Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ссудный процент в Христианстве и Исламе: история и современность

Работа №60963

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы63
Год сдачи2016
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
368
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. Основы нормативных учений Христианства и Ислама о ссудном проценте
1.1. Отношение к ссудному проценту в древности
1.2. Экономическое учение Христианства
1.2.1. Труд, собственность и богатство в учениях Ветхого и Нового Завета. Моральные стимулы в православной трудовой этике
1.2.2. Осуждение ссудного процента Христианской церковью
1.3. Экономические учения Ислама
1.3.1. Богатство и собственность в мусульманском учении. Закят как один из пяти Столпов Ислама
1.3.2. Осуждение ссудного процента в Исламсом учении
Глава 2. Современные аспекты Христианского и Исламского учения о ссудном проценте
2.1. Утопии беспроцентных экономик в постхристианских обществах 20го века
2.2. Современные антиспекулятивные концепции финансового сектора в постхристианских обществах и возможности их реализации.
2.3. Применение исламского банкинга и проблемы его развития в современной России
2.3.1. Характеристика исламского банкинга и его основные отличия от традиционных банков
2.3.2. Исламский банкинг в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ


Сегодня, в условиях существования постиндустриального общества, существует большое разнообразие религий и религиозных институтов, и все они оказывают влияние на различные сферы жизнедеятельности человека. Многие современные ученые считают актуальным влияние религии на социальную и экономическую деятельность.
Взаимосвязь между религией и экономикой существует с древнейших времен. Влияние преобладающей в современном мире или преобладавшей в прошлом религии на массовое экономическое поведение отчетливо просматривается в современной экономике. Определенное религиозное влияние можно обнаружить в ценностях современной экономической идеологии и в установках массового экономического сознания - в господствующих представлениях о собственности, деньгах, о мотивах труда, роли государства, о соотношении справедливости и эффективности.
С другой стороны, невозможно исследовать прямую зависимость между религией и экономикой, когда феномены религиозной жизни непосредственно порождали бы феномены экономические. Это привело бы к неоправданному сходству между религией и экономикой как двух разнокачественных и разнонаправленных сфер жизнедеятельности человека. В то же время считается возможным и необходимым исследовать зависимость между экономическими мотивами больших групп людей в той мере, в какой они определены их религиозными установками, и формами проявления этих мотивов в экономике.
Ростовщичество еще в древности считалось спутником частной собственности и воспринималось как неминуемое зло, но к сожалению, предпринимались лишь попытки ограничить его. Всему мировому сообществу известно, что две мировые религии: Христианство и Ислам осуждают ростовщичество и использование процента.
Ссудный процент является, пожалуй, наиболее сложным феноменом экономической сферы жизни общества, как с точки зрения экономической теории, так и при нормативном подходе. Экономический кризис 2008-2009 годов, накопление всевозможных банковских рисков, финансовая необеспеченность все большего числа активов, например, рынок недвижимости США - все это является примером алчности и ростовщического поведения людей.
Одним из подходов к решению данной проблемы, я считаю рассмотрение религиозно - этического аспекта финансовых отношений.
Информационной базой работы на заданную тему являются труды отечественных и зарубежных ученых: Рязанова В. Т., Румянцева М. А., Лукина С. В., Беккина Р. И., Раскова Д. Е., Олюнина С. В., Долгой М. Г., Абрамовой И. О., Дятлова С. А., Коваль Т. Б., Булгакова С. Н., Кеннеди М., Гизелл А., Вебера М., и других, а также данные периодической печати и сети интернет.
Цель работы - раскрыть возможности положительного влияния на современную экономику христианского и исламского учения о ссудном проценте в условиях нарастания кризисных процессов в финансовом секторе. Рассмотреть возможность применения, формального института, исламского банкинга и проблемы его развития в современной России.
Для достижения поставленной цели и получения результата решались следующие задачи:
1. Рассмотреть отношение к ссудному проценту в древности
2. Рассмотреть экономические категории в Христианстве и
моральные стимулы в православной трудовой этике.
3. Определить причины осуждения ссудного процента в
Христианстве
4. Рассмотреть экономические категории в Исламе.
5. Определить причины осуждения ссудного процента в исламских
учениях.
