СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА (на материалах Минераловодского городского округа Ставропольского края)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТА СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ 12
1.1. Понятие «общественная безопасность» в системе национальной
безопасности РФ 12
1.2. Доктринально-управленческие основы обеспечения общественной
безопасности в современной России 17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
УЧАСТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 23
2.1. Безопасность территориального сообщества как комплексная
управленческая категория муниципального управления 23
2.2. Полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения
общественной безопасности на территории муниципального образования 29
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА (на материалах Минераловодского городского округа Ставропольского края) 37
3.1. Система участия органов местного самоуправления в обеспечении общественной безопасности на территории Минераловодского городского округа 37
3.2. Основные направления совершенствования участия органов местного самоуправления в обеспечении общественной безопасности на территории муниципального образования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что в последние годы в государстве все чаще проявляются тенденции возрастания угроз безопасности населения, возрастает уровень их негативного воздействия на личность, общество и государство. Забота о сохранении жизни и здоровья граждан, обеспечение личной и общественной безопасности всегда было первостепенной задачей государства в осуществлении своей политики.
При отсутствии проведения правильной политики безопасности государства в современных условиях может произойти нарастание региональных и этнических конфликтов, что приведет к выходу из строя демократической системы ценностей и в конечном итоге повлечет за собой глобальную катастрофу или войну.
Таким образом, проблематика настоящей выпускной квалификационной работы характеризуется следующими аспектами актуальности:
1. обеспечение нейтрализации угроз и вызовов общественной безопасности имеет сложный, комплексный, характер. На этот процесс оказывают влияние самые различные факторы: геополитические, социально-экономические, демографические, которые характеризуются высокой степенью изменчивости и непредсказуемости.
2. проблемы обеспечения общественной безопасности приобрели в современных условиях для России первостепенное значение в силу их воздействия на безопасность индивида и общества. Важнейшим из них выступает сохранение внутренней стабильности государства и общества, целостности России, обеспечение эффективной управляемости на всех уровнях публичного управления.
3. проблематика обеспечения общественной безопасности получает особое значение на уровне местного самоуправления в силу того обстоятельства, что граждане в своей повседневной жизни взаимодействуют по большей части именно с органами местного самоуправления, которые призваны решать самые насущные проблемы населения. Соответственно от их действий, от качества их управленческих решений во многом зависит как объективное состояние общественной безопасности, так и того образа общественной защищенности, который складывается у жителей конкретных муниципальных образований.
Соответственно, действительно важное научно-практическое значение приобретает проблематика, связанная с поиском путей совершенствования практики участия органов местного самоуправления в обеспечении общественной безопасности на территории муниципального образования .
Степень научной разработанности проблемы. Проведенный в рамках реализации задач, поставленных в настоящей выпускной квалификационной работы, анализ имеющихся научно-практических публикаций по её проблематике позволил выделить следующие направления современных исследований в рассматриваемой сфере:
1. Первое направление составляют исследования, посвященные анализу различных аспектов категории безопасность и ее видов (национальная безопасность, общественная безопасность, безопасность общества и т.д.). Здесь следует выделить научные работы таких ученых, как: Л.Э. Боташева, B. В. Газзалов, И.Б.Г. Горяшкиева, Е.С. Данилова, Н.Н. Демидов, М.Ю. Зеленков, И.Е. Ильичев, Э.В. Богмацера, А.В. Колесников, В.Н. Батова, М.Ф. Магадиев, А.Н. Миронов, А.Ю. Павлов, Д.Е. Петров.
2. Второе направление составляют исследования, посвященные процессуально-технологическим аспектам обеспечения национальной безопасности. Здесь следует выделить следующих ученых: Д.А. Афиногенова, O.A. Белькова, A.B. Возженникова, H.A. Косолапого, В.И. Майорова, А.И. Николаева, Г. Оливье, Г.В. Осипова, A.B. Петрова, В.М. Баранова, A.A. Прохожева, И.В. Радикова, В.А. Рубанова, Ю.А. Рыжкова.
3. Третье направление составляют исследования, посвященные анализу механизмов участия органов местного самоуправления в обеспечении общественной безопасности на территории муниципального образования. Здесь следует выделить научные работы таких ученых, как: В.В. Газзалов, Н.Б.Г. Горяшкиева, А.В. Колесников, М.Ф. Магадиев, А.Н. Миронов, Д.Е. Петров, В.И. Пчелкин, А.И. Смотрова, А.С. Тимченко.
