Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

Работа №60945

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2016
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
594
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЕ 8
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
воспитания культуры общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 8
1.2 Особенности воспитания культуры общения детей старшего
дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 20
1.3 Методические аспекты организации сюжетно-ролевой игры детей
старшего дошкольного возраста 25
Выводы по первой главе 30
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ 32
2.1 Организация и методики исследования 32
2.2 Анализ результатов экспериментального исследовани 38
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ

В ситуации затяжного духовно-нравственного кризиса, в условиях преодоления множественных социально-культурных проблем особую значимость в гармонизации жизни общества и человека приобретает необходимость воспитания культуры речевого поведения у детей дошкольного возраста с целью формирования речевого общения. Воспитание культуры речи детей - это не только овладение языковыми нормами, но и совершенствование выразительных средств языка в живом речевом общении. Речевое общение - это не только умение грамматически правильно и выразительно говорить, но и умение осознанно принимать информацию, передаваемую нам говорящим.
Педагоги и родители отмечают, что увеличивается количество детей дошкольного возраста, испытывающих трудности в общении со сверстниками. Это выражается в неумении находить подход к партнёру по общению, поддерживать контакт с детьми, сопереживать в печали и радоваться успеху друг друга, выражать симпатию к конкретному ребёнку. Всё это приводит к различным конфликтам между детьми, непониманию собеседников друг друга.
Исследования отечественных психологов, таких как А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, показали, что развитие ребёнка происходит во всех видах деятельности, но чаще всего в игре[19].
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра- это сложное психологическое явление, которое даёт эффект общего психического развития. По словам К.Д. Ушинского, в игре ребёнок «живет», и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни[41].
Психолог З.А. Запорожец отмечает: «Сюжетно - ролевая игра, как сказка, она учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков» [15].
Работа по формированию и развитию культуры общения в современных дошкольных учреждениях происходит чаще всего хаотичным образом. Отсутствует система планирования по данной проблеме. Педагоги лишь находятся на пути поиска наиболее эффективных приемов и методов формирования культуры общения и культуры поведения у детей дошкольного возраста. Наиболее эффективным способом организации культуры общения детей является игра. Игра занимает одно из ведущих мест в жизни ребёнка, выражается как основной вид деятельности, как средство всестороннего развития.
В сюжетно - ролевых играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они наблюдают вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Такие игры наиболее полно формируют личность ребенка, поэтому являются важным средством воспитания.
Необходимо более внимательно относится к воспитанию культуры общения детей старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и становлении личности ребёнка в целом.
Проблема данного исследования заключается в противоречии между необходимостью воспитания культуры общения старших дошкольников в основной их деятельности - сюжетно-ролевой игре, и отсутствием систематической работы дошкольных образовательных учреждений в данном направлении.
Исходя из вышесказанного, была определена цель нашего исследования: изучить особенности воспитания культуры общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Объектом исследования в рамках данной работы является культура общения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что активное
использование сюжетно-ролевой игры в воспитательно - образовательной деятельности является эффективным средством воспитания культуры общения детей старшего дошкольного возраста.
В данной работе были определены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания культуры общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно ролевой игре;
2. Выявить особенности воспитания культуры общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно ролевой игре;
3. Рассмотреть методические аспекты организации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста;
4. Провести экспериментальное исследование по проблеме воспитания культуры общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
База экспериментального исследования: МБДОУ Граховский детский сад «Радуга» общеразвивающего вида Граховского района Удмуртской республики. В качестве испытуемых выступили дети старшей группы №3 «Весёлые ребята» и №5 «Солнышко» в количестве 40 детей (по 20 из каждой группы). Группа №3 «Веселые ребята» - экспериментальная группа, группа №5 «Солнышко» - контрольная группа.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что её материалы могут быть полезны широкому кругу исследователей: педагогам дошкольного образования, психологам. Проведенное исследование позволит расширить и уточнить знания и представления о формировании культуры общения у детей старшего дошкольного возраста, определить эффективность использования сюжетно - ролевой игры в воспитательно - образовательной деятельности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы дипломного исследования могут быть использованы в педагогической работе воспитателями дошкольных образовательных учреждений и студентами при подготовке к семинарским и практическим занятиям.
