ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2.Особенности формирования представлений времени дошкольников 11
1.3. Использование развивающих мероприятий в формировании представлений о времени детей старшего дошкольного
возраста 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
2.1. Диагностика уровня усвоения представлений о времени 27
2.2. Комплекс развивающих мероприятий по формированию временных
представлений у детей старшего дошкольного возраста 31
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2.Особенности формирования представлений времени дошкольников 11
1.3. Использование развивающих мероприятий в формировании представлений о времени детей старшего дошкольного
возраста 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
2.1. Диагностика уровня усвоения представлений о времени 27
2.2. Комплекс развивающих мероприятий по формированию временных
представлений у детей старшего дошкольного возраста 31
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Детям дошкольного возраста жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени:
определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Поэтому, в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время.
Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее. Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
В настоящий момент педагогами - практиками ведутся теоретические и практические наработки по решению данной проблемы что предполагает актуальность избранной нами темы исследования.
Объект исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста временных представлений.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать роль развивающих мероприятий в формировании временных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развивающие мероприятия как средство формирования временных представлений у ребенка дошкольного возраста.
Гипотеза: если использовать с детьми развивающие мероприятия, то формирование временных представлений у детей будет проходить более успешно.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
1) изучить теоретические подходы и методические рекомендации по ознакомлению старших дошкольников со временем;
2) апробировать диагностические авторские методики для выявления уровня сформированности представлений о времени;
3) разработать комплекс развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста и экспериментально определить как развиваются временные представления у детей старшего дошкольного возраста на примере МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 «Ласточка»г.Елабуга.
Методы исследования:
- метод анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирический метод, посредством которого осуществлялся сбор, накопление, фиксация фактов исследования.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что проведенное исследование по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр, могут быть рекомендованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Теоретическая база исследования.
В процессе разработки ключевых вопросов дипломной работы работы были использованы труды таких известных авторов как Е.Ф. Акулова, Е.Ю. Беленькова, П.Я.Гальперин, Л.М.Леушина, Т.Д.Рихтерман, Е.И.Щербакова и др. внесших существенный вклад в исследование темы данной работы.
Наиболее объективное и полное представление о проблемах исследования дидактических игра как средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста были встречены в работах Акуловой Е.Ф. «Дидактическая игра как эффективная форма создания социальной ситуации развития дошкольников», Рысбаевой Г.А. «Влияние дидактической игры на развитие познавательных интересов у старших дошкольников» и др. Результаты их исследований послужили теоретической базой данной дипломной работы.
База исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 «Ласточка» г.Елабуга.
Структура исследования. Проведенное исследование состоит из введения, в котором отражена цель и поставлены задачи исследования, двух глав, разбитых на шесть параграфов, в которых отражена теоретическая и практическая часть исследования, заключения, в котором сделаны выводы по проведенному исследованию и списка использованной литературы, приложения.
определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Поэтому, в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время.
Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее. Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
В настоящий момент педагогами - практиками ведутся теоретические и практические наработки по решению данной проблемы что предполагает актуальность избранной нами темы исследования.
Объект исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста временных представлений.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать роль развивающих мероприятий в формировании временных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развивающие мероприятия как средство формирования временных представлений у ребенка дошкольного возраста.
Гипотеза: если использовать с детьми развивающие мероприятия, то формирование временных представлений у детей будет проходить более успешно.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
1) изучить теоретические подходы и методические рекомендации по ознакомлению старших дошкольников со временем;
2) апробировать диагностические авторские методики для выявления уровня сформированности представлений о времени;
3) разработать комплекс развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста и экспериментально определить как развиваются временные представления у детей старшего дошкольного возраста на примере МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 «Ласточка»г.Елабуга.
Методы исследования:
- метод анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирический метод, посредством которого осуществлялся сбор, накопление, фиксация фактов исследования.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что проведенное исследование по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр, могут быть рекомендованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Теоретическая база исследования.
В процессе разработки ключевых вопросов дипломной работы работы были использованы труды таких известных авторов как Е.Ф. Акулова, Е.Ю. Беленькова, П.Я.Гальперин, Л.М.Леушина, Т.Д.Рихтерман, Е.И.Щербакова и др. внесших существенный вклад в исследование темы данной работы.
Наиболее объективное и полное представление о проблемах исследования дидактических игра как средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста были встречены в работах Акуловой Е.Ф. «Дидактическая игра как эффективная форма создания социальной ситуации развития дошкольников», Рысбаевой Г.А. «Влияние дидактической игры на развитие познавательных интересов у старших дошкольников» и др. Результаты их исследований послужили теоретической базой данной дипломной работы.
База исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 «Ласточка» г.Елабуга.
Структура исследования. Проведенное исследование состоит из введения, в котором отражена цель и поставлены задачи исследования, двух глав, разбитых на шесть параграфов, в которых отражена теоретическая и практическая часть исследования, заключения, в котором сделаны выводы по проведенному исследованию и списка использованной литературы, приложения.
Завершая проведенное исследование необходимо отметить следующее.
