Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Работа №60910

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы144
Год сдачи2019
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
418
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты организации волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении
1.1. Волонтерская деятельность: понятие и сущность 7
1.2. Особенности организации волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении
1.3. Педагогические условия организации волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Выводы по первой главе 28
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении
2.1. Диагностика уровня готовности детей дошкольного возраста к волонтерской деятельности
2.2. Содержание экспериментальной работы по организации волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по организации волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Выводы по второй главе 69
Заключение 71
Список литературы 75
Приложение 82

На сегодняшний день проблема организации волонтерской деятельности в дошкольных учреждениях является весьма актуальной. Это обусловленo, очевидно, существoваянием большого числа людей, которые нуждaются как в пoмoщи, так и поддержке.
Люди волонтеры по своему желанию делятся своей энергией, временем, способностями, возможностями и познаниями, чтобы помочь другим людям или принять участие в добровольном мероприятии.
Чтобы сформировать социально-активную личность важную роль в этом играет создание волонтерского движения. Несовершеннолетние добровольно объединяются и создают как самостоятельную волонтерскую деятельность, так и совместно со взрослыми.
Вoпрoсами изучения проблемы волонтерства в образовательных учреждениях занимались такие ученые, как: Л.Е. Никитина, Н.И. Никитина, М.В. Шакурова, В.А. Деркунская.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития познавательных процессов, формирования личности ребенка, интенсивной социализации. Эффективная социализация является одним из основных условий жизни ребенка в обществе.
Однако, как показывает практика, в дошкольных учреждениях недостаточно распространена волонтерская деятельность. Это связано с отсутствием опыта педагогов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, их инициативы, необходимой научно-методической литературы, что приводит к затруднениям воспитателей. Кроме того, родители воспитанников недостаточно компетентны в данной сфере.
Мы считаем, что организация волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении, приведет к более эффективному формированию у дошкольников социально-значимых личностных качеств, таких как милосердие, ответственность, самостоятельность, инициативность, умение сотрудничать в команде.
Анализ научно-методической литературы по проблеме позволил выявить противоречие между необходимостью организации волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении и недостаточной разработанностью и теоретическим обоснованием педагогических условий организации волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в поиске эффективных педагогических условий организации волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Выше обозначенные аспекты подтверждают актуальность и определяют выбор темы исследования: «Организация волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий организации волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Объект исследования: процесс организации волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: педагогические условия организации волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Постановка проблемы, темы, цели, объекта и предмета исследования позволила выдвинуть гипотезу: организация волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении будет осуществляться более успешно, если:
- организация волонтерской деятельности осуществляется поэтапно в соответствии с возрастом детей дошкольного возраста;
- будет разработана и внедрена программа организации волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и сущность волонтерской деятельности.
2. Рассмотреть особенности организации волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
3. Выявить и реализовать педагогические условия организации волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Теоретической и методологической базой исследования являются: взгляды современных исследователей в области волонтерства (В.А. Никитин, О.В. Решетников, В.Д. Семенов, Е.И. Холостова и др.), концепции потребностей А. Маслоу, теории потребностей Ф. Мак-Клелланд, которые располагают мотивации человека в иерархической структуре и отождествляют их с основными потребностями человека.
Методы исследования: теоретические методы - анализ научно-методической литературы, учебных пособий, периодических изданий, обобщение, сравнение; эмпирические методы - наблюдение, беседа, опрос, количественный и качественный анализ результатов исследования, педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе структурного подразделения МАОУ Новоселезневская СОШ Новоселезневский детский сад «Ивушка», Казанского района, Тюменской области.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (сентябрь 2018 - октябрь 2018) - поисково-теоретический: выбор темы исследования, изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования и гипотетического предположения.
Второй этап (октябрь 2018 - март 2019) - опытно экспериментальный: проведение констатирующего и формирующего эксперимента, систематизирование и обработка полученных результатов; проверка гипотезы.
Третий этап (апрель 2019 - июнь 2019) - заключительно- обобщающий: проведение контрольного эксперимента, обработка материала, оформление работы.
