СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО САМБИСТА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты физической подготовки самбистов 7
1.1. Анатомо-физиологические особенности
организма юношей 11-13 лет 7
1.2. Средства и методы физической
подготовки юных борцов 12
1.3. Особенности построения тренировочного процесса самбистов на тренировочном этапе подготовки 22
Глава 2. Методы и организация исследования 31
2.1. Методы исследования 31
2.2. Организация исследования 33
Глава 3. Анализ эффективности экспериментальной
методики совершенствования технико-тактического мастерства самбистов тренировочной группы 35
3.1. Характеристика экспериментальной методики 35
3.2. Анализ эффективности экспериментальной методики 44
Выводы 49
Практические рекомендации 50
Список использованной литературы 51
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты физической подготовки самбистов 7
1.1. Анатомо-физиологические особенности
организма юношей 11-13 лет 7
1.2. Средства и методы физической
подготовки юных борцов 12
1.3. Особенности построения тренировочного процесса самбистов на тренировочном этапе подготовки 22
Глава 2. Методы и организация исследования 31
2.1. Методы исследования 31
2.2. Организация исследования 33
Глава 3. Анализ эффективности экспериментальной
методики совершенствования технико-тактического мастерства самбистов тренировочной группы 35
3.1. Характеристика экспериментальной методики 35
3.2. Анализ эффективности экспериментальной методики 44
Выводы 49
Практические рекомендации 50
Список использованной литературы 51
Приложение
Занятия самбо вызывают значительный интерес у различных категорий населения. Ежегодно в нашей стране проводятся официальные первенства по самбо среди спортсменов детского и юношеского возраста. Национальная команда юных самбистов из России принимает участие в европейских и мировых первенствах, а также во Всемирных юношеских играх. Участие во всероссийских и международных соревнованиях требует повышения уровня подготовленности юных самбистов.
В настоящее время система многолетней подготовки самбистов требует от тренеров подбора средств и методов, способных повышать эффективность и ускорять процесс подготовки.
Было установлено, что уже на ранних стадиях подготовки спортсмен должен научиться отчетливо представлять себе основные технико-тактические приемы и технологию их выполнения. Многочисленные наблюдения за выступлениями самбистов разного возраста и спортивной квалификации позволили выявить, что отдельные технические приемы многократно повторяются в схватках, как в самих бросках, так и в исходных положениях [11].
Современное развитие спортивной борьбы характеризуется возрастанием конкуренции на международной арене, повышением требований к физической подготовленности, особенно в связи с изменением условий соревновательной деятельности, обусловленных постоянным совершенствованием правил соревнований.
Повсеместное распространение отечественной школы борьбы, а также возросшие возможности науки и техники, позволяющие основным конкурентам детально изучать особенности технико-тактического мастерства ведущих российских борцов, обусловили необходимость постоянного поиска и тщательного изучения, анализа и обобщения всего того огромного опыта, который накоплен как у нас в стране, так и за рубежом по проблемам разработки и научного обоснования содержания и методики формирования и совершенствования технико-тактического мастерства борцов на различных этапах многолетней тренировки.
При значительном числе исследований и методических работ по технике и тактике борьбы необходимо отметить, что одной из проблем теории и практики спортивной борьбы остается отсутствие разработанной методики обучения технике на начальных этапах подготовки и вопросы совершенствования содержания и последовательности изучения базовой техники борьбы.
Эта проблема имеет не проходящую актуальность, которая объясняется постоянным острым соперничеством борцов на международных соревнованиях, расширением арсенала технических и тактических действий, наличием большого количества школ с различной направленностью в технической и тактической подготовке спортсменов и частым изменением правил соревнований.
Достижение высоких результатов по борьбе невозможно без совершенствования системы начального обучения, где важно заложить основы правильного выполнения технико-тактических действий. К сожалению, в теории борьбы этому вопросу уделено мало внимания, подавляющее большинство исследований проведено со спортсменами высокой квалификации. Методика начального обучения в недостаточной степени учитывает возрастные особенности юных борцов, во многом повторяет методику обучения, используемую взрослыми.
До сих пор мало исследованными остаются вопросы, каким приемам, защитам и контрприемам необходимо обучать в течение года, в какой последовательности, скольким приемам, сколько раз следует повторять изучаемый прием в одном занятии, сколько раз выполнять его до усвоения оптимальной структуры и применения не только в тренировочных схватках, но и в условиях соревнований.
Цель исследования - разработать методику физической подготовки самбистов, основанную на использовании в тренировочном процессе технико-тактических комплексов.
Объект исследования - процесс физической подготовки самбистов на тренировочном этапе.
