Введение 2
Глава I. Теоретико-исторические аспекты исследования 7
1.1 Теоретические аспекты исследования 7
1.2 Франция в системе международных отношений по итогам Первой
мировой войны 13
Глава II. Роль Франции в формировании системы коллективной безопасности
в Европе в 1920-е - начале 1930-х гг 18
2.1 Деятельность Франции в рамках Лиги наций по обеспечению
коллективной безопасности в Европе 18
2.2 Двусторонние соглашения Франции по обеспечению коллективной
безопасности в Европе 1920-е гг 30
Глава III. Деятельность Франции по обеспечению коллективной
безопасности в Европе 1933-1938гг 39
3.1 Франко-советское сотрудничество по обеспечению коллективной
безопасности в Европе в 1930-е гг 39
3.2 Причины участия и роль Франции в проведении политики
умиротворения агрессоров. Крах системы коллективной безопасности 44
Глава IV. Попытки Франции предотвратить начало Второй мировой войны в
1939 году 46
4.1 Участие Франции в попытке коллективного отпора агрессорам 1939г. . 48
4.2 Причины провала политики Франции по обеспечению системы
коллективной безопасности в Европе в межвоенный период 52
Заключение 58
Список использованных источников и литературы
Актуальность и проблематика избранной темы. Обеспечение безопасности путем межгосударственного сотрудничества - одна из ключевых проблем в истории международных отношений XX столетия. Первое десятилетие после первой мировой войны стало тем периодом, которое впервые получило огромное значение и занимало одно из ключевых мест в международной повестке дня.
Анализируя актуальность исследования, следует определить степень изученности по данной проблематики. В 1929 году французский дипломат и политический деятель Ж.Камбон полагал: «Проблема безопасности
доминирует в современной политике». В доказательстве этого были причины. «Великая война» (1914-1918гг.), названая именно так многими современниками, продемонстрировавшая масштаб потрясений и разрушений, привела к конфликтам между крупными индустриальными державами. Французский политик и государственный деятель Э.Даладье утверждал «тотальное разрушение и триумф дикости будут неизбежны, если Европа снова прибегнет к войне» , с чем согласились многие. Война породила среди целого ряда политических и общественных деятелей стойкое желание
предотвратить подобное столкновение в будущем. Именно шок « Великой войны» придал проблеме безопасности центральное значение. Для французских политиков 1920-х гг. было ясно определено, что цена подобного конфликта врядли могла быть оправдана дивидендами. «Если произойдет новая война, Франция будет стерта с карты мира», -полагал французский государственный деятель той эпохи Э.Эррио в 1924г. В связи с тем, что
вопрос безопасности стал актуальным для Европы в целом. Решение этого вопроса нашло отражение в многочисленных попытках Европы, в частности Франции, создать собственный институт в сфере безопасности. В настоящее время институт нисколько не потерял свое влияние и продолжает играть определяющую роль в сфере европейской обороны и безопасности при изменении основных целей его деятельности.
Деятельность одного из международных лидеров в условиях межвоенного периода объясняет актуальность в заявленной дипломной работе темы.
Методологическая основа исследования состоит из основных принципов (историзма, объективности, всесторонности рассмотрения объекта) и методов (историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный), применяемых в исторических исследованиях при учете исторических условий и особенностей, характерных для описываемой эпохи.
Источниковая база исследования включает в себя несколько основных категорий источников.
