Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты физической подготовки самбистов 7
1.1. Анатомо-физиологические особенности
организма юношей 11-13 лет 7
1.2. Средства и методы физической
подготовки юных борцов 12
1.3. Особенности построения тренировочного процесса самбистов на тренировочном этапе подготовки 22
Глава 2. Методы и организация исследования 31
2.1. Методы исследования 31
2.2. Организация исследования 33
Глава 3. Анализ эффективности экспериментальной
методики совершенствования технико-тактического мастерства самбистов тренировочной группы 35
3.1. Характеристика экспериментальной методики 35
3.2. Анализ эффективности экспериментальной методики 44
Выводы 49
Практические рекомендации 50
Список использованной литературы 51
Приложение
Занятия самбо вызывают значительный интерес у различных категорий населения. Ежегодно в нашей стране проводятся официальные первенства по самбо среди спортсменов детского и юношеского возраста. Национальная команда юных самбистов из России принимает участие в европейских и мировых первенствах, а также во Всемирных юношеских играх. Участие во всероссийских и международных соревнованиях требует повышения уровня подготовленности юных самбистов.
В настоящее время система многолетней подготовки самбистов требует от тренеров подбора средств и методов, способных повышать эффективность и ускорять процесс подготовки.
Было установлено, что уже на ранних стадиях подготовки спортсмен должен научиться отчетливо представлять себе основные технико-тактические приемы и технологию их выполнения. Многочисленные наблюдения за выступлениями самбистов разного возраста и спортивной квалификации позволили выявить, что отдельные технические приемы многократно повторяются в схватках, как в самих бросках, так и в исходных положениях [11].
Современное развитие спортивной борьбы характеризуется возрастанием конкуренции на международной арене, повышением требований к физической подготовленности, особенно в связи с изменением условий соревновательной деятельности, обусловленных постоянным совершенствованием правил соревнований.
Повсеместное распространение отечественной школы борьбы, а также возросшие возможности науки и техники, позволяющие основным конкурентам детально изучать особенности технико-тактического мастерства ведущих российских борцов, обусловили необходимость постоянного поиска и тщательного изучения, анализа и обобщения всего того огромного опыта, который накоплен как у нас в стране, так и за рубежом по проблемам разработки и научного обоснования содержания и методики формирования и совершенствования технико-тактического мастерства борцов на различных этапах многолетней тренировки.
При значительном числе исследований и методических работ по технике и тактике борьбы необходимо отметить, что одной из проблем теории и практики спортивной борьбы остается отсутствие разработанной методики обучения технике на начальных этапах подготовки и вопросы совершенствования содержания и последовательности изучения базовой техники борьбы.
Эта проблема имеет не проходящую актуальность, которая объясняется постоянным острым соперничеством борцов на международных соревнованиях, расширением арсенала технических и тактических действий, наличием большого количества школ с различной направленностью в технической и тактической подготовке спортсменов и частым изменением правил соревнований.
Достижение высоких результатов по борьбе невозможно без совершенствования системы начального обучения, где важно заложить основы правильного выполнения технико-тактических действий. К сожалению, в теории борьбы этому вопросу уделено мало внимания, подавляющее большинство исследований проведено со спортсменами высокой квалификации. Методика начального обучения в недостаточной степени учитывает возрастные особенности юных борцов, во многом повторяет методику обучения, используемую взрослыми.
До сих пор мало исследованными остаются вопросы, каким приемам, защитам и контрприемам необходимо обучать в течение года, в какой последовательности, скольким приемам, сколько раз следует повторять изучаемый прием в одном занятии, сколько раз выполнять его до усвоения оптимальной структуры и применения не только в тренировочных схватках, но и в условиях соревнований.
Цель исследования - разработать методику физической подготовки самбистов, основанную на использовании в тренировочном процессе технико-тактических комплексов.
Объект исследования - процесс физической подготовки самбистов на тренировочном этапе.