Предмет исследования - методика физической подготовки самбистов тренировочной группы 1-го года обучения.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что методика физической подготовки будет более эффективна, если в тренировочном процессе самбистов использовать технико-тактические комплексы, направленные на формирование алгоритма действий спортсменов.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Разработать экспериментальную методику физической подготовки самбистов тренировочной группы 1-го года обучения.
3. Выявить эффективность экспериментальной методики.
4. Разработать практические рекомендации по физической подготовке самбистов.
Для решения задач применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературных источников и документальных материалов; педагогическое наблюдение; опрос (беседа); тестирование; контрольные испытания, экспертная оценка, педагогический эксперимент (формирующий).
Фактический материал, полученный в ходе исследования, был обработан с помощью методов математической статистики.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- общая теория и методика физической культуры (Б.А. Ашмарин, Л.П. Матвеев, Т.Ю. Круцевич, А.М. Максименко, Э.Я. Степаненкова, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Ю.Ф. Курамшин и др.);
- биомеханические основы двигательных действий (Н.А. Бернштейн, В.Б. Коренберг и др.);
- теория и методика спортивной подготовки (Г.С. Туманян, С.В. Ерегина, В.Б. Шестаков, А.С. Кузнецов, Н.Г. Озолин, Г. Сиодо, П.В. Трутнев, Г.А. Козлов, В.П. Губа и др.);
Новизна исследования заключается в теоретической разработке и экспериментальном обосновании разработанных технико-тактических комплексов и теоретических заданий для совершенствования физической подготовленности самбистов.
Практическая значимость заключается в разработке методики физической подготовки начинающих самбистов и практических рекомендаций по ее применению в тренировочном процессе тренировочных групп.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения.
Данная магистерская диссертация включает текст общим объемом 53 страницы без приложения, а также 3 таблиц, 2 рисунка, 1 приложение и 40 литературный источник.
В настоящее время система многолетней подготовки самбистов требует от тренеров подбора средств и методов, способных повышать эффективность и ускорять процесс подготовки.
Было установлено, что уже на ранних стадиях подготовки спортсмен должен научиться отчетливо представлять себе основные технико-тактические приемы и технологию их выполнения. Многочисленные наблюдения за выступлениями самбистов разного возраста и спортивной квалификации позволили выявить, что отдельные технические приемы многократно повторяются в схватках, как в самих бросках, так и в исходных положениях [11].
Современное развитие спортивной борьбы характеризуется возрастанием конкуренции на международной арене, повышением требований к физической подготовленности, особенно в связи с изменением условий соревновательной деятельности, обусловленных постоянным совершенствованием правил соревнований.
Повсеместное распространение отечественной школы борьбы, а также возросшие возможности науки и техники, позволяющие основным конкурентам детально изучать особенности технико-тактического мастерства ведущих российских борцов, обусловили необходимость постоянного поиска и тщательного изучения, анализа и обобщения всего того огромного опыта, который накоплен как у нас в стране, так и за рубежом по проблемам разработки и научного обоснования содержания и методики формирования и совершенствования технико-тактического мастерства борцов на различных этапах многолетней тренировки.
При значительном числе исследований и методических работ по технике и тактике борьбы необходимо отметить, что одной из проблем теории и практики спортивной борьбы остается отсутствие разработанной методики обучения технике на начальных этапах подготовки и вопросы совершенствования содержания и последовательности изучения базовой техники борьбы.
Эта проблема имеет не проходящую актуальность, которая объясняется постоянным острым соперничеством борцов на международных соревнованиях, расширением арсенала технических и тактических действий, наличием большого количества школ с различной направленностью в технической и тактической подготовке спортсменов и частым изменением правил соревнований.
Достижение высоких результатов по борьбе невозможно без совершенствования системы начального обучения, где важно заложить основы правильного выполнения технико-тактических действий. К сожалению, в теории борьбы этому вопросу уделено мало внимания, подавляющее большинство исследований проведено со спортсменами высокой квалификации. Методика начального обучения в недостаточной степени учитывает возрастные особенности юных борцов, во многом повторяет методику обучения, используемую взрослыми.
До сих пор мало исследованными остаются вопросы, каким приемам, защитам и контрприемам необходимо обучать в течение года, в какой последовательности, скольким приемам, сколько раз следует повторять изучаемый прием в одном занятии, сколько раз выполнять его до усвоения оптимальной структуры и применения не только в тренировочных схватках, но и в условиях соревнований.
Цель исследования - разработать методику физической подготовки самбистов, основанную на использовании в тренировочном процессе технико-тактических комплексов.
