Взаимосвязь агрессии и перфекционизма у одаренных подростков
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Теоретические подходы к пониманию агрессии 7
1.2. Социально-психологические факторы агрессии в подростковом
возрасте 19
1.3. Перфекционизм как социально-психологический фактор агрессии.. 26
1.4. Взаимосвязь перфекционизма и проявления агрессии у одаренных
подростков 37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИИ И ПЕРФЕКЦИОНИЗМА У ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Характеристика выборки и методов исследования 43
2.2. Изложение результатов исследования 45
2.3. Анализ результатов исследования 49
ВЫВОДЫ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Теоретические подходы к пониманию агрессии 7
1.2. Социально-психологические факторы агрессии в подростковом
возрасте 19
1.3. Перфекционизм как социально-психологический фактор агрессии.. 26
1.4. Взаимосвязь перфекционизма и проявления агрессии у одаренных
подростков 37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИИ И ПЕРФЕКЦИОНИЗМА У ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Характеристика выборки и методов исследования 43
2.2. Изложение результатов исследования 45
2.3. Анализ результатов исследования 49
ВЫВОДЫ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проблема агрессии является одной из интересных и актуальных в современной психологии. Как поведенческий феномен и психологическая реальность агрессия в различных своих проявлениях вызывает не только научный интерес, данная проблема является социально значимой. В последнее время все чаще в средствах массовой информации появляются сообщения о подростковых правонарушениях, девиантном поведении, вандализме и жестокости. Подростковый возраст считается одним из самых трудных периодов онтогенеза. Этот период характеризуется эмоциональной нестабильностью, сопровождающейся резким возрастанием агрессивного поведения. По данным Всемирной организации здравоохранения, уровень агрессии несовершеннолетних в Российской Федерации превышает общеевропейские показатели в два раза. Проблема агрессивного поведения волнует родителей, педагогов, психологов и вызывает научный и практический интерес современных исследователей.
Среди отечественных психологов, исследовавших агрессию, необходимо отметить работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Н.Д. Левитова, Т.Г. Румянцевой, В.В. Бойко, А.А. Реан, Л.М. Семенюк, и др. Среди зарубежных ученых, занимавшихся изучением проблем агрессии, такие исследователи, как К. Лоренц, З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Басс, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Л. Берковиц, Д. Доллард, Зильманн и др. И отечественные, и зарубежные исследователи данного феномена отмечают его сложность и многогранность, что, несомненно, во многом объясняет тот факт, что единого понимания в подходах к определению агрессии до сих пор не сформулировано.
Агрессия, как форма поведения, подразумевает причинение физического или психологического вреда другому живому организму. Если говорить о возрастных особенностях проявления агрессии, то следует отметить, что многими учеными подростковый период выделяется как этап жизни, которому свойственна эмоциональная напряженность, связанная как с процессом физиологического созревания, так и с возрастными особенностями развития личности.
Среди социально-психологических факторов агрессии в подростковом возрасте наибольший интерес представляет перфекционизм, стремления к совершенству, ориентацию на высокие личные стандарты, стремление доводить результаты любой своей деятельности до соответствия самым высоким эталонам (нравственным, эстетическим, интеллектуальным), потребность в совершенстве продуктов своей деятельности. Многие исследователи данного феномена, среди которых Н.Г. Гаранян, П. Хьюитт, Г. Флетт и другие, отмечают, что высокий уровень перфекционизма, отражающий чрезмерную значимость достижения успеха, часто связан с эмоциональным напряжением, невротизацией, дезадаптацией, т.е., перфекционизм связан с негативными эмоциями и эмоциональными состояниями.
Наиболее актуальна проблема перфекционизма и агрессии для одаренных подростков. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Соответственно исполнению Федерального закона № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Президентской программы «Одаренные дети» и организованной коллективом авторитетных учебных деятелей «Рабочей концепции одаренности» (Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков), актуальной задачей общеобразовательных учреждений вырабатываются организация продуктивной работы с подростковой одаренностью, а также развитие их потенциала (творческого и интеллектуального). Одаренные дети являются своеобразным «золотым фондом» нации, стратегическим ресурсом будущего России, вместе с тем, они, как правило, чувствительны к внешним ожиданиям, критике, социальным требованиям. Научные данные о взаимосвязи перфекционизма и одаренности достаточно противоречивы. Одни ученые (Фриман, Богоявленская, Львовская и др.) утверждают, что перфекционизм является неотъемлемой и проблемной чертой одаренности, другие - что перфекционизм не должен включаться в спектр характеристик одаренной личности[27]. Вместе с тем, свойственное многим одаренным подросткам стремление к выдающимся исключительным достижениям, желание демонстрировать безупречные результаты, принимать высокие стандарты для себя, стремление им соответствовать, как утверждают исследователи (Д.Б. Богоявленская), могут провоцировать различные негативные переживания, в том числе враждебность и агрессию. Наряду с этим, психологических исследований данной проблемы на выборке одаренных подростков в современной науке недостаточно для того, чтобы оптимально создавать психолого-педагогические условия для раскрытия и развития их потенциала.
