Введение 3
1. Теоретические основы исследования профессионального самосознания студентов
1.1. Особенности профессионального самосознания студентов психологической специальности 8
1.2. Анализ теорий конструктивизма 14
1.3. Мифы и стереотипы представления о психологах как
когнитивные конструкты общественного сознания 24
2. Апробация и валидизация методики диагностики развития профессиональной идентичности студентов психологической специализации
2.1. Основополагающие методики и организация исследования 33
2.2. Результаты исследования уровня мифологизации и
профессиональной идентичности 3 5
2.3. Валидизация разрабатываемой методики. Корреляционный анализ результатов 49
Заключение 58
Литература 62
Приложения 65
Актуальность темы исследования.
Уровень осознанности профессии, как и чувство социальной, профессиональной идентичности в сознании очень нестабильны. Данные процессы динамичны и имеют тенденцию как к развитию, так и к регрессии. Уровень профессионального самосознания у студентов ВУЗов, в особенности на начальных этапах, низок и довольно часто на завершающих этапах обучения, остается на прежнем уровне. В стадиях и механизмах образования профессионального самосознания в период обучения в высшем учебном заведении практически не рассматриваются видоизменения данного психического конструкта, его «профессионального Я». Далеко не каждый студент во время обучения поступательно входит в профессию и готов после выпуска остаться в выбранной специальности. Этому могут способствовать низкий уровень образовательного процесса, отсутствие практической деятельности в совершенствовании профессиональных навыков, а также отсутствие серьезного отношения к обучению, формальный подход, отсутствие интереса. Особенно сложной для профессионального становления в студенческие годы является профессия психолога. Существуют определенные факторы, которые могут помешать реализоваться в данной области. Помимо вышеперечисленных причин могут препятствовать профессиональному росту в психологии отсутствие четких и структурированных методов и способов достижения цели, ярко выраженных результатов работы. Данная наука достаточно молода и в обществе имеет достаточно мифологизированную известность. Профессиональное развитие в данной области сложный и долговременный процесс. Не всегда выпускники психологических специальностей обладают достойным арсеналом информации, дабы противостоять стереотипизированным установкам, поэтому необходимо выявлять и отслеживать уровень включения в профессию на начальных и последующих
этапах обучения, чтобы было возможно, в зависимости от этого, менять формы и способы получения психологического образования. В связи с этим, значимым вопросом является выявление степени приобщения студентов психологических специальностей в процессе обучения к данной профессии, и разработка емкой и быстрой методики, определяющей уровень знаний в данной области.
Данная тема исследовалась многими зарубежными и отечественными авторами. Процесс профессионального становления рассматривался А. К. Марковой. А. А. Крылов, М. А. Гулина утверждают что, в подготовке психологов отсутствует сама идея о необходимой подготовке психологов. К. А. Абульханова-Славская обозначает, что перед личностью будущего психолога стоит проблема “соответствия или несоответствия профессиональным требованиям, нормам, которую она решает вместе с множеством других задач. Однако проблема заключается в том, что практически не существует методики, которая бы выявляла степень приобщения студентов-психологов к получаемой ими психологической специальности, что и составляет теоретическую значимость исследования.
Социальная значимость данного исследования связана с необходимостью отслеживать качество образовательного процесса в целях повышения уровня профессиональной подготовки выпускников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в результате проведенного исследования апробированная диагностическая методика будет отвечать требованиям быстрой диагностики. Возможно использование ее в блоках диагностического инструментария с целью дифференциации уровня приобщения студентов - психологов к получаемой специальности. Данные исследования могут применяться для прогнозирования и диагностики специфики формирования профессионального самосознания студентов-психологов; позволят проводить профилактическую и своевременную коррекционную работу; исследовать профессиональное становление студентов - психологов при различных, в том числе, экспериментальных, формах обучения, например, при введении новых подходов к организации практики. Результаты будут полезны в деятельности психологов-практиков, работающих в образовании и сфере профотбора.
Объект исследования: когнитивные конструкты в восприятии образа профессионала.
Предмет исследования: психометрическая эффективность методики диагностики приобщения студентов психологических специальностей к профессии психолога «Мифы о психологах» на основе определения уровня стереотипизации представлений об образе психоло
Цель исследования: разработка и апробация методики «Мифы о психологах», выявляющей уровень приобщения студента к профессии психолога на основе определения уровня стереотипизации представлений о психологах.
Гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что разрабатываемая нами методика «Мифы о психологах», ориентированная на выявление степени приобщения студентов
- психологов к профессии психолога в зависимости от уровня стереотипности представлений о психологах валидна и отвечает требованиям надежности и эффективности, что будет отражено в следующих показателях:
- психологи и люди, не имеющие психологического образования по показателям методики «Мифы о психологах» должны иметь значимые различия: у психологов показатели по подверженности мифам о психологах в среднем ожидаются ниже, чем у «не психологов»;
- студенты по мере обучения должны обнаруживать изменения в подверженности мифологизации профессии психолога: чем выше курс, тем ниже ожидается средний показатель подверженности мифам о психологах;
- подверженность мифам о психологах должна иметь обратную взаимосвязь с уровнем профессиональной идентичности психолога (чем выше идентичность, тем ниже уровень подверженности мифам).
