ВВЕДЕНИЕ 5
1 Исторический очерк села Протасово 11
1.1 Становление и развитие села до отмены крепостного права 11
1.2 Протасово в пореформенный период (1861 - 1917 годы) 17
1.3 История села с 1917 года по настоящее время 23
2 Материальная и духовная культура села Протасово 29
2.1 Хозяйство 29
2.2 Жилище 33
2.3 Пища и домашняя утварь 38
2.4 Традиционные обряды и праздники 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования состоит в том, что проблема изучения истории отдельных населенных пунктов продолжает оставаться одной из важных и малоизученных тем в исторической науке. История села находится в неразрывной связи с прошлым страны и способствует воспитанию подрастающего поколения в духе глубокого уважения к своей родине. В настоящее время важно уяснить, как складывались взаимоотношения между государством и местной властью на конкретном примере отдельного населенного пункта. В современном обществе, характеризующемся в целом глобализацией, постепенно происходит осознание самоидентичности, значимости, оригинальности и неповторимости каждого народа, каждой культуры, внесшей вклад в сокровищницу мировой цивилизации. Важно знать ценность такого вклада, постигать и сохранять его для последующих поколений. В связи с этим наметилась устойчивая тенденция к изучению явлений этнической культуры, в нашем случае - культуры мордовского народа. Именно в селах и деревнях сохраняются многие национальные традиции, промыслы, семейно-бытовой уклад. Материальной и духовной формам культуры принадлежит первостепенная роль в функционировании этносов, что делает их изучение весьма актуальным. В первую очередь это касается тех национальных компонентов, которые имеют в повседневном быту традиционный, массовый характер. Таковыми являются традиционные виды хозяйственных занятий, поселений, жилища, одежды, пищи, утвари, обрядов и праздников. Несмотря на неизбежные социально-экономические и политические преобразования, они до сих пор сохраняют этническую специфику и элементы, которые вырабатывались в течение длительного времени и тесно связаны с особенностями природно-географической среды и социально-историческими условиями жизни народа. В силу этого материальные и духовные элементы культуры являются своеобразными этническими маркерами, с помощью которых можно получить представление не только об истории народа, но и о механизме функционирования культуры этноса в современных условиях.
Степень изученности темы исследования. Специальных трудов, посвященных изучению истории села Протасово Большеигнатовского района РМ, нет. Существуют лишь несколько работ по истории района и энциклопедические справочники, в которых частично затрагивается прошлое села.
В 1977 г. был издан историко-экономический справочник «Города и села Мордовии». Авторы уделили внимание социально-экономической характеристике практически всех населенных пунктов, расположенных на территории Республики, в том числе и села Протасово. В книге опубликованы краткие сведения по истории и культуре сельского поселения [13].
Большую ценность представляет работа И. Н. Инжеватова «Топонимический словарь Мордовской АССР», в которой впервые сделана попытка систематической характеристики топонимических объектов Мордовии. В словаре дается этимология названий населенных пунктов, многие из которых уже не существуют. В некоторых топонимах мордовского происхождения автор указывает их неофициальное название. И. К. Инжеватов уделяет внимание дореволюционным адресам многих селений, которые он уточняет по губернским «Спискам населенных мест», опубликованным в 1860-е гг. По этим же «Спискам» показаны былые размеры населенных пунктов [21].
В 2000 г. вышла работа Т. С. Барговой «Большое Игнатово», в которой излагается история района со времен заселения данной территории мордвой и до конца XX в. Следует отметить, что несмотря на то, что книга не является научным исследованием, в ней содержится много сведений, касающихся истории населенных пунктов Большеигнатовского района [2].
Краткий исторический очерк села Протасово содержится в энциклопедических справочниках «Все о Мордовии» [10] и «Мордовия» [39; 40]. В работах дана социально-экономическая характеристика многих населенных пунктов, рассматривается административно-территориальное деление и духовная жизнь Республики Мордовия.
В 2015 г. была опубликована книга «Большеигнатовский район: в лицах и событиях», подготовленная коллективом сотрудников центральной районной библиотеки. Особое внимание в работе уделено жизненным историям отдельных людей, внесших большой вклад в развитие района. В книге, повествуется о прошлом и настоящем Большеигнатовской земли [4].
