Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ДВУЯЗЫЧНОЙ БАЗЫ ЗНАНИЙ АНДРОИДНОГО РОБОТА (на материале предметной области «Автомобили»)

Работа №60982

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы31
Год сдачи2018
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
207
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 3
Введение 3
Терминология и терминосистема. Когнитивный подход к их
изучению 5
Фреймовый подход к описанию объекта 8
Граф как способ представления содержания текста 10
Сопоставительный анализ методов представления знаний в
формате «фрейм» и «граф» 12
Андроидный робот как интеллектуальная система 13
Предметная область. Проблема ее формализованного
представления 14
Методика введения денотатных графов в базу знаний
интеллектуальных систем 16
Моделирование диалога человек-робот на основе
денотатного представления предметной области 17
Заключение 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
ПРИЛОЖЕНИЕ

Настоящая работа посвящена изучению способов представления предметной области в интеллектуальных системах. Особое внимание в данной работе уделяется сетевой модели представления знаний, а именно денотатному графу.
Особый интерес сегодня привлекают исследования в области развития интеллектуальных систем и способов представления знаний в них. Система машинного перевода можно назвать одной из подобных систем. Всем известно, насколько несовершенен машинный перевод. Главная проблема неточности такого перевода заключается в том, что машина (компьютер) не умеет мыслить, размышлять, как это делаем мы, люди. Поэтому в настоящее время задача ученых заключается в том, чтобы научить компьютер мыслить, как человек. Область робототехники, безусловно, одна из ведущих областей, работающих над решением данной задачи. Однако для того, чтобы правильно, четко представить знания о какой-либо предметной области, необходима и помощь лингвистов. Именно поэтому данная работа проводится совместно с кафедрой Информационных технологий и автоматизированных систем (ИТАС) и Центром робототехники ПНИПУ.
Причины выбора предметной области «автомобили» объясняется тем, что сама область автомобилестроения является постоянно развивающейся и, таким образом, привлекает внимание ученых. Однако в данной работе мы ограничились работой двигателя внутреннего сгорания (далее ДВС), так как невозможно в рамках одного исследования охватить весь спектр технических возможностей автомобиля.
Построение различных лингвистических и когнитивных моделей сегодня также привлекает внимание ученых. В нашей работе будут описаны такие модели, как фрейм и граф. Фреймы будут рассматриваться как способ систематизации терминологии какой-либо предметной области. Графы, в свою очередь, как результат денотативного анализа, исследуются как способ описания не только понятий той или иной области, но и связей (отношений) между этими понятиями. Все
вышесказанное определяет актуальность проблемы, рассматриваемой в данном исследовании.
Объектом исследования является представление предметной области «работа ДВС». В качестве предмета выступает введение предметной области «работа ДВС» в интеллектуальную систему.
Цель работы заключается в построении денотатных графов, описывающих предметную область «работа ДВС» и их введение в интеллектуальную систему и моделировании диалога в системе «человек- робот».
В соответствии с целью работы ставятся следующие задачи:
• изучить фреймовый подход для систематизации понятий и
графовый метод для представления знаний и провести их сопоставительный анализ;
• изучить понятие андроидного робота с точки зрения интеллектуальной системы;
• изучить понятие предметной области, способы и проблемы ее формализации и представить предметную область «работа ДВС» с помощью денотатного графа;
• ввести денотатный граф в интеллектуальную систему и смоделировать диалог «человек-робот»;
Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Контекстуальный анализ английских и русских текстов, описывающих предметную область «работа ДВС»;
2. Прием систематики специальной лексики, в особенности ключевых понятий, необходимых для представления указанной выше предметной области, т. е. для построения денотатного графа;
3. Сравнительный анализ способов описания предметной области, а именно методов фрейма и денотатного графа.
Новизна работы заключается в практическом использовании метода построения денотатных графов с целью их дальнейшего введения в интеллектуальную систему и лингвистического моделирования возможного диалога в системе «человек-робот» на тему «работа ДВС».
Практическая значимость состоит в создании денотатных графов, представляющих знания о работе ДВС, которые в дальнейшем могут быть введены в систему для программирования робота, способного вести диалог с человеком на тему «работа ДВС».
Материалом исследования послужили тексты на тему «Работа ДВС» как на русском, так и на английском языках.
Методологическую базу составляют работы, посвященные глубинному изучению таких методов представления знаний, как денотатные графы (А. И. Новиков, Н.И. Жинкин, Н. А. Герте) и фреймы (И. Гофман, М. Минский), также труды в области терминологии (С. В. Гринев-Гриневич, М.К. Борисова, В. М. Лейчик, Д. С. Лотте, Е. А. Рябова), некоторые работы, исследующие представление предметной области (С. И. Макаренко, Ю. Долгов) и их представление в интеллектуальных системах (Г. В. Рыбина).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа была посвящена изучению способов представления предметной области в интеллектуальных системах. Особое внимание было уделено сетевой модели представления знаний, а именно денотатному графу.