Для того, чтобы обучение дошкольников дало положительный результат, необходимо использовать разнообразные методы, включая индивидуальные занятия и закреплять знания в различных видах деятельности. Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности. Так же следует отметить, что для хорошего уровня развития временных представлений, воспитатели должны уделять внимание временным отношениям и в жизненной ситуации. Можно использовать дидактические игры для самостоятельной деятельности, в группе должен быть календарь - модель, чтобы дети могли увидеть день недели, время года и месяц.
Нами были изучены и использованы в нашей работе труды таких известных авторов как Е. Ф. Акулова, Е. Ю. Беленькова, П. Я. Гальперин, Л. М. Леушин, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербакова внесшие существенный вклад в исследование выбранной нами темы. Для нас же особый интерес представляли работы по проблеме восприятия времени у детей дошкольного возраста. И как учебное пособие мы читали труды Ж. Пиаже, развивавшего в своей концепции положение о стадиальности интеллектуального развития ребенка, в исследовании генезиса времени делает вывод о стадиальности формирования представлений о времени.
Далее мы в нашей работе для выявления уровня сформированности представлений о времени использовали авторскую диагностическую методику Е. И. Щербаковой. По результатам, которой мы выявили степень знаний временных представлений дошкольников.
И затем основываясь на теоретические подходы и методические рекомендации, а так же на авторскую диагностическую методику; мы составили комплекс развивающих мероприятий для формирования временных представлений. Нами были поставлены задачи, которые мы выполнили в полном объеме.
А так же основе полученных данных мы выбрала наиболее эффективные дидактические методы и средства, которые позволили выстроить целенаправленную систему работы, реализовать поставленные нами задачи, с учетом знаний и умений детей, с учетом их индивидуальных особенностей.
Даже небольшой опыт работы по обучению дошкольников установлению временной последовательности показывает, что достаточно выделить и наглядно представить ее детям, поупражнять их в самостоятельном установлении порядка следования звеньев, научить пользоваться моделью, как они самостоятельно начинают использовать этот способ и вычленять последовательность в любом предложенном содержании. Умение дошкольников устанавливать временную последовательность развивает у них уверенность, самостоятельность и умение планировать деятельность. Взрослые должны и в жизненной ситуации уделять большое внимание временным отношениям.
Таким образом, у детей дошкольного возраста, возможно, формировать представление о времени. Для этого необходимо осуществлять знакомство с временными интервалами в строгой системе, последовательности и с использованием разнообразных методов.
Для того, чтобы обучение дошкольников дало положительный результат, необходимо использовать разнообразные методы, включая индивидуальные занятия и закреплять знания в различных видах деятельности. Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности. Так же следует отметить, что для хорошего уровня развития временных представлений, воспитатели должны уделять внимание временным отношениям и в жизненной ситуации. Можно использовать дидактические игры для самостоятельной деятельности, в группе должен быть календарь - модель, чтобы дети могли увидеть день недели, время года и месяц.
Нами были изучены и использованы в нашей работе труды таких известных авторов как Е. Ф. Акулова, Е. Ю. Беленькова, П. Я. Гальперин, Л. М. Леушин, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербакова внесшие существенный вклад в исследование выбранной нами темы. Для нас же особый интерес представляли работы по проблеме восприятия времени у детей дошкольного возраста. И как учебное пособие мы читали труды Ж. Пиаже, развивавшего в своей концепции положение о стадиальности интеллектуального развития ребенка, в исследовании генезиса времени делает вывод о стадиальности формирования представлений о времени.
Далее мы в нашей работе для выявления уровня сформированности представлений о времени использовали авторскую диагностическую методику Е. И. Щербаковой. По результатам, которой мы выявили степень знаний временных представлений дошкольников.
И затем основываясь на теоретические подходы и методические рекомендации, а так же на авторскую диагностическую методику; мы составили комплекс развивающих мероприятий для формирования временных представлений. Нами были поставлены задачи, которые мы выполнили в полном объеме.
А так же основе полученных данных мы выбрала наиболее эффективные дидактические методы и средства, которые позволили выстроить целенаправленную систему работы, реализовать поставленные нами задачи, с учетом знаний и умений детей, с учетом их индивидуальных особенностей.
Даже небольшой опыт работы по обучению дошкольников установлению временной последовательности показывает, что достаточно выделить и наглядно представить ее детям, поупражнять их в самостоятельном установлении порядка следования звеньев, научить пользоваться моделью, как они самостоятельно начинают использовать этот способ и вычленять последовательность в любом предложенном содержании. Умение дошкольников устанавливать временную последовательность развивает у них уверенность, самостоятельность и умение планировать деятельность. Взрослые должны и в жизненной ситуации уделять большое внимание временным отношениям.
Таким образом, у детей дошкольного возраста, возможно, формировать представление о времени. Для этого необходимо осуществлять знакомство с временными интервалами в строгой системе, последовательности и с использованием разнообразных методов.
Подобные работы
- Формирование нравственных представлений у детей старшего
дошкольного возраста на материале волшебной сказки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Проектная деятельность как средство развития временных представлений детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Методы и приёмы формирования у детей дошкольного возраста временных представлений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале русской народной песни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе краеведческой работы
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - Моделирование как средство формирования временных представлений у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - Образовательный квест как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024



