ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Теоретические подходы к пониманию агрессии 7
1.2. Социально-психологические факторы агрессии в подростковом
возрасте 19
1.3. Перфекционизм как социально-психологический фактор агрессии.. 26
1.4. Взаимосвязь перфекционизма и проявления агрессии у одаренных
подростков 37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИИ И ПЕРФЕКЦИОНИЗМА У ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Характеристика выборки и методов исследования 43
2.2. Изложение результатов исследования 45
2.3. Анализ результатов исследования 49
ВЫВОДЫ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проблема агрессии является одной из интересных и актуальных в современной психологии. Как поведенческий феномен и психологическая реальность агрессия в различных своих проявлениях вызывает не только научный интерес, данная проблема является социально значимой. В последнее время все чаще в средствах массовой информации появляются сообщения о подростковых правонарушениях, девиантном поведении, вандализме и жестокости. Подростковый возраст считается одним из самых трудных периодов онтогенеза. Этот период характеризуется эмоциональной нестабильностью, сопровождающейся резким возрастанием агрессивного поведения. По данным Всемирной организации здравоохранения, уровень агрессии несовершеннолетних в Российской Федерации превышает общеевропейские показатели в два раза. Проблема агрессивного поведения волнует родителей, педагогов, психологов и вызывает научный и практический интерес современных исследователей.
Среди отечественных психологов, исследовавших агрессию, необходимо отметить работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Н.Д. Левитова, Т.Г. Румянцевой, В.В. Бойко, А.А. Реан, Л.М. Семенюк, и др. Среди зарубежных ученых, занимавшихся изучением проблем агрессии, такие исследователи, как К. Лоренц, З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Басс, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Л. Берковиц, Д. Доллард, Зильманн и др. И отечественные, и зарубежные исследователи данного феномена отмечают его сложность и многогранность, что, несомненно, во многом объясняет тот факт, что единого понимания в подходах к определению агрессии до сих пор не сформулировано.
Агрессия, как форма поведения, подразумевает причинение физического или психологического вреда другому живому организму. Если говорить о возрастных особенностях проявления агрессии, то следует отметить, что многими учеными подростковый период выделяется как этап жизни, которому свойственна эмоциональная напряженность, связанная как с процессом физиологического созревания, так и с возрастными особенностями развития личности.
Среди социально-психологических факторов агрессии в подростковом возрасте наибольший интерес представляет перфекционизм, стремления к совершенству, ориентацию на высокие личные стандарты, стремление доводить результаты любой своей деятельности до соответствия самым высоким эталонам (нравственным, эстетическим, интеллектуальным), потребность в совершенстве продуктов своей деятельности. Многие исследователи данного феномена, среди которых Н.Г. Гаранян, П. Хьюитт, Г. Флетт и другие, отмечают, что высокий уровень перфекционизма, отражающий чрезмерную значимость достижения успеха, часто связан с эмоциональным напряжением, невротизацией, дезадаптацией, т.е., перфекционизм связан с негативными эмоциями и эмоциональными состояниями.
Наиболее актуальна проблема перфекционизма и агрессии для одаренных подростков. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Соответственно исполнению Федерального закона № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Президентской программы «Одаренные дети» и организованной коллективом авторитетных учебных деятелей «Рабочей концепции одаренности» (Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков), актуальной задачей общеобразовательных учреждений вырабатываются организация продуктивной работы с подростковой одаренностью, а также развитие их потенциала (творческого и интеллектуального). Одаренные дети являются своеобразным «золотым фондом» нации, стратегическим ресурсом будущего России, вместе с тем, они, как правило, чувствительны к внешним ожиданиям, критике, социальным требованиям. Научные данные о взаимосвязи перфекционизма и одаренности достаточно противоречивы. Одни ученые (Фриман, Богоявленская, Львовская и др.) утверждают, что перфекционизм является неотъемлемой и проблемной чертой одаренности, другие - что перфекционизм не должен включаться в спектр характеристик одаренной личности[27]. Вместе с тем, свойственное многим одаренным подросткам стремление к выдающимся исключительным достижениям, желание демонстрировать безупречные результаты, принимать высокие стандарты для себя, стремление им соответствовать, как утверждают исследователи (Д.Б. Богоявленская), могут провоцировать различные негативные переживания, в том числе враждебность и агрессию. Наряду с этим, психологических исследований данной проблемы на выборке одаренных подростков в современной науке недостаточно для того, чтобы оптимально создавать психолого-педагогические условия для раскрытия и развития их потенциала.