Немало работ посвящено изучению материальной и духовной культуры мордвы. Первые, представляющие научную ценность сведения о бытовой культуре мордовского этноса, содержатся в работах экспедиций Российской академии наук 1768 - 1774 годов (И. Г. Георги, И. И. Лепехина, П. С. Палласа, Н. П. Рычкова, И. Ф. Фалька). Наибольшей информативностью отличаются описания И. И. Лепехина и П. С. Палласа, в которых отмечается бинарная структура мордовского народа, сходства и различия в языке, компонентах материальной и духовной культуры его двух наиболее представительных этнических групп - мокши и эрзи.
В дореволюционный период большой вклад в изучении мордвы внесли такие ученые, как В. Майнов, И. Н. Смирнов, А. А. Шахматов, И. И. Дубасов. Они приводят интересные данные о быте, занятиях, традициях древней мордвы. Исследователи утверждают, что мордовский народ на протяжении истории тесно взаимодействовал с русскими князьями.
История мордвы, его культура, быт и традиции постоянно интересовали и советских авторов. Наиболее крупный вклад в исследование мордовского этноса внесли В. Н. Белицер, В. И. Козлов, Е. И. Горюнова, Т. П. Федянович.
Изучению социально-экономического и политического развития мордовского народа в период феодализма посвящена работа доктора исторических наук профессора Н. В. Заварюхина «Очерки по истории мордовского края периода феодализма». Автор на основе многочисленных архивных и опубликованных данных анализирует жизнь мордовской деревни в условиях становления и развития крепостного права [20].
Этническая история мордвы, ее религиозные верования глубоко и всесторонне анализируются в работах доктора исторических наук, профессора Н. Ф. Мокшина. Ученый в книге «Религиозные верования мордвы» показывает, в каких конкретно исторических условиях возникали обряды, какие главные этапы в своем развитии они прошли, и что от них осталось в настоящее время. Рассматриваются также синкретические явления в духовной культуре мордвы, возникшие в результате синтеза мордовского язычества с русским вариантом православия. Эта книга основана главным образом на полевых материалах, собранных автором во время этнографических экспедиций, начиная с 1960-х гг. [33].
В. А. Балашов в работе «Бытовая культура мордвы» всесторонне изучает материальную и духовную культуру мордвы. Ученый уделяет внимание характеристике пищи и домашней утвари, жилища и традиционной одежды. Автор раскрывает экономико-хозяйственные аспекты жизнедеятельности мордовского народа [1].
Изучению этноконфессиональной ситуации на современном этапе, посвятила свои исследования доктор исторических наук профессор Е. Н. Мокшина. В работе «Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX - начале XXI вв.» автор обстоятельно рассматривает религиозную жизнь мордовского народа за период с середины XIX в. по настоящее время, ознаменовавшийся неоднократными радикальными переменами в народном сознании [35].
Большим успехом мордовской исторической науки следует признать выпуск Мордовским книжным издательством в 2012 году коллективной монографии «Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа». В ней освещена материальная и духовная культура мордвы, а также показана его роль в становлении единого независимого Российского государства. Этот труд заслуженно получил высокую оценку не только мордовских, но и крупнейших ученых России [38].
Обрядность всегда привлекала внимание исследователей. Весомый вклад в изучение этой проблемы внесла доктор исторических наук профессор Г. А. Корнишина. Исследователь рассматривает в своих работах сезонные, поминальные, похоронные, родильные и свадебные обряды. Г. А. Корнишина отмечает, что в настоящее время несмотря на то, что многие обычаи забыты, некоторые традиции сохраняются. Так, например, мало изменилась похоронная обрядность [24].
В изучении промыслов и хозяйственной жизни мордовского народа внес весомый вклад А. С. Лузгин. Исследователь выделил основные промысловые районы на территории Мордовии. Лузгин А. С. рассматривает технику изготовления обуви, утвари и мебели [26].
Таким образом, материальная и духовная культура мордвы в данный момент глубже исследована, чем история отдельных населенных пунктов.
Объект исследования - село Протасово Большеигнатовского района Республики Мордовия.
Предмет исследования - историко-этнографическое описание села Протасово Большеигнатовского района Республики Мордовия.
Цель работы - изучить историю, материальную и духовную культуру села Протасово Большеигнатовского района Республики Мордовия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать историю села Протасово в дореформенный период;
- рассмотреть особенности развития села после отмены крепостного права и до настоящего времени;
- изучить материальную и духовную культуру села.
