Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ШАХМАТАМИ

Работа №61036

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура

Объем работы53
Год сдачи2018
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
362
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические основы физической подготовки и развития внимания у детей, занимающихся шахматами
1.1. Особенности физической подготовки юных шахматистов 6
1.2. Внимание как познавательный процесс 12
1.3. Возрастные особенности развития внимания у детей, 19
занимающихся шахматами на этапе начальной подготовки
Глава 2. Методы и организация исследования 23
2.1. Методы исследования 23
2.2. Организация исследования 31
Глава 3. Анализ эффективности экспериментальной 33
методики физической подготовки детей 7-9 лет, занимающихся шахматами
3.1. Исходный уровень развития физических качеств 33
и свойств внимания у детей 7-9 лет, занимающихся шахматами
3.2. Экспериментальная методика физической подготовки 37
детей 7-9 лет, занимающихся шахматами
3.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 41
Выводы 47
Практические рекомендации 48
Список использованной литературы


Актуальность исследования. В современном тренировочном процессе шахматистов существует достаточно широкий круг нерешенных вопросов, оказывающих значительное влияние на уровень и темпы роста спортивного шахматного мастерства. И, чем выше уровень квалификации, тем весомее влияние этих недостатков на спортивные результаты. К сожалению, до настоящего времени еще не разработана типовая технология проектирования тренировочного процесса в шахматах. В этом плане особую важность приобретают вопросы разработки принципиальных положений многолетней подготовки.
Физическая подготовка, как одна из составляющих элементов комплексной спортивной подготовки шахматистов, оказывает существенное влияние на рост спортивных результатов высококвалифицированных спортсменов. Известны случаи (в частности, матч на звание чемпиона мира между Г. Каспаровым и А. Карповым, Москва, 1985), когда именитые шахматисты допускали грубейшие ошибки во время игры, ведущие моментально к поражению. Поскольку продолжительность шахматной партии, в зависимости от квалификации игроков и регламента соревнований, колеблется от 1,5 до 6 часов, то во время игры неизбежно наступает утомление и после 3 часов игры на первый план выходят далеко не специфические шахматные факторы, а такие как физическая и психическая выносливость, помехоустойчивость, состояние сердечно-сосудистой системы шахматиста.
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы показывает, что проблемам подготовки высококвалифицированных шахматистов посвящен целый ряд исследований. Так, в диссертациях В.А. Бологана (1996) и Данг Ван Зунга (2006) рассматриваются вопросы построения тренировочных и соревновательных нагрузок шахматистов высокой квалификации, анализируются особенности психологической подготовки данного контингента спортсменов. Манеры ведения игры в условиях недостатка времени (цейтнота) получили широкое освещение в диссертационной работе международного гроссмейстера М.Р. Кобалия (2007). Отметим, что в различной степени в указанных исследованиях освещаются отдельные аспекты физической подготовки высококвалифицированных шахматистов (к ним относятся спортсмены, имеющие звание не ниже «мастер спорта России»).
Вместе с тем, на сегодняшний день практически отсутствуют исследования, раскрывающие суть структуры и содержания физической подготовки шахматистов-школьников, имеющих квалификацию от IV до I спортивного разряда и проходящих этапы спортивной подготовки в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ). Роль и значение физической подготовки на данном этапе несоизмеримо важны.