4. Четвертое направление составляют работы, посвященные местному самоуправления как особому политическому институту и уровню публичной власти в современной Российской Федерации. Здесь следует выделить научные работы таких ученых, как: Л.Б. Гапоненко, Т.Г. Голубева, В.Г. Егоров, А.Т. Зотов, Н.Ю. Ларина, А.Е. Сидорова.
Таким образом, анализ массива научно-практических публикаций по теме настоящей выпускной квалификационной работы показал, что достаточно широкое освещение получили вопросы, связанные с анализом различных аспектов категории «безопасность» и ее видов (национальная безопасность, общественная безопасность, безопасность общества и т.д.), процессуально-технологических аспектов обеспечения национальной безопасности на государственном уровне публичного управления, отдельных механизмов участия органов местного самоуправления в обеспечении общественной безопасности на территории муниципального образования, местного самоуправления как политическому институту и уровню публичной власти в современной Российской Федерации. Вместе с тем мы отмечаем, что комплексная проблематика системы участия органов местного самоуправления в обеспечении общественной безопасности на территории муниципального образования осталась в определенной степени вне фокуса научного внимания. Соответственно на восполнение данной лакуны научно-практического знания и будет направлено настоящее исследование.
Цель данной работы заключается в обобщении теоретических и практических аспектов участия органов местного самоуправления в обеспечении общественной безопасности на территории муниципального образования и в разработке на этой основе практических рекомендаций, направленных на совершенствование данного вида управленческой деятельности.
Для достижения данной цели были поставлены и последовательно решены следующие научно-практические задачи:
- конкретизировать понятие «общественная безопасность» и уточнить его место в системе национальной безопасности РФ;
- систематизировать доктринально-управленческие основы
обеспечения общественной безопасности в современной России;
- проанализировать безопасность территориального сообщества как комплексную управленческую категорию;
- выделить, систематизировать и обобщить полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности;
- проанализировать систему участия органов местного самоуправления в обеспечении безопасности на территории Минераловодского городского округа;
- сформулировать и обосновать основные направления совершенствования участия органов местного самоуправления в обеспечении общественной безопасности.
Объектом исследования является система обеспечения общественной безопасности на различных уровнях публичного управления.
Предметом исследования является деятельность органов местного самоуправления в сфере обеспечения общественной безопасности на территории муниципального образования.
Теоретическая и методологическая база исследования.
Теоретической базой исследования выступают работы как российских, так и зарубежных авторов, посвятивших свои исследования изучению государственной безопасности - Р. Коэна, М. Михалка, Д. Балуева, С. Третьяковой. Понятие «безопасность», как отсутствие опасности, благодаря философским концепциям Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, Ф. Гегеля и других мыслителей XVII-XIX вв., стало широко использоваться научными и политическими элитами европейских государств.
Большой вклад в понимание безопасности, как сложного социально-политического и морального явления внесли русские философы XIX - XX вв. H.A. Бердяев, JI.H. Гумилев, И.А. Ильин, П.И. Новгородцев, B.C. Соловьев, E.H. Трубецкой и другие.
В качестве методологической основы выступает сравнительный подход, включающий в себя как обще логические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция), так и теоретические методы (исторический и сравнительный анализ). В работе использовались методы классификации, систематизации, обобщения, включенного наблюдения, описания, а также критическая интерпретация изученного эмпирического материала, что позволило сделать достоверные научные и практические выводы и обобщения практики участия органов местного самоуправления в обеспечении общественной безопасности на территории муниципального образования.
Эмпирическую основу исследования составляют практические исследования в сфере обеспечения общественной безопасности на различных уровнях публичного управления, статистические данные, аналитические материалы, а также материалы, полученные автором в ходе прохождения
производственной практики в администрации Минераловодского городского округа. Также основой нашего исследования являются нормативно-правовые акты, в том числе федеральные законы, подзаконные акты Президента РФ, Правительства РФ, регулирующие правоотношения, складывающиеся в сфере обеспечения общественной безопасности как системного элемента национальной безопасности Российской Федерации.