Теоретико-методологическая основа построена на принципах историзма, объективности, соблюдения логического и исторического единства. Обращение к методам исторического исследования обеспечило решение поставленных задач. Сравнительно-исторический метод позволил выявить схожие и отличительные черты некоторых событий в процессе исследования. Проблемно-хронологический метод дает возможность рассмотреть проблемы в исследуемый период. Общенаучные методы анализа и синтеза помогли оценить результаты, полученные в ходе исследования, дать им объективную интерпретацию.
Различные подходы, методы и принципы научного познания сделали возможным переход от анализа конкретных вещей к обобщениям. Также использовался такой метод, как опрос.
Основу источниковой базы исследования при решении поставленных задач составили сборники документов и материалов и периодическая печать.
Большую ценность имеет работа А. А. Гераклитова «Алатырская мордва». В ней исследователь подробно рассматривает административное деление и распределение мордовских селений по Алатырскому уезду. Гераклитов А. А. приводит данные переписей, проведенных с 1624 года по 1721 год [11].
Не менее важной является книга А. А. Гераклитова «Материалы по истории мордвы», в которой опубликованы выписки из печатных источников. Сборник охватывает период от X в. до XVIII в. Следует отметить, что автор публикует только выписки из документов, содержащие сведения о мордве и ее роли в истории России [10].
Большой источниковый материал содержится в многотомном сборнике «Документы и материалы по истории Мордовской АССР», в который включены материалы по истории мордвы, начиная с сообщений древних авторов и кончая документами XX в., с необходимыми комментариями к ним. В работе сосредоточены важные документы, извлеченные из центральных и местных архивов, а также материалы, ранее публиковавшиеся, но, будучи разбросанные по ряду малодоступных изданий и не приведенные в известность, не могли быть пущены в широкий научный оборот [16; 17].
При написании работы, важное значение имела газета Большеигнатовского района «Восход», некоторые номера которой содержат статьи, повествующие об истории края и, в частности, села Протасово [5; 6]. Следует отметить, что много сведений, характеризующих революционные события, происходившие на территории района в начале XX в., было почерпнуто из статей И. Голова, научного сотрудника государственного архива Нижегородской области [12].
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка использованных источников.
Таким образом, на территории, входящей ныне в Большеигнатовский район, издревле проживали мордовские племена. Тому доказательство - Андреевский курган на территории района, найденный и исследованный в 1963 и 1964 годах известным археологом П. Д. Степановым. Археологические материалы позволяют сегодня с полной уверенностью говорить о том, что к III - IV векам нашей эры древняя мордва уже сложилась как особая и самобытная этническая общность. Территория расселения древней мордвы в I тысячелетии включала Окско-Сурское междуречье: от правобережья Волги - на севере и до верховьев Мокши и Суры на юге. Сюда же входили и Большеигнатовские земли.
Юго-восточные районы российского государства из-за частых набегов ногайских и крымских татар были малонаселенными. Только строительство укрепленных линий и организация охраны юго-восточных границ государства усилили приток в мордовские земли дворян и крепостных крестьян. Многие селения, ныне входящие в Большеигнатовский район, берут свое начало в XVI - XVII веках. Особенностью населенных пунктов было то, что они были мелкие и включали несколько дворов. Продолжавшиеся набеги кочевников опустошали селения, что приводило к сокращению населения.
На торговых и прогонных дорогах строились крепости. Так, на Буртасской дороге за Ардатовскими воротами стояла Чукальская деревянная крепость (ныне село Чукалы Большеигнатовского района Республики Мордовия). Село Чукалы является одним из старейших населенных пунктов Большеигнатовского района, игравшего роль важного военного стратегического пункта на оборонительной линии и административно-религиозного центра для мордовского населения. В дальнейшем переселенцы из Чукал основали множество сел, в том числе и село Протасово.
Период с конца XVI до начала XVII века вошел в историю России под названием Смуты. Мордовский народ в годы польско-шведской интервенции участвовал в народном ополчении под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Пользуясь слабостью Российского государства, в связи с иностранной интервенцией, а также тем, что большинство служилых людей из Алатырского, Арзамасского и других уездов поступило в народное ополчение, созданное в Нижнем Новгороде К. Мининым и Д. Пожарским, многочисленная ногайская конница в 1612 году прорвалась в тыл ополчения. Алатырский воевода князь Андрей Хилков обратился за помощью к мордовскому князю Баюшу из княжеского рода Разгильдеевых. В ответственный для судеб России момент Баюш не только защитил тылы народного ополчения, но и способствовал освобождению Москвы от самозванцев и интервентов.