Ключевыми теоретическими понятиями, на которые мы опирались в нашем исследовании, были понятия, термин и терминология, интеллектуальные системы, предметная область и денотатный граф. Кроме того, для сравнения было также изучено понятие фрейма как еще одного способа представления знаний. Изучив понятия фрейм и денотатный граф, были выявлены особенности их построения и их преимущества и недостатки при описании той или иной предметной области. Кроме того, было обнаружено, что фреймы лучше подходят для систематизации и представления терминологии какой-либо области, тогда как денотатные графы, являясь результатам денотативного анализа, более четко способны описать предметную область и связи (отношения) между понятиями данной области. Как уже было сказано, еще одно понятие, которое изучалось в настоящей работе, это предметная область. При изучении этого понятия, были рассмотрены способы ее описания и проблемы ее формализации.
Целью работы было построение денотатных графов, описывающих предметную область «работа ДВС» и их введение в интеллектуальную систему. Для реализации данной цели были найдены тексты по тематике, заявленной в работе, и выделены ключевые понятия, необходимые для построения графов. Как результат, нами было построено два графа: на русском и английском языках соответственно, которые представляли работу ДВС. Еще одна цель работы заключалась в том, чтобы смоделировать диалог в системе «человек-робот». Для этого были подобраны вопросы по выбранной нами тематике и спрогнозированы возможные ответы.
Согласно выполненной работе, можно отметить, что, во-первых, чтобы представить любую предметную область в интеллектуальной системе необходимо изучить большое количество текстов по соответствующей тематике и провести их денотативный анализ, выделяя основные понятия и определяя связи между ними, поскольку от того, насколько правильно была представлена предметная область на графе, зависит то, как интеллектуальная система будет вести себя при поиске необходимой информации о введенной в нее предметной области. Моделирование диалога «человек-робот», в свою очередь, показал, как по графу система может управлять информацией о предметной области и корректно отвечать на заданные пользователем вопросы.



1. Борисова, М. К. Терминология и терминосистема: аспекты
корреляции [Электронный ресурс]. - URL:
http://pglu.ru/upload/iblock/d0d/ch_05_sim_1_sektsii_11_14-m.k.-borisova-
28. pdf (дата обращения 11.03.2020).
2. Васильева, Е. А. К вопросу о предметной ситуации в переводе. Подходы к описанию предметной ситуации [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberlemnka.ru/article/v/k-voprosu-o-predmetnoy-situatsii-v-perevode- podhody-k-opisaniyu-predmetnoy-situatsii (дата обращения 11.03.2020)
3. Волосухина, Н. В. К вопросу о трактовке понятий «концепт» и «фрейм» в современной лингвистике [Электронный ресурс]. - URL: http:// pglu.ru/upload/iblock/362/uch_2010_iii_00007.pdf (дата обращения
11.03.2020) .
4. Герте, Н. А. Денотативная модель реферативного специализированного перевода. дис. ...канд. филол. наук: 10.02.19 / Герте Наталия Александровна. - Пермь, 2016. - C. 42-57.
5. Голованова, Е. И. Введение в когнитивное терминоведение. Учебное пособие [Электронный ресурс]. - URL: http://modernlib.ru/books/e_i_golovanova/vvedenie_v_kognitivnoe_terminoved enie_uchebnoe_posobie/read (дата обращения 11.03.2020).
6. Головчинер, М. Н. Введение в системы знаний. Курс лекций.
Томск: 2011 [Электронный ресурс]. - URL:
http://tic.tsu.ru/old/news/files/Системы%20знаний.pdf (дата обращения
11.03.2020)
7. Гофман, И. Анализ фреймов [Электронный ресурс]. - URL: http://christsocio.info/content/view/116/ (дата обращения 11.03.2020).
8. Гринев-Гриневич, С. В. Терминоведение. М: Академия, 2008. - 302 с.
9. Долгов, Ю. Предметная область исследования [Электронный ресурс]. - URL: http://fb.ru/article/43856/predmetnaya-oblast-issledovaniya (дата обращения 11.03.2020)
10. Жинкин, Н.И. Сенсорная абстракция // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии, - М., 1978. - C.51./ Н. И. Жинкин. Речь как проводник информации.- М.: Наука, 1982. - C.92.
11. Карпов, В.Э. Фреймы [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.rema44.ru/resurs/study/ai/present/L05-02-frame.pdf (дата
обращения 11.03.2020).
12. Кубрякова, Е. С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика - психология - когнитивная наука // Вопросы языкознания. 1994. № 4. - С. 34-47.
