Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исторический нарратив в творческом наследии египетских писателей второй половины XX века

Работа №61033

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
251
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Понятие исторического нарратива. Жанровые особенности 6
египетского романа второй половины XX века
1.1. Исторический нарратив: понятие и особенности 6
1.2. Характерные особенности романного жанра в литературе Египта 9
второй половины XX века
Выводы 13
ГЛАВА II. Особенности применения исторического нарратива в жанре 15
постмодернистского исторического романа
2.1. Характеристика жанра постмодернистского исторического романа 15
2.2. Анализ постмодернистского исторического романа Г. аль-Гитани «Аз- 22 Зейни Баракят»
Выводы 34
ГЛАВА III. Особенности использования исторического нарратива в жанре 36
философского романа-притчи
3.1. Характеристика жанра философского романа-притчи 36
3.2. Анализ философского романа-притчи Н.Махфуза «Дети нашей улицы» 41
Выводы 54
Заключение 56
Список литературы

Вторая половина XX века представляет собой сложный период с точки зрения политической, экономической и социальной ситуации. Революция, политическая и экономическая нестабильность, смена режимов оказали значительное влияние на литературную жизнь Египта. Это время характеризуется развитием новых тенденций и направлений в литературе. Писатели стали искать иные способы отражения действительности. Многие из них осознали ценность исторического прошлого для решения проблем настоящего, что привело к активному использованию исторического нарратива в художественных произведениях различных жанров.
Арабская литература Египта второй половины XX века богата произведениями, которые содержат в себе образцы прошлого, благодаря которым общество может выявлять, применять и сохранять знания и опыт минувших дней. Это определяет историческую память народа, которая служит основой общественного сознания и представляет возможность национального и культурного самоопределения.
Актуальность темы настоящей дипломной работы обусловлена возросшим интересом к историческому прошлому и формам его репрезентации в художественной литературе. Богатое наследие египетских писателей второй половины XX века позволяет нам выделить необходимые произведения и проанализировать их в пределах целей нашей работы.
В дипломной работе поставлена цель: изучить особенности применения исторического нарратива в различных жанрах художественной литературы Египта.
Объектом исследования является исторический нарратив в творчестве писателей Египта второй половины XX века.
В качестве предмета исследования выступает исторический нарратив в философском романе-притче «Дети нашей улицы» Н. Махфуза и историческом романе постмодернизма «Аз-Зейни Баракят» Г. аль-Гитани.
Цель исследования предполагала решение следующих задач:
1. Изучить понятие исторического нарратива и выявить различия между художественным произведением об историческом прошлом и «собственно» историей.
2. Изучить литературные особенности египетского романа второй
половины 20 века.
3. Выявить жанровые особенности исторического романа периода
постмодернизма и философского романа-притчи.
4. Произвести анализ романа «Аз-Зейни Баракят» Г. аль-Гитани и романа «Дети нашей улицы» Н. Махфуза с целью выявления исторического нарратива.
Методами исследования явились: описательный метод и сравнительно-сопоставительный.
Методологическую основу работы составляют исследования отечественных, зарубежных, а также арабских ученых, которые посвящены:
- исследованию исторического нарратива (М. Вальдман, Х. Уайт, Л. Минк);
- исследованию исторической прозы и исторического романа (Г.Лукач, А.Н. Копылов);
- исследованию арабской литературы и арабского романа (В.Н. Кирпиченко, Р. Аллен, Х. Килпатрик, Ибрагим Фатхи, Салим Азавари, Луис Авад);
- исследованию направления постмодернизма и постмодернистского романа (П. Андерсон, Г. Мэттхэв, В.О. Пигулевский, Л. Хатчеон);
- исследованию философского романа (Л.Р. Горяшина, В.В. Агенесов).
Научная новизна исследования заключается в попытке выявления формы репрезентации исторической действительности с учетом жанровых особенностей исторического романа постмодерна и философского романа- притчи.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что результаты и материалы исследования могут быть использованы в процессе дальнейшего литературоведческого изучения исторического нарратива, а также могут явиться основой для разработки лекционных курсов и семинарских занятий в практике преподавания курса «Египетской литературы второй половины XX века».