Новизна исследования состоит в том, что теоретически обоснован и практически реализован комплекс педагогических условий: организация волонтерской деятельности осуществляется поэтапно в соответствии с возрастом детей дошкольного возраста; разработана и внедрена программа организации волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Практическая значимость: результаты и материалы исследования могут быть использованы в практике работы педагогов дошкольных образовательных учреждений, воспитателей и всех тех, кто заинтересован в организации волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дошкольный возраст считается периодом интенсивной социализации. Но в наше время нелегко привить идеи добровольчества, так как у многих людей существует стереотип, что человек, занимающийся честным трудом на благо обществу и безвозмездно, он или странный или вовсе неудачник. А это значит, что создание позитивного имиджа волонтера, популяризация идей волонтерства является одной из актуальных для страны задач.
В теории и методике воспитания прослеживается идея о том, что детское движение, объединяющее детей, является важным фактором развития личности, ее социализации, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. А волонтерская деятельность - это такая организация, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Поэтому для нашей исследовательской работы мы выбрали тему «Организация волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении».
В теоретической части нашего исследования нами были рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и сущности волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
В своем исследовании мы опирались на определение понятия «волонтерская деятельность», выделенное В.А. Деркунской. Волонтерская деятельность, по мнению автора - готовность к социально полезной и значимой деятельности, формирующей положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, помогающей научится учитывать интересы и чувства других, сопереживать их неудачам и радоваться успехам.
Теоретический анализ проблемы исследования показал важность внедрения волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Поскольку организации волонтерской деятельности в дошкольных учреждениях способствует созданию в коллективе атмосферы, повышающих эффективность воспитания детей, привлечению родителей воспитанников к целенаправленному процессу дошкольного учреждения; организации самостоятельной деятельности воспитанников дошкольного возраста.
В ходе теоретического исследования, нами были рассмотрены особенности организации волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении, ее структура и содержание. Мы выяснили, что планирование и реализация волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении осуществляется поэтапно. На подготовительном этапе проводится социально-психологическая подготовка волонтеров. На втором этапе, организационном, проходит формирование группы волонтеров из подготовительных групп. И на последнем, практическом этапе осуществляется реализация конкретных дел команды волонтеров. Волонтерская деятельность может быть организована только в сотрудничестве детей, родителей, педагогов, специалистов дополнительных образовательных учреждений и др.
Для организации волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении будет
способствовать реализация предложенных нами педагогических условий:
- организация волонтерской деятельности осуществляется поэтапно в соответствии с возрастом детей дошкольного возраста;
- разработана и внедрена программа организации волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Анализируя результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу: к низкому уровню готовности к волонтерской деятельности детей среднего дошкольного возраста из двух групп среднего возраста группе оказалось 11 детей (55%), детей старшего дошкольного возраста из двух старших групп 8 детей (40%) и в подготовительной группе 4 ребенка (20%).
К среднему уровню готовности к волонтерской деятельности из двух средних групп было отнесено 7 детей (35%), из двух старших групп мы отнесли 8 детей (40%) и из двух подготовительных групп оказалось 10 детей (50%).
Из двух средних групп к высокому уровню готовности к волонтерской деятельности мы отнесли 2 детей (10%). Из двух старших групп мы отнесли 4 ребенка (20%) и детей из двух подготовительных групп мы отнесли 6 детей (30%).
На формирующем этапе эксперимента нами были реализованы педагогические условия организации волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
На контрольном этапе эксперимента были проведены те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента. К низкому уровню готовности к волонтерской деятельности на контрольном этапе эксперимента в двух средних группах оказалось 5 детей, что составляет 25%, в старшей группе 4 ребенка (20%) и в двух подготовительных группах 2 ребенка составляет 10%.
К среднему уровню деятельности на контрольном этапе эксперимента из двух средних групп было отнесено 7 детей (35%), с двух старших групп мы отнесли 6 детей (30%) и в двух подготовительных группах также оказалось 6 детей (30%).
Детей с высоким уровнем готовности к волонтерской деятельности на контрольном этапе эксперимента мы отнесли 8 детей (40%) из двух средних групп. Детей их двух старших групп мы отнесли 10 детей (50%) и детей из двух подготовительных групп мы отнесли 12 детей (60%).