Теоретико-практическая значимость выпускного квалификационного исследования заключается, во-первых, в том, что в нем с учетом особенностей современной социально-политической ситуации и политико-управленческих трендов было конкретизировано понятие «общественная безопасность» и уточнено его место в системе национальной безопасности РФ; были систематизированы доктринально-управленческие основы обеспечения общественной безопасности в современной России;
была проанализирована и обобщена безопасность территориального сообщества как комплексная управленческая категория; были выделены, систематизированы и обобщены полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности; проанализирована система участия органов местного самоуправления в обеспечении безопасности на территории Минераловодского городского округа; были сформулированы и обоснованы основные направления совершенствования участия органов местного самоуправления в обеспечении общественной безопасности.
С практической точки зрения проведенное комплексное исследование характеристики состояния общественной безопасности на территории Минераловодского городского округа позволило разработать практико-ориентированные рекомендации, направленные на совершенствования участия органов местного самоуправления Минераловодского городского округа в обеспечении безопасности на территории муниципального образования. В работе также проведен детальный анализ основных направлений деятельности органов местного самоуправления Минераловодского городского округа в сфере обеспечения безопасности и проанализирована эффективность управления в этой сфере. Данный информационный массив может быть использован при проведении других научных исследований, в том числе более высокого уровня, например, ВКР, аналитических записок, экспертных докладов и др. Результаты исследования также могут быть использованы в учебном процессе при разработке и подготовке учебных курсов по таким дисциплинам как: «Система государственного и муниципального управления», «Основы местного самоуправления», «Муниципальное право», «Политология», «Государственное управление», «Основы социальной политики», «Основы социального государства и гражданского общества», а также курсов по повышению квалификации для государственных гражданских и муниципальных служащих.
Структура работы обусловлена степенью разработанности проблемы, сформулированной темой, поставленными научно-практическими задачами исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.
Реализация задач, поставленных в настоящей выпускной квалификационной работе, позволила сделать следующие выводы и обобщения, а также сформулировать и обосновать ряд рекомендаций, направленных на совершенствование практики участия органов местного самоуправления в обеспечении общественной безопасности на территории муниципального образования.
1. В работе было конкретизировано понятие «общественная безопасность» и уточнено его место в системе национальной безопасности РФ.
Общественная безопасность - это система общественных отношений, урегулированных нормами права в целях обеспечения безопасности личности, общественного спокойствия, благоприятных условий для труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций от угрозы, исходящей от преступных и иных противоправных деяний, нарушения правил пользования источниками повышенной опасности, предметами и веществами, изъятыми из гражданского оборота, явлений негативного технического и природного характера, а также других особых обстоятельств.
В соответствии с Концепцией общественной безопасности РФ обеспечение общественной безопасности - реализация определяемой государством системы политических, организационных, социально - экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие преступным и иным противоправным посягательствам, а также на предупреждение, ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Таким образом, под общественной безопасностью следует понимать безопасность всех в совокупности общественных интересов и общественных отношений, в том числе тех, которые не являются правоотношениями.
Цель обеспечения общественной безопасности заключается в выявлении, устранении и предупреждении угроз, способных нанести ущерб общественным интересам, соответствующим общественным отношениям во всех сферах.
Субъектами обеспечения общественной безопасности являются государство, органы государственной власти, государственные органы, не являющиеся носителями властных полномочий, органы местного самоуправления, общественные объединения, международные правительственные и неправительственные организации, субъекты правозащитной деятельности и т.д.
Предметом обеспечения общественной безопасности являются население конкретного государства, общности, группы населения (по территориальным, национальным, культурным, социальным, профессиональным и иным критериям), общественные институты, организации. Объектом общественной безопасности являются соответствующие общественные отношения.
2. В работе были систематизированы доктринально-управленческие основы обеспечения общественной безопасности в современной России.
В целях консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и граждан Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Общественная безопасность была названа в качестве одного из основных приоритетов национальной безопасности государства. Иными словами, в центре конструкции находится человек со своими правами и, соответственно, ущербами им: физическим, моральным и материальным.
Данные взгляды основываются на комплексном восприятии и оценке основных источников угроз национальной безопасности в сфере общественной безопасности, указанных в Стратегии. Среди таковых:
- террористическая деятельность;
- экстремистская деятельность;
- деятельность транснациональных, приграничных преступных групп, отдельных физических лиц, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции, торговлей людьми, контрабандой стратегических ресурсов;
- преступная халатность в быту, на транспорте, при использовании техники в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, а также в сфере профессиональной деятельности, не связанной с использованием управленческих функций или технических средств;
- асоциальное поведение маргинальных слоев общества (наркомания, алкоголизм, бродяжничество, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних);
- незаконная миграция;
- коррупция;
- чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и их последствия. Именно то, что сегодня беспрецедентно актуально.