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет научную новизну, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе рассматривается понятие исторического нарратива и выявляются различия между «собственно» историей и историческими произведениями художественной литературы, а также проводится обзор жанровых особенностей египетского романа второй половины XX века. Вторая глава посвящена характеристике жанра исторического романа постмодерна и анализу романа Г. аль-Гитани «Аз- Зейни Баракят». В третьей главе дается характеристика жанру философского романа-притчи и анализ романа Н.Махфуза «Дети нашей улицы». В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как показало наше исследование, исторический нарратив занимает важное место в творческом наследии египетских писателей второй половины XX века. В результате проведенной работы было установлено, что исторический нарратив является формой репрезентации исторической действительности и может применяться в произведениях различных литературных жанров.
1) Нами были выявлены основные различия между историческим нарративом в художественной литературе и между нарративом в научных исторических трудах, которые заключаются в следующем:
- в художественных произведениях исторический нарратив
взаимодействует с вымышленными сюжетами, событиями и персонажами, степень достоверности исторических данных зависит от предпочтений и целей автора;
- исторический нарратив в научных исторических трудах отличается
достоверностью, объективностью и точной хронологической
последовательностью, целью такой работы является четкое изложение исторических фактов.
2) При изучении особенностей жанра романа в Египте во второй половине XX века были определены следующие особенности:
- на развитие романного жанра и появление новых направлений значительное влияние оказывали политические, социальные и экономические ситуации, а также тенденции зарубежной литературы;
- жанр романа существовал в различных литературных направлениях;
- актуальными для второй половины XX века являются реалистический, исторический, философский, документальный, политический романы;
- использование новых стилистических приемов в романе, как например: аллюзия, анахронизм, фрагментарность, потом сознания;
- широкое использование стиля и повествовательной формы средневековых памятников арабской литературы;
- тематическая направленность произведений романного жанра обусловлена стремлением писателей показать проблемы современного им общества и попытаться найти пути их решения.
3) При изучении жанровых особенностей исторического романа постмодернизма были сделаны следующие выводы:
- постмодернизм вышел на литературную арену в середине 50-х годов XX века;
- характерными чертами исторического романа постмодернизма являются интертекстуальность, техника монтажа фрагментов, пастиш, палимпсест, анахронизм, двусмысленность, поток сознания, диалогичность, ироничность, множественность повествователей.
4) При изучении жанровых особенностей философского романа-притчи было выявлено следующее:
- философский роман-притча является формой взаимодействия двух самостоятельных литературных жанров - жанра философского романа и жанра притчи;
- особенностями данного жанра являются дидактичность, аллегоричность, многослойность, вертикальное время, мифологичность, философская концепция в идейно-тематической основе произведения.
5) Для выявления исторического нарратива в постмодернистском
историческом романе был произведен анализ романа «Аз-Зейни Баракят» Г. аль-Гитани. В результате анализа установлено, что особенности применения исторического нарратива определены жанровой спецификой
постмодернистского романа. Исходя из этого, можно сделать вывод, что исторический нарратив передан с помощью таких постмодернистских приемов, как интертекстуальность, аллюзия, палимпсест, анахронизм и фрагментарность. Несмотря на использование исторического нарратива, роман не является историческим в традиционном смысле и не имеет цели передать историческую действительность в неискаженном виде.
В данном произведении были обнаружены следующие исторические нарративы:
- хронологические и пространственные рамки соответствуют реальным и охватывают время правления мамлюков в Египте;
- в романе фигурируют реальные исторические личности: Али Аби-ль- Джуд, Эмир Туманбай, шейх Абу-с-Сауд и Аз-Зейни Баракят;
- в романе затронуты реальные исторические события, такие как поражение мамлюкских войск в борьбе с османами и покорение Египта;
- одним из исторических источников для создания произведения послужил труд историка мамлюкского периода Ибн Ияса «Badai Alzuhur Fi Wakayi Alduhur».