После проведенных методик мы провели сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Количество детей среднего дошкольного возраста с высоким уровнем готовности к волонтёрской деятельности возросло на 30%, детей старшего дошкольного возраста возросло на 30% и количество детей подготовительного возраста группе увеличилось также на 30%.
Количество детей среднего дошкольного возраста со средним уровнем готовности к волонтёрской деятельности на контрольном этапе эксперимента осталось без изменений, детей старшего дошкольного возраста увеличилось на 10%, детей подготовительного возраста уменьшилось на 20%.
Количество детей среднего дошкольного возраста с низким уровнем готовности к волонтёрской деятельности уменьшилось на 30%, детей старшего дошкольного возраста уменьшилось на 20%, детей подготовительного к школе возраста уменьшилось на 10%.
В ходе сравнения контрольного этапа эксперимента с констатирующим этапом эксперимента установлено, что предложенные нами педагогические условия способствуют более эффективной организации волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Таким образом, наша гипотеза о том, что организация волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении может осуществляться более успешно при соблюдении педагогических условий, подтверждена.
Поставленные задачи решены, тема выпускной работы «Организация волонтерской деятельности в дошкольном образовательном учреждении» раскрыта.



1. Абрамов, Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений [Текст] / Н. Абрамов. - 7-е изд., стереотип. - М. : Русские словари, 1999. - С. 56.
2. Азарова, Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности [Текст] / Е.С. Азарова. - Хабаровск, 2008. - 287 с.
3. Алимова, Л.У. Экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.У. Алимова, Л.В. Самойлова // Вопр. науки и образования. - 2019. - №3(47). - С.120 -125.
4. Андреев, В.И. Педагогика [Текст] : учеб. курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
5. Апатенко, Н.Н. Развитие активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством волонтерской деятельности [Текст]: сб. материалов XVIII межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. Всерос. году добровольцев и волонтеров / Н.Н. Апатенко, Е.В. Коротенко. - Старый Оскол, 2018. - С. 134 - 136.
6. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами: учебник [Текст] / Майкл Армстронг. - 10-е изд.- СПб. : Питер, 2010. - 1220 стр.
7. Арсеньева, Т. Н. Психолого-педагогические основы разработки и внедрения инновационных проектов молодежного добровольчества [Текст] // Изв. Рос.гос. пед. ун¬та им. А. И. Герцена. - 2010. - № 136. - C. 46 - 55.
8. Басов, Н.Ф. Социальная работа с молодёжью [Текст] / Н.Ф. Басов. - М. : Дашков и К, 2009. - 328 с.
9. Бодренкова, Г. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г.П. Бодренкова. - М.: АНО «СПО СОТИС», 2013. - 320 с.
10. Большой толковый словарь официальных терминов [Текст]: более 8000 терминов / сост. Ю. И. Фединский. - М. : Астрель, 2004. - 651 с.
11. Борытко, Н.М. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учеб. для студентов пед. вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н. М. Борытко. - Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2006. - 186 с.
12. Бочкова, К.А. Волонтерская деятельность как способ развития нравственных ценностей у младших школьников [Электронный ресурс] / К.А. Бочкова // Студенческий научный форум. - 2017. - Режим доступа: https://scienceforum.ru/2016/article/2016026138.
13. Вязовова, Н. В. Профессиональное психологическое волонтерство как условие подготовки будущего специалиста к социально значимой деятельности в регионе [Текст] / Н.В. Вязовова, И.В. Смолярчук // Гаудеамус. - 2007. - № 2 (12). - C. 95 - 104.
14. Гамолка, С.Ю. Волонтерское движение в детском саду как средство формирования инициативы и самостоятельности старших дошкольников [Электронный ресурс] / С.Ю. Гамолка. - Режим доступа:https://articulus-info.ru/wp-content/uploads/2017/10/4-2017-statyaTiN-Gamolka.pdf(дата обращения: 05.10.2018).
15. Головина, О.В. Организация волонтерства в детском саду [Электронный ресурс] / О.В. Головина. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/organizatsiia-volonterstva-v-detskom-sadu.html(дата обращения: 05.10.2018).
