ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТАХ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Понятия и условия применения силы в вооруженных конфликтах 6
1.2. Систематизация международно-правовых актов, регулирующих правила
применения силы в вооруженных конфликтах 12
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ 30
2.1. Установление правил ведения войны (военных действий): средства и
методы ведения войны 30
2.2. Принуждение к миру как применение силы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТАХ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Понятия и условия применения силы в вооруженных конфликтах 6
1.2. Систематизация международно-правовых актов, регулирующих правила
применения силы в вооруженных конфликтах 12
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ 30
2.1. Установление правил ведения войны (военных действий): средства и
методы ведения войны 30
2.2. Принуждение к миру как применение силы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Проблема применения силы всегда была и остается одной из самых сложных и дискуссионных в международном праве. История человечества - история бесконечных войн и постоянных попыток на политическом, доктринальном и международном уровнях минимизировать последствия войны, что привело к формированию международного гуманитарного права (далее - МГП). Главная цель МГП - улучшить участь непосредственных участников вооруженных конфликтов и оградить от их последствий всех лиц, не принимающих участия в конфликтах, прежде всего гражданского населения. Очевидно, что в условиях постоянного совершенствования военной техники и вооружений усложняются средства и методы ведения войны, за чем не поспевают запретительные или ограничительные положения МГП, особенного его части, именуемой «гаагское право».
Вооруженные конфликты, имевшие место в конце XX - начале XXI в., являются подтверждением сказанного. Очевидно, что сила использовалась и продолжает использоваться для решения самых разных задач, с другой стороны, вся система Организации Объединенных Наций нацелена на то, чтобы процент применения силы был как можно меньше. Применение силы как через миротворчество под эгидой ООН, так и через гуманитарную интервенцию, через вооруженные конфликты, через гражданские войны сегодня приобретает особо острое звучание. Проблемы возможности, а главное, границ применения силы издавна остро стоят в международном праве. Безусловно, Организация Объединенных Наций, являясь фундаментом современного международного права, не может быть в стороне от этих проблем и должна наиболее четко отражать позицию современного международного сообщества по вопросу рамок применения силы.
Объектом исследования явились международные публичные отношения, возникающие в результате применения силы в международных
Предметом исследования выступили нормы права, касающиеся применения силы в международных вооруженных конфликтах.
Целью исследования является анализ теоретико-правовых основ применения силы в международных вооруженных конфликтах.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1) определение понятия и условий применения силы в вооруженных конфликтах;
2) анализ международно-правовых актов, регулирующих правила применения силы в вооруженных конфликтах;
3) рассмотрение правил ведения войны (военных действий), раскрытие понятия средства и методы ведения войны;
4) рассмотрение «принуждения к миру» как применение силы.
Теоретическую основу исследования составили труды таких отечественных и зарубежных учёных как И.Н. Арцибасов, Р.К. Голдмен, Гроций Г., С.А. Егоров, П.Г. Зверев, И.И. Котляров, А.Я. Капустин, С.А. Леншин, Ф.Ф. Мартенс, Г.И. Тункин, А. Фердросс, М. Хоффман, В. Шетай, Ю. Эллисон и др.
Методологической основой исследования является диалектический метод, а также общие и частные научные методы: анализа, синтеза, логический, обобщения, специальные научные методы сравнительно- правового анализа.
Нормативную базу исследования составили международные акты, такие как Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября
1970 г., Гаагские конвенции 1907 г., Женевские конвенции от 12 августа 1949 г., Дополнительные протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г., Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие от 10 октября 1980 г., Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала от 9 декабря 1994 г., Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и Совета Безопасности ООН и иные нормативно-правовые акты, в т.ч. касающиеся порядка применения силы в международных вооруженных конфликтах.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка использованных правовых источников и литературы.
