ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИРОДНОГО И БОЖЕСТВЕННОГО В РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТАХ МИРА 14
1.1 Иконография и среда обитания божеств 14
1.2 Функции божеств умирающей и воскресающей природы 24
1.3 Атрибутно-символическая характеристика божеств 35
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РИТУАЛА ПРИРОДНОГО И БОЖЕСТВЕННОГО У ГРЕКОВ И РИМЛЯН 46
2.1 Обрядовая практика природного и божественного в культах античного мира 46
2.2 Священные сооружения и места поклонения божествам 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Актуальность исследования. В глубокой древности человек не отделял себя от природы, но это не значит, что он не стремился понять, объяснить мир, в котором жил. Видимо, один из первых способов постижения мира был связан с перенесением человеком своих собственных свойств и ощущений на весь окружающий мир. Так появилась вера в то, что природа - живая. Чуткий настороженный, внимательный человек древнейших времен просто не мог не ощутить незримо присутствующую в мире силу, от которой зависели жизнь и смерть.
Протоиерей А. Мень в своей «Истории религии» писал, что наука не знает ни одного народа, как бы низко не стоял он в своем развитии, который не имел бы представлений о божестве, наивных и грубых верований. Вместе с этими верованиями возникают рассказы о богах, героях и о том, как создан был мир и человек.
Мифотворчество поражает буйством фантазий, безудержностью страстей, столь же сильных, как и сама природа. Мифология помогает лучше понять менталитет древнего жителя Греции и Рима, так как мифы - это не просто сказочная история, а яркое отражение социальных и культурных отношений. Следовательно, античная мифология имеет огромное значение в изучении не только характера греческого и римского этноса, но и различных аспектов всей древней истории.
Актуальность темы исследования определяется важностью и необходимостью исследования проблем, связанных с этапами эволюции религиозных верований в архаических обществах. Философ М. Элиаде считал, что «человек традиционных обществ - это «homo religiosus»» . Религия играет особую роль в древних обществах, поскольку является одним из стержневых элементов духовной, идеологической жизни. Религия отражает все аспекты жизни древних народов: экономику, социальное развитие, культуру, быт и т.д. Поэтому изучение религиозных верований древних народов имеет важное теоретическое и практическое значение. Являясь одним из первостепенных элементов духовной культуры, религия играет особую роль в античном обществе.
Человек античного мира верил, что боги Олимпа господствуют над Вселенной, они даровали человеку жизнь, наделили его многими духовными и телесными совершенствами и одухотворили собою все в природе.
Актуальность темы исследования обуславливается также необходимостью изучения проблемы появления и генезиса одного из древнейших культов - культа умирающей и воскресающей природы.
И теперь еще распространен ошибочный взгляд, будто религия греков тождественна римской. На самом же деле римские писатели и поэты, пере-дающие нам греческие мифы, сами жили во времена, когда уже повсеместно была распространена греческая культура. У римлян во многих произведениях примешиваются греческие сказания о греческих богах и героях, но до полного слияния религиозных представлений греков и римлян не доходило не только в народных римских преданиях, но и у римских писателей .
При внешнем сходстве греческая и римская религии имеют различную направленность, действительно их можно назвать родными сестрами, но никак нельзя назвать близнецами. Господствовавшее в антиковедении несколько десятилетий назад мнение о том, что римские представления полностью идентичны греческим, сегодня считается спорным. Римская мифология является собирательной и представляет собой симбиоз различных культурных веяний.
Таким образом, изучая религию греков и римлян, мы проникаем в самые сокровенные тайны минувших веков, соприкасаемся со святыней народов.
Положение, занимаемое богами на Олимпе, далеко не всегда соответствовало интересу, проявляемому к ним в науке Нового времени. В современной исторической науке довольно много работ, посвященных сравнению греческих и римских богов, однако исследованию природного и божественного в различных культах мира, уделяется незначительное внимание. Тем не менее, значимость данного культа в мировоззрении человека античности вполне сопоставима с культами верховных богов, а в повседневной жизни обращение к богам природы было едва ли не более частым, чем к Зевсу или Юпитеру. Изучение системы божеств умирающей и воскресающей природы позволит, на наш взгляд, более глубоко понять специфику античной картины мира. Сравнение же греческой и римской религиозных систем в этом контексте представляется достаточно перспективным и интересным.