В 1670 - 1671 годы территория, входящая ныне в Большеигнатовский район, была охвачена крестьянской войной под предводительством С. Т. Разина. Главной причиной явилось ухудшение положения крестьянства. Такие села, как Старые Селищи, Чукалы, Аржадеево, Андреевка, Старое Чамзино, ныне входящие в Большеигнатовский район, приняли наиболее активное участие в крестьянской войне под предводительством С. Т. Разина. Власть жестоко расправилась с участниками восстания.
XVII - XVIII вв. характеризуются дальнейшим экономическим освоением мордовской земли и включением ее в политическую, экономическую и социокультурную структуру Российского государства. Реформы Петра Великого, определившие вековой тренд развития страны, на повседневном укладе затерявшихся в мордовской глубинке населенных пунктов в первые десятилетия XVIII века еще не сказывались.
Вероятно, в XVIII веке зародилось село Протасово. Инжеватов И. К. в «Топонимическом словаре Мордовской АССР» пишет, что название села - антропоним: владельцами населенного пункта были Протасовы - «птенцы гнезда Петрова», которые в годы Великой Северной войны получили на территории Мордовии земельные наделы, поместья и вотчины.
Царствование Екатерины II во второй половине XVIII века было ознаменовано не только дальнейшим ростом политического и экономического могущества России, но и безраздельным господством самодержавия и дворянской диктатуры, дальнейшим усилением фискального гнета и обострением социальных противоречий. Измученные тяжелыми поборами, произволом помещиков и чиновников крестьянские массы вновь усилили борьбу против своих притеснителей, однако на этот раз их борьба не ограничилась побегами, их сопротивление приняло более организованный характер.
Крепостное право в деревне Протасово Сергачского уезда Нижегородской губернии было отменено в результате крестьянской реформы 1861 года. Кризис феодально-крепостнического строя и зарождение капиталистических отношений, низкая производительность крепостного труда, поражение в Крымской войне, рост крестьянского движения заставили правительство отменить крепостное право в России.
В январе 1905 года по всей стране началась первая революция. К весне 1905 года крестьянские выступления против помещиков и царских властей в селах и деревнях Сергачского и соседних уездов становятся повсеместными. Крестьяне добивались конфискации всех частных и удельных земель.
Февральский переворот в Сергачском уезде прошел быстро и спокойно. Никто не желал защищать самодержавие. После свержения царя жизнь в селе Протасово не изменилась, все оставалось по-прежнему: староста все также исправно выполнял свои обязанности. Волостной старшина с помощниками продолжал управлять находившимися в его подчинении селениями.
В большинстве волостей мордовского края Советская власть устанавливалась в январе - марте 1918 г. Так, в начале 1918 года в селе Игнатово была организована волостная партийная организация в составе 53 членов партии и 29 сочувствующих. Ее организатором был В. К. Разинов - член партии с октября 1917 года, который в апреле 1918 года прибыл в Ардатовский уезд из Москвы. В 1918 году организовали Протасовский сельский Совет.
В 1928 году в селе Протасово образовался колхоз имени РККА (Рабочекрестьянской Красной армии). Первым председателем колхоза стал Друженников Поликарп. На должность завхоза назначили Кручинкина Данила. В это же время была организована комсомольская ячейка, которую возглавил Константин Макаров. В 1932 году колхоз получил первый трактор. На должность тракториста был назначен Александр Кулачкин. В годы массового поиска «врагов народа» к суду по политическим статьям привлекались и колхозники. В 1937 году в селе Протасово были репрессированы: Земсков Кузьма Васильевич и Константинов Алексей Ефремович.
Суровым испытанием для Советского Союза стала Великая Отечественная война. Из Протасовского сельского поселения было мобилизовано 250 человек, из них 2 женщины - Кемаева А. П. и Кулачкина Е. И. Так как, из колхозов, совхозов и МТС была направлена на фронт почти вся работоспособная часть мужского населения, всю тяжесть дел приняли на себя женщины, подростки и старики. Промышленность, переведенная на военные нужды, прекратила выпуск сельскохозяйственных машин и орудий, запасных частей к ним и минеральных удобрений. Из-за нехватки квалифицированных кадров, особенно механизаторов, многие девушки были направлены на краткосрочные курсы. Так, в протасовском колхозе получили право работать на тракторе Нина Семёновна Атласова (Кокина) и Ольга Филипповна Филатова.