1) Архивные источники: решения Коллегии НКИД К 75-летию
подписания пакта Бриана — Келлога ;
2) Опубликованные дипломатические документы, представленные текстами договоров 1920-1930-х гг. - Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики, предложенный министром иностранных дел Франции Брианом, ставший в дальнейшем основой
п
для Нюрнбергского процесса; Рейнский пакт-соглашение между Веймарской республикой, Францией и Бельгией, которым
предусматривалось, что возникающие между странами споры разрешаются мирным путём — через Лигу Наций или международные
о
суды ; соглашения между Францией и СССР 1930-х гг.- Договор рассматривался как часть общеевропейской системы безопасности, планы которой включали Восточный пакт. Так, параграф 4 протокола утверждал, что «переговоры, результатом которых явилось подписание настоящего договора, были начаты первоначально в целях дополнения соглашения о безопасности, охватывающего страны северо-востока Европы, а именно СССР, Германию, Чехословакию, Польшу и соседние с СССР балтийские государства» и, кроме этого договора, «должен был быть заключён договор о помощи между СССР, Францией и Германией, в котором каждое из этих трёх государств должно было обязаться к оказанию поддержки тому из них, которое явилось бы предметом нападения со стороны одного из этих трёх
9
государств»;
3) Источники личного происхождения: мемуары ведущих политиков той эпохи (Эдуарда Эррио: «Из прошлого. Между двумя войнами. 1914—1936» и Уинстона Черчилля: «Мускулы мира» ), которые
позволяют изучить внутренний мир и их идеи.
Цель данной работы: установить основные направления деятельности правительства Франции по созданию системы безопасности в Европе в межвоенный период. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты исследования;
2) Рассмотреть положение Франции в системе международных отношений по итогам Первой мировой войны и дать краткий анализ;
3) Установить, что было сделано правительством Франции в рамках Лиги наций по обеспечению коллективной безопасности в Европе;
4) Рассмотреть и охарактеризовать двусторонние соглашения Франции по обеспечению коллективной безопасности в Европе 1920-е годы;
5) Дать характеристику франко-советскому сотрудничеству по обеспечению коллективной безопасности в 1930-е гг.;
6) Выявить причины участия Франции в проведении политики умиротворения агрессоров и определить ее роль в ней, а также охарактеризовать крах системы коллективной безопасности;
7) Рассмотреть деятельность Франции в попытке коллективного отпора агрессорам в 1939 г.;
8) Определить причины провала политики Франции по обеспечению системы коллективной безопасности в период между двумя войнами.
Объект исследования - система коллективной безопасности с участием Франции.
Предмет исследования - Роль Франции в создании системы коллективной безопасности в межвоенный период (1919-1939гг.).
Научная новизна дипломной работы состоит в том, что на основе сравнительного анализа работ отечественных и зарубежных авторов, а также базы опубликованных источников рассматривается внешняя политика Франции в межвоенный период (1919-1939гг.).
Хронологические рамки исследования. Нижняя граница работы - подписание в 1919 г. в Версале Парижского мирного договора, приведшее к создание новой системы международных отношений. Верхняя граница - сентябрь 1939 г. и начало Второй мировой войны.
Научно-практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут быть применены в образовательных программах.
Структура работы. Дипломная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из четырех глав (в каждой из которой по два параграфа), заключение и список использованных источников и литературы.
В 1 главе раскрыты теоретико-исторические аспекты исследования.
Во 2 главе рассмотрена Роль Франции в формировании системы коллективной безопасности в Европе в 1920-1930-е гг.
В 3 главе проведен анализ деятельности Франции по обеспечению коллективной безопасности в Европе 1933-1938 гг.
В 4 главе рассмотрены попытки Франции по обеспечению коллективного отпора агрессора 1939г., а также ее провал.
В исследовательской работе в полной мере раскрыта внешнеполитическая деятельность Франции по обеспечению коллективной безопасности в условиях нестабильности межвоенного периода, а также проанализирована система коллективных мер в теоретических аспектах.
Отсутствие комплексного подхода к изучению трансформации теор ии и практики коллективной безопасности дает прав говорить нам о существовании проблемного поля в истории международных отношений.
Таким образом, согласно сложившемуся в научной литературе под ходу коллективная безопасность представляет собой систему коллективных мер, которые применяются государствами для ликвидации опасности
миру, предупреждения или усмирения опасных действий и возобновление международного мира и безопасности. В более упрощенном виде — это одна из форм борьбы государств против агрессии, применения люб ого из видов оружия, а также войны, как средства достижения целей в дипломатических отношениях.