Вооруженные конфликты, имевшие место в конце XX - начале XXI в., являются подтверждением сказанного. Очевидно, что сила использовалась и продолжает использоваться для решения самых разных задач, с другой стороны, вся система Организации Объединенных Наций нацелена на то, чтобы процент применения силы был как можно меньше. Применение силы как через миротворчество под эгидой ООН, так и через гуманитарную интервенцию, через вооруженные конфликты, через гражданские войны сегодня приобретает особо острое звучание. Проблемы возможности, а главное, границ применения силы издавна остро стоят в международном праве. Безусловно, Организация Объединенных Наций, являясь фундаментом современного международного права, не может быть в стороне от этих проблем и должна наиболее четко отражать позицию современного международного сообщества по вопросу рамок применения силы.
Объектом исследования явились международные публичные отношения, возникающие в результате применения силы в международных
Предметом исследования выступили нормы права, касающиеся применения силы в международных вооруженных конфликтах.
Целью исследования является анализ теоретико-правовых основ применения силы в международных вооруженных конфликтах.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1) определение понятия и условий применения силы в вооруженных конфликтах;
2) анализ международно-правовых актов, регулирующих правила применения силы в вооруженных конфликтах;
3) рассмотрение правил ведения войны (военных действий), раскрытие понятия средства и методы ведения войны;
4) рассмотрение «принуждения к миру» как применение силы.
Теоретическую основу исследования составили труды таких отечественных и зарубежных учёных как И.Н. Арцибасов, Р.К. Голдмен, Гроций Г., С.А. Егоров, П.Г. Зверев, И.И. Котляров, А.Я. Капустин, С.А. Леншин, Ф.Ф. Мартенс, Г.И. Тункин, А. Фердросс, М. Хоффман, В. Шетай, Ю. Эллисон и др.
Методологической основой исследования является диалектический метод, а также общие и частные научные методы: анализа, синтеза, логический, обобщения, специальные научные методы сравнительно- правового анализа.
Нормативную базу исследования составили международные акты, такие как Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября
1970 г., Гаагские конвенции 1907 г., Женевские конвенции от 12 августа 1949 г., Дополнительные протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г., Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие от 10 октября 1980 г., Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала от 9 декабря 1994 г., Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и Совета Безопасности ООН и иные нормативно-правовые акты, в т.ч. касающиеся порядка применения силы в международных вооруженных конфликтах.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка использованных правовых источников и литературы.
Запретить применение силы ещё не означает прекратить применение силы в международных отношениях: сила и слабость международного права определяются прежде всего его ролью в деле обеспечения международного мира.
Некоторые авторы утверждают, что «одной из главных задач международного права является ограничение возможности применения силы» . Однако, в контексте существующих международных реалий, правильнее было бы сказать, что одна из главных задач международного права состоит не только в ограничении, но и в проработанной регламентации ее применения, а также разработке эффективного механизма реализации международно-правовой ответственности за ее применение.
Анализ системы источников современного международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов позволяет сделать вывод о том, что в рамках МГП произошел переход от обычного по большей части права к праву договорному (кодифицированному). Однако это не значит, что классические обычные нормы отныне не более чем призрачные правила, единственным прибежищем которых остались труды XIX века. В действительности обычай продолжает жить рядом с писаными правилами, но он трансформируется и даже развивается.
Обычай остается в той мере, в какой писаное право не может предусмотреть всего и, в случае какого-либо пробела в нем, само ссылается на обычай. Таков смысл оговорки Мартенса, которая присутствует в многочисленных конвенциях, касающихся МГП.
Кроме того, так как государства не связаны всеми договорными документами, применимыми в случае вооруженных конфликтов, или могут денонсировать некоторые из них, обычай продолжает применяться к вооруженным конфликтам, которые по той или иной причине не регулируются конкретной конвенцией.
Взаимоотношения «обычай-договор-обычай» вызывают своего рода взаимный резонанс. В настоящее время некоторые резолюции основных органов ООН или Международных конференций Красного Креста способствуют выявлению, развитию и закреплению обычая.
