ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЗМ КАК ЧЕРТА ПОЭТИКИ В РУССКОЙ
РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Понятие психологизма в литературе 6
1.2. Психологизм как черта поэтики художественного
произведения 7
1.2.1. Портрет как средство создания психологизма 8
1.2.2. Интерьер и его функция в изображении
внутреннего мира человека 11
1.2.3. Психологическая функция пейзажа 12
1.2.4. Роль символа в изображении внутреннего мира человека 13
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н.ТОЛСТОГО И ЕГО
ОТРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ «АННА КАРЕНИНА» 17
2.1. Своеобразие психологизма Л.Н.Толстого 17
2.2. Отражение психологизма в романе «Анна Каренина» 22
2.3. Пейзаж, портрет и интерьер в художественной
системе романа «Анна Каренина» 24
2.4. Символика романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» 28
2.4.1. Имена героев 32
2.4.2. Символика железной дороги 34
2.4.3. Символика скачек 41
2.4.4. Свет в романе 43
2.4.5. Природные символы 45
2.4.6. Символика деталей 48
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ
ТВОРЧЕСТВА Л.Н.ТОЛСТОГО В ШКОЛЕ 53
3.1. Методические аспекты изучения психологизма Л.Н.Толстого
в средней школе 53
3.2. Примерный конспект урока с использованием аспектов
изучения психологизма 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Современное литературоведение уделяет большое внимание изучению поэтики JL Н. Толстого. Однако психологический анализ, его формы и способы реализации в романах писателя недостаточно изучены современной наукой. Это связано прежде всего с особенностями мировоззрения Л. Л. Толстого с необычайной глубиной художественного понимания реальности и мира человеческой души.
К сожалению, как показал анализ многочисленных научных исследований, в разной степени посвященных изучению романов Л. Н. Толстого «Анна Каренина», работы, которые будут посвящены исключительно психологической манере писателя, не столько. Поэтому актуальность нашего исследования заключается в том, что мы попытаемся показать, как с помощью художественных приемов писателю удается передать малейшие оттенки внутреннего мира своих персонажей. Мы считаем, что такой интегративный подход необходим, поскольку такое утверждение проблемы позволяет нам расширять и углублять понимание истоков и способов выражения психологии как важного компонента поэтики JL. Н. Толстой. Конечно, мы не претендуем на то, чтобы быть исчерпывающим решением этой проблемы, потому что это не позволяет ограничить наши знания и универсальность поэзии Толстого.
Основным объектом изображения в литературе является человек. В наибольшей степени антропоцентризм характерен для психологической прозы, в которой внимание сосредоточено на понимании законов человеческой психики, человеческой души. Роман Дж. Н. Толстой, Анна Каренина, выбранная в качестве объекта нашего исследования, уникальна в этом отношении: анализ психологических имиджевых методов в этой работе позволяет нам понять суть психологии как фундаментальное качество прозы JL. Н. Толстой. Детальное исследование методов психологического анализа в романе «Анна Каренина» позволяет не только проследить эволюцию творческого метода писателя, но и наметить некоторые тенденции в развитии русской прозы в целом. Предметом исследования явились те элементы поэтики романа Jl. Н. Толстого «Анна Каренина», которые в совокупности дают представление о психологизме в данном произведении.
Цель работы - выявить и систематизировать приемы психологического анализа в системе поэтических средств романа JI. Н. Толстого «Анна Каренина», определить их взаимосвязь. Так как поставленная цель связана с рядом теоретических и историко-литературных вопросов, она требует решения следующих задач:
1) изучить историю исследования данной проблемы;
2) уточнить содержание понятия психологизма и охарактеризовать основные его формы, сложившиеся в русской реалистической прозе XIX века;
3) выявить те черты поэтики романа, которые способствуют достижению глубокого психологического анализа
4) проанализировать художественную структуру романа в контексте предложенной проблемы
6) дать пример методического осмысления проблемы психологизма Л.Н.Толстого в средней школе.
Методология. Работа основана на сочетании сравнительных, исторических, генетических и типологических методов, анализе и обобщении научного опыта по изучаемому вопросу. Такой систематический подход позволяет изучать особенности психологического анализа в художественной структуре романа «Анна Каренина» и позволяет рассматривать литературные явления в их целостности и в историческом и литературном процессе. С помощью поэтического и структурного анализа текста работы раскрываются методы психологического образа персонажей, ведется поиск идеологического и художественного единства элементов стиля писателя.
Научно-практическая значимость работы обусловлена тем, что ее содержание и выводы могут быть использованы на уроках литературы в старших классах общеобразовательной школы.
Структура работы определяется её целями и задачами. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.