29 декабря 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 года И390-ФЗ "О безопасности", который, помимо основных принципов и содержания деятельности по обеспечению безопасности государства, определил общественную безопасность, экологическую безопасность, безопасность личности, иные виды безопасности, предусмотренные российским законодательством, на нормативном правовом уровне определил статус Совета Безопасности Российской Федерации, который стал по праву именоваться конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства и др.
3. В работе была проанализирована безопасность территориального сообщества как комплексная управленческая категория.
Нами было установлено, что из-за многочисленности рисков, угроз и конфликтов, имеющих местную специфику, невозможно в муниципальных образованиях усилиями лишь федеральной или региональной властей эффективно обеспечить безопасность. Поэтому, являясь связующим звеном между иерархией государственных приоритетов и разнообразием местных интересов, местное самоуправление должно в сфере обеспечения безопасности учитывать и опираться на такой немаловажный фактор как саморегуляция и самоорганизация социально-территориальной общности. Население, составляющее местное сообщество, заинтересовано в своей защищенности и безопасности от различного рода вызовов и угроз, с которыми оно сталкивается в процессе жизнедеятельности.
Общими для большинства муниципальных (территориальных) образований Российской Федерации факторами, определяющими специфику вызовов и угроз безопасности на муниципальном уровне, являются следующие:
- географические особенности и статус муниципальных образований;
- форма муниципального образования;
- уровень бюджетной обеспеченности территориального образования;
- наличие противоречий и социального конфликта, связанных с экономическим и культурным расслоением территориального сообщества, а также разное по степени и качеству обеспечения безопасности личной жизни богатых и бедных;
- специфика местных элит, их формальные и неформальные правила поведения в экономике, политике, культуре и т.д.
К основным внешним угрозам безопасности на муниципальном уровне следует отнести:
- нестабильную социально-экономическую обстановку в стране;
- обострение конкурентной борьбы различных субъектов экономической деятельности;
- экономическую, демографическую и культурно-религиозную экспансию;
- количественное увеличение нелегальных иммигрантов;
- угроза терроризма на территории муниципального образования.
Функционирование системы обеспечения территориальной безопасности в каждом конкретном муниципальном образовании обусловлено не только нормами федерального законодательства, но теми местными правовыми основами обеспечения территориальной безопасности, которые формируются непосредственно органами местного самоуправления.
Институциональные основы обеспечения территориальной безопасности в муниципальных образованиях представлены, в первую очередь, нормативными правовыми актами, издаваемыми органами местного самоуправления в пределах их компетенции, а также уполномоченными исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления в сфере территориальной безопасности.
4. В работе были выделены, систематизированы и обобщены полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности.
В общем виде полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности сформулированы в главе 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в которой установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией. Данное полномочие закреплено и применительно к вопросам местного значения городского округа.
Однако детальная регламентация их компетенции представлена в иных нормативно-правовых актах. Так, например, федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N390-03 «О безопасности» установлено, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности.
На уровне муниципальных образований проводятся вспомогательные мероприятия, и создается дополнительная система безопасности с учетом территориальной и региональной специфики: географического положения, межнациональных взаимоотношений, темпов и характера экономического и социального развития.
5. В работе была проанализирована система участия органов местного самоуправления в обеспечении безопасности на территории Минераловодского городского округа.
Муниципальную систему обеспечения общественной безопасности в Минераловодском городском округе составляют следующие элементы:
- Управление общественной безопасности администрации Минераловодского городского округа;
- Стратегия социально-экономического развития Минераловодского городского округа до 2030 г.;
- Муниципальная программа Минераловодского городского округа "Обеспечение безопасности" на 2016 - 2021 гг.
Управление общественной безопасности администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края является отраслевым (функциональным) органом администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере обеспечения безопасности на территории Минераловодского городского округа, организации охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и т.д.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Минераловодского городского округа до 2030 г. система стратегических приоритетов для Минераловодского городского округа включает:
- развитие человеческого потенциала.
