Введение 3
Глава I. Анализ литературных источников по теме исследования 5
1.1. Особенности подготовки на месте состязания в день старта 5
1.2. Участие в главных соревнованиях 8
1.3. Особенности применения различных вариантов разминки в спортивном плавании
Глава II. Методы и организация исследования 17
2.1. Методы исследования 17
2.2. Организация исследования 18
Глава Ш. Анализ результатов исследования 20
3.1. Исходный уровень развития спортивного результата пловцов массовых разрядов 20
3.2. Экспериментальная методика проведения разминки перед главными
соревнованиями 21
3.3. Уровень спортивного результата в ходе педагогического эксперимента 22
3.4. Влияние применения различных методик проведения разминки на
спортивный результат пловцов 24
Выводы 27
Практические рекомендации 28
Список литературы 29
Приложение
Интенсификация спортивной деятельности, результатом которой является возросший уровень спортивных результатов, показанный пловцами на Олимпийских играх 2016 г., Чемпионате мира 2017 г. и Чемпионате Европы 2017 г. вызывает настоятельную необходимость в уточнении, а в ряде случаев и пересмотре отдельных положений, связанных с подбором и методикой проведения традиционных средств подготовки квалифицированных пловцов. Вышеперечисленное обуславливает, прежде всего, разминку. Объясняется это, во-первых, известной истиной, указывающей на то, что только рациональное использование разминочных средств создает благоприятный функциональный фон, способствующий адекватному восприятию тех сильных раздражений, которые возникают в процессе соревнований. Во-вторых, потребность проведения разминки вызвана целым рядом факторов организационного порядка. К ним относятся: недостаточно теплая вода, отсутствие специальных разминочных ванн, ограничение времени разминки во время соревнований и значительный промежуток между окончанием разминки в воде и началом стартов и др.
О важности предстартовой разминки свидетельствует тщательность выбора сильнейшими пловцами ее наиболее эффективных вариантов. В зависимости от дистанции, на которой собирается выступать спортсмен, и способа плавания каждый подбирает оптимальный для себя вариант разминки.
Несмотря на важность проблемы, в настоящее время отсутствуют исследования, раскрывающие проблему разминки пловцов перед главными соревнованиями. Это и предопределяет актуальность нашей работы.
Цель работы - экспериментально обосновать и проверить влияние применения различных вариантов проведения разминки в процессе выступления пловцов массовых разрядов на главных соревнованиях.
Рабочая гипотеза - предполагалось, что включение в разминку комплексов упражнений как на суше, так и в воде позволит эффективнее подготовить пловца к проплыванию дистанции 50 м «вольный стиль» в ходе выступления его на главных соревнованиях.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ и обобщение подготовки пловцов к главным соревнованиям в доступных нам литературных источниках.
2. Разработать различные методики проведения разминки перед выступлением на главных соревнованиях пловцов массовых разрядов.
3. Определить влияние применения различных методик проведения разминки на показатели спортивного результата на дистанции 50 м «вольный стиль» пловцов массовых разрядов.
В процессе исследования применялись следующие методы: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, контрольные испытания, педагогический эксперимент, математико-статистические методы.
Объектом исследования выступает разминка пловцов массовых разрядов.
Предметом исследования является методика применения комплексов упражнений, применяемых в разминке пловцов массовых разрядов в процессе выступления на главных соревнованиях.
Новизна исследования заключается в том, что в процессе исследования была выявлена эффективная методика проведения разминки перед выступлением пловцов массовых разрядов на главных соревнованиях.
Практическая значимость связана с констатацией факта о том, что перед выступлением пловцов на главных соревнованиях необходимо включать комплексы разминочных упражнений, выполняемых как на суше, так и в воде.
В результате теоретического анализа и проведенного педагогического эксперимента нами были сделаны следующие выводы:
1. Анализ литературных источников показал, что в последнее время не уделяется должного внимания разминке пловцов. В наибольшей степени это имеет отношение к подбору эффективных разминочных упражнений перед выступлением спортсменов на главных соревнованиях.
2. В результате теоретического анализа в разминку пловцов массовых разрядов были включены различные методики проведения разминки в ходе выступления на главных соревнованиях. Контрольная группа использовала разминочные упражнения только в воде, тогда как экспериментальная группа пловцов 1/3 разминочного времени отводила для использования комплекса разминочных упражнений на суше.
3. Результаты педагогического эксперимента показали положительное влияние использования различных методик проведения разминки на спортивный результат в плавании на дистанции 50 м «вольным стилем». Так, пловцам из экспериментальной группы улучшили время проплывания с 26,3 сек до 25,4 сек. А пловцы контрольной группы с 26,3 сек до 26,0 сек. Данные статистически достоверны (Р < 0,05).
1. Абсалямов Т. М; Тимакова Т. С. Научное обеспечение подготовки пловцов: Педагогические и медико-биологические исследования. — М.: Физкультура и спорт, 1993. - 191 с.