Предмет исследования - методика физической подготовки самбистов тренировочной группы 1-го года обучения.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что методика физической подготовки будет более эффективна, если в тренировочном процессе самбистов использовать технико-тактические комплексы, направленные на формирование алгоритма действий спортсменов.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Разработать экспериментальную методику физической подготовки самбистов тренировочной группы 1-го года обучения.
3. Выявить эффективность экспериментальной методики.
4. Разработать практические рекомендации по физической подготовке самбистов.
Для решения задач применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературных источников и документальных материалов; педагогическое наблюдение; опрос (беседа); тестирование; контрольные испытания, экспертная оценка, педагогический эксперимент (формирующий).
Фактический материал, полученный в ходе исследования, был обработан с помощью методов математической статистики.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- общая теория и методика физической культуры (Б.А. Ашмарин, Л.П. Матвеев, Т.Ю. Круцевич, А.М. Максименко, Э.Я. Степаненкова, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Ю.Ф. Курамшин и др.);
- биомеханические основы двигательных действий (Н.А. Бернштейн, В.Б. Коренберг и др.);
- теория и методика спортивной подготовки (Г.С. Туманян, С.В. Ерегина, В.Б. Шестаков, А.С. Кузнецов, Н.Г. Озолин, Г. Сиодо, П.В. Трутнев, Г.А. Козлов, В.П. Губа и др.);
Новизна исследования заключается в теоретической разработке и экспериментальном обосновании разработанных технико-тактических комплексов и теоретических заданий для совершенствования физической подготовленности самбистов.
Практическая значимость заключается в разработке методики физической подготовки начинающих самбистов и практических рекомендаций по ее применению в тренировочном процессе тренировочных групп.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения.
Данная магистерская диссертация включает текст общим объемом 53 страницы без приложения, а также 3 таблиц, 2 рисунка, 1 приложение и 40 литературный источник.
1. Анализ литературных источников показал, что в теории и методике спортивной борьбы недостаточно внимания уделено вопросам физической подготовки самбистов на тренировочном этапе подготовки.
2. Разработана экспериментальная методика физической подготовки юных самбистов, основанная на использовании в тренировочном процессе технико-тактических комплексов.
3. В результате формирующего педагогического эксперимента доказана эффективность экспериментальной методики. Получены достоверные данные, свидетельствующие о повышение результативности выполнения заданий по теоретической физической подготовке и соревновательной деятельности юных самбистов за счет рациональности применения технических действий в различных тактических ситуациях.
4. Выявлен наибольший прирост показателей технической подготовленности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной в следующих контрольных испытаниях: бросок через бедро с сопротивлением (3,1 балл), зацеп изнутри с сопротивлением (3,2 балла), удержание верхом (4,45 с) и бросок через бедро (4,03 с).
1. Алиханов И.И. О становлении технико-тактического мастерства / Спортивная борьба. - М.: ФиС, 1982.
2. Алексеенко Ю.Г. «Коронный прием»/Спортивная борьба. - М.: ФиС, 1975.
3. Астахов А.М. Новое в методике обучения технике борьбы / Спортивная борьба. - М.: ФиС, 1976.
4. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. - М.: ФиС, 1983.
5. Грузных Г.М. Учет и планирование учебно-тренировочного процесса в спортивной борьбе. - Омск, 1978.
6. Дементьев В.Л. Роль стандартных положений в формировании комбинационной борьбы лежа в самбо и самбо/Спортивная борьба. - М.: ФиС, 1986.
7. Игуменов В.М., Подливаев Б.А. Спортивная борьба. - М.: Просвещение, 1993. - 128 с.
8. Калмыков С.В. Вопросы подготовки юных борцов 8 - 10 лет /
Спортивная борьба. М.: ФиС, 1975.
9. Каплин В.Н., Еганов А.В., Сиротин О. А. Оценка уровня специальной и
общефизической подготовленности самбистов-юниоров: Метод,
рекомендации. - М.: Госкомспорт, 1990. - 22 с.
