Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования конкурентной стратегии предприятия 8
1.1. Понятие конкурентной среды, ее сущность, факторы ее формирующие 8
1.2. Конкурентные стратегии предприятия, классификация, процесс
разработки 14
1.3. Методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия 20
1.4. Особенности конкуренции на рынке гостиничных услуг 29
Глава 2. Маркетинговый анализ деятельности отеля Ибис Казань 35
2.1. Организационно-экономическая характеристика отеля Ибис Казань 35
2.2. Анализ внутреннего потенциала гостиницы 48
2.3 Исследование конкурентной среды сферы гостиничных услуг в городе Казани 54
2.4. Оценка действующей стратегии отеля Ибис Казань 60
Глава 3. Разработка мероприятий по улучшению конкурентной стратегии отеля Ибис Казань и оценка эффективности их внедрения 67
3.1. Предложения по совершенствованию системы управления для
решения стратегических задач 67
3.2. Разработка мероприятий в рамках реализации конкурентной стратегии 73
3.3. Предложения по повышению стратегической конкурентоспособности
гостиницы с оценкой их эффективности 80
Заключение 97
Список использованной литературы
Актуальность темы выпускной квалификационной работы вызвана тем, что конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды предприятия, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования предприятия на рынке. Все более очевидным становится то, что главной характерной чертой новых систем внутрифирменного управления должна стать ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных исследований, диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности персонала. Децентрализация, сокращение уровней в аппарате управления, продвижение работников и их заработная плата в зависимости от реальных результатов станут основными направлениями изменений в аппарате управления.
Важнейшим фактором достижения высокого уровня
конкурентоспособности, как отмечается во многих исследованиях, остается концентрация производства, что повлияет на сокращение тенденции к образованию гигантских промышленных объединений. Наряду с концентрацией уровень конкурентоспособности будет определяться такими факторами, как развитие производства новых видов продукции и стимулирование становления новых потребностей. С ними связаны тенденции продолжения роста затрат на исследовательские и опытные разработки, рекламу и маркетинг.
Конкурентоспособность - многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама). Конкурентоспособным считается такая продукция, которая имеет не только высокие потребительские свойства, но и соответствует требованиям международных стандартов по экологической безопасности.
Разработка и внедрение конкурентной стратегии позволит предприятию добиться больших экономических результатов и позволит правильно планировать свою дальнейшую деятельность. Таким образом, актуальность выбранной темы очевидна. Никакая организация не может успешно выжить в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности. Если в прошлом многие предприятия могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности, то сейчас исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию предприятия к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиций потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. Конкуренция всегда была тем двигателем, который заставлял предприятия разрабатывать стратегии развития на рынке для осуществления более успешной деятельности.
Целью данной работы является исследование процесса разработки конкурентной стратегии гостиничного предприятия Отель Ибис Казань.
В связи с поставленной целью были определены задачи:
- изучить понятие конкурентной среды, ее сущность, факторы ее формирующие;
- рассмотреть конкурентные стратегии предприятия, классификацию, процесс разработки;
- исследовать методы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия;
- изучить особенности конкуренции на рынке гостиничных услуг;
- проанализировать систему управления конкурентоспособностью отеля Ибис Казань;
- дать оценку конкурентоспособности отеля Ибис Казань;
- дать рекомендации по совершенствованию конкурентной стратегии гостиничной организации;
- выявить положительные эффекты реализации (внедрения) мероприятий в рамках реализации конкурентной стратегии;
- дать оценку концепции разработки конкурентной стратегии гостиницы.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является отель Ибис Казань, основным видом деятельности, которого являются предоставление гостиничных услуг.
Предметом исследования стало изучение процесса разработки конкурентной стратегии предприятия отеля Ибис Казань.
Структурно работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В качестве информативно-статистической базы исследования послужили различные по форме и содержанию данные и материалы. Среди них нормативно-справочные и статистические данные о повышении конкурентоспособности отеля Ибис Казань, фактические материалы, содержащиеся в исследования российских и зарубежных ученых.