6) Для выявления исторического нарратива и его особенностей в философском романе-притче нами было проанализировано произведение «Дети нашей улицы» Н. Махфуза. Было выяснено, что особенности применения исторического нарратива определяются жанровой спецификой философского романа-притчи. Отсюда следует сделать вывод, что аллегоричность, метафоричность, мифологизм и использование легендарных мотивов позволили автору воссоздать религиозную историю Ближнего Востока, не прибегая к явному описанию исторических фактов. Исторический нарратив в данном произведении интерпретируется автором согласно идейной установке романа. В итоге были выявлены следующие исторические нарративы:
- пространственно-временной промежуток заключает образ Каира XIX века;
- прототипами главных героев явились пророки Моисей, Иисус и Мухаммед, а также были использованы образы Адама, Евы и Сатаны;
- для воссоздания исторических образов героев и религиозной истории Ближнего Востока в своем романе-притче автор опирается на такие религиозно¬исторические источники, как Тора, Библия и Коран.
Произведенный анализ данных произведений также позволяет сделать вывод, что целью применения исторического нарратива в обоих романах является обнажение насущных проблем арабского общества. Н. Махфуз и Г. аль-Гитани проводят параллель между прошлым и настоящим и пытаются наметить пути дальнейшего развития общества.
И в заключение мы хотели бы отметить, что, несмотря на наличие многочисленных исследований в области арабской литературы, в ней еще остается много «белых пятен». И поэтому для исследователя, будь он историк или литературовед, существует большое поле для научной деятельности.



1. Агеносов В.В. Советский философский роман. Генезис. Проблематика и типология: автореф. дис. док. философ. наук / В.В. Агеносов. - М., 1988. - 32 с.
2. Агеносов В.В. Творчество М. Пришвина и советский философский роман / В.В. Агеносов. -М.: Преметей, 1989. - 128 с.
3. Аль-Гитани Г. Аз-Зейни Баракят / Г. аль-Гитани; перевод с араб. Т. Кузьмина. - М.: Радуга, 1986. - 240 с.
4. Андерсон П. Истоки постмодерна / П. Андерсон; перевод с англ. А. Апполонова по ред. М. Маяцкого. - М.: Территория будущего, 2011. - 168 с.
5. Бальбуров Э.А. Литература и философия: две грани русского логоса / Э.А. Бальбуров. - Новосибирск: НГУ, 2006. - 178 с.
6. Баранов Х.К. Арабско-русский словарь / Х.К. Баранов. - М.: Издатель Валерий Костин, 2007. - 944 с.
7. Блинова М.П. Структура постмодернистского метатекста / М.П.
Блинова // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2012. - №10(084). - С. 888 - 903. - Режим доступа:
http: //ej. kubagro .ru/2012/10/pdf/69 .pdf.
8. Горяшина Л.Р. Традиция исповеди и традиция романа. Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова / Л.Р. Горяшина // тез. докл. междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 26-27 мая 1997 г. - Санкт-Петербург: Изд-во Института Человека РАН , 1997. - C.77.
9. Густякова Д. Ю. Анахронизм как принцип репрезентации классической оперы в современной культуре / Д.Ю. Густякова // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 3. - С. 224-229.
10. Добрицына И.А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки / И.А. Добрицына. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 416 с.
11. Ежов П.С. Художественное своеобразие прозы М. Ондаатже: Эволюция творчества: автореф. дис. канд. филолог. наук / П.С. Ежов. - Нижний Новгород, 2003. - 208 с.
12. Женетт Ж. Фигуры. В 2-х томах : пер.с фр. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. - 472 с
13. Кирпиченко В.Н. Новая и современная литература Египта (XIX - ХХвв.) / В.Н. Кирпиченко. - М.: ИВ РАН, 2003. - 88 с.