Степень изученности проблемы. Основными источниками по данной теме следует считать произведения античных авторов. Исследователю мифологических и религиозных представлений необходимо отталкиваться от наиболее ранних текстов: важным источником являются «Илиада» и «Одиссея» Гомера . Здесь наиболее ярко отражены функции не только главных олимпийских богов, но и в том числе божеств умирающей и воскресающей при-роды. В «Теогонии» Гесиода прослеживаются мифологические представления о становлении мира и его дальнейшем развитии. Немаловажным источником являются также «Гомеровы гимны», в которых дается информация обо всех греческих богах: их функциях, атрибутике и историческом происхождении. В них подробно описываются мифы и легенды о происхождении богов, присутствует множество эпитетов, описывающих тех или иных божеств.
Интересные сведения о мифологических основах взаимоотношений человека и умирающей и воскресающей природы содержатся у Аполлония Родосского в его произведении «Аргонавтика». Жизнь и деяния мифологических персонажей широко представлены в «Описании Эллады» у Павсания, а также частично в «Мифологической библиотеке» Аполлодора и в «Анналах» Тацита.
В трудах Вергилия встречаются сведения относительно облика от-дельных божеств, а также дается своеобразная трактовка их символики и атрибутики. Информацию о ритуальной практике древних греков и римлян, практической основе обрядов дают Плутарх в своих трудах «О счастье римлян», «Римские Вопросы», «Ромул», а также «Сравнительные жизнеописания»; Ксенофонт в трактате «О доходах»; Фукидид в «Истории». О том, как менялись представления о божествах природы со временем у греков и римлян и от греков к римлянам, рассказывает Овидий в «Метаморфозах» и других поэтических сочинениях.
Историография исследуемой проблемы специфична, так как изыскания историков в области религии и мифологии древних были направлены в основном на культы главенствующих божеств как римских, так и греческих, а конкретно божествам умирающей и воскресающей природы уделяли незначительное эпизодическое внимание, лишь в контексте взаимодействия их с основными богами и героями. Что касается литературы сравнительного характера, то она содержит в большинстве своем обобщающие сведения. Так Ф.Ф. Зелинский в своем труде «Эллинская религия» раскрывает проблему заимствования греческих культов римлянами. У Ф.Х. Кессиди в монографии «От мифа к логосу» уделяется небольшое внимание анализу феномена римской мифологии, как наследницы древнегреческой. Хрестоматийные данные о взаимодействии греческих и римских представлений об умирании и воскрешении содержатся в работе «Идеи к философии и истории человечества» И. Гердера. «Аспекты мифа» М. Элиаде затрагивают проблему развития античной мифологии, ее возникновение и распространение. Я.Э. Голосовкер в «Логике мифа» частично анализирует древнегреческие и древнеримские божества природы, хотя не сравнивает их.
«Поэтика мифа» Е.М. Мелетинского содержит сведения об античной мифологической символике, схожая информация имеется также у А.А. Потебни в «Символе и мифе» , В.Н. Топорова в «Миф. Ритуал. Символ» и у М. Элиаде в «Мифе о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское». «Философия мифологии» В.М. Найдыша содержит в целом ин-формацию о происхождении мифологий древних, их развитии, философских основах в историческом плане, а также о том, как же все-таки связаны греческая и римская мифологии, чем они отличаются. Труды А.Ф. Лосева «Античная мифология» и «Очерки античного символизма и мифологии» посвящены изучению древнегреческой мифологии в ее культурном и историческом раз-витии. Р. Менар в своем исследовании «Мифы в искусстве старом и новом» отображает внешний облик божеств по данным изобразительного искусства. «Боги и люди в произведениях» Д.С. Бусловича представляют анализ литературных шедевров древних греков и римлян. Работы И.В. Шталя: «Мифы классической древности» и «Художественный мир гомеровского эпоса», посвящены развитию античной мифологии в историко-культурном контексте.
Энциклопедические и хрестоматийные сведения мы смогли почерпнуть из многочисленных изданий мифов и легенд и энциклопедических изданий, таких как: «Боги и легенды Олимпа», «Мифы и легенды = Mythology: Боги и герои Древней Греции и Древнего Рима» под редакцией Э. Гамильтона, «Мифы Древней Греции» под редакцией Р. Грейвса, «Легенды и мифы Древней Греции» под редакцией Н.А. Куна , «Мифы Древнего Рима» под редакцией Ю. Циркина, энциклопедический словарь «Кто есть кто: Боги и герои Древней Греции и Рима». Еще одним важным справочным изданием является хрестоматия «Всеобщая история архитектуры. Архитектура античного мира», в которой содержатся сведения о священных греческих и римских сооружениях, святилищах, местах поклонения божествам, в том числе и божествам природы.
