Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования культуры общения младших школьников в процессе внеурочной деятельности 7
1.1. Культура общения: сущность, содержание, основные аспекты
изучения 7
1.2. Анализ компонентов культуры общения младших школьников 14
1.3. Внеурочная деятельность как средство формирования культуры
общения младших школьников 21
Глава II. Работа по формированию культуры общения младших
школьников в процессе внеурочной деятельности 25
2.1. Диагностика сформированности культуры общения у учащихся
экспериментального класса 25
2.2. Педагогические условия формирования культуры общения младших
школьников в процессе внеурочной деятельности 32
2.3. Содержание работы по формированию культуры общения младших
школьников во внеурочной деятельности 41
Заключение 54
Библиографический список 58
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на реализацию в образовании системно - деятельностного подхода, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
Внедрение ФГОС НОО создает условия для формирования у младших школьников основ умения взаимодействовать со сверстниками. Так, в стандарте и основной образовательной программе определены личностные, метапредметные и предметные результаты. К личностным качествам относится развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; к метапредметным результатам - готовность слушать и вести диалог, конструктивно разрешать конфликты; к результатам освоения предметной области «Филология» - умение выбирать адекватные языковые средства (ФГОС НОО, 2010, 39).
Современная практика обучения и воспитания подрастающего поколения, социокультурный контекст образования, ставит педагогов перед необходимостью решать проблемы учебного сотрудничества, находить действенные методы и способы организации учебной деятельности школьников, реально подготавливающие их к конструктивному взаимодействию в современном обществе, основывающемся в своем развитии на общекультурных человеческих ценностях.
Проблема формирования культуры общения разрабатывается как в общегуманитарном, философско-методологическом плане (А.А. Бодалев, И.А. Ильяева, М.С. Каган, А.В. Опалов, З.Я. Рахматуллина и другие ученые), так и в контексте коммуникативного развития личности (Ю.Н. Емельянов, Л.А. Петровская, О.В. Шмайлова и др.).
Особое внимание в научных исследованиях уделяется этикетным и речевым аспектам культуры общения (А.А. Акиншина, Л.Б. Волченко, О.М. Казарцева, И.Н. Курочкина, А.В. Смольянинов, Н.И. Формановская и др.).
Всё более активно изучается проблема формирования культуры общения младших школьников в условиях образовательной среды (Л.А. Боденко,
О.П. Кравчук, Н.В. Ладыженская, А.В. Мудрик, С.О. Николаева и др.).
В то же время, понятие «культура общения младшего школьника» пока не получило строго научного определения, и реальность, стоящая за ним, не стала предметом широких педагогических исследований, что придает нашей работе актуальность.
Кроме того, недостаточно исследованы особенности и педагогические условия формирования культуры общения младших школьников в процессе внеурочной деятельности. В школьной практике наблюдается противоречие между необходимостью формирования культуры общения младших школьников и отсутствием конкретных методических рекомендаций по использованию внеурочной деятельности в данном процессе.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования культуры общения младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объектом исследования является процесс формирования культуры общения младшего школьника.
Предмет исследования - педагогические условия, направленные на формирование культуры общения младших школьников во внеурочной деятельности.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой эффективность формирования культуры общения младших школьников в процессе
внеурочной деятельности может быть существенно повышена, если:
• работа проводится целенаправленно и систематически;
• осуществляется межсубъектное взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками на принципах педагогики сотрудничества;
• применяются современные, разнообразные средства и методы формирования у детей культуры общения;
• осуществляется тесное взаимодействие с семьёй, привлечение родителей к организации внеурочных занятий, бесед, праздников.
На основании проблемы, цели, объекта, предмета и гипотезы нами были определены следующие задачи исследования:
• раскрыть теоретические основы организации внеурочной работы по совершенствованию культуры общения младших школьников;
• определить основные компоненты, критерии и уровни сформированности культуры общения младших школьников;
• обосновать педагогические условия, позволяющие осуществлять процесс формирования культуры общения младших школьников во внеурочной деятельности;
• провести экспериментальную работу по проблеме исследования. Методологическую базу исследования составляют философские концепции культуры и диалога культур (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.С. Каган), философско-антропологические представления о человеке как социальном существе и субъекте деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.В. Петровский), культурно-историческая концепция развития личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), аксиологические и культурологические основы образования (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.).
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью следующих методов:
• изучение научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме;
• наблюдение за процессом формирования культуры общения у учащихся четвёртого класса общеобразовательной школы;
• проведение и анализ бесед с детьми, учителями, родителями;
• педагогический эксперимент.
