Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей восприятия понятия
«семья» детьми старшего дошкольного возраста 7
1.1Содержание понятия «семья» и его восприятия детьми 7
1.2 Психологические особенности старших дошкольников 13
1.3 Особенности представлений о семье в старшем дошкольном возрасте.... 19
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Эмпирическое исследование по изучению особенностей восприятия понятия «семья» детьми старшего дошкольного возраста 30
2.1 Организация, методы исследования 30
2.2 Результаты исследования и их интерпретация 33
Выводы по второй главе 44
Заключение 46
Список литературы 48
Приложение
Актуальность работы обусловлена тем, что семья является одной из важнейших ценностей, созданных человечеством. Современное общество нуждается в том, чтобы следовать традиционным семейным ценностям, включающим бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни.
Семья - это особая социальная среда. В ней действуют правила и нормы поведения, может существовать своя иерархия, именно в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки. Не имея ни социального, ни личного опыта, ребёнок не может оценить ни своё поведение, ни проявления личностных качеств других людей. В настоящее время всё больше учёных, педагогов, психологов признают: всё, что есть в ребёнке, - и плохое, и хорошее - он берет из детства. Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно - нравственные ценности, нормы морали останутся. Именно ими будет руководствоваться взрослый человек, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор. Впечатления, полученные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его жизненный уклад - ведь семья передает и культурные традиции, опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет.
Проблема влияния семейного окружения на особенности эмоционально-личностного, познавательного, и морально-нравственного развития ребенка представляет большой интерес для исследователей в области психологии развития, психологии личности, психологии общения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [51].
Также актуальность изучения проблемы восприятия семьи детьми старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие.
Степень разработанности проблемы. Проблема восприятия понятия «семья» детьми старшего дошкольного возраста изучена в литературе не столько широко. Различные аспекты проблемы изучены В. Целуйко [48] в исследовании «Семья и семейные отношения в восприятии детей дошкольного возраста», где она говорит об особенностях восприятия внутрисемейных отношений и своего эмоционального статуса в семье детьми-дошкольниками. Рекомендации по организации продуктивного взаимодействия родителей с детьми. Н. А. Никулина [5] в работе «Восприятие внутрисемейных отношений в дошкольном детстве» исследует особенности восприятия ребенком-дошкольником
внутрисемейных отношений обуславливают эффекты «семейной» детерминации его психического развития. Причиной эмоционального неблагополучия детей часто является конфликтность в отношениях между родителями. Т. Л. Кузьмишина [31] статью «Представления дошкольников о семейных ролях родителей» посвящает изучению представлений дошкольников о ролях матери и отца в современной семье. Рассматриваются вопросы распределения различных видов домашних обязанностей между родителями, их участия в жизни семьи, ответственности за воспитание детей, гендерной специфики взаимодействия с ребенком, а также особенности представлений дошкольников о личностных качествах мамы и папы. В исследовании «Современный дошкольник о семье и своих близких» Березина Т.А. [23] ставит проблему понимания современным дошкольником пространства своей семьи.
Цель исследования - изучить особенностей восприятия понятия «семья» детьми старшего дошкольного возраста
Объект исследования - процесс восприятия детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности восприятия понятия «семья» детьми старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: восприятие понятия «семья» детьми старшего дошкольного возраста не до конца сформировано, размыто, что обусловлено возрастными особенностями и малым социальным опытом.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения особенностей восприятия понятия «семья» детьми старшего дошкольного возраста
2. Выявить особенности представлений о семье в старшем
дошкольном возрасте.
3. Провести методики по выявлению особенностей восприятия понятия «семья» детьми старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать результаты, полученные в ходе эмпирического исследования и сделать выводы.
Методологической основой исследования явились работы Е.Н. Алексеевой [2], Т.А. Березиной [4], Д.Д. Булановой [6], Е. В. Гольберт [9], Н. И. Демидовой [15,16], Т.Ю. Загвоздкиной [19] и других авторов, изучающих восприятие семьи детьми дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и психологической литературы;
- практический (рисуночная методика «Семья, которую я хочу» (Л. Корман);
- количественный и качественный анализ результатов исследовательской работы.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Черемуховский детский сад «Березка» Новошешминского муниципального района Республики Татарстан».
Исследование по теме работы «Особенности восприятия понятия «семья» детьми старшего дошкольного возраста» позволило решить ряд задач.