Вторая половина 1940-х - начало 1950-х годов - один из трудных, голодных периодов в истории развития крестьянства. Посевные площади уменьшились почти наполовину, в колхозах Большеигнатовского района имелось по 10 - 12 коров. Урожайность резко упала. Засушливый 1946-й год ещё более усугубил эти трудности. За годы четвёртой пятилетки протасовцы подняли урожайность зерновых, увеличили посевные площади и поголовье скота.
В связи с внутриполитическим курсом Хрущева Н. С. по укрупнению неперспективных деревень, на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 июля 1954 года в состав Протасовского сельского Совета вошел Новоселищинский сельский совет. 1 февраля 1963 в Мордовии было проведено укрупнение сельских районов. Согласно Указу Президиума Верховного Совета Мордовской АССР от 19 февраля 1963 года Большеигнатовский район был включен в Ардатовский. В связи с образованием 9 марта 1964 года Ичалковского района, Протасовский сельский совет из Ардатовского района передан Ичалковскому. На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1965 года вновь образован Большеигнатовский район, в который вошел Протасовский сельский Совет.
25 января 1994 года Мордовская ССР преобразовалась в Республику Мордовия. На основании закона «О местном самоуправлении РМ» от 9 сентября 1994 года и решения первой сессии депутатов Большеигнатовского районного совета от 14 декабря 1994 года вновь образован районный Совет и сформированы органы местного самоуправления Большеигнатовского района Республики Мордовия, в состав которого вошла и администрация Протасовского сельского Совета депутатов.
В селе Протасово Большеигнатовского района Республики Мордовия наиболее распространены бревенчатые дома обычной конструкции. Их строят их хвойных и лиственных пород деревьев, но предпочитают обычно сосну. Дуб и другие крепкие породы лиственных деревьев применяют в основном для нижних венцов и подоконников, больше подвергающихся загниванию от сырости. Современное жилище в селе Протасово Большеигнатовского района имеет более рациональную внутреннюю планировку. Для сооружения жилых домов стали использовать новые строительные материалы. Типовые архитектурные проекты составляются часто без учета местных особенностей.
Основными видами пищи населения села Протасово Большеигнатовского района РМ в прошлом были мучные изделия, мясо, яйца, молочные продукты, овощи и фрукты. Коренные изменения, происшедшие в деревне, повлияли на все стороны жизни, культуры и быта мордовского населения. Значительные перемены произошли и в домашней утвари. Ныне вместо глиняной и деревянной посуды используют современную металлическую и фаянсовую.
Разнообразнее стала пища. Развитая сеть магазинов позволяет покупать населению необходимые продукты в любое время года.
Традиционная обрядность занимает важное место в духовной культуре мордвы. Она отражает общественно-бытовой уклад, трудовую деятельность, знания об окружающем мире, эстетические и нравственные представления народа. Многие традиции поминальной и похоронной обрядности в настоящее время утеряны и забыты. Некоторые из-за влияния христианства видоизменились. Например, теперь не кладут в гроб вещи, не делают чучела, олицетворявшего покойника. Однако, следует отметить, что продолжают многие приглашать монахинь для чтения Псалтыря, сохраняется традиция отпевания умершего в церкви.
Мордва, как и многие другие народы Поволжья, народ древней земледельческой культуры. Уже к концу I тысячелетия н. э. земледелие в хозяйстве мордовского народа играло значительную роль. Сельское хозяйство и в первую очередь земледелие являлось основой хозяйства вплоть до 1917 года. хозяйство мордвы было приспособлено к условиям проживания. Постепенно, накапливая опыт, оно совершенствовалось и становилось более производительным. В настоящее время почти все сельскохозяйственные орудия, кроме косы, вил, грабель, применяемых на приусадебных участках, ушли в прошлое. Ныне используют самую передовую сельскохозяйственную технику.
1 Балашов В. А. Бытовая культура мордвы: Традиции и современность /
В. А. Балашов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992. - 254 с.
2 Баргова Т. С. Большое Игнатово: история земли игнатовской, запечатленная в археологических находках, исторических документах, воспоминаниях и размышлениях ее уроженцев: очерки / Т. С. Баргова. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2000. - 224 с.