Рассматривая положение Франции на международной арене в период между двумя войнами, важно отметить, что великая держава занимала наиболее успешную позицию по результатам первой мировой войны.
1) Франция стала гегемоном в Европе, получила Эльзас и Лотарингию, на
15 лет Саар и фактический контроль над Рурской областью.
2) Франция получила большую часть германских колоний и становится
первой колониальной державой.
3) Получает право на большую часть репараций.
Однако в условиях нестабильности и разногласий между другими европейскими государствами она утрачивает свое лидирующее место на международной арене, тогда как ее главный агрессор в лице Германии набирает мощь.
Следует заметить, что Франция вопреки этому продолжает вести политику по усилению своих позиций и возвращению своего статуса лидера.
Для этого правительство Франции под руководством А. Бриана предлагает оригинальный проект «объединения Европы». Данная политика не встретила успеха, так как в мире господствовала великая депрессия, и государства стали склоняться к автаркии для сохранения собственной экономики.
1920-е годы для Франции характеризуются двусторонними соглашениями. Основополагающей для Франции стала Малая Антанта, которая давала возможность открытия второго фронта в случае вооруженного конфликта с Германией. Значение этих соглашений для Франции в значительной степени обесценивалось сближением Румынии с Англией и особенно с Италией.
Одним из дальнейших не маловажных направлений во внешней политике государства стало сотрудничество с советским правительством. Договоры с данным государством могли бы стать дальнейшим этапом в реализации политики мирного сосуществования государств, с различным социальным строем. Соглашения также могли стать важнейшими элементами в создании системы коллективной безопасности. Однако соглашение не предусматривало автоматизм действий, что снижало его эффективность
Дальнейший курс французского правительства был определен Луи Барту. Государственным деятелем была предложена политика коллективной безопасности. Данная политика была нацелена на сохранение в Европе статус-кво, неизменности сложившихся границ. Однако и тут Франция не получила успех. Немногие государства приняли такую политику:
СССР не имел общей границы с Германией. Чтобы выполнить свои обещания по договору, его войска должны быть пропущены через территорию Польши или Румынии, но правительства той и другой стороны боялись СССР больше Германии и категорически отказывались давать обещания относительно возможного пропуска советских войск через свою территорию.
Вместе с тем Французское государство было вынуждено отказаться от политики коллективной безопасности. Дальнейшую политику ей диктует свою политику Англия, известной в истории как «политика умиротворения».
Оценивая внешнеполитический курс Франции в условиях кризиса 1938-1939гг., следует полагать, что огромную внешнеполитическую ошибку в попытке коллективного отпора агрессора допустил Даладье. Вместе с английским премьер-министром Н.Чемберленом в сентябре 1938 г. в Мюнхене он санкционировал расчленение Чехословакии и удовлетворение территориальных претензий Германии. Надежда выиграть, таким образом время для подготовки страны к войне оказалась иллюзорной. Мюнхен стал прологом второй мировой войны и лишил Францию наиболее реального союзника в центре Европы, что явилось причиной провала в попытке коллективного отпора агрессора
Политический кризис привел к заметной утрате Францией финансового влияния в Дунайско-Балканском регионе. Роль Франции в этой зоне оставалась значительной, но наступил час, когда следовало понять, что эти позиции скоро будут захвачены Германией, сумевшей за год без боя и кровопролития стать доминирующей державой региона в политическом плане.
Подводя итоги анализа, следует отметить, что предложения Франции о создании системы коллективной безопасности представляли собой значительный вклад в разработку теории и в утверждение на практике принципов мирного сосуществования, ибо сама суть коллективной безопасности обусловлена и определена принципами мирного сосуществования, предполагает коллективное сотрудничество государств с различным общественным строем во имя предотвращения войны и сохранения мира.
Выработка и принятие совместных коллективных мер по обеспечению безопасности оказалась значительно более глубоким и сложным элементом мирного сосуществования, чем установление дипломатических отношений между странами с различными социальными системами и даже развитие между ними торговых и экономических связей.
