Организация художественно-творческой деятельности на основе эстетического и экологического подходов в условиях дошкольной образовательной организации (Дошкольное образование, Алтайский государственный педагогический университет)
База исследования: МБДОУ «Детский сад №173» и МБДОУ «Детский сад №103» г. Барнаула. В эксперименте приняли участие 100 детей старшего дошкольного возраста и 40 воспитателей.
Есть объемные приложение (методика исследования и результаты экспериментов в табличном виде).
Есть доклад и презентация к защите.
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы организации художественно-творческой деятельности детей на основе эстетического и экологического подходов 11
1.1 Особенности организации художественно-творческой деятельности детей 5-7 лет 11
1.2 Эстетический и экологический подходы к организации художественно-творческой деятельности детей 17
1.3 Модель организации художественно-творческой деятельности детей 5-7 лет на основе на основе эстетического и экологического подходов 23
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по художественно-творческому развитию дошкольников на основе эстетического и экологического подходов 33
2.1. Технология формирования организационно-педагогических условий для художественно-творческого развития дошкольников на основе эстетического и экологического подходов 33
2.2. Цель, условия и диагностический инструментарий опытно-экспериментальной работы 42
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по художественно-творческому воспитанию детей на основе эстетического и экологического подходов 48
Выводы по второй главе 74
Заключение 75
Список литературы 77
Приложения 82
Цель исследования: разработать модель и технологию организации художественно-творческой деятельности детей 5-7 лет на основе эстетического и экологических подходов.
Объект исследования: процесс организации художественно-творческой деятельности дошкольников.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия реализации художественно-творческой деятельности детей 5-7 лет на основе эстетического и экологического подходов.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить актуальность исследуемой проблемы и теоретически обосновать пути ее решения в образовательной практике.
2. Определить критерии эффективной организации художественно-творческой деятельности детей 5-7 лет на основе эстетического и экологического подходов.
3. Экспериментально определить эффективность разработанных модели и технологии организации художественно-творческой деятельности детей 5-7 лет на основе эстетического и экологического подходов.
4. Разработать методические рекомендации по организации художественно-творческой деятельности детей 5-7 лет на основе эстетического и экологического подходов.
Гипотеза исследования: организация художественно-творческой деятельности детей 5-7 лет на основе эстетического и экологического подходов будет эффективнее, если:
- сконструирована и внедрена в практику деятельности дошкольной образовательной организации модель организации художественно-творческой деятельности детей 5-7 лет на основе эстетического и экологического подходов, основанная на принципах системного подхода, включающая взаимосвязанные элементы: цель, задачи, организационно-педагогические условия, результат;
- разработана технология организации художественно-творческой деятельности детей 5-7 лет на основе эстетического и экологического подходов, включающая: цель, формы, методы, средства, этапы и уровни работы;
- определены критерии эффективной организации художественно-творческой деятельности детей 5-7 лет на основе эстетического и экологического подходов.
С позиций ФГОС ДО, особенности художественно-эстетического развития дошкольников заключаются в том, что освоение данной образовательной области должно быть сосредоточено на воспитании у обучающихся творчески-преобразующего взгляда на мир. При этом немаловажно учитывать специфические характеристики каждого ребенка, его предпочтений, чувств, эмоциональных состояний, устремлений.
В свою очередь, художественное воспитание на основе эколого-эстетического подхода – это целенаправленный, педагогически организованный процесс создания художественной среды, в которой осуществляется развитие ценностного отношения личности к красоте природы, способности к восприятию целостности мира природы и осознанию его гармонии в качестве выражения универсального закона жизни. Целью художественного воспитания на основе эколого-эстетического подхода является формирование личности с экоцентрическим типом сознания, воплощающей в своем образе жизни универсальные законы гармонии, равновесия и взаимной адаптации.
Однако успешная реализация множества современных методов и технологий изоэкологического воспитания возможна лишь в тех дошкольных образовательных организациях, где сформирована эффективная система развития и обучения педагогических кадров в рамках структурированной научно-методической деятельности. Для создания такой системы в стенах ДОО необходима опора на последние достижения управленческой науки и адекватной реализации руководящим составом учреждения всех функций менеджмента, включая планирование и организацию научно-методической деятельности, контроль за ее реализацией, а также обеспечение мотивации педагогического персонала к участию в научно-методической работе и координацию действий сотрудников ДОО в ее рамках.
Опытно-экспериментальная работа по реализации специально сформированных модели и технологии организации художественно-творческой деятельности старших дошкольников на основе эстетического и экологического подходов проводилась на базе МБДОУ «Детский сад №173» (г. Барнаул) и МБДОУ «Детский сад «103» (г. Барнаул).
Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы позволили выявить положительную динамику в развитии художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы на основе экологического и эстетического подходов. В целом результаты диагностики показали, что развитие художественного творчества у старших дошкольников экспериментальной группы находится на высоком и среднем уровнях. В контрольной группе также прослеживается положительная динамика, однако она не значительна.