14. Кожинов В.В. Происхождение романа / В.В. Кожинов. - М.: Советский писатель, 1963. - 440 с.
15. Коковина Н.З. Категория памяти в русской литературе XIX века: автореф. дис. док. филолог. наук / Н.З. Коковина. - Тверь, 2004. - 346 с.
16. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики / М.Н. Липовецкий. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1997. - 317 с.
17. Лихачёв Д.С. Великий путь: Становление русской литературы XI-XVII веков / Д.С. Лихачев. - М.: Современник,1987. - 301с.
18. Лукач Г. Исторический роман / Г. Лукач; пер. с нем. - М.: Common place, 2014. - 178 с.
19. Маньковская Н.Б. Париж со змеями: Введение в эстетику
постмодернизма / Н.Б. Маньковская. - М.: ИФРАН, 1995. - 220 с.
20. Махфуз Н. Дети нашей улицы / Н. Махфуз; перевод с араб. В. Зарытовская. - М.: Центр гуманитарного сотрудничества, 2012. - 448.
21. Мустафина Э.М. Культура Египта в контексте общественно-политического развития страны: Вторая половина XX века: автореф. дис. канд. ист. наук / Э.М. Мустафина. - Казань, 2004. - 219 с.
22. Найюф Н. Функция художественного характера в литературном произведении: на материале творчества египетского писателя Нажиба Махфуза: авториф. дис. канд. филолог. наук / Н. Найюф. - М., 1983. - 194 с.
23. Никольский Е.В. Жанр романа семейной хроники в русской литературе рубежа тысячелетий / Е.В. Никольский // Вестник Адыгейског о государственного университета. - 2010. - № 4.
24. Пигулевский В.О. Ирония и вымысел: от романтизма к
постмодернизму / В.О. Пигулевский. - Ростов-на-Дону: Фолиант, 2002. - 418 с.
25. Полетаев А. Неклассическое наследие / А. Полетаев. - М.: Дом Высшей школы экономики, 2011. - 704 с.
26. Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности /
Натали Пьеге-Гро; перевод с фр. Под ред. Г. Косикова. -
М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 240 с.
27. Стризое А.Л. Исторический текст как научный нарратив / А.Л. Стрипзое // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. - 2010.- № 2.- С. 172 - 177.
28. Тикаев Г.Г. Египетский исторический роман, 30-40-е годы ХХ в.: автореф. дис. канд. филолог. наук / Г.Г. Тикаев. - Ташкент, 1993. - 173 с.
29. Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в европе 19 века / Хейден Уайт; перевод с англ. под редакцией Е.Г Трубиной и В.В Харитонова. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2002. - 528 с.
30. Хазлиев В.Е. Теория литературы / В.Е. Хазлиев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2002. - 437 с.
31. Эльсабрути Р.Р. Суфийская тематика в романе Альгитани «Книга провидений» / Р.Р. Эльсабрути // Ученые записки Казанского университета. Серия гуманитарные науки. - 2012. - № 2. - С. 201-213.
32. Allen R. The Arabic Novel: An Historical and Critical Introduction / Roger Allen. - Louvain: University of Manchester, 1982 . - P. 184.
33. Alkodim K. Arabic Novel Born Satirical / K. Alkodim// Infrastructure University Kuala Lumpur Research Journal. - 2013. - № 1. - P. 1-9.
34. Henry M. Postmodern Historical Fiction: Aspects in Three Writers (Doctorow, Reed, and Boyle) / Matthew Henry. - New York: College at Brockport, 1992. - P. 106.
35. Hutcheon L. The Politics of Postmodernism: Parody and History / Linda Hutcheon // Cultural Critique, Modernity and Modernism, Postmodernity and Postmodernism [Электронный ресурс].- Minnesota: University of Minnesota Press. - 1986-1987. - № 5. - P. 179-207. - Режим доступа:
http://people.ds.cam.ac.uk/paa25/Papers/PoMo files/Linda%20Hutcheon.pdf
36. Hutcheon L. A Poetics of Postmodernism: History, Theory, Fiction / Linda Hutcheon. - London & New York: Routledge, 1988. - P. 284.