10. Коблев Я.К., Рубанов М.Н., Чермит К.Д. Практико-техническая
подготовленность самбистов / Спортивная борьба. - М.: 1979.
11. Коджаспиров Ю.Г. Новое в методике начального обучения юных борцов / Спортивная борьба. М.: ФиС, 1982.
12. Колупов Ю.И., Рудницкий В.И. Особенности подготовки молодых борцов / Спортивная борьба. - М.: ФиС, 1980.
13. Малиновский C.B. Реализация проблемных ситуаций тактико-технических задач с помощью технических средств обучения / С.В. Малиновский, В.Г. Пашинцев // Теория и практика физической культуры, 2000. № 2.
14. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для ИФК. - М.: ФиС, 1977.
15. Матвеев Л.П. Планирование и построение спортивной тренировки. - М.:, ГЦОЛИФК, 1972.
16. Новиков А.А., Смоляр С.Н. Пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в классической борьбе/ Спортивная борьба. - М.: ФиС, 1983.
17. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1970.
18. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под общей ред. Набатниковой М.Л. - М.: ФиС, 1982.
19. Петров Р. Дидактические проблемы подготовки тренеров по борьбе/ Актуальные проблемы спортивной борьбы. - М.: РГАФК, 1998.
20. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: ФиС, 1986.
21. Письменский И.А., Коблев Я.К., Сытник В.И. Многолетняя подготовка самбистов. - М.: ФиС, 1982.
22. Преображенский С.А. Когда прекращать совершенствование приема?/ Спортивная борьба. - М.: ФиС, 1984.
23. Пыжов В.В., Портах В.С. Использование приемов непосредственного воздействия при обучении технике приемов/ Спортивная борьба. - М.: ФиС, 1981.
24. Рублевский В.Е., Кузьменко Ю.Д., Ахмедов А.И. Методика обучения подростков технике спортивной борьбы/ Спортивная борьба. - М.: ФиС, 1979.
25. Свищев И.Д. Самбо/ Учебное пособие для спортивных школ. - М.: РГАФК, 1999.
26. Свищев И.Д. Анализ тактико-технических действий самбистов/
Спортивная борьба. - М.: ФиС, 1975.
27. Сердюк В.П., Юшков О.П. О методике начального обучения технике вольной борьбы/ Спортивная борьба. - М.: ФиС, 1976.
28. Сиротин О.А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки самбистов. - Челябинск, 1996. - 315 с.
29. Станков А. Г. Индивидуализация подготовки борцов - М.: ФиС 1995.¬241с.
30. Тищенков И. И., Извеков В.В. Борьба в одежде: самбо и самбо для женщин. - М., 1998. - 168 с.
31. Тишин Н.П., Бекентов В.А. Управление процессом спортивного
совершенствования юных борцов/ Спортивная борьба. - М.: ФиС, 1979.
32. Торопин Г.И. Чтобы остаться сильнейшими (Проблемы подготовки резервов)/ Спортивная борьба. - М.: ФиС, 1984.
33. Туманян Г.С., Свищев И.Д. Программа по самбо для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. - М.: ФиС, 1977.
34. Туманян Г.С. Спортивная борьба. - М.: ФиС, 1985.
35. Учебная программа по самбо для учреждений дополнительного образования /Свищев И.Д. и др. - М.: Советский спорт, 2008. - 96 с.
36. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «самбо», утвержденный приказом Минспорта России от 21.08.2017 № 767.
37. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта / Учебное пособие для ИФК. - М.: ФиС, 1987.
38. Чумаков Е.М., Ионов С.Ф. О систематизации понятий и последовательности изучения техники борьбы самбо/ Спортивная борьба. - М.: ФиС, 1978.
39. Шахмурадов Ю.А. Научно-методические основы многолетней физической подготовки борцов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора пед. наук. - М.: РГАФК, 1999.
40. Юшков О.П. Начальное обучение в вольной борьбе / Спортивная борьба. - М.: ФиС, 1982.