Историография изучения греческой мифологии достаточно обширна, но при этом в основном она носит обобщающий характер, хотя существуют и более узкие работы. Одним из главных трудов является работа Ф.Ф. Зелинского «Древнегреческая религия», в которой автор уделяет большое внимание происхождению культа умирающей и воскресающей природы и его развитию. Нельзя не отметить совместные труды двух исследователей культуры и религии античности А.А. Тахо-Годи и А.Ф. Лосева «Греческая культура в мифах, символах и терминах» и «Боги и герои Древней Греции», которые незаменимы в изучении нашей проблемы. А.А. Тахо-Годи в своем труде «Греческая мифология» уделяет внимание функциям и деятельности божеств природы. А.И. Немировский в «Мифах Древней Эллады» дает современную интерпретацию мифов и их развернутый анализ. В «Греческой мифологии» М.С. Альтмана отображены функции и взаимоотношения божеств. В книге М. Нильсона «Греческая народная религия» содержатся сведения о религиозных и мифологических представлениях древних греков на начальных стадиях их развития. А.И. Зайцев в своей «Греческой религии и мифологии» уделяет особое внимание влиянию культов умирания и воскрешения на повседневную жизнь древних греков. Исследование И. Камад «Обрядовая сторона культов Древней Греции» посвящено детальной разработке культа греческого божества и его непосредственного значения в жизни древнегреческого общества. В работе «Личная религия греков» А.-Ж. Фестюжьера рассказывается о практической стороне религии древних греков. На бытовую сторону жизни греков обращает свое внимание П. Гиро в исследовании «Быт и нравы древних греков», там же он останавливается на культах различных божеств и обрядах, связанных с отправлением их культов.
Историография римской мифологии в большинстве своем носит справочный и хрестоматийный характер. Так, в хрестоматии «Древний Рим: История. Быт. Культура», содержатся обобщающие данные об истории и раз-витии римской мифологии. Более детальные сведения содержатся в сборнике статей «Идеология и культура Раннего Рима», здесь представлен анализ раз-вития истории мифологии в древнеримском обществе, становление ее идеологических и религиозных аспектов, а также связь римских представлений с другими культурными традициями. Еще одним важным хрестоматийным изданием является сборник «Культура Древнего Рима», в котором римская мифология рассматривается как часть античной культуры; также здесь представлены сведения о взаимоотношениях богов и людей.
Что касается специальных научных работ, посвященных данной проблематике, то наиболее значимой является монография А.И. Немировского «Идеология и культура раннего Рима», в которой автор подробно анализирует практически каждое римское божество, а также детально разбирает его историческое происхождение, смысл и назначение. А.И. Солоненко в своем труде «Очерки римской мифологии» уделяет достаточно большое внимание второстепенным божествам, их облику и функциям. Сведения о значении культа природы в жизни римского общества содержатся в работе Е.М. Штаерман «Социальные основы религии Древнего Рима». Исторические аспекты формирования римской религии и влияние на нее внешних факторов раскрывает А.Е. Наговицын в работе «Мифология и религия этрусков» , где он не только прослеживает связь этрусских представлений с римскими, но и дает исчерпывающую характеристику последним. Также связь римской мифологии с другими традициями рассматривает А.И. Немировский в книге «Этруски. От мифа к истории» .
Обобщающие сведения о взаимосвязи римской мифологии с греческими представлениями о божествах природы содержатся в работе Ю. Циркина «Мифы Древнего Рима» . В труде Г.И. Соколова «Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура, живопись» дана информация о римских ритуалах, священных сооружениях, посвященных божествам пантеона.
Обзор литературы таким образом позволяет говорить о преобладании работ общего характера и недостаточном количестве специальных исследований. Комплексный сравнительный анализ античных представлений о божествах умирающей и воскресающей природы до сих пор не предпринимался, что и определяет новизну работы.
Цель работы - определить соотношение природного и божественного в различных культах мира.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. сопоставить внешний облик и среду обитания божеств в греческой и римской традиции;
2. сравнить функции Деметры, Персефоны и Аида в мифологии Древней Греции и функции Цереры, Прозерпины и Плутона в мифологии Древнего Рима;
3. дать атрибутно-символическую характеристику греческим и римским божествам;
4. выявить сходства и различия ритуально-обрядовой практики в древнегреческой и древнеримской традициях;
5. сравнить типы священных сооружений, а также места поклонения изучаемым божествам.
Объект исследования - мифологические и религиозные представления античности.
Предмет исследования - специфика древнегреческих и древнеримских представлений о природном и божественном.
Методическая база исследования основана на культурологическом и религиоведческом подходах, в качестве основных методов использованы метод комплексного анализа источников, сравнительно-исторический, а также методы анализа и синтеза.