37. Macey. D. The Penguin dictionary of critical theory / David Macey.- London: Penguin, 2000. - P. 496.
38. Mehrez S. Egyptian writers between History and Fiction / Samia Mehrez.- Egypt: The American University in Cairo press, 2005. - P. 154.
39. Mink L. Narrative form as a cognitive instrument/ Louis Mink // The History and Narrative Reader. - London: Routledge, 2001. - P. 211 - 221.
40. Kilpatrick H. The Egyption novel from Zaynab to 1980 / H. Kilpatrick // Modern Arabic literature / ed. by M. M. Badawi. - New York: Cambridge University Press, 2006. - P. 223 -270.
41. No'aman M. The Misinterpretation of Naguib Mahfouz’s Children of Gebalawi / M. No'aman // International Journal of English language, literature and humanities. - 2015. - Vol. 3. - P. 656 - 663.
42. Panicon M. Religious Discourse and Literary Innovation. Reading: Reading Awlad Haratina by Najib Mahfuz as an imitative Allegory / M. Panicon; ed. by G. Contu. - Leuven, 2012. - P. 327.
43. Selim S. The narrative craft: realism and fiction in the Arabic canon / S. Selim // Edebiyat: Journal of M.E. Literatures. - 2003. - № 1. - P. 109 - 128.
44. Somekh S. The Changing Rhythm: A Study of Najib Mahfuz's Novels / Sasson Somekh. - Leiden: E.J.BrilL, 1973. - P. 241.
45. Wesseling L. Postmodernism and History / Lies Wesseling. - Philadelphia.: John Benjamins Publishing Company, 1991. - P. 1-16.
46. Гамаль аль-Гитани: Аз-Зейни Баракят (роман на араб. яз.)
378 ОСА^Ц 22^ 2004 $u>I'j j4d!l JJJAI jh . OI£JJ ^bjll :^4^*J' JC?
47. Ибрагим Фатхи: Современность и история у Нагиба Махфуза (статья на араб. яз.)
2013 - 4195 :^Л-^лЛ д/j^Jl Д^ЛА ^уД ajc £JJJJIJ ДЛ!Д1 : ^.Sa ^JAIJJ!
48. Луис Авад: История современной египетской мысли. Исторический обзор (на араб. яз.)
Д^А Д ЧдД О1Д1ДЭД1 Jjty ДЛ .AJAJJIJJI Д1Д .Aja^Jl ^Д^Л ДЛ ДД'4 :^JC ^JJJ
399 - 1987SJA^I JJ^ ЕЛ .ДЛД! AW Ja
49. Маамун Абдел Кадир: Гамаль аль-Гитани и наследие: ислледование его романов (на араб. яз.)
ЛАЛ <Лда :Л
622-627 ОАьЛ1 aac — 1991 4ЭАДЛ АЛАЛ. .ДаУ1 Д ^дд2Л alacl
50. Махмуд Хади, Азад Манси, Кадр Кадри: Обзор появления арабского романа и его эволюция ( на араб. яз.)
Л^ХЛ^а .Ujjki j АШДЛ AJIJJII дзД Jc A^AJ :^да!а да/a ^JA alj! ^JIJA ^aU a^A
101-117 OU^^H aac tj2c (дЛЛааЛ t 1991*/аЛ<ЛД1<1Л1
51. Нагиб Махфуз: Дети нашей улицы (роман на араб. яз.)
409 О1А>Л1 aac —2007 ^jJjSJlj J2UU AJJ^JI д1а .ИДА. аУД Л^ЛА ^Л
52. Салима Азавари: Роман и история ( на араб. яз.)
J UI^JJ jj АЛА’. .ДД*11 ^аУ1 Д ДЛДЛ Дда JjJ оДЛ .^aJaJlj <ДД :^jjlbc лД 198 ОАьЛ1 aac — 2006 jjljaJl-Saa.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