6. Раскрыть утопию беспроцентной экономики в постхристианских
обществах 20-го века
7. Рассмотреть современные антиспекулятивные концепции
финансового сектора в постхристианских обществах и возможности их реализации.
8. Определить исламский банкинг и выявить проблемы его применения в современной России
Объектом исследования данной работы является ссудный процент в двух мировых религиях (неформальных институтах): в Христианской религии и в Исламской религии.
Под ссудным процентом понимается - установленная цена, другими словами, плата(в денежном или ином выражении), которую заемщик обязан отдать кредитору за его прямое использование.
Предметом исследования: Возможности применения антиспекулятивных концепций финансового сектора в современной экономике.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и пяти приложений. Выпускная квалификационная работа изложена на 69 страницах машинописного текста, содержит 4 рисунка и 2 таблицы.
В первой главе «Основы нормативных учений Христианства и Ислама о ссудном проценте» рассмотрены: отношение к ссудному проценту в древности, экономические учения Христианства и экономические учения Ислама. Во второй главе «Современные аспекты Христианского и Исламского учения о ссудном проценте» изложены вопросы об утопии беспроцентной экономики в постхристианских обществах 20-го века, о современных антиспекулятивных концепциях финансового сектора в постхристианских обществах и возможностях их реализации, применение исламского банкинга и проблемы его развития в современной России.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассмотрев отношение к ссудному проценту в древности, экономические категории в Христианстве и моральные стимулы в православной трудовой этике, определив причины осуждения ссудного процента в Христианстве, рассмотрев экономические категории в Исламе, определив причины осуждения ссудного процента в исламских учениях, а также раскрыв утопию беспроцентной экономики в постхристианских обществах 20-го века, рассмотрев современные антиспекулятивные концепции финансового сектора в постхристианских обществах и возможности их реализации, определив исламский банкинг и выявив проблемы его применения в современной России, считаю целесообразным сделать краткие выводы по каждому из приведенных параграфов:
1. Отношение к ссудному проценту в древности: нудный процент, по мнению многих современных ученых, является изобретением шумерской цивилизации, а ставки по процентам в разных древних государствах устанавливались не на основе каких-то экономических показателей, а исходя из удобства в расчете. Следует отметить, что в древности существовали три важнейшие формы кредитов: обычный, беспроцентный, и антихрезный. Важным считается, что уже тогда существовали способы преодоления последствий негативного влияния ростовщичества. Например, большой срок долговой зависимости ( 3 года).
2. Труд, собственность и богатство в учениях Ветхого и Нового Завета. Моральные стимулы в православной трудовой этике: важно отметить, что восточно-христианская традиция, в отличие от западного христианства, не увязывает трудовую деятельность человека с жесткими целевыми критериями. Православная трудовая этика не ориентирует человека на неукоснительное подчинение дисциплине, как католическая, и, тем более, не мотивирует его денежными и профессиональными стимулами, как протестантская.
Относительно моральных символов в Христианской трудовой этике можно сделать следующие выводы:
1) Христианская трудовая этика не связана с определенным экономическим порядком и потому в полной мере универсальна;
2) Она ставит этические пределы безграничной рыночной
экспансии, потребительству и аморальному культу денег;
3) Она формирует нравственный капитал общества и стимулы
к социальной справедливости;
3. Осуждение ссудного процента Христианской церковью: в недавнем прошлом роль ссудного процента основывалась на моральных и этических принципах, которые диктовались определенными религиозными постулатами. Стоит заметить, что противопоставление убеждений о хозяйственной целесообразности и справедливости свойственно для всей истории становления экономической науки вплоть до современных исследований. Можно сделать вывод, что ссудный процент с точки зрения Христианства представляет собой грех против справедливости и является кражей времени, прошедшего между ссудой и ее возвращением.
При всех очевидных теологических расхождениях христианства и ислама, вызванные ими хозяйственные доминанты имеют общий характер - главенство этических начал в предпринимательстве и подавляющее положение труда в системе экономических ценностей.
Христианство и ислам - не просто мировые религии, но и идеологии, обращенные к естественному чувству солидарности и справедливости у всех людей. Неприятие алчности и эгоизма принимается христианам и мусульманам в качестве абсолютного долженствования.
