Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №61060

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
265
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие «познавательные процессы» в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Особенности развития познавательных процессов детей дошкольного
возраста 16
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация исследования. Методы исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования 27
Заключение 42
Список использованной литературы 45
Приложения


Ребенок - это особый мир с присущими ему особенностями в зависимости от наследственности, возраста, пола, своеобразия социального и психического развития. В процессе своего становления как личности он проходит длительный путь психического и социального развития и воспитания, меняясь качественно - формируясь как существо мыслящее, способное не только воспринимать окружающий мир, но и осознанно воздействовать на него.
Как бы ни было велико разнообразие людей, толстых тонких, темных и светлых, в шубах или пальто, мы всегда с уверенностью выделяем среди них две группы - мужчины и женщины.
На современном этапе развития, как педагогической науки, так и общества в целом, когда проблемы образования и воспитания находятся в центре внимания психологии и педагогики, закономерно обращение специалистов к вопросам “полового воспитания”.
Ведь воспитание и развитие мальчиков и девочек настолько различно, что можно сказать, они растут в разных мирах. Каждый из них живёт в одном мире и нам не дано попасть в мир другого пола, пожить его проблемами, переживаниями, проникнуть в мир его мыслей, понятий, отношений и негласных правил. И поэтому иногда нам кажется, что второго мира нет, нет другого образа поведения, кроме нашего собственного. Но если нам не дано пожить в другом мире, попробовать понять его мы обязаны, если хотим помочь маленькому человеку раскрыть свои уникальные возможности, данные ему полом, если хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ.
Как бы ни было велико разнообразие людей, толстых тонких, темных и светлых, в шубах или пальто, мы всегда с уверенностью выделяем среди них две группы - мужчины и женщины.
На современном этапе развития, как педагогической науки, так и общества в целом, когда проблемы образования и воспитания находятся в центре внимания психологии и педагогики, закономерно обращение специалистов к вопросам “полового воспитания”.
Ведь воспитание и развитие мальчиков и девочек настолько различно, что можно сказать, они растут в разных мирах. Каждый из них живёт в одном мире и нам не дано попасть в мир другого пола, пожить его проблемами, переживаниями, проникнуть в мир его мыслей, понятий, отношений и негласных правил. И поэтому иногда нам кажется, что второго мира нет, нет другого образа поведения, кроме нашего собственного. Но если нам не дано пожить в другом мире, попробовать понять его мы обязаны, если хотим помочь маленькому человеку раскрыть свои уникальные возможности, данные ему полом, если хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ.
Одной из актуальных тем, рассматриваемых в детской психологии и педагогике, является развитие познавательных процессов мальчиков и девочек дошкольного возраста. Активная деятельность личности является необходимым условием для формирования интеллектуальных способностей человека, его самостоятельности, а также инициативности [19, с. 75]. Все эти качества помогают человеку взаимодействовать с окружающим миром. Основываясь на данных условиях, современные программы образовательных учреждений предусматривают формирование у дошкольников достоверных элементарных представлений о разных свойствах и отношениях предметов и явлений, а не частных дифференцированных упрощенных знаний об окружающем мире. Один из специалистов в области интеллектуального воспитания дошкольников, академик Н.Н. Поддьяков так же утверждает, что на современном этапе нужно направлять ребенка к познанию действительности. Наглядно-действенное мышление дошкольника является подготовительным, оно предваряет абстрактное мышление, поэтому так важно направлять его в нужное русло [22, с. 6].
Каждый человек по-своему уникален. Но умение выразить свою уникальность присуще лишь малой части людей. Поэтому так важно с дошкольного возраста развивать речь, воображение, внимание, мышление.
В раннем детстве процесс познания получает развитие через овладение орудийным действием, когда становится вопрос установки отношений между предметами. У мальчиков и девочек дошкольного возраста развитие получают непростые формы познавательной аналитико-синтетической деятельности. Это происходит под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной активности. Дети приобретают возможность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять эти части в единое целое, до того, как подобные операции будут выполнены на практике.
К проблеме особенностей познавательных процессов, создания условий, положительно влияющих на формирование познавательной деятельности детей, обращались многие педагоги и психологи, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, В. Штерн и др.). Современная психология изучает различные аспекты развития познавательных процессов дошкольника: формирование познавательных интересов у детей разного возраста. Ученые выделяют целый ряд составляющих развитости у детей познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми являются познавательная активность и познавательный интерес [17, c 92].