- создание благоприятных условий для устойчивого развития туризма в Минераловодском городском округе.
- создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику.
- организация и непрерывное совершенствование инновационной инфраструктуры как основы высокого качества жизни и долгосрочного развития экономики.
Согласно муниципальной программы Минераловодского городского округа «Обеспечение безопасности» на 2016 - 2021 гг., целью деятельности органов местного самоуправления выступает обеспечение комплексной безопасности населения и объектов Минераловодского городского округа.
Задачами органов местного самоуправления в этой связи выступают:
- развитие инфраструктуры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб;
- построение АПК «Безопасный город» в целях прогнозирования, реагирования и предупреждения угроз для безопасности населения Минераловодского городского округа;
- разработка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного характера, связанных с подтоплением низинных территорий;
- стабилизация и гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений на территории Минераловодского
городского округа;
- снижение уровня проявлений терроризма и экстремизма в
Минераловодском городском округе;
- повышение правовой грамотности населения, в вопросах вреда употребления наркотических веществ путем его регулярного информирования и просвещения;
- обеспечение деятельности Управления общественной безопасности администрации Минераловодского городского округа;
- развитие системы профилактики правонарушений том числе среди несовершеннолетних.
6. В работе были сформулированы и обоснованы основные направления совершенствования участия органов местного самоуправления в обеспечении общественной безопасности.
Проведенный анализ практики участия органов местного самоуправления в обеспечении общественной безопасности в Минераловодском городском округе позволил выделить следующие проблемы:
- отсутствие достаточного уровня публичности в практике обеспечения общественной безопасности на уровне органов местного самоуправления;
- ограниченное включение общественности в решение задач обеспечения общественной безопасности на муниципальном уровне;
- недостаточный уровень информационного сопровождения практики обеспечения общественной безопасности на уровне органов местного самоуправления;
Для решения данных проблем в работе был разработан проект, цель которого заключается в разработке и внедрении новых муниципальных механизмов в практику обеспечения общественной безопасности на территории Минераловодского городского округа.
Для достижения данных целей необходимо решение следующих проектных задач:
- расширить инструменты общественного контроля в сфере обеспечения общественной безопасности на уровне органов местного самоуправления;
- расширить социальное партнерство в сфере обеспечения общественной безопасности на уровне органов местного самоуправления.
В рамках решения первой задачи нами предлагаются следующие меры:
- закрепление обязательности имплементации процедур общественного контроля в сфере обеспечения общественной безопасности на уровне органов местного самоуправления;
- формирование постоянно действующих групп (экспертов) общественного контроля в сфере обеспечения общественной безопасности на уровне органов местного самоуправления;
В рамках решения второй задачи предлагаются следующие меры:
- создание механизмов реализации социального партнерства как метода обеспечения общественной безопасности;
- расширение социального партнерства органов местного самоуправления и институтов гражданского общества.
Реализация предлагаемых мер позволит обеспечить качественное совершенствование практики участия органов местного самоуправления Минераловодского городского округа в обеспечении общественной безопасности на территории муниципального образования.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС КонсультантПлюс.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) // СПС КонсультантПлюс.
3. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
4. Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон от 2.04.2014 г. № 44-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
5. О принятии Устава Минераловодского городского округа Ставропольского края" (Зарегистрировано в ГУ Минюста России по Ставропольскому краю 11.12.2015 N Ru263100002015001): Решение совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 27.11.2015 N 86 (ред. от 28.02.2019) // Официальный сайт Администрации Минераловодского городского округа. URL: http://www.min-vodi.ru/(дата обращения: 15.01.2020).
6. Об утверждении муниципальной программы
Минераловодского городского округа Ставропольского края «Социальная политика»: Постановление администрации
Минераловодского городского округа Ставропольского края от 22.12.2015 N 202 (ред. от 31.01.2018) // Официальный сайт Администрации
Минераловодского городского округа. URL: http://www.min-vodi.ru/(дата обращения: 15.01.2020).
7. Об утверждении муниципальной программы
Минераловодского городского округа Ставропольского края «Совершенствование организации деятельности органов местного самоуправления»: Постановление администрации Минераловодского
городского округа Ставропольского края от 22.12.2015 N 207 (ред. от 29.05.2017) // Официальный сайт Администрации Минераловодского
городского округа. URL: http://www.min-vodi.ru/(дата обращения:15.01.2020).