В нашем исследовании использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме
исследования; эксперимент (наблюдение и беседа); количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования; тест на выявление культуры общения.
Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновываются научный аппарат, методология и методы исследования, раскрыты его научная новизна, практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы проблемы воспитания культуры общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно - ролевой игре» производится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания культуры общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре, рассматриваются особенности воспитания культуры общения, а также методические аспекты организации сюжетно-ролевой игры дошкольников.
Во второй главе «Экспериментальное исследование по проблеме воспитания культуры общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре» содержится описание проведенного исследования и анализ его результатов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данное исследовании был рассмотрен вопрос воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Исследование предполагало проведение теоретического и экспериментального изучения указанной темы. Проделанная работа осуществлялась в соответствии с задачами, сформулированными во введении.
В детском саду для воспитания культуры общения есть немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими, учатся жить в коллективе. Именно поэтому, воспитателям, работая с детьми, нужно больше внимания уделять формированию их культуры общения в играх и других видах деятельности.
Взаимоотношения с окружающими, которые формируются в процессе той или иной деятельности у детей, характеризуются следующим. Если любознательность ребенка удовлетворяется, его потребность в совместной деятельности и личностном общении со взрослыми, у него возникают известная широта социальных контактов и чувство доверия к окружающим. Если же потребность в общении недостаточно удовлетворена, у ребенка складываются избирательность, узость, контактов, чувство недоверия к взрослым и сверстникам.
Пяти - шестилетний ребенок нуждается в товарищах, сверстниках. В общении с ними он проводит 50-70% времени в детском саду. Ежедневно он вступает в контакты по многу раз, выбирая партнера свободно. Данный выбор зависит от характера деятельности. Для совместного труда дети стараются выбирать партнеров организованных, для игр и занятий — тех, кто «много знает, хорошо рисует, считает». Часто ребенок ориентируется и на нравственные качества сверстника. Перечисленные мотивы свидетельствуют о стремлении детей к деловому и нравственному комфорту во время сложной или интересной для них деятельности, о том, что агрессивные, неспокойные, отвлекающиеся сверстники не пользуются их расположением.
По данным психологов, у детей старших групп больше выражено стремление играть вместе.
В обществе взрослых отношения регулируются правилами, которые созданы на основании принципов нравственности. В них отражены требования к отдельному человеку со стороны коллектива и всего общества. В дошкольном возрасте дети через игру осваивают первоначальные правила поведения.
Отметим, что необходимо уделять больше внимания воспитанию культуры общения именно в старшем дошкольном возрасте, так как возможности нравственного воспитания расширяются именно в старшем дошкольном возрасте. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности к пяти годам. Старший дошкольный возраст представляет собой наиболее ответственный этап в процессе развития деятельности и механизмов поведения, в целом, в становлении личности дошкольника.
Во второй, практический части исследования, была организована и проведена опытно-экспериментальная работа. Исследование показало, что дети, с которыми ранее проводились работы по воспитанию культуры общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре, проявляют относительно меньшую степень инициативности в общении по сравнению с дошкольниками, с которыми такой работы не проводилось. С другой стороны, для дошкольников в экспериментальной группе характерен более высокий, по сравнению с детьми из контрольной группы, уровень чувствительности к воздействию сверстников. Эмоциональный фон общения дошкольников в экспериментальной группе является более благоприятным по сравнению с контрольной группой.