Целью данной работы является выявление взаимосвязи между агрессией и перфекционизмом у одаренных подростков.
Объект исследования - агрессия в подростковом возрасте.
Предмет исследования - взаимосвязь агрессии и перфекционизма у одаренных подростков.
Гипотеза - чем выше у одаренных подростков уровень перфекционизма, тем выше будет уровень их агрессии.
Задачи:
1) Изучить научную литературу, посвященную исследованиям проявления агрессии и перфекционизма в подростковом возрасте;
2) сформировать пакет диагностических методик для эмпирического исследования взаимосвязи агрессии и перфекционизма у одаренных подростков;
3) провести диагностику и проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы по проблемам исследования агрессии и перфекционизма.
2. Эмпирические:
- опросник перфекционизма Гаранян Н.Г., Холмогоровой А.Б.;
- тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут/
3. Методы обработки данных: корреляционный анализ Спирмена.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.
В современной психологии разработаны различные концепции и теории, посвященные исследованию агрессии, среди которых теория социального научения Бандуры, теория фрустрации-агрессии Джона Долларда, теория социального научения Л. Берковица, теория З. Фрейда, поведенческая теория А. Басса и другие. Наряду с многообразием научных подходов единого понимания природы данного психологического феномена не выработано. Разные исследователи выдвигали и обосновывали различные детерминанты проявления агрессии. На наш взгляд, одним из актуальных и интересных направлений изучения факторов агрессии является изучение перфекционизма.
В современной психологии перфекционизм - это стремление субъекта к совершенству, высокие личные стандарты, стремление человека доводить результаты любой своей деятельности до соответствия самым высоким эталонам (нравственным, эстетическим, интеллектуальным); это потребность в совершенстве продуктов своей деятельности.
Наиболее важным является изучение проявлений агрессии в подростковом возрасте. В подростковом возрасте, когда механизмы эмоциональной саморегуляции сформированы не в полной мере, перфекционизм, особенно в своей патологической форме, когда в числе прочих переживаний присутствую тревожность, страх совершить ошибку, значительно обуславливает нарастание психоэмоционального напряжения. Следовательно, перфекционизм в подростковом возрасте в значительной мере может определять проявления агрессии.
Одаренные подростки, как показали многочисленные исследования, в силу своих личностных особенностей подвержены переживаниям перфекционизма в большей степени, чем остальные подростки. Это указывает на их повышенную уязвимость, так как одним из механизмов снижения психоэмоционального напряжения является агрессия, указывающая на сниженную социально-психологическую адаптированность. Создание психолого-педагогических условий для развития и раскрытия потенциала одаренных учащихся подросткового возраста должно опираться на результаты научных исследований данной проблемы, которых на сегодняшний день, к сожалению, недостаточно.
Решению данной проблемы и было посвящено наше исследование, в ходе которого была выявлена значимая взаимосвязь перфекционизма и агрессии у одаренных подростков.
В итоге следует сказать, что изучение взаимосвязи агрессии и перфекционизма в целом, и проявлении данных психологических феноменов у одаренных подростков в частности является интересной и перспективной темой для дальнейших научных исследований, так как агрессия и перфекционизм в своих патологических формах проявления могут деструктивно влиять на развитие личности человека, особенно в подростковом возрасте.
