Введение
Глава 1. Сравнение личности Петра I и императора Кан Си 6
Глава 2. Сравнение военных деятельностей Петра I и императора Кан Си
Глава 3. Экономические реформы Петра I и политики хозяйства
императора Кан Си 31
Глава 4. Административные реформы Петра I и режим политический
императора Кан Си 40
Глава 5. Преобразования Петра I в области культуры и успехи
культуры императора Кан Си 47
Глава 6. Оценки Петра Великого в интеллектуальных кругах Цинском 62
Заключение 68
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы. Россия и Китая имеют глубокую историю, в из прошлом было появилось много великих монархов. Император Кан Си и Петр Великий являются одними из самых выдающихся представителей. Петр Великий (30 мая 1672 - 8 февраля 1725) в 1682 году вступил на престол, во время его правления к 1725 году, военная сила и власть монарха России усиливались, территория расширилась, появился выход к морю и побоялся выше международный статус, в результате Россия модернизировалась. Время правления Петра I стал поворотным пунктом в российском обществе, после реформ, Россия стала европейской державой из окраинной страны. Его реформы в России повлияли на жизнь многих областях - экономической, государственного управления, науки, культурной.
Император Кан Си (4 мая 1654 - 20 декабря 1722) вступил на престол в 1661 году, при его правлении продолжительностью в 61 год, в Китае создан племенной режим, он содействовал развитию китайского феодального государства экономическому4 росту, и проявил интерес к западной науке. Он положил начало периоду процветания династии Цин и возвёл Китай на вершину режима абсолютизма.
Император Кан Си и Петр Великий имеют много общего:
1) они пришли на трон в молодом возрасте;
2) они укрепляли вооружённые силы, чтобы укрепить династию;
3) когда они взошли на престол, страны стояли перед многими трудностями;
Тем не менее, поверхностные сходства не могут скрыть большие существенные различия. Политика Петра Великого была направлена на сокращение социального разрыва между странами Западной Европы и Россией, его меры шли в соответствии с исторической тенденцией развития мира. А цель политики императора Кан Си была в том, чтобы упрочить основы господства феодального общества Китая. Он ограничивал развитие экономики капитализма и проводил политику закрытости в стране, последствия его политики вызывали скрытый социальный кризис.
Поэтому, исходя из указанных выше факторов, я хочу сравнить двух императоров и про-анализировать различные последствия правления для китайско-русской истории.
Объект и предмет исследования. Объект исследования - государственная деятельность Петра Великого и императора Кан Си. Т.к. объект изучения многогранный, мы выделяем в качестве предмета исследования его отдельные стороны, которые будут рассматриваться в работе, а именно: сравнение военной деятельности Петра I и императора Кан Си; экономические реформы Петра I и политика хозяйственная императора Кан Си; административные реформы Петра I и политический режим императора Кан Си; в области культуры и успехи Петра I и императора Кан Си.
Цель и задачи исследования. Цель работы -Анализ и сравнение государственной деятельности Петра Великого и императора Кан Си, чтобы показать личное влияние монархов на историю. Основными задачами являются: 1. Исследование личностей и императоров Петра Великого и императора Кан Си; 2. Сравнение их деятельности военной, экономической, административной и культурной; 3. Анализ их влияния на общество и разное направление развития России и Китая после XVIII века.
Методология исследования. Диссертация выполнена на основе исторических и сравнительных методов исторического исследования при изучении Петра I и императора Кан Си, принималось во внимание значительное влияние их государственной деятельности на развитие их стран , также принцип использовался системного комплексного исследования. Использование историко- типологического метода помогло разделить все типы государственной деятельности при Петре I и императоре Кан Си на военные, экономические, административные и культурные. Хронологические рамки работы ограничены, серединой XVII веки- XVIII век. Петр Великий в 1682 году вступил на престол и управлял страной до 1725 году, а правление императора Кан Си было с 1661 года по 1722 год, но влияние их государственной деятельности продолжалось на протяжении всего в цельном XVIII века.
Новизна представляемой диссертационной работы состоит в разработке темы сравнений Петра I и императора Кан Си ,до сих пор в историографии в этом направлении не было сделано много. В работе освещены некоторые государственные деятельностей Петра Великого и императора Кан Си в области истории, военной, экономической, административной и культурной. Представляемая диссертационная работа является большой редкостью в историографии данной темы.
Практическая значимость работы. Диссертационное исследование может реально быть применено на практике исторической науки или пример сравнительного изучения государственной деятельности Петра I и императора Кан Си.
Структура диссертации. Диссертация состоит из 6 глав, введения, заключения и списка использованных источников и литературы. Шесть глав посвящены четырём сторонам в государственной деятельности Петра I и императора Кан Си. Первая глава посвящена личностям Петра I и императора Кан Си. Вторая глава - сравнению военной деятельности Петра I и императора Кан Си , включая их личную военную деятельность и сражение за Албазин (1683—1689), в котором проявилась прямая связь двух императоров. Третья глава - Экономические реформы Петра I и политики хозяйства императора Кан Си. Четвёртая глава - административные реформы Петра I и режим политический императора Кан Си. Пятая глава посвящена сравнениям областей культуры двух императоров. Шестая глава - О влиянии Петра I и императора Кан Си на развитие своих обществ, и разное направление развития России и Китая после XVIII века.