13. Лапина, А. В. Интеллектуальные информационные системы. Учебное пособие. - 204 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://files.lib.sfu- kras.ru/ebibl/umkd/228/u_course.pdf (дата обращения 11.03.2020)
14. Лейчик, В. М. Терминоведение: предмет, методы, структура. М:Либроком, 2006, - 256 с.
15. Лотте, Д.С. Основы построения научно-технической терминологии: Вопросы теории и методики. М.: Изд-во АН СССР,1961. - 157 с.
16. Макаренко, С. И. Интеллектуальные информационные системы. Ставрополь: СФ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. - 206 с.
17. Маслова, В. А. Когнитивная лингвистика: Учебное
пособие /
В. А. Маслова. - Мн.: ТетраСистемс, 2004. - 256 с. // Введение в когнитивную лингвистику [Электронный ресурс]. - URL: http://thelib.ru/books/valentina_avraamovna_maslova/vvedenie_v_kognitivnuyu _lingvistiku-read.html (дата обращения 11.03.2020).
18. Минский М. Фреймы для представления знаний// Электронная библиотека e-libra.ru [Электронный ресурс]. - URL: http://e-libra.ru/read/331636-frejmi-dlya-predstavleniya-znanij.html (дата обращения 11.03.2020).
19. Нелюбин Л. Л. Толковый переводоведческий словарь/Л.Л. Нелюбин. — 3-еизд., перераб. М.: Флинта: Наука, 2003.- 320 с.
20. Новиков, А. И. Семантика текста и ее формализация. М.:Наука, 1983. - 216с.
21. Реформатский, А. А. Термин как член лексической системы языка // Проблемы структурной лингвистики. М., 1968. - С.103-125
22. Рыбина, Г. В. Основы построения интеллектуальных систем. М.: Финансы и статистика, 2010. - 432 с.
23. Рябова, Е.А. Теоретические аспекты изучения терминов [Электронный ресурс]. - URL: http://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/1131 (дата обращения 11.03.2020).
24. Скребцова, Т. Г. Когнитивная лингвистика: Курс лекций. - СПб. Филологический факультет СПбГУ, 2011. - 256 с.
25. Хайруллин, В.И. Перевод и фреймы. М.: Либроком, 2010. - 144 с.
26. Цылова, Е.Г., Экгауз, Е. Я., Парамонов, Д.Н. Кластеры и
денотатные графы. [Электронный ресурс]. - URL:
http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/26655/1/notv_2013_196.pdf (дата
обращения 11.03.2020)
27. Minsky. A Framework for Representing Knowledge [Электронный
ресурс]. - URL:
http://web.media.mit.edu/~minsky/papers/Frames/frames.html (дата
обращения 11.03.2020)
28. Constructional vs. Denotational Conception of Aboutness.
[Электронный ресурс]. - URL: https://www.phil.muni.cz/
~raclavsky/texty/constructional_aboutness.pdf (дата обращения 11.03.2020)
29. Википедия. Андроид. [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Андроид (дата обращения 11.03.2020)
30. Википедия. Терминология. [Электронный ресурс]. - URL: http://ru . wikipedia.org/wiki/ Терминология (дата обращения 11.03.2020)
31. Лекция № 7. Представление данных и знаний о предметной
области [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.stgau.ru/company/personal/user/7635/files/lib/ИНСТИТУТ
%20%20ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО%20ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО %20ОБРАЗОВАНИЯ/Теория%20информационных%20процессов%20и %20систем%20(230400.62)/Фондовые%20лекции/Лекция%20N^7.pdf (дата обращения 11.03.2020)
32. Российский гуманитарный энциклопедический словарь
[Электронный ресурс]. - URL:
http://humanities_dictionary.academic.ru/5792/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D 0%BC%D0%B8%D0%BD (дата обращения 11.03.2020).
33. Онлайн-словарь Академик [Электронный ресурс]. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1327828 (дата обращения 11.03.2020)
34. Программа для построения графов [Электронный ресурс]. - URL: http://dreampuf.github.io/GraphvizOnline/ (дата обращения 11.03.2020)
35. Принцип работы двигателя внутреннего сгорания [Электронный ресурс]. - URL: http://autoustroistvo.ru/dvigatel-dvs/rabota- dvigatelya-vnutrennego-sgoraniya-takti-dvigatelya/ (дата обращения 11.03.2020)
36. ДВС - что это такое? [Электронный ресурс]. - URL: http://fb.ru/ article/224283/dvs—chto-eto-takoe-dvigatel-vnutrennego-sgoraniya- harakteristiki-shema (дата обращения 11.03.2020)
37. Internal Combustion Engine Basics [Электронный ресурс]. - URL: https://www.energy.gov/eere/energybasics/articles/internal-combustion- engine-basics (дата обращения 11.03.2020)
38. Car engines [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mpid- racer.com/car-engines.php (дата обращения 11.03.2020)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