8. Об утверждении муниципальной программы
Минераловодского городского округа «Обеспечение безопасности» в новой редакции: Постановление администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 31.08.2016 N 2268 (ред. от 30.05.2017) // Официальный сайт Администрации Минераловодского городского округа. URL: http://www.min-vodi.ru/(дата обращения:15.01.2020).
9. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Минераловодского городского округа на период до 2030 года: Постановление администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 21.06.2017 N 1518 // Официальный сайт Администрации Минераловодского городского округа. URL: http://www.min- vodi.ru/(дата обращения:15.01.2020).
10. Об утверждении Положения об осуществлении
общественного контроля в Минераловодском городском округе: Постановление администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 30.11.2016 N 3275 // Официальный сайт
Администрации Минераловодского городского округа. URL: http://www.min- vodi.ru/(дата обращения:15.01.2020).
11. Об учреждении (создании) органа администрации
Минераловодского городского округа Ставропольского края - Управление общественной безопасности администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края с правами юридического лица: Решение совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 23.10.2015 N 20 // Официальный сайт
Администрации Минераловодского городского округа. URL: http://www.min- vodi.ru/(дата обращения:15.01.2020).
Монографии, диссертации, статьи
1. Алимов, С.Ю. Общественная безопасность как вид национальной безопасности в Российской Федерации / С.Ю. Алимов // Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). - 2018. - № 38. - С. 24-30.
2. Андреева, Е.Ю. Уголовно-правовые проблемы борьбы с преступлениями в области общественного порядка, общественной безопасности и безопасности дорожного движения / Е.Ю. Андреева // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2016. - № 14-2. - С. 8-9.
3. Аникиенко, В.Н. Содержание, назначение и взаимосвязь правовых категорий: "безопасность", "продовольственная безопасность", "общественный контроль", "государственный контроль" / В.Н. Аникиенко // Государственная власть и местное самоуправление. - 2017. - № 3. - С. 32-37.
4. Антошин, В.А. Общественная безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации как объект государственного регулирования / В.А. Антошин, Е.С. Мокроусова // Вопросы политологии и социологии. - 2015. - № 3. - С. 31-36.
5. Артюхов, М.В. Административно-правовая характеристика Доктрины информационной безопасности Российской Федерации в контексте обеспечения государственной и общественной безопасности / М.В. Артюхов, Д.И. Кившик // Государственная служба и кадры. - 2018. - № 1. - С. 222-224.
6. Босхамджиева, Н.А. К вопросу о понятии авиационной безопасности как составной части общественной безопасности Российской Федерации / Н.А. Босхамджиева // Полицейская деятельность. - 2019. - № 1. - С. 35-38.
7. Боташева, Л.Э. О некоторых вопросах обеспечения экономической безопасности на муниципальном уровне / Л.Э. Боташева // Общество и право. - 2018. - № 4 (31). - С. 77-80.
8. Газзалов, В.В. Проблемы реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности и обороны страны, законности и правопорядка в РФ / В.В. Газзалов // Аллея науки. -2017. - Т. 3. - № -9. - С. 652-657.
9. Гапоненко, Л.Б. Влияние государственной власти на формирование культуры социально-правовых отношений как фундамента социальной стабильности и общественной безопасности / Л.Б. Гапоненко // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. - 2014. - Т.2. - № 1 (5). - С. 21-24.
10. Голубева, Т.Г. Модернизационный и цивилизационный подходы к местному самоуправлению в политической теории и политической практике (сравнительный анализ, пути синтеза). Автореферат дис. ... доктора политических наук / Сев.-Кавказ. акад. гос. службы. Ростов-на-Дону, 2010. - 42 с.
11. Горяшкиева, Б.Г. Развитие и обеспечение общественной безопасности на муниципальном уровне / Н.Б.Г. Горяшкиева // Вестник экспертного совета. - 2015. - № 3 (3). - С. 41-45.
12. Григорьев, И.Б. О преемственности и взаимосвязи подходов к определению содержания термина "общественная безопасность" в конституционно-правовой Доктрине, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции общественной безопасности в Российской Федерации / И.Б. Григорьева // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. - 2015. - № 2 (34). - С. 15-23.
