ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2.Особенности формирования представлений времени дошкольников 11
1.3. Использование развивающих мероприятий в формировании представлений о времени детей старшего дошкольного
возраста 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС РАЗВИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
2.1. Диагностика уровня усвоения представлений о времени 27
2.2. Комплекс развивающих мероприятий по формированию временных
представлений у детей старшего дошкольного возраста 31
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Детям дошкольного возраста жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени:
определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Поэтому, в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время.
Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее. Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
В настоящий момент педагогами - практиками ведутся теоретические и практические наработки по решению данной проблемы что предполагает актуальность избранной нами темы исследования.
Объект исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста временных представлений.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать роль развивающих мероприятий в формировании временных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развивающие мероприятия как средство формирования временных представлений у ребенка дошкольного возраста.
Гипотеза: если использовать с детьми развивающие мероприятия, то формирование временных представлений у детей будет проходить более успешно.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
1) изучить теоретические подходы и методические рекомендации по ознакомлению старших дошкольников со временем;
2) апробировать диагностические авторские методики для выявления уровня сформированности представлений о времени;
3) разработать комплекс развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста и экспериментально определить как развиваются временные представления у детей старшего дошкольного возраста на примере МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 «Ласточка»г.Елабуга.
Методы исследования:
- метод анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирический метод, посредством которого осуществлялся сбор, накопление, фиксация фактов исследования.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что проведенное исследование по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр, могут быть рекомендованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Теоретическая база исследования.
В процессе разработки ключевых вопросов дипломной работы работы были использованы труды таких известных авторов как Е.Ф. Акулова, Е.Ю. Беленькова, П.Я.Гальперин, Л.М.Леушина, Т.Д.Рихтерман, Е.И.Щербакова и др. внесших существенный вклад в исследование темы данной работы.
Наиболее объективное и полное представление о проблемах исследования дидактических игра как средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста были встречены в работах Акуловой Е.Ф. «Дидактическая игра как эффективная форма создания социальной ситуации развития дошкольников», Рысбаевой Г.А. «Влияние дидактической игры на развитие познавательных интересов у старших дошкольников» и др. Результаты их исследований послужили теоретической базой данной дипломной работы.
База исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 «Ласточка» г.Елабуга.
Структура исследования. Проведенное исследование состоит из введения, в котором отражена цель и поставлены задачи исследования, двух глав, разбитых на шесть параграфов, в которых отражена теоретическая и практическая часть исследования, заключения, в котором сделаны выводы по проведенному исследованию и списка использованной литературы, приложения.
Завершая проведенное исследование необходимо отметить следующее.
Для того, чтобы обучение дошкольников дало положительный результат, необходимо использовать разнообразные методы, включая индивидуальные занятия и закреплять знания в различных видах деятельности. Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности. Так же следует отметить, что для хорошего уровня развития временных представлений, воспитатели должны уделять внимание временным отношениям и в жизненной ситуации. Можно использовать дидактические игры для самостоятельной деятельности, в группе должен быть календарь - модель, чтобы дети могли увидеть день недели, время года и месяц.
Нами были изучены и использованы в нашей работе труды таких известных авторов как Е. Ф. Акулова, Е. Ю. Беленькова, П. Я. Гальперин, Л. М. Леушин, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербакова внесшие существенный вклад в исследование выбранной нами темы. Для нас же особый интерес представляли работы по проблеме восприятия времени у детей дошкольного возраста. И как учебное пособие мы читали труды Ж. Пиаже, развивавшего в своей концепции положение о стадиальности интеллектуального развития ребенка, в исследовании генезиса времени делает вывод о стадиальности формирования представлений о времени.
Далее мы в нашей работе для выявления уровня сформированности представлений о времени использовали авторскую диагностическую методику Е. И. Щербаковой. По результатам, которой мы выявили степень знаний временных представлений дошкольников.
И затем основываясь на теоретические подходы и методические рекомендации, а так же на авторскую диагностическую методику; мы составили комплекс развивающих мероприятий для формирования временных представлений. Нами были поставлены задачи, которые мы выполнили в полном объеме.