1.1 Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Париж, 27 августа 1928 года) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключённых СССР с иностранными государствами. - М., 1930. - Вып. V. - С. 5-8.
1.2 Ллойд Джордж Д. Правда о мирных договорах.// Т. 1. - М., 1957. -
С.337.
1.3 Локарнская конференция 1925 г. Документы. // М., 1959. - С.37.
1.4 Никонова С.В. Указ. соч. С.335.
1.5 Ч' ерчилль У. Мускулы М'ира / У. Черчиль. - М.: Эксмо, 2009. - 528 с.
1.6 Эррио Э. Из прошлого. Между двумя войнами. 1914- 1936. // М., 1958. - С. 233.
1.7 O§ca (Colonel). La politique de la France et d’ltalie au sud-est de l’Europe pendant les premieres annees apres la Premiere guerre mondiale [Электронный ресурс] // Revue Internationale d’Histoire Militaire. URL: http://www.stratisc.org/RIHM_83_8.htm (дат а обращения - 02.04.2010).
2. Литература на русском языке
2.1Бассехес Н. Исчезнувшие советские дипломаты // Русские записки : ежемесячный журнал под ред. П. Н. Милюкова. - Париж, 1939. - Т. 19, вып. июль. - С. 121-138.
2.2 Белоусова З.С. Советский союз: поиски безопасности. //Европа между миром и войной 1918-1939. - М., 1992. - C. 102.
2.3 Вершинин А. А. Аристид Бриан. Политический портрет государственного деятеля и дипломата Франции // Новая и новейшая история. — 2017. — № 1. — С. 176—196.
2.4 Восточный пакт // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
2.5 Гусев А. Ю. Решение Коллегии НКИД от 23.08.1928. К 75-летию подписания пакта Бриана-Келлога // Дипломатический вестник. - 2003. - № 8.
2.6 Дипломатический словарь [Текст] : в 3 томах / гл. ред. А. А. Громыко [и др.]. - 4-е перераб. и доп. изд. - Москва : Наука, 1984-1986. - 22 см.
2.7 Захарова Н.В. Правовые вопросы обеспечения коллективной безопасности в Европе: монография. М., 1959. — 110 с.
2.8 История дипломатии. Т.3. - М., 1965. - С. 523.
2.9 Княжинский В. Б., Провал планов «объединения Европы» // М., 1958.
2.10 Ллойд Джордж Д. Правда о мирных договорах. // Т. 1—2. - М., 1957.
2.11 Малая советская энциклопедия. Т.8 - М.: 1939 - с. 449.
2.12 Малинин С.А. Право международной безопасности //
Международное право / Отв. ред. Г.И. Тункин. М., 1982. - С. 161444.
2.13 Пеганов А. О. Советско-французские отношения в контексте
проектов реорганизации Средней Европы, 1931-1934. // Российские и
славянские исследования: научн. сб. - Минск: БГУ, 2015. - №9. - С. 178—
188.
2.14 Пеганов А. О. Чехословацкий кризис в 1938—1939 гг.: взаимосвязь неблагоприятной внешнеполитической конъюнктуры и проблемы национальных меньшинств// Международные Отношения: История И Современные Аспекты. Теории И Исследовательские Практики. - Выпуск II. - Москва-Ставрополь, 2011. - с. 91-109.
2.15 Петровский В.Ф. Доктрина национальной безопасности в глобальной стратегии США / М., 1980. - 333 с.
2.16 Пленков, О. Ю. III рейх. Война: кризис и крах.// СПб., 2005.
2.17 Потемкин В. П. «История дипломатии» // М.-Л., 1945. - Т. 3. - C. 311338.
2.18 Потёмкин В. П. История дипломатии. // М.-Л. - 1945. - с. 311—338.
2.19 Ротштейн Эндрю. Мюнхенский сговор.// М.: Издательство иностранной литературы, 1959.
2.20 Сидоров А.Ю., Клеймёнова Н.Е. История международных отношений 1918 - 1939. // М., 2006. - С.162.
