Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕТАЛЬ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖА В ДРАМАТУРГИИ А.П. ЧЕХОВА

Работа №60860

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
251
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Роль художественной детали в раскрытии образа литературного
произведения 5
1.2. Классификация деталей 10
ГЛАВА 2. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В ДРАМАТУРГИИ А.П. ЧЕХОВА 15
2.1. Портретная деталь 15
2.2. Пейзажная деталь 26
2.3. Вещная деталь 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ

Данная дипломная работа направлена на рассмотрение свойств художественной детали в драматургии А.П. Чехова
Актуальность поставленной проблемы определяется, с одной стороны, слабым изучением художественной детали с точки зрения ее потенциала в создании художественного образа. Категория художественной детали на настоящий момент остается недостаточно изученной и в лингвистических, и в литературоведческих работах, заметна расплывчатость в терминологии, в определении специфики и границ детали. Литературоведы сходятся в определении детали как самого малого, неразложимого структурного элемента произведения, но также расходятся в определении ее границ. Все исследователи согласны с тем, что тропы к художественной детали не относится, но в понимании этого, необходимо выявить, что следует относить к детали [Еранова 2015: 65].
В широком понимании сюда включают, помимо деталей внешних, материальных, относящихся к художественному миру произведения, и детали внутренние, выражающие душевные движения человека. В узком смысле - только первые, относящиеся к метасловесному, предметному миру произведения. Разногласие возникает и по поводу разграничения детали и подробности: от синонимичности их обозначения до различения по степени экспрессивности и характерности. Нет однозначного решения и в вопросе о том, считать ли деталь образом. Одни говорят, что образ и деталь - разные вещи, соотносящиеся как «целое» и «часть». Другие считают, что деталь сама по себе есть микрообраз [Кропоткин 2003: 5].
В данной работе анализируются скрытые механизмы функционирования художественной детали как части образа в пьесах А.П. Чехова «Вишневый сад», «Дядя Ваня» и «Чайка», что еще не было предметом исследования [Турков 2013: 144].
Объектом данного исследования является драматургия А.П. Чехова, а его предметом - роль художественных деталей в раскрытии сюжета и композиции его пьес.
Цель работы - раскрытие потенциала художественных деталей различного типа и их роли в передаче смысла и создании образов в драматургии Чехова.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
— определить роль художественной детали в раскрытии образа художественного произведения;
— дать классификацию деталей;
— проанализировать типы деталей в контексте драматургических произведений А.П. Чехова и определить их функции в раскрытии образов, ситуаций, сюжета.
Теоретической базой исследования стали работы таких отечественных исследователей, как М.М. Бахтин, А.И. Горшков, В.Е. Красовский, В.А. Кухаренко, А.М. Пешковский, Г.И. Поспелов, Э.Я. Фесенко, Е. Фарино, Л.В. Чернец и др.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вся богатая российская классика складывается из двух огромных процессов - разработки психологизма героев в их отношении к миру и другим людям и в разработке психологизма врождённого, направленного в анализ личного внутреннего мира, собственной души.
На протяжении развития человечества, мышление имеет образное отражение и моделируется посредством действительности, что сохранилось настоящее время, а также является основой развития художественного творчества. Если рассматривать первоначальное мышление, т.е. творческое мышление, то оно развито не только в творчестве, но и также является основой человеческого мироощущение, с помощью которого происходит развитие образного фантастического отражения действительности, иными словами говоря об мышление, оно позволяет создать воображаемую картину мира.
В литературе, художественная деталь принимает участие в разработке текста, потому что любая деталь подразумевает наиболее просторный и глубочайший охват факта либо действия, нежели изображено в тексте чрез деталь. Но любой вид имеет собственную функциональную и распределительную специфику. Выразительная деталь формирует образ природы, образ внешности, применяется в главном единственность. Уточняющая - формирует предметный характер, характер мебели и делится кучно. Характерологическая деталь принимает участие в создании вида персонажа и рассредоточивается сообразно целому слову. Имплицирующая деталь формирует характер взаимоотношений между персонажами либо между героем и реальностью.
Так в драматургии А.П. Чехов при описании портретной детали широко использует эксплицитные и имплицитные лексические средства для создания портрета персонажа. Анализ эксплицитных лексических средств показал, что если немаркированную лексику писатель использует в качестве основы портрета, то маркированная лексика, с одной стороны, является средством правдивого, индивидуализированного изображения героев, а с другой - способствует созданию целой галереи ярких, запоминающихся портретов-символов.
Рассматривая пейзажную деталь А.П. Чехова, то можно сказать, что она не богата своим разнообразием, автор мало использует пейзаж как основу рассказа. Но несмотря на это, часто используется природное явление такое как дождь, который показывает всю никчёмность и безопасность героя. Помимо дождя в драматургии можно увидеть луну, которая олицетворяет мотив смерти или темной стороны героя.
Таким образом, данное определение пейзажной детали подчиняется всем основам применения детали, в образной системе Чехова. Она дана во временных, непрерывно новых положениях, которые она сама раз создаёт: облако, которое быстро уйдет, лунный свет, отображающийся в лампадке либо бутыльном осколке, ясно-желтая полоска света, лезущая по земле, блики солнца на крестах и куполах, странный звук, пронесшийся по степи. Чехов употребляет в собственных произведениях пейзаж как мелочь, демонстрирующую неизменные конфигурации робкого мира.
Вещь в творчестве А.П. Чехова с потребностью употребляется во всех художественных обстановках: при характеристике персонажа, в разговоре, глобальной сцене, при изображении ощущения и идеи. В прозе и драматургии Чехова имеется одна, давно замеченная черта — символичность некоторых деталей: «отдаленный, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный», и стук топора по дереву в «Вишневом саде», забор в «Даме с собачкой», крыжовник и т. п.
Таким образом, творчество Чехова, кардинально отличается от Л.Н. Толстого или Н.В. Гоголя которые в своем творчестве активно используют все художественные детали. Но мир Чехова, позволяет погрузиться в личность героя, понять какой он, при этом сам писатель мало использует художественную деталь как основу, для него важно показать духовный мир героя через действия и его манеры общения.