При этом было установлено, что воспитатели обеих ДОО владеют методами и средствами развития художественно-творческих способностей старших дошкольников, но при этом затрудняются в организации соответствующей педагогической работы на основе синтеза эстетического и экологического подходов, прежде всего, из-за недостаточно высокого уровня развития научно-методической деятельности. На основании результатов анкетирования воспитателей был сделан вывод о том, что по окончании контрольного этапа опытно-экспериментальной работы уровень владения навыками организации художественно-творческой деятельности на основе эстетических и экологических подходов со стороны педагогов МБДОУ «Д/сад №103» значительно повысился. Большинство воспитателей уже не испытывают затруднения в выборе методов и средств в организации художественно-творческой деятельности дошкольников на основе эстетического и экологического подходов. В группе воспитателей МБДОУ «Д/сад №173» также прослеживается положительная динамика, однако она незначительна.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Андреев В.И. Художественно-эстетическое развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] В.И.Андреев. – Москва:Владос,2016. – 478 с.
2. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты [Текст] / Г. В. Беда. – Москва : РИП-холдинг, 2016. – 268 с.
3. Беляева, О. Фантазии и реальность [Текст] : [оригинальные способы создания творческих работ в технике монотипии] / О. Беляева, Н. Кондратенкова // Юный художник. – 2016. – № 5. – С. 40-41.
4. Блехер, Ф. Н. Психолого-педагогические основы развития креативности [Текст] / В. Н. Блехер. – Санкт-Петербург : СПГУТД, 2016. – 563 с.
5. Волкова, М. И. Методологические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте [Текст] / М. И. Волкова // Детский сад от А до Я. – 2015. – №5. – С. 21-23.
6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]/ Л. С. Выготский; под. ред. В. В. Давыдова. – Москва : Педагогика-Пресс, 2016. – 533 с.
7. Варламова, Н.Ю. Система экологического воспитания в саду [Текст] Н.Ю.Варламова// Детский сад от А до Я. - 2015. - № 6/-C/92-100
8. Галицких, Е.О. Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы [Текст] / Е.О. Галицких, О.В. Давлятшина // Педагогический имидж. – 2016. – №3 (32). – С. 16-27.
9. Запорожец, А.В.Путь к развитию творчества [Текст] А.В.Запорожец// Вопросы психологии. - 2016. - №11 - C. 32-38
10. Зверева О.Л. Проблемы работы с дошкольниками и их родителями [Текст] / О.Л.Зверева. - Москва: АСТ,2016. - 784 с.
11. Гончар, В. В. Модульное оригами [Текст] / В. В. Гончар. – Москва : Айрис-пресс, 2017. – 112 с.
12. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности : учебное пособие [Текст] / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – Калининград : КГУ, 2017. – 572 с.
13. Епишин, А. Импрессионизм. Искусство впечатления [Текст] / А. Епишин // Дом культуры. – 2016. – № 12. – С. 49-55.
14. Ерофеева, Т. И. Изобразительная деятельность в ДОУ [Текст] / Т. И. Ерофеева. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 456 с.
15. Иванова, Н. И. Воображение и творчество детей [Текст] / Н. И. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №10. – С. 10-13.
16. Запорожец, А. В. Психология творчества [Текст] / А. В. Запорожец. – М.: Академия, 2018. – 411 с.
17. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента [Текст] : учебное пособие / Н.И. Кабушкин. – М.: Новое знание, 2016. – 336 с.
18. Казакова, А. А. Проблема подготовки педагога к формированию творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельности [Текст] / А. А. Казакова // Герценовские чтения. Начальное образование. – Т.2. – Вып.1. – 2014. – С. 291-297.
19. Киреенко, В. И. Творчество в дошкольном возрасте [Текст] / В. И. Киреенко. – Ульяновск : Учитель, 2012. – 122 с.
20. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе [Текст] / Л. В. Кокуева. – Москва : АРКТИ, 2018. – 248 c.
21. Ковычева, Е. И. Народная игрушка [Текст] : учебно-методическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество» / Е. И. Ковычева. – Москва : Владос, 2018. – 159 с.
22. Коробицина, Т. А. Цветы, травы писать – добра, счастья искать [Текст] / Т. А. Коробицина. – Арханельск : АО ИППК РО, 2015. – 365 с.
23. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника [Текст] / Е. Е. Кравцова // Детский сад от А до Я. – 2017. – №4. – С. 85-88
24. Крылов, Е. К. Школа творческой личности [Текст] / Е. К. Крылов // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 7. – С. 11-20.
25. Куракин, В. Свет и цвет [Текст] : [вопросы и проблемы содержания обучения изобразительному искусству] / В. Куракин // Юный художник. – 2016. – № 11. – С. 41-45.
26. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г. М. Логвиненко. – Москва : Владос, 2017. – 144 с
27. Лыкова, И. А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду [Текст] / И. А. Лыкова, Н. А. Рыжкова. – Москва : Цветной мир, 2012. – 144 c.
28. Максяшин, А. С. Нетрадиционные техники рисования : их сущность и содержание [Текст] : учебное пособие / А. С. Максяшин. Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2016. – 44 с.
29. Манузина, Е.Б. Особенности управления научно-исследовательской деятельностью преподавателей педагогического вуза [Текст] / Е.Б. Манузина // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2018. – №1 (190). – С. 122-134.
30. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка [Текст] / Н. А. Менчинская. – Москва : Инфра-М, 2017. – 448 с.
31. Моисеева, Н. Объемная вышивка и аппликация лентами [Текст] : цветочные мастер-классы / Н. Моисеева. – Москва : Контэнт, 2016. – 96 с.
32. Молодова, Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников [Текст] / Л. П. Молодова. – Москва : Асар, 2015. – 112 c.
33. Молотова, В. Н. Нетрадиционные техники рисования [Текст] / В. Н. Молотова. – Москва : ФОРУМ, 2017. – 272 с.
34. Морозова, А. А. Творчество на занятиях в детском саду [Текст] / А. А. Морозова // Детский сад от А до Я. 2017. №4. С. 25-29.
35. Николаева, С. Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников [Текст] / С. Николаева. – Москва : Мозаика-Синтез, 2018. – 954 c.
36. Никольская, Е. Искусство, радующее глаз и освежающее душу [Текст] / Е. Никольская // Искусство в школе. –2018. – №1. – С. 38-41.
37. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Электронный ресурс] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 328 с. Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_rojdeniya_do_shkoly.pdf (Дата обращения: 05.05.2020 г.)
38. Пузаткин, О.В. Внешние ресурсы реализации научно-методической работы в школе [Текст] / О.В. Пузаткин // Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего: Сборник статей Девятых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами. В 2 ч. Ч. 1. – М.: МПГУ, 2017. – С. 261-266.
39. Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания: Межвузов. сб. научно-метод. тр. / Отв. В. В. Корешков. – Москва : ГОУ ВПО МГПУ, 2018. Вып. 2. – 293 с.
40. Пчелинцева, Е. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : Учебное пособие [Текст] / Е. В. Пчелинцева. –Нижний Новгород: Бумеранг, 2015. – 312 с.
41. Русские художественные промыслы [Текст] / отв.ред. М. Шинкарук. – Москва : Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2018. – 183 с.
42. Сазонова, Н. П. Лекционные и семинарские занятия по дошкольной психологии [Текст] / Н. П. Сазонова. – Барнаул: АлтГПА, 2014. – 381 с.
43. Семенова, М. Работа в смешанной технике [Текст] : [применение смешанной техники на занятиях акварельной живописью] / М. Семенова // Юный художник. – 2016. – № 3. – С. 40-42.
44. Сивухина, Е. А. Психолого-педагогические аспекты воспитания художественного вкуса [Текст] / Е. А. Сивухина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 8-1 (46). – С. 149–151.
45. Смирнова, Т. В. Экологическое воспитание в детском саду [Текст] / Т. В. Смирнова. – Волгоград : Учитель, 2016. – 174 с.
46. Соколова, Е. Е. Развитие творческих способностей дошкольников в художественной деятельности [Текст] / Е. Е. Соколова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №4. – С. 63-66.
47. Соломенникова, О. А. Ознакомление с природой в детском саду [Текст] / О. А. Соломенникова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2018. – 247 с.
48. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду : учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / В. Б. Косминская [и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : АСТ, 2015. – 255 с.
49. Угарова, В. С. Школа изобразительного искусства [Текст] / В. С. Угарова. – Москва : Изобразительное искусство, 2016. – 195 с.
50. Шакуто, Е.А. Управление научно-методической деятельностью педагогов образовательных организаций на основе проектно-целевого подхода: автореф. дисс. … канд. пед. наук [Электронный ресурс] / Е.А. Шакуто. – Казань, 2018. – Режим доступа: http://konf.x-pdf.ru/18pedagogika/314939-1-upravlenie-nauchno-metodicheskoy-deyatelnostyu-pedagogov-obrazovatelnih-organizaciy-osnove-proektno-celevogo-podhoda.php (дата обращения: 05.05.2020).
51. Шинкарева, Л. В. Формирование основ социально-экологической культуры у детей дошкольного возраста средствами зеленого уголка [Текст] / Л. В. Шинкарева // Детский сад от А.до Я. –2017. – № 6. – С. 67-73.
52. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников [Текст] / А. М. Федотова. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
53. Ясвин, В. А. Психолого-педагогическая коррекция субъективного отношения к природе в процессе экологического образования [Текст] / В. А. Ясвин // Вопросы психологии. – 2015. –№ 4. – С. 3–13.