В работе использованы труды отечественных экономистов Абрамовой Г.П., Виханского О.С., Говоркова А.И., Голубкова Е.П., Завьялова М.И., Иванова В.Н., Выскребцева В.А., Копылова Д.И., Уткина Э.А.,
Некоторые аспекты данных проблем повышения конкурентоспособности предприятия изучаются в трудах отечественных ученых - Азоева Г.Л., Аристова О.В., Ахмадалиева Т.М., Буяльской А.К., Герчиковой И.Н., Голубкова В.Е., Демидова П.С., Литвиненко А.И., Минаева Э.С., Панагушина В.П., Салия В.В., Татьянченко М.А., Тихонова P.M., Шайдуровой Н.И., Юданова А.Ю.
Анискин Ю.П., Котлер Ф., Моисеева Н.К. исследовали конкурентоспособность предприятий в области маркетинга, акцентируя внимание на производстве продукции и услуг с целью удовлетворения запросов потребителей. Горбашко Е.А., Долинская М.Г., Соловьев И.А., Эклунд К., анализируя содержание и сущность конкурентоспособности, исследуют качественные и стоимостные характеристики продукции и услуг. Различные аспекты конкурентоспособности региональных и национальных экономик рассматриваются в трудах Андреева В.Е., Гельвановского М.И., Данилова И.П., Портера М., Хомельянского Б., Швандера К.В. Существенный вклад в исследование метрологических аспектов анализа и оценки
конкурентоспособности сделан Гельвановским М.И., Жуковской В., Завьяловым П.С., Трофимовой И., Светуньковым С.Г.
Однако, несмотря на значительный интерес ученых к проблемам оценки и управления конкурентоспособностью предприятия в отечественной науке недостаточно проработанными остаются вопросы формирования конкурентной стратегии предприятия. Кроме того, существующие методы оценки конкурентоспособности предприятия недостаточно эффективны для целей управления, в них не учитываются в полном объеме составляющие конкурентоспособности предприятия, поэтому они не позволяют получить адекватные результаты. Отсутствует комплексное исследование механизма влияния конкурентоспособности на экономические результаты деятельности предприятия.
В современных условиях конкуренция в экономической сфере общества значительно возросла. При этом поддержание духа соперничества в РФ, как и во всех развитых странах, стало важной задачей государственного регулирования. Всё это способствовало выделению конкуренции в важный фактор маркетинговой среды предприятия, потребность в исследовании которого объясняется его существенным влиянием на хозяйственную деятельность любой компании, функционирующей на рынке. В связи с этим, проведение анализа противников является неотъемлемой задачей предприятия. Необходимость и важность изучения конкуренции на рынке отмечается не только руководителями действующих организаций, но и в научных трудах и теоретических разработках по маркетингу современных авторов.
В рамках данной работы был изучен процесс разработки конкурентной стратегии предприятия на примере ООО «КЕСКО-Казань». Отель «Ибис» входит в состав международной сети отелей Accor, размещенных по всему миру. Основным видом деятельности ООО «КЕСКО-Казань» является оказание полного цикла гостиничных услуг.
В отеле «Ибис» на 01.01.2016 года работает 53 сотрудника. Однако состав персонала нестабилен, так как прослеживается текучесть кадров. Основной причиной увольнений являются невысокая заработная плата и отсутствие возможности карьерного роста.
Анализ финансовых коэффициентов показал, что финансовое состояние ООО «КЕСКО-Казань» является средним, учитывая даже то, что данная организация не так давно начала свою деятельность. Рассмотренные показатели ликвидности, близки к среднеотраслевому значению; оборачиваемость можно назвать отличными, а рентабельность и финансовая устойчивость оцениваются значительно ниже, чем у конкурентов, за исключением коэффициента маневренности, который превышает высокий уровень.
На сегодняшний день в отеле «Ибис» используются административные методы управления, а именно решения базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Эти способы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека работать в определённой организации. Эти методы воздействия имеют прямой характер: любой регламентирующий акт подлежит
обязательному исполнению.
Для осуществления замкнутого технологического цикла обслуживания гостей в ООО «КЕСКО-Казань» предусмотрены следующие основные службы: бронирования, обслуживания, приема и размещения, а также служба эксплуатации номерного фонда.
В отеле «Ибис», существует определенный принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации. При данной схеме конечный результат отходит на второй план, в силу того, что каждый отдел работает не на его получение, а на исполнение своих «механических» обязанностей.