Целью данной работы является выявление взаимосвязи между агрессией и перфекционизмом у одаренных подростков.
Объект исследования - агрессия в подростковом возрасте.
Предмет исследования - взаимосвязь агрессии и перфекционизма у одаренных подростков.
Гипотеза - чем выше у одаренных подростков уровень перфекционизма, тем выше будет уровень их агрессии.
Задачи:
1) Изучить научную литературу, посвященную исследованиям проявления агрессии и перфекционизма в подростковом возрасте;
2) сформировать пакет диагностических методик для эмпирического исследования взаимосвязи агрессии и перфекционизма у одаренных подростков;
3) провести диагностику и проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы по проблемам исследования агрессии и перфекционизма.
2. Эмпирические:
- опросник перфекционизма Гаранян Н.Г., Холмогоровой А.Б.;
- тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут/
3. Методы обработки данных: корреляционный анализ Спирмена.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.
Среди отечественных психологов, исследовавших агрессию, необходимо отметить работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Н.Д. Левитова, Т.Г. Румянцевой, В.В. Бойко, А.А. Реан, Л.М. Семенюк, и др. Среди зарубежных ученых, занимавшихся изучением проблем агрессии, такие исследователи, как К. Лоренц, З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Басс, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Л. Берковиц, Д. Доллард, Зильманн и др. И отечественные, и зарубежные исследователи данного феномена отмечают его сложность и многогранность, что, несомненно, во многом объясняет тот факт, что единого понимания в подходах к определению агрессии до сих пор не сформулировано.
Агрессия, как форма поведения, подразумевает причинение физического или психологического вреда другому живому организму. Если говорить о возрастных особенностях проявления агрессии, то следует отметить, что многими учеными подростковый период выделяется как этап жизни, которому свойственна эмоциональная напряженность, связанная как с процессом физиологического созревания, так и с возрастными особенностями развития личности.
Среди социально-психологических факторов агрессии в подростковом возрасте наибольший интерес представляет перфекционизм, стремления к совершенству, ориентацию на высокие личные стандарты, стремление доводить результаты любой своей деятельности до соответствия самым высоким эталонам (нравственным, эстетическим, интеллектуальным), потребность в совершенстве продуктов своей деятельности. Многие исследователи данного феномена, среди которых Н.Г. Гаранян, П. Хьюитт, Г. Флетт и другие, отмечают, что высокий уровень перфекционизма, отражающий чрезмерную значимость достижения успеха, часто связан с эмоциональным напряжением, невротизацией, дезадаптацией, т.е., перфекционизм связан с негативными эмоциями и эмоциональными состояниями.
Наиболее актуальна проблема перфекционизма и агрессии для одаренных подростков. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Соответственно исполнению Федерального закона № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Президентской программы «Одаренные дети» и организованной коллективом авторитетных учебных деятелей «Рабочей концепции одаренности» (Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков), актуальной задачей общеобразовательных учреждений вырабатываются организация продуктивной работы с подростковой одаренностью, а также развитие их потенциала (творческого и интеллектуального). Одаренные дети являются своеобразным «золотым фондом» нации, стратегическим ресурсом будущего России, вместе с тем, они, как правило, чувствительны к внешним ожиданиям, критике, социальным требованиям. Научные данные о взаимосвязи перфекционизма и одаренности достаточно противоречивы. Одни ученые (Фриман, Богоявленская, Львовская и др.) утверждают, что перфекционизм является неотъемлемой и проблемной чертой одаренности, другие - что перфекционизм не должен включаться в спектр характеристик одаренной личности[27]. Вместе с тем, свойственное многим одаренным подросткам стремление к выдающимся исключительным достижениям, желание демонстрировать безупречные результаты, принимать высокие стандарты для себя, стремление им соответствовать, как утверждают исследователи (Д.Б. Богоявленская), могут провоцировать различные негативные переживания, в том числе враждебность и агрессию. Наряду с этим, психологических исследований данной проблемы на выборке одаренных подростков в современной науке недостаточно для того, чтобы оптимально создавать психолого-педагогические условия для раскрытия и развития их потенциала.
Целью данной работы является выявление взаимосвязи между агрессией и перфекционизмом у одаренных подростков.
Объект исследования - агрессия в подростковом возрасте.
Предмет исследования - взаимосвязь агрессии и перфекционизма у одаренных подростков.
Гипотеза - чем выше у одаренных подростков уровень перфекционизма, тем выше будет уровень их агрессии.