Из всего вышесказанного следует, что государство, которое не связано или перестало бы быть связанным той или иной договорной нормой, применимой к тому или иному конкретному случаю, все равно не оказывается в правовом вакууме. Просто вместо договорной нормы государство использует обычные нормы МГП, причем такие, какими они стали в результате эволюционного развития, а не такие, какими они были, к примеру, сто лет назад.
Все правительства и иные группы, принимающие участие в вооруженном конфликте, должны соблюдать три важнейших принципа международного гуманитарного права: право сторон, находящихся в конфликте, выбирать средства для нанесения ущерба противнику не является неограниченным; запрещается нападать на гражданское население как таковое; следует всегда проводить различие между лицами, принимающими участие в военных действиях, и гражданскими лицами с тем, чтобы как можно меньше подвергать опасности последних.
В действующих международно-правовых актах и современной доктрине международного гуманитарного права не содержится определение понятий «методы» и «средства» ведения войны и не проводится различия между ними. В связи с этим ограничиваются возможности правоохранительных органов в квалификации боевых действий воюющих государств в случае применения ими запрещенных методов и средств.
Под методами войны следует понимать определенные способы использования сил и средств ведения войны. А под средствами ведения войны, в свою очередь, - различного рода вооружения, используемые в процессе ведения боевых действий.
В зависимости от критерия правомерности использования методы и средства ведения войны подразделяются на запрещенные (недозволенные) и незапрещенные (дозволенные). Запрещенные средства и методы ведения войны - это те средства, применение которых недопустимо по международному праву. Их использование рассматривается как военное преступление или преступление против человечности, влекущее за собой юридическую ответственность.
Закрепление правил ведения войн является важным этапом на пути формирования международно-правовых принципов и норм, касающихся прав и свобод человека во время вооруженных конфликтов. Их целью выступает ограничение воюющих сторон в средствах и методах ведения военных действий, а также защита жертв и участников вооружённых конфликтов.
Одной из форм применения силы в международных вооруженных конфликтах принято считать принуждение. Вооруженное принуждение (применение миротворческих сил Советом Безопасности Организации Объединенных Наций) следует рассматривать как крайний способ вынуждения сторон, находящихся в состоянии вооруженного конфликта, путем применения или угрозы применения вооруженной силы (миротворческих сил). Содержательной особенностью вооруженного принуждения является то, что оно выступает специфической формой направления вмешательства с использованием сил обеспечения безопасности и материальных средств, прежде всего военной техники и вооружения, применяемых для физического уничтожения живой силы сторон в конфликте (вооруженных сил), их техники, всевозможных сооружений и объектов Ситуации вооруженного противостояния между ООН и одной или несколькими сторонами в конфликте, которые становятся не такой уж редкостью в условиях современного миротворчества, юридически могут быть приравнены к ситуациям международного вооруженного конфликта, в рамках которого имеет место вмешательство третьих государств. Это означает, что ООН становится стороной внутреннего вооруженного конфликта, имеющего тенденцию к интернационализации. Миротворческие силы ООН при этом обретают статус законных участников вооруженного конфликта. Такая позиция, конечно, не снимает всех вопросов, связанных с определением статуса миротворческих сил, принимающих участие в принудительных миротворческих акциях ООН, но представляется вполне обоснованной, поскольку позволяет избежать юридической и фактической неопределенности в отношении применимости норм международного гуманитарного права к принудительным миротворческим операциям и операциям по поддержанию мира с применением принудительных мер. Вместе с тем, очевидно, что более четкие выводы могут быть сделаны применительно к конкретному вооруженному конфликту и ассоциированной с ним миротворческой операции, поскольку каждый мандат ООН индивидуален и предусматривает различную степень силового вмешательства.