Таким образом, для детей из экспериментальной группы, в целом, характерен, более высокий уровень развития культуры общения, по сравнению с дошкольниками контрольной группы. Дети, с которыми проводились занятия по воспитанию культуры общения в сюжетно - ролевой игре, часто более активны в общении со сверстниками, межличностные отношения у них являются более продуктивными, число конфликтов - гораздо меньше. Дошкольники, с которыми прежде проводились занятия по воспитанию культуры общения в сюжетно-ролевой игре, обладают более полным представлением о сущности и значении вежливости, лучше ориентируются в формулах речевого общения, соответствующих конкретным ситуациям речевого взаимодействия, обладают более широким набором формул речевого этикета.
Таким образом, мы можем говорить о том, что задачи данного исследования решены, цель достигнута, а выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что активное использование сюжетно-ролевой игры в воспитательно - образовательной деятельности является эффективным средством воспитания культуры общения детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась.



1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.П.Арсентьева, - М.: Форум, 2012. - 144 с.
2. Арушанова А.Г. Коммуникация. Развивающее общение с детьми в сюжетно ролевой игре с детьми 6-7 лет. Методическое пособие / А.Г.Арушанова, Е.С.Рычагова, Р.А Иванова. - М.: Сфера, 2014. -208с.
3. Арькова Л.Ю. Игра - важное средство воспитания. -
Беспризорник/Л.Ю.Арькова, 2009. - №5. С. 5-12.
4. Ассаулова С.В. Дошкольная педагогика / С.В. Ассаулова, Н.О. Пичугина, Г.А. Айдашева. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.
5. Ахматьева Е.П. Культура речевого общения детей дошкольного возраста /Е.П.Ахматьева, А.М. Богуш. -Москва,2009. -86с.
6. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное
пособие/Т.М.Бабунова, -М.: ТЦ «Сфера», 2007. - 204 с.
7. Бажанова Т.В. Развитие формы сюжетно-ролевой игры в
дошкольном возрасте /Т.В.Бажанова - М.: Просвещение, 2008. - 215 с.
8. Бойченко H.A. Сюжетно-ролевые игры старших детей дошкольного возраста / Н.А. Бойченко. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://www.detskiysad.ru/igra/suzhet05.html Дата обращения (18.05.2016).
9. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших детей дошкольного возраста: мет. рекомендации для воспитателей и методистов дошк. обр. учреждений /С.С.Бычкова. - М.: АРКТИ, 2003. - 96 с.
10. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н.А.Виноградова, Н.В.Позднякова. - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2009. - 128 с.
11. Гуров В.Н. Программа мастерской общения «Спешите делать добро» / В.Н.Гуров, В.Н.Галяпина, В.Л.Муленко. - 2004. - № 3. - С. 20 - 25.
12. Деркунская В.Н. Дочки-матери или во что и как играть с современными мальчиками и девочками? /В.Н.Деркунская, А.Л.Харчевникова. Журнал «Обруч»: журнал в журнале «Психолог». - 2011. - № 6. - С. 13 - 15.
13. Деркунская В.А. Игровые приёмы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста /В.А.Деркунская. -2013.-200с.
14. Есина Л.Д. Воспитание культуры общения у старших дошкольников/Л.Д.Есина. М.:Феникс, 2013. -78с.
15. Запорожец А.В. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста /А.В.Запорожец. М.:Москва, 1978. -95с.
16. Карпова С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников / С.Н.Карпова, Л.Г.Лысюк. - М.: Издательство МГУ, 2000. - 142 с.
17. Кобазева Ю.А. Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте и его роль в процессе формирования личности ребенка /Ю.А.Кобазева // Психолог в детском саду. - 2003. - № 3. - С. 73 - 88.
18. Краснощекова Н.В. Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста /Н.В.Краснощекова. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 251 с.
19. Леонтьев В.Н. Избранные психологические
произведения/В.Н.Леонтьев. -М.: Москва» Педагогика», -1983. -383с.
20. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении /М.И.Лисина. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.
21. Лыкова И.А. Играют девочки/И.А.Лыкова, Е.И.Касаткина, С.Н.Пеганова. М.: Вентана- Граф, 2014. -78с.