База исследования: МБОУ «Прибрежная ООШ Новооскольского района Белгородской области».
Структура выпускной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении определена актуальность, выявлены проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, а также обозначены методы и структура исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования культуры общения младших школьников в процессе внеурочной деятельности» определены сущность, содержание и основные подходы к пониманию термина «культура общение», представлены основные компоненты культуры общения, дан их развернутый анализ, охарактеризованы особенности внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Во второй главе «Работа по формированию культуры общения младших школьников в процессе внеурочной деятельности» описаны педагогические условия, способствующие эффективному формированию культуры общения младших школьников, представлены результаты диагностики уровня сформированности культуры общения у учащихся экспериментального класса, а также представлен анализ результатов проведенного формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента.
В заключении содержатся выводы и обобщения, подведены итоги проведенного исследования.
В приложении представлены диагностические методики по формированию культуры общения у младших школьников.
Итак, мы рассмотрели особенности формирования культуры общения младших школьников в процессе внеурочной деятельности. На основании вышеизложенного мы сделали выводы.
Мы установили, что актуальность проблемы систематического формирования культуры общения в начальной школе подтверждается неуклонным ростом значимости межличностного общения в современном мире, увеличением его интенсивности и частоты.
Культура общения - это высокий уровень социальных и межличностных качеств партнеров, проявляемых при взаимодействии, ориентированном на общепринятые нормы и ценности, это сложная, исторически изменчивая система, носящая интегративный характер и выражающая целостный подход к процессу общения. Культура общения личности является воплощением культуры общества. Овладеть культурой общения - значит ориентироваться на высокие нравственные ценности, высокую психологическую и нравственную культуру, освоение «техники» общения.
Анализ научной литературы, проведенный нами в теоретическом разделе исследования, показал, что с понятием «культура общения» сопряжены также понятия «коммуникативная культура», «коммуникативная компетентность», «культура речи», «коммуникативные умения», «нравственная воспитанность». Содержание культуры общения определяется системным пониманием культуры как состояния, процесса и результата; сущностью процесса общения как субъект-субъектного взаимодействия, направленного на установление взаимопонимания людей, обмен знаниями, действиями, идеями, духовно-нравственными ценностями.
Обобщив различные научные концепции культуры общения младших школьников, мы выделили в её структуре и подробно проанализировали следующие основные компоненты:
• потребностно-мотивационный;
• личностно-эмоциональный;
• рефлексивный;
• практический.
Каждый из этих компонентов культуры общения младшего школьника может быть сформирован в процессе целенаправленного воспитательного воздействия.
Способность общаться, или коммуникативные способности, по мнению Е.А. Киянченко, включает в себя: 1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); 2) знание норм, правил, которым необходимо следовать при общении («Я знаю»); 3) умение организовывать общение («Я умею») (Киянченко, 2002, 63).
Мы также установили, что внеклассная (внеурочная) работа - это организованные и целенаправленные занятия учащихся, проводимые во внеучебное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных особенностей учащихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечения активного и разумного досуга. При этом внеурочная деятельность предполагает акцент на активное включение ребенка в воспитательный процесс. Младший школьник выступает в данном случае не как пассивный объект работы педагога, а как активный субъект деятельности, ориентированной на личностное развитие, в том числе - на формирование культуры общения.
Сделан вывод о том, что для формирования культуры общения младших школьников оптимальными являются следующие формы работы:
• занятия по внеклассному чтению;
• утренники и тематические вечера, посвященные знаменательным событиям, праздникам и т.п.;
• специальные тематические занятия по культуре общения;
• викторины и конкурсно-игровые программы по культуре общения;
• клубная работа.
Мы выявили и обосновали систему педагогических условий, позволяющих формировать культуру общения младших школьников. Установлено, что эффективность формирования культуры общения младших школьников в процессе внеурочной деятельности будет существенно повышена, если:
• работа по формированию культуры общения младших школьников в процессе внеурочной деятельности проводится целенаправленно и систематически;
• формирование культуры общения младших школьников в процессе внеурочной деятельности осуществляется на основе межсубъектного взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками на принципах педагогики сотрудничества;
• педагоги владеют необходимыми знаниями и умениями для применения современных, эффективных средств и методов формирования у детей культуры общения;
• работа по формированию культуры общения младших школьников в процессе внеурочной деятельности проводится в тесной связи с семейным воспитанием.