Наиболее благоприятным сегментом услуг для ООО «КЕСКО-Казань» является группа потребителей малого и среднего достатка, недовольных существующим ассортиментом гостиничных услуг, со сравнительно средним уровнем доходов и достаточно высокой покупательской способностью. Отель «Ибис» выбирается сегмент гостиничного рынка по следующим критериям: потенциальная емкость, неудовлетворенность гостей существующим
предложением («57%) и ценовой политикой конкурентов.
Проведенный мониторинг сферы услуг показал, что большинство гостиниц слабо представлены на рынке г. Казани. Наиболее востребованными являются гостиницы «Ривьера», «Корстон» и «Amaks Сафар-отель», так как данные организации проводят активную маркетинговую стратегию, направленную на реализацию своего сервиса.
ООО «КЕСКО-Казань» действует на основе стратегии дифференцированного роста. Достоинство ее в том, что со временем осмысление компанией сферы деятельности своего бизнеса может измениться. Корпоративные решения могут стать фундаментом, благодаря которому компания будет способна преодолеть ограничения, накладываемые жизненным циклом отрасли, и достигнуть долгосрочного роста и процветания.
В рамках разработки конкурентной стратегии отеля «Ибис» была предложена новая система управления, которая заключается в преобразовании организационной структуры управления и эффективным перераспределением функциональных обязанностей между подразделениями гостиницы. Предложенная структура по характеру взаимосвязи экономических процессов, ориентируется на результат. Реорганизация схемы рукаводства ООО «КЕСКО- Казань» позволит эффективно сформировать управленческие связи, обосновать принципы технологического и производственного взаимодействия подразделений организации, а соответственно значительно упростит формирование и совершенствование конкурентной стратегии предприятия.
Таким образом, ООО «КЕСКО-Казань» после реформирования структуры и четкого распределения обязанностей и ответственности между подразделениями эффективно налаживает информационный обмен. Данные мероприятия способствуют формированию конкурентной стратегии отеля, так как от продуктивной организации менеджмента зависит, как будет развиваться этот бизнес, лояльность гостей и их отзывы о гостинице.
С целью повышения конкурентоспособности ООО «КЕСКО-Казань» и его услуг на рынке гостиничных услуг мы провели исследование конкурентоспособности методом профилей, которое показало, что большинство недостатков отеля «Ибис» обусловлено низким качеством маркетинга, недостаточной информационной обеспеченностью управления, пассивным менеджментом и слабой политикой ценообразования.
Среди положительных черт профиля ООО «КЕСКО-Казань» можно выделить: хорошую инвестиционную привлекательность гостиницы, уровень финансовой независимости предприятия, производственную инфраструктура, рыночную долю, а также организацию сбытовой сети, труда и заработной платы.
В настоящее время основные цели отеля «Ибис» состоят в получении преимуществ по следующим направлениям: диверсификация основного производства и обновление номенклатуры оказываемых услуг; снижение себестоимости и дифференциации оказываемого сервиса. К текущему моменту руководство ООО «КЕСКО-Казань» последовательно должно реализовать следующий план развития отеля:
- внедрение новых технологических решений за счет модернизации рабочего процесса;
- снижение основных норм расходования сырья и энергоресурсов на единицу оказанной услуги;
- ежемесячное увеличение объема сервиса и снижение условно-постоянных расходов;
- освобождение себестоимости гостиничных услуг от лишних затрат.
Все перечисленные мероприятия в конечном итоге ориентированы на преумножение объема операций за денежные средства, и расширение рынков сбыта гостиничных услуг.
В данной ситуации в качестве первоочередных по разработке конкурентной стратегии отелю «Ибис» в 2016-2017 годах рекомендуются следующие мероприятия:
- активное внедрение маркетинговой концепции в управлении гостиницей;
- выделение службе, занимающейся исследованиями, продажами и рекламой, особенно важных функций управления;
- комплектование маркетинговой службы специалистами в области маркетинга;
- обеспечение отдела необходимым техническим оборудованием и методическим материалом.
ООО «КЕСКО-Казань» должен подготовить программу диверсификации услуг и в ее рамках разработать новый комплекс сервиса более высокого качества и низкими совокупными затратами за весь жизненный цикл. Кроме того отель «Ибис» должен: создать единую интегрированную систему планирования, нормирования и учета издержек; автоматизировать систему управления ими и разработать комплекс мер, направленных на минимизацию расходов по всему циклу.