Практическая значимость. Материалы исследования и основные вы-воды могут быть использованы при разработке и проведении спецкурсов в вузе, уроков истории, МХК, факультативов в школе.
Апробация работы. Основные положения работы докладывались на конференциях «Историческая наука в студенческих исследованиях» (День науки) в 2012 и 2013 гг.; «Белгородский диалог» (Международная конференция совместно с ХНУ им. Н.М. Каразина) в 2009 году в БелГУ, г. Белгород, а также в ходе педагогической практики в школах г. Белгорода в 2012 и 2013 гг.
А также в следующих публикациях: Смирных А.В. (Белгород, Россия) Обрядовая практика природного и божественного в культах античного мира // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 27-28 ноября 2014 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: SIMJET, 2014. - С 249-251
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, в которых по основным линиям сравнения проводится анализ религиозных представлений греков и римлян в заявленном контексте, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.
Итак, относительный анализ представлений старенькых греков и римлян о священном и естественном дозволил нам дать понять специфику взаимовлияний греческой и римской религий.
В итоге исследования нам вышло постановить установленные задачи, мы со-поставили наружный разряд и среду обитания божеств помирающей и воскресающей природы в греческой и римской традиции, сравнили функции Деметры, Персефоны и Аида в мифологии Старой Греции и функции Цереры, Прозерпины и Диспатера в мифологии Старого Рима, отдали атрибутно-символическую характеристику греческим и римским божествам помирающей и воскресающей природы. Еще нам вышло найти схожести и различия ритуально-обрядовой практики в древнегреческой и древнеримской традициях и сопоставить типы священных сооружений, а втомжедухе места поклонения изучаемым божествам.
Что дотрагивается первой задачки, то мы пришли к выводу о том, что изображения божеств в римском и греческом представлении очень схожи, как идентичны и сами представления о данных божествах. Наиболее явное отличие имеет место быть, пожалуй, в том, что греческие представления наиболее разнородны и одаряют божеств обилием функций и эпитетов, тогда как римляне наиболее консервативно подходят к вопросам религии, их представления наиболее однообразны. Соединено это, как мы уже упоминала, вдогон за А. Г. Петискусом, с тем, что римляне жили на однообразной сообразно при-роде и занятиям местности, когда как греки находились под воздействием различных натуральных событий, отчего зависела и их разветвленная религиозная система.
Местами обитания божеств Деметры, Персефоны и Аида были последующие: Деметра обитала, как и положено, сообразно представлениям греков, богине, в небе на Олимпе, исключая время розыска дочери, когда она жила в виде смертной дамы среди людей на земле; обиталищем Аида было подземное королевство, в каком месте он властвовал со собственной женой. Персефона же, сообразно строчкам из Гомеровых гимнов: " ...тоже решил он, что дщери его в годовом обороте времени треть предначертано гнездовать во темноте преисподней, две же трети существовать при мамы и при нескончаемых, - так он рек ".
Римляне всех собственных богов разделяли на " темных " и " ясных ": боги подземного сеточка величались " темными " и противопоставлялись " светлым " небесным всевышним. Еще как и греческие, римские подземные божества проживали в пучине, желая Прозерпина и не являлась властительницей королевства мертвых, она обитала на земле. Церера же, как и Деметра " проживала " на небе.
Проведя относительный анализ многофункционального наполнения божеств греков и римлян, мы можем указывать желание о том, что промеж ними более сходства, ежели различия. И Деметра, и Церера были богинями верховными, носили чрезвычайно принципиальные функции для земледельческих сообществ - плодородие и урожайность полей и садов. Но, ежели Церера почиталась лишь в апреле и была только богиней плодородия, то Деметра но-сила ещё и функцию устроительницы домашнего родника и умных гражданских законов, а означает назначение её было попросторнее и уважали её на протяжении только года.
Кора( Персефона)была слету богиней подземного королевства, то имеется подсобляла погибшим, и исполняла функцию умирания и воскрешения при-роды. Прозерпина же у римлян, хоть и была копией Персефоны, однако все- же не прижилась в римском сознании, слившись с Либерой. Функцию богини подземного королевства у римлян она в общем не выполняла.
Что же дотрагивается Аида( Плутона, Диспатера), то в Греции он носил функции неявного властителя сетка погибших, господа плодородия, отседова его название Плутон, а втомжедухе совместно с Персефоной они представляли брачную пару, то имеется в этом виде выразились представления о семье. Диспатер был только властителем сеточка погибших, желая его функции здесь были попросторнее, чем у Аида, этак как души погибших в римской мифологии перерождались в духов, какие сберегали живых.