Теоретические выводы были полностью подтверждены результатами проведенной нами экспериментальной работы по формированию культуры общения учеников четвёртого класса в процессе внеурочной деятельности.
Педагогический эксперимент включал три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что уровень культуры общения у детей в целом недостаточно высок. Проведя диагностику уровня сформированности культуры общения у младших школьников, мы установили, что 75% детей экспериментальной группы показали средний уровень сформированности культуры общения, 25% - низкий уровень. Показателей высокого уровня на констатирующем этапе не зафиксировано.
На втором этапе работы нами был проведен формирующий эксперимент по повышению уровня сформированности культуры общения младших школьников по всем основным компонентам (ценностно-мотивационному, личностно-эмоциональному, рефлексивному, практическому).
На контрольном этапе экспериментальной работы мы зафиксировали результат диагностики, радикально отличающийся от того, который был получен на констатирующем этапе. У половины группы (6 детей) - показатели высокого уровня. Средний уровень - у пяти детей (это 42% группы). Низкий уровень - всего у одного ребёнка (8% группы). По всем компонентам культуры общения достигнут высокий результат коррекции, поэтому проведенную экспериментальную работу мы считаем успешной. Следовательно, гипотеза исследования нашла своё практическое подтверждение.
1. Акиншина, А.А. Русский речевой этикет /А.А. Акиншина, Н.Н. Форма- новская. - М.: Педагогика, 1986. - 147 с.
2. Алешина, В.О. Клубная форма работы с семьей /В.О. Алёшина //Начальная школа. - 2008. - № 1. - С. 7-9.
3. Амонашвили, Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: Книга для учителя / Ш.А. Амонашвили. - М.: Педагогика, 1998. - 134 с.
4. Бодалев, А.А. Личность и общение /А.А. Бодалев. - М.: Педагогика,
1983. - 256 с.
5. Боденко, Л.А. Педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде: дис. канд.пед.наук /Л.А. Боденко. - М., 1999.- 254 с.
6. Витковская, Н.С. Формирование культуры поведения младших школьников / Н.С. Витковская, Д.Н. Джола, А.Б. Щербо. - К.: Радянска школа, 1998. - 144 с.
7. Волченко, Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет /Л.Б. Волченко. - М., 1992. - 214 с.
8. Выготский, Л.С. Психология /Л.С. Выготский. - СПб.: Питер, 2001. - 714 с.
9. Головин, Б.Н. Основы культуры речи: учебное пособие для вузов /Б.Н. Головин. - М.: Высшая школа, 2004. - 326 с.
10. Еникеев, М.И. Общая, социальная и юридическая психология: энциклопедический словарь / М.И. Еникеев, О.Л. Кочетков. - М.: Юридическая литература, 2004. - 414 с.
11. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: дисс. д-ра психол. наук /Ю.Н. Емельянов. - Л., 1990. - 329 с.
12. Епишина, Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности / Л.В. Епишина //Начальная школа. - 2008. - №11. - С. 12-14.
13. Желтовская, Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников /Л.Я. Желтовская //Начальная школа. -№ 5. - 2011. С. 50
54.
14. Иванова, Н.В. Возможные приемы организации сотрудничества младших школьников с учителем и родителями во внеучебной деятельности /Н.В. Иванова //Начальная школа. - 2006. - №3. - С. 16-20.
15. Иванова, И.Ю. Формирование коммуникативных навыков у первоклассников во внеурочной деятельности /И.Ю. Иванова // Начальная школа. - 2013. - № 2. - С. 57.
16. Ильенко Н.М. Основы формирования культуры общения и взаимодействия у учащихся начальной школы /Н.М. Ильенко //Начальная школа. -2017. -4. -С.15-18.
17. Ильяева, И.А. Культура общения: Опыт философско
методологического анализа /И.А. Ильяева. - Воронеж, 1989. - 164 с.
18. Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений /М.С. Каган. - М.: Прогресс, 1988. - 320 с.
19. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: учебное пособие / О.М. Казарцева. - М.: Флинта; Наука, 2000. - 492 с.
20. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении /В.А. Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1984.- 111 с.
21. Киянченко, Е.А. Учим детей общаться /Е.А. Киянченко //М.: Начальная школа. - 2002. - N 6. - С. 63.
22. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер. Коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов: практическое пособие
/ Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина - М.: «Академия развития», 2011. - 240 с.
23. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 448 с.
24. Кравчук, О.П. Формирование коммуникативной культуры младших школьников: дис. канд.пед.наук /О.П. Кравчук. - Белгород, 2002. - 205с.