Задачи исследования:
1.Определить содержание понятий уровня развития профессионального самосознания, конструктивизма, процессов стереотипизации и их взаимосвязи с профессиональным становлением студентов - психологов.
2.Разработать и апробировать методику, позволяющую выявлять степень включения студента в психологическую профессию.
Э.Организовать и провести исследование взаимосвязей подверженности мифам о психологах и профессиональной идентичности психолога на выборке студентов психологической специальности 1-3-4 курса;
4.Определить валидность методики на основе сопоставления показателей разработанной методики у людей, не имеющих психологического образования, и практикующих психологов.
5. Сопоставить подверженность мифам студентов - психологов разных курсов и практикующих психологов.
6. Исследовать взаимосвязи процессов стереотипизации и профессионального становления.
Методы и методики исследования: при проведении исследования были использованы такие теоретические методы как: изучение научных трудов как отечественных, так и зарубежных авторов; анализ, сравнение, индукция, дедукция, а также эмпирические методы: анкетирование и тестирование (on-line форма опроса), сравнение, сопоставление с применением методов математической статистики.
В исследовании были использованы методики: авторская методика «Мифы о психологах»; методика «Профессиональная идентичность психолога»; разработанная анкета о практике.
Математическая обработка осуществлялась с помощью линейного корреляционного анализа Пирсона и применения непараметрического критерия х2 Пирсона.
Выборка: студенты 1-го, 3-го, 4-го курса и магистранты
психологических специальностей Казанского Федерального Университета в количестве 116 человек в возрасте от 19 до 24 лет; практические психологи с разных регионов РФ в количестве 38 человек, а также люди, не имеющие психологического образования в количестве 96 человек.
Формирование профессиональной идентичности сложный и многоэтапный процесс. Личность выпускника зачастую испытывает противоречивые чувства по поводу своей профессиональной идентичности, что сказывается в целом на процессе становления профессионального самосознания психолога. Анализ различных теорий показал, что для успешного вхождения в профессию необходимо пройти через ряд компонентов. Гетерохронное углубление в профессию, качественное и количественное усложнение когнитивных, аффективных и поведенческих подструктур, усвоение физических и социальных характеристик образа профессионала и, впоследствии, успешная профессиональная идентификация . Однако на сегодняшний день достаточно тяжело в необходимой степени приобщится к той или иной специальности, и пройти все необходимые этапы профессионализма, особенно в психологии. Этому могут способствовать личностные факторы, такие как: низкая мотивация, индивидуальные особенности, и средовые: качество образования, большое количество стереотипизированных установок. Проходя этапы профессионализации когнитивная простота преобразуется в когнитивную сложность, обучающийся начинает мыслить более распространенно, видит множество вариантов взаимодействия, однако это не дает твердой уверенности в том, что выпускник прошел успешную идентификацию.
Нами была разработана методика, определяющая процесс приобщения к профессии психолога, через изучение степени мифологизации «Мифы о психологах». Для проверки эмпирической валидности мы использовали методику «Профессиональная идентичность психолога» и разработанную анкету о практике. В качестве испытуемых выдвигались студенты 1-го, 3-го, 4-го курса и магистранты психологических специальностей Казанского Федерального Университета в количестве 116 человек в возрасте от 19 до 24 лет; практические психологи с разных регионов РФ в количестве 38 человек, а также люди, не имеющие психологического образования в количестве 96 человек. Всего в исследовании было опрошено 250 человек. Данная выборка поможет выявить различия в механизмах формирования стереотипных установок в области психологии, факторы их появления и разоблачения.
В результате исследования были получены следующие данные. У студентов 1-го, 3-го и 4-го курсов, а также магистрантов психологической специальности преобладает средний уровень идентичности. Данный факт указывает на способность критически оценивать свои профессиональные навыки, способность к рефлексии, возможно, отсутствие целостного профессионального образа. Высокому уровню идентичности склонны старшие курсы, а также практикующие психологи. У них данная характеристика на высоком уровне выражена в гораздо большей степени, что свидетельствует о сформированной профессиональной «Я» концепции, рефлексии результатов своей трудовой деятельности.
Данные анкеты о практической деятельности указывают на ее необходимость и значимость в образовательном процессе на всех уровнях подготовки. Она формирует наиболее полное представление получаемой специальности, выявляет пробелы в знаниях.
Данные о степени мифологизации показали, что в большей степени к высоким и средним уровням склонны люди, не имеющие психологического образования. Средний уровень присутствует также на всех уровнях профессиональной подготовки и сохраняется у практикующих психологов, что свидетельствует о допустимой степени стереотипизации. В основном, данная тенденция прослеживается в сторону положительных стереотипов, формирующих положительное представление о психологии, также у студентов данный факт может быть связан с желанием соответствовать стереотипному образу, сформированному в обществе и понизить свой уровень тревожности в связи с несоответствием между ожиданиями окружающих и его реальным образом. Высокий уровень стереотипизации говорит о низкой успеваемости, нежелании развиваться в данной области.