16. Горбачевич, К. С. Русский синонимический словарь [Текст] / К.С. Горбачевич. - СПб., 1996. - С. 29.
17. Грабарь, Э.А. Организация и проведение акции
старших дошкольников «Я - помощник, волонтер!» [Электронный ресурс] / Э.А. Грабарь, Л.Н. Пясецкая. - Режим доступа: https://elibrary.ru/
download/elibrary 34872744 44331948.pdf(дата обращения: 05.10.2018).
18. Григорьева, Я.В. Волонтерская и наставническая деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре [Текст] : опыт и перспективы развития // Социальное обслуживание. - 2012. - № 11. - С. 17 - 18.
19. Гук, Н.В. Волонтерское движение в дошкольном учреждении как форма совместной деятельности детского сада и социальных партнеров / Н.В. Гук, И.А. Крохалева // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2017. - № 1-9. - С. 40 - 42.
20. Деркунская, В.А. Волонтерское движение в детском саду как условие позитивной социализации детей дошкольного возраста [Текст] // Детский сад : теория и практика. - 2018. - №1-2. - С.24 - 31.
21. Деркунская, В.А. Воспитание доброты и отзывчивости у дошкольников в социальных акциях [Текст] / В.А. Деркунская, Н.А. Демченко, Т.А. Грачева // Детский сад: теория и практика. - 2017. - №2. - С.86 - 95.
22. Деркунская, В.А. Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду [Текст] / В.А. Деркунская, С. С. Агабекян, Н. А. Воронина. - М. : ЦентрПедОбр, 2018. - 240 с.
23. Екимова, С.Г. Волонтерская деятельность как средство личностно-профессионального развития будущих специалистов [Текст] : молодежь востока России: история и современность: материалы третьей Всерос. науч.-практ. конф. / С.Г. Екимова. - Хабаровск, 2007. - С.200 - 204.
24. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Текст] : в 2 т. / Т.Ф. Ефремова. - М. : Русский язык, 2000. - С. 107.
25. Ильина, И. Волонтерство в России [Электронный ресурс] // Интернет советы. - Режим доступа - http://www.isovet.ru. (дата обращения: 05.10.2018).
26. Киселева, Н.А. Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации [Текст] / Н.А. Киселева, Т.В. Смирнова // Молодой ученый. -
2016. - №12. - С. 43 - 47.
27. Косова, У.П. Структурно-содержательные характеристики волонтерской деятельности [Текст] // Вестник Камчат. Регион. Ассоциации Учеб.-Науч. Центра. - 2011. - № 2. - С. 45 - 54.
28. Косова, У.П. Психологические характеристики волонтерской деятельности [Текст] // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 12. - С. 64 - 67.
29. Кравченко, С. А. Социологический энциклопедический англо-русский словарь. Более 15 000 сло¬варных статей [Текст] / С.А. Кравченко. - М. : РУССО, 2002. -С. 26.
30. Красуля, Н.Е. «Мы - будущие волонтеры»
[Электронный ресурс]. Парциальная программа приобщения детей к гражданскому соучастию, реальной помощи и поддержки тех, кто в ней нуждается / Н.Е. Красуля, Н.В. Макарычева. - Режим доступа:
http://mbdou30-len.ucoz.ru/2017/doc/programma_volontery_2015 - 1.pdf(дата обращения: 05.10.2018).
31. Краткий психологический словарь / под общ. ред. Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М. : Политиздат, 1985.-428 с.
32. Латфуллин Г. Р. Теория организации: Учебник для вузов [Текст] / Г. Р. Латфуллин, А.В. Райченко . — СПб.: Питер, 2004. - 395 с.
33. Мандрыгина, Н. Ю. Приобщение детей к миру взрослых [Текст] / Н.Ю. Мандрыгина, Л.Ю. Шанина // Молодой ученый. - 2012. - №12. - С. 488 - 494.
34. Михайлова, Л. А. Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада [Текст] // Вопросы дошк. педагогики.
- 2015. - №3. - С. 40 - 42.