Введение представляет историю исследования проблемы, цели и задачи ее дальнейшего изучения. В первой главе рассматривается определение психологии и представлена попытка анализа тех элементов поэтики Л. Н. Толстого, которые способствуют углубленному психологическому анализу персонажей. Вторая глава анализирует систему образов романа под углом зрения проблемы. Третья глава - попытка понять художественные особенности прозы Л. Н. Толстого в старшей школе. В заключении кратко изложены результаты исследования.
Подводя итоги этого исследования, хотелось бы отметить следующее:
Во-первых, в то время как изучение творчества Л. Н. Толстого, большинство исследователей указывают на непостижимость художественного метода писателя, которому удается совместить субъективные образы эпического и лирического начала;
Во-вторых, психологизм как способ изобразить внутренний мир человека в художественной работе основан на таких средствах, как пейзаж, портрет и интерьер, то есть те признаки пространства, которые являются отражением характера и психического состояния героя в данный момент;
В-третьих, изображая внутренний мир человека, Л. Н. Толк по- прежнему использует все средства художественного описания, силу его гения превращает их из простой жизни мусталов в сложное искусство символической системы;
В-четвертых, изучение творчества Л. Н. Толстого в вузе невозможно без понимания специфики психологии его произведений, поэтому в процессе обучения необходимо использовать не только традиционные методы обучения, но и способы актуализации творческих способностей студенты, которые еще не включены в список, например, например, sinquan.
1. Альтман М.С. Читая Толстого. - Тула.: Приокское книжное изд-во, 1966. - 168 с.
2. Ахметова Г.А. Мифологический лейтмотив в романе Льва Толстого "Анна Каренина". // Фольклор народов России. - Уфа, 2006. - С. 83-94
3. Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. - М.: Худож. лит., 1978. - 158 с
4. Бабаев, Э. Г. Лев Толстой и его роман «Анна Каренина» / Э. Г. Бабаев // Толстой Л. Н. Анна Каренина. М. : Художественная литература, 1985.-С. 5¬22.
5. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. - СПб:
Паритет, 2006. - 320 с.
6. Берман Б.И. Луна и вода в мире Толстого. // Берман Б.И. Сокровенный Толстой. Религиозные видения и прозрения художественного творчества Льва Николаевича. - М., 1992. - С. 5-40
7. Билинкис Я.С. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого и русская литература 1870-х гг. (Лекция). - Л., 1970. - 72 с
8. Билинкис Я.С. Характеры и время (Основные образы «Анны Карениной»). // Билинкис Я.С. О творчестве Л.Н. Толстого. - Л.: Советский писатель», 1959. - С. 280-340.
9. Бицилли П.М. Проблема жизни и смерти в творчестве Толстого. // Л.Н. Толстой: proetcontra / Сост., вступ. ст., коммент. и библиогр. К.Г. Исупова. - СПб.: РХГИ, 2000. - С. 473-500.
10. Виноградова Н.В. Литературный портрет как средство художественной
характеристики. Электронный ресурс. Режим доступа:
https://infourok.ru/uchebnoe-posobie-literatumiy-portret-kak-sredstvo-hudozhestvennoy-harakteristiki-2316082.html
11. Гужиева Н.В. Изображение «красносельских скачек» в «Анне Карениной» Л. Толстого: Жизненный прообраз, функция в романе, парадоксы критики. // Очерки истории Красного Села и Дудергофа. - СПб., 2007. - С. 339-355.
12. Густафсон Р.Ф. Битва Анны за любовь. / Густафсон Р.Ф. Обитель и чужак. Теология и художественное творчество Л. Толстого. / Пер. с англ. Т. Бузиной. - СПб.: Академический проект, 2003. - С. 128-142.
13. Густафсон Р.Ф. Левин в поиске веры. / Густафсон Р.Ф. Обитель и чужак. Теология и художественное творчество Л. Толстого. / Пер. с англ. Т. Бузиной. - СПб.: Академический проект, 2003. - С. 142-153.
14. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание. / В.И. Даль. - М.: Астрель; АСТ; Хранитель, 2007. - 349 с.
15. Данте А. Божественная комедия. / Данте А.; пер. с итал. Д. Минаева; совр. поэт. ред. И. Евсы; предисл. В. Татаринова; примеч. Т. Шеховцовой. - М.: Эксмо, 2008. - 864 с
16. Денисова Э.И. Образы «света» и «тьмы» в романе «Анна Каренина». // Яснополянский сборник, 1980: Статьи, материалы, публикации. - Тула. - С. 95-104.
17. Ерёмина Л.И. Свет как символ и реальность в романе Л.Толстого «Анна Каренина». // Русская речь. - 1978. - №1. - С. 11-18.
