Введение 3
Глава 1 6
Закономерность «образовательного чуда». «Институты имеют значение» 6
Увеличение уровня образованности 9
Равномерность образовательных результатов 11
Высокий уровень обучения 12
Умеренные расходы на образование 14
Глава 2 15
Опыт эффективного инвестирования в образование России и Финляндии.
Попытка сопоставительного анализа 15
Список использованной литературы 24
Список приложений 29
Приложение 1 29
Приложение 2
Выпускная квалификационная работа на тему «Эффективные инвестиции в навыки 21 века. Предварительный сравнительный анализ опыта России и Финляндии» основана на опубликованных автором ранее статьях «Закономерность образовательного «чуда» Финляндии с позиций теории институтов и институциональных изменений» (2015) и продолжением работы в области сравнительного анализа российского и финского опыта - статье “On effective investing in 21st century skills: a tentative comparison of Finnish and Russian educational economics”, опубликованной на XI международной конференции СПбГЭУ «Современный менеджмент: проблемы и перспективы» под эгидой Евразийской ассоциации университетов.
В условиях экономической нестабильности и возрастающей нагрузки на государственный бюджет, обеспечивающий общее образование, возникает спрос на решение проблемы эффективного распределения средств в этой сфере. Учитывая изменения, влияющие на подходы к обучению в школах, изменения образовательных стандартов, требующих развивать относительно новые компетенции, важно предусмотреть возможность плавного и экономически эффективного перехода к управлению этими изменениями. Статья 2016 года является продолжением и дополнением статьи о закономерности успеха образовательной реформы Финляндии. Эта последовательность определила логику выпускной квалификационной работы, состоящей из введения, двух глав и заключения. Первая глава посвящена теоретическому анализу феномена финского «образовательного чуда» при помощи исторического анализа и институционального анализа, а также содержит в себе дополнительные результаты исследования, которые не вошли в текст статьи 2015 года. Вторая глава представляет собой осмысление статьи 20 16 года, посвященной вопросу эффективности инвестиций в образование на примере предварительного анализа опыта России и Финляндии. В этой части работы представлены промежуточные результаты исследования приоритетов экономики образования в России и Финляндии, предложены критерии экономической эффективности в сфере образования, а также подведены промежуточные итоги анализа эффективности распределения бюджетных средств на образование.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление критериев экономической эффективности образовательной политики России, а также сравнение российской и финской моделей управления бюджетом в области школьного обучения с позиции теории институтов и институциональных изменений. На основании результатов работы будут сформулированы возможные способы оптимизации бюджетных трат на образование с минимизацией ущерба для качества образовательных услуг, предоставляемых государством. Приведенные цели определяют ряд задач, которые изложены в следующем списке:
1. Провести исторический анализ реформы финской системы образования как пример успешной;
2. Выявить институциональные особенности системы образования Финляндии, определяющие успех образовательной реформы в исторической перспективе;
3. Определить и проанализировать модели финансирования сферы образования в России и Финляндии;
4. На основании выявленных общих и отличительных черт моделей финансирования определить возможные способы оптимизации инвестиций в образование.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: исторический анализ, институциональный анализ, сравнительно-сопоставительный анализ. Источниками для проведения исследования стали научные статьи отечественных и зарубежных экспертов в области истории образования и образовательной политики. Среди зарубежных исследователей были изучены работы P Sahlberg, M. Kankkunnen, J. Routti, P. Yla-Anttila, M. Castells, P. Himanen, E. Silva и других. Также были проанализированы труды следующих отечественных исследователей: М.О. Бражника, А.Е.Бахмутского, В.А.Болотова, Т.Н.Беркалиева, Н.Ф. Ефремовой, Е.С. Заир-Бека, А.Г. Каспржака, Л.Ф. Ивановой, К.Г. Митрофанова, В.П.Панасюк, К.Н. Поливановой, А.П. Тряпицыной, Е.Г. Юдиной и ряда других специалистов. Результаты решения поставленных задач представлены в выводах к первой и второй главам работы. Кроме этого, для анализа обозначенного круга вопросов были также использованы результаты ежегодных международных исследований ОЭСР, аналитические материалы McKinzey&Company, нормативные документы, регламентирующие деятельность в сфере образования России и Финляндии.
Представленные результаты выпускной квалификационной работы могут носить рекомендательный характер для государственных органов, регулирующих распределение бюджета в сфере школьного образования.
Подводя итоги сравнительного анализа опыта инвестирования в образование и оценки качества образовательных услуг России и Финляндии, важно обозначить несколько выводов. Во-первых, финская модель учета инвестиций предполагает взаимосвязь между финансовыми вложениями и качественными показателями уровня образования. В то же время, отечественная модель с точки зрения институциональной теории демонстрирует слабую зависимость между финансовыми вложениями и качеством образовательных услуг, так как и формальные, и неформальные правила игры затрудняют количественную оценку эффективности. Показатели финансовой и образовательной отчетности должны быть «стопроцентными». Однако, отсутствует четко сформулированная единица, ориентируясь на которую можно сказать, насколько эффективно работает то или иное образовательное учреждение.