Объект исследования - процесс физической подготовки самбистов на тренировочном этапе.
Предмет исследования - методика физической подготовки самбистов тренировочной группы 1-го года обучения.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что методика физической подготовки будет более эффективна, если в тренировочном процессе самбистов использовать технико-тактические комплексы, направленные на формирование алгоритма действий спортсменов.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Разработать экспериментальную методику физической подготовки самбистов тренировочной группы 1-го года обучения.
3. Выявить эффективность экспериментальной методики.
4. Разработать практические рекомендации по физической подготовке самбистов.
Для решения задач применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературных источников и документальных материалов; педагогическое наблюдение; опрос (беседа); тестирование; контрольные испытания, экспертная оценка, педагогический эксперимент (формирующий).
Фактический материал, полученный в ходе исследования, был обработан с помощью методов математической статистики.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- общая теория и методика физической культуры (Б.А. Ашмарин, Л.П. Матвеев, Т.Ю. Круцевич, А.М. Максименко, Э.Я. Степаненкова, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Ю.Ф. Курамшин и др.);
- биомеханические основы двигательных действий (Н.А. Бернштейн, В.Б. Коренберг и др.);
- теория и методика спортивной подготовки (Г.С. Туманян, С.В. Ерегина, В.Б. Шестаков, А.С. Кузнецов, Н.Г. Озолин, Г. Сиодо, П.В. Трутнев, Г.А. Козлов, В.П. Губа и др.);
Новизна исследования заключается в теоретической разработке и экспериментальном обосновании разработанных технико-тактических комплексов и теоретических заданий для совершенствования физической подготовленности самбистов.
Практическая значимость заключается в разработке методики физической подготовки начинающих самбистов и практических рекомендаций по ее применению в тренировочном процессе тренировочных групп.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения.
Данная магистерская диссертация включает текст общим объемом 53 страницы без приложения, а также 3 таблиц, 2 рисунка, 1 приложение и 40 литературный источник.
1. Анализ литературных источников показал, что в теории и методике спортивной борьбы недостаточно внимания уделено вопросам физической подготовки самбистов на тренировочном этапе подготовки.
2. Разработана экспериментальная методика физической подготовки юных самбистов, основанная на использовании в тренировочном процессе технико-тактических комплексов.
3. В результате формирующего педагогического эксперимента доказана эффективность экспериментальной методики. Получены достоверные данные, свидетельствующие о повышение результативности выполнения заданий по теоретической физической подготовке и соревновательной деятельности юных самбистов за счет рациональности применения технических действий в различных тактических ситуациях.
4. Выявлен наибольший прирост показателей технической подготовленности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной в следующих контрольных испытаниях: бросок через бедро с сопротивлением (3,1 балл), зацеп изнутри с сопротивлением (3,2 балла), удержание верхом (4,45 с) и бросок через бедро (4,03 с).
2. Разработана экспериментальная методика физической подготовки юных самбистов, основанная на использовании в тренировочном процессе технико-тактических комплексов.
3. В результате формирующего педагогического эксперимента доказана эффективность экспериментальной методики. Получены достоверные данные, свидетельствующие о повышение результативности выполнения заданий по теоретической физической подготовке и соревновательной деятельности юных самбистов за счет рациональности применения технических действий в различных тактических ситуациях.
4. Выявлен наибольший прирост показателей технической подготовленности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной в следующих контрольных испытаниях: бросок через бедро с сопротивлением (3,1 балл), зацеп изнутри с сопротивлением (3,2 балла), удержание верхом (4,45 с) и бросок через бедро (4,03 с).
Подобные работы
- Исследование особенностей развития физической подготовленности у самбистов 8-11 лет на начальном этапе учебно-тренировочного процесса
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА БОЙЦОВ 18-20 ЛЕТ
В СМЕШАННЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА БОЙЦОВ 18-20 ЛЕТ В СМЕШАННЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТХЭКВОНДО
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование скоростно-силовой подготовленности обучающихся 14-15 лет во внеурочной деятельности средствами самбо
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2023 - Совершенствование специальной физической подготовленности дзюдоистов 13-16 лет на основе системы тренировок “кроссфит”
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - Результативность комплекса специальных
упражнений для развития силы мышц рук у борцов самбистов на этапе спортивного совершенствования
Дипломные работы, ВКР, спорт и туризм. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2016 - ЗНАЧЕНИЕ ГИБКОСТИ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЗЮДОИСТОВ 15-17 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Методика развития общей и специальной выносливости у юных спортсменов Греко-римского стиля
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016