Миф о Деметре и Персефоне является одним из немногих легенд, в каком месте солнечную четкость греческого гения превзошла сумрачная деталь смерти. Потому, выводя этот миф из самых что ни на имеется ежедневных натуральных действий( из неявного осеннего увядания и бодрости весенней зелени), никогда, в общем, не утрачивающих силу собственного деяния на человека, мы никаким образом не преуменьшаем его смысла.
В отличие от функций, символика божеств у греков и римлян чрезвычайно схожа, однако совместно с тем очень трудна и многолика. Все 3 божества, осматриваемые нами, имеют очень много ярчайших атрибутов и ипостасей.
Остается лишь удивляться, как сами античные не запутывались в заглавиях и знаках собственных покровителей.
Делая вывод о ритуальных и обрядовых традициях, мы подкрепляем мысль о том, что культовая практика и греков, и римлян связана, раньше лишь, с большущим ролью земледелия в их жизни. Те либо другие празднования со-единены, до этого только, с сельскохозяйственным календарем. Фактически хоть какой шаг возделывания злаков, овощей и плодов сопровождался тем либо другим ритуалом либо ритуалом. Ключевыми праздничками, связанными с представлениями об помирающей и воскресающей природе, в Греции были, непременно, Фесмофории и Элевсинские мистерии. Ритуальные деяния данных празднеств повторяли и воссоздавали деяния мифа о богинях Деметре и Персефоне, а в том же духе о Плутоне( Аиде). Почти все из данных праздничков не дозволяли роли парней, как отмечает М. Нильсон, это было соединено, сообразно его мнению, с тем, что культ этот был связан не лишь с натуральным плодородием, однако и с дамским. Еще М. Нильсон усматривает в данных праздничках вещество очищения и веры на ясное будущее, на освобождение от мучений, что в наиболее поздние периоды рожает другую мораль и мораль.
В римской ритуальной практике, связанной с умиранием и воскрешением, мы можем подметить отпечатки и греческой религии, однако, как считает Л. Винничук, у римлян вероисповедание более практична, желая календарь их в том же духе привязан к местным культам и земледельческим работам. Почтение Церере, Прозерпине и Плутону носило в Риме наименее таинственный и чародейный характер, а в том же духе наклон был сделан конкретно на соревнованиях, забавах и зрелищности, которую этак обожали римляне. Священные места, посвящаемые божествам, отличались разнообразием, как сообразно наружному виду, этак и сообразно назначению. Существовали жертвенники, алтари, храмы, склепы, а время от времени элементарно священные места, какие нужно было навещать всем тем, что исповедовал этот культ. Некие священные места были доступными, остальные же - разрешенными лишь для определенной категории народонаселения: традиционно это жрецы культа и приуроченные к.
Деметре посвящались в главном храмы и алтари, этак как обитала она на Олимпе. Храмы богини плодородия, как и в общем греческие храмы, были обычной формы и содержания. Сами богослужения происходили перед храмом, а внутрь допускались лишь жрицы, какие вносили туда дары и фактически поклонялись статуе богини. Еще с именованием Деметры соединено посещение таковых священных мест, как: реченька, в которой омывались приуроченныек, когда руководились в Элевсин; трижды вспаханное поле, на ко-тором сообразно преданию Деметра соединилась с Иасионом и остальные места, связанные с культом богини плодородия.
Аиду и Персефоне посвящались в том же духе храмы и алтари, однако они в большинстве собственном являлись общими с Деметрой. Почитание же без-укоризненно подземных супругов проходило мало по другому, этак как оби-тали они в недрах земли. Им посвящались жертвенники, какие находились на таковых местах, в каком месте обязательно должны были существовать трещины в земле либо расщелины, чтоб боги получили свои жертвы.
С культом и мистериями соединено в том же духе почитание жриц этого таинства, в их потерять честь основывались склепы, в каком месте их не лишь хоронили, однако и навещали их вровень с храмами самих божеств. Относительный анализ божеств греков и римлян в нюансе их священных мест дозволяет окончить, что почтение всевышним подземным: Аиду и Персефоне и Диспатеру и Прозерпине - носило похожий характер, этак как строй сооружений им не посвящали, почитая их только через ритуальные пещеры и расщелины в земле.
Почитание же Деметры и Цереры существенно различается, этак как 1 -ая имела разряд храмов, а в том же духе алтарных сооружений, священных рощ, садов и полей. 2-ая же удостоилась только 1-го храма в Пестуме, при всем этом девайс его конкретно Церере ещё ставится под вопросец. Богине плодородия в Риме приурочены были отдельные алтари и священные места, находившиеся в главном в сельской местности, этак богиня данная была " земледельческой ". Для игр и театральных представлений в её потерять честь не устраивались особенные сооружения, а проводились они в амфитеатрах и на форумах.
