ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА «ПРОКРАСТИНАЦИЯ» У СТУДЕНТОВ 11
1.1. Прокрастинация как предмет психологических исследований 11
1.1.1. Понятие прокрастинации 11
1.1.2. Виды прокрастинации и методы ее исследования 14
1.1.3. Актуальные направления исследования прокрастинаци 16
1.2. Исследования академической прокрастинации у студентов 21
1.2.1. Исследование прокрастинации у студентов в отечественной и
зарубежной психогии 21
1.2.2 Личностные корреляты прокрастинации 24
РЕЗЮМЕ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Цели и задачи исследования 28
2.2. Объект, предмет и гипотезы исследования 30
2.2. Описание выборки исследования 31
2.3. Организация исследования 32
2.4. Методы и методики исследования 32
2.4.1. Методики, измеряющие личностные характеристики 33
2.4.2. Методики, измеряющие уровень прокрастинации 36
2.4.3. Авторский опросник 37
2.4.4 Математико-статистические методы анализа данных 38
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К
ПРОКРАСТИНАЦИИ 40
3.1. Общая характеристика выраженности разных видов прокрастинации у
студентов 40
3.1.1. Исследование прокрастинации студентов с помощью
психодиагностических методик 40
3.1.2. Исследование прокрастинации студентов с помощью самооценки
и с помощью авторского опросника 41
3.1.3. Исследование различий в выраженности прокрастинации у
студентов в зависимости от социально-демографических признаков 46
3.1.4. Корреляционный анализ показателей прокрастинации 41
3.2. Исследование взаимосвязей выраженности прокрастинации и
психологических характеристик студенто 47
3.2.1. Исследование корреляционных взаимосвязей прокрастинации и
личностных особенностей студентов 47
3.2.2 Исследование корреляционных взаимосвязей прокрастинации и
мотивационных особенностей личности студентов 49
3.2.3 Исследование корреляционных взаимосвязей прокрастинации и
особенностей самоорганизации студентов 50
3.2.4 Исследование корреляционных взаимосвязей прокрастинации и
особенностей самоотношения студентов 52
3.2.5 Корреляционные взаимосвязи прокрастинации в разных сферах
деятельности с личностными характеристиками студентов 54
3.2.6. Исследование различий в выраженности личностных характеристик студентов в зависимости от социально-демографических
факторов 57
3.3. Регрессионный анализ прокрастинации и психологических
характеристик студентов 58
3.4. Исследование психологических характеристик студентов с разной
степенью выраженности прокрастинации 62
3.5 Обсуждение результатов 64
ВЫВОДЫ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
Еще несколько лет назад о феномене «прокрастинация» в России мало кто слышал, а тем более изучал. Сейчас же накопилось немалое количество работ по данной теме, а само понятие вошло в привычный обиход. Но вот только количество откладываемых дел при этом не уменьшилось.
Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день появляются исследования, которые говорят о положительном эффекте прокрастинации у студентов. У термина прокрастинация есть дата рождения - 1977 год. Однако спустя почти 40 лет мы не только не справились с данной проблемой, но еще больше в ней запутались.
На учебную деятельность студентов вуза оказывает влияние множество факторов [1]. К важнейшим факторам, определяющим успешность учебной деятельности студентов вуза, можно отнести академическую прокрастинацию и учебную мотивацию.
На данных момент за неимением решения проблемы стали появляться статьи, утверждающие положительный эффект прокрастинации. Это к тому же одно из популярных направлений исследований сейчас.
Мы же предлагаем разобраться в самой структуре данного понятия, дабы «не множить сущее без необходимости».
Проведенный анализ литературных источников показывает, что большое количество авторов изучали феномен прокрастинации студентов. Данная тема достаточно подробно изучена в отечественной и зарубежной психологии. После просмотра психологической литературы по данной теме можно сделать вывод, что целенаправленно изучением взаимосвязи феномена прокрастинации с личностными особенностями студента в России исследователи стали заниматься совсем недавно. Сюда можно отнести исследования педагогов Я.И. Варваричевой, А.А. Горбуновой, Н.Н. Карловской [3;4;7;9]. Такие психологи, как Е.Ю. Мандрикова, С.Б. Мохова, А.Н. Неврюева и другие дали подробное описание такому понятию, как «прокрастинация» и разработали психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов [13;15]. Также, в монографиях Б.Г. Ананьева описаны максимально полно основные закономерности психического развития студентов [1]. В работах таких психологов, как А.Б. Хромов, О.О. Шемякина, И.С. Якиманская, В.В. говориться о влиянии прокрастинации на уровень стресса у студентов [17;18;19]. Также схожими работами можно считать пособия В.П. Серкина, В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, где авторы определяют место и роль прокрастинации у студентов, а также представляют различные опросники личности, самоотношения и т.д. [15;16].
Также рассмотрены материалы статей из специальных
психологических журналов по исследуемому вопросу Н.И. Гуткиной, Г.Ф. Кумариной, Н.П. Локаловой, А.К. Марковой [52;37;42;61 -64].