13. Демидов, Н.Н. Взаимодействие общественных формирований и правоохранительных органов по обеспечению имущественной безопасности граждан / Н.Н. Демидов // В сборнике: Методологические и организационные проблемы обеспечения личной и имущественной безопасности населения на муниципальном уровне материалы межрегиональной научно- методологической конференции. НОУ ВПО "Волгоградский институт бизнеса". 2015, - С. 112-127.
14. Демин, И.В. Сущность и содержание понятий "безопасность", "общественная безопасность" и "национальная безопасность" / И.В. Демин // Вестник Екатерининского института. - 2019. - № 1 (5). - С. 29-30.
15. Егоров, В.Г. Социальные основания политической стабильности российского общества / В.Г. Егоров, В.В. Штоль // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 2017. - № 2 (325). - С. 6-16.
16. Жаглин, А.В. Общественная безопасность как социальное явление и элемент системы национальной безопасности / А.в. Жаглин // Вестник Воронежского института МВД России. - 2017. - № 1. - С. 31-34.
17. Зеленков, М.Ю. Структурно-функциональный подход к системе национальной безопасности российской федерации / М.Ю. Зеленков // Национальная безопасность / nota bene. - 2015. - № 2 (37). - С. 177-196.
18. Зотов, А.Т. Социальное партнерство как метод обеспечения социальной и политической стабильности общества / А.Т. Зотов // Вестник Академии права и управления. - 2010. - № 19. - С. 53-55.
19. Ильичев, И.Е. Общественная безопасность и безопасность общества: соотношение понятий / И.Е. Ильичев, Э.В. Богмацера // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2018. - № 1. - С. 11-19.
20. Камилов, М.А. Определение общественной безопасности в соответствии с новой Концепцией общественной безопасности в Российской Федерации / М.А. Камилов // Административное и муниципальное право. -2014. - № 8 (80). - С. 775-778.
21. Кардашова, И.Б. Общественная безопасность в системе национальной безопасности / И.Б. Кардашова // Научный портал МВД России. - 2018. - № 4. - С. 85-89.
22. Кардашова, И.Б. О соотношении категорий "безопасность",
"национальная безопасность", "общественная безопасность", "общественный порядок" / И.Б. Кардашова, Н.А. Босхамджиева // Актуальные вопросы административно-правового регулирования в современной России. Материалы Международной научно-практической конференции,
посвященной 70-летию И.И. Веремеенко. 2018. - С. 72-74.
23. Кобец, П.Н. Методологические проблемы обеспечения общественной безопасности как элемента внутренней безопасности России от угрозы преступности / П.Н. Кобец // Предупреждение преступности в системе обеспечения внутренней безопасности: Московский ин-т права, негос. образовательное учреждение высш. проф. образования. - Москва, 2018. - С. 37-63.
24. Козюк, М.Н. Социальная и общественная безопасность в системе национальной безопасности / М.Н. Козюк // Национальная безопасность России и проблемы ее обеспечения на современном этапе . Сборник международной научно-практической конференции. Волгоградский филиал "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"; Редакционная коллегия: А.С. Сенцов, В.Н. Тронева. 2015. - С. 104-110.
25. Колесников, А.В. Институциональные экономико-юридические
преобразования, обеспечивающие экономическую безопасность
муниципальных образований / А.В. Колесников, В.Н. Батова, А.Ю. Павлов // Правовая политика и правовая жизнь. - 2015. - № 1. - С. 40-47.
26. Ларина, Н.Ю. Управление социальным развитием как фактор стабильности общества / Н.Ю. Ларина // Проблемы устойчивого развития социально-экономических систем: регион, город, район, организация. Материалы международной научно-практической конференции, 2014. - С. 200-207.
Т1. Лопатина, Т.М. Социальный контроль как эффективный инструмент стабильности гражданского общества / Т.М. Лопатина // Современное право. - 2011. - № 5. - С. 14-18.
28. Магадиев, М.Ф. Угрозы и специфика обеспечения национальной безопасности на муниципальном уровне публичной власти Российской Федерации / М.Ф. Магадиев // Вопросы политологии. - 2015. - № 4 (20). - С. 40-49.
29. Майоров, В.И. Безопасность в сфере дорожного движения как составная часть общественной безопасности / В.И. Майоров // Актуальные проблемы и перспективы развития административного права и процесса . Сборник научных статей. 2018. - С. 94-100.