Таковым образом, римская вероисповедание, не глядя на последовательность, различалась большей практичностью и сходством, даже консерватизмом. Тогда как греческие верующие представления не застывали на месте, эволюционировали, потому почти все культы, в частности и почитание помирающей и воскресающей природы, позднее переродились в совсем остальные формы. Нужно в том же духе подметить, что в процессе изучения мы узрели, что полезность римлян и их политическое приспособление очень воздействовало на характер их верований. Они были наиболее поверхностными и наименее волшебными, в различие от греческих.
1. Аполлодор. Мифологическая библиотека/ Пер. В. Г. Боруховича. - М. : Мысль, 1993. - 598 с.
2. Аполлоний Родосский. Аргонавтика/ Пер. Н. А. Чистяковой. - М. -Л. : Художество, 1975. - 592 с.
3. Вергилий. Собр. соч. / Пер. С. Ошерова и С. Соловьева. - М. : ЛАБИРИНТ,2001.- 288 с.
4. Геродот. Деяния в 9 книгах
5. Гесиод. Теогония/ Пер. В. В. Вересаева. - М. : ЛАБИРИНТ, 2001. - 254 с.
6. Гомер. Илиада и Одиссея/
7. Гомеровы гимны/ Пер. с древнегреч. Е. Рабинович. - М. : "Carte blanche ",
1995. - 232 с.
8. Ксенофонт. О заработках - заработках ресурсы] - Режим доступа: http:// www. Miriobiblion. Narod. Ru/ xen/ ksen. Htm
9. Овидий Назон П. Метаморфозы/ Пер. С. В. Шервинского. - М. : Дисциплина, 1977. - 456 с.
10. Овидий Назон П. Собр. соч. / Пер. С. В. Шервинского. - СПб. : Художество, 1994. - 564 с.
11. Павсаний. Отображение Эллады/ Пер. С. П. Кондратьева. - СПб. : Художество, 1996. - 592 с.
12. Плутарх. О блаженство римлян/ Пер. Ф. А. Петровского. - [электронные ресурсы] - Режим доступа: http:// www. Foxdesign. Ru/ legend/ book02_1a. Htm
13. Плутарх. Римские Вопросы/ Пер. Н. В. Брагинской - [электронные ресурсы] - Режим доступа: http:// ancientrome. Ru/ antlitr/ plutarch/ moralia
14. Плутарх. Ромул/ Пер. Ф. А. Петровского - [электронные ресурсы] - Режим доступа: http:// www. Foxdesign. Ru/ legend/ book02_1a. Html
15. Плутарх. Сравнительные жизнеописания/ Плутарх; Пер. с древнегреч. Е. Савченко. - М. -СПб. : Эксмо; Мидгард, 2007. - 1504 с.
16. Тацит. Анналы/ Пер. И. М. Тронский. - Л. : Дисциплина, ленинградское деление, 1979. - 444 с.
17. Фукидид. Деяния - [электронные ресурсы] - Режим доступа: http:// www. Sno. Pro1. Ru/ projects/ pisistratides/ auctores/ thucid. Htm
ii. Литература
18. Альтман М. С. Греческая мифология. - М. : ВЛАДОС, 1997. - 256 с.
19. Древний мир и археология: Межвузовский церковный датчик. Вып. 6. Трудности экономики, политики и культуры старенькых стран; Редкол. : В. Г. Борухович и др. - Саратов: Саратовский ВУЗ, 1986. - 147 с.
20. Антология источников сообразно летописи, культуре и религии Старой Греции: Учебное поддерживание; Под ред. В. И. Кузищина; Рец. : И. Л. Пе-редовик, Е. В. Федорова. - СПб. : Алетейя, 2000. - 608 с.
21. Артеменко И. И. , Моця А. П. Боги сделаны людьми. - К. : Политиздат Украины, 1989. - 173 с.
22. Бабенко В. Г. Легенды и животные: небольшой мифологический словарь/ Бабенко В. Г. , Алексеев В. Н. . - М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2004. - 128 с.
23. Баумгартен Ф. Эллинская культура/ Баумгартен Ф. , Поланд Ф. . - М. - Минск: Харвест; АСТ, 2000. - 512 с.
24. Бауэр В. Энциклопедия знаков. - М. : Крон-Пресс, 1998. - 592 с.
25. Блаватский В. Д. Античная археология и деяния. - М. : Дисциплина, 1985. - 280 с.