25. Курочкина, И.Н. Этикет для детей и взрослых: учебное пособие /И.Н. Курочкина. - М.: ИЦ «Академия», 2001. - 256 с.
26. Кылтасова Я. Я., Андросова М. И. Воспитание культуры общения у младших школьников /Я.Я. Кылтасова, М.И. Андросова //Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 26. - С. 15
19. - URL: http://e-koncept.ru/2017/770100.htm.
27. Ладыженская, Т.А. Речевые уроки: книга для учителя начальных классов /Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1994. - 160 с.
28. Ладыженская, Н.В. Развитие коммуникативных умений на уроках риторики в начальной школе /Н.В. Ладыженская // Начальная школа. -
2007. - №5. - С. 43-45.
29. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся: практическое пособие / Ладыженская Т.А. - М.: Просвещение, 2012. - 152 с.
30. Львов, М.Р. Культура речи. Школьные проблемы / М.Р. Львов //Начальная школа. - 2002.- №1. - С. 14-27.
31. Макарова, Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах /Н.Н. Макарова // Начальная школа. - 2007. - №7. - С. 38-39.
32. Макеева, В.В. Какой я? /В.В. Макеева //Начальная школа. - 2008. - №7. - С. 69-71.
33. Матвеев, В. В мире вежливости /В. Матвеев, А. Панов. - М.: Педагогика, 1983. - 118 с.
34. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников /А.В. Муд- рик. - М.: Педагогика, 1984. - 114 с.
35. Мы живем среди людей: Кодекс поведения - М.: Просвещение, 1989. - 412 с.
36. Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: учебно-методическое пособие /С.О. Николаева. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 79 с.
37.Опалов, А.В. Умение общаться с людьми /А.В. Опалов. - М.: Просвещение, 1996. - 102 с.
38. Пашкова, А.М. Массовые формы внеклассной работы с младшими школьниками / А.М. Пашкова // Начальная школа. - 2006. - №7. - С. 8791.
39. Петровская, Л.А. Компетентность в общении /Л.А. Петровская. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 267 с.
40. Позднякова, Е.В. Формирование коммуникативной культуры у младших школьников /Е.В. Позднякова, В.С. Кузнецова, Т.И. Долматова // Начальная школа. - 2012. - №11. - С. 23 - 26.
41. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учебное пособие /И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 400 с.
42. Психолого-педагогический словарь /Сост. Рапацевич Е.С. - Минск: Современное слово, 2006. - 928 с.
43. Рахматуллина, З.Я. Культура общения и взаимопонимания: учебное пособие / З.Я. Рахматуллина.- Уфа: РИО Баш ГУ, 2002. - 162 с.
44. Российская педагогическая энциклопедия / Под. ред. В.В. Давыдова. т.1. - М., 1993. - 607 с.
45. Руденский, Е.В. Социальная психология: курс лекций /Е.В. Руденский. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭИУ, 2003. - 224 с.
46. Смольянинов, А.В. Азбука поведения /А.В. Смольянинов. - Саранск,
1998. - 214 с.
47. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения /В.В. Соколова. - М.: Просвещение, 1995.- 192 с.
48. Строкова, Р.С. Школа вежливости / Р.С. Строкова //Начальная школа. -
2008. - № 4. - С.58-91.
49. Тарасова С.Е. Выявление уровня сформированности культуры общения у детей младшего школьного возраста /С.Е. Тарасова //Международный научный журнал «символ науки» №11-2/2016 issn 2410-700х_
50. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 32 с.
51. Формановская, Н.И. Культура общения и речевой этикет /Н.И. Форма- новская // Русский язык в школе. - 1993. - №5. - С. 67-79.
52.Чаркова, Ф.В. Обучение общению /Ф.В. Чаркова //Начальная школа.-
2008. - №6. - С. 38-39.
53. Шашенков, В.Э. Этикет как важная часть общечеловеческой культуры /В.Э. Шашенков. - М.: Наука, 2001. - 204 с.
54. Шмайлова, О.В. Проблема формирования коммуникативной культуры в педагогических исследованиях /О.В. Шмайлова //Совершенствование образовательного процесса и управления им. Сб. науч. тр. - Вып. 3 /Под ред. В.П. Симонова. - М.: МПА, 1999. - С.26-27.
55.Этикет: дома и в гостях /Сост. Н.А. Алейникова и др. - Минск: Полымя, 1993. - 312 с.
56.Этикет и мы /Сост. Т. Гончарова. - М.: Педагогика, 1999. - 348 с.