30. Миронов, А.Н. Правовые основы деятельности органов местного самоуправления по обеспечению общественной безопасности / А.Н. Миронов // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 3 (81). - С. 248-255.
31. Михайлова, Е.А. Воздействие миграционных и
этнодемографических процессов на развитие и социальную стабильность российского региона / Е.А. Михайлова // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 8. - С. 60-62.
32. Мусаелян, М.Ф. Понятия "национальная безопасность" и "общественная безопасность" и их соотношение / М.Ф. Мусаелян, И.Ф. Мусаелян // Национальная безопасность / nota bene. - 2011. - № 3 (8). - С. 72¬11.
33. Нигматьянов, И.Г. Личная и общественная безопасность гражданина в свете "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" / И.Г. Нигматьянов, Ц.С. Дондоков // Актуальные проблемы государственно-правового развития России. Всероссийская научно-практическая конференция. Министерство образования и науки Российской Федерации; Забайкальский государственный университет. 2017. - С. 108-113.
34. Петров, Д.Е. Институциональные основы обеспечения территориальной безопасности в субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне / Д.Е. Петров // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2015. - Т.15. - № 4. - С. 79¬86.
35. Пчелкин, В.И. О путях решения проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности муниципальных образований и организаций / В.И. Пчелкин // Технологии гражданской безопасности. - 2014. - Т.11. - № 1 (39). - С. 46-50.
36. Сергеева, Н.Н. Этнокультурное образование в формировании культуры гражданственности в условиях социокультурного раскола российского общества / Н.Н. Сергеева // Гуманитарий Юга России. - 2019. - Т.8. - № 1. - С. 270-282.
37. Сибиряков, С.Л. О концептуальных подходах к обеспечению личной и имущественной безопасности населения на региональном уровне / С.Л. Сибиряков, Е.А. Анжукаева // Бизнес. Образование. Право. - 2011. - № 1 (14). - С. 48-54.
38. Сидорова, А.Е. Социально-управленческие механизмы формирования социальной стабильности современного общества / А.Е. Сидорова // Преподаватель XXI век. - 2011. - № 2-2. - С. 366-371.
39. Смирнов, М.А. К вопросу об определении границ территорий для обеспечения транспортной безопасности и общественной безопасности на объектах метрополитена / М.А. Смирнов // Актуальные проблемы административного права и процесса. - 2019. - № 1. - С. 70-71.
40. Смотрова, А.И. Развитие и обеспечение общественной безопасности на муниципальном уровне / А.И. Смотрова, Н.Б.Г. Горяшкиева // В сборнике: Научный вестник Астраханского филиала РАНХиГС сборник научных статей. Астраханский филиал РАНХиГС. Астрахань, 2015. - С. 69¬73.
41. Спиридонова, А.А. Социальное партнерство власти и национальных НКО как ресурс социальной стабильности / А.А. Спиридонова // Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Г.Ф. Габдрахмановой, Г.И. Макаровой, Л.В. Сагитовой, 2018. - С. 83-87.
42. Тимченко, А.С. Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения на муниципальном уровне / А.С. Тимченко, В.В. Бубликов // Форум молодых ученых. - 2018. - № 6-3 (22). - С. 296-300.
43. Тушмаков, А.Р. Реализация положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в сфере общественной безопасности / А.Р. Тушмаков // Молодой ученый. - 2016. - № 23-1 (127). - С. 57-61.
44. Шарихин, А.Е. Общественная безопасность как ключевой элемент стратегии национальной безопасности Российской Федерации / А.Е. Шарихин // Мониторинг правоприменения. - 2015. - № 1 (14). - С. 40-45.
45. Шободоева, А.В. О соотношении понятий "национальная безопасность", "государственная безопасность" и "общественная безопасность" / А.В. Шободоева // Обеспечение национальной безопасности России в современном мире. Материалы международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ; Байкальский государственный университет. 2016. - С. 347-355.
46. Юнева, В.А. Обоснование роли и места общественной безопасности как основного приоритета национальной безопасности / В.А. Юнева // Предупреждение преступлений органами внутренних дел в свете современных угроз национальной безопасности. - Москва, 2019. - С. 161-166.
47. Ямалитдинов, А.А. Компетенция органов внутренних дел по обеспечению безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности / А.А. Ямалитдинов // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. - 2016. - Т.8. - № 4. - С. 300-306.