ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ШАХМАТАМИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические основы физической подготовки и развития внимания у детей, занимающихся шахматами
1.1. Особенности физической подготовки юных шахматистов 6
1.2. Внимание как познавательный процесс 12
1.3. Возрастные особенности развития внимания у детей, 19
занимающихся шахматами на этапе начальной подготовки
Глава 2. Методы и организация исследования 23
2.1. Методы исследования 23
2.2. Организация исследования 31
Глава 3. Анализ эффективности экспериментальной 33
методики физической подготовки детей 7-9 лет, занимающихся шахматами
3.1. Исходный уровень развития физических качеств 33
и свойств внимания у детей 7-9 лет, занимающихся шахматами
3.2. Экспериментальная методика физической подготовки 37
детей 7-9 лет, занимающихся шахматами
3.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 41
Выводы 47
Практические рекомендации 48
Список использованной литературы
Глава 1. Теоретические и методические основы физической подготовки и развития внимания у детей, занимающихся шахматами
1.1. Особенности физической подготовки юных шахматистов 6
1.2. Внимание как познавательный процесс 12
1.3. Возрастные особенности развития внимания у детей, 19
занимающихся шахматами на этапе начальной подготовки
Глава 2. Методы и организация исследования 23
2.1. Методы исследования 23
2.2. Организация исследования 31
Глава 3. Анализ эффективности экспериментальной 33
методики физической подготовки детей 7-9 лет, занимающихся шахматами
3.1. Исходный уровень развития физических качеств 33
и свойств внимания у детей 7-9 лет, занимающихся шахматами
3.2. Экспериментальная методика физической подготовки 37
детей 7-9 лет, занимающихся шахматами
3.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 41
Выводы 47
Практические рекомендации 48
Список использованной литературы
Актуальность исследования. В современном тренировочном процессе шахматистов существует достаточно широкий круг нерешенных вопросов, оказывающих значительное влияние на уровень и темпы роста спортивного шахматного мастерства. И, чем выше уровень квалификации, тем весомее влияние этих недостатков на спортивные результаты. К сожалению, до настоящего времени еще не разработана типовая технология проектирования тренировочного процесса в шахматах. В этом плане особую важность приобретают вопросы разработки принципиальных положений многолетней подготовки.
Физическая подготовка, как одна из составляющих элементов комплексной спортивной подготовки шахматистов, оказывает существенное влияние на рост спортивных результатов высококвалифицированных спортсменов. Известны случаи (в частности, матч на звание чемпиона мира между Г. Каспаровым и А. Карповым, Москва, 1985), когда именитые шахматисты допускали грубейшие ошибки во время игры, ведущие моментально к поражению. Поскольку продолжительность шахматной партии, в зависимости от квалификации игроков и регламента соревнований, колеблется от 1,5 до 6 часов, то во время игры неизбежно наступает утомление и после 3 часов игры на первый план выходят далеко не специфические шахматные факторы, а такие как физическая и психическая выносливость, помехоустойчивость, состояние сердечно-сосудистой системы шахматиста.
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы показывает, что проблемам подготовки высококвалифицированных шахматистов посвящен целый ряд исследований. Так, в диссертациях В.А. Бологана (1996) и Данг Ван Зунга (2006) рассматриваются вопросы построения тренировочных и соревновательных нагрузок шахматистов высокой квалификации, анализируются особенности психологической подготовки данного контингента спортсменов. Манеры ведения игры в условиях недостатка времени (цейтнота) получили широкое освещение в диссертационной работе международного гроссмейстера М.Р. Кобалия (2007). Отметим, что в различной степени в указанных исследованиях освещаются отдельные аспекты физической подготовки высококвалифицированных шахматистов (к ним относятся спортсмены, имеющие звание не ниже «мастер спорта России»).
Вместе с тем, на сегодняшний день практически отсутствуют исследования, раскрывающие суть структуры и содержания физической подготовки шахматистов-школьников, имеющих квалификацию от IV до I спортивного разряда и проходящих этапы спортивной подготовки в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ). Роль и значение физической подготовки на данном этапе несоизмеримо важны.
Цель исследования - разработать и обосновать методику физической подготовки шахматистов группы начальной подготовки 1-го года обучения, основанную на применении подвижных игр.