2.21 Собакин В.К. Коллективная безопасность — гарантия мирного сосуществования [Текст]: монография / В.К. Собакин. М.: изд. ИМО, 1962. — 518 с.
2.22 Станков Н.Н. Трудный путь в Локарно: дипломатия Э. Бенеша в 1925 году // Новая и новейшая история. - 2007. - № 2. - С.50-77.
2.23 Табуи Ж. Двадцать лет дипломатической борьбы. //М., 1960. - С. 50.
2.24 Трухановский В.Г. Внешняя политика Англии на первом этапе общего кризиса капитализма (1918-1939 гг.).// М., 1962. - С.142.
2.25 Трухановский В.Г. Внешняя политика Англии на первом этапе общего кризиса капитализма (1918-1939 гг.).// М., 1962. - С.142.
2.26 Федоров В.Н. Международная безопасность и глобальные проблемы. учебное пособие / М.: Наука, 1982. - 176 с.
2.27 Фомин А.М. Англо-французские отношения в 1921-1922 годах и европейская инициатива Бриана. // М., 2001 (Рукопись депонирована в ИНИОН РАН 24 декабря 2001 г., № 56894).
2.28 Цыганков П.А. Международные отношения: учебное пособие. // М.: Новая школа, 1996. - 590 с.
2.29 Язькова А.А. Малая Антанта в европейской политике. // М., 1974. -
С.57.
3. Литература на иностранном языке
3.1 Chamberlain A.Great Britain as a European Power. // Journal of Royal Institute of International Affairs - 1930. - Vol. 9. - No. 2. - P. 187.
3.2 Bariety J. Les relations franco-allemandes apres la Premiere guerre mondiale. // Paris, 1977. - P.140, 183.
3.3 Bussiere E. Economics and Franco-Belgian Relations in the Inter-War Period // Boyce Robert (ed.) French Foreign and Defense Policy - P.72-75.
3.4 Cambon J. Security // Encyclopedia Britannica. - 1929. - №20. - P. 263.
3.5 Davion I. Les projets de Foch a l’est de l’Europe (1919-1924) // Cahiers du CESAT. Juin 2007. - No.8. - P.23-27.
3.6 Dessberg F. La Roumanie et la Pologne dans la politique sovietique de la France : la difficulte d’etablir un « front uni » // Revue historique des armees. - 2006. - No. 244. - P.60-72.
3.7 Gantenbein J. W. Address by E. Daladier before the Congress of the Radical-Socialist party of Vichy // Documentary Background of World War
II. - 1948. - С. 451.
3.8 Gerard Baal, Histoire du radicalisme, La Decouverte // Paris, 1994, ISBN 27071-2295-5.
3.9 Guillen P. Franco-Italian Relations in Flux, 1918-40 // Boyce R. (ed.) French Foreign and Defense Policy - P.154.
3.10 Jaspar H. L’opinion belge et les relations entre la Belgique et l’Allemagne // Politique etrangere. - 1936. - Vol. 1. - No.3. - Р.13.
3.11 Prost A. Les representations de la guerre dans la culture franfais de l’entre-deux-guerres. // Vingtieme Siecle. - 1994. - № 41. - pp. 23-31.
3.12 Renouvin P. Histoire des relations internationales. De 1871 a 1945. //Vol. III. - Paris, 1994. - Р.535-536.
3.13 Sally M. Op. cit. P.19; Bussiere Eric. Op. cit. P.76.
3.14 Sally M. The Luxemburg Question at the Paris Peace Conference and after // Revue Belge d’Histoire Contemporaine. 1970. - Vol. II. - No.1. - Р.4.
3.15 Stresemann G., Reden und Schriften. Politik // Geschichte — Literatur 1987 bis 1926, 2 Bd. - Dresden 1926.
3.16 Waltz K. N. Man, the State and War. // N.Y., 1959. - P.81.
5 Эррио Э. Из прошлого. // Между двумя войнами.1914-1936. - М., 1958. - С. 196-198.