Задачи:
1) Изучить научную литературу, посвященную исследованиям проявления агрессии и перфекционизма в подростковом возрасте;
2) сформировать пакет диагностических методик для эмпирического исследования взаимосвязи агрессии и перфекционизма у одаренных подростков;
3) провести диагностику и проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы по проблемам исследования агрессии и перфекционизма.
2. Эмпирические:
- опросник перфекционизма Гаранян Н.Г., Холмогоровой А.Б.;
- тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут/
3. Методы обработки данных: корреляционный анализ Спирмена.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.
В современной психологии разработаны различные концепции и теории, посвященные исследованию агрессии, среди которых теория социального научения Бандуры, теория фрустрации-агрессии Джона Долларда, теория социального научения Л. Берковица, теория З. Фрейда, поведенческая теория А. Басса и другие. Наряду с многообразием научных подходов единого понимания природы данного психологического феномена не выработано. Разные исследователи выдвигали и обосновывали различные детерминанты проявления агрессии. На наш взгляд, одним из актуальных и интересных направлений изучения факторов агрессии является изучение перфекционизма.
В современной психологии перфекционизм - это стремление субъекта к совершенству, высокие личные стандарты, стремление человека доводить результаты любой своей деятельности до соответствия самым высоким эталонам (нравственным, эстетическим, интеллектуальным); это потребность в совершенстве продуктов своей деятельности.
Наиболее важным является изучение проявлений агрессии в подростковом возрасте. В подростковом возрасте, когда механизмы эмоциональной саморегуляции сформированы не в полной мере, перфекционизм, особенно в своей патологической форме, когда в числе прочих переживаний присутствую тревожность, страх совершить ошибку, значительно обуславливает нарастание психоэмоционального напряжения. Следовательно, перфекционизм в подростковом возрасте в значительной мере может определять проявления агрессии.
Одаренные подростки, как показали многочисленные исследования, в силу своих личностных особенностей подвержены переживаниям перфекционизма в большей степени, чем остальные подростки. Это указывает на их повышенную уязвимость, так как одним из механизмов снижения психоэмоционального напряжения является агрессия, указывающая на сниженную социально-психологическую адаптированность. Создание психолого-педагогических условий для развития и раскрытия потенциала одаренных учащихся подросткового возраста должно опираться на результаты научных исследований данной проблемы, которых на сегодняшний день, к сожалению, недостаточно.
Решению данной проблемы и было посвящено наше исследование, в ходе которого была выявлена значимая взаимосвязь перфекционизма и агрессии у одаренных подростков.
В итоге следует сказать, что изучение взаимосвязи агрессии и перфекционизма в целом, и проявлении данных психологических феноменов у одаренных подростков в частности является интересной и перспективной темой для дальнейших научных исследований, так как агрессия и перфекционизм в своих патологических формах проявления могут деструктивно влиять на развитие личности человека, особенно в подростковом возрасте.
В современной психологии перфекционизм - это стремление субъекта к совершенству, высокие личные стандарты, стремление человека доводить результаты любой своей деятельности до соответствия самым высоким эталонам (нравственным, эстетическим, интеллектуальным); это потребность в совершенстве продуктов своей деятельности.
Наиболее важным является изучение проявлений агрессии в подростковом возрасте. В подростковом возрасте, когда механизмы эмоциональной саморегуляции сформированы не в полной мере, перфекционизм, особенно в своей патологической форме, когда в числе прочих переживаний присутствую тревожность, страх совершить ошибку, значительно обуславливает нарастание психоэмоционального напряжения. Следовательно, перфекционизм в подростковом возрасте в значительной мере может определять проявления агрессии.
Одаренные подростки, как показали многочисленные исследования, в силу своих личностных особенностей подвержены переживаниям перфекционизма в большей степени, чем остальные подростки. Это указывает на их повышенную уязвимость, так как одним из механизмов снижения психоэмоционального напряжения является агрессия, указывающая на сниженную социально-психологическую адаптированность. Создание психолого-педагогических условий для развития и раскрытия потенциала одаренных учащихся подросткового возраста должно опираться на результаты научных исследований данной проблемы, которых на сегодняшний день, к сожалению, недостаточно.
Решению данной проблемы и было посвящено наше исследование, в ходе которого была выявлена значимая взаимосвязь перфекционизма и агрессии у одаренных подростков.
В итоге следует сказать, что изучение взаимосвязи агрессии и перфекционизма в целом, и проявлении данных психологических феноменов у одаренных подростков в частности является интересной и перспективной темой для дальнейших научных исследований, так как агрессия и перфекционизм в своих патологических формах проявления могут деструктивно влиять на развитие личности человека, особенно в подростковом возрасте.