3 Белицер В. Н. Народная одежда мордвы / В. Н. Белицер. - М. : Наука, 1973. - 216 с.
4 Большеигнатовский район: в лицах и событиях / коллектив МБУК «Центральная районная библиотека» Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия. - Большое Игнатово, 2015. - 168 с.
5 Бочкарев И. В. Первые поселения / И. В. Бочкарев // Восход. № 99. 3 июля 1982.
6 Бочкарев И. В. Шли разинцы на Арзамас и Нижний / И. В. Бочкарев // Восход. № 102. 24 июля 1982.
7 Вавилин В. Ф. Количественная оценка современных этнокультурных процессов в Мордовской АССР (сельское население) / В. Ф. Вавилин. - Саранск: Изд-во Сарат. ун-та., 1989. - 168 с.
8 Вавилин В. Ф. Мордовское народное зодчество / В. Ф. Вавилин. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1980. - 97 с.
9 Все о Мордовии: система государственной власти. Республика
Мордовия на географической карте. Города и села. Вехи истории. Деловая Мордовия. Социальная сфера. Культура. Религия: энциклопедический
справочник / сост.: Н. С. Крутов [и др.]. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. - 836 с.
10 Гераклитов А. А. Материалы по истории мордвы: Сб. выписок из печатных источников / А. А. Гераклитов. - М. : Соцэкгиз, 1931. - 124 с.
11 Гераклитов А. А. Алатырская мордва. По переписям 1624-1721 г. / А. А. Гераклитов. - Саранск: Мордгиз, 1938. - 114 с.
12 Голов И. О них нельзя забывать / И. Голов // Восход. №100. - 6 августа 1967.
13 Города и села Мордовии / сост. А. Н. Поршаков; науч. ред. А. В. Кленкин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. - 374 с.
14 Горюнова Е. И. Развитие жилища у мордвы / Е. И. Горюнова // Исследования по материальной культуре мордовского народа: труды Института этнографии АН СССР. - М. : Изд-во АН СССР, 1963. - Т. 86. - С. 127 - 146.
15 Динес Е. И. Традиционная пища и домашняя утварь мордвы / Е. И. Динес // Исследования по материальной культуре мордовского народа: труды Института этнографии АН СССР. - М. : Изд-во АН СССР, 1963. - Т. 86. -
С. 104 - 126.
16 Документы и материалы по истории Мордовской АССР: в 4 т. / под. ред. Б. Д. Грекова, В. И. Лебедева. - Саранск: Мордгиз, 1939. - Т. 1. - 435 с.
17 Документы и материалы по истории Мордовской АССР: в 4 т. / под ред. Б. Д. Грекова, В. И. Лебедева. - Саранск: Мордгиз, 1939. - Т. 2. - 351 с.
18 История Мордовской АССР: в 2 т. / общ. ред.: М. В. Дорожкин,
А. В. Клеянкин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1979. - Т. 1. - 320 с.
19 История Мордовской АССР: в 2 т. / отв. ред.: В. З. Дробижев. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. - Т. 2. - 432 с.
20 Заварюхин Н. В. Очерки по истории мордовского края периода феодализма / Н. В. Заварюхин. - 3-е изд., перераб. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. - 276 с.
21 Инжеватов И. К. Топонимический словарь Мордовской АССР / И. К. Инжеватов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. - 263с.
22 История Мордовии: с древнейших времен до середины XIX века: в 3 т. / под ред. Н. М. Арсентьева, В. А. Юрченкова. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. - Т. 1. - 344с.
23 История Мордовии: от эпохи великих реформ до великой российской революции: в 3 т. / под ред. Н. М. Арсентьева, В. А. Юрченкова. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005. - 412 с.
24 Корнишина Г. А. Экологическое воззрение мордвы (религиознообрядовый аспект) / Г. А. Корнишина. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. - 156 с.
25 Культурное строительство в Мордовской АССР. Сб. док-ов / сост. М. В. Дорожкин и др. - Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1986. - 396 с.
26 Лузгин А. С. Жизнь промыслов: промысловая деятельность крестьян Мордовии во второй половине XIX - начале ХХ в. / А. С. Лузгин. - 2-е изд., доп. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2007. - 227 с.
27 Лузгин А. С. Промыслы Мордовии / А. С. Лузгин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. - 143 с.