Реформы в России предпринимались неоднократно, но ни одна их попытка не принесла таких масштабного у итогов, как же произошло в ходе реформы Петра Первого, которая полностью изменила облик России.
После военной реформы, кроме появления в России флота, который не только защищал Россию от вторжений, но и помогал Петру защитить выходы к морю, более значительно было то, что в ходе реформы Петр I сформировал свои взгляды на значение военного фактора : 1) Петр I подчеркнул значилось стратегического курса на расширение территории страны особенно для короля над морскими пространствами ; 2) Очень важно быть готовой и войнам стране ;При полной победы в войнах дают стране преимущества; 3) Особенно эффективно взаимодействие пехотных войск с конниками, также взаимодействие сухопутных войск с морскими силами.
Все российские императоры, начиная с Петра I, старались предстать прежде всего в образе воителей и предпочитали окружать себя военными и морскими офицерами. Даже императрицы в ХУШ веке иногда надевали гвардейский мундир. Но как отмечал данный посланник в России при Петр I Георг Грунд: «...Но вообще-то русский народ вовсе не имеет к этому склонности, а скорее считает все это бесполезными расходами, так как с кораблей нельзя совершить высадки, разве только в самой гавани, где ее достаточно могут защитить больверки. Стало быть, флот считают скорее прихотью царя, чем необходимой для России военной силой»30. Непосредственным преемникам Петра недоставало личной заинтересованности и средств для поддержания флота, и в 30-е годы XVIII века. Военно-морские силы России ослабли. Однако, будучи важнейшей составляющей могущества России как великой державы, флот не мог оставаться в забвения и был возрожден при Екатерине II. Российский историк Е. В.Анисимов сравнил стоимость строительства и содержания военно-морских сил раннего времени с разработкой космических программ в конце XX века. Это подходящая аналогия, особенно в русском контексте. Как Петровский флот, так в советские космические корабли стали источниками богатой символики, далеко выходящей за пределы их непосредственного назначения, они были воплощением притязаний России на первенство в мировой политике, поскольку давали ей средства для выхода за существующие границы.
После царствования Кан Си до конца XVIII века, династия Цин оставалась мощной национальной силой, но с начала XIX века, династия Цин шла к упадку, относительно процветание , которое Кан Си создал, продолжилось не долго. Крестьянские восстания начали происходить часто, династия Цин постепенно ослабевала. Объективно в китайском феодальном обществе действовал общий закон :взлёт в начале и падение в конце, но в субъективном плане, Цинские правители имели ошибки внутренней и внешней политике. В 1755 г. Цинская империя вошла во время его расцвета и император Цяньлун (1735 -1795) проводил политику - поддержание стабильности и неизменения статус-кво , чтобы поддерживать существующее положение империи. Эта политика в 18-ом веке хотя имела некоторое положительное значение, но в перспективе долгосрочного развития, это типичная политика, которая не была наделена на достижение результата и избегала решения существовавших проблем. В тот же период Цинское правительство имело такую серьезную проблему, которая являлась серьезной, коррупция в правящем классе. Коррупция стала обычным явлением в среде чиновничества династии Цин. Такие, как главный министр Хэшэнь при период императора Цяньлуна. Он пришел к власти в года 24 и в 1799 г. попал в тюрьму. Согласно неполным статистическим данным, только золота и серебра среди его конфискованной семейной собственности было соответственно до 1677 кг. и 150705 кг., что равнялось десятилетним налоговым доходам. Коррупция привела к серьезным последствиям и серьёзным социальным конфликтам, которые усилились.
Кроме того, смотря со стороны культурной и идеологической в восемнадцатом веке, Китай находился в относительной тусклой культурной среде, которая также в основном связана с политикой правителей. Политика репрессий Цинского правительства являлась очень строгой, в то время как Цинские правители игнорировали связи с западной культурой, эта политика для Китая оказала значительное негативное воздействие в культуре и мысли XVIII века. Для сравнения при Кан Си культурные связи между Китаем и Западными странами являлись более активным, император Кан Си имел большой интерес к западной культуре и науке и технике, особенно в области астрономии и математики. Но при император Юнчжэн (1723-1735) использовались меры для изгнания миссионеров. В период Цяньлуна Китай уже закрыл дверь , и не хотел поддержать отношения с западными странами окончательно , упустив возможность для прогресса. В течение этого периода, интеллектуалы Китая не узнали много о передовой западной культуре ,но решили проблемы только на основе традиционных культурных идей и теорий. В XVIII веке в идеологии и культуре Китая, хотя в некоторых отношениях и были некоторые элементы развития, но они не стали началом современной мысли. Китай по сравнению с мысли просветительской мыслью XVIII в. в некоторых западных странах, уже был очевидно отсталым.