4. Богатство и собственность в мусульманских учениях. Закят, как один из пяти Столпов Ислама: закят - религиозный мусульманский налог или вид благотворительности, который предписан каждому мусульманину. Таким образом, в исламе, так же как и в христианстве, основное усилие человека в его земной жизни должно быть направлено на приобретение не материальных, а духовных благ, а главный признак любви к Богу - это помощь нуждающимся, стремление делиться с ними, подтверждением тому в Исламе, является закят
5. Осуждение ссудного процента в Исламском учении: в Исламе существует понятие «риба», которая категорически осуждается Кораном, в дословном переводе обозначает - приращение и ее виды: риба «ан-наси'а» (долговая риба) и риба «ал-фадл -ибд» (излишек).
Можно сделать вывод, что ключевая проблема при интерпретации коранического запретарибы, заключается в следующем: не любой ссудный процент в Исламском учении можно рассматривать как ростовщичество.
6. Отличия в отношении к ссудному проценту в Христианстве и Исламе:
Христианство в отличии от Ислама прежде всего предполагает моральное осуждение ссудного процента. Ссудный процент в Христианстве - это грех, который относится к внутреннему миру человека. Поэтому, ограничение ростовщичества в христианском обществе происходит не в религиозной, а в светской жизни, так как церковь передает законодательное ограничение ссудного процента и спекуляций государству.
Составлено автором на основании статьи В. Т Рязанова “Роль религиозной этики в формировании этно-экономических (национальных) систем хозяйствования” 2008 г. 16 стр.
В Исламе же акцент сделан на связи неформальных институтов (религиозное осуждение ссудного процента) с формальными (учения исламских проповедников о дозволенной и недозволенной рибе). Такой подход явился предпосылкой к созданию исламского банкинга в 20 - веке.
7. Утопия беспроцентной экономики в постхристианских обществах 20го века: мировая экономическая система очень уязвима, возьмем к примеру, накопление всевозможных банковских рисков, финансовая необеспеченность все большего числа активов и т. д., и если цепочка проблем окажет воздействие на тот или иной регион мира или отдельную страну, это не останется без каких либо последствий для остальных участников экономических отношений.
Появившиеся теории о беспроцентной экономике С. Гезелля и М. Кенеди, современные ученые и критики считают неполноценными на основании того, что обесценивающиеся деньги становятся причиной инфляции. В долгосрочном периоде налог Гезелля приводит к следующим факторам:
• снижению покупательной способности населения;
• снижению товарооборота вследствие очень низкой покупательной способности населения;
• уменьшение спроса на товары с высокой эластичностью спроса и увеличение спроса на товары с низкой эластичностью;
• Происходит быстрое расслоение общества;
8. Современные антиспекулятивные концепции финансового сектора в постхристианских обществах и возможности их реализации: на
данный момент времени существуют две актуальных в наше время и значимых концепции о беспроцентной экономике: налог Д. Тобина и концепция В. Т. Рязанова. После ознакомления с данными концепциями следует сделать два ключевых вывода:
Во первых, применение налога в полной реализовалось, так как по идее налог должен очень маленьким, но обширный охват, и самым подавлению спекулятивных операций и крупные поступления денег для финансирования расходов на социальные нужды.
Во вторых, выдвижение «социализации финансов» весьма существенное значение. Это означает, что в теоретическую и практическую может вернутся проект социально - переустройства общества. финансов как геопроект, восстановить реальные экономике и обществе.
9. Характеристика исламского банкинга и его основные отличия от традиционных банков: исламские банки предлагают широкий спектр различных финансовых инструментов для осуществления финансовых операций, которые тесно связаны с принятием риска и не сильно отличаются от тех, что используются традиционными банками.
Таким образом можно сделать вывод, что принципы работы исламских банков совершенно не противоречат принципам работы рыночной экономики, и, отказываясь от взимания процента, работать на благотворительных началах исламские банки не стремятся. В то же время, этические запреты ростовщических операций в Исламе выразились в хозяйственно - правовой практике исламских банков, в которой ограничены или запрещены спекулятивные трансакции.