Во-вторых, вектор развития обеих систем образования направлен на решение проблем устойчивого развития, что, несомненно, является индикатором общности представлений о стоящих проблемах молодых людей, получающих образование в обеих странах. Вместе с этим, российская модель устойчивого развития находится в зоне институциональных рисков, связанных с регламентацией эффективности ее внедрения. Таким образом, при внедрении методологии устойчивого развития в российские образовательные учреждения, необходимо, в первую очередь разработать такие критерии эффективности, которые будут учитывать и финансовую, и образовательную эффективность
К основным выводам работы можно отнести следующие:
1. Исторический анализ реформы финской системы образования продемонстрировал, что децентрализация системы образования и вектор на устойчивое развитие в образовании оказал позитивный эффект на развитие образования в Финляндии;
2. Наряду с ранее обозначенными институциональными особенностями системы образования Финляндии (автономия школ, высокий уровень подготовки профессиональных педагогов и др.) не менее значимым фактором успеха является укрепление взаимосвязи между финансовыми показателями и качеством образования, на которое выделяются бюджетные средства.
3. В условиях увеличения нагрузки на бюджет, образовательные организации, оказывающиеся в ситуации дефицита ресурсов, естественным образом снижают качество предлагаемых услуг. В этой ситуации одним из оптимальных способов оптимизировать ресурсы является внедрение методологии устойчивого развития в образовательные организации.
1. Bereday, G.Z.F. Comparative Methods in Education. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1964.
2. Harre R. & Secord, P 1972. The explanation of social behavior. Oxford, UK: Basil Blackwell.
3. OECD report (2010). Finland: Slow and steady reform for consistently high results.
4. Peirce, C.S. 1976. New elements of mathematics, by Charles S. Peirce (C. Eisele (Ed.), Vols. 1-4). The Hague & Paris: Mouton.
5. Vygotsky, L. 1962. Thought and language. Cambridge, MA: MIT Press.
6. Агранович, М.Л, Дмитриева, О.Я., Заир-Бек, Е.С., Каспржак, А.Т., Кожевникова О.Н. Мониторинг качества, статистика и социология образования: учебный курс. — М.: Университетская книга. — 2006.
7. Акулова, О. В. Концепция системных изменений школьного процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу : Дис. ... д- ра пед. наук. - СПб., 2004.- 365 c.
8. Акулова, О.В., Конасова, Н.Ю., Лебедев, О.Е. Эффективное управление школой в современных условиях.- СПб.: КАРО, 2005. - 272 с.
9. Акулова, О.В., Писарева, С.А., Пискунова, Е.В., Тряпицына, А.П. Современная школа: опыт модернизации. Книга для учителя. - Спб.: Изд- во РГПУ им.А.И.Герцена, 2005. - 290 с.
10. Барбер, М. Как лучшие школьные системы мира оказались на вершине [Текст] : [анализ достижений школ. систем мира по данным междунар. программы Орг. экон. сотрудничества и развития - ОЭСР по оценке образоват. достижений учащихся (PISA)] / М. Барбер, М. Муршед // Перемены. - 2008. - N 6. - C.80-125.
11. Бахмутский, А.Е. Оценка школьного образования в Санкт-Петербурге. - СПб.: Издательство ЦПО «Информация образования», 2000. - 89 с.
12. Беркалиев, Т.Н., Заир-Бек, Е.С., Тряпицына, А.П. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. - СПб.: КАРО, 2007. - 144 с.
13. Бермус, А.Г. Модернизация образования. Философия, политика, культура. - М.: Издательство Канон +, 2008 г.
14. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. Педагогика, 1997, №4. - с.26-34.
15. Илюшин, Л.С. Образовательная мотивация: теория и методология исследования. СПб., Изд-во БАН, 2002.
16. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. / пер. с англ. А.Н. Нестеренко, пред. и науч. ред В.З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
17. Педагогика открытости и диалога культур / Под ред. М. Н. Певзнера, В. О. Буткевична, О. М. Зайченко. М., 2000.
18. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Отв. ред. Б.Л. Вульфсон. М.: ИТПИМИО, 1995. - 269 с
19. Сальберг, Паси. Финские уроки. Чему может научиться мир на опыте образовательной реформы в Финляндии? (пер. с англ. А. Гордеева). М.,2011.