После Великих географических открытий Китай стал попадать ранее беспрецедентные дипломатические ситуации. По сравнению с предыдущими династиями династия Цин имела особенно важную особенность — больше возможностей для контактов с западными странами. В то же время Китай выставлял себя как мировую на державу мира и смотрел на другие страны как на варваров, но после XVIII века Западные страны получили социальный прогресс и огромное развитие, поэтому дипломатической системе Китая был сделан серьезный вызов. В 1793 году, когда миссия во главе с британцем Джорджей Макартни прибыла в Китай, они заметили упадок династии Цин и смотрели на Китай как «обветшалую лодку». Это пророчество менее чем за полвека стало фактом, Китай получил тяжелое поражение в опиумной войне в 1840 году и постепенно стал полуколониальной страной.
Общая оценка государственной деятельности двух императоров такова:
1. Следует с пониманием относиться окружавшей императора Кан Си среде. Кан Си принял некоторые ошибочные для государственные деятельности установки из-за его исторической и географической среды происхождения. До захвати Пекина маньчжурская социальная структура еще находились в стадии родового общества, все её аспекты были далеко позади народа Хань, многие стороны политики они унаследовали от ханьцев, но произошел разрыв с прежней политике. Кроме того, Цинская империя находилась в Восточной Азии, за барьер от Тибета, монгольских нагорий и моря, Китай не имел много связей с внешним миром. А страны вокруг были более отставленные по сравнению империю Цин, не имел обо возможности узнать внешнее с ей Петра Великого. Император Кан Си был изолирован в сильном традиционном китайском круге культуры , не имел шанс в начале масштабные реформы.
2. Надо правильно понять суть реформы Петра Великого и государственной деятельности Кан Си. Войны Петра I осуществлялись для получения выхода к морю , войны Кан Си имели укрепление границы и поддержания целостности империи. Реформа Петра была против старой традиции и подрожала западным странам. Государственная деятельность Кан Си сводилась и тому , чтобы сохранить старые традиции, продлись существование старых систем и поддержать существующий порядок. В экономике Петр I стремился содействовать развитию национальной промышленности торговли и внешней торговли, носившей капиталистический характер, а Кан Си только удовольствовался сохранением традиционного крестьянского хозяйства, и принял политику физиократизма для ограничения капиталистического развития и торговли. Государственная деятельность Петра I привела к тому , что отсталый народ и страна в окружении мощных соседних государств вышла из столь тяжелого положения. Напротив государственная деятельность Кан Си привела к тому , что глубокий социальный кризис был скрыт под покровом видимости благополучия достатка. С окончанием золотого века, Китай увеличил отставание от западных страна.
1. Соймонов, Ф. И. История Петра Великого / отв. ред. П. А. Кротов. - СПб. : XVIII век, 2012. - С. 456
2. Цянь Му . Древние китайские политические удачи и неудачи. -
Коммерческое издательство, 2013. - С. 12 £- Ш^Ш, 2013, 12Ю
3. Анисимов, Е. В. Время петровских реформ / Е. В. Анисимов. - Л. : Лениздат, 1989. - С. 496
4. Анисимов, Е. В. Петр Великий. Личность и реформы / Е. В. Анисимов. - СПб. : Питер, 2009. - С. 448
5. Кротов, П. А. Битва при Полтаве : к 300-лет. годовщине / П. А. Кротов. - СПб. : Историческая иллюстрация, 2009. - С. 416
6. Jonathan D. Spence .Emperor of China: Self - Portrait of K'ang-Hsi . Reissue edition, 1988. С. 78-80.
7. Баггер, Х. Реформы Петра Великого: обзор исслед. / Х. Баггер; пер. с дат. В. Е. Возгрина, вступ. ст. и общ. ред. В. И. Буганова. - М.: Прогресс, 1985. - С. 145 - 151.
8. Милюков, П. Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия / П. Н. Милюков. - СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1905. - С. 679
9. Грунд, Георг. Доклад о России в 1705-1710 годах / перевод, статья и комментарии . Ю. Н. Беспятых. М. ; СПб., 1992. - С. 222
10. Лю Даниан . О исторических исследованиях Кан Си// Журнал
Исследование истории, № 3, 1961 -С.28-29.
1961^, 28-29Ю
11. Чжао Эрсюня и другие. Цин ши гаою. Китайское книгоиздательство, 1998. том 6 - С.11-15
ФШ, 1998^,#6, 11-15®)
12. Кротов П. А. 19 мая 1714 года. Загадка даты обретения Санкт- Петербургом официального статуса столицы России // Родина. - 2012. - № 7. - С. 4 -7.
13. Кротов П. А. Опыт государственной реформы Петра Великого и современная Россия // Российское государство в историческом измерении. СПб., 2013. С.58 - 71
14. Кротов П. А. Петр Великий: концепция власти и правления // Личность в истории в эпоху Нового и новейшего времени (памяти профессора С. И. Ворошилова). СПб., 2011. С. 27-33.
II Интернет - ресурсы
1 .http://wiki.mbalib.com/wiki/ %E5%BA%B7%E7%86%99%E5%B8%9D
2. http://www.xzbu.com/9/view-921878.htm
3. http://www.xzbu.com/1/view-267946.htm