А так же основе полученных данных мы выбрала наиболее эффективные дидактические методы и средства, которые позволили выстроить целенаправленную систему работы, реализовать поставленные нами задачи, с учетом знаний и умений детей, с учетом их индивидуальных особенностей.
Даже небольшой опыт работы по обучению дошкольников установлению временной последовательности показывает, что достаточно выделить и наглядно представить ее детям, поупражнять их в самостоятельном установлении порядка следования звеньев, научить пользоваться моделью, как они самостоятельно начинают использовать этот способ и вычленять последовательность в любом предложенном содержании. Умение дошкольников устанавливать временную последовательность развивает у них уверенность, самостоятельность и умение планировать деятельность. Взрослые должны и в жизненной ситуации уделять большое внимание временным отношениям.
Таким образом, у детей дошкольного возраста, возможно, формировать представление о времени. Для этого необходимо осуществлять знакомство с временными интервалами в строгой системе, последовательности и с использованием разнообразных методов.
1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском сада //Умственное воспитание дошкольника /Под редакцией. Н.Н. Поддьякова. - М.:Просвещение, 2000. - 263с.
2. Акулова Е.Ф. Дидактическая игра как эффективная форма создания социальной ситуации развития дошкольников/Е.Ф. Акулова// Известия российского государственного педагогического университета имени
А.И.Герцена. -2014.- №98.- 26 с.
3. Алиева Т. И., Тарунтаева Т.В. Развитие математических представлений у дошкольников. Методическое пособие. ФГОС ДО/Т.И. Алиева, Т.В. Тарунтаева. -М.:Сфера,2015. -224 с.
4. Беленькова Е.Ю. Использование сенсорной зоны по развитию когнитивной сферы ребенка в ДОУ/ Е.Ю.Беленькова//Эксперимент и инновации в школе.-2011. -№5.- 73 с.
5. Белошинская А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников /А.В.Белошинская - М.: Владос, 2003.-400 с.
6. Блехер, Ф. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Ф. Блехер // Дошкольное воспитание. - 2008. - №11. - 14-23 с.
7. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста./З.М.Богуславская - М.:Просвещение, 1991.- 12-62 с.
8. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления./Л.А.Венгер., А.Л.Венгер - М.:Дрофа, 2010.- 400 с.
9. Гальперин П.Я., Георгиев Л.С. Формирование начальных математических понятий // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: Хрестоматия: в 3 ч.- СПб.,1994, -ч.3. - 348 с.
10. Гендрякова М. Время в зеркале детской игры [Текст] / М. Гендрякова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №1. - С. 80-81.
11. Давайте поиграем! / Под редакцией А.А. Столяра. - М.:Просвещение, 2002.-102 с.
12. Дошкольник:обучение и развитие. Воспитателям и
родителям/Белкина В.Н., Васильева Н.Н.,Елкина Н.В. [и др.].-Ярославль: Академия Развития,2001.-256 с.
13. Игнатьева, Ю., Зайнутдинова, М. Календарь «Круглый год» [Текст] / Ю. Игнатьева, М. Зайнутдинова // Дошкольное образование. - 2006. №17. - С. 3.
14. Игра в дошкольном возрасте/Т.Н.Доронова,О.А.Карабанова, Е.И.Соловьева.М.: Просвещение, 2002.- 160 с.
15. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник/под ред.Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.-192 с.
16. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие/Л.Г.Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина [и др.] / Под ред. Л.Г. Нисканен.М.:Издательский центр «Академия», - 2002. - 208 с.
17. Кашапов Р. Практическая психология для родителей или Педагогика взаимности / Р. Кашапов. - М. : Аст-Пресс, 2004. - 320с.
18. Клименченко Д.В. Время .Мера времени. Календарь // Начальная школа.-1993.-№6.-36-37 с.
19. Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблема и стратегия развития // Дошкольное воспитание. - 1998.-№10.
20. Куликова Т.А. Использование проблемно-поисковых ситуаций в обучении дошкольников./Т.А.Куликова - М.: 1987.-69-79 с.