35. Мкртумян, Л. С. Анализ педагогического потенциала волонтерской деятельности // Молодой ученый. - 2015. - №4. - С. 592 - 596.
36. Неледкин, А.М. Добровольческая деятельность как одно из направлений социального служения [Текст] // Социально-экономические аспекты развития современного общества : межвуз. сб. науч. тр. / А.М. Неледкин, А.А. Матасова. - Рязань, 2016. - С. 96 - 120.
37. Никитина, Л.Е. Феномен волонтерства в современной России [Текст] // Волонтер и общество. Волонтер и власть / под ред. Л.В. Никитиной. - М.: Академия, 2000. - 212 с.
38. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст]: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Рус. язык, 2009. - 938 с.
39. Опыт организации исследовательской деятельности дошкольников [Текст] : / авт.-сост. Г. И. Осипова. - Волгоград: Учитель, 2007.
40. Плешкова, А.В. Пособие по развитию волонтерской деятельности учащихся организаций образования [Текст] / А.В. Плешкова, Н.В. Стерликов. - Алматы, 2009.
41. Пономарев, В.Д., Васильковская М.И. Институт волонерства в деятельности молодежных объединений [Текст] / В.Д. Пономарев, М.И. Васильковская // Вестник Кемеров. Гос. ун-та культуры и искусств. - 2014. - № 29. - С. 144 - 145.
42. Потапова, Н.А. Волонтерство как феномен самореализации личности в современных российских условиях [Текст] // Интегративный подход в психологии (новые исследования) : сб. науч. тр. / Н.А. Потапова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2004. - 294 с.
43. Пригожин, А.И. Современная социология организаций: учебник [Текст] / А. И. Пригожин. - М. : Интерпракс, 1995. - 295 с.
44. Сикорская, Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи [Текст] Л.Е. Сикорская // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 2. - С. 213 - 217.
45. Словарь иностранных слов и выражений [Текст] /
авт.-сост. Е.С. Зенович. - М.: Олимп: АСТ, 1998.
46. Социологический энциклопедический словарь [Текст]: на русском, английском, немецком, французском и чешском языках / ред.-коорд.Г.В. Осипов. - М.: Изд-во НОРМА, 2000. - 488 с.
47. Талмачинская, М.С. Технология волонтерской деятельности в социальной сфере [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум, 2017. - Режим доступа:https://scienceforum.ru/2017/article/2017031351 (дата обращения: 05.10.2018).
48. Травкина, С.С. Добрые дела и развитие личностных качеств бескорыстной помощи у дошкольников [Электронный ресурс] / С.С. Травкина, Н.А. Переверзева. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_34872741_48288400.pdf(дата обращения: 05.10.2018).
49. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Академия, 1998. - 304 с.
50. Федеральный закон «Об добровольчестве (волонтерстве)» от 11.02.2013г. - М., 2013.
51. Философский энциклопедический словарь [Текст]. - М. : Педагогика, 1989. - 478 с.
52. Холина, О.И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества [Текст] // Теория и практика общественного развития. - 2011. - №8. - С.71 - 73.
53. Холостова, Е.И. Социальная работа [Текст] / Е.И. Холостова. - М. : Дашков и Ко, 2006. - 668 с.
54. Хушбахтова, А.Х. Терминология «педагогические условия» [Текст] // Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 1020 -1022.
55. Чеботарева, Н. П. Характеристика внеситуативных форм общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). / Н.П. Чебатарева. - М. : Буки-Веди, 2018. - С. 46-50.
56. Черепанова, Н. В. Социальное обучение в добровольческом движении [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Н.В. Черепанова. - Ставрополь, 2006. - 31 с.
57. Чижмакова, В.И. Технология «Дети - волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников [Текст] / В.И. Чижмакова, Н.А. Кудряшова, С.Б. Костина // Молодой ученый. - 2018. - №46. - С. 106 - 111.
58. Щекова, Е.Л. Добровольческие трудовые отношения: основные определения [Электронный ресурс] / Е.Л. Щекова. - Режим доступа:http://www.kdobru.ru/materials/Добровольческие%20трудовые%20отношения%20основные%20определения_Шекова.Е.рсТ (дата обращения: 05.10.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