26. Блаватский В. Д. Греческая статуя. - М. : Б. Г. С. -Пресс, 2008. - 287 с.
27. Боги и легенды Олимпа: энциклопедичный путеводитель сообразно мифологии старенькых греков и римлян. - М. : Современник, 2000. - 435 с.
28. Буслович Д. С. Боги и люди в творениях художества. - СПб: Паритет, 2003. - 381 с.
29. Винничук Л. Люди, характеры и обычаи Старой Греции и Рима. - М. : Дисциплина, 1988. - 457 с.
30. Гамильтон Э. Легенды и легенды = mythology: Боги и герои Старой Греции и Старого Рима/ Гамильтон Э. ; пер. с англ. Л. А. Игоревского. - М. : Центрполиграф, 2003. - 462 с.
31. Гердер И. Идеи к философии и летописи населения земли. - М. : Дисциплина, 1977. - 603 с.
32. Гиро П. Быт и характеры старенькых греков. - Смоленск: Русич, 2002. - 624 с.
33. Гиро П. Быт и характеры старенькых римлян. - Смоленск: Русич, 2002. - 576 с.
34. Грант М. Золотая эпоха Греции. - Харьков: Неестественный клоб домашнего досуга, 2006. - 384 с.
35. Грейвс Р. Легенды Старой Греции. - М. : Образование, 1993. - 576 с.
36. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. - М. : Дисциплина, 1987. - 218 с.
37. Донини А. Люди, идолы и боги: пер. с итал. И. И. Кравченко. - М. : Политиздат, 1962. - 320 с.
38. Старый Рим: деяния, быт, культура. - М. : Центрполиграф, 2006. - 225 с.
39. Дамы в легендах и легендах. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 415 с.
40. Зайцев А. И. Греческая вероисповедание и мифология: Курс лекций; Под ред. Л. Я. Жмудя. - М. -СПб: Академия; Филологический департамент СПбГУ, 2005. - 206 с.
41. Зелинский Ф. Ф. Старый мир и мы/ Зелинский Ф. Ф. . - СПб: Алетейя,1997.- 250 с.
42. Зелинский Ф. Ф. Эллинская религию/ Зелинский Ф. Ф. . - Минск: Экономпресс, 2003. - 330 с.
43. Иллюстрированный мифологический словарь; М. Н. Зеленщик, М. А. Коган, М. Б. Рабинович, Б. П. Селецкий. - Изд. перераб. и доп. - Калининград: Медовый сказ, 2001. - 384 с.
44. Деяния и цивилизация старого сеточка. - М. : Дисциплина, 1977. - 248 с.
45. Камад И. Обрядовая сторона культов Старой Греции. - М. : ИОИ, 2006. - 205 с.
46. Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу. - СПб: Алетейя, 1998. - 586 с.
47. Клемен К. Жизнь мертвых в вероисповеданиях населения земли. - М. : Инбрада, 2002. - 224 с.
48. Кондрашов А. П. Кто имеется кто: Боги и герои Старой Греции и Рима// Энциклопедичный словарь. - М. : Рипол Классик, 2002. - 345 с.
49. небольшой словарь мифологии и древностей; М. Корш. - Калуга: Золотая аллейка, 1993. - 207 с.
50. Круглов Е. А. Греческие боги в Старом Риме - [электронные ресурсы] - Режим доступа: http:// www. Centant. Pu. Ru/ centrum/ publik/ kafsbor/ mnemon
51. Цивилизация Старого Рима. - СПб: Алетейя, 2001. - 695 с.
52. Куманецкий К. Деяния культуры Старой Греции и Рима/ Куманецкий К. .
- М. : Образование, 1990. - 235 с.
53. Кун Н. А. Легенды и легенды Старой Греции/ Кун Н. А. . - М. : АСТ: Олимп, 2003. - 539с.
54. Легенды и сказания Старой Греции и Старого Рима; Сост. А. А. Нейхард.
- М. : ДДДККК ИСТИНА, 1990. - 576 с.
55. Лосев А. Ф. Античная мифология. - М. : Мысль, 1993. - 856 с.
56. Лосев А. Ф. Наброски старенькой мифологии. - М. : Мысль, 1993. - 959 с.
57. Лосев А. Ф. , Тахо-Годи А. А. Боги и герои Старой Греции. - М. : Словечко, 2002. - 278 с.
58. Лосев А. Ф. , Тахо-Годи А. А. Греческая цивилизация в знаках и определениях. - СПб: Алетейя, 1999. - 720 с.
59. Лукач Й. Пути богов. М. : Политиздат, 1984. - 247 с.