1. Автономова Т.П. Проблема аутоагрессии человека в современной массовой культуре: теоретический и практический аспекты в культуре. [Эл.ресурс]Шрв://суЬег1ептка.ги/аг11с1е/п/ргоЬ1ета-аи1:оа§ге88п- cheloveka-v-sovremennoy-massovoy-kulture-teoreticheskiy-i-prakticheskiy- aspekty-v-iss1edovanii/viewer. (дата обращения: 06.11.2019).
2. Агазаде Н.В. Аутоагрессивные явления в клинике психических болезней. - М.: Наука, 1989. - 189 с.
3. Амбрумова А.Г., Трайнина Е.Г., Ратинова Н.А Аутоагрессивное поведение подростков с различными формами социальных девиаций// Всероссийский съезд психиатров. Томск, 24 окт. 1990г.: тез.докл./ Всерос. науч. мед.общество психиатров. - М., 1990.- том 1)
4. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Инс-т психологии РАН, 2006. - 512 с.
5. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А.Бандура, Р. Уолтерс. - М. : Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. - 512 с.
6. Большой психологический словарь под редакцией Б. Мещерякова, В. Зинченко - 4-е изд., расширенное. -СПб. :Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 811 с.
7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с
8. Волков Б.С., Волкова Н. В. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов, М:Владос, 2005, 343 с.
9. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследования) / Н.Г. Гаранян // Современная терапия психических расстройств. - 2006.
10. Гаранян Н.Г. Психологические модели перфекционизма. Вопросы психологии, 2009.
11. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю., Перфекционизм, депрессия и тревога// «Московский психотерапевтический журнал», 2001 г., N 4, с. 18-49.
12. Глебов В.В., Шавырева Е.В. Воздействие социально-психологических
факторов на динамику детско-подростковой агрессии в школьной среде. [Эл.ресурс]ЬИр8://суЬег1еп1пка.ги/аг11с1е/п/уо7ёеу81у1е-8о181а1по-
psihologicheskih-faktorov-na-dinamiku-detsko-podrostkovoy-agressii-v- shko1noy-sгede/vieweг(дата обращения: 03.11.2019).
13. Дадеко А.А., Холмогорова А.Б. Физическийперфекционизм и эмоциональные нарушения в современной культуре. М: Москва, 2006.
14. Ениколопов С.Н. Аутоагрессия лиц старшего подросткового и юношеского возраста, склонных к поведению с преднамеренным самоповреждением // Материалы Юбилейной конференции Московского психологического общества. 2005. - Т.2. - C.167-169.
15. Журавлева В.В. Формирование готовности учителя к деятельности по профилактике аутоагрессии учащихся: автореф. дисс. кан. пед. наук. // Электронная библиотека диссертаций. - 2004 [Эл.ресурс]. URL: http://www.dissercat.com (дата обращения: 15.11.2019).
16. Кашина О.П. Проблема перфекционизма и нарциссизма в современном обществе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2010. №2. С. 41—46.
17. Клепикова Н. М. Нарциссизм как объект дифференциальнойпсихометрики // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2013. № 4 (14). С. 5—
18.
18. Кононенко О.И. Теоретические модели изучения перфекционизма личности в зарубежной психологии, Материалы конференции, Психологические науки, №2.С.
19. Косороткина М.С., Польская Н.А. Исследование взаимосвязи показателей перфекционизма и агрессивности//Ананьевские чтения - 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии: Материалы научной конференции. Часть 1/Отв. ред. Л.А. Цветкова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2010. С. 212-214
20. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2 - е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 464 с.
21. Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. -1972. -No6.-Q 168-173.
22. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.Л.: Медицина,1983. 256
23. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"): Пер. с нем. — М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. — 272 с.
24. Мак-ВильямсНенсиПсихоаналитическая диагностика: Понимание
структуры личности в клиническом процессе. М., независимая фирма «Класс», 2001
25. Можгинский Ю. Б. - Агрессивность детей и подростков. - М.: Когито- Центр, 2006. - 180 с.
26. Мякишева Н. М. Личностные детерминанты развития интеллектуальной одаренности младших школьников: автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 2009..