28 Макушин Н. П. Современное эрзянское жилище на территории Мордовской АССР. / Н. П. Макушин // Исследования по материальной культуре мордовского народа: труды Института этнографии АН СССР. - М. : Изд-во АН СССР, 1963. - Т. 86. - С. 192 - 209.
29 Марискин И. С. Кученяевская мордва: страницы прошлого / И. С. Марискин, О. И. Марискин. - Саранск: Издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2012. - 352 с.
30 Мокшин Н. Ф. Мордовский народ в истории и культуре Российского государства / Н. Ф. Мокшин, А. С. Лузгин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2012. - 256 с.
31 Мокшин Н. Ф. Мифология мордвы: этнографический
справочник / Н. Ф. Мокшин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. - 320 с.
32 Мокшин Н. Ф. Мордва и вера / Н. Ф. Мокшин, Е. Н. Мокшина. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. - 532 с.
33 Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы / Н. Ф. Мокшин, Николай Федорович. - 2-е изд., доп. и перераб. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998. - 245 с.
34 Мокшин Н. Ф. Мордовский этнос / Н. Ф. Мокшин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. - 159 с.
35 Мокшина Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX - начале XXI века / Е. Н. Мокшина. - 2-е изд., доп. и перераб. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2006. - 307 с.
36 Мордва: историко-этнографические очерки / отв. ред. В. И. Козлов и др. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. - 334 с.
37 Мордва: историко-культурные очерки / редкол.: В. А. Балашов (отв. ред.), В. С. Брыжинский, И. А. Ефимов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. - 624 с.
38 Мордва: очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / под общ. ред. Н. П. Макаркина. - 3-е. изд., - Саранск: Мордов. кн. изд- во, 2012. - 720 с.
39 Мордовия: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. А.И. Сухарев. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003. - Т. 1. - 576 с.
40 Мордовия: энциклопедия: в 2 т. / редкол.: А. И. Сухарев и др. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. - Т. 2. - 704 с.
41 Мордовия в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.: в 2 т. / редкол.: А. А. Данилов, В. А. Юрченков (отв. ред.) [и др.], - Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2005. - Т. 1. - 382 с.
42 Мордовия в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.: в 2 т. / редкол.: А. А. Данилов, В. А. Юрченков (отв. ред.) [и др.]. - Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2005. - Т. 2. - 422 с.
43 Мордовия в истории России: дорогами тысячелетия / под ред. Н. М. Арсентьева. - Саранск: Издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2012. - 596 с.
44 Надькин Т. Д. Сталинская аграрная политика и крестьянство Мордовии / Т. Д. Надькин. - М.: РОССПЭН, 2010. - 311 с.
45 Народы Мордовии: историко-этнографическое исследование / под ред. В. А. Юрченкова, Л. И. Никоновой. - Саранск: Респ. тип. «Красный Октябрь», 2012. - 607 с.
46 Новицкая А. П. и Федянович Т. П. Сельскохозяйственные орудия мордовских крестьян в XIX - начале XX в. / А. П. Новицкая, Т. П. Федянович // Исследования по материальной культуре мордовского народа: Труды Института этнографии АН СССР. - М. : Изд-во АН СССР, 1963. - Т. 86. - С. 77 - 103.
47 Семейно-бытовые обряды и праздники / сост. Е. Д. Буянкина и др. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. - 143с.
48 Смирнов И. Н. Мордва: ист.-этногр. очерк / И. Н. Смирнов. - Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2002. - 296 с.
49 Очерки истории Мордовской АССР: в 2 т. / под ред. В. Н. Бочкарева,
К. В. Кудряшова. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1955. - Т. 1. - 577 с.
50 Очерки истории Мордовской АССР: в 2 т.: 1917 - 1960 гг. / НИИ яз., лит., истории и экономики при Сов. М-ов МАССР. - Саранск: Мордов. кн. изд- во, 1961. - Т. 2. - 544 с.
51 Степанов П. Д. Андреевский курган: к истории мордовских племен на рубеже нашей эры / П. Д. Степанов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. - 108 с.
52 Юрченков В. А. Мордовский народ: вехи истории. / В. А. Юрченков. - Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2007. - 460 с.
53 Юрченкова Н. Г. Мифология мордовского этноса: генезис и трансформация / Н. Г. Юрченкова, редкол.: В. А. Юрченков (пред.) [и др.]. - Саранск: НИИ гуманит. наук при Правительстве РМ, 2009. - 412 с.