Решение первой задачи по анализу литературы показало, что ребенок старшего дошкольного возраста отличается еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее. Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно - практическая; формируются и элементы трудовой деятельности - навыки самообслуживания, труд в природе и др. Ведущим видом деятельности является сюжетно - ролевая игра, игра с правилами. Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка заключается в появлении произвольности психических процессов - способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами - восприятием, вниманием, памятью и др.
Решение второй задачи по выявлению особенностей представлений о семье в старшем дошкольном возрасте показало, что содержание стихийно формирующегося «образа семьи» у дошкольников
характеризуется фрагментарностью, мозаичностью, неточностью
представлений, зависимостью от степени эмоционального
благополучия/неблагополучия ребенка; имеет искажения и отклонения от культурно-исторического идеала семьи в силу трансформаций, свойственных современной семье (изменение ценностных ориентаций, функций, ролевого поведения, ослабления родственных отношений, дегуманизации детско-родительских отношений).
Для решения третей задачи мы провнли методики по выявлению особенностей восприятия понятия «семья» детьми старшего дошкольного возраста - «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана и беседа.
После проведенной рисуночной методики в рамках решения четвертой задачи, нами были сделаны следующие выводы:
1. наиболее значимой, любимой и уважаемой фигурой для детей является фигура мамы;
2. мамы на рисунках изображены красочно, полностью прорисованы, наблюдается тесный контакт.
3. часто дети изображают на рисунке между собой и отцом какой- либо предмет, что говорит о дистанции или не желания контактировать с папой;
4. папы на рисунках детей как правило присутствуют (в том числе и на рисунках детей из неполных семей)
5. очень редко (отмечено лишь 2 рисунка из 60) дети изображают своего отца очень тщательно, помещая его в центр листа, рисуя относительно большим и прорисовывая все элементы внешности и одежды.
Проведение беседы с детьми позволило сделать следующие выводы:
1. преимущественно дети находятся на низком (47%) и среднем (40%) уровне понимания понятия «семья».
2. понятие о семье у детей не достаточно сформировалась, размыто. Это можно объяснить недостаточным социальным опытом, так и возрастными особенностями, так на данном возрастном этапе у дошкольников появляется новый уровень сознания того, что его окружает, и ребенок начинает понимать не только своё предназначение в семье, но и в социуме. Данные выводы позволяют говорить о верности выдвинутой в начале исследования гипотезе.
1. Абраменкова, В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире / В. Абраменкова // Вопросы психологии. - 2012. - №1. - С. 3-6.
2. Алексеева, Е. Н. Развитие представлений о семье и образе родителя в системе детско-родительских отношений / Е.Н. Алексеева // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12. - С. 173-176; То же [Электронный ресурс]. - URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie- predstavleniy-o-semie-i-obraze-roditelya-v-sisteme-detsko-roditelskih-otnosh... (13.05.2015)
3. Артамонова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 192 с
4. Березина, Т.А. Особенности формирования образа семьи у современных дошкольников / Т.А. Березина // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 12. - С. 20-29.
5. Березина, Т.А. Современный дошкольник о семье и своих близких / Т.А. Березина // Детский сад: теория и практика, 2011. - №1. - С. 64-73.
6. Буланова, Д.Д. Формирование принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста / Д.Д. Буланова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 3. - С. 189-192; То же [Электронный ресурс]. - URL: http:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZformirovanie-prinadlezhnosti-k- semie-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (13.05.2015)
7. Власова, Т.А. Особенности детско-родительских отношений в современной семье / Т.А. Власова // Тенденции и перспективы развития дошкольного и начального образования в России: сб. науч. ст. и материалов меж вуз. заоч. науч.-практ. конф. 20 марта 2011 г. - Сургут: Сур ГПУ, 2011. - С. 120-126.
8. Волкова Л. В. Ознакомление старших дошкольников со своей родословной / Л. В. Волкова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2013. - № 2. - С. 77-87.
9. Гольберт, Е. В. Формирование представлений о семейных отношениях у старших дошкольников ДОУ: автореферат диссертации / Е. В. Гольберт. - Чита, 2011. - 22 с.
10. Градусова Л. В. Дошкольникам о семье (из опыта работы) / Л. В. Градусова, Л. А. Маколдина. - Магнитогорск: МаГУ, 2011. - 36 с.
11. Григорян Л. Г. Роль семьи в нравственном воспитании старших дошкольников / Л. Г. Григорян // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2013. - № 6. - С. 95-102.
12. Гуриева, С. Б. Методологические подходы к проблеме формирования семейных духовно-нравственных ценностей / С. Б. Гуриева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2013. - № 1. С. - 73-76.
