Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Прецедентный феномен в художественном тексте

Работа №61057

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения текста 5
1.1 Теоретические аспекты изучения художественного текста 5
1.2 К определению прецедентного феномена 11
1.3 Функции прецедентного феномена в художественном тексте 13
1.4 Функции прецедентного феномена в публицистическом тексте 15
1.5 К определению понятия «кинотекст» 16
1.6 Кинотекст - креолизованный текст 19
1.7 Текстовая концептосфера 20
Глава 2 Функции прецедентных феноменов в художественном и публицистическом тексте 22
2.1 Функции прецедентных феноменов в художественном тексте 25
2.2.1 Прецедентные вербальные феномены со сферой-источником «кино» в
газете «Казанские ведомости» 32
2.2.2 Прецедентные визуальные феномены со сферой-источником «кино» в
газете «Казанские ведомости» 42
Глава 3 Использование прецедентных феноменов со сферой-источником
«кино» на уроках русского языка 50
Заключение 61
Литература 62
Приложение 67


В настоящее время все большее внимание лингвистов привлекает изучение особенностей организации, коммуникативных и когнитивных функций текстов. Интертекстуальное взаимодействие отдельных текстов является уже около трех десятилетий предметом интенсивного изучения и находится в центре внимания современных лингвистики, литературоведения, культурологии, семиологии, философии. Исследователей привлекают вопросы, связанные с взаимодействием «своего» и «чужого» слова в тексте. Изучением понятия «прецедентный феномен», сферы его употребления, его функций, видов занимались такие ученые, как Д.Б.Гудков, Ю.Н. Караулов, В.Г. Костомаров, В.В. Красных, Г.Г. Слышкин и другие. Вместе с тем в последнее время на первый план выходит проблема интертекстуальной компетенции как основы взаимодействия коммуникантов, обладающих общим фондом знаний. Широкое распространение прецедентных феноменов в современной художественной литературе и важность выявления закономерностей их функционирования обусловливают актуальность выполняемого исследования.
Новизна заключается в том, что работа выполнена на материале, не поддававшемся исследованию ранее.
Цель исследования - проанализировать функции прецедентных феноменов в романе В.Пелевина «Числа», а также в газете «Казанские ведомости».
С поставленной целью соотносится решение ряда задач:
• ознакомиться с наиболее значимыми исследованиями в области текстологии;
• определить понятие «прецедентный феномен» в контексте данного исследования;
• определить понятие «кинотекст» в рамках данной работы;
• определить место концепта прецедентного феномена в текстовой концептосфере;
• определить функции прецедентных феноменов со
сферой-источником «кино» в художественном тексте;
• определить функции прецедентных феноменов со
сферой-источником «кино» в публицистическом тексте;
Методы исследования. В исследовании используется метод сплошной выборки. С помощью данного метода был произведен отбор прецедентных феноменов, которых в нашем исследовании представлено более 50. Также в исследовании присутствуют элементы статистического анализа: нами проанализировано более 30 примеров.
Объект исследования - прецедентные феномены со сферой- источником «кино» в романе В.Пелевина «Числа» и газете «Казанские ведомости».
Предмет исследования в данной работе - функциональные особенности употребления прецедентных феноменов со сферой-источником «кино» в романе В.Пелевина «Числа» и в газете «Казанские ведомости».
Материалом для исследования послужил роман В.Пелевина «Числа» и газета «Казанские ведомости».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В своем исследовании мы рассмотрели основные характеристики художественного и публицистического текста и раскрыли их значение. Любой текст, и не только художественный, характеризуется целостностью и связностью. Связность - основной признак текста, заключающийся в межзнаковом взаимодействии, основанном на связи элементов текста, определяющем целостность речевого сообщения и обусловленном авторским замыслом и особенностями знаковой системы, стоящей за текстом. Целостность, в свою очередь, заключается в том, что все имеющиеся коммуникативные единицы текста подчинены тексту как целому, а также в отграниченности текста от среды и других текстов.
В основу данного исследования легло понятие прецедентного феномена, который представляет собой любую характеризующуюся цельностью и связностью последовательность знаковых единиц, обладающую ценностной значимостью для определенной культурной группы.
В исследовании нами был выделен корпус прецедентных феноменов со сферой-источником «кино» в романе В.Пелевина «Числа», а также в газете «Казанские ведомости». Нами было выделено более 50 прецедентных феноменов со сферой-источником «кино», как трансформированных, так и сохранивших свой первозданный облик.
Нами были выявлены основные функции прецедентных феноменов в художественном и публицистическом тексте. Это функция оценки, моделирующая функция, прагматическая функция, эстетическая функция, парольная функция, людическая функция, эвфемистическая функция, а также проанализированы примеры проявления этих функций в тексте романа.
Следует отметить, что современные авторы широко используют прецедентные феномены на страницах своих произведений. Изучение использования прецедентных феноменов в языке современной 61
художественной и публицистической литературы, а также их роль в восприятии текста читателем является весьма актуальным в наше время.
В контексте данного исследования были выделены основные стратегические цели говорения: информирование, убеждение, внушение, побуждение к действию. На основе сделанных выводов нами были представлены рекомендации по использованию прецедентных феноменов со сферой-источником «кино» на уроках русского языка. Уроки развития речи позволяют учащимся совершенствовать навыки как устной, так и письменной речи. Использование в речи устойчивых выражений делает высказывания более яркими и выразительными. Нами были представлены примеры упражнений, развивающие коммуникативные навыки учащихся.
Таким образом, изучение прецедентных феноменов со сферой- источником «кино» в наше время является весьма актуальным и имеет практическую значимость.



