ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Характеристика и значение нападающего удара в волейболе 5
1.2. Техника и методика нападающего удара в волейболе 11
1.3. Совершенствование командных технико-тактических действий в
нападении 13
1.4. Средства восстановления 15
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1. Методы исследования 18
2.2. Организация исследования 20
2.3. Методика, направленная на совершенствование прямого нападающего
удара у юных волейболистов 21
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 26
3.1. Результаты педагогического эксперимента 26
3.2. Динамика показателей физической подготовленности юношей
16-17 лет 26
3.3. Динамика показателей технической подготовленности юношей
16-17 лет 28
ВЫВОДЫ 31
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность: В сложившейся системе физического воспитания важное место принадлежит волейболу. Виртуозность выполнения приемов игры, быстрота, ловкость, слаженность действий игроков представляют захватывающее зрелище. Волейбол является не только средством массового физического воспитания, но и видом спорта, требующим специальной подготовки.
Для успешного выступления волейболистов в соревнованиях различного масштаба необходима всесторонняя физическая, технико-тактическая и психологическая подготовка.
Без мощного и агрессивного нападения невозможно добиться победы. В волейболе за последние несколько лет произошли значительные изменения, которые связаны как с естественным процессом развития игры, так и с существенными изменениями в ее правилах. На разных этапах, а именно, на этапе предварительной подготовки и этапе ранней спортивной специализации, решающее значение имеют физическая и техническая подготовка для выполнения всех элементов во время игры в волейбол (Клещев Ю.Н., 2003).
Эти виды и являются как бы фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства волейболистов. В доступной нам литературе обнаружено, что большинство научных исследований посвящены совершенствованию системы подготовки резервов большого спорта и недостаточно освещена проблема совершенствования прямого нападающего удара в школьной секции волейбола.
Объектом исследования является процесс совершенствования прямого нападающего удара у юношей 16-17 лет в школьной секции волейбола.
Предмет исследования: методика совершенствования прямого нападающего удара юных волейболистов.
Цель работы состояла в разработке и экспериментальной оценке методики совершенствования прямого нападающего удара у юношей 16-17 лет, занимающихся в школьной секции волейбола.
Задачи исследования:
^Проанализировать литературные источники по теме исследования.
2.Разработать методику совершенствования прямого нападающего удара для юных волейболистов, занимающихся в школьной секции.
З. Определить эффективность применения разработанной методики совершенствования прямого нападающего удара у волейболистов 16-17 лет. 4.Разработать практические рекомендации для занятий в секциях волейбола в школе.
Гипотеза: предполагалось, что разработанный нами комплекс специальных упражнений с увеличенной дозировкой и измененной их последовательностью, направленный на совершенствование прямого нападающего удара у юношей 16-17 лет, эффективно отразится на результативности его выполнения.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы: анализ научно-методической литературы;
педагогическое наблюдение;
тестирование;
педагогический эксперимент;
методы математической статистики.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработана методика совершенствования прямого нападающего удара волейболистов, занимающихся в школьной секции. Данная методика повысила результативность прямого нападающего удара. Разработанную и апробированную методику совершенствования прямого нападающего удара можно применять в тренировочном процессе для занятий в секциях волейбола в школе.
Результаты теоретического анализа и педагогического эксперимента позволили сделать следующие выводы:
1. В результате анализа данных литературных источников были выделены особенности техники прямого нападающего удара. Анализ теоретических источников показал, что методика совершенствования прямого нападающего удара для юных волейболистов школьной секции волейбола разработана не достаточно.
2. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что при его направленности на совершенствование прямого нападающего удара, одновременно не снижаются показатели по физической подготовке юных волейболистов, а в некоторых упражнениях наблюдается значительное увеличение результатов.
Разработанная нами методика по совершенствованию прямого нападающего удара в ходе педагогического эксперимента доказала свою эффективность. Результаты, полученные в процессе педагогического эксперимента, свидетельствуют о достоверном улучшении показателей как в физической, так и в технической подготовленности юных волейболистов.
3. В результате сравнительного анализа педагогического эксперимента было выявлено, что у юных волейболистов экспериментальной группы улучшились показатели в тестах «нападающий удар из зоны № 4 в зону № 1 и 5» на 3,7 раза и «нападающий удар из зоны № 2 в зону № 5 на 2,3 раза. Эти изменения являются статистически достоверными (Р<0,05). А изменения показателей в контрольной группе менее значимы и являются не достоверными (Р >0,05).
4. Данные соревновательной деятельности показали, что в экспериментальной группе в результате целенаправленной работы улучшились показатели в нападении, появилась сила и точность удара.
1. Айриянц А.Г. Волейбол [Текст] / А.Г.Айриянц. - М.: Физкультура и спорт, 1977.
2. Амалин М.Е. Тактика волейбола [Текст]/ М.Е.Амалин. - М.: Физкультура и спорт, 1972.
3. Ахмеров Э.К. Волейбол для начинающих [Текст] / Э.К.Ахмеров. - Минск: «Полымя», 1985.