18. Ермилов В.В. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». - М.: Худож. лит., 1963. - 136 с.
19. История мировой культуры. / Сост. Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. - М.: Филолог. об-во «Слово», Центр гуманитар. Наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, ТКО «АСТ», 1996. - 610 с.
20. Леннквист Б. "Медвежий" мотив и символика неба в романе "Анна Каренина". T. 41. // Scando-Slavica.- Copenhagen, 1995. - С. 115-130.
21. Литературная энциклопедия терминов и понятий. / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. - М.: Интелван, 2003. - 1597 с
22. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. — М. : Искусство, 1976. 367 с.
23. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. -М.
: Искусство, 1970. 384 с. — (Семиотическое исследование по теории
искусства).
24. Маймин, Е. А. Некоторые вопросы художественного мастерства на маиериале романа Л. Н. Толстого «Воскресение» / Е. А. Маймин ; Выборгский гос. пед. институт. Ученые записки. Т. 1. - Вып. 1. — Выборг, 1957. - С. 115-138.
25. Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский. - М.: Наука, 2000. - 592 с
26. Мигранова Л.Ш. Былинные реминисценции в романе "Анна Каренина" Л.Н. Толстого: Илья Муромец и Константин Левин. Ч. 1. // Язык. Культура. Коммуникация. - Волгоград, 2008.- С. 169-175
27. Новейший философский словарь. / Сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
28. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4-е издание, дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
29. Пан Т.Д. Античные и христианские мотивы и образы в творчестве Л.Н. Толстого (по роману "Анна Каренина"). // Античность и христианство в литературах России и Запада. Материалы международной научной конференции «Художественный текст и культура VII» 4-6 октября 2007 г. - Владимир.: Владимирский государственный университет, 2008. - C. 97-103.
30. Плюханова М.Б. Творчество Толстого: Лекция в духе Ю.М. Лотмана. / Л.Н. Толстой: proetcontra / Сост., вступ. ст., коммент. и библиогр. К.Г. Исупова. - СПб.: РХГИ, 2000. - С. 822-858.
31. Полякова Е. Символ и аллегория в реализме Толстого. / В мире Толстого: Сборник статей. / Сост., вступ. ст. С. Машинский. - М.: Советский писатель, 1978. - С. 315-350
32. Сато Ю. "Внутренняя связь" в романе "Анна Каренина": (Образы "красного мешочка" и "мужика"). // Толстой и о Толстом: Материалы и исследования. Вып. 1. - М., 1998. - С. 253-263.
33. Сато Ю., Сорокина В.В. Маленький мужичок с взъерошенной бородой (Об одном символическом образе в «Анне Карениной»). // Толстой и о Толстом: Материалы и исследования. Вып. 2. - М., 1999. - С. 139-153.
34. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках / Сост.Е. И. Покусаева, вступит. ст.Е. И. ПокусаеваиА. А. Жук. М.: Художественная литература, 1972. 543 с.
35. Сливицкая О.В. О многозначности восприятия "Анны Карениной". // Рус. лит. - 1990. - №3. - С. 34-47
36. Страхов, Н. Н. Взгляд на текущую литературу / Н. Н. Страхов // Страхов Н. Н. Литературная критика : сборник статей. СПб. : 2000. - 461 с.
37. Суркова Ж.Л. Поэтика романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина": идиллические мотивы и эсхатологическая символика: Автореф. дис.... канд. филол. наук; Филол. науки: 10.01.01. - Иваново, 2003. - 17 с.
38. Толстой Л.Н. Анна Каренина: Роман в 8-ми ч. / Вступ. ст. Э. Бабаева. - М.: Худож. лит., 1985. - 766 с.
39. Толстой, И. П. Мои воспоминания / И. П. Толстой ; вступ. статья С. А. Розановой ; подгот. текста и примеч. О. А. Голиненко и др. — М. : Художественная литература, 1969. —455 с.
40. Федяев Д.М. «Анна Каренина»: гармония в античном стиле. // Гуманитарные исследования: Ежегодник. Вып. 2. - Омск, 1997. - С. 62-69.
41. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. - М.: Транзиткнига, 2004. - 655 с.
42. Что такое психика, душа, внутренний мир человека? Электронный
ресурс. Режим доступа:
https://author24.ru/spravochniki/psihologixa/sistema psihologicheskih nauk/chtotakoe psihika dusha vnutrenniy mir cheloveka/
43. Шкловский, В. Б. Художественная проза. Размышления и разборы / B. Б. Шкловский. -М. : Советский писатель, 1959. 628 с.
44. Эйхенбаум Б.М. Анна Каренина. // Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Монография. - Л.: Худож. лит., 1974. - С. 127-190.