Исходя из вышесказанного, целью нашего исследования является изучение особенностей развития познавательных процессов мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Объектом исследования является познавательное развитие.
Предмет исследования: особенности познавательного развития мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Исходя из цели исследования, в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого- педагогическую литературу по
проблеме исследования, ознакомиться с базовыми понятиями по теме работы.
2. Определить сущность и содержание понятия «познавательное развитие»
3. Рассмотреть особенности развития познавательных процессов мальчиков и девочек дошкольного возраста
4. Проанализировать результаты проведенного исследования.
Гипотеза исследования - существуют различия в особенностях развития познавательных процессов мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Теоретико - методологической основой исследования стали работы в области педагогики и психологии. В исследовании нами использовались труды Марковой Р.Б., Алябьевой Н.В. [41], Рогова Е.И. [26,], Выготского Л.С. [4], Макаренко А.С. [16], А.П. Усовой [30].
Методы исследования следующие: теоретический (анализ психолого - педагогической литературы по теме исследования) и эмпирический (методики, описанные в практической части).
База исследования: МБДОУ Детский сад №28 города Чистополь. Экспериментальная выборка составила всего 20 человек, 12 мальчиков и 8 девочки дошкольного возраста (5-6 лет).
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Познавательные процессы личности, такие как восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь играют роль важнейших компонентов той или иной деятельности человека. Для того, чтобы взаимодействовать с окружающим миром, жить полноценной жизнью, учиться и трудиться, человеку нужно воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, мысленно представлять цепочку действий, обдумывать то, что ему нужно делать, запоминать, высказывать. По вышеперечисленным причинам без участия познавательных процессов деятельность человека невозможна. Познавательные процессы они являются неотъемлемой частью его деятельности, при этом получая развитие в ней. Они сами представляют собой особенные формы деятельности.
Психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей, называются познавательными процессами. К таким процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Так же нами были рассмотрены понятия «внимания», «памяти», «мышления», мы пришли к выводу, что внимание представляет собой особое психическое явление, в котором выражается взаимоотношение между человеком и окружающей действительностью.
Память дает возможность индивиду накапливать опыт и использовать его в своей жизни. Благодаря памяти человек становится сознательной личностью и может дать отчет о том, кто он такой, что он знает и умеет делать и как должен вести себя в той или иной обстановке.
Мышление охватывает сферу умственного оперирования образами, идеями, словами, суждениями, воспоминаниями, убеждениями, намерениями и т.п. Оно присутствует везде, где требуются принятие решений, творческие преобразования, теоретические разработки, прогнозирование
недоопределенных в информационном плане событий.
В дошкольном возрасте у ребенка появляются определенные
социальные роли. Он начинает оценивать себя с разных точек зрения: как друга, как сына или дочь, как хорошего человека, как доброго, умного, трудолюбивого, способного, творческого и т.д. Восприятие детей старшего дошкольного возраста обычно связано с практическим использованием соответствующих предметов: восприятие предмета - это прикосновение к нему, ощущения от прикосновений, манипуляции с ним. В возрасте 5 - 6 лет восприятие детей уже целенаправленно, рационально и подвергается анализу.
Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающем расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. У ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения. Для определения уровня развития познавательных процессов у дошкольников нами была проведена психодиагностическая работа в МБДОУ «Детский сад №28», г. Чистополь Республики Татарстан.. В проведенном исследовании степень развития познавательных процессов выявлялась на основе психологического тестирования. Нами изучались следующие процессы: слуховая память, оригинальность решения задачи на воображение, степень развития восприятия, мышление; произвольное внимание.
В ходе работы по сравнению развития познавательных процессов у мальчиков и девочек, нами было отмечено, что в данной группе девочки опережают мальчиков в развитии познавательных способностей.
Целью дипломной работы было изучение особенностей развития познавательных процессов мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Обобщая результаты, можно обозначить те сферы, развитие которых у детей разного пола различаются в наибольшей степени. К ним можно отнести: развития кратковременной памяти, среди девочек больший процент испытуемых получили высокие результаты по сравнению с мальчиками; наглядно образных форм мышления, процент девочек с высоким и средним уровнем развития наглядно-образного мышления значительно выше, чем у мальчиков этого же возраста.
На основании полученных результатов и анализа проведенного исследования сформирован вывод: у детей старшего дошкольного возраста развитие познавательных процессов в основном находится на высоком уровне развития.



1. Абрамова Г. С Возрастная психология: Учеб. пособие для студ.
вузов. -4-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 1999.
2. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов:
учеб.пособие / Л.П. Баданина. - М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 240 с.
3. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие
для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н.Е. Веракса,
A. Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
4. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический
подход [Текст] / Н.Е. Веракса// «Перемены». Педагогический журнал. -2000. -№1.
5. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т.
[Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика,1983. - Т. III.
6. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе
дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер. - М.:
Просвещение, 1986.
7. Голицин В.Б. Познавательная активность дошкольников [Текст]/
B. Б. Голицин // Советская педагогика. -1991. - № 3.
8. Годовикова Д.Б. Форма общения со взрослыми как фактор
развития познавательной активности ребёнка-дошкольника [Текст]/Д.Б. Годовикова// Общение и развитие психики. - М.: АПН СССР, 1986.
9. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности
[Текст]/ Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1.
10. Денисенкова Н.С. Особенности
познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно - практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского [Текст] / Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова. - Москва - Бирск, 2004.
11. Дошкольная педагогика / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А.
Сохина. М.: Просвещение, 1978.
12. Дубровина И.В., Андреева А.Д. и др. Младший школьник:
развитие познавательных способностей: Пособие для учителя. - М., 2002
13. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. “Мальчики и девочки два разных
мира” Москва 1998г.
14. Земцова О.Н. Тесты для детей 4-5 лет. Учебное пособие.- М.:
Махаон, 2008. 112 с.
15. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А.
Куликова. - М.: Академия, 2007.
16. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к
обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991
17. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный
жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.
18. Козубовский В.М. Общая психология: личность: учебное пособие
/ В.М. Козубовский. - 2-е изд. - Мн.: Амалфея, 2007. - 448 с.
19. Львов М.Р. Речевое развитие человека: [Развитие речи ребенка] //
Начальная школа. - 2000. - N6.
20. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. [Текст] / А.С.
Макаренко. - М.: Просвещение, 2002
21. Мотивационные предпочтения
различных форм познавательной деятельности старших дошкольников// Журнал прикладной психологии. - 2003. - № 2
22. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество. - М.: Академия, 2000.
23. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.
заведений:
24. В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -
Кн. 1: Общие основы психологии.
25. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.
заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
26. Психология детей дошкольного возраста: Развитие
познавательных процессов / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. - М., 2001
27. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000
28. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей
деятельности // Педагогический вестник. 1997. №1
29. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. - М.,
1967
30. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ Под
ред. А.И. Щербакова. - М., 1987.
31. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного
воспитания / Под ред. Венгера Л.А. - М.:Просвещение, 1986.
32. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.
пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит.
изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1:
Система работы психолога с детьми разного возраста.
33. Серова Е.О. Это важно - развитие мышления у ребенка//
Дошкольное воспитание. - 1999.
34. Теплов Б.М. Практическое мышление// Хрестоматия по общей
психологии: Психология мышления. - М.: МГУ, 1981
35. Условия становления познавательной мотивации дошкольников
5-6 лет// Психологическая наука и образование. - 2004. - №1.
36. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для
учащихся средних педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1996.-336с.
37. Усова А.П. Обучение в детском саду [Текст] / А.П. Усова. - М.:
Просвящение, 1970.
38. Ушакова Т.Н Речь: истоки и принципы развития. - М.: ПЕР СЭ,
2004.
39. Формирование познавательной активности дошкольников:
Сборник научных трудов. - Шадринск, 1992.
40. Фролов А.А. Развитие познавательной активности у
дошкольников [Текст] / А.А. Фролов.- М.: Педагогика, 1984. - Т. 4.
41. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Девочка-подросток-девушка. - М.,
1981
42. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Мальчик-подросток-юноша. - М.,
1982.
43. Щукина Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогике
[Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1971.
44. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола,
1994.
45. Возрастная психология. Тема 8. Концепция
Д.Б. Эльконина. Период детства. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа:
www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/8.html
46. Библиотека Гумер. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа:
http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/12. php
47. Биобиблиографическая энциклопедия «Образование. Наука.
Культура»[Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http: //date s .gnpbu.ru/3 - 8/Usova/usova. html.
48. минобрнауки.рф. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа:
http://минобрнауки.рф/documents?keywords=124
49. Филологический портал Philology.ru [Электронный ресурс]/ -
Режим доступа:
http: //www.philology.ru/linguistics 1 /krushelnitskaya-70. html
50. myref.ru [Электронный ресурс]/ - Режим доступа:
http: //myref.ru/preview/74960.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