Цель исследования - разработать и обосновать методику физической подготовки шахматистов группы начальной подготовки 1-го года обучения, основанную на применении подвижных игр.
Объект исследования - тренировочный процесс подготовки юных шахматистов групп начальной подготовки в ДЮСШ.
Предмет исследования - методика физической подготовки юных шахматистов групп начальной подготовки в ДЮСШ.
Гипотеза исследования. Методика физической подготовки будет эффективной и педагогически целесообразной для развития физических качеств и свойств внимания шахматистов группы начальной подготовки 1 -го года обучения, если будет основана на специально подобранных подвижных играх.
В соответствии с целью в работе ставились следующие задачи:
1. Изучить в научно-методической литературе состояние проблемы развития физических качеств и свойств внимания у детей.
2. Разработать методику физической подготовки шахматистов группы начальной подготовки 1 -го года обучения, основанную на применении подвижных игр.
3. Экспериментально проверить и обосновать эффективность разработанной методики в тренировочном процессе.
4. Разработать практические рекомендации по использованию экспериментальной методики.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- общая теория и методика физической культуры (Б.А. Ашмарин, Л.П. Матвеев, Т.Ю. Круцевич, А.М. Максименко, Э.Я. Степаненкова, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Ю.Ф. Курамшин и др.);
- теория и методика спортивной подготовки (Г.С. Туманян, С.В. Ере- гина, В.Б. Шестаков, А.С. Кузнецов, Н.Г. Озолин, Г. Сиодо, П.В. Трутнев, Г.А. Козлов, В.П. Губа и др.);
- теория и методика подготовки шахматистов (О.В. Козлова, 2000; М.Р. Кобалия, 2007)
Новизна работы заключается в разработке эффективной методики для развития физических качеств и свойств внимания шахматистов группы начальной подготовки 1-го года обучения.
Теоретическая значимость проведенных исследований позволяет расширить, уточнить и обосновать знания о методики физической подготовки юных шахматистов группы начальной подготовки в ДЮСШ.
Практическая значимость заключается в возможности эффективного применения предложенной методики в тренировочном процессе по шахматам в группах начальной подготовки в ДЮСШ.
Апробация диссертации. Результаты исследования внедрены в содержание тренировочного процесса по шахматам в МБУДО «ДЮСШ № 4» г. Белгорода.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, включает текст общим объемом 53 страницы, а также 6 таблиц и 49 литературных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В результате анализа научно-методической литературы, мы выявили что внимание для детей, начинающих изучение азов шахматной игры, является одной из существенных составляющих, требующих специального целенаправленного развития для достижения наилучших спортивных результатов. Развитие внимания у детей в процессе обучения шахматам следует оценивать по таким характеристикам внимания как переключение, распределение, устойчивость, объем и концентрация внимания.
2. Нами разработана методика физической подготовки шахматистов группы начальной подготовки 1-го года обучения, основанная на применении подвижных игр.
3. В экспериментальной группе исследуемые показатели внимания юных шахматистов улучшились достоверно (р<0,05), в контрольной группе достоверных изменений не наблюдалось. Динамика улучшения результатов большинства тестов в экспериментальной группе за время эксперимента превосходит аналогичные показатели контрольной группы, что позволяет считать доказанной эффективность предлагаемой методики для развития внимания у юных шахматистов.
4. Эффективность экспериментальной методики проявляется в достоверном улучшении уровня физической подготовленности юных шахматистов экспериментальной группы (р<0,05), по сравнению с контрольной.