2. Биомеханика плавания (заруб. исследования): М.: Физкультура и спорт, 1981. - 25 с.
3. Булгакова Н.Ж. Плавание: Учеб. для ин-тов физ. культуры — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 320 с.
4. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. Учебное пособие. - М.: ФиС, 2001.
5. Бутович Н.А Современная тренировка пловца. — М.: Физкультура и спорт, Будапешт: Спорт, 1997. — 256 с.
6. Вайцеховский С.М. Книга тренера. — М.: Физкультура и спорт, 1971. — 312 с.
7. Вайцеховский С.М. Тесты в спортивном плавании //Теория и практика физ. культуры — 1978. — № 8. — С. 23—25.
8. Вржсневский В.В. Тренировка пловцов в соревновательном периоде //Плавание. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — Вып. 1. — С. 13—15.
9. Выкупов А.Д. Плавание : Учеб. для студентов пед. ун-тов и ин-тов. — М., 1996.
10. Гордон С.М., Кашкин А.А., Седых. В.В. Последовательность и продолжительность развития основных физических качеств в тренировочном цикле пловцов и гребцов //Теория и практика физ. культуры. — 1994, — № 2. — С. 10—13.
11. Гужаловский А.А., Фомиченко Б.М. Уровень развития физических качеств и результативность в плавании кролистов-спринтеров //Теория и практика физ. культуры. — 1971. — № 7. — С. 5—6.
12. Д. Тэлбот Как плыть быстрее: Пер. с англ. — М.: Физкультура и спорт, 1998. — 88 с.
13. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов (основы теории и методики воспитания). — Изд. 2-е. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 200 с.
14. Иванченко Е.И. Наука о спортивном плавании (Планирование подготовки, контроль и совершенствование техники, силы, гибкости, выносливости, скорости, управление спортивной тренировкой): Учеб.-метод. пособие. — Мн.: АФВиС РБ, 1993. — 168 с.
15. Инясевский К.А. Никитский Б.Н. Тренировка пловца. Пособие для тренеров. С. - П. 2000
16. Каунсилмен Д.Е. Спортивное плавание /Пер. с англ. Л.П.Макаренко.
— М.: Физкультура и спорт, 1982. — 208 с.
17. Лебель А.Е. Разминка пловца на стометровую дистанцию //Теория и практика физ культуры. — 2003. — Т. Х. — Вып. 5—6. — С. 371—376.
18. Макаренко Л.П. Базовая подготовка юных пловцов //Плавание. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — Вып. 2. — С. 8—15.
19. Макаренко Л.П., Ширковец Е.А. Построение спортивной тренировки высококвалифицированных пловцов: Метод, разарб. для слушателей ВШТ. — М., 1992. — 52 с.
20. Макаренко Л.П. Юный пловец - М.1983
21. Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсменов. — Киев: Здоров'я, 2000. — 200 с.
22. Молинский К.К. О подготовительных упражнениях на суше в тренировке пловцов //Теория и практика физ. культуры. — 1978. — Т. XXI. — Вып. 6.—С. 433—437.
23. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов — М.: Физкультура и спорт, 1992. — 280 с.
24. Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ.
культ./ Под ред. В.С. Иванова. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 176 с.
25. Сахновский К.П. Подготовка спортивного резерва. — Киев: Здоров'я, 1990. — 152 с.
26. Скворцов Б.Л., Ваньков А.А. К вопросу многолетней подготовки юных пловцов //Теория и практика физ. культуры. — 1993. — № 9. — С. 38—
42.
27. Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И.А. Педагогика спорта. — 1986. —С. 43—54
28. Тимофеева Е.А. Осокина Т.И. Обучение плавания в д/с М. - 2001
29. Хоменков Л.С. К вопросу о разминке //Теория и практика физической культуры, 1952, № 8, с. 596-603.
30. Третьяков Н.Д. Изменение скорости плавания в процессе многолетней тренировки //Плавание. — М.: Физкультура и спорт, 1997. — Вып. 1. — С. 22—23.
31. Федорова Л.Э. Исследование эффективности применения различных вариантов тренировочных занятий в тренировке квалифицированных пловцов—Мн.: Хата, 1994. — 80 с.
32. Фесенко С.Л. Основные варианты построения многолетней подготовки сильнейших пловцов мира: Метод. рекомендации. — Мн.: АФВиС РБ, 1993.—36 с.
33. Шебек В.Н. Ермак Н.Н. Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольника. Москва Просвещение - 2000
34. Шкребтий Ю.М. Некоторые направления оптимизации методики спортивной тренировки на этапе подготовки к высшим достижениям //Объективизация методики управления основными параметрами тренировочных нагрузок. — Киев, 2002. — С. 5—29.
35. Яроцкий Г.В. Влияние повышенных тренировочных нагрузок на спортивное совершенствование юных пловцов // Теория и практика физ.культуры. - 1991. - №9. - С. 47-51.