13. Демидова, Н.И. Формирование «образа семьи» у старших
дошкольников: дис. ... канд. пед. наук / Демидова Наталья Игоревна. - М., 2013. - 182 с.; Оглавление; Введение; Заключение; Список лит.
[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.dissercat.com/content/formirovanie-obraza-semi-u-starshikh- doshkolnikov (13.05.2015)
14. Демидова, Н. И. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования «образа семьи» у старших дошкольников / Н. И. Демидова // Детский сад от А до Я. - 2014. - № 4. - С. 79 - 83.
15. Демидова, Н. И. Особенности стихийно складывающегося «Образа семьи» у старших дошкольников / Н. И. Демидова // Сборник работ молодых ученых МГПУ. - М., 2011. - Вып. 7. - С. 60-66.
16. Демидова, Н.И. Представления о семье у старших дошкольников: [по данным эмпирич. исслед. в одном из дет. садов] / Н.И. Демидова // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. - 2012. - № 1. - С. 101-108.
17. Дыбина, О. В. Приобщение детей к истокам семьи / О. В. Дыбина, Р. Е. Шнайдер // Детский сад от А до Я. - 2011. - № 6. - С. 124 - 129.
18. Евстафьева И.Б. Семья глазами ребенка: [методика исслед. «Рисунок семьи «: дошкол. учреждения г. Петрозаводска] // Из опыта работы практических психологов. - М., 2011. - С. 36-42
19. Загвоздкина, Т.Ю. Изучение образа семьи дошкольников на основе метода семейной доски / Т.Ю. Загвоздкина // Начальная шк. плюс До и После. - 2014. - № 2. - С. 63-65; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //elibrary .ru/download/73392159.pdf (13.05.2015)
20. Зритнева, Е.И. Воспитание будущего семьянина в современной России:дис. ...д-ра пед.Наук / Е.И. Зритнева. -Ставрополь, 2012. - 283 с.
21. Каратаева, Н.А. Семейные ценности в зеркале сюжетно-ролевой игры современных дошкольников / Н.А. Каратаева // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 12. - С. 46-55.
22. Королева, С.А. Психологические особенности образа себя и образа родителей у детей старшего дошкольного возраста после развода родителей / С.А. Королева // Психол. наука и образование. - 2013. - № 4. - C. 40-46 .
23. Кузьмишина, Т. Л. Представления дошкольников о семейных ролях родителей / Татьяна Леонидовна Кузьмишина // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 12. - С. 30-37.
24. Кулиш, О.Г. Образ благополучной и неблагополучной семьи у детей разного психологического возраста / О.Г. Кулиш //Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 2-х частях. - Часть 1/ под общей редакцией доктора псих.наук В. К. Шабельникова и кандидата псих. наук А.Г. Лидерса. - М.: 2013 - 328 с.
25. Лагутина Н. Ф. Воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи /
H. Ф. Лагутина // Современный детский сад. — 2013. — № 1. — С. 42-46.
26. Литвинова, А.В. Роль образов родителей в становлении личности ребенка / А.В. Литвинов // Науч. тр. Гос. науч.-исслед. ин-та семьи и воспитания. - М., 2014. - Т. 2. - C. 99-105.
27. Милева, Е. К. Формирование у дошкольников образа семьи в условиях детского сада на современном этапе / Е.К. Милева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 12. - С. 6-19.
28. Мишина, Т. М. Семейная психотерапия и динамика «образа семьи» / Т.М. Мишина //Психология и психо-профилактика: Сб. науч. тр./Под ред. В. К. Мягер, В. П. Козлова, Н. В. Семеновой-Тянь-Шанской.- Л., 1983.-С. 21-26.
29. Нартина, Н. «Вся семья вместе, так и душа на месте! «: пословицы и поговорки в приобщении дошкольников к традиционной семейной культуре / Н. Нартина // Дошкольное воспитание. — 2011. — №
I. — С. 37-40.
30. Немова, О.А. Мультипликационные фильмы как средство формирования семейных духовно-нравственных ценностей / О.А. Немова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. - 2014. - № 1. - С. 152-173.
31. Никулина, Н. А. Восприятие внутрисемейных отношений в дошкольном детстве / Н. А. Никулина // Вестник РГГУ. - 2011. - № 3. - С. 80-102.
32. Панкова, Н.В. Образ семьи у детей - дошкольников из семей «группы риска» / Н.В. Панкова // Семейная психология и семейная терапияю - 2012. - №2.