С содержательной точки зрения учет данного фактора при решении вопроса о выборе того или иного средства принуждения должен включать в себя:
1) реальную оценку потенциальных возможностей миротворческих сил, как военных так и гражданских, с точки зрения эффективности разрешения вооруженного конфликта и достижения определенных социально-политических целей (управление в посткризисный период);
2) анализ складывающейся обстановки вооруженного конфликта, позволяющий сформулировать вывод о возможности и необходимости применения вооруженного насилия или разрешения даже самого антагонистического противоречия мирным путем;
3) состояние субъектов вооруженного насилия, которое, в свою очередь, может выражаться:
а) в их национально-этнических, религиозных и других социально-психологических особенностях;
б) в сложившихся традициях и идеологических установках по отношению к вооруженному насилию;
в) в морально-психологической готовности вступить в вооруженное противоборство ради достижения своих политических целей.
Всесторонний и более глубокий анализ указанных и других закономерностей возникновения и проявления вооруженного насилия в современных условиях, и, соответственно, направления вмешательства для устранения вооруженного насилия, позволят найти оптимальные приемы и средства для предотвращения возникновения вооруженного конфликта, снижение степени его остроты, в том числе и последствий.
Некоторые авторы утверждают, что «одной из главных задач международного права является ограничение возможности применения силы» . Однако, в контексте существующих международных реалий, правильнее было бы сказать, что одна из главных задач международного права состоит не только в ограничении, но и в проработанной регламентации ее применения, а также разработке эффективного механизма реализации международно-правовой ответственности за ее применение.
Анализ системы источников современного международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов позволяет сделать вывод о том, что в рамках МГП произошел переход от обычного по большей части права к праву договорному (кодифицированному). Однако это не значит, что классические обычные нормы отныне не более чем призрачные правила, единственным прибежищем которых остались труды XIX века. В действительности обычай продолжает жить рядом с писаными правилами, но он трансформируется и даже развивается.
Обычай остается в той мере, в какой писаное право не может предусмотреть всего и, в случае какого-либо пробела в нем, само ссылается на обычай. Таков смысл оговорки Мартенса, которая присутствует в многочисленных конвенциях, касающихся МГП.
Кроме того, так как государства не связаны всеми договорными документами, применимыми в случае вооруженных конфликтов, или могут денонсировать некоторые из них, обычай продолжает применяться к вооруженным конфликтам, которые по той или иной причине не регулируются конкретной конвенцией.
Взаимоотношения «обычай-договор-обычай» вызывают своего рода взаимный резонанс. В настоящее время некоторые резолюции основных органов ООН или Международных конференций Красного Креста способствуют выявлению, развитию и закреплению обычая.
Из всего вышесказанного следует, что государство, которое не связано или перестало бы быть связанным той или иной договорной нормой, применимой к тому или иному конкретному случаю, все равно не оказывается в правовом вакууме. Просто вместо договорной нормы государство использует обычные нормы МГП, причем такие, какими они стали в результате эволюционного развития, а не такие, какими они были, к примеру, сто лет назад.
Все правительства и иные группы, принимающие участие в вооруженном конфликте, должны соблюдать три важнейших принципа международного гуманитарного права: право сторон, находящихся в конфликте, выбирать средства для нанесения ущерба противнику не является неограниченным; запрещается нападать на гражданское население как таковое; следует всегда проводить различие между лицами, принимающими участие в военных действиях, и гражданскими лицами с тем, чтобы как можно меньше подвергать опасности последних.
В действующих международно-правовых актах и современной доктрине международного гуманитарного права не содержится определение понятий «методы» и «средства» ведения войны и не проводится различия между ними. В связи с этим ограничиваются возможности правоохранительных органов в квалификации боевых действий воюющих государств в случае применения ими запрещенных методов и средств.
Под методами войны следует понимать определенные способы использования сил и средств ведения войны. А под средствами ведения войны, в свою очередь, - различного рода вооружения, используемые в процессе ведения боевых действий.
В зависимости от критерия правомерности использования методы и средства ведения войны подразделяются на запрещенные (недозволенные) и незапрещенные (дозволенные). Запрещенные средства и методы ведения войны - это те средства, применение которых недопустимо по международному праву. Их использование рассматривается как военное преступление или преступление против человечности, влекущее за собой юридическую ответственность.