4. Беляев А.В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование [Текст] / Методическое пособие./А.В.Беляев. - М.: ВФВ, 1995.
5. Виера Б.Л. Волейбол. Шаги к успеху: Пер. с англ. [Текст] / Барбара Л. Виера, Бони Джил Фергюсон. - М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2004.
6. Данилов С. Мировой женский волейбол [Текст] / С.Данилов.- М.: АРТ-ПРИНТ, 2004.-132 с.
7. Данилов С., Шипулин Г.Я. Мировой мужской волейбол [Текст] /
С.Данилов, Г.Я.Шипулин.- Мн.: Харвест, 2005.- 256 с.
8. Железняк Ю.Д., Чачин А.В., Сыромятников А.В. Волейбол: примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско- юношеских спортивных школ олимпийского резерва (этапы: спортивно¬оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). [Текст] / Ю.Д.Железняк, А.В.Чачин, А.В.Сыромятников. - М.: Советский спорт, 2003.
9. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена [Текст] / В.М.Зациорский - М.: Физкультура и спорт, 1966.
10. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии / В.М.Зациорский - М.:Физкультура и спорт, 1979. 151 с.
11. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания [Текст] / В.М. Зациорский. - Советский спорт, 2006. - 200 с.
12. Клевцов В.А., Попова Р.Ф. К 48 Технические приемы игры в волейбол [Текст] / В.А.Клевцов, Р.Ф.Попова. - Белгород: ИПЦ «Политерра»,2005.-56с.
13. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям: Учебное пособие. [Текст] / Ю.Н.Клещев - М.: СпортАкадемПресс, 2003.
14. Клещев Ю.Н. Управление тренировочным процессом в системе
многолетней подготовки волейболистов. [Текст] / Ю.Н.Клещев. - М.:
Физкультура и спорт, 1983.
15. Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист [Текст] / Ю.Н.Клещев, А.Г.Фурманов. - М.: Физкультура и спорт, 1979.
16. Ковалев В.Д. Спортивные игры: Учебник для студентов педагогических институтов по спец. "Физическое воспитание". [Текст] / Под ред. В.Д. Ковалева. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.
17. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. [Текст] / В.С.Кузнецов.- М.: Издательский центр «Академия»,2009.- 480с.
18. Кулагина Ю.И. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). Учебное пособие 3-е изд. [Текст] / Ю.И.Кулагина. - М.: Издательство УРАО, 1997.-С.161-172.
19. Методический сборник № 1 - «Современный волейбол»,
(Тренировка. Управление. Тенденции) Выступления Хулио Веласко, Дага Била, Филиппа Блэна, Джузеппе Аззары) - М.: ВФВ,2008.
20. Методический сборник № 2 - «Техника игры», (Метод обучения. Исполнение технических приёмов) DVD*- М.: ВФВ, 2008.
21. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. [Текст] / Н.Г.Озолин.- М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.
22. Осколкова В.А. Волейбол. [Текст] / В.А.Осколкова. - М.:
Физкультура и спорт, 1959.
23. Осколкова В.А., Сунгуров М.С. Волейбол [Текст] / В.А.Осколкова, М.С.Сунгуров. - М.: Ф и С, 1979.- 224 с.
24. Платонов В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение. [Текст] / В.Н. Платонов. - Киев. Олимпийская литература, 2014, - 624 с.
25. Подольская Т.В. Особенности технической подготовки волейболистов на предсоревновательном этапе [Текст] / Т.В.Подольская. - Малаховка, 1987.
26. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол» (спортивные дисциплины «Волейбол» и «Пляжный волейбол»). [Текст] / Под общей редакцией Ю.Д. Железняка, В.В. Костюкова, А.В. Чачина - М.: 2016. - 210 с.
27. Семенова Л.К. Возрастная физиология. [Текст] / Л.К.Семенова.- М.: Педагогика, 1990.-218 с. 22.
28. Фарбер Д.А. Физиология подростка. [Текст] / Д.А.Фарбер.- М.: Педагогика, 1998 -167 с.
29. Фетисова С.Л. Биомеханическое исследование подач в волейболе и методика их совершенствования. [Текст] / С.Л.Фетисова. - Л., 1974.
30. Фидлер М. Волейбол [Текст] / М.Фидлер.- М.: Физкультура и спорт, 1972.
31. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - учеб. пособие. [Текст] / В.П.Филин.- М.: Физкультура и спорт, 1987.
32. Фомин Н.А Физиология человека [Текст] / Н.А.Фомин.. -М.: Владос,- 1995.-401с
33. Чернов 10.И. Структура взаимодействия игроков при организации
групповых тактических действий в волейболе [Текст]
Автореф.дис.канд.пед.наук. -М.,1984. -23 с.
34. Чехов О.С. Основы волейбола [Текст] / О.С.Чехов. - М.:
Физкультура и спорт, 1979.
35. Шестакова М.П. Обработка спортивных данных на компьютере [Текст] / М.П.Шестакова. -М.: СпортАкадемПресс, 2002.-267с.