33. Пастюк, О. История моей семьи / О. Пастюк // Ребенок в детском саду. - 2011. - №5. - С. 29.
34. Попова, Л.Г. «Детское» и «взрослое» восприятие семейной ситуации / Л.Г. Попова, Е.В. Левицкая // Психологический вестник Уральского государственного университета: Вып. 3. / М-во образования РФ: Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького и др. - Екатеринбург: Изд-во «Банк культурной информации», 2012. - С. 12-18.
35. Преснякова-Осипова, И.В. Образ жизни семьи в Российской Федерации как объект социологического анализа / И.В. Преснякова- Осипова // Власть. - 2011. - № 9. - С. 83-85.
36. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред.
М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. . 3-е изд., испр. и
доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 291 с.
37. Пухова, Т.И. Шесть кукол. Психологический анализ режиссерской игры в «семью» у дошкольников /Т.И. Пухова. - Москва - Обнинск: «Принтер», 2010. - 281 с.
38. Разуваева, Т. Н. Отражение дошкольником субъективно значимого взрослого: исследование восприятия детьми своих родителей в семьях Кург., Свердл., Челяб. обл. / Т. Н. Разуваева // Актуальные вопросы развития личности. - Шадринск, 2010. - С. 100-105.
39. Рыжкова Алена Викторовна. «Образ семьи» у детей дошкольного возраста и их родителей: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13 / Рыжкова Алена Викторовна; [Место защиты: ГОУВПО «Российский государственный педагогический университет»].- Санкт-Петербург, 2010.- 193 с.
40. Самохвалова, Е.В. Формирование позитивного имиджа института семьи в регионе / Е.В. Самохвалова // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33569 (дата обращения: 31.07.2014).
41. Сапоровская, М.В. Социальная психология семьи и межпоколенных отношений / М.В. Сапоровская; М-во образования и науки Рос. Федерации, Костромской гос. ун-т им. Н.А. Некрасова. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011. - 374 с.
42. Семья и брак в современном изменяющемся мире:
конструирование социальных представлений: монография / Е.А.
Ипполитова, О.С. Гурова, И.В. Михеева и др.; под общ. ред. Е.А. Ипполитовой; М-во образования и науки, Федерал. гос. бюджет. учреждение высш. проф. образования «Алт. гос. ун-т», Фак. психологии. - Барнаул: Азбука, 2012. - 255 с.
43. Смагина, С.С. Образ семьи в структуре субъективного опыта
дошкольников / С.С. Смагина // Вестн. Кемеровского гос. ун-та. - 2011. - № 2. - С. 52-59; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/obraz-semi-v-strukture-subektivnogo-opyta- doshkolnikov (13.05.2015)
44. Смирнов, Т.А. Семья как институт социализации личности (социально-философское исследование): монография / Т.А. Смирнов; М-во образования и науки РФ, Федер. гос. бюджетное образоват. учреждение высш. проф. образования «Норильский индустриальный ин-т». - 2-е изд., стер. - Норильск: НИИ, 2013. - 166 с.
45. Спиридонова, И. А. Социально-адаптивная программа «Моя семья - моя опора» / И. А. Спиридонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013, Т. 1. - С. 364-365.
46. Тер-Минасян, М.Р. Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста в семейных условиях: на материале взаимодействия специалистов Центра образования с семьями воспитанников: дис.... канд. педагогич. наук: 13.00.01 / Тер-Миносян М. Р. - Москва, 2014 - 153 с.
47. Турченко В.И., Градусова Л.В., Левшина Н.И. Современный дошкольник в мире взрослых и сверстников, или «.племя молодое, незнакомое.»/ В.И.Турченко, Л.В.Градусова, Н.И.Левшина // Детский сад: теория и практика.- 2011. - №1.- С.50-56.
48. Целуйко, В. М. Семья и семейные отношения в восприятии детей дошкольного возраста / Валентина Целуйко // Детский сад от А до Я. - 2014. - № 1 (67). - С. 116-126
49. Шведовская, А. А. Диагностика образа семьи у детей дошкольного возраста с помощью методики «Семейная доска» / А.А. Шведовксая // Вопр. психологии. - 2014. - № 2. - С. 117-124.
50. Ятусевич, И.А. Сущность и структура ценностного отношения к семье / И.А. Ятусевич // Актуальные вопросы образования и науки. - 2013. - № 1/2 (35/36).
51. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Электронный ресурс: http://ds22- ros.edu.yar.ru/dokumenti/fgo s_do .html