Закрепление правил ведения войн является важным этапом на пути формирования международно-правовых принципов и норм, касающихся прав и свобод человека во время вооруженных конфликтов. Их целью выступает ограничение воюющих сторон в средствах и методах ведения военных действий, а также защита жертв и участников вооружённых конфликтов.
Одной из форм применения силы в международных вооруженных конфликтах принято считать принуждение. Вооруженное принуждение (применение миротворческих сил Советом Безопасности Организации Объединенных Наций) следует рассматривать как крайний способ вынуждения сторон, находящихся в состоянии вооруженного конфликта, путем применения или угрозы применения вооруженной силы (миротворческих сил). Содержательной особенностью вооруженного принуждения является то, что оно выступает специфической формой направления вмешательства с использованием сил обеспечения безопасности и материальных средств, прежде всего военной техники и вооружения, применяемых для физического уничтожения живой силы сторон в конфликте (вооруженных сил), их техники, всевозможных сооружений и объектов Ситуации вооруженного противостояния между ООН и одной или несколькими сторонами в конфликте, которые становятся не такой уж редкостью в условиях современного миротворчества, юридически могут быть приравнены к ситуациям международного вооруженного конфликта, в рамках которого имеет место вмешательство третьих государств. Это означает, что ООН становится стороной внутреннего вооруженного конфликта, имеющего тенденцию к интернационализации. Миротворческие силы ООН при этом обретают статус законных участников вооруженного конфликта. Такая позиция, конечно, не снимает всех вопросов, связанных с определением статуса миротворческих сил, принимающих участие в принудительных миротворческих акциях ООН, но представляется вполне обоснованной, поскольку позволяет избежать юридической и фактической неопределенности в отношении применимости норм международного гуманитарного права к принудительным миротворческим операциям и операциям по поддержанию мира с применением принудительных мер. Вместе с тем, очевидно, что более четкие выводы могут быть сделаны применительно к конкретному вооруженному конфликту и ассоциированной с ним миротворческой операции, поскольку каждый мандат ООН индивидуален и предусматривает различную степень силового вмешательства.
С содержательной точки зрения учет данного фактора при решении вопроса о выборе того или иного средства принуждения должен включать в себя:
1) реальную оценку потенциальных возможностей миротворческих сил, как военных так и гражданских, с точки зрения эффективности разрешения вооруженного конфликта и достижения определенных социально-политических целей (управление в посткризисный период);
2) анализ складывающейся обстановки вооруженного конфликта, позволяющий сформулировать вывод о возможности и необходимости применения вооруженного насилия или разрешения даже самого антагонистического противоречия мирным путем;
3) состояние субъектов вооруженного насилия, которое, в свою очередь, может выражаться:
а) в их национально-этнических, религиозных и других социально-психологических особенностях;
б) в сложившихся традициях и идеологических установках по отношению к вооруженному насилию;
в) в морально-психологической готовности вступить в вооруженное противоборство ради достижения своих политических целей.
Всесторонний и более глубокий анализ указанных и других закономерностей возникновения и проявления вооруженного насилия в современных условиях, и, соответственно, направления вмешательства для устранения вооруженного насилия, позволят найти оптимальные приемы и средства для предотвращения возникновения вооруженного конфликта, снижение степени его остроты, в том числе и последствий.
Подобные работы
- Правовое регулирование применения силы в современном международном
праве
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СИТУАЦИИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Защита прав человека в ситуации вооруженных конфликтов»
(на примере Ирака)
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - Права и свободы человека во время вооруженных конфликтов
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 7200 р. Год сдачи: 2020 - Международно-правовое регулирование применения нелетальных видов оружия
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Ответственность за применение автономных систем вооружения в
международном вооруженном конфликте
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов (Новосибирский Военный Институт Войск Национальной Гвардии РФ)
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - Вооруженные конфликты современности: проблемы квалификации и применения норм международного гуманитарного права
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ОРГАНИЗОВАННЫХ ВООРУЖЕННЫХ ГРУПП ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СИТУАЦИИ НЕМЕЖДУНАРОДНОГО ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018