60. Макаревич В. М. Легенды: Энциклопедия/ Макаревич В. М. . - М. : РОСМЭН-ИЗДАТ, 2001. - 128 с.
61. Макнамар Э. Этруски. Быт. Вероисповедание. Цивилизация. - М. : Центрполиграф, 2006. - 216 с.
62. Мелетинский Е. М. Пиитика мифа. - М. : Восточная беллетристика, 2000.-407 с.
63. Менар Р. Легенды в художестве древнем и новом. - М. : Современник, 1993. - 271 с.
64. Мень А. Деяния религии. - М. : Мирос, 1994. - 183 с.
65. Мизун Ю. В. Секреты богов и религий/ Мизун Ю. В. , Мизун Ю. Г. . - М. : Вече, 1999. - 576 с.
66. Миркина З. , Померанц Г. Большие религии сеточка. - М. : Изд. терем Интернационального ВУЗа, 2006. - 280 с.
67. Легенды Старой Греции: Герои Эллады; Пересказ В. В. Смирновой. - М. : РОСМЭН, 2004. - 184 с.
68. Легенды народов сеточка. - М. : Русская энциклопедия, 1987. - т. 1. - 671 с.
69. Легенды народов сеточка. - М. : Русская энциклопедия, 1987. - т. 2. - 756с.
70. Наговицын А. Е. Мифология и вероисповедание этрусков. - М. : Мысль,1998.- 523 с.
71. Найдыш В. М. Философия: Мифология. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 563 с.
72. Немировский А. И. Легенды Старой Эллады. - М. : Образование, 1992. - 318 с.
73. Немировский А. И. Идеология и цивилизация ранешнего Рима. - М. : Образование, 1995. - 456 с.
74. Немировский А. И. Этруски. От мифа к летописи. - М. : Образование, 1993. - 497 с.
75. Немировский А. И. Сходбище сочинений: легенды старой Эллады. - М. : Образование, 1992. - 402 с.
76. Нильсон М. Греческая народная вероисповедание. - СПб: Алетейя, 1999.-218 с.
77. Петискус А. Г. Боги и легенды Олимпа/ Петискус А. Г. . - М. :???1962. - 356 с.
78. Полоскин В. Миф. Вероисповедание. Правительство: Изучение политической мифологии/ Полоскин В. . - М. : Ладомир, 1999. - 442 с.
79. Потебня А. А. Знак и миф. - М. : Дисциплина, 2000. - 196 с.
80. Словарь античности = lexikon der antike. - М. : Прогресс, 1990. - 704 с.
81. Соколов Г. И. Художество Старого Рима: конструкция, скульптура, живопись. - М. : Образование, 1996. - 224 с.
82. Солоненко А. И. Наброски римской мифологии. - М. : Образование, 2005.-458 с.
83. Тайлор Э. Б. Миф и ритуал в безжалостной культуре/ Тайлор Э. Б. ; Пер. с англ. Д. А. Коропчевского. - Смоленск: Русич, 2000. - 624 с.
84. Тахо-Годи А. А. Боги и герои Старой Греции. - М. : Словечко, 2002. - 275 с.
85. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. - М. : Фолио, 2002. - 256 с.
86. Токарев С. А. Вероисповедание в летописи народов сетка/ Токарев С. А. .
- М. : Политиздат, 1964. - 559 с.
87. Топоров В. Н. Миф. Обряд. Знак. Образ. : Изучение в области мифопоэтического: Избранное. - М. : ВЛАДОС, 1995. - 624 с.
88. Фестюжьер А. -Ж. Собственная вероисповедание греков. - СПб. : Алетейя, 2000. - 256 с.
89. Хэнкок Г. Отпечатки богов/ Хэнкок Г. ; Пер. И. Зотова. - М. : Вече, 2001.
- 496 с.
90. Циркин Ю. Легенды Старого Рима. - М. : АСТ, 2004. - 560 с.
91. Легенды Старого Рима. - М. : АСТ, 2004. - 560 с.
92. Штаерман Е. М. Общественные базы религии Старого Рима. - М. : Дисциплина, 1987. - 362 с.
93. Шталь И. В. Легенды классической древности. - М. : Дисциплина, 1986. - 562 с.
94. Элиаде М. Нюансы мифа. - М. : Мысль, 2000. - 362 с.
95. Элиаде М. Миф о нескончаемом возвращении; Образы и знаки: Священное и мирское. - М. : Мысль, 2000. - 414 с.
96. Яровская И. С. Легенды Старой Греции. - Л. : Лениздат, 1990. - 347 с.