В рамках концепции конкурентной стратегии гостиницы было предложено усовершенствовать направление диверсифицированного роста, что, на наш взгляд, позволит устранить недостатки в сбыте и продвижении гостиничных услуг ООО «КЕСКО-Казань» на основе развития маркетинговой деятельности.
Эти усилия следует дополнить эффективными мерами по созданию гибкой и мобильной системы взаимодействия подразделений отеля «Ибис» с потребителями. Для этого необходимо провести большую работу по расширению области исследований сферы гостеприимства города Казани.
Обновление стратегии диверсифицированного роста позволит
эффективно и комплексной управлять конкурентоспособностью гостиничных услуг. Данное направление развития ООО «КЕСКО-Казань», в котором учтены и исправлены недостатки, выявленные в данный момент на предприятии, поможет рациональнее использовать имеющиеся ресурсы и успешнее бороться с соперниками.
1. Абрамова Г.П. Управление конкурентоспособностью предприятия: вопросы и ответы. - М.: Инфра-М, 2014. - 373 с.
2. Акулич И.Л. Основы конкурентоспособности предприятия. - М.: Инфра-М, 2015. - 432 с.
3. Амбросов В.В. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. - М.:
Финстатинформ, 2015. - 341 с.
4. Багаутдинов Р.С. Анализ конкурентоспособности предприятия: Учебник для ВУЗов. - М.: Экономика, 2014. - 376 с.
5. Босоргин Т.Л. Маркетинг: оценка конкурентных преимуществ
предприятия. - М.: Инфра-М, 2014. - 428 с.
6. Бассовский А.С. Основы менеджмента. - СПб.: Книжник, 2014. - 452 с.
7. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. - СПб.: Экономическая школа, 2012. - 352 с.
8. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. - М: Олимп - Бизнес, 2015. - 511 с.
9. Виханский О.С. Основы управления предприятием: Учебное пособие. - М: Гардарика, 2013. - 496 с.
10. Герасимов Н.В., Осокин Р.В. Основы маркетинга. - М.: Перспектива, 2014. - 342 с.
11. Говорков А.И. Маркетинговые исследования: современная практика. - СПб.: Книжник, 2013. - 360 с.
12. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М: Финпресс, 2015. - 356 с.
13. Глухов А.Б. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее
обеспечения. - М.: Маркетинг, 2014. - 328 с.
14. Деркачев А.А. Управление организацией. - М: Инфра-М, 2015. - 341 с.
15. Дж. Ван Хорн, Остиен М. Основы управления предприятием. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 620 с.
16. Иванов В.Н., Выскребцев В.А. Основы управления отечественными предприятиями. - М.: Макцентр, 2014. - 425 с.
17. Козлов В.А. Управление системой маркетинга на предприятии. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 268 с.
18. Котлер Ф., Армстронг Г., Сандерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. - СПб.: Книжник, 2011. - 546 с.
19. Копылов Д.И. Маркетинг: основы формирования конкурентных
преимуществ предприятия. - СПб.: Печатник, 2015. - 367 с.
20. Крылова Г.Д. Современный практикум по маркетингу: ситуационные задачи и тест - контроль: Учебное пособие./ Под. ред. акад. Романова А.М. - М.: Инфра-М, 2013. - 384 с.
21. Маркетинг./ Под ред. проф. Уткина Э.А. - М: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», 2012. - 420 с.
22. Маркетинг: Учебник./ Под ред. Красильникова С. и другие. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013. - 580 с.
23. Маркетинг на отечественных предприятиях./ Под ред. Завьялова М.И. - М.: ЮНИТИ, ДАНА, 2015. - 317 с.
24. Маркетинг: Учебник для вузов./ Эриашвили Н.Д., Ховард К., Цыпкин Ю.А. и другие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 256 с.
25. Матвеева Е.А. Новое понимание маркетинга. - Калининград: КГИММ,
2014. - 396 с.
26. Михайлина Л.М. Методические указания к разработке маркетингового плана фирмы. - М.: Маркетинг, 2015. - 342 с.
27. Моряков П.Р. Маркетинг: ситуация и примеры. - М., ЮНИТИ ДАНА, 2011. - 467 с.