1) Анисимова Е.Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов). // Вопросы языкознания. 1992. №1. С. 71 - 79.
2) Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: учеб.пособие
/В.И.Аннушкин - 3-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА: наука, 2011. - 224с.
3) Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учеб. Пособие для студ. вузов. - М.: КНОРУС, 2007. - 464 с.
4) Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1972. - 256 с.
5) Бабенко Л.Г. и др. Лингвистический анализ художественного текста / Л.Г. Бабенко, И.Е. Васильев, Ю.В. Казарин. Екатеринбург, 2000.
6) Балыхина Т.М. Уровни владения иностранным (русским) языком в российской и европейской лингводидактической традиции Текст. / Т.М. Балыхина. // Язык, литература, ментальность, разнообразие культурных практик. Курск, 2006.
7) Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов н/Д., 1993.
8) Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М., 1988.
9) Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск, 1989.
10) Бордюговский М.Ю. Понимание письменного сообщения как познавательно-интерпритирующая деятельность реципиента // Язык. Сознание. Коммуникация. М.: 2003. Вып.24. С. 29 - 38.
11) Винникова Т.А. Особенности структурной организации кинотекста(на материале художественного фильма «The Queen»). // Филология. 2009.
С. 15-17.
12) Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избр. тр. М., 1980.
13) Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: кинотекст. // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2007. Вып.22(2). С. 106 - 110.
14) Гак В.Г. О семантической организации текста // Лингвистика текста: Материалы науч. конФ.М., 1974.
15) Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
16) Гальперин И.Р. Системность контекстно-вариативных форм членения текста // Русский язык: Текст как целое и компоненты текста. М., 1982.
17) Гаспаров М.Л. Язык, понятие, образ: Лингвистика языкового
существования. М., 1996.
18) Гришаева Л.И. Креолизованные тексты - тексты XXI века? // ВЕСТНИК ВГУ, Серия лингвистика и межкультурная коммуникация. Воронеж, 2003. № 2. С. 107 - 109.
19) Дубовицкая Л.В. Функции прецедентности иконических компонентов креолизованных текстов. // Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». М.: 2012. № 2. С. 15 - 20.
20) Елина Е.А. Произведение изобразительного искусства как текст. // Язык. Сознание. Коммуникация. М.: 2004. Вып.25. С. 102 - 108.
21) Еремеева А.П. Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. ст. / НИИ школ; Под ред. А.П. Еремеевой. М.: Педагогика, 1980. - 151 с.
22) Жинкин Н.Н. Мышление и речь. М., 1963.
23) Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. / Н.И. Жинкин- М.: Наука, 1982. - 158 с.
24) Иванова С.Ф. Риторика завоевывает место в школе. // Русский язык вшколе.-1991.-№2.-С. 8-17. ПЗ.Иванова С.Ф. Как начинать обучение риторике? // Рус. яз. в шк. 1992.- №1. С. 38-43,48.
25) Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 261 с.
26) Караулов Ю.Н. Роль прецедентных текстов в структуре и
функционировании языковой личности // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы. Доклады советской делегации на VI Конгрессе МАПРЯЛ. М.: Русский язык, 1986. С.105 - 126.
27) Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. - 261 с.
28) Кожевникова К. Об аспектах связности в тексте как целом // Синтаксис текста. М., 1979.
29) Козлов Е.В. Комикс как явление лингвокультуры: знак - текст - миф. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. 220 с.
30) Колесов В.В. Культура речи культура поведения. Л.: Лениздат, 1988. - 271 с.
31) Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск, 1989.
32) Костомаров В.Г., Бурвикова Н.Д. Как тексты становятся прецедентными // Русский язык за рубежом. 1994. №1. С. 73 - 76.
33) Кохтев Н.Н. Риторика: Учеб.пособ./ -М.: Просвещение, 1994. -207c.
34) Красных В.В. «Виртуальная реальность или реальная виртуальность?» 1998. 352 с.
35) Кухаренко В.А. Интерпретация текста. - М.: 1988. 319 с.
36) Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» - М.: Просвещение, 1986.- 127 с.
37) Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1993. Т. 52, № 1.
38) Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Изд- во «Ээсти Раамат», 1973.
39) Лотман Ю.М. Текст в тексте // Лотман Ю.М. Избр. ст. В 3 т. Т. 1. Таллин, 1992.
40) Мардиева Л.А. Механизмы воздействия визуальных феноменов на сознание читателей. // Филология и культура. Казань, 2012. № 1(27). С. 42 - 48.
41) Мардиева Л.А. Психосоциальная модель знака. // Филология и культура. Казань, 2012. № 2(28). С. 76 - 79.
42) Основы методики русского языка в 4-8 классах / под ред. А.В. Текучева, М.М. Разумовской, Т.А. Ладыженской. М.: Просвящение, 1978. С. 307
43) Слышкин Г.Г., Ефремова М.А. Кинотекст. Опыт лингвокультурного анализа. М.: 2004. 164 с.
44) Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М.: 2000. 208 с.
45) Супрун А.Е. Текстовые реминисценции как языковое явление // Вопросы языкознания. 1995. № 6. С. 17 - 29.
46) Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. 3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1980.
47) Тынянов Ю.Н. Литературный факт / Вступ. ст., коммент. В.И. Новикова, сост. О.И. Новиковой. М.: Высш. шк., 1993. 319 с.
48) Усов Ю.Н. Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8-10 классов. Таллин, 1980. 125 с.
49) Федоров А.В. Терминология медиаобразования. // Искусство и образование. 2000. № 2. С. 33 - 38.
50) Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 256 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