В результате анализа данной проблемы было выявлено противоречие между увеличением количества студентов-гуманитариев с феноменом прокрастинации и методов оказания помощи таким студентам. Хотя теоретических разработок по выявлению причин прокрастинации студентов и взаимосвязи этого феномена с личностными особенностями большое количество, работ, результаты которых можно применять на практике - недостаточно.
Таким образом, проблема исследования заключается в следующем: в чем заключается взаимосвязь прокрастинации с личностными особенностями студента-гуманитария?
Объектом выпускной квалификационной (бакалаврской) работы выступает феномен «прокрастинации у студентов».
Предметом исследования является взаимосвязь различных сфер прокрастинации с психологическими характеристиками студента- гуманитария.
В качестве гипотез нашего исследования мы высказываем предположения о том, что:
1. Прокрастинация неоднородно проявляется в различных сферах
деятельности, в таких как: учеба, бытовые дела, принятие жизненно важных решений, принятие повседневный решений.
2. Степень выраженности прокрастинации в различных сферах деятельности неодинакова и избирательно связана с такими личностными чертами как: перфекционизм, мотивация достижения / избегания неудач, самооценка, экстраверсия, самоорганизация и др.
Цель данного исследования - выявить и описать психологические характеристики, способствующие прокрастинации у студентов.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1. Обобщить и раскрыть множественность определений понятия «прокрастинация», имеющихся в зарубежной и отечественной литературе;
2. Сопоставить и обобщить данные зарубежных и отечественных исследований, касающихся взаимосвязи прокрастинации с личностными особенностями;
3. Провести эмпирическое исследование связи прокрастинации с распространенными личностными коррелятами данного феномена на студенческой выборке, а также изучить характер связей прокрастинации в зависимости от сферы ее проявления с теми личностными характеристиками;
4. На основании полученных эмпирических данных провести корреляционный, а также сравнительный анализы взаимосвязей прокрастинации и личностных особенностей студентов, а также общего показателя прокрастинации и прокрастинации по сферам ее проявления.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют общие положения об общественно-исторической обусловленности психического развития ребенка (Л.С. Выготский), основные концепции развития личности на различных этапах онтогенеза (Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и другие); исследования по влиянию внутриличностных
11
противоречий на межличностное взаимодействие (Е.С. Калмыкова); теория содержательного обобщения В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина и другие.
Методы исследования: теоретические, эмпирические, опросные методы (тестирование, анкетирование, беседа, констатирующий и формирующий эксперименты), метод статистической обработки результатов исследования, количественный и качественный анализ данных
В качестве методов использовались опрос и тестирование, к которым принадлежат такие выбранные нами методики, как:
1. Пятифакторный опросник личности Р. МакКрае и П. Коста
2. Опросник самоорганизации деятельности Е.Ю.Мандриковой
3. Опросник самоотношения В.В.Столина и С.Р.Пантелеева
4. Диагностика мотивации достижения А.Меграбиана
5. Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта
6. Шкала общей прокрастинации С.Лэй (C.Lay)
7. Шкала прокрастинации Такмена (Tuckman)
8. Авторский опросник
Но при проведении исследования нас интересовала не только количественная выраженность прокрастинации, но и качественное ее проявление. Поэтому было проведено полуструктурированное интервью на предварительном этапе исследования.
Математические методы анализа: описательная статистика, кластерный анализ, сравнительный анализ (критерий t Стьюдента), дисперсионный анализ, корреляционный анализ (Спирмен).
Этапы исследования включают в себя:
1. Анализ и обобщение психологических и педагогических источников по проблеме исследования;
2. Подбор и применение методик и тестов, направленных на выявление прокрастинации в обучении у студентов;
3. Фиксация и подсчет результатов, достигнутых после проведения тестов и методик по определению взаимосвязи феномена прокрастинации у студентов гуманитариев с личностными особенностями.
Опытно-экспериментальной базой исследования стал Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета. Выборку же составили студенты третьего курса Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета в количестве 80 человек.
Теоретическое и практическое значение работы в том, что была сделана попытка систематизации теоретических источников в связи с изучаемыми проблемами, установлена зависимость между трудностями в обучении и неудовлетворенностью возрастных и индивидуальных особенностей студентов. Для студенческой психологической службы имеют существенное практическое значение рекомендации, которые сформулированы во второй части второй главы и в заключении.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что на данный момент понятие прокрастинация является уже широко изученным: есть множество определений понятия, опирающихся на разные методологические подходы, выделены классификации, виды прокрастинации, разработаны способы как ее предотвращать, но сама проблема откладывания так и не решена. Мы же хотим установить психологические характеристики, которые способствуют проявлению прокрастинации, посредством более детального анализа структуры изучаемого феномена.
Практическая значимость исследования. В целом, полученные результаты вносят дополнительный вклад в решение одной из самых распространенных и актуальных проблем - откладывание дел «на потом». А студентам, на которых проводилось исследование, данная проблема знакома не понаслышке. И полученные результаты могут способствовать преодолению этой проблемы.