1. Вахтел Э. Пародийность «Чайки»: символы и ожидания // Вестник Московского государственного университета. - Филология. - 2002. - №1. - С. 72-90.
2. Волчкевич М. Как изучать Чехова? Чеховедение в вопросах, восклицаниях, союзах и предлогах // Молодые исследователи. - М.: 2011. - С.4-12.
3. Головачева А.Г. «Что за звук в полумраке вечернем? Бог весть...»: Образ-символ в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» // Уроки литературы. - 2007. - №10. - С. 1-5.
4. Грачева И.В. Человек и природа в пьесе А.П. Чехова // Литература в школе. - 2005. - №10. - С. 18-21.
5. Громов М.П. Книга о Чехове. - М: Современник, 1989. - 384 с.
6. Гусарова К. «Вишневый сад» - образы, символы, персонажи. // Литература. - 2002. - №12. - С. 4-5.
7. Дерман А.Б. О мастерстве Чехова. - М: Сов. писатель, 1959. - 208 с.
8. Еранова Ю.И. Уровни художественной символики в прозе А. П. Чехова // Вестник ТГУ. - 2015. - №8. - С. 64-68
9. Есин А. Б. Русская литература и литературоведением. - М.: 2013.- 281 с.
10. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. - СПб.:- 2015. - 486 с.
11. Ивлева Т.Г. Автор в драматургии А.П. Чехова. - Тверь: 2011. - 131 с.
12. Катаев В.Б Проза Чехова: проблемы интерпретации / В.Б. Катаев
- М: Издательство Московского университета, 1979. - 326 с.
13. Кропоткин П. Русская литература. Идеал и действительность. - М.: 2003. - 173 с.
14. Кузнецова М.В. Творческая эволюция А.П. Чехова. - Томск, 1978. - 261 с.
15. Кулешов В. И. Жизнь и творчество А. П. Чехова. - М: Детская литература, 1985. - 173 с.
16. Лазарева Т.И. Роль портретной и предметной детали в раскрытии образа персонажа в социально-психологическом аспекте // Вестник НГУ. -2011. - №7. - С. 89-93
17. Лазутина Т.В. Символизм как миропонимание // Культурология. - 2016. - №4. - С. 28-32
18. Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова / В. Я. Линков - М: Издательство Московского университета, 1982. - 128 с.
19. Минералова И.Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма. - М.: Флинта: Наука, 2013. - 172 с.
20. Ничипоров И. А.П. Чехов в оценке русских символистов // Молодые исследователи Чехова. - М.: 2014. - С.40-54.
21. Ничипоров И. Б. Символизм и Чехов // А.П.Чехов.
Энциклопедия. — М.: 2011. — С. 639-643.
22. Новогицин О.Е. Драматургия Чехова // Вестник РГГУ. - 2017. - №10. - С. 92-95
23. Одесская М.М. Мотивы, образы, интертекст. «Три сестры». - М.:
2012. - С. 150-158.
24. Подольская О. «Три сестры». Ключевые темы, образы и мотивы в пьесе А.П. // Литература. - 2003. - №16. - С. 9-12.
25. Рябинина Н.В. Портрет как средство психологической характеристики персонажа // Вентник МГУ. - 2013. - №8. - С. 75-80
26. Семанова М.Л. Чехов в школе / М.Л. Семанова - Л: Учпедгиз, 1954. - 282 с.
27. Символизм А.П.Чехова. - [Электронный ресурс].
доступа: http://chehov-lit.ru/(дата обращения: 20.05.2018)
28. Солженицын А.И. Творчество А.П. Чехова / А. И Солженицын // Новый мир. - 1998. - № 10 - С. 178.
29. Тамарченко, Н.Д. Теоретическая поэтика. - М.: 2006. - 212 с.
30. Турков А.М. Чехов и его время. - М.: 2013. — 461 с.
31. Фадеева И.Е. Художественный текст как феномен культуры. Введение в литературоведение. - Сыктывкар: 2016. - 164 с.
32. Фесенко Э.Я. Теория литературы. - М.: 2008. - 780 с.
33. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: 2002. - 216 с.
34. Халфин Ю. Тайна и гармония священная: О поэтике Чехова // Литература. - 2009. - №3. - С. 30-32.
35. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. - М.: 2004. - 680 с.
36. Чернец Л.В. Деталь. - М.: 2014. - 288 с.
37. Чехов А.П.Рассказы. Повести. - М., 2002. - 480 с.
38. Чехов А.П.Собрание сочинений. - М., 1954. - 512 с.
39. Чехов А.П. Избранные произведения в 3-х томах / А.П. Чехов - М: Художественная литература, 1964. - 622 с.
40. Чехов А.П. Избранные произведения / А.П. Чехов - Л: Лениздат, 1974. - 704 с.
41. Чехов М.П. Вокруг Чехова / М.П.Чехов - М: Московский рабочий, 1959. - 302 с.
42. Чеховский след в драматургии символистов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://silver-age.info/(дата обращения: 21.05.2018)
43. Чудаков А.П. Антон Павлович Чехов / А.П. Чудаков - М: Просвещение, 1987. - 176 с.
44. Шатин Ю.В. Профанирующий символ. О поэтике А.П.Чехова. - Иркутск, 1993. - С. 296-297
45. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. - М.: 2011. - 591 с.
46. Щербаков К. Восхождения к Чехову. - М., 1988.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