10. Исламский банкинг в России: На мой взгляд все существующие на данный момент исламские финансовые компании в России в той или иной мере занимаются спекулятивными операциями. Причиной по которой ни один из банков не выдает беспроцентные кредиты, может служить недостаток капитала. В целом если брать практику исламских финансовых компаний других стран, то беспроцентные кредиты выдаются не на бизнес, а не социальные цели (например на обучение) и в ограниченных масштабах, так как цель любого коммерческого банка - это получение прибыли.
В связи со всем вышесказанным можно сделать вывод, что в России спрос на услуги исламских банков крайне низок. Следовательно существуют препятствия на пути развития исламских финансов в России:
• Неясность в отношении спроса на исламские финансовые продукты
- низкое количество мусульман для которых важно соблюдение
норм религии в финансовых отношениях.
• Законодательство РФ не предусматривает функционирование подобных организаций в стран.
• Правовые и налоговые препятствия внедрения исламских финансов.
• Предубеждённое настроение к исламским финансам со стороны населения.
• Недостаток квалифицированных кадров в сфере исламских финансов, как экономистов, так и шариатских экспертов.
Но как и в любой стране, население которой исповедует Ислам, в России существуют предпосылки развития исламской финансовой системы:
• В Российской Федерации живет официально 20 миллионов этнических мусульман, это примерно 7% населения;
• Россия является страной-наблюдателем в ОИК (организация исламского сотрудничества;
• Республика Татарстан сотрудничает с институтами ОИК;
В России ежегодно проводятся мероприятия по Исламским финансам: Международная Инвестиционная Конференция, Казанский Саммит, семинары и пр.
Таким образом, цель данного иследования - раскрыть возможности положительного влияния на современную экономику христианского и исламского учения о ссудном проценте в условиях нарастания кризисных процессов в финансовом секторе, рассмотреть возможность применения исламского банкинга и проблемы его развития в современной России, я считаю достигнутой.



1. Аристотель. Политика / Пер. С. А. Жебелева, М. Л. Гаспарова. - М., 2002.
2. А. П. Лопухин. Толковая Библия. Толкование на книгу Исход. - М., Москва, 2003.
3. Иоанн Златоуст Беседы на послание к Ефесянам. 11.4 // Творения святого отца
нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе : СПб.,1905. Т. XI в 2 кн. Кн.1.
4. Дубянский А.Н. К вопросу об осуждении ростовщичества и процента в христианстве // Проблемы современной экономики. - 2011, №2.
5. В. Т. Рязанов “Роль религиозной этики в формировании этно-экономических
(национальных) систем хозяйствования”. - СПб., 2008 г.
6. В. Т. Рязанов. (Не)Реальный капитализм. Политэкономия кризиса и его последствий
для мирового хозяйства и России / В. Т Рязанов. -Москва: Экономика, 2016.
7. Д.Е. Расков. «Процент в хозяйственной этике и практике староверов».
Христианство и Ислам об экономике. М., 2008.
8. В. Василевский. / Журнал - Финансы и Банки № 5. - М., Москва, 2014.
9. Гуревич А. Средневековый купец / Одиссей. Альманах. Человек в истории: личность и общество. - М.: Наука, 1990. - 224с.
10. С. В. Лукин “Слово божье о богатстве материальном и духовном”/ С. В. Лукин. - М.: Минск, 2012.
11. Д.В. Щедровицкий. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево: Т. 1. Книга
Бытия. Изд. 6-е/ Д. В. Щедровицкий. - М.: Оклик, 2010.
12. Арх. Никифор. Библейская Энциклопедия. Выпуск 1 - ый / Арх. Никифор. - М.:
Москва, 1891.
13. Румянцев М. А., Расков Д. Е., Христианство и Ислам об экономике. - СПб., 2008 г.
14. М. А. Румянцев. Религиозные основания хозяйствования . - СПб., 2005.
15. Р. И. Беккин. Исламская экономическая модель и современность. / Издательский
дом Марджани. - М., Москва, 2009.
16. Баранов Х. К. Арабско-русский словарь. 7-е изд. М.:Русский язык, 2001.
17. Федоров К. Г. Лисневский Э. В. История государства и права зарубежных стран. -
Ростов - на - Дону, 1994. Ч.1.
18. Христианское чтение. Научно богословский журнал №6. “Социально экономическое учение Церкви” 2012г .
19. Т. Б. Коваль. «Религия и экономика. Труд, собственность, богатство» Изд. дом
Высшей школы экономики; М.; 2014.