1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М.: ЛИНКА ПРЕСС,1993.- 87с.
2. Баландин В.А. Использование подвижных игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. - Краснодар, 1999. - 104с.
3. Баскакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 64с.
4. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте /Л.С. Выготский// Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пу- зырея, В.Я. Романова. - М., 1976. - 342 с.
5. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин. - М.: Педагогика, 1974. - 100 с.
6. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы: Кн. для воспитателя дет.сада: Из опыта работы. М.:Просвещение, 1991. - 158 с.
7. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
8. Дворкина, Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста на основе дифференцирования подвижных игр // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: VII международный научный конгресс. - Москва, 2003. - Т-1. - С. 230-232.
9. Дедулевич М. Н. Играй — не зевай: подвижные игры с дошкольниками: пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений. - М.: Просвещение, 2007. - 64 с.
10. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания /Н.Ф. Добрынин. // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М., 1976.
11. Жукова Н.С. Преодоление нарушений внимания у дошкольников / Н.С Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: издательство Литут,
2003. - 320 с.
12. Караманова Л.В. Пути повышения эффективности подвижных игр // Дошкольное воспитание. - 1986. - №11. - с.37-41.
13. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб.для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Дошк. педагогика и психология (дошк.). - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 271с., ил.
14. Козлова С.А., Куликова Т.А. - 11-е изд., стер. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов СПУЗ - М: Издательский центр "Академия", 2010. - 416 с.
15. Конторович М.М., Михайлова Л.И. Подвижные игры в детском саду. М.: Г осударственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961-150с.
16. Коровина И.М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнований и творческих заданий // Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе. - М., 1984. - С. 65-80.
17. Королева И.В. Подвижные игры: учебное пособие / И.В.Королева. - Вологда: ВоГУ, 2014. - 104с.
18. Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. М.: Знание, 1987 . - 96 с.
19. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Л.В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2002. - 212с.
20. Котов А.А. Александр Алехин. М.: Физкультура и спорт, 1973.- 255 с.
21. Крусева Т.О. Справочник инструктора по физической культуре в детских дошкольных учреждениях. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 253 с.
22. Литвинов, Е.Н. Подвижные игры в физическом воспитании. Спорт в школе // Первое сентября. - 2007. - №14. - С. 42-45.
23. Мельников М.Н. Игровой фольклор // Мельников М. Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - c.104-149.
24. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
25. Немов Р.С. Психология. Книга 1. «Общие основы психологии». 4-е изд. - М., 2001. - 688с.
26. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5-9 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2001 - 104с.
27. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду пособие для воспитателя детского сада. - Изд. 2-е, испр. - М.:Просвещение, 1978. -285с.
28. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 333с.
29. Панкратьев Е.И. Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры, 1990, № 11, с. 13-15.
30. Пимонова Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 57 лет: Автореф. канд. дис. М., 1990, 23с.
31. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей / под ред. В.Л.Страковской. - М., «Медицина», 1978, 184 е., ил.
32. Покровский В.А. Русские детские подвижные игры. СПб: Речь. Образовательные проекты. М.: Сфера, 2011 - 184с.
33. Рибо Т. Психология внимания /Т.Рибо. - СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1980. - 369 с.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер, 1998. - 688с.
35. Рунова М.А. Движение день за днем. Двигательная активность - источник здоровья детей. - М.: Линка-Пресс, 2007. - 96 с. + цв. вкл. 16 с. - с.30
36. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - Ярославль: Академия развития, 2002 - 208с.
37. Самохвалова В.И. Возрастные и индивидуальные различия внимания // Возрастные и индивидуальные различия внимания / В.И. Самохвалова. - М.: Просвящение, 1997. - 118 с.
38. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет/ Авт.-сост. Э.Я.Степаненкова. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 144 с.
39. Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет. М.: Новая школа, 1994. - 160 с.
40. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 89 с.
41. Ухтомский А.А. Развитие внимания детей. - М.: Сфера, 1997. - 122с.
42. Фарбер Д.А., Семенова Л.К., Алферова В.В. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга / Под ред. О.С.Андрианова и Д.А.Фарбер. - М.: Наука, 1990 - 198с.
43. Федорова Н. Физическая культура. Подвижные игры. Справочник. - М.:Экзамен. - 2015. - 80 с.
44. Черемушкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: Академия развития, 1997 - 224 с.
45. Черкашин В.П., Финогенова Н.В. Особенности проведения занятий по физической культуре в период подготовки к обучению в школе. «Ученые записки», №5 (51), 2009. С.103-107.
46. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова. - М.: Илекса, 2003. - 400 с.
47. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом: Практическое руководство для врачей, психологов и педагогов - 2-ое изд. - М.: Вита-Пресс 1997.-52 с.
48. Шерешик Н.Н. Игра дошкольника и развитие регуляции его поведения // Наука образования / ОмГПУ. - Омск, 2004. - Вып. 22. - C. 399-405.
49. Якобсон С.Г. Внутренние действия, обеспечивающие распределение внимания у дошкольников /С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. - 2000. - № 6.-
С.19-25.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