22. Лыкова И.А. Играют мальчики/И.А.Лыкова, Е.И.Касаткина, С.Н.Пеганова. М.: Вентана- Граф, 2014. -78с.
23. Лялина Н.А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками /Н.А.Лялина. - СПб.: 2007. - 118 с.
24. Магомедова З.Ш. Педагогическая коррекция конфликтного поведения детей дошкольного возраста /З.Ш.Магомедова // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 5. - с. 116 - 118.
25. Макаренко А.С. Книга для родителей /А.С.Макаренко. - Педагогика. - 1986. - 302с.
26. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя детского сада /Д.В.Менджерицкая. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
27. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя /Н.Я.Михайленко, Н.В.Короткова. - М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2009. - 96 с.
28. Морозова Е.А. Межличностные отношения в группе детского
сада: практикум - [Электронный ресурс] - Режим доступа URL:
http://www.ivalex.vistcom.ru/metod11-25.htm (26.03.2016).
29. Муленко В.П. Необходимо ли учить детей играть / В.Л.Муленко //Дошкольное воспитание, 2009. - № 4. - с. 119 - 123.
30. Николаева С.О. Занятия по культуре общения с дошкольниками и младшими школьниками / С.О.Николаева. - М.: Владос, 2007. -106с.
31. Новикова Т.С. Психологическое значение сюжетно-ролевой игры в онтогенезе личности /Т.С.Новикова. - М.: Книжный мир, 2008. - 171 с.
32. Петерина С.В. Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста /С.В.Петерина. - М.: Просвещение, 1986. - 96 с.
33. Репина Т.А. Общение детей в детском саду и семье /А.Т.Репина, Р.Б.Стёркина. - М.: Москва, 2004. - 152с. Смирнова Е.В. Развитие общения детей со сверстниками /Е.В.Смирнова. - М.: Мозаика синтез, 2008. - 207с.
34. Смага А.А. Системно-комплексный подход к воспитанию культуры общения у детей 5-6 лет // Психолого-педагогические условия развития личности /А.А.Смага, Т.П.Воробьёва. -Мурманск, 2006. -№ 4. - С. 4 - 14.
35. Смирнова Е.О.Игровая деятельность современных дошкольников и ее влияние на развитие личности детей. «Социология дошкольного образования» / Е.О.Смирнова, О.В.Гударева. - М.: Москва, 2006. - с. 49 - 64.
36. Смирнова Е.О. Сюжетная игра как фактор становления межличностных отношений детей дошкольного возраста /Е.О.Смирнова // Культура психологии. - 2014. - № 4. - с. 2 - 8.
37. Смирнова Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками /Е.О.Смирнова. М.:Мозаика Синтез, 2012. -224с.
38. Тарабарина Т.И. Формирование навыков культуры общения у детей старшего дошкольного возраста/ТИ.Тарабарина// Дошкольник и младший школьник: проблемы воспитания и образования. - Ярославль, 2013. - с. 176 - 180.
39. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей/А.П.Усова, под ред. А.В.Запорожца -Просвещение, 1976. -96с.
40. Уханова А.В. Развитие эмоций и навыков общения у детей/А.В.Уханова. - М.: Речь, 2011. - 128с.
41. Ушинский К.Д. Родное слово /К.Д.Ушинский. - Москва, 2009. - 447с.
42. Хромова С.А. Игровые уроки общения для детей (2-6 лет) /С.А.Хромова. - М.: РИПОЛ классик; Дом. XXI век, 2014. - 192 с.
43. Шинкарёва Н.А. Особенности формирования культуры общения детей посредством сюжетно ролевой игры/Н.А.Шинкарёва, Н.А.Соловьёва. - М.: Меркурий, 2015.С. 139-141
44. Шоломицкая Н.Д. Специфика общения детей старшего дошкольного возраста/ Н.Д.Шоломицкая// Психолого-педагогические условия развития личности. - Мурманск, 2014. - С. 9 - 14.
45. Эльконин, Д.Б. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры/ Д.Б.Эльконин // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8. - с. 17 - 23.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