В ходе нашей работы мы собрали множество определений прокрастинации, а также дали описание различных подходов к изучению данной проблемы в целом и взаимосвязи феномена прокрастинации с личностными особенностями студентов-гуманитариев. И хотя и количество работ по феномену «прокрастинация» с каждым годом растет, сама проблема никуда не исчезает, а только становится актуальнее.
Кроме того, мы постарались обобщить и выделить наиболее крупные направления исследования прокрастинации, имеющиеся на данный момент. К ним можно отнести исследование академической прокрастинации, исследование «активной» прокрастинации, а также попытки изменения поведения с помощью разного рода воздействий, то есть предотвращения откладывания в студенческой среде.
Мы же в нашей работе хотели проверить, как именно связана прокрастинация с такими популярными ее коррелятами, как мотивация, самоорганизация, и главное, - с личностными храктеристиками и особенностями студентов гуманитарных направлений, если мы будем смотреть связи не только с прокрастинацией в общем, но и отдельно, в зависимости от сфер ее проявлений. Будут ли обнаружены значимые различия? И как мы выяснили различия и правда есть. Хотя, конечно, они еще требуют дальнейшего эмпирического и экспериментального подтверждения.
Кроме того, мы хотели посмотреть, с одинаковой ли степенью выраженности испытуемые откладывают дела в разных сферах деятельности. И как выяснилось опять же не одинаково. То есть откладывание учебных заданий и повседневных дел более характерно для испытуемых, чем откладывание принятия решений.
Стоит отметить, что перспективным направление исследований, на наш взгляд, будет более детальное определение того, что есть вообще
такое прокрастинация. Обозначение конкретных операциональных
критериев рокрастинации и их эмприческое обоснование. Полученные же результаты могут быть полезны в дальнейших исследованиях для представления о прокрастинации, как о сложном и неоднородном феномене с разными особенностями в своих проявлениях.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абдульханова-Славская. - М.: Смысл, 1991. - 136 с.
2. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека / Б.Г. Ананьев // Человек и общество. - Л.: ЛГУ, 1967. - 230 с.
3. Варваричева Я.И. Исследование связи прокрастинации, тревожности и IQ у школьников: материалы докладов XV Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев. - М.: Педагогика, 2013. - 338 с.
4. Варавичева Я.И. Психологические механизмы феномена лени //
Ломоносов-2007: материалы докл. XIV Междунар. конф. студентов,
аспирантов и молодых ученых / отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев.
- М.: Педагогика, 2013. - 350 с.
5. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования Я.И. Вариваричева // Вопросы психологии - 2010.
- №3 март-апрель 2010. - С. 121-131.
6. Виндекер О.С., Останина М.В. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации C.H. Lay (на примере студенческой выборки) / О.С. Виндекер, М.В. Останина. - М.: Смысл, 2011. - 136 с.
7. Горбунова А.А. Взаимосвязь интеллекта и прокрастинации в группах с различной выраженностью прокрастинации [Электронный ресурс] // Ломоносов-2010: материалы Междунар. молодеж. науч. форума / отв. ред. И.А. Алешковский и др. - М.: Смысл, 2012. - 336 с.
8. Дементий Л.И., Карловская Н.Н. Особенности ответственности и временной перспективы у студентов с разным уровнем прокрастинации / Л.И. Дементий, Н.Н. Карловская // Психология обучения. - 2013. - №7. - М.: Смысл, 2013. - С. 65-78.
9. Карловская Н.Н. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью / Н.Н. Карловская, Р.А.Баранова // Психология в вузе - 2008. -№3. - М.: Смысл, 2008. - С. 135-146.
10. Ковылин В.С. «Теоретические основы изучения феномена
прокрастинации» / В.С. Ковылин // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие» 2013. - №2. - М.:
Смысл, 1991. - С. 45-61.
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2004. - 245 с.
12. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности / Д.А. Леонтьев. - 2-е изд. - М.: Смысл, 1997. - 307 с.
13. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) / Е.Ю. Мандрикова // Психологическая диагностика, 2010, №2. - М.: Педагогика, 2010. - С. 87-111.
14. Мехрабиан А. Диагностика мотивации достижения / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Педагогика. - 2002. - C. 98-102.
15. Мохова С.Б., Неврюева А.Н. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов / С.Б. Мохова, А.Н. Неврюева // Вопросы психологии. - №1. - М.: Наука, 2011. - С. 146-150.
16. Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения / В.В. Столин, С.Р. Пантилеев // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М.: Наука, 2015. - С. 123-130.
17. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие / А.Б. Хромов. - Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. - 241 с.
18. Шемякина О.О. Влияние прокрастинации на уровень стресса у студентов / О.О. Шемякина // Психология и право 2013. - №4. - М.: Смысл, 2014. - С. 94-99.
19. Якиманская И.С., Воробьева В.В. Психология лени: постановка проблемы. Учебное пособие / И.С. Якиманская, В.В. Воробьева. - М.: Наука, 2016. - 233 с.