20. К. Мяло, Севастьянов С. Крест над Россией// Москва. 1995. №12.
21. А. К. Попов. Принципы православной философии хозяйства// Проблемы
современной экономики. №3. / А. К. Попов. - М.: Москва, 2005.
22. Стецюра Т.Д. Хозяйственная этика Фомы Аквинского. — М.: РОССПЭН, 2010.
23. Ж. Ле Гофф. Средневековье и деньги: очерк исторической антропологии. — СПб.:
ЕВРАЗИЯ, 2010.
24. Газелль С. Естественный экономический порядок. / С. Газелль - Буэнос-Айрес, 1891 г.
25. М. Кеннеди. Деньги без процентов и инфляции. / Пер. Л Кальмер.// М.: Швеция., 1993 г.
26. Св. Иоанн Златоуст Полное собрание творений в двенадцати томах. Том седьмой Книга первая. М., 2000.
27. Браницкий А. Г., Корнилов А. А., “Ислам”. / А. Г. Браницкий, А. А. Корнилов. - М.:
28. Журавлев А. Ю. Принципы функционирования исламских банков // Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты / Под ред. Р. И. Беккина - М., 2004.
29. Коран / пер. С Арабского. и комментарии. И.Ю. Крачковского. - М.: Москва, 1964.
30. Ислам. Энциклопедический словарь», М.: Наука, 1991.
31. Коран. Переводы смыслов / Главы, ред. Мухаммед бен аш-Шейх Саид ар-Рошд / пер. с араб. В. Пороховой). М.: Совместное предприятие «Бук Чембэр Интернэшнл», 1991.
32. Баранов Х. К. Арабско-русский словарь. 7-е изд. М.:Русский язык, 2001.
33. Мчедлов М. П. Христианство—“Большая Советская «Энциклопедия» 1981.
34. Сахих аль - Бухари / Пер. В. А. Нирши. - М., 2003.
35. Hudson M. How Interest Rates Were Set, 2500 BC - 1000 AD. // Journal of Economic and Social of the Orient. - 2000. - Vol. 43, No. 2.
36. El - Hawaru, D., Grais, W. and Iqbal, Z. (2004) “Regulation Islamic financial
institutions: the nature of rhe regulated”, WP /3227 2004, World Bank.
37. Siddiqi M. N. Riba, Bank Interest and the Rationale of the Its Prohibition. - Jeddah,
2004.
38. Siegfried N. A. Concepts of Paper Money in Islamic Legal Thought / / Arab Law Quarterly. - 2001. - Vol. 16, No. 4.
39. Ожегов С.И. Электронная энциклопедия «Кругосвет» / С. И. Ожегов URL: http://www . krugosvet . ru/ (Дата обращения: 26. 11. 2015).
40. Сюкияйнен Л. Мусульманское право собственности: юридическое осмысление религиозных постулатов. //URL: http://www.gumer.info/bogoslov Buks/Islam/syk/ mus prav.php/ (Дата обращения 07.03.2016).
41. Иларион Волоколамский. Духовно нравственные аспекты современного
экономического кризиса. /Официальный сайт московского патриарха. /URL:/
http://www.patriarchia.ru/db/text/1668557.html// (Дата обращения 15.04.2016).
42. BBC — Religion & Ethics — 566, «Christianity» // URL:
http://www.bbc.co.uk/religion/religions/christianity/ (Дата обращения: 26. 11. 2015).
43. Status of Global Mission, 2013, in the Context of AD 1800-2025. Gordon-Conwell
Theological Seminary (2013).// URL:
http://www.gordonconwell.edu/resources/documents/statusofglobalmission.pdf/ (Дата
посещения: 05.02.16).
44. Global Christianity A Report on tte Size ans Distribution on the World’s Cristian
Population.The Pew Forum on Religion & Public Life (19 December 2013). URL: / http://www.pewforum.org/2011/12/19/global-christianity-traditions/#protestant/ (Дата
посещения: 05.02.16)
45. Religion Flow Chart: Christianity. Faiths and Freedoms: Religious Diversity in New York City. Macaulay Honors College at CUNY.// URL: http://polit.ru/article/2013/09/01/ps_shironin4/ (Дата посещения: 05.02.16).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