Объект исследования - тренировочный процесс подготовки юных шахматистов групп начальной подготовки в ДЮСШ.
Предмет исследования - методика физической подготовки юных шахматистов групп начальной подготовки в ДЮСШ.
Гипотеза исследования. Методика физической подготовки будет эффективной и педагогически целесообразной для развития физических качеств и свойств внимания шахматистов группы начальной подготовки 1 -го года обучения, если будет основана на специально подобранных подвижных играх.
В соответствии с целью в работе ставились следующие задачи:
1. Изучить в научно-методической литературе состояние проблемы развития физических качеств и свойств внимания у детей.
2. Разработать методику физической подготовки шахматистов группы начальной подготовки 1 -го года обучения, основанную на применении подвижных игр.
3. Экспериментально проверить и обосновать эффективность разработанной методики в тренировочном процессе.
4. Разработать практические рекомендации по использованию экспериментальной методики.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- общая теория и методика физической культуры (Б.А. Ашмарин, Л.П. Матвеев, Т.Ю. Круцевич, А.М. Максименко, Э.Я. Степаненкова, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Ю.Ф. Курамшин и др.);
- теория и методика спортивной подготовки (Г.С. Туманян, С.В. Ере- гина, В.Б. Шестаков, А.С. Кузнецов, Н.Г. Озолин, Г. Сиодо, П.В. Трутнев, Г.А. Козлов, В.П. Губа и др.);
- теория и методика подготовки шахматистов (О.В. Козлова, 2000; М.Р. Кобалия, 2007)
Новизна работы заключается в разработке эффективной методики для развития физических качеств и свойств внимания шахматистов группы начальной подготовки 1-го года обучения.
Теоретическая значимость проведенных исследований позволяет расширить, уточнить и обосновать знания о методики физической подготовки юных шахматистов группы начальной подготовки в ДЮСШ.
Практическая значимость заключается в возможности эффективного применения предложенной методики в тренировочном процессе по шахматам в группах начальной подготовки в ДЮСШ.
Апробация диссертации. Результаты исследования внедрены в содержание тренировочного процесса по шахматам в МБУДО «ДЮСШ № 4» г. Белгорода.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включает текст общим объемом 53 страницы, а также 6 таблиц и 49 литературных источников.
Физическая подготовка, как одна из составляющих элементов комплексной спортивной подготовки шахматистов, оказывает существенное влияние на рост спортивных результатов высококвалифицированных спортсменов. Известны случаи (в частности, матч на звание чемпиона мира между Г. Каспаровым и А. Карповым, Москва, 1985), когда именитые шахматисты допускали грубейшие ошибки во время игры, ведущие моментально к поражению. Поскольку продолжительность шахматной партии, в зависимости от квалификации игроков и регламента соревнований, колеблется от 1,5 до 6 часов, то во время игры неизбежно наступает утомление и после 3 часов игры на первый план выходят далеко не специфические шахматные факторы, а такие как физическая и психическая выносливость, помехоустойчивость, состояние сердечно-сосудистой системы шахматиста.
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы показывает, что проблемам подготовки высококвалифицированных шахматистов посвящен целый ряд исследований. Так, в диссертациях В.А. Бологана (1996) и Данг Ван Зунга (2006) рассматриваются вопросы построения тренировочных и соревновательных нагрузок шахматистов высокой квалификации, анализируются особенности психологической подготовки данного контингента спортсменов. Манеры ведения игры в условиях недостатка времени (цейтнота) получили широкое освещение в диссертационной работе международного гроссмейстера М.Р. Кобалия (2007). Отметим, что в различной степени в указанных исследованиях освещаются отдельные аспекты физической подготовки высококвалифицированных шахматистов (к ним относятся спортсмены, имеющие звание не ниже «мастер спорта России»).
Вместе с тем, на сегодняшний день практически отсутствуют исследования, раскрывающие суть структуры и содержания физической подготовки шахматистов-школьников, имеющих квалификацию от IV до I спортивного разряда и проходящих этапы спортивной подготовки в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ). Роль и значение физической подготовки на данном этапе несоизмеримо важны.