21. Лебеденко Е. Н. Формирование представлений о времени у
дошкольников / Е. Н. Лебеденко, - СПб. : Детство-Пресс, 2003. - 80с.
22. Леушина Л.М.Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста /Л.М. Леущина.-М.: Просвещение, 1974.-368 с.
23. Локоть Н. Объемная модель: использование ее при формировании временных представлений у дошкольников / Н. Локоть //Дошкольное воспитание. - 1991. - № 1.- 15-17 с.
24. Люблинская А. А. Детская психология /А. А. Люблинская. - М., 1977. - 173с.
25. Математика для дошкольников./Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова,
В.П.Новикова [и др.].-М.:Просвещение,1992.-192 с.
26. Мусейибова Т.А., Корнеева Г.А., Методика формирования элементарных математических представлений у детей./Т.А. Мусейибова, Г.А. Корнеева - М.:Владос, 2000.- 67 с.
27. Непомнящая Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста / Р. Л. Непомнящая, - СПб. : Детство-Пресс, 2005г. - 94с.
28. Недвецкая Т.М. Профессиональная игровая компетентность педагога как условие повышения качества дошкольного образования/ Т.М.Недвецкая //Сборник материалов Ежегодного международного научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».-2016.-№5.-177 с.
29. Обучение математике в детском саду/Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. - М.:Просвещение, 1998.-160 с.
30. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, М. Ю. Шведова. - М.: ООО ИТИ Техноложи, 2006. - 944 с.
31. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. Г.И.Васильевой.-М.: Просвещение,1987.-192 с.
32. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для
воспитателей./Под ред.Н.Н.Поддьякова, В.Н.Авенесовой.-М.:
Просвещение,1981.- 192 с.
33. Сербина Е.А. Математика для малышей./Е.А. Сербина - М.:
Просвещение, 1992.-80 с.
34. Прейс, Р. В. Создание предметно-развивающей среды в групповом помещении [Текст] / Р. В. Прейс // Дошкольная педагогика. - 2007. - №5. -
С. 14-15.
35. Сиденко А.С. Планирование экспериментальной работы// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2011.-№1.-58-65 с.
36. Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов /Под ред. Стребелевой Е.А.-М.: Инфра-М, 2014.-562 с.
37. Специальная дошкольная педагогика: Учебник /Под ред. Новицкой О.В.- М.: Просвещение, 2012.- 355 с.
38. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста./Т.Д. Рихтерман : - М.: Просвещение, 1991. - 45 с.
39. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Детям о времени: Популярное пособие для родителей и педагогов./ Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова: - Ярославль: Академия Развития, 2004 -274 с.
40. Урунтаева Г.А Дошкольная психология./ Г.А. Урунтаева.- М.:
Академия, 2001.-336 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -М.: Сфера, 2016.- 96 с.
42. Фидлер М. Математика уже в детском саду./ М. Фидлер. -
М.:Просвещение, 2006.- 159 с.
43. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под редакцией А.А. Столяра. - М.:Просвещение, 2004.-330 с.
44. Фрейлах Н.И. Методика математического развития./ Н.И. Фрейлах.
- М.: Форум, 2015.-240 с.
45. Чепайкина И.А. Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста./ И.А. Чепайкина// Инновационные проекты и программы в образовании.- 2013.-№4.- 12 с.
46. Чеплашкина И.Н. Математика это интересно. Рабочая тетрадь. ФГОС/ И.Н. Чеплашкина.-СПб.: Детство - пресс,2016.- 32 с.
47. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду./Е.И. Щербакова. - М.:Академия, 2000.- 274 с.
48. Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объемной модели. // Дошкольное воспитание. - 1986.-№7.- 43-46 с.
49. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития
дошкольников: Учебное пособие/ Е.И. Щербакова. - Воронеж:
Издательство НПО «МОДЭК», 2005.-392 с.
50. Эльконин Д.Б. Психология игры /Д.б. Эльконин. М.: Просвещение, 2000.-264 с.