27. Новгородова Е.Ф. Перфекционизм как результат завышенных социальных ожиданий от одаренных учащихся. [Эл.ресурс]https://cyberleninka.ru/article/n/perfektsionizm-kak-rezultat- zavyshennyh-sotsialnyh-ozhidaniy-ot-odarennyh-uchaschihsya/viewer(дата обращения: 10.11.2019).
28. Павленко Т. А. Перфекционизм и агрессивность в подростковом
возрасте (у учащихся 9-10-х классов)
[Эл.ресурс]Шр8://суЬег1ептка.ги/аг1:1с1е/п/ре^ек18ю^т-1-а§ге881упо81-у- podrostkovom-vozraste-u-uchaschihsya-9- 10-h-k1assov(дата обращения:
25.11.2019) .
29. Пилягина Г.Я. Аутоагрессия: биологическая целесообразность или психологический выбор? // Таврический журнал психиатрии. 1999. Т. 3. № 3. С. 24-27.
30. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.
31. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.
32. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб ., 1996.
33. Реан А.А. Аутоагрессивный паттерн личности.// Ананьевские чтения- 98. Спб. 1998. С. 52-54.
34. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 2009.320с.
35. РуженковВ.А., РуженковаВ.В. Некоторые аспекты терминологии и
классификации аутоагрессивного поведения.
[Эл.ресурс]Шр8://суЬег1ептка.ги/агИс1е/п/пеко1:огуе-а8рек1у-1егтто1о§п- i-k1assifikatsii-autoagressivnogo-povedeniya/viewer(дата обращения:
11.11.2019) .
36. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. - 1992. - №5/6. - С.35-40.
37. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии //Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С. 81-87.
38. Сироткин С.Ф. Заметки по метапсихологии агрессивности - 2 изд., испр. Ижевск.издательство: "ERGO", 2014, 272 с.
39. Соколова Е.Т., Цыганкова П.В. Перфекционизм и когнитивный стиль личности у лиц, имевших попытку суицида // Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 90-100.
40. Тарасова С.Ю. Свойства модели адаптивного и дезадаптивного перфекционизма на клинической выборке и в общей популяции // Общество. Среда. Развитие. - 2015, № 4. - С. 122- 127.[Эл.ресурс]https://cyber1eninka.ш/artic1e/n/svoystva-mode1i- adaptivnogo-i-dezadaptivnogo-perfektsionizma-na-klinicheskoy-vyborke-i- v-obschey-populyatsii^ara обращения: 27.11.2019).
41. Тестотека: психологические тесты.
[Эл.ресурс]http://testoteka.narod.ru/(дaтa обращения: 29.10.2019).
42. Флетт Г.Л., Хьюитт П.Л., Самооценка перфекционизма, невротизма и тревоги, 1989.
43. Фрейд З. - Психоанализ, религия, культура: Ренессанс, 1992, 296с.
44. Хамачек Д.Е., Психодинамика нормального и невротического перфекционизма. Психология, 1978.
45. Хекхаузен X.. Мотивация и деятельность — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003 — 860 с
46.Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология: учебник.СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 256 с
47. Шамшикова Е.О., Шамшикова О.А. Интегративная функция нарциссизма // Развитие человека в современном мире материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Научные редакторы: Н. Я. Большунова, О. А. Шамшикова. Новосибирский государственный педагогический университет. 2011.
48. Шустов Д.И. Аутоагрессивность и иллюзия бессмертия // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2005. - №1 - С. 19 - 23.
49. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ.ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1996
50. Юдеева Т.Ю., Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств, дисс.канд.псих.н., Москва, 2007.
51. Ясная В.А., Митина О.В., Методика оценки перфекционизма Р.Слейни: взаимосвязь с толерантностью к неопределенности. В кн.: Психология саморазвития человека: материалы третьей Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 5-7 декабря 2011 г. Киров: Вят. гос. гуманитар. университет, 2011.
52. Ясная В. А., Ениколопов С. Н. Современные модели перфекционизма // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 29. С. 1.
[Эл.ресурс]Шр://рвув1:иёу.ги(дата обращения: 19.11.2019).