Документы
20. Arviointi ja koulutuksen laadun kehittaminen= Evaluation and Developing of the Quality of Education .- Режим доступа:http://www.oph.fi
21. Basic Education Act 628/1998/ - Режим доступа: http://www.finlex.fi
22. Case Finland Final Report Ministry for Foreign Affairs of Finland Department for Development Policy Unit for Evaluation and Internal Auditing 2008. URL: http://www.eurydice.org
23. Committee of Education. (2016).Research program of Pedagogical Laboratory on Methodology of sustainable development for successful
educational institutions, URL:http://gymn32.ru/docs/oer/Zayavka.pdf
24.Information of Ministry of Education, Finland. -Режим доступа: http://www.minedu.fi/minedu
25. McKinzey&Company. (2007) How the world’s best-performing school systems come out on top.
URL:http://mckinseyonsociety.com/downloads/reports/Education/Worlds School Systems Final.pdf
26. Ministry of Education . Koulutuksen ja tulkimuksen lietostrategian 2000-2004 loimeenpanosuunnitelma [Educalion, Training, and Research in the Information Society: The Implementation Pian]. - 2001.- Режим доступа: http://www.minedu.fi/minedu
27. Model method of per capita standards in secondary education in Russia, 2006, Ministry of Education, URL:http://минобрнауки.рф/документы/731
28. National summary sheets on education systems in Europe and ongoing reforms. Finland, august 2009. - Режим доступа: http: //www.eurydice.org
29. National summary sheets on education systems in Europe and ongoing reforms. Finland, august 2009. - Режим доступа: http: //www.eurydice.org
30.OECD, PISA 2006 Science Competencies for Tomorrow's World, Volume 1, Paris: OECD, 2007.
31.Strategy 2015 Publications of the Ministry of Education, Finland: Yliopistopaino, Helsinki. - 2003 - Режим доступа:
http://www.minedu.fi/minedu/publications/online.html
32. WCIOM. (2016) USE: Objectiveness and effectiveness, URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115550WCIOM. (2013).Russians on USE: monitoring, URL:http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=114253
33. Закон об образовании Российской Федерации
34. Разработка методических рекомендаций по созданию системы мониторинга качества образования: Итого вый отчет НФПК по проекту «Реформа системы образования» — М.¬2002. — 141 с.
Статьи
1. Binkley, M., Erstad, O., Herman, J., Raizen, S., Ripley, M., Miller-Ricci, M., Rumble, M. 2012. Defining Twenty-First Century Skills. In P Griffin, B. McGaw, and E. Care (eds.), Assessment and teaching of 21st century skills. New York: Springer. pp. 17-66.
2. DeBard, R., Kubow, P K. From compliance to commitment: The need for constituent discourse in implementing testing policy// Educational Policy.- 2002, vol. 16-3, p. 387-405.
3. Haertel, E. H., Herman, J. L. A historical perspective on validity arguments for accountability testing// E. H Haertel., J. L. Herman (Eds) Use and misuses of data for educational accountability and improvement. The 104th Yearbook of the National Society for the Study of Education, Part II, Malden MA: Blackwell, 2005,p. 1-34.
4. Kankkunen, M. 2001. Concept mapping and Peirce’s semiotic paradigm meet in the classroom environment. Learning Environments Research 4: 287-324.
5. Kankkunen, M. 2004. How to acquire ’’the habit of changing habits”: the marriage of Charles Peirce’s semiotic paradigm and concept mapping. In A.J. Canas, J.D. Novak and F.M. Gonzales (eds.), Concept Maps: Theory, methodology, technology. Proceedings of the first international conference on concept mapping, Vol. 1, pp. 375-383. Conference in Pamplona, Navarra: Universidad Publica de Navarra, 375-383. ISBN: 84-9769-064-8.
6. Kankkunen, M. 2010. Doing more with less - an entrepreneurial Municipality Approach in Etela-Savo, Finland. The Center of Knowledge and Innovation Research (CKIR), Aalto University School of Economics, Finland.
7. Kankkunen, M., Makitalo-Siegl, K. & Voronov, A. 2013. Generatin for sustainability: illusio or reality? STE 2013.www.sustainability-conf.org, UPM, Kuala Lumpur, Maleysia.
8. Structures of education, vocational training and adult education systems in Europe. Finland. - Information provided by: Eurydice Unit Finnish National Board of Education, Helsinki. - 2007.
9. Timofeev, F.V. 2015 The pattern of Finnish educational “miracle” to the theory of institutions and institutional changes. Na putyah k novoy shkole (On a way to new school), Saint-Petersburg, Educational centre “Uchastie”(“Patricipation”).
10. Бражник М.О. Достижения школьного образования Финляндии// Вопросы
образования.- 2010. - №3. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/dostizheniya-shkolnogo-obrazovaniya-v-finlyandii(дата обращения: 20.05.2015).
11. Бусыгина И.М., Филиппов М.Г. Агенты и принципалы: чего ждать после «вертикали власти»? [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. -
2012. №4 (84) - URL:http://magazines.russ.ru/nz/2012/4/b7-pr.html(дата обращения: 20.05.2015).
12. Поздеева С.И., Рубмешта Е.А. Опыт Финляндии в сфере образования. // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011 - № 10. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/opyt-finlyandii-v-sfere-obrazovaniya(дата обращения: 20.05.2015).