Разрабатываемая нами методика прошла процедуру апробации и стандартизации, была проверена ее надежность, эффективность и дискриминативность.
В результате исследования сделаны следующие выводы:
1. Разработанная нами методика «Мифы о психологах» валидна, отвечает требованиям надежности и эффективности; позволяет выявлять уровень приобщения студентов-психологов к профессии психолога в зависимости от уровня стереотипности представлений о психологах;
2. Психологи и люди, не имеющие психологического образования по показателям методики «Мифы о психологах» имеют значимые различия: у психологов показатели по подверженности мифам о психологах в среднем ниже, чем у «не психологов».
3. Установлено, что по мере обучения склонность к стереотипизации практически не изменяется, и сохраняется вне зависимости от периода обучения.
4. Установлена прямая взаимосвязь между идентичностью и склонностью к мифологизации: чем выше идентичность, тем выше становится средний показатель подверженности мифам о психологах.
1. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов.// Вопросы психологии. -М: 1изд. 1990. - 95с.
2. Барсукова А.Д. Особенности формирования профессионального самосознания студенчества: монография. - М.: АСВ, 2009- 168 с.
3. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2003. - 440 с.
4. Вачков И.В.Введение в профессию «психолог» : учеб. пособие // И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н. Пряжников; под ред. Гриншпуна. - М. : Изд-во Московского психолого-социал. ин-та, 2002. - 464 с.
5. Верняева Т.А. Профессионально-личностный портрет психолога: дис... канд. психол. наук. -СПб., 2004. - 200 с.
6. Джерджен К.Дж. Социальный конструкционизм: знание и практика. Минск: БГУ, 2003. -232 с.
7. Елдышова О.А. Профессиональное самосознание как психологическая
составляющая профессионального становления. //Фундаментальные
исследования. - 2006. - № 7. - С. 101-102.
8. Ефремов Е.Г. Особенности формирования профессионального
самосознания на различных стадиях профессионального обучения: дис... канд. психол. наук. -Томск, 2000. - 186 с.
9. Келли Дж. Теория личности: психология личностных конструктов. СПб.: Речь, 2000. - 249
10. Ключников С.А. Психологический навигатор. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=935 (дата обращения: 16.01.2016).
11. Кондратьев М.Ю. Словарь //Психологический лексикон. Энциклопедичес кий словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. -М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.
12. Конструктивизм в эпистемологии и науках о человеке // Вопросы философии. М.: ИФ РАН, 2008. - 171 с.
13. Крайг Г. Психология развития / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2002. -992 с.
14. Крюкова, Т.В. Акмеологическая модель развития профессиональной компетентности руководителей муниципальной службы : дисс. ... канд. психол. наук./ Т.В.Крюкова. - Тамбов, 2009. - 263 с.
15. Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т.В. ; [под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко] / - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 68 с.
16. Матурана У., Варела Ф. Древо познания: Пер. с англ. Ю.А. Данилова. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 224 с.
17. Налчаджян, А.А. Самопознание, самосознание и этническая Мы- концепция / А.А. Налчаджян // Вестник СамГУ: Психология. 2006. -
№ 10/2. - С. 284-291.
18. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. - М.: «Академия», 2003. - 448 с.
19. Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Психологический журнал. - 2002. -№ 3. - C. 113-121.
20. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. Пер. с франц. М. Малеевой. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 160 с.
21. Поддубная А.В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://www.psi.lib.ru/statyi/sbomik/structura.htm (дата обращения: 16.01.2016).
22. Теория личностных конструктов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
http://www.psvchologos.ru/articles/view/teoriva lichnostnyh konstruktov (дата обращения: 17.01.2016).
23. Улановский А.М. Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии // Вопросы психологии. - 2006. -№ 3. -C. 27-37.
24. Улановский А.М. Конструктивизм, радикальный конструктивизм,
социальный конструкционизм: мир как интерпретация // Вопросы
психологии. -2009. -№ 2. - C. 35-45.
25. Улановский А.М. Рецензия на книгу / В.Ф.Петренко «Основы психосемантики» // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 2. С. 114-122
26. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост. [Электронный ресурс]/ Фрейджер Р., Фэйдимен Д. -Режим доступа: URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/frevdier/13.php (дата обращения: 15.01.2016)
27. Федорова Е.В. Взаимосвязь идентичности и когнитивной сложности
личности: Научная электронная библиотека диссертаций. 2004.
[Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL:
http://www.dissercat.com/content/vzaimosvyazd (дата обращения: 15.01.2016)
28. Филлипс Л., Йоргенсен М.В. Дискурсанализ. Теория и метод. Харьков:
Гуманитарный Центр, 2004. - 336 с. 30. Шкуратова И.П. Когнитивная сложность как основа толерантного мышления. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.irshkuratova.m/k_slozhnost.html (дата
обращения: 15.01.2016)
29. Францева Е.Н. Психологическая подготовка студентов к инновационной
педагогической деятельности [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2011. -
Режим доступа: URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 16.01.2016).
31. Яскевич Я.С. Основы философии. - Минск: Высшая школа, 2009. - 268с.