Цель исследования - разработать и обосновать методику физической подготовки шахматистов группы начальной подготовки 1-го года обучения, основанную на применении подвижных игр.
Объект исследования - тренировочный процесс подготовки юных шахматистов групп начальной подготовки в ДЮСШ.
Предмет исследования - методика физической подготовки юных шахматистов групп начальной подготовки в ДЮСШ.
Гипотеза исследования. Методика физической подготовки будет эффективной и педагогически целесообразной для развития физических качеств и свойств внимания шахматистов группы начальной подготовки 1 -го года обучения, если будет основана на специально подобранных подвижных играх.
В соответствии с целью в работе ставились следующие задачи:
1. Изучить в научно-методической литературе состояние проблемы развития физических качеств и свойств внимания у детей.
2. Разработать методику физической подготовки шахматистов группы начальной подготовки 1 -го года обучения, основанную на применении подвижных игр.
3. Экспериментально проверить и обосновать эффективность разработанной методики в тренировочном процессе.
4. Разработать практические рекомендации по использованию экспериментальной методики.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- общая теория и методика физической культуры (Б.А. Ашмарин, Л.П. Матвеев, Т.Ю. Круцевич, А.М. Максименко, Э.Я. Степаненкова, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Ю.Ф. Курамшин и др.);
- теория и методика спортивной подготовки (Г.С. Туманян, С.В. Ере- гина, В.Б. Шестаков, А.С. Кузнецов, Н.Г. Озолин, Г. Сиодо, П.В. Трутнев, Г.А. Козлов, В.П. Губа и др.);
- теория и методика подготовки шахматистов (О.В. Козлова, 2000; М.Р. Кобалия, 2007)
Новизна работы заключается в разработке эффективной методики для развития физических качеств и свойств внимания шахматистов группы начальной подготовки 1-го года обучения.
Теоретическая значимость проведенных исследований позволяет расширить, уточнить и обосновать знания о методики физической подготовки юных шахматистов группы начальной подготовки в ДЮСШ.
Практическая значимость заключается в возможности эффективного применения предложенной методики в тренировочном процессе по шахматам в группах начальной подготовки в ДЮСШ.
Апробация диссертации. Результаты исследования внедрены в содержание тренировочного процесса по шахматам в МБУДО «ДЮСШ № 4» г. Белгорода.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включает текст общим объемом 53 страницы, а также 6 таблиц и 49 литературных источников.
1. В результате анализа научно-методической литературы, мы выявили что внимание для детей, начинающих изучение азов шахматной игры, является одной из существенных составляющих, требующих специального целенаправленного развития для достижения наилучших спортивных результатов. Развитие внимания у детей в процессе обучения шахматам следует оценивать по таким характеристикам внимания как переключение, распределение, устойчивость, объем и концентрация внимания.
2. Нами разработана методика физической подготовки шахматистов группы начальной подготовки 1-го года обучения, основанная на применении подвижных игр.
3. В экспериментальной группе исследуемые показатели внимания юных шахматистов улучшились достоверно (р<0,05), в контрольной группе достоверных изменений не наблюдалось. Динамика улучшения результатов большинства тестов в экспериментальной группе за время эксперимента превосходит аналогичные показатели контрольной группы, что позволяет считать доказанной эффективность предлагаемой методики для развития внимания у юных шахматистов.
4. Эффективность экспериментальной методики проявляется в достоверном улучшении уровня физической подготовленности юных шахматистов экспериментальной группы (р<0,05), по сравнению с контрольной.
2. Нами разработана методика физической подготовки шахматистов группы начальной подготовки 1-го года обучения, основанная на применении подвижных игр.
3. В экспериментальной группе исследуемые показатели внимания юных шахматистов улучшились достоверно (р<0,05), в контрольной группе достоверных изменений не наблюдалось. Динамика улучшения результатов большинства тестов в экспериментальной группе за время эксперимента превосходит аналогичные показатели контрольной группы, что позволяет считать доказанной эффективность предлагаемой методики для развития внимания у юных шахматистов.
4. Эффективность экспериментальной методики проявляется в достоверном улучшении уровня физической подготовленности юных шахматистов экспериментальной группы (р<0,05), по сравнению с контрольной.



