулировать эффективный труд// Человек и труд. - 2011.- №1. - С. 14.
24. Журавкова И.В. Анализ эффективности управленческой деятельности.
- М.: Финансы и статистика, 2012. - 406 с.
25. Иванова С.В. Учет кадрового состава // Справочник кадровика, № 15, 2012. - с. 31 - 37.
26. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. Учебник. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Новое издание, 2009. - 341 с.
27. Карпов А.В. Психология менеджмента: учебное пособие. - М.: Г ардарики, 2008 - 395 с.
28. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2013. - 326 с.
29. Маршалова А.С. Формирование финансовых потоков при разработке
стратегии развития муниципальных образований//Регион: Экономика и
социология. - 2014. - №3. - С. 22 - 29.
30. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. - 6-е изд., перераб. и доп.
- М.: Инфра-М, 2012. - 648 с.
31. Новиков Д.А. Как управлять муниципальным образованием. - М.: СИНТЕГ-ГЕО, 2014. - 296 с.
32. Организация, планирование, управление деятельностью предприятий: учебник для вузов./ под общ. ред. С.Е. Каменипера, Ф.М. Русинова - М.: Высшая школа, 2010. - 557 с.
33. Подлесных В. И. Теория организации: Учебник для вузов. - СПб, 2011. - 486 с.
34. Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный)// Отв. ред. С.Е. Чаннов. 6-е издание, пер. и доп. - М.: Ось-89, 2012. - 402 с.
35. Пичужкин И.В., Жарков В.Н., Максимов С.А. Основы менеджмента: Учебное пособие. - М.: Юрайт - Издат, 2010. - 325 с.
36. Стародубровская И.В. Муниципальное управление.: Учебное пособие.
- 6-е издание - М.: АНХ, 2012 - 446 с.
37. Тихенький В.Г., Черняева Г.В. Современные секреты эффективного управления персоналом // Управление персоналом. - 2013. - № 9. - С. 30-35.
38. Управление персоналом организации. Учебник/ Под ред. Кибанова А.Я. - М.:ИНФРА - М, 2011. - 447 с.
39. Управление персоналом: Учебник/ Общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: РАГС, 2012. - 391 с.
III Текущий архив предприятия:
40. Устав Исполнительного комитета ЕМР.
41. Г одовой отчет Исполнительного комитета ЕМР за 2013 г.
42. Г одовой отчет Исполнительного комитета ЕМР за 2014 г.
43. Г одовой отчет Исполнительного комитета ЕМР за 2015 г.
44. Отчет о результатах деятельности отдела инфраструктурного развития Исполнительного комитета ЕМР за 2013 - 2015 г.г.
45. Отчет о результатах деятельности отдела инфраструктурного развития Исполнительного комитета ЕМР за 2015 - 2016 г.г.
46. Должностная инструкция руководителя Исполнительного комитета
ЕМР.
47. Должностная инструкция первого заместителя Исполнительного комитета ЕМР.
48. Должностная инструкция заместителя по социальным вопросам Исполнительного комитета ЕМР.
49. Должностная инструкция заместителя по строительству, архитектуре и ЖКХ Исполнительного комитета ЕМР.
50. Положение об Исполнительном комитете ЕМР.
51. Положение об отделе инфраструктурного развития Исполнительного комитета ЕМР.
52. Штатное расписание Исполнительного комитета ЕМР за 2013-2015 г.г.