28. Огарков Р.С. Основы менеджмента и маркетинга. - М: Инфра-М, 2014. - 426 с.
29. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: Новое знание, 2014. - 668 с.
30. Соловьев Б.А. Управление маркетингом: 17-ти модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13. - М.: Инфра-М, 2014. - 357 с.
31. Сокол А.С. Тайны бизнеса: управление организацией. - Киев: Уфи-МБ, 2013. - 317 с.
32. Тергаев Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность за счет маркетинга. - М.: Высшая школа бизнеса, 2015. - 338 с.
33. Уваров П.Р. Управление конкурентоспособностью фирмы. - М: Перспектива, 2014. - 516 с.
34. Управление маркетингом в России./ Под ред. проф. Мислаева В.А. - СПб.: Экономическая школа, 2014. - 438с.
35. Фахрутдинов Р.С. Основы маркетинга: Учебник. - СПб.: Книжник, 2014. - 388 с.
36. Хаем А. Маркетинг. - М.: Инфра-М, 2014. - 511 с.
37. Хруцкий В.Е. и другие. Современный маркетинг. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 412 с.
38. Аверин Д. Оценка конкурентоспособности продукции отечественных предприятий.// Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - №3. -с.132.
39. Аникеев С. Особенности повышения конкурентоспособности предприятий.// Менеджмент организации. - 2015. - №5. - с. 134.
40. Баранчеев В., Стрижов С. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятий.// Маркетинг. - 2014. - №11. - с.145.
41. Володарцев Р.С. Пути совершенствования сбытовой деятельности на предприятии.// Сборник статей и тезисов 5-ой научной конференции по проблемам развития отдельных отраслей экономики. - 2015. - с. 89.
42. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии.// Руководитель. - 2015. - №11. - с.92.
43. Гаврилов И.Т. Развитие системы сбыта на отечественных предприятиях.// Бизнес полюс. - 2015. - №1. - с.146.
44. Герчикова И.Н. Процесс принятия и реализации управленческих решений в области сбыта продукции.// Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - №12. - с.139.
45. Гусев Ю.В. Конкурентоспособность предприятия: проблемы сбыта и пути их решения.// Вестник СГУ. - 2015. - №3. - с. 142.
46. Ефимова А.П. Организация сбыта: перспективы для российских
предприятий.// Маркетинг. - 2015. - №1. - с.176.
47. Жуков В.Н. Особенности организации сбытовой деятельности в малом бизнесе.// Экономика предприятий. - 2015. - №4. - с. 142.
48. Жмакин А.И. Сравнительный анализ сбытовой политики на отечественных и зарубежных предприятиях.// Экономист. - 2015. - №10. - с. 120.
49. Колосов Г.В. Планирование процесса управления сбытом в целях повышения конкурентоспособности предприятия.// Управление качеством. -
2015. - №4. - с.149.
50. Курбанов А.М. Антикризисный механизм стимулирования сбыта.// Вестник Красноярского Государственного Университета. - 2015. - №1. - С. 66¬72.
51. Леманский П.А. Оценка факторов конкурентоспособности.// Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - №1. - с.143.
52. Мазуров И.И. Конкурентоспособность: показатели оценки и
прогнозирования.// Эконометрика. - 2014. - №6. - с.158.
53. Мильгром Д.А. Оценка конкурентоспособности предприятия.// Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - №9. - с.136.
54. Мишин Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по
выработке стратегии развития производственных структур.// Риск. - 2015. - №2. - с.129.
55. Мальцев Д.Ю. Проблемы сбыта на отечественных предприятиях.//
Экономический вестник МГУ. - 2015. - №9. - с.122.
56. Скрипник К.Д., Кутасова Т Л. Еще раз о сбыте продукции.// Управление качеством. - 2015. - №2. - с.145.
57. Стати М.П. Методика оценки конкурентоспособности продукции промышленного предприятия.// Маркетинг. - 2015. - №8. - с.143.
58. Усенко В.А Рекомендации по выработке стратегии развития предприятия в условиях высоко конкурентного рынка.// Риск-менеджмент. - 2015. - №6. - с. 143.
59. Яшин Ю.А. Эффективность сбытовой деятельности отечественных предприятий.// Экономика и безопасность. - 2015. - №5. - с. 167.